Планы-конспекты музыкальных занятий и методические разработки по музыкальным дисциплинам
методическая разработка

Анастасия Пашкова

В этом разделе пользователям будут предоставлены методические разработки и рекомендации по теме обучения пению, а также конспекты музыкальных занятий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК»)      

Методические рекомендации на тему

«Органы голосового аппарата и их устройство. Функционирование голосового аппарата при пении»    

 Специальность: 44.02.03
Педагогика дополнительного образования
Разработала: студентка группы ПДО 3.2.
Пашкова А.С.
Проверила: преподаватель Гох С. В.      

Волгодонск, 2020

Голосовой аппарат - это совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука. Также в его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный.  

- Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.

- Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.

Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани. Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе.

В состав голосового аппарата входят:

 •        Ротовая и носовая полости с придаточными полостями;

•        Глотка;

 •        Гортань с голосовыми складками;

•         Трахея;

•        Бронхи;

 •        Лёгкие;

•        Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой;

 •        Мышцы брюшной полости;

Основными резонаторами в голосе человека являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея.

Работа дыхательного аппарата тесно связана с работой гортани и артикуляционного аппарата во время певческой и речевой фонации. Певческий звук может сформироваться только тогда, когда все части голосового аппарата функционируют полноценно и скоординировано. В работе голосового аппарата можно различить две функции: образование голоса (гортань – дыхание) и трансформация этого звука (артикуляционный аппарат). Гортань и дыхание образуют звук певческого голоса, звук определенной высоты, силы, тембра, что влияет на отличительные качества голоса. Дыхание – это ведущий фактор процесса звукообразования. С помощью исследований дыхательных движений методом пневмографии Мануэль Гарсиа установил, что расход дыхания при голосообразовании зависит от характера работы голосовых связок.  

Трахея, представляющая собой полую трубку длиной около 15 см, спускается в грудную полость, где делится на правый и левый главные бронхи, которые многократно делясь, составляют бронхиальное дерево. По бронхиальному дереву воздух проводится до легочной ткани, где в легочных пузырьках совершается газообмен. Трахея, как и главные бронхи, построена из хрящевых незамкнутых сзади полуколец, которые не дают спадать стенкам воздухоносных путей. Таким образом, их просвет постоянно поддерживается. Незамкнутые участки полуколец выложены гладкими мышцами, которые расположены так же и в подслизистом слое, то есть глубже слизистой оболочки, выстилающих стенки воздухоносных путей. Чем меньше калибр бронхов, тем меньше остается в них хрящевой ткани. Просвет концевых отделов бронхиального дерева целиком поддерживается тонусом гладких мышц. Гладкие мышечные волокна бронхиальной системы легких регулируются вегетативным отделом нервной системы, то есть волевым усилиям не подчиняются. Легочная ткань воздушна, эластична, напоминает губку.

Важнейшая мышца-вдыхатель – диафрагма. Напоминает она купол, имеет сухожильную середину. При сокращении волокон купол диафрагмы становится площе, оттягивается вниз, а вместе с ним растягиваются вниз и легкие. Когда диафрагма сокращается, мышцы брюшного пресса расслабляются и живот подается вперед. При активном выдохе брюшной пресс сокращается, а диафрагма расслабляется. Дыхание имеет произвольно-непроизвольную систему управления и обладает большой приспособляемостью, в зависимости от ставящихся перед организмом задач. Работа гортани как во время речи, так и во время пения скрыта от наших глаз, мы можем видеть только ее внешние движения.

У высококвалифицированных певцов гортань при пении почти неподвижна. Она устанавливается на определенном, характерном для каждого певца уровне и совершает лишь незначительные, почти невидимые движения. А у начинающих петь довольно часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. 3начительные изменения уровня гортани у необученных певцов происходят от неумелого пользования дыханием, от резкой смены подскладочного давления и от отсутствия координации в работе резонаторов и голосовых складок. До недавнего времени, пока вокальная педагогика не располагала научно-экспериментальными данными, наиболее правильным считалось свободно удерживаемое умеренно-низкое положение гортани при пении. Но практика опровергла это мнение. Уровень гортани во время пения у разных певцов различный. Певческое положение гортани выражается в изменении ее уровня и в особой организации входа в гортань. Певческий уровень гортани может быть высоким, низким или средним, очень редко совпадает с положением гортани при покое и никогда, как правило, не совпадает с речевой установкой гортани. Установка гортани на том или ином уровне является следствием приспособления ротоглоточного резонатора к работе гортани, к работе голосовых складок. Происходит настройка ротоглоточного рупора на воспроизводимые голосовыми складками звуки в зависимости от типа и характера голоса. Это приспособление осуществляется за счет изменения объема глоточного канала. Объем ротоглотки, помимо расширения ее стенок, зависит и от ее длины. Длина надставной трубки, в свою очередь, изменяется в зависимости от положения гортани. Она увеличивается при опускании гортани и уменьшается при ее поднятии.

Как показали лабораторные исследования, для высоких лирических женских голосов характерна наиболее короткая надставная трубка с нейтральным (на уровне покоя) или с повышенным уровнем гортани. У мужчин с низкими голосами (басов и баритонов) наблюдается наиболее низкое положение гортани. У драматических сопрано, меццо-сопрано и теноров такой закономерности не отмечено. У этих голосов гортань может находиться в различных положениях. Исследование детских голосов в этом плане не производилось. Полученные данные показали, что добиваться одинакового уровня установки гортани у всех певцов не следует. Положение гортани при пении зависит от анатомических способностей голосового аппарата певца. Поэтому в каждом отдельном случае о положении гортани следует судить по качеству звучания голоса. При обучении пению надо создать благоприятные условия для того, чтобы гортань смогла занять наиболее удобное положение для звукообразования. С этой целью необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка, естественного зевкa и правильного дыхания.

Наблюдения за голосовыми складками во время пения в лабораторных условиях показали, что в одних случаях звукообразование происходит при плотно сомкнутых голосовых складках и колеблются всей своей массой. При этом преобладает грудное резонирование. В других случаях способ работы голосовых складок изменяется, фонация (голосообразование) происходит при неплотно сомкнутых или только сближенных голосовых складках. Они колеблются не всей своей массой (не во всю свою ширину), а в отдельных случаях только узкими внутренними краями, резонирование голоса – головное. Выяснилось, что такое положение голосовых складок не является причиной их болезненного состояния (несмыкания). При этом было отмечено, что ноты среднего участка диапазона певцы могут воспроизводить как плотно сомкнyтыми, так неплотно сомкнутыми голосовыми складками. Причем, сделать это могут почти всегда только обученные певцы.

