Музыка и искусство - открытый урок по хору.
творческая работа учащихся

Кошляк Светлана Станиславовна

Дыхание в пении - как основа вокального исполнительства в хоре. с применением игровых упражнений на уроках хора младших классов. Так как тема урока показать на практике применение упражнений по дыханию, формированию и  развитию певческого голоса, упражнений по дикции с обязательным применением игровых приемов на уроке. Эффективность использования этих упражнений, приносит свои положительные результаты в формировании вокально-хоровых навыков и умений, развития гармонического слуха, музыкальной восприимчивости, к творческому развитию детей в процессе обучения и пения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_hor.docx190.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

http://gym-sviblovo.mskobr.ru/images/188/20170627_301.jpg

Открытый урок по хору

«Дыхание в пении - как основа вокального исполнительства

в детском хоре»

С применением игровых элементов.

16 декабря 2017г

В 11.10 – зал ДШИ (2 МКР)

преподаватель

Кошляк Светлана Станиславовна

Дыхание в пении как основа вокального исполнительства в детском хоре

с применением игровых элементов

Открытый урок по хору

План-конспект  Открытого урока по хору

Преподаватель: Кошляк Светлана Станиславовна

Концертмейстер: Кузнецова Ольга Михайловна

          Дата проведения: 16 декабря 2017 года

Класс: 2 класс предпрофессионального обучения

Предмет: хоровой класс

Тема урока: «Дыхание в пении как основа вокального исполнительства в детском хоре с применением игровых элементов»

Форма проведения: коллективная

Тип урока: урок-повторение, закрепление умений и навыков

Цель урока: формирование у обучающихся основных певческих навыков

Задачи:

Образовательные:  формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

* певческую установку

* певческое дыхание и опору звука

* ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса

* использование различных видов звуковедения

* дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки

Развивающие:

* продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений

* продолжение развития гармонического слуха

* развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять

Воспитательные:

* воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере

* воспитание организованности

* воспитание внимания, естественности в момент коллективного музицирования

Методы обучения:

*наглядный  (слуховой и зрительный)

* словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения)

* индуктивный

* дедуктивный

* проблемно-поисковый

* объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми)

Методические приемы:

*творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации

* применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос

* побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения

* вариативность заданий при повторении упражнений

* представление «в уме» первого звука уже на дыхании

* юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей

Психологические условия на уроке:

* психологически-комфортная атмосфера

* личностно-ориентированное общение, учет уровня музыкального развития

* учет индивидуальных особенностей

* дифференцированный подход

Оборудование: Фортепиано, стулья, хоровые партии, наглядные пособия: карточки, алфавит, картинки.

План занятия

I.Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся

б) сообщение темы урока и его задач

в) вступительная часть

II. Основная часть

1.Дыхательная гимнастика

2.Вокальные упражнения

3.Работа над песнями  «Песня Дождя», «Емеля».

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление эффективности урока). Домашнее задание.

I/ Вступительная часть

!Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно подвластно волевому управлению. Вдох всегда требует активной работы мышц – вдыхателей,  поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз. 
В зависимости от того, какие из органов участвуют в дыхании, можно говорить о типах дыхания.
Различают следующие типы дыхания

1. Костальное (
ключичное, верхне-грудное, грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения

2. Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут. 

3. Косто-абдоминальное (
смешанное, грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма. 

4.  Абдоминальное (брюшное,
диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

! Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию. 

II / Основная часть

  1. Упражнения по дыханию.

В какой бы позиции вы не пели, вам нужно правильное дыхание.

Ведь правильное дыхание залог успеха в пении, раскрытии звука и голоса.

В процессе работы я обращала внимание на то, что дети любят кричать, показывая силу звука. С одной стороны это неплохо, ведь уверенность в себе всегда лучше, чем зажатость и пассивность в работе. Другая группа детей, совершенная противоположность, я долго ищу приемы, что бы раскрыть способности детей, их голос. И в первую очередь в процессе работы нужно увлечь ребенка, дать ему уверенность в своих силах.

Как найти ту «золотую середину», что бы одни не кричали, а другие не шептали,  как раз на помощь и приходят вокально – хоровые упражнения, дыхательная гимнастика, и ритмика (движения), все это в совокупности развивает интерес, делает ребенка активней и конечно внимательнее.

Такими упражнениями в течение  полугодия работы надо начинать буквально каждое занятие. Они придают мышцам упругость и выносливость, помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха.

Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка.  При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования. 

  1. «Диафрагма» - крепкая (грудная и брюшная полость) – ставим руки на талию, проверяем во время вдоха, как раздвигаются ребра. 

В процессе всей работы на уроке вспоминаем об этом.

При правильном образовании певческого звука мягкое нёбо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое внимание на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условие для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на полузевок. 

