«Методико-исполнительский анализ педагогического репертуара для учащихся 5 класса ДМШ»
учебно-методический материал

Учебно-методическая публикация преподавателя фортепиано Гросс О. В., предназначенная для учащихся и педагогов музыкальных училищ и колледжей, а также для педагогов ДМШ и ДШИ, на тему: «Методико-исполнительский анализ педагогического репертуара для учащихся 5 класса ДМШ». Опыт работы преподавателя-разработчика – 22 года. В статье предложены варианты методико-исполнительского анализа полифонических произведений, произведения крупной формы, пьес и этюдов по программным спискам для учащихся 5 класса ДМШ с примерным планом составления аннотации произведения и списком нотной литературы (в том числе, рекомендованными для изучения репертуарными сборниками). Данный материал будет полезен студентам музыкальных училищ и колледжей при подготовке к Итоговой государственной аттестации по "Основам преподавания творческих дисциплин" (специализация "Фортепиано"), а также преподавателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx27.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая публикация преподавателя фортепиано Гросс О. В., предназначенная для учащихся и педагогов музыкальных училищ и колледжей, а также для педагогов ДМШ и ДШИ, на тему: «Методико-исполнительский анализ педагогического репертуара для учащихся 5 класса ДМШ». Опыт работы преподавателя-разработчика – 22 года.

Нотная литература

    Предлагаемые для изучения репертуарные сборники.

1.        И. С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги. Нотная тетрадь А. М. Бах. Инвенции.

2.        Г. Гендель. Фугетты.

3.        К. Черни. Этюды: сборник под редакцией Г. Гермера и соч. 299.

4.        Р. Шуман. Альбом для юношества.

5.        Э. Григ. Лирические пьесы. Поэтические картинки.

изведений.

6.        Ф. Мендельсон. Песни без слов.

7.        К. Дебюсси. Детский уголок.

8.        Б. Барток. Детская музыка.

9.        П. Чайковский . Детский альбом.

10.        С. Прокофьев. Детская музыка.

11.        С. Майкапар. Бирюльки.

12.        В. Косенко. 24 детские пьесы.

13.        Д. Шостакович. Танцы кукол.

Нотная литература.

Альбом советской детской музыки. Том 6. Составление и редакция А.Бакулова и К.Сорокина.

Современная фортепианная музыка для детей. I-VII классы ДМШ. Составление и редакция Н. Копчевского.

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Выпуски I-VII. Составление и редакция Н.Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян.

Исполнительский и методический анализ сочинения.

Примерный план.

  1. Цели работы над предлагаемой полифонией, крупной формой, пьесой малой формы или этюдом.
  2. Краткие сведения об авторе. Стилистика сочинения.
  3. Жанровая характерность.
  4. Содержание данного музыкального произведения.
  5. Характеристика музыкальных образов (возможный круг ассоциаций, аналогий).
  6. В какой репертуарный сборник входит произведение или частью какого цикла является.
  7. Выразительный средства, с помощью которых композитор создает музыкальный образ произведения. Ритмические и темповые особенности, строение мелодии, тональный план (для крупной формы), гармонические и ладовые особенности. Форма сочинения, особенности развития, кульминационные зоны.
  8. Последовательность в работе над произведением. Основные этапы работы.
  9. Выразительные средства, с помощью которых исполнитель реализует замыслы композитора на инструменте (интонирование и фразировка мелодии, динамический план сочинения, агогические особенности, артикуляционные моменты, аппликатура, педализация).
  10. Технические проблемы и способы их решения.
  11. Исполнительский этап работы над произведением.

Методико – исполнительский анализ произведений.

Некоторые примеры методико-исполнительского анализа педагогического репертуара: 5 класс.

Полифония.

И.С. Бах. Двухголосная инвенция E-dur

        Над двухголосой инвенцией E-dur целесообразно работать с учащимся 5 класса. Произведение проходится с целью дальнейшего развития у учащегося полифонической техники, полифонического мышления, полифонической памяти и полифонического слуха.

        И.С. Бах – немецкий композитор и органист первой половины XVIII ст. Представитель эпохи барокко. В педагогической практике мы часто обращаемся к наиболее известным его клавирным сборникам:

Нотная тетрадь А. М. Бах,

Двух и трехголосные инвенции,

Маленькие прелюдии и фуги,

6 английских и 6 французских сюит,

6 партит,

2 тома ХТК и др.