Таким образом, стало ясно, что существует два основных типа или способа работы голосовых складок при фонации:

1. Образование звука при плотно сомкнутых по всей длине, колеблющихся во всю ширину голосовых складках с грудным резонированием.

2. Образование голоса при сближенных, а не сомкнутых голосовых складках, колеблющихся только своими внутренними краями, с головным резонированием.

Эти типы работы голосовых складок названы регистрами. Так, по двум основным способам гoлосообразования различают два основных регистра: грудной и головной.

В процессе обучения в обычных условиях голосовые складки скрыты от наших глаз. Поэтому о способе их работы мы судим по характеру звучания голоса. При головном звучании мы говорим о грудном регистре, при грудном – о грудном регистре и при смешанном звучании (грудном и головном) – о смешанном (микстовом) регистре. Первые два регистра называют натуральными, так как они встречаются у необученных певцов. Смешанный регистр считается производным от натуральных регистров, но он имеется от природы в женских и детских голосах. В процессе обучения этот регистр создают и у мужчин. В вокально-педагогической практике регистром принято называть ряд последовательных звуков в диапазоне певца, отличающийся однородным характером звучания по резонированию и тембру.

Диапазон – объем певческоrо голоса от самого низкого до самого высокого звука.  Механизм певческого голосообразования определяется взаимодействием двух групп мышц: 1. Мышц, лежащих в толще голосовых складок (голосовых мышц); 2. Мышц, натягивающих эти складки; При грудном регистре голосообразование происходит в основном за счет активного сокращения голосовых мышц, натяжение голосовых складок незначительно. При смешанном регистре активны обе группы мышц. При головном регистре напряжение голосовых мышц уменьшается, но увеличивается их натяжение, а при фальцете, как крайней разновидности головного регистра, голосовые мышцы пассивны, работают только внешние мышцы гортани, и голосообразование происходит за счет натяжения голосовых складок.

Каждый из регистров имеет свои положительные и отрицательные стороны. При грудном регистре голосовые складки колеблются всей своей массой, отчего получается звук, богатый обертонами. Но могут появиться сильно диссонирующие обертоны, которые придают звуку резкие призвуки. Грудной регистр в сравнении с головным отличается большей силой, но меньшей «полетностью». При смешанном регистре в голосообразовании активно участвуют мышцы самих голосовых складок и мышцы, их натягивающие. Поэтому облегчается работа голосовых мышц, сохраняется богатство обертонов и сила звука. Использование грудного и головного резонирования сообщает звуку полноту и красоту. Основным требованием, предъявляемым к голосу современного певца, является ровность звучания во всем диапазоне. Голоса же необученных певцов, за редким исключением, звучат неровно. В них ясно заметны регистры. У таких певцов при переходе из одного регистра в другой на двух-трех промежуточных нотах, названных переходными, отмечается ухудшение тембра, напряженность и неудобство воспроизведения звука. Ровность звучания в процессе обучения достигается путем сглаживания регистров. С этой целью прибегают к соединению грудного и голосового звучания, т. е. к созданию смешанного регистра. Чем лучше поставлен голос, тем у него шире диапазон смешанного регистра.

Соотношение грудного и головного регистров в смешанном регистре у певцов с одинаковым типом голоса бывает различным. Оно изменяется и от характера произведений.  Методическим приемом смешивания регистров является округление и «прикрытие» звука. Под округлением следует понимать некоторое изменение тембра, напоминающее по звучанию гласный звук «о». «Прикрытие» от округления в слуховом ощущении отличается большей степенью «затемнения» тембра (приближения его к гласному звуку «у», оно употребляется при сглаживании регистров в мужских голосах. Округляют звуки при помощи зевка. Создание смешанного голосообразования связано и с высокой позицией звука. Высокий, по позиции, звук характеризуется усилением в голосе высоких обертонов. При его воспроизведении у певца возникает ощущение усиленной вибрации (дрожания) в головных резонаторах, чувство «маски» («маска» – специальный вокальный термин, которым певцы определяют ощущение усиленного сотрясения лицевых костей в области переносья). При формировании микстового регистра необходимо применять мягкую атаку, умеренную силу звука, организовать плавное, опёртое дыхание. В процессе обучения добиваются округленного, высокого, опёртого звучания на середине диапазона и стремятся распространить такое звучание на весь голос. При этом особенно внимательно нужно следить за формированием переходных нот, округляя их несколько больше, чем остальные звуки до того времени, когда регистры сольются в единое звучание.

7 самых распространенных ошибок при пении:

Ошибка № 1 - Отсутствие опоры (неправильное дыхание)

Опора - это 90 % всего вокала. Но что же будет если петь без опоры? Во-первых, это колоссальная нагрузка на голосовой аппарат, которая в свою очередь травмирует связки и приводит к различным заболеваниям. Среди них: осиплость, охриплость, хронические заболевания верхних дыхательных путей и конечно же самое страшное - потеря голоса. Во-вторых, при безопорном пении Вы никогда не достигнете красивого свободного объемного звучания, будете лишены тембра и индивидуальности.  

Ошибка № 2 – Форсирование  

Форсирование - чрезмерное усиление звука за счет усиленной подачи воздушного потока. Такое пение нарушает естественное звучание голоса, затрудняет его верхний участок, делает его напряженным и нарушает полетность.  

Ошибка № 3 - Искусственное вибрато  

Вибрато - это украшение голоса певца, которое делает звук льющимся. Вибрато бывает естественное и искусственное. Чем более правильно скоординирован аппарат певца - тем более красивым, завораживающим кажется его голос. Качество вибрато говорит о степени свободы голосового аппарата. Вибрато является естественной и неотъемлемой частью правильного пения. НО! Распространена практика, когда педагоги учат делать вибрато искусственно! Искусственное (зажатое) вибрато делается через усилия и нагрузку голосового аппарата, из чего следуют такая проблема как тремоляция голоса (неконтролируемый "кач" голоса), от которой очень сложно избавиться. Искусственное вибрато всегда будет слышно! Теплого и льющегося звучания не получится, и будет казаться что человек вымучивает из себя звуки.

