Профилактическая беседа
статья

Финагина Алена Валерьевна

Профилактическая беседа о ненармотивной лексике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat_ne_nash_format.docx131.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: День борьбы с ненормативной лексикой. «Мат – не наш формат» – дискуссия.

Цель: воспитать культуру речи, сформировать негативное отношение к ненормативной лексике, уважение друг к другу.

Задачи:

  1. Исследовать отношение воспитанников к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде.
  2. Способствовать просвещению воспитанников, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека.
  3. Создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию среды.

 

Ход мероприятия:

  1. Введение в тему: День борьбы с ненормативной лексикой. «Мат – не наш формат»;
  2. Ненормативная лексика;
  3. Бранные слова;
  4. Как вы думаете, почему человек употребляет нецензурные слова?
  5. Как бороться с матом?
  6. Ответственность за нецензурную брань;
  7. Памятка по профилактике сквернословия;
  8. Подведение итогов.

День борьбы с ненормативной лексикой

«МАТ – НЕ НАШ ФОРМАТ»

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, и бранные слова,

Они растут, как сорная трава,

У плохо перепаханных обочин

Николай Рыленков

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/6/0/6/4753606.jpg

3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Где-то он воспринимается как нечто экзотическое, но для России, в которой, как говорится, «матом не ругаются, а на нём разговаривают», день этот имеет существенное значение.

Жизнь людей немыслима без языка и речи. Слово является средством общения между людьми, способом обмена информацией. Нередко мы судим о людях по тому, как они умеют говорить, какими собеседниками являются. Словом можно поддержать в трудную минуту, порадовать другого человека, но словом (даже тем же самым) можно сильно огорчить и обидеть близкого человека.

К сожалению, есть слова, которые засоряют нашу речь: бранные, иностранные, жаргонные, вульгарные выражения, слова-паразиты, канцеляризмы, специфическое общение в интернет-среде. Всё это – ненормативная лексика.

Ненормативная лексика – лексика, не унормированная в литературном языке. Ненормативная лексика потому и называется ненормативной, что всегда осуждалась общественной моралью. Воспитанные люди избегают матерщины, ведь  она воспринимается как признак некультурности, как принадлежность к «низшим слоям общества». Её употребление говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека.

БРАННЫЕ СЛОВА

По количеству нецензурных слов и выражений русский язык, оказался на третьем месте в мире, уступив лишь английскому и голландскому соответственно.

Впервые русский мат был упомянут в берестяной грамоте XII века, которую недавно обнаружили археологи. Правда, что именно написано на берестяной грамоте археологи отказались уточнить...

До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ

Как вы думаете, почему человек употребляет нецензурные слова? 

Человек употребляет нецензурные выражения в среднем 230 тыс. раз в течение жизни.

Судя по опросу, проведенному Исследовательским центром SuperJob.ru, крепкие словечки используют 62% россиян. Только 38% россиян категорически не приемлют мат.

Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык утверждает, что злоупотребление матом медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин. Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше других страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос. Дело в том, что мат способствует выработке мужских половых гормонов.

Уже давно проводятся эксперименты с водой. Оказывается, что в воде важен не столько ее химический состав, сколько структура. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Глядя на фотографии на слайдах, можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?

Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Одна из болезней – “копролалия”. Название происходит от греческого “копрос” - кал, грязь и “лалия” - речь. Так в медицине называют болезненное, непреодолимое влечение к циничной, нецензурной брани безо всякого повода. Существует 4 стадии развития болезни:

I стадия - человек испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

II стадия - человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

III стадия - человек использует эти слова, не замечая этого;

IV стадия - уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова. Вот так кажущаяся многим безобидная привычка может постепенно перерасти в серьёзную болезнь.

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

Если проанализировать ответы, то можно перечислить следующие причины употребления скверных слов:

  • Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.
  • Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.
  • Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.
  • Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.
  • Скверный характер, вредные привычки.
  • Неуважение к окружающим.
  • Отсутствие внутреннего самоконтроля.
  • Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.
  • Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.

Как бороться с матом?

Во всех странах активно борются с ненормативной лексикой, создают специальные комитеты, проводят ряд мероприятий. Даже Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой появился. Ведь искоренение нецензурных выражений повышает престиж страны.

Ответственность за нецензурную брань.

Сейчас сквернословие в России по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности, оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой ряд соответствующих санкций.

В российском законодательстве предусмотрены меры наказания за нецензурную брань в общественных местах. Статья 20-1 Кодекса об административных правонарушениях расценивает её как мелкое хулиганство. На матершинника может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. А если он к тому же выказал неповиновение «требованию представителя власти или иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка», размер штрафа возрастает до 2500 рублей.

Статья 5.61 КоАП РФ. Оскорбление

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

Мы по праву можем гордиться нашим языком, который является одним из самых красивых, богатых и выразительных языков мира. Но русский мат, ставший неотъемлемой частью общения различных слоёв населения, – это скверна, которой нужно стыдиться, поэтому каждый русский должен стремиться к тому, чтобы очистить от этой скверны как собственную речь, так и язык в целом.

Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга!

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ

  • Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений.

  • Осознавать, ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж достойного и уважаемого человека.

  • Уметь культурно отдыхать, владеть приёмами снятия психологического напряжения.

  • Научиться просить прощения, прощать самому.

  • Тренироваться в вежливой и красивой речи. Подобрать для себя литературные выражения для использования в критических ситуациях.

  • Постоянно заниматься самосовершенствованием.

  • Читать хорошую литературу.

  • Быть разборчивым в выборе друзей.

  • Искренне любить людей и бояться их обидеть.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5811/3588041.2f7/0_6fcdc_47fd6395_XL

                                                                                            ФИНАГИНА А,В,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно - профилактическая работа в общежитии Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кинельский государственный техникум»

Проведение воспитательно-профилактической работы в общежитии ГБОУ СПО КГТ (далее Техникума) предполагает тесное взаимодействие коллектива общежития с государственными и общественными структурами по во...

Банк проблемно-ситуационных фото задач. ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий. МДК 01.02 Основы профилактики

Банк проблемно-ситуационных фото задач предназначен преподавателям для проведения занятий по Профессиональному модулю 01. Проведение профилактических мероприятий МДК 01.02 Основы профилактики сту...

Журнал учета работы с обучающимися ГБПОУ КК "КАТТ", состоящими на внутреннем профилактическом учете техникума в летний период 2014 г.

Организация индивидуального сопровождения обучающихся ГБПОУ КК "КАТТ", нуждающихся в особом педагогическом внимании в летний период, пропаганда здорового и полноценного отдыха с целью предупреждения п...

КИМ УП.02 ПМ.02 " Ремонтно-профилактическое обслуживание грузоподъемных кранов металлургического производства "

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной практике профессионального модуля ПМ. 02 «Ремонтно-профилактическое обслуживание грузоподъемных кранов металлургического производства» основной ...

Профилактическая беседа "Личная гигиена". 8 класс. Телевных Е. А.

Профилактическая беседа "Личная гигиена". 8 класс. Телевных Е. А....

Беседы -рассуждения о правах и обязанностях . БЕСЕДА О ПРАВАХ РЕБЕНКА. Я И ОБЩЕСТВО.

Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым?...

Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.

Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо...