Этапы развития древнегреческой вазописи
презентация к уроку
В презентации рассмотрены основные этапы развития древнегреческой вазописи. Даны характеристики этапов, приведен обширный иллюстративный материал. Разработка предназначена для преподавателей дисциплин "История искусств", "История мировой художественной культуры", а также спец. дисциплин, связанных с декоративно-прикладным искусством.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История развития вазописи ДОГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ
Крито-микенская керамика (1600-1000 гг. до н.э.) Раннеминойский период Среднеминойский период Позднеминойский период
Одним из направлений крито-микенского периода были вазы камарес , названные в честь пещеры, где впервые была найдена подобная керамика. Характерной чертой данных произведений являются белые или красные рисунки по темному фону. Мотивами изображений могли быть простые геометрические формы или природные сюжеты. Вазы данного периода часто украшались геометрическими мотивами: треугольниками, спиралями и другими абстрактными формами. Очень характерна была стилизация. Люди изображались редко и очень схематично, формы были упрощены, также активно использовались геометрические элементы. Довольно часто на вазах изображали животных, которые могли иметь мифологическое значение. Так например, вазы с осьминогами были связаны с мифологическим сюжетом, так как в Древней Греции осьминоги ассоциировались с морскими богами.
Геометрический стиль (900-700 гг. до н.э.) Протогеометрический стиль Геометрический стиль
Термин «геометрический стиль» впервые появляется в 1870 году, когда были открыты д ипилонские амфоры. Геометрический стиль постепенно вытеснил протогеометрический стиль. Главным центром распространения геометрического стиля были Афины. Постепенно он распространился среди вазописцев многих торговых городов на островах Эгейского моря. Геометрический орнамент представлял собою сочетание геометрических элементов, располагался по поверхности вазы полосами или регистрами и состоял из меандров, крестов, спиралей и окружностей. Орнамент составлял около 80 процентов росписи геометрического стиля. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами композиций с изображением животных и людей в период архаики.
Формы древнегреческих сосудов
Ориентализирующий стиль (7 в. до н.э.) Коринфский кувшин Музей Гетти , Лос-Анджелес Коринфская амфора Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Другое название ориентализирующего стиля - «ковровый стиль». Ему свойственен так называемый «страх пустого пространства», или «боязнь пустоты», когда всё свободное пространство плотно заполняется изобразительными и орнаментальными элементами. Это чёрнофигурная вазопись. Для нее характерны заимствованные мотивы из ближневосточного региона: грифоны, сфинксы и львы. Геометрические мотивы вытесняются изображением растений и животных, которые были еще далеки от реалистических, оставаясь стилизованными. Расщиряется диапазон изображаемых сюжетов. Распространение получают сцены из древнегреческих мифов. Гораздо чаще изображаются животные, причём в различных положениях. Однако их фигуры остаются плоскостными. Существовали правила изображения некоторых животных. Например, голова пантеры всегда рисовалась в фас, а льва — в профиль, при этом их туловища изображались сбоку. С развитием данного стиля изменяются не только традиция росписи, но и формы сосудов. Если для геометрического стиля были характерны вытянутые формы, то вазы данного периода становятся более приземистыми и широкими. Более активно в росписи стали применяться различные краски, например, пурпурная, а также белая краска, наряду с уже традиционным шликером . Основным центром изготовления керамики в этом стиле был Коринф. Ориентализирующий стиль был также популярен и у мастеров гончарного дела в Аттике.
Чернофигурная вазопись (7-4 вв. до н.э.) Амфора «Эос и Мемнон ». ок . 530 г. до н.э. Ватиканский музей Эксекий Дионис и Энопион . ок . 540-530 гг. до н.э.
