Самостоятельная работа, тесты
тест

Жабуева Очирма Жамсуевна

Задания, предназначенные для самостоятельной работы, должны носить активный и творческий характер, стимулировать поиск самостоятельных решений. Овладение приемами самостоятельной работы является обязательным условием развития навыков самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverka_tekushchih_znaniy_po_distsipline_dpi.docx57.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проверка текущих знаний по дисциплине:

ТЕСТ 1.

1. Что такое космологизм в народном искусстве?

  1. Передача представлений об устройстве мира
  2. Передача представлений о космических явлениях (затмения, кометы)
  3. Понятие, характеризующее в целом стиль народного искусства

2. Назовите основные принципы народного искусства

  1. Восприятие, индивидуальность
  2. Традиционность, коллективность, вариантность
  3. Восприятие, традиционность, индивидуальность

3. Определите понятие «школа» в народном искусстве

  1. Место для получения знаний об искусстве
  2. Исторически сложившаяся художественная система, формирующая основу народных ремесел и являющаяся отражением мышления народа, связывающая прошлое и настоящее
  3. Исторически сложившаяся художественная система, формирующая основу знаний о народных ремеслах, связывающая знания о произведениях прошлого и настоящего

4. Назовите один из самых древних видов резьбы по дереву

  1. Прорезная
  2. Плоскорельефная
  3. Геометрическая

5. Назовите главную особенность абрамцево-кудринской резьбы

  1. Густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов
  2. Густой геометрический орнамент
  3. Орнамент из изгибающихся ветвей и побегов

6. Перечислите основные мотивы Городецкой росписи

  1. Птицы, цветы, всадники на конях
  2. Цветы, птицы, сцены из народной жизни
  3. Птицы, цветы, всадники на конях, барышни и кавалеры, сцены из народной жизни

7. Перечислите изображения цветов в Городецкой росписи

  1. Бутоны, купавка, розан
  2. Бутоны, купавка, роза, ромашка
  3. Бутоны, купавка, розан, ромашка, роза

8. В какой части прядильных донец помещали изображение всадника и коня?

  1. В центре композиции
  2. Вверху композиции
  3. Внизу композиции

9. Назовите предметы, которые расписывали в Пермогорье

  1. Прялки
  2. Скопкари, ендовы, ковши, ставы, жбаны, чарки, блюда, солоницы, ведра, набирухи, короба, рукомойники, светцы, подсвечники, люльки, сундуки, телеги, санки, дуги, хомуты, вальки, прялки, ткацкие станы
  3. Скопкари, ендовы, ковши, ставы, жбаны, чарки, блюда, солоницы, прялки, ткацкие станы

10. Охарактеризуйте цветовую гамму пермогорской росписи

  1. Белый цвет фона, красный узор, черный контур
  2. Белый цвет фона, красный, желтый и зеленый узор
  3. Белый цвет фона, красный, желтый и зеленый узор, черный контур

11. Назовите основные композиционные черты борецкой росписи прялок

  1. Под городками – золотые окна с цветами, в центре сказочный цветущий куст с птицами, внизу – сцена катания
  2. Под городками – золотые окна с цветами, в центре – сцена катания, внизу – сказочный цветущий куст с птицами.
  3. Под городками – сказочный цветущий куст с птицами, в центре – сцена катания, внизу – золотые окна с цветами

12.Назовите основные черты ракульской росписи

  1. Яркий колорит, мелкий богатый орнамент
  2. Яркий колорит, крупный орнамент
  3. Спокойный колорит, крупный орнамент из декоративных листьев

13. Назовите характерную особенность мезенской росписи

  1. Три яруса с изображением птиц и коней
  2. Семь ярусов с изображением птиц и дерева
  3. Многоярусность

14. Что называют «бельем» в Хохломском промысле?

  1. Предназначенную под роспись деревянную посуду, выточенную на токарном станке или долбленую
  2. Первый этап росписи изделия
  3. Расписанные изделия

15. Какими красками пользуются в хохломском промысле?

  1. Темпера
  2. Гуашь
  3. Масло

16. Основные цвета хохломской росписи –

  1. Золото, киноварь, сурик, сажа газовая
  2. Золото, киноварь, окись хрома, сажа газовая, сурик
  3. Киноварь, охра, сурик, сажа газовая, окись хрома

17.На сколько видов делится хохломская роспись?

  1. 1
  2. 2
  3. 3

18. Что явилось важнейшим этапом в развитии производственной деятельности технических и художественных способностей гончаров?

  1. Появление гончарного круга
  2. Появление глазурей
  3. Объединение кустарных мастеров в артели

19. Что такое «ангоба»?

  1. Жидко разведенная глазурь
  2. Жидко разведенная глина
  3. Способ украшения изделия, состоящий в том, что горячие изделии из печи сразу же окунают в мучную болтушку

20. Чем обусловлены «вытянутые» и «приземистые» формы изделий из глины?

