ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Эмоции или жить здорово!»
план-конспект занятия

Рудакова Юлия Владимировна

Тема занятия: «Эмоции или жить здорово!»

Цель: создать условия для формирования ценностного отношения детей к своему здоровью посредством развития эмоциональной компетентности[1]

 

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с понятием «эмоции», способами изображения и проявления эмоций, простейшими приемами саморегуляции;
  • показать значимость связи эмоционального настроя человека с его самочувствием;
  • предоставить возможность получить опыт простейшего ансамблевого исполнительства.

 

Развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся познавательной активности;
  • развивать у учащихся способность к эмоциональной саморегуляции;
  • развивать коммуникативные умения и навыки учащихся, умения работать в команде.

 

Воспитательные:

  • формировать у детей эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира;
  • формировать чувство ответственности за свои эмоции;
  • воспитывать уважение к другим людям.

 



[1]Эмоциональная компетентность -это набор знаний и навыков, которые позволяют человеку в заведомо известных обстоятельствах ориентироваться в своем и чужом эмоциональном мире.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rudakova_uchitel_zdorovya_2021.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Районный этап всероссийского конкурса

«УЧИТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ РОССИИ – 2021»

Номинация «Педагог дополнительного образования»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«Эмоции или жить здорово!»

К разделу «Основы здорового образа жизни»

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

эстрадного вокального ансамбля «Овация»

(2-й год обучения)

Составитель – Ю.В. Рудакова,

педагог дополнительного образования

Методическое сопровождение – М.В. Мартынова, методист

2021 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ФИО педагога

Рудакова Юлия Владимировна

Стаж

19 лет

Квалификационная категория

Высшая

Реализуемая ДООП

ДООП эстрадного вокального ансамбля «Овация»

Раздел ДООП

«Основы здорового образа жизни»

Возраст

8-10 лет (2-3 класс).

Год обучения

Второй

Количество учащихся

12 человек

Вид занятия

Открытое обучающее занятие

Тип занятия

Получение новых знаний и умений, применение  их на практике

Форма проведения занятия

Игровая

Методы и технологии

Методы:

Наглядные: импровизация, показ.

Словесные: беседа, диалог, объяснение. Познавательные: метод анализа ситуации, рефлексия.

Практические:  игра-импровизация.

Информационно-коммуникационные технологии:

  • Демонстрация тематических слайдов

«Эмоции или жить здорово!»

Здоровьесозидающие технологии:

  • игра - импровизация «Настроение в кармашке»,
  • упражнение для снятия тревоги: «Дыхание шариком»

Форма организации деятельности

Групповое занятие

Продолжительность занятия

Продолжительность фрагмента занятия

45 мин.

25 мин.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Эмоции или жить здорово!»

Цель: создать условия для формирования ценностного отношения детей к своему здоровью посредством развития эмоциональной компетентности[1]

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с понятием «эмоции», способами изображения и проявления эмоций, простейшими приемами саморегуляции;
  • показать значимость связи эмоционального настроя человека с его самочувствием;
  • предоставить возможность получить опыт простейшего ансамблевого исполнительства.

Развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся познавательной активности;
  • развивать у учащихся способность к эмоциональной саморегуляции;
  • развивать коммуникативные умения и навыки учащихся, умения работать в команде.

Воспитательные:

  • формировать у детей эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира;
  • формировать чувство ответственности за свои эмоции;
  • воспитывать уважение к другим людям.

Дидактическое обеспечение:

  • электронная презентация «Наши эмоции или жить здорово!»
  • карточки «Настроение в кармашке»;
  • медальки с изображением веселых человечков (смайлики).

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • просторное, хорошо проветриваемое, с оптимальным температурным режимом помещение со стульями;
  • доска, мел;
  • ноутбук;
  • клубок толстых ниток;
  • музыкальный центр.


Планируемые  результаты

  • Предметные:

В результате занятия учащиеся

  • будут знать:
  • что такое "эмоции", как человек изображает и проявляет их, и какие простейшие приемы саморегуляции можно использовать для изменения своего эмоционального состояния;
  • о связи эмоционального настроя человека с его физическим самочувствием и насколько это важно;
  • правила исполнения песенного материала с позиций здоровьесбережения;
  • получат опыт простейшего ансамблевого исполнительства.

