Заочная экскурсия. "Пайгарского Параскево - Вознесенского монастыря".
классный час

Познакомить  учащихся  с достопримечательностью  Праскево - Вознесенским  женским  монастырём, в деревни  Пайгарма. Мордовии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Заочная  экскурсия .                                                                  Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря.

Цель:  Познакомить   учащихся   с   достопримечательностью    

 Параскево -  Вознесенским   женским   монастырём,  в   деревни  Пайгарма,  Мордовии.

   Пайгармский Параскево-Вознесенский (во имя великомученицы Параскевы и в честь Вознесения Господня) женский монастырь расположен в 35 км от г. Саранска, в 5 км от крупной узловой железнодорожной станции Рузаевка, близ деревни Пайгарма. Основан в 1864 году по инициативе местных крестьян и на землях, подаренных благотворительницей статской советницей Марией Михайловной Киселевой. Основных источников три: два освящены в память Сарафима Саровского и угодника Николая Мирликийского, а третий — во имя великомученицы Параскевы. Из двух первых источников, Серафимовского и Никольского, вода берется для умывания; из источника великомученицы Параскевычасть воды направляется в купальни, а часть выводится в сток под алтарем храма, откуда вода берется для питья.
   Во второй половине ХVIII в. пустошь возле Пайгармы принадлежала рузаевскому помещику Еремею Струйскому. Он продал бесполезные участки помещикам Дятковым, Вскоре в одном из лесных источников была явлена икона 
великомученицы Параскевы, от которой получил исцеление получивший отставку больной солдат. Исцеленный сделал сруб, опустил его в родник — и с тех пор, вот уже два века, к источнику не зарастает народная тропа. После реформы 1861 года владельцы пайгармских дач решили пожертвовать пустошь на богоугодное дело — открыть здесь монастырь при родниках. В 1863-65 гг. крестьяне из нескольких мордовских сел настойчиво ходатайствовали перед епархиальным начальством об устроении женской общины, в чем им помогала пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева, владевшая под Пайгармой немалым куском земли. Киселева добилась того, чтобы 20 июля 1865 года синод открыл при ключах сестринскую общину. Чтобы обеспечить ее материально, Киселева передала инокиням принадлежавшие ей 20 десятин пашни под Пайгармой, то же самое сделали еще несколько богатых крестьян: Василий Губков из Болдова, Николай Росланкин, Дмитрий и Петр Костины, Семен и Степан Захаровы из Мордовской Пишли.
   Всего за общиной оказалось 46 десятин пашни и леса. в 1878 году внес вклад император Александр II - 75 десятин земли в семи верстах от монастыря («Царская дача»). Избранная попечительницей новой общины М. М. Киселева поручила устройство монастыря рясофорной инокине из Керенска Пелагее Степановне Смирновой. Весной 1865 года началось строительство храма над источниками. За несколько месяцев число сестер увеличилось до 20 человек . В 1882 году община достигла численности 220 человек. В 1895 году постоянный штат состоял из 47 монахинь, 8 указных послушниц, 271 живущих на испытании, на иждивении жили 15 стариц и 36 сирот из семей священнослужителей. По некоторым данным, к 1915 году число монахинь, послушниц и иждивенцев достигло почти 600 человек. В Петербурге пайгармские сестры нашли поддержку в лице графа А. С. Апраксина и его жены графини Марии Дмитриевны. В Апраксином Дворе существовала часовня Пайгармского монастыря. Деньги в Пайгарму поступали от жертвователей из Тобольска, Москвы, Пензы, Ростова-на-Дону, Саранска, из области Кубанского войска, Псковской, Астраханской, Казанской губерний. В конце XIX в. открылись подворья в Саранске, Пензе, Инсаре и Санкт-Петербурге.