  1. Составом глины
  2. Особенностями промысла
  3. Непрофессионализмом народного мастера

21. В каком колорите работали мастера гжельского промысла в прошлом?

  1. Сине-белый
  2. Зелено-коричневый
  3. Многоцветный

22. С помощью какого приема росписи достигается плавный тональный переход в современной гжельской росписи?

  1. Мазок
  2. Точка
  3. Штрих

23. Какими способами украшали свои изделия мастера Скопинского промысла?

  1. Цветные глазури, процарапки, штампики
  2. Процарапка, штампики, налепы, почетными цветными глазурями
  3. Налепы, штампики, цветные глазури

24. Что отличает скопинскую керамику от других промыслов?

  1. Сине-белый колорит
  2. Соединение скульптурных образов с формой сосудов
  3. Преобладанием малиново-красных и фиолетовых полос

25. Что представляет собой роспись в Дымковской игрушке?

  1. Сочетание на одном предмете коричневой с зеленой или зеленой с желтой глазурей
  2. Покрытие растительным узором
  3. Крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями

26. Что является отличительной чертой филимоновского керамического промысла?

  1. Игрушки почти всегда со свистом
  2. Соединение скульптурных образов с формой сосудов
  3. Многоцветность игрушки подчеркнутая присутствием черного и белого цвета с применением сусального золота

8 – 14 правильных – 3

15 – 21 правильных – 4

22 – 26 правильных – 5

ТЕСТ 2.

1. Как называется жидкая глиняная масса?

  1. Ангоба
  2. Шликер
  3. Терракота
  4. Гипс

2. В чем заключается характерное отличие росписи дымковской игрушки?

  1. В отсутствии цветного фона
  2. В росписи гризайлью
  3. В белой основе под раскраску
  4. В черном фоне

3.Для какого промысла характерна линейная, штриховая разработка декора?

  1. Дымково
  2. Гжель
  3. Филимоново
  4. Каргополь

4. В чем особенность филимоновской игрушки?

  1. В приземистых фигурах
  2. В вытянутых пропорциях
  3. В абстрактных формах
  4. В изображении цветов

5. Какой формы сосуды были популярны в гжельском промысле конца XVIII века?

  1. Кумганы
  2. Килики
  3. Амфоры
  4. Кратеры

6. Кто первым в России изобрел фарфор?

  1. Фаберже
  2. Чирков
  3. Вишняков
  4. Жилярди

7. Что использовалось в декорировании гжельских майоликовых изделий XVIII века?

  1. Коричневая гризайль
  2. Яркие краски
  3. Оттенки красного
  4. Кобальт

8. С чем связано происхождение монохромной (кобальтовой) росписи в Гжели?

  1. С заимствованием из народных традиций
  2. С влиянием модерна
  3. С влиянием классицизма
  4. С новыми технологиями

9. В чем состоит своеобразие фарфоровых изделий эпохи ампира и классицизма?

  1. В крупных орнаментальных мотивах
  2. Во включении золота
  3. В полихромной росписи
  4. В серебрении изделий

10. С какого времени на гжельском промысле воссоздается традиция майоликовой продукции?

  1. С 40-х гг. XX века
  2. С начала XX века
  3. С 30-х гг. XVIII века 
  4. С начала XIX века 

11. Какой промысел занимался выпуском керамических изделий, напоминающих зооморфных существ?

  1. Гжель
  2. Мстера
  3. Скопин
  4. Жостово

12. Что такое изразец?

  1. Тип орнамента
  2. Вид фарфорового сосуда
  3. Кирпич
  4. керамическая плитка, украшающая экстерьер сооружения

13. Какая цветовая гамма доминировала в изразцах XVII века?

  1. Зеленая 
  2. Красная
  3. Черная
  4. Золотистая

14. Что такое роспись «под фон» в хохломском промысле?

  1. Цветом покрывается фон
  2. Цветом решается орнамент
  3. Роспись покрывается глазурью
  4. Объемный рисунок

15. Что такое терракота?

  1. Обожженная глина
  2. Неглазурованная керамика
  3. Глазурованная керамика

16.Что такое майолика?

  1. Расписная керамика
  2. Глазурованная керамика
  3. Неглазурованная керамика

17. Установите соответствие понятий и их определений:

1. Народные ремёсла

А) создание художественных изделий, имеющих практическое назначение и поставка его для продажи на рынок

2. народные промыслы

Б) создание художественных изделий, имеющих практическое назначение для нужд семьи производителя или заказчика

18. Центры кружевоплетения России находятся в:

1. Иваново 3. Ельце

2. Жостово 4. Вологде

19. Последовательность технологических операций при изготовлении гобелена:

1. Разработка эскиза, заправка станка нитями основы, установка ремизок и картона, крепление эскиза, ткачество по эскизу, отпаривание и отделка.

2. Разработка эскиза, ткачество по эскизу, крепление эскиза, заправка станка нитями основы, установка ремизок и картона, отпаривание и отделка.