Ошибка № 4 - Неправильно подобранный репертуар  

Слишком сложный репертуар. Нельзя брать произведения очень сложные (не по уровню), особенно на начальном этапе обучения. Это приводит к напряжению голосового аппарата, и заучиванию ошибок и неправильных ощущений при пении. Лучше взять композиции попроще, с небольшим диапазоном и выучить их правильно, чем вы будете пытаться хоть как-нибудь «проорать» сложные произведения. Репертуар подобран не по типу голоса. В начале обучения, вы должны отталкиваться от своего природного голоса. Когда человек не знает вообще, как петь и с чего начать, и берется за произведения не для своего типа голоса, все это приводит к сильной перегрузке голосового аппарата. Такая ошибка может стоить вам голоса. Даже профессиональные певцы стараются исполнять только репертуар, который подходит именно их типу голоса.  

Ошибка № 5 - Самостоятельное пение  

Обучиться вокалу самостоятельно невозможно! Голос один из самых сложных инструментов человека, овладеть им можно только под наблюдением профессионального педагога. Более того, начав обучение самостоятельно, можно заучить ошибки, от которых потом будет очень сложно избавиться. Также, не стоит забывать, что неправильное пение может привести к проблемам с голосовым аппаратом.  

Ошибка № 6 – Подражание  

Не стоит подражать любимым исполнителям! Таким способом вы сразу ставите себе определенные рамки и ограничиваете возможность почувствовать и развить свой истинный голос. Всегда надо помнить, что Ваш голос уникален, и возможно он намного богаче по своей природе, чем у певца, на которого Вы ориентируетесь и стараетесь быть похожим.  

Ошибка № 7 - Нерегулярные занятия  

Регулярность занятий – самый важный аспект. Уроки не должны быть от случая к случаю. Вокал – это серьезный труд. Конечно же, бывают люди с очень красивыми голосами от природы, но понятие «школа» никто не отменял. Есть определенные правила пения, которые необходимо знать вокалисту и уметь применять эти навыки на практике. Заниматься вокалом в среднем нужно 2-3 раза в неделю (в зависимости от поставленной цели), чтобы организм был в вокальном тонусе и мышцы нарабатывали правильные ощущения. В противно случае уроки бесполезны и будут проходить каждый раз как заново.  

Список использованных источников и литературы:

  1. Краснощеков В. Вопросы хороведения.- М.,1969 2.        
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Голосовой аппарат  3.        
  3. https://ovocale.ru/kak-rabotayut-golosovye-svyazki-golos-i-fiziologiya/ 
  4. https://vk.com/topic-149578330_36353423/Кантелина_Студио


Предварительный просмотр:

Государственно бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж
»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Методическая разработка на тему

«Многообразие жанров музыки»

                                                                                                                                                                                                                                          

                                                               

Разработала:

Студентка группы ПДО-3.2

Пашкова Анастасия Сергеевна  
                                                                                                                         

Проверила: педагог Гох С.В.

Волгодонск 2020

Что такое жанры музыки?

Прежде чем рассуждать о том, что такое жанры музыки, нужно упомянуть о следующем.


Нам нужна некая система координат для того чтобы можно было вложить в нее все явления. Самый серьезный и глобальный уровень в этой системе координат — это понятие стиля или художественно-исторической системы. Есть стиль эпохи средневековья, возрождения, барокко или романтизма. Причем в каждую конкретную эпоху, это понятие охватывает все искусства (литературу, музыку, живопись и так далее). Однако у музыки есть свои категории внутри каждого стиля. Есть система жанров, музыкальные формы и выразительные средства.

Что такое жанр?

Каждая эпоха задает музыкантам и слушателям некий набор сценических площадок. Причем для каждой площадки определяются свои правила игры. Эти площадки со временем могут исчезать ил же на некоторое время сохраняться.


Появляются новые группы слушателей с новыми интересами — возникают новые сценические площадки, возникают новые жанры.

Жанры камерной музыки


Прежде чем говорить про жанры камерной музыки, давайте разберемся с направлением. Камерная музыка — это музыка, которая исполняется небольшим количеством исполнителей для малого числа слушателей.

Раньше такую музыку очень часто исполняли дома. Например, в кругу семьи. Отсюда и придумали такое название, как камерная. С латинского camera означает комната. То есть небольшая, домашняя или комнатная музыка.

Есть и такое понятие, как камерный оркестр. Эта такой уменьшенный вариант (как правило, не более 10 человек) обычного оркестра. Ну и слушателей тоже не много. Обычно, это родственники, знакомые и друзья.

  • Народная песня — наиболее простой и распространенный жанр камерной музыки. Раньше очень часто многие дедушки и бабушки пели своим детям и внукам различные народные песни. Одну и ту же песню могли исполнять разными словами. Как бы добавляя что-то свое. Однако сама мелодия, как правило, оставалась неизменной. Менялся и совершенствовался только текст народной песни.

  • Многими любимые романсы — это тоже жанр камерной музыки. Обычно в них исполнялось небольшое вокальное произведение. Сопровождалось у нас обычно гитарой. Поэтому у нас очень любят такие лирические песни под гитару. Многие, наверное, о них знают и ни один раз уже слышали.
  • Баллада — это некое повествование о различных подвигах или драмах. Частенько баллады исполняли в тавернах. Как правило, в них восхвалялись подвиги различных героев. Иногда баллады использовали перед предстоящей битвой для поднятия боевого духа людей. Конечно же, в таких песнях не редко приукрашивались какие-то определенные моменты. Но по сути, без дополнительной фантазии снизилось бы и сама значимость баллады.

  • Реквием — это заупокойная месса. Такое траурное хоровое пение исполняется в католических церквях. У нас обычно реквием использовался, как дань памяти народным героям.

  • Вокализ — песня без слов. Обычно предназначена для одного певца в качестве тренировочного упражнения. Например, для разработки голоса вокалиста.

  • Серенада — жанр камерной музыки, которая исполнялась для возлюбленной. Обычно мужчины их исполняли под окнами своих любимых женщин и девушек. Как правило, в таких песнях восхвалялась красота прекрасного пола.

  • Кант — многоголосная музыка, которая исполнялась на различных празднествах, важных событиях и приемах.

Жанры вокальной музыки


Есть несколько жанров вокальной музыки. Стоит сказать, что само по себе направление является самым древним в истории развития музыки. Ведь оно является основным ключом для перехода литературы в музыку. То есть литературные слова начали использоваться в музыкальной форме.