  • Личностные

        В результате занятия у учащихся начнет формироваться:

  • эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира;
  • чувство ответственности за свои эмоции;
  • уважение к другим людям;

  • Метапредметные

        В результате занятия у учащихся продолжит развиваться:

  • познавательная активность;
  • способность к эмоциональной саморегуляции;
  • коммуникативные умения и навыки учащихся, умения работать в команде

Структура и ход занятия

Этапы

Задачи

Содержание

Дидактический материал

Слайд

Время

  1. Организа-

ционный

1.Подготовить учащихся к работе на занятии.

2.Создать доброжелательную атмосферу.

3.Способствовать позитивному настрою на занятие.

Дети входят в помещение. Рассаживаются на места в полукруг в шахматном порядке. Педагог приветствует детей.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Тема нашего занятия «Эмоции или жить здорово!»

Это невероятно интересно и, главное, ВАЖНО для того, чтобы нам легко и просто. выступать на сцене. Наши эмоции можно и нужно тренировать для здоровья. Сегодня мы с вами будем узнавать про то, как наши эмоции влияют на наше самочувствие и будем учиться различать эмоции и даже управлять ими. Ну что, вы готовы?

Слайд 1

2 мин.

  1. Подготови-

тельный

1. Актуализировать знания детей  об эмоциях.

2. Ознакомить учащихся с предметом занятия.

-Сначала мы разогреемся! Сделаем эмоциональную зарядку!

В этом нам поможет игра «Настроение в кармашке»

День прекрасный за окном,

На занятия идем.

И в кармашке мы с собой

Настроение несем. - показывает карточки с изображением настроения. 

Инструкция: Мы разделимся на 2 команды по 6 чел. Сейчас каждая команда получит по 2 карточки (на одной изображено и названо негативное – на другой позитивное настроение). Не показывайте карточки другой команде. Очень тихо посмотрите на карточки и положите перед собой надписью вниз. Ваша задача: вместе ибез звуков изобразить позой, мимикой, движением настроение, обозначенное на карточке.  А задача второй команды - угадать, какое это было настроение. Затем команды меняются. Даю вам на подготовку 1 мин. Возьмите карточки. Обсудите, как вы будете изображать эмоцию все вместе. Итак, время пошло. Готовьтесь!

(Дети показывают по подгруппам настроение, отгадывают).

-Замечательно справились! Ребята, вы вспомнили, что настроение у нас бывает разное. Поднимите руки, кому было легче показывать приятное настроение? А кому - неприятное настроение?  В любом случае, вы сумели показать и то и другое настроение. А знаете почему?

Потому, что у настроения есть один секрет? Хотите узнать какой? Я вам скажу: настроение мы выбираем себе сами! Давайте попробуем!

Упражнение «Поменяй настроение» Вы сейчас повторяйте за мной. Захотим обидимся и будем грустить! Как мы это делаем? - губы и кулаки сжимаем, плечи напрягаем и опускаем (показывает-дети повторяют). А захотим, будем радоваться! Что для этого надо сделать? - Улыбнуться (расслабляются мышцы лица), расправляем плечи, делаем глубокий вдох и выдох, нам приятно. Давайте по моей команде менять наше настроение. Грустное настроение, а теперь веселое. Обиделись - счастливы. (Педагог называет настроение. Дети изображают.) Молодцы! Теперь вы знаете, что мы можем менять настроение сами! И, что самое важное, вы уже УМЕЕТЕ это делать!!! И эта способность человека называется САМОРЕГУЛЯЦИЯ! А для чего она необходима и как влияет на наше здоровье мы сейчас с вами и обсудим.

Карточки «Настроение в кармашке»

10 мин.

  1. Этап усвоения и закрепления новых знаний и способов действий

1.Обеспечить мотивацию и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

2. Постановка проблемы.

3.Активизировать внимание учащихся.

4.Способствовать  эмоциональному восприятию, осмыслению и первичному запоминанию исполняемого материала.