        Двух- и трехголосные инвенции изначально представляли собой нотную тетрадь для обучения музыке Вильгельма Фридемана – сына Баха. Позже композитор усовершенствовал их. Окончательный вариант датирован 1723 г. В этих пьесах Бах соединяет обучение на инструменте ( приобретение навыков певучей манеры игры и навыка одновременного исполнения нескольких самостоятельных голосов) с наставлением по композиции. Полифонический жанр инвенции впервые был введен в практику Бахом. Инвенция в переводе означает «выдумка», «изобретение».

        Предлагаемая двухголосная инвенция – что-то вроде интермеццо для флейты и виолончели. Она пленяет своим нежным мелодическим очарованием и естественностью контрапунктического письма и, как это отмечает Бузони, посредством применения различных видов туше может стать полезной в исполнительском отношении пьесой. Наряду с этим, следует заметить, что третья часть формы является буквальным повторением первой части в двойном контрапункте октавы. Также, это единственная инвенция, где в оригинале первая часть ограничена двойной тактовой чертой.

        К исполнительским трудностям относится стройное, мягкое исполнение каждого из голосов, что особенно осложняется синкопированностью одного из голосов, а также скорыми 16ми и 32ми. Также следует обратить внимание на интонационную выразительность, артикуляционную ясность, динамическое разнообразие. Следует использовать интонационную динамику и террасобразную. Редакция Бузони достаточно приемлема для работы с учащимися в стилистическом отношении. Бузони рекомендует  здесь различные приёмы артикуляции и разное штриховое решение для нижнего и верхнего голосов с целью достижения тембровой дифференциации, окраски звучания голосов. Аппликатура должна быть максимально удобной для выразительного интонирования. Педализация минимальная, певучей связности звука добиваемся за счёт пальцевого легато. Звук должен быть максимально прозрачным и ясным.

        Работать следует отдельно по голосам. Возможен вариант ансамблевой работы: педагог исполняет партию верхнего голоса, ученик играет линию нижнего. Достаточно полезным является вспомогательное  интонирование голосом.

Произведения крупной формы.

         Л.  Бетховен. Соната №20.

        Проходим с учащимся 5го класса ДМШ. Цель работы заключается в знакомстве с творчеством венских классиков, в частности с творчеством Бетховена. Проходится с целью дальнейшего развития у ученика масштабного мышления и накопления навыков исполнения крупной формы.

        Л. Бетховен – немецкий композитор, пианист и дирижер конца XVIII – начала  XIX в.в., представитель эпохи классицизма. Вслед за Гайдном и Моцартом, Бетховен развивал новые формы классической инструментальной музыки, которые давали возможность отразить разнообразные явления действительности в контрастных сопоставлениях и развитии. Форма сонатно-симфонического цикла, окончательно сложившаяся у этих композиторов, была расширена Бетховеном, наполнена ярко-драматическим содержанием. Большую часть его творчества составляют фортепианные произведения. Он написал 32 сонаты, 6 концертов, камерные ансамбли и др. В творчестве Бетховена рояль мыслится как оркестр и это влияет на особенности развития фактуры, использование крайних регистров, яркие динамические краски, разнообразие тембров.

        Соната №20 обозначена, как «Легкая соната». Она содержит всего 2 части и проникнута ясным и бодрым настроением. К исполнительским трудностям относятся темповая и ритмическая устойчивость (триоли, пунктирный ритм, обилие пауз), дифференциация звучания в фактуре (например, фигурации в партии левой руки и мелодия в партии правой руки). Кроме того – двойные ноты в партии правой руки -  необходимо позаботиться о правильном распределение веса руки, удобстве аппликатуры.

        Следует внимательно отнестись к интонации. Дослушивать окончание лиг. Не допускать дробности из-за мотивного строения мелодии, то есть мыслить крупными, цельными фразами. Нужно воспитывать умение слышать время цезур и за счет них создавать единство формы. Педаль должна быть емкая, ясная логичная. Больше прямая и ритмическая.

        Работу над произведением следует начать с объяснения строения самой формы. На исполнительском этапе добиваемся чувства цельности, единства формы, чтобы это было ярко и убедительно в драматургическом развитии образных сфер .Добиваемся единства темпа, пульсации. При работе, педагог может дирижировать или тактировать, чтобы ученик почувствовал единство движения.

         Пьесы малой формы.

         Э. Григ. Вальс ми минор.

        Эдвард Григ – норвежский композитор-романтик, пианист, дирижер, музыкальный деятель второй половины XIX – начала XX века. По преимуществу миниатюрист, Григ наиболее полно проявил себя в области фортепианного и камерного вокального творчества.        Фортепианное творчество Грига многогранно. В нем нашли отражение и образы природы, и поэтические картины новой жизни, и скрытые движения человеческой души. Вальс ми минор входит в сборник «Лирические пьесы». Проходим с учащимся 5го класса ДМШ.        Цель работы заключается в знакомстве с творчеством Грига, с романтической музыкой; расширении кругозора, накоплении разнообразных исполнительских навыков.