Конечно же, этим словам отвадилась главная роль. За счет чего такая музыка стала называться вокальной. Чуть позже появилась уже инструментальная музыка. В вокальной, кроме вокала также могут использоваться различные инструменты. Однако в таком направлении их роль отводиться на второй план.

Вот список основных жанров вокальной музыки:

  • Оратория — очень большое произведение для солистов, оркестра или хора. Обычно в таких произведениях освещались проблемы религиозного характера. Чуть позже появились светские оратории.

  • Опера — огромное драматическое произведение, которое объединяет жанры инструментальной и вокальной музыки, хореографию и живопись. Особая роль здесь отводиться различным сольным номерам (ария, монолог и так далее).

Жанры инструментальной музыки

Инструментальная музыка — это композиции, которые исполняются без участия вокалиста. Отсюда и название инструментальная. То есть исполняется только за счет инструментов.

Очень часто многие исполнители в своих альбомах используют инструментал в качестве бонусных треков в альбоме. То есть могут отбираться несколько самых популярных композиций и потом записываться их версии без вокала, а могут отбираться и полностью, все песни альбома. В таком случае альбом выпускается в двух версиях. Обычно это делают для увеличения ценности продукта и поднятие цены на него.

Есть список на определенные жанры инструментальной музыки:

  • Соната — произведение для камерных исполнителей, которое используется в качестве соло или дуэта. Состоит из трех частей связанных друг с другом.

  • Симфония — стройное звучание для симфонического оркестра

Жанры русских народных песен


Давайте поговорим про жанры русских народных песен. Они отражают всю прелесть души русского народа. Обычно в таких музыкальных произведениях восхваляется природа родного края, герои и обычные труженики. Также упоминается о радостях и бедах русского народа.

Вот список на основные жанры русских народных песен:

  • Трудовые песни — напевались при работе для облегчения трудовой деятельности человека. То есть с такими песнями работникам намного легче работалось. Они задавали ритм в работе. В подобных музыкальных произведениях отражалась основная жизнь рабочего класса людей. Частенько использовались трудовые возгласы для работы.

  • Частушки — очень распространенный жанр народной музыки. Как правило, это небольшое четверостишье с повторяющейся мелодией. Частушки несли в себе большой смысл русского слова. В них выражалось основное настроение народа.

  • Календарные песни — используются на различных календарных праздниках. Например, в Рождество Христово или под Новый год. Также этот музыкальный жанр хорошо использовался при гадании или же при смене пор года.

  • Колыбельная — нежные, простые и ласковые песни, которые исполняли матери своим детям. Как правило, в таких песнях мамы знакомили своих детей с окружающим миром.

  • Семейные песни — использовались на различных семейных праздниках. Очень хорошо такой жанр отражался на свадьбах. Также он использовался при рождении ребенка, отправления сына в армию и так далее. Стоит сказать, что такие песни сопровождались определенным обрядом. Все это в совокупности помогало защититься от темных сил и различных бед.

  • Лирические композиции — в таких произведениях упоминается нелегкая доля русского народа. Например, очень часто упоминается о тяжелой женской доле и нелегкой жизни простых крестьян.

Жанры арабской музыки

Арабская музыка сформировалась в результате слияния собственно арабского искусства с искусством стран, некогда входивших в Арабский халифат. В ранний, «бедуинский», период музыка и поэзия представляли единое целое.

  • Адан (азан) — призыв к молитве.

  • Маввал —  традиционный жанр вокальной музыки, который очень медленный по ритму и сентиментален по своей природе, характеризуется удлинением гласных слогов и сильной эмоциональностью. Обычно служит вступлением к самой песне. Певец, исполняющий маввал, обычно оплакивал кого-то и тосковал по чему-то, например, по ушедшему возлюбленному, умершему члену семьи или месту.

  •  Мадих — поэма-славление пророка, традиционно с сопровождением барабанов.

  • Маулид — музыкальное повествование о рождении пророка Мухаммеда, исполняющееся респонсорно певцом-солистом и хоровой группой, поющей в унисон.

Жанры индийской музыки


Музыка Индии включает разнообразие живых и исторических жанров народной, популярной, эстрадной и классической музыки. Северо-индийская классическая музыка именуется
Хиндустани, в то время как южно-индийская классика называется Карнатик. Чистота духа, мистичность, сакральность северо-индийской и яркий артистизм южно-индийской музыки выражают эмоции классической индийской музыки в целом. Обе музыкальные системы принципиально схожи друг с другом, но отличаются терминологией и практикой исполнения. Вся индийская классическая музыка базируется на двух основных элементах — рага (основная мелодия) и таал/тала (характерный ритм), которые базируются на семи нотах Са Ре Га Ма Па Дха Ни.


Классические жанры музыки Хиндустани

  • Дхрупад считается наистарейшим вокальным жанром музыки хиндустани. Первые упоминания о жанре дхрупад относятся к периоду правления Императора Акбара. Однако существует мнение, что этот жанр возник еще в ведические времена и исполнялся в храмах и дворцах правителей древности. Дхрупад исполняется сольно или несколькими певцами, поющими в унисон в медленном темпе, периодически повторяющимся набором слогов (не слов).
  • Хаял — это более свободная, нежели дхрупад, форма классической вокальной северо-индийской музыки, основанная на импровизации. Этот жанр начинает формироваться на базе дхрупад под влиянием персидской музыки в XII-XIII вв.. Раги, исполняемые в жанре хаял, вначале проигрываются в медленном темпе, а затем в финале плавно переходят в быстрый. Хаял, традиционно исполняют на языке хинди или на урду, иногда на фарси, панджаби, маратхи.
  • Тарана — это вокальный жанр, исполняемый в быстром темпе, который передает слушателям ощущение радости. Раги в жанре тарана как правило исполняют в конце концертов.
  • Тхумри — полуклассический жанр музыки хиндустани, возникший в XIX в. в Лакхнау и Варанаси, характеризующийся чувственностью мелодий и романтичностью стихов.
  • Каввали — форма набожного суфийского песнопения, исполняемая преимущественно на урду и панджаби. Каввали была привнесена на территорию Индии из Персии в XIII в. Традиционно исполняется группой мужчин-вокалистов под музыкальный аккомпанемент, сопровождаемый хлопками в ладоши.
  • Газель/гхазал — популярная стихотворная форма лирической поэзии, исполняемая на урду под музыкальный аккомпанемент. Тематика газели вращается вокруг любви, мистицизма и религии. Газель сформировалась из персидской касыды (поэтическая форма), пришедшей в Персию из Аравии около Х в. Касыды обычно являли собой хвалебный стих (восхваление) в честь императоров и их знати. С приходом мусульман на территорию Индии в XII в. газель постепенно начинает занимать свою нишу в индийской поэзии.