Инсарское подворье в 1909 году стало самостоятельным Свято-Ольгинским монастырем. До 1865 года в Пайгарме стояла небольшая часовенка над источником и две полуразрушенные кельи. В 1866 гшоду была освящена обновленнаячасовня - Параскево-Пятницкая. На пожертвования многих прихожан в 1874 году была возведена Вознесенская церковь, позднее значительно расширенная. Окончательный ее вариант - трехпрестольный храм с центральным престолом во имя Вознесения Господня и придельными в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, с пятью главами и колокольней. Все иконы первого и второго чина считались дорогими по качеству письма. Особо ценной являлась Тихвинская икона Божией Матери, оправленная в серебряно-золотую ризу с драгоценными камнями. Монастырь получил ее в подарок от патриарха Иерусалимского Прокопия в 1874 году. Среди других святынь почитались две иконы мученицы Параскевы - дар М. М. Киселевой и саранского дворянина Андрея Николаевича Салова, заказавшего эту икону на Афоне, в Болгарском монастыре, где хранились мощи мученицы Параскевы.
   В 1873 взамен часовни над источником благотворители срубили небольшую деревянную церковь во имя великомученицы Параскевы; тогда же источник, оказавшийся внутри храма, оправили в кувшин, а выход воды оградили металлической решеткой. Этот храм особенно хорошо вписывался в заросший лесом перелог.                    С западной стороны над распадком архитекторы поставили двухэтажный корпус с трапезной и вытянутый в длину келейный одноэтажный корпус. С севера площадь окаймляли больничный корпус с внутренней домовой церковью и еще два корпуса келий для «жаждущих испытания». С восточной стороны монастыря помещались общественные здания: лавка, школа, интернат, хозяйственные службы. Немного дальше, за стенами игуменья Параскева построила две гостиницы для паломников. Вся центральная часть монастыря - это соборная площадь, сердце общины — два храма,
усыпальница и колокольня.                                                     В 1874 году западнее Вознесенской церкви был заложен большой Успенский собор, на возведение которого ушло 16 лет. Собор проектировался четырехстолпным, пятиглавым, двухсветным, трехпрестольным (центральный престол — в память Успения Божией Матери, боковые престолы — в честь Воздвижения Креста Господня и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи). Обликом он схож с храмом Христа Спасителя, но имеет черты глубокой оригинальности. Росписи собора отличались исключительной красотой и монументальностью.   Второй, уже каменный Вознесенский храм был заложен в 1893 году по проекту пензенского епархиального архитектора А. Е. Эренберга, сразу после окончания строительных работ в Успенском соборе, точно по его оси, за апсидами, метрах в сорока-пятидесяти на восток.                                 Из росписей храма наиболее интересно изображение святого Пантелеймона на столпе, а на западной стене, наверху –  три большие росписи на новозаветные темы: Преображение в левом приделе, Воскресение в центральном нефе и Вознесение в правом приделе. В этих картинах видна рука монахинь-живописцев, пробовавших свои силы в настенных росписях. Кроме трех основных храмов, к началу ХХ в. появились еще несколько: на возникшем кладбище в 1892 году была построена деревянная церковь во имя Всех Святых (Всесвятская); с увеличением штата до 300—350 чел. появились домовые церкви в больнице во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1892), в архиерейских покоях — Архистратига Михаила, в настоятельском корпусе – во имя великомученицы Параскевы. Ансамбль венчала 50-метровая колокольня. В 1895-97 гг. над могилой первоначальницы игумении Параскевы, между Успенским и Вознесенским храмами была возведена часовня - усыпальница.
   С конца 1870-х в монастыре плодотворно работала иконописная мастерская, в которой писали лики сначала три монахини, в 1882 году при мастерицах уже состояли семь учениц-послушниц, а к концу века число художниц выросло до пятнадцати человек. Все иконы помечались специальной маркой обители — листком бумаги с соответствующим текстом, марку приклеивали на тыльные стороны икон, писавшихся на досках. По данным 1880-х, успешно действовали несколько мастерских: целый корпус был отдан кельям мастериц-золотошвеек, в другом корпусе работали 20 образниц, занимавшихся тиснением на фольге.    Кроме того, развивалось портняжное, красильное, сапожное, шорное, скорняжное ремесла. Крупный скотный двор обслуживало до 40 чел., имелась пасека, сад, парк и три хутора. К началу 1890-х Пайгармская женская община по размерам, штату и значению переросла большинство женских монастырей не только Пензенской, но и многих соседних епархий. Поэтому официальное признание общины монастырем (указ Синода от 18 апреля 1884) лишь узаконило существовавшее положение вещей. Глава общины Пелагея Смирнова тогда же была пострижена в мантию и возведена в сан игумении. Монастырь славился своей благотворительностью.
   При обители имелись сиротский приют со школой, богадельня, школа для приходящих крестьянских девочек, смешанная школа для крестьянских детей (при Всесвятской церкви), а также школа в с. Лемжа (ныне Стрелецкая Слобода Рузаевского района). Для размещения учениц-сирот и педагогов было построило специальное двухэтажное здание, на первом этаже которого размещались столовая, кухня и комната дла инспекторов-монахинь, присматривавших за детьми, а на втором –  спальни примерно на 40 воспитанниц и квартиры учительницы и ее помощницы. Сиротская школа монастыря получала золотые медали на всероссийских выставках церковного просветительства. В начале ХХ в. сиротская школа была реорганизована в школу-церковь – оригинальное духовно-образовательное учреждение, не имевшее аналогов в Поволжье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Новодевичий монастырь. От древних веков до наших дней"

Открытый классный час, посвященный экскурсии в Новодевичий монастырь....

Презентация к внеклассному мероприятию по английскому языку "СПАСО-БОРОДИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ".

Презентация подготовлена учителем; коментарии к слайдам и обсуждение материала ведется на английском языке вместе с учащимися. Цель: ознакомить учащихся с историей создания и жизнью архитектурного пам...

Экскурсия в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в город Серафимович

Данный материал содержит описание поездки группы СЭЗиС 1-11 в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в город Серафимович....

Исследовательская работа по теме "Церкви и монастыри Орловского края в творчестве Н.С.Лескова"

Мне показалась  эта тема интересной, и хотелось бы изучить ее поподробнее,  узнать как можно больше нового о храмах нашего края. Н.С. Лесковым написано множество произведений. Значительная и...

« Поэты «оттепели» . Е.Евтушенко, А. Вознесенский, Б.Окуджава.»

Тема: « Поэты «оттепели» . Е.Евтушенко, А. Вознесенский, Б.Окуджава.»Урок подготовила: Иутинская Галина ИвановнаЦели и задачи:  - выявить реальный уровень подготовки студентов по творчеству ...

История Александрийского женского монастыря

Появление монастырей на Руси нужно, по всей вероятности, отнести к первому времени по принятии русскими христианства. Особенно сильно монашество начинает развиваться с 11 века, главным образом, со вре...

Презентация классного часа "Соловецкий монастырь"

Презентация классного часа "Соловецкий монастырь" направлена на развитие у обучающихся знаний о духовном центре Русского Севера, его истории и архитектуры....