        Эта пьеса жанровая – вальс (со всеми его жанровыми метрическими и ритмическими особенностями – характерная трёхдольность с опорой на 1ю долю такта). Но при этом вальс опоэтизирован с той же тенденцией, как и у Шопена.

        К исполнительским трудностям относятся: агогика, педализация, координация рук, фразировка, интонационная выразительность, дифференциация звучания, разнообразие штрихов, чувство формы.

        Фактура представляет собой три пласта: бас, гармоническое заполнение, которое распределяется между партиями правой и лувой рук, и мелодия в верхнем голосе. Отсюда возникает потребность дифференцировать звучание в фактуре, трудности координации рук и распределения веса в партии правой руки. Одной из основных проблем для учащихся является цельность и осмысленность фразировки в мелодическом голосе. Аккомпанемент исполняется на одном движении от баса, а вторая и третья доля следуют на снятии  руки. Педаль прямая по басу. Нельзя допускать наплыва гармонических красок. Работать нужно отдельно над разными пластами фактуры, собирать звуки в вертикали для гармонического анализа, возможно сочетание различных фактурных пластов: учим бас + аккомпанемент либо мелодия +бас, мелодия + аккомпанемент. Необходимо разобраться в строении формы: трёхчастная репризная  с контрастной серединой. Средняя часть более взволнованная, подвижная, закачивается речитативом, подводящим к репризе.

Изучение этюдов в ДМШ.

         К. Черни. Этюд №3, ор.299

        Карл Черни – австрийский педагог, пианист и композитор первой половины XIX века, представитель венской механической школы. Черни создал одну из крупнейших пианистических школ. Наиболее известны произведения Черни для фортепиано. Особенно значителен вклад Черни в Инструктивно-педагогическую литературу для фортепиано. Ему принадлежат многочисленные этюды и упражнения из которых им составлены сборники, школы, включающие сочинения различной степени трудности, направленные на систематическое овладение различными приемами фортепианной игры, техники, движений, способствующие беглости и укреплению пальцев, точности артикуляции, приобретение навыков быстроты и силы пальцевой атаки,  ровности звучания, развитию слухового контроля, знанию основных аппликатурных формул. Главный принцип исполнения всех этюдов Черни – быстрота и точность.                        Этюд №3 входит в op.299. Сборник предназначен для развития мелкой и крупной техники. Этот этюд инструктивный для развития техники правой и левой руки. Основной вид техники – короткие арпеджио. Используемый вид движения – объединяющее.

        Основные технические трудности:

  1. использование верного движения – все 4 ноты на одном движении руки.
  2. ровность звучания
  3. гибкое, свободное запястье и локоть.

Левая рука ритмически организует правую, выполняя функцию «дирижера». Снимать левую руку на паузах нужно точно.                                        Обязательно нужно следить за фразировкой и динамическим разнообразием. За счет правильной фразировки освобождается рука во время цезур.                                                                                                При работе можно собрать звуки в аккорды – это поможет быстро перемещать руку из позиции в позицию + развивает аналитическую память и помогает выбрать максимально удобную аппликатуру. Кроме того, для приобретения артикуляционной точности можно играть пальцевым стаккато;  смещать акцент в группе или же чередовать быстрые и медленные группы, например, одна группа исполняется быстро, вторая – медленно, и так по очереди. Необходимо также обратить внимание на моменты соединения звеньев в арпеджио – перемещение руки из позиции в позицию должно быть незаметным, «бесшовным», используя слуховой контроль и пластику движения от 1го к 5му пальцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический репертуар, как компонент эстетического воспитания обучающихся музыкального отделения Самарского социально - педагогического колледжа

Эстетическое воспитание обучающихся это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие обучающегося и преподавателя, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творче...

Анализ педагогической деятельности

Самоанализпедагогической деятельностиучителя начальных классов,первой квалификационной категории,муниципального бюджетного общеобразовательного учреждениягорода Новосибирска«Средняя общеобразова...

Методы педагогического воздействия на учащихся

—Прежде всего отметим, что меры педагогического воздействия должны иметь своей главной целью интересы конкретного учащихся: формирование у него положительных качеств, привычек, пресечение вредно...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование. Базовая подготовка Ср

Методическое пособие предназначено для студентов   музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуа...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование

Методическое пособие предназначено для студентов   музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуа...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 02.02 "Изучение педагогического репертуара" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестровые духовые и ударные инструменты)

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 02.02 "Изучение педагогического репертуара" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство&quo...