3. Заправка станка нитями основы, разработка эскиза, крепление эскиза, установка ремизок и картона, ткачество по эскизу, отпаривание и отделка.

20. Виды народных ремесел –

1. художественная вышивка

2. листовая штамповка

3. ковроткачество

4. художественная обработка металла

5. художественная роспись дерева

21. Установите соответствие понятий и их определений:

1. Аппликация

А) Упорядоченное сочетание повторяющихся форм

2. Орнамент

Б) Способ оформления изделий путём изготовления рисунка из кусочков плоских материалов

3. Силуэт

В) Одноцветное плоское изображение предмета на фоне другого цвета

22. Установите соответствие понятий и их определений:

1. Народные ремесла

А) Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение и поставка его для продажи на рынок

2. Народные промыслы

Б) Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение для нужд семьи производителя или закупка

23. Назовите основные центры росписи матрешек:

  1. Загорская роспись
  2. Полхов-Майданская роспись
  3. Северо-Двинская роспись
  4. Семеновская роспись

24. Для какого промысла характерно золотое шитье?

  1. Калужская вышивка
  2. Тверская вышивка
  3. Крестецкая вышивка

25. Что такое ангоба?

  1. Жидкая глиняная масса
  2. Способ обработки дерева
  3. Деталь ткацкого станка

26. Какой керамический промысел отличается причудливым соединением формы сосуда со скульптурным образом?

  1. Скопин
  2. Гжель
  3. Абашево

27. Для какого промысла характерно письмо по-сквозному?

  1. Гжель
  2. Федоскино
  3. Хохлома

8 – 15 правильных – 3

16 – 22 правильных – 4

23 – 27 правильных – 5

ТЕСТ 3

  1. Что такое кап?

а) нарост на дереве

б) бабушка пчела из мультсериала «Лунтик»

в) почки на спящем в зимний период дереве

  1. Традиция это:

а) художественное творчество в целом представляет собой широкий пласт творческой деятельности и ценностей (духовных и материальных), полученных в её результате.

б) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и общения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.

в) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

3. Любимый персонаж в Богородских деревянных игрушках:

а) мужичок

б) конь

в) медведь

4. Какую керамику отличает соединение скульптурных образов с формой сосудов?

а) Гжель

б) Скопин

в) Дымковская

5. Какая керамическая игрушка почти всегда со свистом?

а) Филимоновская

б) Абашевская

в) Дымковская

6. Белая ажурная вышивка на полотне и других белых тканях с геометрическим орнаментом характерна для:

а) Крестецкой вышивки

б) Ивановской вышивки

в) Рязанской вышивки

7. Золотое шитье характерно для:

а) Тверской области

б) Калужской области

в) Владимирской области

8. Самой большой известностью пользуются:

а) Вологодское кружево

б) Елецкое кружево

в) Кировское кружево

9. Традиции крестьянского кружевоплетения продолжает:

а) Михайловское кружево

б) Киширское кружево

в) Кировское кружево

10. Кубовая и старинная набойка

а) прекратили свое существование в XIX в. с появлением фабричного производства

б) кубовая продолжает существовать, а старинная исчезла

в) продолжают существовать до нашего времени

11. Орнамент в ткачестве:

а) геометрический (или сильно геометризированный)

б) растительный

в) смешанный

12. Закладное ткачество:

а) с рельефной фактурой

б) одно из древних и трудоемких

в) отличается особенно красивыми узорами

13. Родиной русских художественных лаков является

а) Палех

б) Мстера

в) Федоскино

14. Письмо по-сквозному характерно для

а) Палеха

б) Федоскино

в) Холуя

15. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющихся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой – характерны для:

а) Палеха

б) Мстеры

в) Холуя

16. Обрамление композиции орнаментом характерно для

а) Федоскино

б) Мстеры

в) Холуя

17. Чеканка это:

а) обработка металла путем выколотки или плющения

б) выполнение узора путем инкрустации

в) оформление художественных изделий поверхностной порезкой

18. Травление это:

а) формование изделий из расплавленного металла

б) тиражирование художественных изделий электролитическим путем

в) снятие поверхностного слоя металла посредством химической обработки

19. Воронение это:

а) нанесение декоративных и антикоррозийных металлических покрытий электролитическим или химическим способом

б) старинный способ создания декоративного покрытия за счет выявления кристаллической структуры на поверхности луженых изделий

в) образование декоративного и антикоррозийного покрытия на поверхности стальных или чугунных изделий в виде окисной пленки

20. Что характерно для деятельности учебно-показательной финифтяной школы под руководством С.В. Чехонина?