  1. Вдох и выдох.  «Зевок» - вдыхаем (открытым) ртом, как зеваем и долгий выдох, как шум ветра. Затем закрываем рот и вдыхаем так же (при этом стараемся, что бы ощущения и позиция сохранились). Идет работа мягкого и твердого неба.

«Испугайся» - упражнение полезно для развития опоры дыхания, диафрагмы, мышц брюшного пресса. 
 Тренаж выдоха.
«Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла. 
Переход от беззвуковых упражнений к звуковым.

  1. Повторяем это упражнение со звуком (примарный звук – соль), на выдохе поем.

Проверяем силу звука и дыхания (без напряжения, усилия, не громко, но активно и эмоционально)

Прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе: это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов. Иногда уже вначале пения музыкальной фразы быстрое «спадение» стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий, не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует. 

  1. «ЭГЕЙ» - это упражнение дает работу гортани, и пригодится нам в песне – «Дождик лей, …» (выкрикивая и потом пропевая эту фразу)
  2. Дыхание – это естественный процесс, где работают мышцы диафрагмы, гортани. Развиваем прием (узость гортани);

Правильный вдох, выпускаем воздух без дрожи и шипения, добавляем слоги (А,Э,И,О,У) – стараемся сохранять одинаковую позицию в звуке. Во время выдоха, следим, чтобы плечи не поднимались.

Продолжительное пение с закрытым ртом. На этом упражнении хорошо отрабатывать все виды атаки (особенно мягкую). 

  1. Упражнение «Большой шар» - Поднимаем руки (вдох) – опускаем руки (выдох шипим или свистим), в конце упражнения нужно хлопнуть в ладоши, когда воздух закончился.  Следим что бы не было усталости, дрожи в звуке.

Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи. 

  1. Упражнения «Обнимашки» 3-4 подхода (активный вдох нос - мягкий выдох рот)
  2. Упражнение «Кошка» шипеть с открытым ртом, при этом изображать – Злую Кошечку (можно вдигать руками, головой)
  3. Упражнение «Ежик»  Короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы. Пропеваем букву «Ф» на названия животных
  4. Упражнения «Насос», «Цветочки», тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох. 

Все упражнения по дыханию – отрабатывают правильность вдоха и выдоха, умение распределять воздух во время пения, расширяет диафрагму, легкие, контролирует поток воздуха и звука во время пения, убирает дрожь в голосе. И просто укрепляет здоровье детей!!!

  1. Упражнения для дикции

Все упражнения по артикуляции, выравнивают звуки, ведется логопедическая работа (т.е. правильное произношение), это полезно и для учебы в школе!

Упражнения укрепляют все мышцы лица, подвижность верхнего и нижнего неба, нижней челюсти, воспитывает выносливость в работе.

  1. Упражнение  (Алфавит) МА-МЭ-МИ-МО-МУ по всему алфавиту, при этом обращаем внимание на шипящие и глухие звуки. Очень полезное упражнение, как для вокала - пения, так и для памяти ребенка.
  2. Вдох и на выдохе (жестко) П-Т-К О, …А, ….У…., Е…., И,…. Ы на выдохе произносится слоги
  3. Разминка для губ, языка «РЫ», «ПРУ - ТРУ» (трезвучие тоники)
  4. «Моторная лодка» во время упражнения распределяется поток воздуха, массаж, разогрев мышц лица, неба, языка, губ, гортани.

Для начала можно придерживать уголки губ руками, пальчиками. Можно это упражнение делать под музыку или на счет (1-2, 1-2-3, 1-2-3-4, и обратно) использовать разные ритмы (четверть, пунктир, восьмые)

  1. Упражнение «Лошадки» язычком – Цок-цок-цок
  2. Упражнение «МУ-МЫ» делаем динамическую вилочку (Крещендо - диминуэндо)
  3. Упражнение «Космонавты» 5-3-1, можно заменить на «Ай-яй- яй»
  4. Упражнение «Качели» МИЯ – МИЯ – вниз ходящие звуки. Можно попробовать по хроматизмам. делаем динамическую вилочку (Крещендо - диминуэндо)
  5. Упражнения «Буратино» - Ха-хе-хи-хо-ху – отрабатывает подвижность гортани.
  6. Упражнение «Кукушка –КУ-КУ» отрабатывает подвижность гортани
  7. Упражнение «Дудочка» - Ду-ду-ду, Ю-Ю-Ю, Ё-Ё-Ё – работа губ, умение сохранять позицию и делать звук округлым и собранным.
  8.  «ЭС-ЭФ» начинаем медленно и постепенно ускоряя (контролирую звуки и работу губ)
  9. «Па-па--па», песня про ПАПУ, «Та-па-та» - песня «Тупа-тупа –туп»
  10. Скороговорки – развивает скоро пение, артикуляцию, память, реакцию.

