Вирус сквернословия
классный час
Сегодня проблема чистоты речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, патриота своего родного языка. Чистая, культурная речь не может допускать сквернословия, так модного сегодня. Особенно важно это для формирующейся личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ»
Подготовила:
Воспитатель общежития ОГБПОУ «ЮАПК,
Хасанова Е.В.
Цель: Формирование у студентов нравственных принципов.
Задачи: содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей, обеспечить нравственное воспитание учащихся. содействовать эстетическому воспитанию учащихся, воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова.
Оборудование: компьютер, презентация, ватман, маркеры, листовки «НЕТ СКВЕРНОСЛОВИЮ!», плакаты, отражающие данную проблему: “Мат укорачивает жизнь”, “Сквернословие вредит здоровью”, “Словом можно убить”, “У того, кто ругается – некрасивое лицо”.
Воспитатель: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть на занятии здоровыми и счастливыми. |
Показ слайда по теме занятия. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? |
Воспитатель: Сегодня у нас очень важная, трудная и в то же время интересная тема «Вирус сквернословия». Русский язык как никакой другой – самый богатый на слова. У нас в запасе огромное количество слов. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием? Ребята, у меня к вам такой вопрос: «Что такое сквернословие»? (ответы)
Воспитатель:Что же такое сквернословие? (слайд)
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Что такое скверна? «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное»
Воспитатель: Сквернословие (по Толковому языку русского языка С. Ожегова) – употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань нецензурными словами.
Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии.
Сократ говорил : «Каков человек, такова его и речь».Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».
Воспитатель: Слово заразно, и мат в наше время, как вирус, распространяется очень быстро и проникает действительно во все слои общества. Подвержены этому вирусу не только юноши, но и девушки. Ведь недаром говорят: «Речь – это показатель ума».
Игра «Эстафета добрых слов»
Воспитатель: Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал:
«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».
Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладаетцелительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. ( выполняют задание.)
Воспитатель. Мне кажется, у нас в зале стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
«Заразные слова»
Воспитатель. Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова... Вернёмся к началу воспитательного часа. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом необходимый признак здорового образа жизни. Непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши студенты (имена, фамилии) подготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Приглашаю их.
Ведущий 1. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено. Трудно поверить, что еще какие-то двести-триста лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало.
Ведущий 2. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. ( До XIX века сквернословие являлось уголовно наказуемым).
Ведущий 1. Во времена правления Великого Петра I, грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Ведущий 2.Что же происходит в наше время. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом.
Ведущий 1.Сквернословие на Руси во все века являлось уголовно наказуемым. И сейчас наше государство применяет наказания за использование мата в речи.В соответствии с нормами КодексаРФобадминистративныхправонарушениях преследуется нецензурная браньвобщественномместе и нецензурнаябрань, которая используется в целях оскорбления личности. Занецензурнуюбраньвобщественномместепредусмотрена административная ответственность по ч. 1ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) ввидештрафа от 500 до 1000 рублей или административногоарестанасрокдо15суток.
Ведущий 2. А сейчас поговорим, как сквернословие влияет на здоровье человека. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать эти ругательства. Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своём стихотворении:
Чтец
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков
Ведущий 1. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что потребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали;
третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Дискуссия «Нужен ли нам мат?»
Воспитатель. Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаем вам немного поговорить и высказаться:
-Почему люди ругаются матом? Ответы (низкий культурный уровень, желание подражать кому-то, желание казаться старше, быть крутым).
-Сквернословие – это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему они вредные? (грызть ногти, курить, плеваться, чавкать, и т. д.). Всё это или приносит вред здоровью или характеризует человека как человека с низкой культурой, неприятного.
-Чем можно заменить пагубные привычки есть альтернативные способы?
Ответы: ( туризм, музыка, хобби, спорт, походы, лыжи, дискотека).
- Ребята, как вы думаете, почему подростки в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? (ответы)
Воспитатель:Так давайте же задумаемся о словах, которые мы произносим!
Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.
И.С. Тургенев сказал: «Берегите чистоту языка, как святыню!»
Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»
Воспитатель: Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодежи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (Студенты высказываются.)
У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех:
-перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;
- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;
- читать русскую классическую литературу;
- запоминать стихотворения, афоризмы.
Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители («елки-палки», «блин», «фиг» и т. п.). Но этого делать не стоит. Это все равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить:
«Ро-до-ден-дрон» (цветок такой). И кому-то это помогало.
Составление антирекламы сквернословия
Воспитатель: Доказано, что мат отрицательно влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Активисты акции - студенты, журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например (читает):
- Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!
- Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!
- Наше условие - долой сквернословие!
Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске. (студенты выполняют задание, читают свои лозунги.)
Примерные варианты лозунгов:
- Кто использует мат, тот умишком небогат (тот немного глуповат)!
- Мат - это помоев ушат.
- Мат-дорога в ад.
- Мат уродует девчат.
- Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!
- Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.
- Мат - это ядов концентрат!
- В классе мы найдем управу на словесную отраву!
- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!
Воспитатель. Древняя библейская мудрость, гласит; «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди - это здоровый народ, процветающая страна.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Воспитатель: Изменилось ли ваше отношении к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (Ответы.)
Воспитатель: В заключении всем участникам нашего мероприятия я предлагаю посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (маркером под деревом нужно вписать добрые слова), затем каждый участник приклеивает листочки (чтобы от добрых слов дерево росло и зеленело).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-710169-1447675861.jpg)
Конспект классного часа. Тема: «О сквернословии в нашей жизни. Сила слова или яд сквернословия»
Аннотация.Данная работа посвящается проблеме сквернословия в нашем обществе. Выясняется отношение подростков к этой проблеме; широко и полно представлена история вопроса, освещаются научные дост...
КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ВИРУСОВ. РЕПРОДУКЦИЯ ВИРУСОВ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ К ФГОС СПОТЕМА: «КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ВИРУСОВ.РЕПРОДУКЦИЯ ВИРУСОВ» УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/26/picture-399012-1493240307.jpg)
Ооткрытый классный час на тему "Вирус сквернословия"
ГБОУ «АКТАНЫШСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХАСАНА ЗАМАНОВА»открытыйклассный часна тему"Вирус сквернословия" ОФИЦЕР ВОСПИТАТЕЛЬ И.М. ХАСАНОВ2015 год...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-716718-1448787229.jpg)
Методическая разработка классного часа на тему "Вирус сквернословия"
Методическая разработка классного часа предназначена для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-1191169-1574345454.jpg)
Ток -шоу "Вирус сквернословия"
Ток-шоу (значения). Ток-шо́у (от англ. talk show [tɔ:k ʃoʊ] — разговорное представление) — телепередачи разговорного жанра, в которых несколько приглашённых участников ведут обсуждени...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/02/picture-1435036-1669968778.jpg)
Методическая разработка для проведения классного часа "Вирус сквернословия"
Материал предназначен для классных руководителей, кураторов групп и может быть использован в воспитательной работе по профилактике употребления обучющимися ненормативной и нецензурной лекс...
Урок нравственности "Вирус сквернословия"
Материал поможет в проведении урока нравственности по теме: "Вирус сквернословия". В доступной форме описано пагубное влияние сквернословия на личность, какую отрицательную роль причиняют сл...