    Классические жанры музыки Карнатик


    Классическая музыка Южной Индии именуется
    Карнатик (Карнатик Сангит), где также как и в северо-индийской Хиндустани основной акцент делается на вокал. Музыка карнатик имеет богатую историю и является одной из жемчужин мировой классической музыки. Карнатик развивалась на территориях современных штатов Андхра-прадеш, Карнатака, Керала и Тамилнад, известных своей дравидской культурой, не попавшей под персидское и арабское влияние. 

Импровизация — это суть музыки карнатик. Основными ее жанрами являются варнам, крити и рагам-танам-паллави.


  • Варнам — это форма песнопения, состоящая из коротких произведений. Традиционно этим жанром начинают все концерты в Южной Индии. Обучение сложной системе музыки карнатик начинается именно с варнам, поскольку он весьма легок. Песни, исполняемые в жанре варнам, обычно рассказывают о преданности божеству или о земной любви.
  • Крити — один из основных песенных жанров карнатик, в котором исполняется большая часть классической южно-индийской музыки. Крити развился в период XIV-XVI вв., из киртана — песенного жанра, выражавшего религиозные традиции культа бхакти. Характерной особенностью киртана является исполнение песенной строки солистом запевалой, с её последующим повторением остальными участниками.
    Тематика песен крити варьируется от героических и романтических до повествовательных и шутливых. Песни крити исполняются как в медленном, среднем, так и в быстром темпах в основном на языках телугу, тамильском, в последнее время и санскрите.
  • Рагам танам паллави — песенный жанр, позволяющий музыкантам импровизировать. Лишь выдающиеся музыканты могут исполнять карнатик в этом жанре. Южно-индийский рагам танам паллави можно считать старшим братом афроамериканского импровизационного джаза.

Жанры современной музыки

Теперь поговорим про жанры современной музыки. Их довольно много. Однако все они отходят от нескольких основных направлений в современной музыке. Вот о них мы немного и поговорим.

  • Рок

Рок сегодня популярен. Пусть может и не так, как раньше, но в наше время он надежно укрепился. Поэтому о нем нельзя не упомянуть. Да и само по себе направление дало толчок к рождению многим жанрам. Вот некоторые из них:

  • Фолк-рок — хорошо используются элементы народных песен

  • Поп-рок — музыка для очень широкой аудитории

  • Хард-рок — более тяжелая музыка с резким звучанием

  • Диско — танцевальная музыка с обильными ритмическими секциями ударных и баса


Жанры классической музыки

Есть произведения, разделенные на многие жанры классической музыки. Особенно широкое распространение они получили в 18 веке. Вот неполный список направлений:

  • Увертюра — небольшое инструментальное вступление к спектаклю, пьесам или произведениям.

  • Этюд — маленькая инструментальная пьеса, предназначенная для оттачивания техники исполнения музыки.

  • Скерцо — начало музыки с живым и стремительным темпом. В основном передает слушателю шуточные и неожиданные моменты в произведении.


Жанры духовной музыки

Духовная музыка предназначена для оздоровления души. Используются такие произведения в основном на службе в церквях. Поэтому некоторые ее еще называют церковной музыкой. Вот небольшой список ее жанров:

  • Литургия — пасхальное или рождественское богослужение. Исполняется хором, а также может дополнительно подключать отдельных солистов. Как правило в литургическую драму, вставлялись различные сцены событий со Священных писаний. Часто использовались элементы театрализации.

  • Проприум — часть мессы, изменяющаяся в зависимости от церковного календаря.

  • Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. В XVI веке псалмы получили распространение в профессиональной внекультовой музыке, особенно «De profundis» (с лат. — «Из глубины») — на текст 129-го псалма, который как изначально у иудеев, так позже и у католиков нередко использовался в качестве погребальной молитвы.

  • Мессы — циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения, представляющие собой собрание частей католической литургии. В протестантской церкви были приняты короткие мессы, состоявшие лишь из двух первых частей католического ординария — Kyrie eleison и Gloria.

  • Страсти — вокально-драматические произведения, посвящённые событиям Страстной недели, изначально основанные на евангельских текстах; однако с начала XVIII века для сочинений этого жанра всё чаще использовались тексты, написанные по мотивам Евангелий известными поэтами, в том числе оперными либреттистами.


    Жанры электронной музыки

Немного разберем основные жанры электронной музыки. Конечно же, все тут не затронем. Однако некоторые из них разберем. Вот список:

  • Хаус (house) — появился в 80-х гг прошлого столетия. Берет свое начало от диско 70-х гг. Появился благодаря экспериментам ди-джеев. Основные особенности: повторяющийся ритм бит, размер 4×4 и сэмплинг.

  • Дип хаус (deep house) — более легкая, атмосферная музыка с глубоким плотным звучанием. Включает в себя элементы джаза и эмбиента. При создании используется соло клавишных, электроорган, фортепиано и женский вокал (в основном). Развивается с конца 80-х гг. Вокал в этом жанре всегда стоит на второстепенном месте. На первом стоят мелодии и звуки для прорисовки настроения.

  • Гараж хаус (garage house) — такой же, как и дип хаус, только на главную роль выносится уже вокал.

  • Нью диско (new disco) — более современный музыкальный жанр, основанный на возродившемся интересе к диско музыке. Сейчас очень популярно возвращаться к корням. Поэтому в основе этого жанра лежит музыка 70 — 80-х гг. Сам жанр появился в начале 2000-х гг. Используются синтезированные звуки, похожие на звуки реальных инструментов для создания диско 70 — 80-х гг.

  • Соул фул хаус (soulful house) — основа взята с house с ритмическим рисунком 4×4, а также вокала (полноценный или в виде сэмплов). Вокал тут в основном душевный и очень красивый. Плюс использование разнообразных музыкальных инструментов. Такое богатое наличие инструментов очень хорошо оживляет музыку данного жанра.