а) увеличение числа мастеров

б) поиск новых форм изделий и новой тематики росписей

в) снабжение кустарей дешевым сырьем

21. Нижнетагильские мастера изготовляли:

а) подносы

б) подносы, блюда

в) подносы, столики, шкатулки, блюда

22. Письмо по поталям используется в

а) Палехском промысле

б) Финифтяном промысле

в) Жостовском промысле

6 – 10 правильных – 3

11 – 15 правильных – 4

16 – 22 правильных – 5

Материал для самостоятельного изучения.

По теме: Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры.

После изучения материала необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Дайте определение: «народное декоративно-прикладное творчество», «народные художественные промыслы», «народные ремёсла».
  2. Объясните чем народное творчество отличается от профессионального?
  3. Дайте определение понятию «школа народного творчества»
  4. Назовите главные законы развития народного искусства.

«Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, а всего несколько десятилетий назад учёным приходилось это доказывать.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, В. Попова воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Ряд современных художников-профессионалов, работающих в области живописи и графики, текстиля, ковроткачества, художественной обработки стекла, керамики, дерева, металла, также обращаются к народному творчеству.

Народное искусство (фольклор) – это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

В народном искусстве выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. Традиционные художественные промыслы: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняных игрушек (Дымка, Каргополь, Филимоново), матрёшек (Сергиев Посад, Семёнов, Полхов-Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи) и др.

Народное искусство живёт веками. Навыки технического мастерства и найденные образцы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т.д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство. Термин «декоративное искусство» широк по охвату понятий. Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует материальную предметно-пространственную среду, внося в неё эстетическое, образное начало. В последнее время оформительское искусство принято относить к дизайну. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.

Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом – в конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани – всё это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству ещё и потому, что необходимо руки приложить, чтобы создать эту удивительную красоту. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и д.р.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

Ещё одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека – создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм всё чаще относят к дизайну одежды.

Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства создаёт художественная промышленность, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Всё это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве определённой исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства, например, период готики, модерна, классицизма и др.

Как можно определить, является ли данное изделие произведением декоративно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет красивую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративно-прикладного искусства, а вот стоит нанести на неё какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украшающие вазу, делают её безвкусной подделкой, превращают в кич. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько поражать своим совершенством, что его художественная ценность становится очевидной.

В чём сходство и различие между произведениями народного и профессионального декоративно-прикладного искусства? Как же узнать, произведением народного или профессионального декоративного искусства являются какая-нибудь ваза или ковёр?

Может быть, здесь поможет уровень образования мастера или художника? Нет, не поможет, хотя принято считать, что народный мастер не имеет специального образования, а вот художник прикладного искусства обязательно должен закончить специальное учебное заведение. Однако сегодня существуют специализированные учебные заведения, которые готовят специалистов для таких центров, как Гжель, Федоскино, Семёнов и др.

Иногда по способу изготовления вещи, доле в этом процессе ручного труда, массовки тиража произведения прикладного искусства пытаются отнести к народному или профессиональному декоративному искусству. Сделать это чрезвычайно сложно, так как изделия народного искусства порой создают на фабриках, а декоративные произведения художников-профессионалов порой создаются в одном экземпляре.

Художественную вещь сегодня, так же как и сто лет назад, народный мастер в основном выполняет вручную. При этом мастер может трудиться как один, так и в коллективе, а также в организованных мастерских и даже на фабриках в центрах традиционных художественных промыслов.

Как правило, произведения декоративно-прикладного искусства создают художники предприятий художественной промышленности или мастерских. Они участвуют как в производстве декоративных вещей, выпускаемых массовым тиражом, так и в создании отдельных авторских образцов. Художники-профессионалы в своём творчестве могут опираться на образы мировой художественной культуры, по-своему преломлять традиции народного художественного творчества или полностью следовать только своей индивидуальности и фантазии.

Наверное, самое важное при определении того, к какому виду искусства отнести ту или иную вещь, - определить, в рамках какой художественной традиции она создана, соблюдаются ли признаки образца-типа конкретного промысла и технология обработки материала.

Творения народных мастеров и художников-прикладников объединяет продуманность форм, целесообразность пропорций, стилистическое единство всех элементов.

Умение анализировать выразительные средства образа художественной вещи в народном и декоративно-прикладном искусстве необходимо для того, чтобы прочувствовать и научиться понимать общее и особенное в каждом из них.

Очень интересно проследить, как все основные художественные средства языка изобразительного искусства приобретают новое звучание и свою специфику в народном и декоративно-прикладном искусстве. В этой связи одним из важнейших становится вопрос о соотношении живописного и графического в декоративных произведениях, о том, что в них преобладает изобразительность или пластичность. Например, в орнаментах Хохломы и Жостова главное – живописное начало, а орнаменты кубачинских и балхарских мастеров в своей основе графичны.

Синтез части и целого для народного мастера обязателен, как бы ни расширялась его палитра, что бы ни преобладало – изобразительное или орнаментальное начало.

Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, пространства в каждом из видов декоративного искусства во многом зависит от применяемых материалов, технологии их обработки.