Дети очень любят скороговорки и предлагают свои варианты

«Шапка и шубка», «От топота копыт», «На дворе дрова», «Черной ночью» и т.д.

  1. Также мы используем упражнения с нотками: Это интервалы, гамма – звукоряд, Мажор-минор, трезвучия и аккорды, хроматизмы, легато-стаккото, динамические приемы – эту работу мы выполняем постоянно.

Гаммаобразные упражнения. В диапазоне от секунды дооктавы. Нужно следить за плавным соединением звуков. Усложняется техника дыхания. 
Упражнение на штрихах (особенно полезно на stakatto). От одного звука, до разнообразных попевок. Активизирует дыхание. 

Упражнения на скачки. Увеличивает объем дыхания. 

  1. И вот подошли к теме применение этих упражнений на практике:
  1. Песня «Дождя» - ветер – шипение, капельки дождя, 2 –х голосное пение, скороговорки, переклички (каноны), игровые моменты.
  2. Песня «Емеля» - здесь работа над звуковедением, интервалы 5, 3, 7

Расширяется диапазон звучания (ноты 2 октавы, скачки в мелодии, ритмический рисунок - синкопа), но при этом много текста, при чем активная артикуляция, выразительное, эмоциональное произношение, все это помогает сделать работу с ритмическими упражнениями более интересной.

Во время работы, когда мы устаем, просто повторяем движения под музыку. Это помогает отдохнуть голосу и не отвлекает ребенка на бездействие (закрепляет музыкальную память).

  1. Песня «Домовенок», «Динозаврики» - образ героев песни, сказки, эмоциональное восприятие музыки, умение выразить свои чувства, эмоции. Все это отражается в исполнение песни.

III/ Заключительная часть

Конечно,  вы можете задать вопрос, а поем ли мы кантиленные песни, отрабатываем элементы мягкого, нежного звуковедения.  

Конечно, да. У нас есть в хоровой программе исполнения  песни РНП «Ах, вы сени», «Лебедь» и мы уделяем им достаточное время в работе, где отрабатываем эти элементы звуковедения.

Так же в своей работе используем элементы (опеваний, разрешений, мелизмы в исполнении) пример песня «Мы дети» В. Моцарта .

Это сложное произведение: техника исполнения, мелодический и ритмический рисунок, подвижность голоса и зкуко извлечения, артикуляции и дикции – поэтому мы постепенно учимся всему, и отрабатываем эти элементы  не только в вокально – хоровых упражнениях, но и в работе и исполнение песен.

Так как тема урока показать на практике применение упражнений по дыханию, формированию и развитию певческого голоса, упражнений по дикции с обязательным применением игровых приемов на уроке я выбрала эти упражнения.

Я считаю, что эффективность использования этих упражнений, приносят  свои  положительные результаты, в формировании вокально-хоровых навыков и умений, развития гармонического слуха, развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять и творческому развитию ребенка в процессе обучения и пения. А игровая форма обучения на уроках помогает раскрепостить ребенка, получить удовлетворение от занятий и способствует творческому, эмоциональному развитию.

Домашнее задание для учащихся – учить слова песен, петь,  самостоятельно делать упражнения по дыханию.

Преподаватель, руководитель хоровых коллективов ДШИ

 Кошляк С.С.___________________________

16.12.2017г

План  урока:

I.Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся

б) сообщение темы урока и его задач

в) вступительная часть

II. Основная часть

1.Дыхательная гимнастика

Упражнения:

* Диафрагма,

* Зевок, испугайся, Свеча

* Эгей

* Гласные звуки АЭИОУ

* Большой шар

* Обнимашки

* Кошечка, ежик

* Насос, цветочки

2.Вокальные упражнения, дикция

* Упражнение  (Алфавит) МА-МЭ-МИ-МО-МУ

* П-Т-К О, …А, ….У…., Е…., И,…. Ы

* Разминка для губ, языка «РЫ», «ПРУ - ТРУ» (трезвучие тоники)

*«Моторная лодка» под музыку или на счет (1-2, 1-2-3, 1-2-3-4, и обратно) использовать разные ритмы (четверть, пунктир, восьмые)

*Упражнение «Лошадки» язычком – Цок-цок-цок

*Упражнение «МУ-МЫ» делаем динамическую вилочку (Крещендо - диминуэндо)

*Упражнение «Космонавты» 5-3-1, можно заменить на «Ай-яй- яй»

*Упражнение «Качели» МИЯ – МИЯ – вниз ходящие звуки. *Упражнения «Буратино» - Ха-хе-хи-хо-ху

*Упражнение «Кукушка – КУ-КУ»

*Упражнение «Дудочка» - Ду-ду-ду, Ю-Ю-Ю, Ё-Ё-Ё

* «ЭС-ЭФ» начинаем медленно и постепенно ускоряя

*«Па-па-па», песня про ПАПУ, «Та-па-та» - песня «Тупа–туп»

*Скороговорки – «Шапка и шубка», «От топота копыт», «На дворе дрова», «Черной ночью» и т.д.