Список использованной литературы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_музыкальных_жанров_и_стилей
  2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1493756
  3. https://muzrock.com/zhanryi-muzyiki
  4. https://en.wikipedia.org/wiki/Mawwal
  5. https://www.bharatiya.ru/india/crafts/muzika.html
  6. http://satyam-shivam-sundaram.org/india/indian-music



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Технологическая карта

музыкального занятия для учащихся младшего школьного возраста

по теме «Образ природы в музыке»

Разработала: студентка группы ПДО 4.2.Пашкова А.С.

Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Проверила: преподаватель практики Гох С. В.

Волгодонск, 2021

Пояснительная записка

Тема: «Образ природы в музыке»

Дата: 15.10.2021;

Возраст: 8-10 лет;

Продолжительность занятия: 50 минут;

Форма занятия: комплексное;

Цель: доказать, что музыка может воплощать и нести до слушателя образы природы, благотворно влиять на сознание человека и пробуждать в нем новые ассоциации с уже привычными вещами, передавать краски природы посредством звуков;


Задачи
:

Обучающие:

- Обучение детей концентрации внимания на заданном предмете/задаче/деле;

- Формирование анализаторских способностей, умение провести сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;


Развивающие:

- Развитие восприятия музыки, интереса учащихся к музыкальной деятельности (слушанию, игре на инструментах);

- Накопление музыкальных впечатлений, на основе которых формируются предпочтения и эстетический вкус;

- Развитие творческого воображения;

Воспитывающие:

Прививание детям тяги к постоянному расширению базы своих знаний, чтению, узнаванию нового;

- Воспитание в них концентрации внимания, усидчивости и вдумчивости;

- Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку;

Планируемые предметные результаты:

- Формирование аналитического подхода к произведениям разных авторов, воплощающих образы природы;

- Приобретение умения рассматривать образы природы в музыкальных произведениях;

- Развитие музыкального кругозора через знакомство учащихся с творчеством композиторов Вивальди, Стравинского, Чайковского, Римского-Корсакова и их сравнительного анализа;

Планируемые метапредметные результаты:

- Закрепление терминов: лейт-мотив, виртуоз;

Планируемые личностные результаты:

- Укрепление навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

Познавательные действия: 

- Оттачивание умения сравнивать музыкальные произведения разных композиторов, но с похожими образами и тематикой;

- Формирование у учащихся навыков распознавания и оценки изобразительных особенностей музыки, применяя при этом знания основных средств музыкальной выразительности;

Коммуникативные действия: 

- Развитие навыков работы в группе, принимая равное участие, уметь помочь товарищу;

Методы:

- словесный (рассказ по теме урока, беседа с детьми, вопросы, коллективная рефлексия по окончании);

- игровой («рисование» музыкальных картин и воссоздание звуков природы с помощью детских музыкальных инструментов);

- наглядно-зрительный (просмотр презентации);

- наглядно-слуховой (слушание музыки);

- фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);

- коллективный (поиск детьми ответов на вопросы, пение, импровизация на детских музыкальных инструментах);

Методическое обеспечение:

Интернет-источники:

  1. https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2013/12/18/obrazy-prirody-v-muzyke;

  1. https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2016/12/07/obrazy-prirody-v-muzyke;

  1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/444262-konspekt-uroka-muzyki-na-temu-obrazy-prirody;

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/11/06/tvorcheskie-zadaniya-po-muzyke;
  2. https://infourok.ru/konspekt-muzykalno-igrovogo-zanyatiya-na-temu-zima-s-elementami-logoritmiki-s-detmi-5-6-let-s-tnr-4228591.html;

  1. https://znanio.ru/media/konspekt-uroka-muzyki-na-temu-obrazy-prirody-v-tvorchestve-muzykantov-5-klass-2670002;

Методические пособия:

1) Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл. М.: Просвещение, 2015 г.;

2) Пособие для учителя. Е.Д. Критская, Г. П.Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2011;

СанПиН:


-
Нормы и правила пожарной безопасности были соблюдены, температура была оптимальной для нахождения детей в кабинете, мебель (стулья, парты и шкафы) и ее расстановка опасности и рисков порчи здоровья не представляла, освещение было хорошим и в надлежащем количестве; также имели место элементы здоровьесберегающих технологий (чередование видов музыкальной деятельности);

Оборудование: ноутбук, колонки, фортепиано, детские музыкальные инструменты (треугольник, два барабана, палочка, бубен, трещотка деревянная, трещотка с джинглами, деревянные ложки, колокольчик), инструмент перкусионный (сагаты), подручные материалы (пластиковая бутылка, комок шуршащей бумаги);

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «Образ природы в музыке»

Этап занятия

(продолжительность)

Дидактические задачи

Содержание деятельности педагога

Формы контроля

Критерии оценки

УУД

I

Организационный

(2 мин)

- Организация детей, создание порядка в классе, подготовка к предстоящему занятию;

- Вступительная речь;

- Таковые на занятии отсутствовали

- Оптимистичный настрой детей и их готовность начать занятие;

- Мотивация к включению в процесс занятия;

II

Основной

(43 мин)

- Прослушивание разнохарактерных музыкальных произведений, их сравнительный анализ

- Беседа, рассказ, вопросы;

- Показ презентации;

- Воспроизведение музыкальных композиций для их слушания и сравнительного анализа детьми:

- Лейт-мотив Весны из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова;

- «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» Чайковского;

- «Лето. 1 часть» из альбома «Времена года (4 времени года)» Вивальди;

- «Весна священная» из одноименного балета Стравинского;

- Организация коллективной импровизации на детских музыкальных инструментах, постановка задачи воспроизведения «музыки природы» с помощью стихотворений, которые нужно озвучивать построчно;

- Вопросы:

- Вам это знакомо?

- Это для вас ново?

- А вы слышали об этом раньше?

- Что вы думаете об этой песне?

- Вы запомнили, что вам нужно сделать?

- Записывание в тетради новых слов (лейт-мотив, виртуоз) и их закрепление в памяти у детей;

- Давайте повторим то, что мы только что записали;

- Оценка 5 - ребенок внимательно слушал, отвечал на каждый заданный вопрос;


- Оценка 4 - ребенок затруднялся в ответах на вопросы и запомнил не всю услышанную информацию;

- Оценка 3 – ребенок не старался отвечать на вопросы и проявлял мало внимания к происходящему на занятии;

 

  1. - Анализаторские способности, умение проводить параллели между разными по характеру, но одинаковыми по образности и посылу музыкальными произведениями;

- Развитие навыков ритмической импровизации на детских музыкальных инструментах;

- Развитие умения работать в группе и по отдельности, слушать педагога;

III

Заключительный

(4 мин)

- Подведение итогов, повторение и закрепление пройденного, озвучивание домашнего задания;

- Вопросы по теме занятия, задаваемые педагогом;

- Самооценка детей своей работоспособности и эмоционального состояния;

- Вопросы:

- С какими великими композиторами мы сегодня познакомились?