Очевидна взаимосвязь формы и материала. Пластичность глины, волокнистость дерева, хрупкость и прозрачность стекла, прочность металла позволяют создавать сосуды разнообразной формы, её наилучшее художественно-образное решение обусловлено свойствами материала.

Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусства в своём творчестве стремиться показать наилучшим образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кости, кожи, камня и др.

Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является качественной особенностью произведений других видов искусства.

Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художественный образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражения духовного содержания, а с другой стороны, технологией, характером материала, в котором это содержание воплощено. Художественный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет общие и отличительные черты.

Декоративный образ выражает не единичное, а общее – «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т.д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Образ птицы, коня, древа жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, кружеве, ткачестве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.

Образы в профессиональном декоративном искусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в произведениях прикладного искусства.

Теперь рассмотрим сходство и различие в понятиях «художественный образ», «символ», и «знак» на примере произведений народного декоративного искусства. Самым ёмким будет понятие «художественный образ». В одних случаях символ – это знак, наделённый ограниченностью и неисчерпаемой многозначностью образа. В других символ не равнозначен художественному образу, но, что особенно важно, всегда должен иметь художественную ценность. Таким образом, художественный образ не всегда имеет символическое значение, а символ не всегда образно выразителен. Знаковое изображение, как правило, не несёт никакой образной и символической значимости, хотя в народном искусстве очень часто все знаки – это символы, а порой даже и образы. Такая многозначность образов-символов в народном декоративном искусстве представляет определённую трудность. Например, птица в городецкой росписи или в гжельской керамике имеет различную образность. Если говорить о птице вообще, то это будет изображение не конкретной птицы и даже не изображение птицы в традициях какого-нибудь промысла, а изображение, приближённое к знаку. В то же время символом солнца может быть не только петух, но и конь. Такая символико-поэтическая система ведёт своё начало от знаков-символов, связанных с поклонением природным божествам.

Анализируя художественные достоинства конкретного произведения народного или профессионального декоративного искусства, необходимо обратить внимание на его образное решение, учёт особенностей материала, выразительность формы пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, живописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повторы, композиционные особенности построения орнамента и вещи в целом влияют на её образное решение.

Если научиться анализировать образ в любой из художественных систем, то откроются богатейшие возможности выявления взаимосвязей художественно-выразительных средств.

Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаками которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяются целостным восприятием мира.

Обозначенные качества в равной степени присущи как народному декоративно-прикладному искусству, так и устному, музыкально-поэтическому фольклору, игровым, драматическим и другим формам народного творчества.

Народное искусство – явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства материализовано образное мышление народа. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды народного искусства: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, архитектура.

Результаты художественно-творческой деятельности народа отражают его жизнь, воззрения, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключён опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Уникальный и богатый по своему содержанию, опыт придаёт народному творчеству своеобразную ценность как средству нравственно-эстетического воспитания человека. Поэтому в данном контексте он составляет такую важную область социальной жизни, как народная педагогика. Многофункциональность народного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество.

Народное искусство – прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращённость народного искусства к человеку и воздействие на его интеллект и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные учёные А. Б. Бакушинский, И. Я. Багуславская, А.Б. Салтыков, Г. К. Вагнер, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, С.Б. Рождественская и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Одним из первых исследователей народного изобразительного творчества, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В.С. Воронов. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Учёный считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна. По мнению Воронова, декоративность, конструктивность и орнаментальность в крестьянском бытовом творчестве «утверждают неоспоримое право именоваться искусством» и «являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда».

Длительное время под традиционностью народного искусства понимались в основном древность его образов, форм и приёмов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении.

Авторы современных исследований в области искусствознания рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С.Б. Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно.

Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов.

М.А. Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему, которая утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несёт свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приёмы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры – школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства.

Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искусства. М.А. Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народного творчества как культурного очага, только живая традиция даёт путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.

Традиция, проносимая через века, не мешает проявляться чувству современности. В народном искусстве оно выражается не столько во внешних приметах времени, хотя, естественно, и они имеют место, сколько в способности ответить на запросы сегодняшнего дня в традиционной форме. Это сказывается, прежде всего, в восприятии мира, в представлении о прекрасном.

Очень важно, что народное искусство с его метафоричностью и символикой – живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Оно несёт опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае – творческий метод.

«Рассматривая традицию как живую, мы должны в первую очередь понимать её как целостное отношение к миру. Только тогда народное искусство откроется во всём объёме своего смысла, идейного и эмоционально-эстетического содержания. Однако целостность не говорит о неизмеримости народного искусства.

Образы изначальные, мотивы постоянные народное творчество переосмысляет в новых отношениях, привязывая к ним новые переживания и представления. Вот откуда его многообразие форм. Однако при этом не должно исчезать особенное, выделяющее тот или иной очаг народного творчества в его национальном и региональном признаке; напротив, оно оказывается необходимым условием художественного многообразия», - считает М.А.Некрасова.

Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школы народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов).