Что же мы будем регулировать? (дети отвечают). А что такое ЭМОЦИЯ, мы с вами сейчас будем определять. Само по себе слово «эмоция» произошло от латинского «emoveo», что означает волнение, потрясение, переживание. Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян. У нас с ними много общих эмоций: грусть гнев, страх. У людей эмоций на порядок больше, взгляните на изображения эмоций. Эмоции делятся на положительные (Радость, восхищение, удовольствие, интерес) и отрицательные (гнев, обида, стыд). А теперь представьте себе, что какой-либо человек не умеет контролировать свои эмоции. Когда человек совсем не умеет собой управлять, то он становится похожим на автомобиль без тормозов. В итоге неизбежно происходит авария. Как он будет вести себя в обществе? У вас в школе, например? (ответы детей). Да. никому не понравится, когда человек постоянно в плохом настроении. Это отталкивает, и друзья не стараются общаться с такими людьми. Поэтому, чтобы сохранить дружбу, мы учимся контролировать себя, регулировать свои эмоции.

Посмотрите на цветок эмоций. (перечисление по степени проявления и чувств). Видите, сколько много мы испытываем эмоций?

Когда вы выходите на сцену какие эмоции вы переживаете? (ответы детей). Давайте поразмышляем! Какие эмоции помогают вам хорошо исполнить песню? (дети отвечают). Какие мешают? (дети отвечают). Вы правы. Но эмоциональный настрой зависит и от содержания песни. Согласны? Если вы будете петь грустную лирическую песню, в сами будете ликовать и веселиться внутри себя, то скорее всего вам не удастся передать настроение автора песни. Слушатель почувствует несоответствие и вам не поверит. И наоборот. Посмотрите на слайд и скажите какую песню исполняют дети. А как вы это поняли? (ответы детей).

Все верно, ребята. Вот для того, чтобы эмоционально верно исполнить песню к нам на помощь и приходят волшебные приемы САМОРЕГУЛЯЦИИ или управления своими эмоциями.

Чтобы вам было совсем понятно, приведу пример. Мы с вами можем регулировать громкость звука у телевизора, увеличивая или уменьшая ее? Мы так же можем регулировать свои эмоции, иногда меняя их на противоположные.

Для того, чтобы успокоиться и обрести уверенность в тот момент, когда вы очень волнуетесь или боитесь, например, перед выходом на сцену, нужно применить волшебные приемы, которые мы с вами сейчас проделаем.

1.Первое, что нужно сделать-это осознать и назвать эмоцию. Эмоция требует выхода и признания. Представьте- я могу привнести свою эмоцию в отношения громким криком и резкими движениями. Мою эмоцию увидят и признают. А могу рассказать о ней, например, «Знаешь, я сейчас чувствую сильное раздражение, потому что...» или «Мне даже хочется что-нибудь схватить и швырнуть», — это тоже признание эмоции и ее проявление. Вам сразу станет легче, сила эмоции снизится. Давайте я сейчас шепну кому-то из вас название эмоции, а вам нужно будет проговорить вслух, что вы чувствуете, испытывая эту эмоцию (дети выполняют первый прием саморегуляции). «Мне грустно», «Мне смешно», «Я злюсь», «Я боюсь», «Я волнуюсь» и т.д.

Ребята, вам понятно? Итак, запомните! Первый волшебный прием-это (дети отвечают).

2.Второй волшебный прием нашей саморегуляции-это дыхательное упражнение. Когда вы эмоционально перегружены, то ваше сердце и все мускулы работают активно. Вы сильно напрягаетесь и чувствуете себя разбито, и ваше дыхание либо замирает, либо сбивается, становится отрывистым. Чтобы таких скачков не было, мы учимся глубоко дышать, глубокое, или диафрагмальное, дыхание обеспечивает полный кислородный обмен в клетках легких, активирует нервную систему организма, замедляет пульс. И мы успокаиваемся. К тому же концентрация на размеренном дыхании – это важный навык для певца. Он активирует те части мозга, которые связаны с эмоциями, вниманием. Получается от правильного дыхания мы получаем огромную пользу и для здоровья, и для наших певческих навыков. Второе, что вы должны сделать после того, как вы проговорили свою эмоцию нужно сделать дыхательное упражнение: «Воздушный шар».

Инструкция:

Встаньте и закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленный выдох.

На вдохе мы будем представлять "вдыхание" солнечного света– руки плавно поднимаются вверх, как бы, собирая энергию солнечных лучей. Затем мы делаем маленькую паузу(фиксацию) кладем ладонь на ладонь. Выдох – медленно и плавно выдыхаем все неприятные ощущения из своего тела на звук «с». Постепенно опуская руки вниз. Когда руки окажутся внизу, выдох закончился. Снова маленькая пауза. Повторить 3-4 раза

-Поднимите руки, у кого получилось представить солнечный свет на вдохе и то, что на выдохе все ваши тревоги и неприятности уходят? Вы почувствовали себя лучше? (дети отвечают). Итак, второй волшебный прием, это- (дети отвечают).