- Какие мы прослушали музыкальные композиции?

- Какие из них вам больше всего запомнились и почему?

- Появилось ли у вас желание дальше знакомиться с музыкой и ее природой?

На данном этапе отсутствовали

- Формирование навыков обдумывать новую информацию, принимать ее и делать логические выводы, извлекая при этом из услышанных материалов все самое важное;

Содержание занятия


(1 слайд) Ребята, всем доброе утро! Так как сегодня мы снова встретились с вами на уроке музыки, то и говорить будем тоже о ней. Приготовьтесь внимательно слушать и отвечать на мои вопросы.
(2 слайд) Каждый день в нашей жизни звучит музыка. Мы слышим ее буквально. Скажите, где мы можем ее услышать? (ответы учащихся - дома, в театре, на концерте, в компьютере). Правильно. А какую музыку мы можем услышать в лесу, в парке? (ответы учащихся - шелест листьев, пение птиц, журчание ручья) А как бы вы назвали такую музыку? (музыка природы) Правильно, молодцы. Исходя из этого, вы уже догадались о том, какой будет тема нашего урока? (слушает ответы) Молодцы, мне нравятся ваши варианты. Все были близки к правильному ответу, а именно - «Образы природы в музыке» (3 слайд). Начнем мы со знакомства с произведениями выдающихся композиторов прошлых веков, которые вошли в историю, как творцы, наиболее ярко запечатлевшие природу в своем творчестве. Ваша задача – слушать внимательно, вдумчиво, по окончании прослушивания рассказать, какие у вас возникли образы.

1) Звучит лейт-мотив темы Весны из оперы «Снегурочка» легендарного композитора Римского-Корсакова (4 слайд);

Вопросы:

- Отлично, а теперь скажите:
- Что вы услышали в этой музыке?
- Как вы думаете, какое время года она описывает?

Верно, хорошие ответы! А теперь познакомимся с ее названием – это лейт-мотив темы Весны из оперы «Снегурочка», принадлежащей Николаю Андреевичку Римскому-Корсакову (5 слайд). Давайте запишем новое иностранное слово. (6 слайд) Лейт-мотив с немецкого переводится как «главный, заглавный» мотив, который проходит через все сценическое действие (оперу, балет). Идем дальше! (7 слайд)

2) Звучит «Лето – 1 часть» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди;

Вопросы те же;

Это произведение из цикла «Времена года» называется «Лето – 1 часть» и принадлежит итальянскому композитору Антонио Вивальди (8 слайд). Запишем: Антонио Вивальди - итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижер, католический священник. Запишем новое слово: (9 слайд) виртуоз - исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства.

К слову, Вивальди - первый итальянский музыкант эпохи барокко (17-18 вв.), которому удалось завоевать всеевропейскую известность и славу. Он стал образцом итальянского стиля в музыке - яркого, темпераментного и мелодичного, и настоящей музыкальной достопримечательностью Венеции, где он жил (его имя, как лучшего скрипача, было указано в путеводителях по городу для приезжих). А это его дом (10 слайд), в котором теперь находится музей. Слушаем дальше! (11 слайд)


3) Звучит «Октябрь. Осенняя песнь» П. И. Чайковского.

Вопросы те же;

Сейчас мы прослушали произведение великого Петра Ильича Чайковского под названием «Октябрь. Осенняя песнь» (12 слайд). Музыкой он занимался с 4 лет, причем любил не только играть, но и сочинять стихотворения. Он также очень любил музыку итальянского направления и был при этом страстным поклонником Моцарта. Кстати, выпускаясь из консерватории, он получил самую низкую оценку за дирижирование. Но, как вы сами видите, это не помешало ему стать великим. (13 слайд) А теперь послушаем последнюю на сегодня композицию

4) Звучит «Весна священная» Стравинского;

Вопросы те же;

А это произведение принадлежит Игорю Федоровичу Стравинскому (14 слайд), который, как мы видим, из всех представленных здесь композиторов прожил больше всех – аж 88 лет. И умер, кстати, в Нью-Йорке, где получил множество высших премий Грэмми за свое неповторимое творчество (15 слайд). Здесь он изображен на обложке американского журнала рядом с названием статьи «Стравинский и его мир», датируемой 2013.  А теперь вернемся к музыке. Некоторые ваши ответы как раз были близки к тому, что он изначально закладывал в «Весну» - эта музыка символизирует распускающийся цветок. Цветы ведь у нас постепенно обрастают листиками и лепестками? (Да!) Так и здесь главный мотив – или точнее лейт-мотив – «обрастает» новыми звуками и подголосками. Кстати, «Весна священная» - это не только название музыкального произведения, но еще и одноименного балета.

Отлично, с этим заданием вы справились! (16 слайд) Ребята, а вы никогда не замечали, как может быть связана музыка с искусством живописи?  Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажу на картинах – так разнообразны образы природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение. Иногда оно бывает таким ярким, что буквально поражает своей изобразительной точностью.

(17 слайд) «Пейзаж не имеет цели, — говорил русский художник-пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов, — если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

(18 слайд) Сегодня мы с вами убедимся в том, что природа как в музыке, так и в живописи не бездушна, а отражает настроение, что она не простое копирование, а душа того или иного произведения. И чтобы понять это, мы попробуем нарисовать свои музыкальные картины. Знаете, чем именно они отличаются от обычных? (слушает ответы) Правильно! Тем, что обычно картины рисуют красками и фломастерами на бумаге и холсте, а музыкальные рисуются угадайте чем?... (звуками!) Правильно, звуками!

Для начала попробуйте угадать, какую картину мы с вами будем рисовать первой? (Полотно Ивана Шишкина «Дубовая роща», 19 слайд) Да, совершенно верно – мы изобразим лесную природу и его обитателей! Делать мы это будем с помощью музыкальных инструментов. Но сами по себе они у нас, конечно же, не играют. Скажите, как называется группа людей, исполняющая инструментальную музыку? (Оркестр!) Именно. А для нашего оркестра мне понадобятся 9 человек.