Наиболее полное определение понятию «школа» дала М.А.Некрасова. Она считает, что это понятие обязательно включает культурную преемственность, то есть народное искусство – художественная система, формируемая традицией. Таким образом, в народном искусстве школа рассматривается как закреплённые преемственностью традиций и характерные для данного очага народного творчества навыки мастерства, профессиональные приёмы и художественные системы, а не в значении места обучения мастеров.

Преемственность традиций формирует художественную народную культуру края, поддерживает высокий профессионализм народного мастерства. Именно это качество позволяет выделить особенности той или другой школы как творческой общности. Только школа как культурная преемственность, определяемая бытованием традиции, способна дать такую художественную основу, которая делает народное искусство живым во времени, позволяет развиваться художественным промыслам.

Главное лицо в художественном промысле - народный мастер, особая творческая личность, духовно связанная с народом, культурой, природой края, носитель традиций и коллективного опыта.

В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой вещи живёт чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия. В народном творчестве выражен национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства.

В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.

Основой крестьянского искусства было ремесло. Лаконизм выразительных средств, экономичность и отточенность приёмов исполнения характеризуют работу мастера. Чувство материала, знание его выразительных свойств, обработка руками с помощью простейших инструментов приводят к художественному обобщению формы. Часто народный мастер создаёт свои произведения на основе природных форм.

Для создания художественного образа вещи важны материал, способы и характер его обработки. Использование природных материалов – одна из основных традиций народного искусства.

Каждая школа обладала системой отработанных трудовых приёмов, технологией, основывающейся в первую очередь на свойствах обрабатываемого материала. Искусство мастера заключалось в том, чтобы даже неудобные для обработки свойства материала превратить в художественные достоинства вещи. Так, например, разные свойства глины обусловили своеобразие приёмов её обработки и эстетическое решение образа. Слишком мягкая и пластичная белая глина помогла создать особый вытянутый силуэт филимоновской игрушки.

В каждом промысле традиционны также инструменты и приспособления, поскольку их внешний вид и принцип действия напрямую зависит от свойств обрабатываемого материала.

Понятие «мастерство» включает наличие творческих способностей и умений правильно организовать работу, соблюдая определённую последовательность создания художественной вещи: замысел, разработка технологии, изготовление в материале, отделка, самооценка. Творческие способности мастера во многом определяются умением варьировать и импровизировать в рамках традиции школы. Большое значение имеют знание свойств обрабатываемых материалов, высокий уровень владения инструментами и техники обработки.

Освоение мастерства происходит на основе главных принципов народного творчества – повтора, вариации и импровизации. Например, изучение росписи, как правило, осуществляется следующим образом: сначала мастер сажает вокруг себя учеников и заставляет их строго повторять элементы орнамента. После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбившиеся мотивы росписи. И только на основе приобретённого опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

Произведения народного и профессионального декоративного искусства украшают и преображают жизнь».

Русские народные художественные промыслы.

После изучения материала необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Дайте определение понятию «народные промыслы»
  2. Что привело к спаду развития народных художественных промыслов?
  3. Что делалось советским правительством для спасения народных художественных промыслов?

«Когда говорят о том, что же такое есть народные промыслы, то многие имеют в виду только художественные промыслы, забывая или и не зная о том, что ещё в прошлом (начале) и позапрошлом веках на Руси промыслы как раз и были той «промышленностью», которая и обеспечивала русский народ всем необходимым. Мебельно-столярный промысел, экипажный промысел, бондарный промысел, бурачное ремесло, ложкарный промысел, корзиночный промысел, драночный промысел, смолодегтярные промыслы и десятки других промыслов, самопроизвольно зародившись в разных краях прекрасно справлялись с «насыщением внутреннего рынка» всем демографически необходимым от еды до детских игрушек. А художественные народные промыслы – они как раньше, так и сейчас, в большей степени предназначены для удовлетворения культурных потребностей человека, хотя практически всё, производимое ими имеет и практически-хозяйственный смысл.

В настоящее время народные художественные промыслы — особая отрасль современной художественной промышленности, выпускающая изделия бытового и сувенирного назначения. Предприятия промыслов объединяют мастеров и художников народного декоративного искусства. Существенной их особенностью является коллективность творческого процесса, применение высококвалифицированного ручного труда наряду с использованием несложных вспомогательных приспособлений и средств малой механизации.

Продукция художественных промыслов пользуется широкой известностью не только в нашей стране, но и за ее пределами; лучшие работы народных мастеров с неизменным успехом демонстрируются на отечественных и зарубежных выставках. Общепризнанное культурно-историческое значение художественных промыслов, прежде всего, определяется ценностью освоенных творческими коллективами ремесленных традиций. В практике ряда современных промыслов бережно сохраняются и совершенствуются традиционные формы и приемы, относящиеся к глубинным пластам народной художественной культуры, отличающиеся яркой национальной самобытностью. Благодаря существованию промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, становятся достоянием массового потребителя, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей.