3.Работа над песнями  «Песня Дождя», «Емеля».

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление эффективности урока). Домашнее задание.

Ход урока.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определенных навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания все остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца - усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

*Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.

*Работать надо постепенно, без торопливости.

*Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

*Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

*Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

*Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

*Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку -«автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Перейдем к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формированию основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирование навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определенной последовательности, в определенном диапазоне исходя из примарной зоны ребенка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

1.Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуваться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

2.Руку держим перед губами, другая рука-на животе под нижними ребрами. Дуть на руку коротко, будто задувая свечу.

     3.«Ежик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук «ф»,    подталкивая каждое произнесение животом.

4. Надуваем живот, как воздушный шарик, на каждом коротком выдохе произносим звук «с».

5. Упражнение «Машинки». На звук « РРР» поступенно вверх поднимаемся от тоники к квинте и обратно. Следим за активным вдохом и выдохом.

6. Песня «Скок,скок» чрезвычайно полезна для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Песни с нисходящим движением очень полезны, так как главным условием хорошего звучания гласных должно быть постоянное стремление сохранить высокое звучание. При пении звукоряда сверху вниз необходимо следить за формирование верхнего звука, особенно при переходе на последующий полутон, интонационно чуть подтягивая его, иначе последующие звуки при пении могут потерять высокую певческую позицию.

Активно содействует формированию звука с одновременным стимулированием работы дыхательного аппарата четкая артикуляция, которая в младшем хоре является одним из приемов активизации дыхания.

7. Для активизации языка применяются специальные упражнения. В работе над дикцией полезно пропевать скороговоркис употреблением различных словосочетаний с крещендо и диминуэндо, mp, pp, пение народных прибауток, построенных на одном-двух звуках: «Барашеньки», «Андрей-воробей», «Бык-тупогуб».

8. Следующее упражнение на выравнивание гласных и единую манеру их исполнения в сочетании с согласными. Следить за округлостью звука. Поем гамму в нисходящем движении. Чередуем пение legato, затем staccatoпо  2-3 звука.

8 . Работа над песней «».

             Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно подвластно волевому управлению. Вдох всегда требует активной работы мышц – вдыхателей,  поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз. 
В зависимости от того, какие из органов участвуют в дыхании, можно говорить о типах дыхания.
Различают следующие типы дыхания
1. Костальное (ключичное, верхне-грудное, грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения. 
2. Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут. 
3. Косто-абдоминальное (смешанное, грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма. 
4. Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличии от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию. 
Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка.  При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования. 
При правильном образовании певческого звука мягкое нёбо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое внимание на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условие для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на полузевок. 
Прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе: это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов. Иногда уже вначале пения музыкальной фразы быстрое «спадение» стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий, не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует. 
Беззвуковые упражнения:
1. Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох. 
2.  «Испугайся» - упражнение полезно для развития опоры дыхания, диафрагмы, мышц брюшного пресса. 
3.  Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи. 
4.  Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла. 
Переход от беззвуковых упражнений к звуковым. 
5.  Активный выдох, задержка, длинный активный выдох на «с». В конце упражнения – сброс оставшегося воздуха. 
6.  Короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы. 
7.  Продолжительное пение с закрытым ртом. На этом упражнении хорошо отрабатывать все виды атаки (особенно мягкую). 
8.  Упражнение, аналогичное первому, на гласные «ю», «ё», «я». 
9. Гаммаобразные упражнения. В диапазоне от секунды до децимы. Следить за плавным соединением звуков. Усложняется техника дыхания. 
10.  Упражнение на штрихах (особенно полезно на stakatto). От одного звука, до разнообразных попевок. Активизирует дыхание. 
11. Упражнения на скачки. Увеличивает объем дыхания. 
Такими упражнениями в течении  полугодия работы надо начинать буквально каждое занятие. Они придают мышцам упругость и выносливость, помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена...

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна.

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна, учитель музыки и пения ГБОУ школа №439, г. ПетродворцаВ данной статье ...

Открытый урок музыкального искусства в 5 классе «Музыка в поэтических произведениях»

Художественное название урока: «То ремесло что ты постиг, ценней богатства всех владык»Эпиграф: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» И. КрыловТип урока: углубление и закрепление знанийЖанр: уро...

План – конспект Открытого урока по хору преподавателя Токмаковой Ирины Викторовны.

Работа над дыханием и звукообразованием на начальном этапе обучения...

План-конспект Открытого урока по хору

Начальный этап работы над двухголосием в хоре....