Итак, начнем. Сперва я прочитаю стихотворение построчно, чтобы мы запомнили, кто что озвучивает. Когда придет ваша очередь, я буду показывать конкретного на каждую. (читает стих) Читаю еще раз для закрепления (повторное прочтение с указанием действий). А теперь я буду читать его не по порядку, а вразброс, чтобы проверить вашу готовность (повторное чтение). Вижу, вы хорошо улавливаете суть, это похвально! А теперь давайте я включу вам для вдохновения и погружения в образ звуки леса, которые вы дополните игрой нашего оркестра. И еще одна деталь: я буду дирижировать. Вы знаете, какую роль выполняет дирижер? (слушает ответы) Верно, он руководит работой оркестра. У нас сегодня будут фигурировать два основных дирижерских жеста:

- взмах рукой – оркестр начинает играть;

- сжимание рук в кулаки – оркестр замолкает;

В тот момент, когда мы будем импровизировать, я буду показывать поочередно на каждую из вас в тот момент, когда нужно будет вступить. (20 слайд) Готовы? (Да!) Поехали!

(включается саундтрек «Звуки леса после дождя» и звучит стихотворение, на экране мелькают 21-22 слайды)

(23 слайд) Вы прекрасно справились, я вами очень довольна! А теперь перейдем ко второй картине! (Полотно «Чум ненцев в Малых Кармакулах» Александра Борисова, 24 слайд) Что на ней изображено? (слушает ответы) Верно! Итак, это полотно называется «Чум ненцев в Малых Кармакулах» (25 слайд). Вы сейчас услышали целых три новых слова, правильно? Давайте же узнаем их значение. Чум – это дом кочевых северных народов, представляющий собой шатер из шкур. Это что-то вроде разборной палатки, которую удобно перевозить на этих самых оленях и ставить. (26 слайд) Ненцы – это народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Они относятся к группе малочисленных. Как по-вашему, что это значит? (слушает ответы) Да, так и есть. Хотя, на сегодняшний день ненцы – самый большой из малочисленных народов, их насчитывается около 45 тысяч. (27 слайд) А Малые Кармакулы – это очень далекая полярная станция на острове Южном – одном из островов ледяного архипелага Новая Земля. Да, представьте себе, северные народы могут уживаться даже по соседству с такими местами.

Итак, как вы уже поняли, изображать мы с вами будем природу Севера. Скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «север»? (слушает ответы) Да, правильно! Вот все это мы с вами сейчас и изобразим с помощью все того же оркестра. Правда, инструментальный состав мы немного изменим.

(28 слайд) Итак, начнем! (звучит саундтрек «Звуки северного ветра» и стихотворение, на экране 29-31 слайды)

Спасибо, можете заканчивать! (32 слайд) Наше занятие уже подходит к концу, поэтому давайте вспомним, с какими великими композиторами мы сегодня познакомились? Какие прослушали музыкальные композиции? Какие из них вам больше всего запомнились? Появилось ли у вас желание дальше знакомиться с музыкой и ее природой? (слушает ответы) Прекрасно! А теперь домашнее задание: прослушать произведение Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» и нарисовать образ который вам представился. (33 слайд) А теперь я благодарю всех вас за урок, и до новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Стихотворение «Звуки леса» собственного сочинения

В лесу зеленом жизнь кипит,

Листва ажурная шумит (комок бумаги),

Сорока скачет по ветвям (трещотка деревянная),

И дятел по сосне стучит (ложки).

Река течет прозрачная (треугольник),

И теплый ветер веет (бутылка),

Лиса крадется в чаще (маракас),

И серый волк не дремлет (барабанная дробь пальцами).

Зайчишка серый прыгает (бубен с джинглами),

Порхает воробей (колокольчик),

Заливистые трели

Выводит соловей (фортепиано, ми-фа-соль 2 октавы).

В лесу мы слышим звуки,

Какие захотим!

Давайте вместе с вами

Их все изобразим!

  1. Стихотворение «Краски Русского Севера» собственного сочинения:

Вдали, на севере холодном

Деревня изо льда стоит.

Звенят прозрачные сосульки (сагаты),

И под ногами снег хрустит (бумажка).

А наверху, на черном небе

Рассыпаны десятки звезд (маракас),

Сиянье Северное блещет (треугольник),

Луна златистая плывет (трещотка с джинглами).

Холодный ветер завывает (дует в бутылку),

Белый медведь, сопя, бредет (барабан с палочкой),

Старый шаман в оленьей шкуре

Рукою сильной в бубен бьет (бубен красный).

Наш русский Север необъятен,

Красот и звуков много в нем,

А как звучат они – узнаем,

Лишь инструменты мы возьмем!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Музыкальная литература:

1) Лейт-мотив Весны из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова;

2) Антонио Вивальди. Времена года. Лето, 1 часть;

3) «Осенняя песнь» П. И. Чайковского;

4) Стравинский «Весна священная»;

5) Саундтрек «Звуки леса после дождя»;

6) Саундтрек «Звуки северного ветра»;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые педагогические и методические аспекты системы музыкальных занятий по специальности в классе скрипки

В статье освещаются некоторые педагогические и методические проблемы системы музыкального образования, и роль педагога по специальности в плане музыкального воспитания учащегося.  Приемы, методы ...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Ода чувашской женщине - матери"

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции: «Ода чувашской женщине – матери» - составлена с целью развития уважения, толерантного отношения к женскому полу и предназначена для нравстве...

План-конспект проведения внеурочного занятия по теме: «Музыкальные игры-этюды». 1 «А» класс

Предмет: РитмикаКласс: 1 АТема занятия: Общеразвивающие упражнения в игровой форме.Цель занятия: Развитие творческих способностей ребенка средствами хореографии в игровой форме, раскрытие физических д...

Методическая разработка литературно-музыкального проекта " У войны не женское лицо"

Материал основан на документальных  рассказах женщин переживших Великую Отечественную войну, по повести лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич. Это торжественное мероприятие б...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Черное дуло блокадной ночи» по дисциплине: «История» 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Черное дуло блокадной ночи» по дисциплине: «История» 34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка: «Воспитание музыкального ритма у воспитанников по классу аккордеона, баяна»

   Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-ч...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...