Вместе с тем промыслы могут рассматриваться и как новая перспективная форма художественного производства, позволяющая приобщить рядовых мастеров-исполнителей к активной творческой деятельности, сочетать производственное тиражирование изделий с варьированием и последовательной отработкой исходного образца или орнаментального мотива, сохранить в серийном повторе проявления индивидуального исполнительного мастерства.

Производственная структура промыслов, преобразованная в советские годы на новых социалистических началах, в известной мере наследует специфические формы и принципы организации труда, существовавшие в мелкой кустарной промышленности дореволюционного периода.

В экономике России, являвшейся в прошлом преимущественно аграрной страной, заметную роль играли переходные виды производства: домашнее ремесло и промыслы. Если ремесло еще оставалось в рамках натурального хозяйства, то кустарные промыслы, являлись первой ступенью товарного производства, предполагающей существование специализированной ремесленной мастерской с большим или меньшим количеством работников.

В крестьянском и городском ремесле XVIII—XIX вв. отчетливо проявляется влияние фольклорных традиций, в ряде исконных отраслей ремесленного производства мастерство ремесленника достигает уровня высокого искусства. Изделия ремесленного производства, предназначавшиеся для рынка, обладали значительными эстетическими достоинствами и стилистическим своеобразием; их отличительными особенностями являлись виртуозность исполнительской манеры, немногодельность, лаконичность и выразительность художественного оформления.

Характеризуя состояние промыслов во второй половине XIX в., можно отметить противоречивость капиталистических, преобразований и то обстоятельство, что с переходом к следующему, более прогрессивному способу производства возрастает дробление производственных операций и обусловленная этим деградация профессионального мастерства, выхолащивание творческого начала в процессе труда. На заключительном же этапе развития капиталистического производства при переходе от мануфактуры к фабрике полностью ниспровергается «веками нажитое ручное искусство мастера».

В результате капиталистической конкуренции подрывается экономическая основа традиционных центров ремесленного производства, снижается спрос на ремесленные изделия, что приводит к упадку промыслов. Отрицательные последствия капиталистической перестройки с наибольшей очевидностью проявились в художественных отраслях кустарной промышленности, еще не утративших своей связи с народным орнаментальным творчеством.

В разное время, и при советской власти и после неё, осуществлялся ряд организационных мероприятий для того, чтобы восстановить и активизировать сохранившуюся кустарную промышленность, включить ее в общую структуру хозяйства. Вместе с тем при реорганизации кустарной промышленности принимается во внимание исключительная ценность традиционных видов художественного ремесла; художественные промыслы рассматриваются не только как отрасль мелкой промышленности, но и как самобытное, коллективно создаваемое искусство, один из важнейших источников и компонентов общенародной культуры.

Начиная с 20-х годов советскими исследователями проводится большая работа по изучению народного декоративного искусства, возрождению забытых или пришедших в упадок видов художественного ремесла, объединению народных мастеров, созданию специализированных предприятий, способных выпускать полноценную художественную продукцию. Жизнеспособность художественных промыслов обеспечивалась их своевременным и успешным переключением на изготовление новых видов изделий, отвечающих запросам современного потребителя, усовершенствованием технологического процесса, механизацией подготовительных и подсобных работ. Стимулированию творчества народных мастеров способствовало систематическое их привлечение к участию на внутренних и зарубежных выставках, предоставление государственных заказов на уникальные выставочные и подарочные изделия, закупка лучших произведений для пополнения музейных коллекций, проведение конкурсов по улучшению и обновлению ассортимента серийной художественной продукции. В целях активизации творческой работы в ряде промыслов были созданы экспериментальные художественные лаборатории. Ведущим мастерам народных художественных промыслов присваиваются почетные звания; их творческие достижения отмечаются правительственными наградами.

Первые предприятия народных художественных промыслов были организованы в 1917—1919 гг. на базе артелей, возникших еще в дореволюционный период. К их числу относится, например, Федоскинская артель художественной росписи на папье-маше (в настоящее время Федоскинская фабрика миниатюрной живописи), ведущая свое начало от знаменитого Лукутинского промысла. Деятельность артели сергиевско-посадских игрушечников (теперь Загорская фабрика игрушек № 1) началась в 1913 г.

В течение нескольких десятилетий художественные промыслы находились в системе промысловой кооперации и сохраняли структуру артелей. В 1960 г. в связи с ликвидацией промысловой кооперации основная масса предприятий художественных промыслов была передана Главному управлению бытового обслуживания РСФСР и затем с 1965 г. присоединена к местной промышленности. При этом в 1960 г. бывшие художественные артели были переименованы в фабрики и комбинаты.