3. Третий волшебный прием нашей саморегуляции –это спеть радостную песню или послушать приятную расслабляющую музыку, или потанцевать, потому что в эти моменты, когда мы поем или танцуем наш организм вырабатывает гормоны радости. А теперь, когда мы стали спокойными и уверенными, предлагаю поднять себе настроение и исполнить веселую песенку «Папа Ёжик». Ведь музыка помогает нам регулировать свое настроение, свои эмоции. Улыбнулись и поем! (дети исполняют песню).

Молодцы!

Давайте запомним, плохое настроение мы можем улучшить, послушав веселую музыку или сами исполнив песню, и тогда мы ощутим прилив сил и желание что-то делать, к чему-то стремится. И наше здоровье будет сохранено!

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд

5- 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

  1. Контрольный

Выявить качество и уровень овладения знаниями.

-Наше занятие подходит к концу. Мы научились распознавать настроение человека, регулировать наши эмоции, поднимать себе настроение.

Вспомните, как вы можете теперь регулировать свои эмоции, свое настроение (ответы детей: назвать эмоцию, "Воздушный шарик", пение, слушанье музыки, танец).

Какое у вас теперь настроение? (дети отвечают).

Упражнение «Передай хорошее настроение» Ребята, у кого настроение отличное, предлагаю поделиться своим радостным настроением с тем, у кого оно пока не очень радостное. Давайте улыбнёмся, скажем приятное доброе слово, пошлем воздушный поцелуй. Это очень важно поддерживать друг друга! Здорово, молодцы!

Слайд 11

  1. Итоговый и рефлексивный

1.Мотивировать детей на самооценку.

2.Проанализировать деятельность детей на занятии.

3.Дать оценку успешности достижения цели.

-Что вам понравилось на занятии, что не очень понравилось? (дети отвечают).

Какое у вас сейчас настроение? (дети отвечают).

Сегодня мы узнали только 3 волшебных приема саморегуляции. Они вам пригодятся не только на наших занятиях и выступлениях, но и в жизни. И мы обязательно продолжим изучать тему эмоций на наших занятиях. Когда у нас хорошее настроение, мы чувствуем себя бодрыми, веселыми и здоровыми, и тогда у нас все получается! 

Всем приятно, когда у нас и у окружающих хорошее настроение. Я тоже хочу подарить вам частичку радости в память о нашем занятии.

Педагог раздает детям медальки со смайликами.

-Ребята. Наше занятие подошло к завершению, мы узнали сегодня о том, как важно управлять своими эмоциями для сохранения здоровья и тогда жить становится по-настоящему ЗДОРОВО. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу.

До следующей встречи! До свидания.

Слайд 12

Список литературы

  1. Валявский А.С., Яковис А. С. «Оздоравливающие учебные игры» М., 2001
  2. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М., 2013
  3. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. - М., 1991.
  4. Новиковская О.  Речевая гимнастика. - М., 2008
  5. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства// Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240
  6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М., 2002
  7. Петрушин В.И. «Музыкальная психология» - М.: Владос, 1997.
  8. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 г.г. «Петербургская Школа 2020»//Совет по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2010
  9. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. – Ростов на Дону, 1992
  10. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1998
  11. Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слез, или я – детский педагог» - СПб: Союз художников, 2002


[1]Эмоциональная компетентность -это набор знаний и навыков, которые позволяют человеку в заведомо известных обстоятельствах ориентироваться в своем и чужом эмоциональном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к внеклассному занятию

План-конспект к внеклассному занятию "Космическое путешествие", посвященное 50-летию первого полета в Космос. Использованы игровые, компьютерные, здоровьесберегающие технологии....

План-конспект к открытому занятию «Создание Web-страницы с внутренними ссылками»

·                         План-конспект открытого занятия «Создание структуры навигации с внутренними ссылками на web-странице».Занятие явля...

Открытое занятие на тему "Твоё здоровье - в твоих руках"

Цель данного занятия способствует обучающимся правильно вести образ жизни. Выполнять все режимные моменты. В задачу входит изучение условий жизни, работы и отдыха здоровых людей, для того чтобы сохран...

План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"

План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...