Изменение названия художественных производств в основном носило формальный характер, не исключало признания и сохранения специфики художественных промыслов. Вместе с тем в ряде случаев новое наименование вполне соответствовало действительному положению вещей и лишь подтверждало очевидный факт превращения некоторых художественных промыслов в фабрики. Угасание отдельных художественных промыслов и традиционных отраслей художественного творчества в известной мере обусловлено неизбежным процессом дифференциации, наблюдающимся в современной промышленности отсевом наименее ценных в художественном отношении, нерентабельных видов ремесленного производства, не способных противостоять натиску стандартизированной фабричной продукции. Положение художественных промыслов осложняется их организационно-ведомственной разобщенностью и тем обстоятельством, что они смешаны с мелкой фабричной промышленностью, выпускающей изделия ширпотреба.

Художественные промыслы далеко не всегда представляют собой обособленные специализированные производства, нередко они существуют в виде небольших цехов или производственных мастерских при разноотраслевых комбинатах или крупных промышленных предприятиях нехудожественного профиля. В некоторых случаях наряду с цеховой организацией производства на предприятиях художественных промыслов практикуется система надомного труда, позволяющая полнее использовать кадры местных мастеров.

Народные художественные промыслы РФ неодинаковы и по своему стилистическому направлению, что обусловливается главным образом временем их происхождения. В художественной продукции некоторых промыслов отчетливо прослеживается связь с устойчивой исторической традицией, творчество народных мастериц выражается в воспроизведении и интерпретации самобытных художественных форм, сюжетов, мотивов орнамента, сложившихся в XVIII—XIX веках, а иногда и в более отдаленном прошлом. К числу таких промыслов относятся вологодское кружевоплетение, хохломская роспись по дереву, жостовская роспись по металлу, дымковская (или вятская) игрушка, чукотская резная кость, всемирно известные промыслы Дагестана.

В ряде промыслов, воссозданных в советские годы, на месте существовавших ремесленных производств выявились совершенно новые черты в особенностях художественного стиля, технике и манере исполнения, не свойственные произведениям прежней ремесленной школы. Примером таких производств могут служить хотьковская и тобольская резьба по кости, ростовская финифть, устюжская чернь, красносельская филигрань, а также, холуйская и палехская лаковая миниатюра, связанные в своих истоках с давно уже забытым иконописным производством. Наконец, имеются и такие предприятия художественных промыслов, которые сформировались в новых районах независимо от местных традиций; стилистическое своеобразие их продукции определилось в советское время. Производствами такого типа являются кисловодская резьба по рогу, казаковская филигрань, омское ковроделие, обработка камня в Горьковской и Архангельской областях.

Современное состояние народных художественных промыслов, расположенных на территории Российской Федерации, в подавляющем своём большинстве оставляет желать много лучшего. О той задействованности и о том уровне развития, на котором находились художественные промыслы в эпоху «расцвета социализма» в РФ и СССР, можно только мечтать. Как молотом по наковальне прошёлся новый строй псевдодемократического назначения по всему народнохозяйственному комплексу страны, не обойдя и эту отрасль. В жёстких рыночных условиях многие и многие предприятия худ. промыслов были разорены, перепрофилированы, коллективы распались, школы мастерства перестали существовать. В таких условиях остаётся надеяться главным образом только на одно – на великую мудрость и великое терпение русского народа, прошедшего не через одно испытание и на то, что художественные промыслы в принципе могут передаваться, как и ранее по наследству. От отца к сыну, от матери к дочери, от дедов к внукам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Самостоятельная работа с материалами теста Бине"

Материал предназначен для работы на уроке в рамках дисциплины "Диагностика и коррекция ППП и интеллекта" в группах имеющих специализацию в области психологии.  Описывает основные цели и задачи ур...

Фонд контрольных заданий и тестов по различным методикам музыки для сдачи зачетов и самостоятельной работы студентов

Тестовые задания и вопросы предназначены для Музыкального, Дошкольного и Педагогического отделений социально-гуманитарного колледжа по предметам: Музыка, Теория и методика преподавания, Методика музык...

Методические указания выполнения самостоятельной работы студентов по МДК 02.01. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста

Рекомендации для выполнения самостоятельной работы по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы профессионального модуля ПМ. 02. Приготовление блю...

Доклад на тему:Организация самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу 02.01 Технология подготовки сырья и приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста

В настоящее время по многим учебным дисциплинам уменьшается объем аудиторных занятий, в связи с чем возросла роль самостоятельной работы студентов. По мнению ряда специалистов, самостоятельная ра...

Самостоятельная работа на уроке как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников

Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий ...

Задания для самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю ПМ02. "Приготовление теста" по профессии 19.01.04 Пекарь

Методические  указания  по  выполнению  самостоятельных  работ  по  ПМ  02 «Приготовление  теста»  созданы в  помощь студентам д...

Методические рекомендации по самостоятельной работе по ПМ03 Разделка теста

Задания для самостоятельной работы обучающимся по ПМ03. Указания для выполнения заданий в виде сообщений, таблиц, рефератов ит.д. критерии оценки работ....