Для данного периода большое значение имеет форма сосуда, на который наносится изображение. Популярность форм варьировалась со временем. Однако общим являлась технология создания росписи. Гончар создавал сосуд, далее он подсушивался, после чего вазописец его расписывал . Изображаемый сюжет наносился на вазу шликером ( жидкой глиной , ранее ошибочно считавшейся лаком). Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и другого. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным. В это время стали господствовать сюжетные композиции, вытеснив орнаментальные композиции и ковровые изображения одинаковых фигур животных. Ушло полное заполнение пространства рисунка, наоборот, внимание зрителя сконцентрировано на, чаще всего, мифологическом сюжете. Изображаемые группы людей приобрели качественно иной характер. Теперь это были конкретные сцены с конкретными героями. Кроме того, появляются изображения различных предметов, прежде всего технических сооружений: кораблей, архитектурных элементов и др. Новым становится и обилие текста на вазах: мастера добавляют различные надписи, пояснявшие изображаемый сюжет. Повсеместно распространились и новые правила создания человеческих фигур. Так, мужчин всегда изображали с помощью чёрного лака, в то время как лица и иные открытые части тела женщин покрывались белой краской. Помимо этого, в чернофигурном стиле принципиально по-разному изображались глаза: женские имели подчёркнуто миндалевидную форму, в то время как мужские — овальную
Эксекий (6 в. до н.э.) Килик «Дионис в ладье» о к.530 г. до н.э. Государственное античное собрание в Мюнхене Амфора «Аякс и Ахилл играют в кости» ок . 350-340 гг. до н.э. Грегорианский этрусский музей, Ватикан
Вазы-билингвы Техника росписи древнегреческих ваз, существовавшая в Аттике в переходный период от чернофигурной к краснофигурной вазописи. На одной стороне керамического сосуда находится изображение, выполненное в более раннем чернофигурном стиле, а на другой — краснофигурное изображение, зачастую на тот же самый сюжет. Геракл, ведущий жертвенного быка. Ваза-билингва. 525–520 годы до н. э. Музей Искусств Бостона
Краснофигурный стиль (530 г. до н.э. – конец 4 в. до н.э.) Одиссей и сирены. ок . 480–470 гг. до н. э. Британский музей, Лондон Геракл и Афина. ок . 480—470 до н.э. Государственное античное собрание. Мюнхен
Своё название краснофигурная техника получила благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном: фон — чёрный, фигуры — красные Перед обжигом на поверхность подсохшей вазы наносились контуры человеческих фигур и остальные детали изображения. Набросок рисунка наносился лёгким штрихом каким-либо тупым инструментом, либо намечался древесным углём, который исчезал после обжига. Далее контуры рисунка обводились кистью смесью жидкой глины и сажи, что делало их рельефной, выпуклой линией. Остальные линии прорисовывались разведённым раствором шликера . Кроме двух основных цветов в изображениях встречаются и другие цвета — белый и красный. В заключение фон между фигурами внутри изображения покрывался матово-серым шликером . Вазы проходили трёхкратный обжиг, в результате которого шликер приобретал свой характерный чёрный или тёмно-коричневый цвет Данная технология позволяла более детально изображать различные предметы и живых существ, передавать объём, приближала изображения к реализму. Однако было много сложностей в создании изображений: привычное для чернофигурного стиля изображение женского тела с помощью белой краски стало невозможным. Стало сложнее определить пол изображённого человека по одежде или причёскам, поскольку герои и боги изображались молодыми и безбородыми. На начальном этапе сложности представлял и расчёт пропорций фигур. В чернофигурной вазописи линии контуров визуально входили в изображённую фигуру. В краснофигурной вазописи контуры проводятся той же чёрной краской, что и фон вазы, поэтому контуры фигур становились частью фона и сливались с ним. Поэтому сначала фигуры на вазах получались достаточно худыми. Сложность представляло изображение волос и бород, которые неизменно рисовались чёрными. В начале периода, отдавая дань чернофигурной традиции, контур волос процарапывали после нанесения и обжига чёрного лака и только позднее стали оставлять полоску незакрашенной глины. Другой проблемой были ограниченные возможности передачи пространственной глубины на чёрном фоне. Наконец, краснофигурный стиль ограничивал цветовые решения композиции. В этот период происходит полный отход от случайных декоративных элементов и орнаментов. Внимание вазописцев обращено к изображению определённых сюжетных композиций. Кроме того, получают распространение изображения отдельных личностей, которые иногда даже не являлись выдающимися. Распространёнными оставались сюжеты из античной мифологии. Большую популярность приобретают сцены из греческих трагедий. Но главное нововведение краснофигурного стиля — это изображение бытовых сцен. Главными центрами производства краснофигурной керамики, помимо Аттики, были гончарные мастерские Южной Италии. Краснофигурную технику восприняли многие регионы Древней Греции. Значимый вклад в её развитие внесли вазописцы Этрурии.
Евфроний (кон. 6 – нач . 5 в. до н.э.) Кратер «Борьба Геракла с Антеем» 6-5 вв. до н.э. Лувр Пелика с ласточкой. Ок . 500 г. до н.э. Государственный Эрмитаж
Белофонная вазопись (конец 6 в. до н.э.) Лекиф с изображением Ахиллa и Аяксa о к . 500 г. до н. э. Лувр Килик «Безумная менада» о к . 490-480 гг. до н.э. Государственное античное собрание в Мюнхене
Особенность данной техники заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Автором первого известного лекифа в данном стиле является вазописец Псиакс . Роспись в подобной технике часто использовалась на сосудах, предназначавшихся для погребальных церемоний. Поэтому вазописцы часто выбирали сцены оплакивания и погребения для своих работ. При этом, в отличие от краснофигурной росписи, господствовавшей в период развития описываемого стиля, здесь применялось значительно больше красок различных цветов: от распространённой пурпурной до зелёной и голубой . Одной из особенностей в технике росписи по белому фону является то, что мастера сначала полностью рисовали контур фигуры человека, а одежду прорисовывали затем поверх этого контура, раскрашивая её. Вазы, расписанные в данной технике, отличались недолговечностью покрытия, а потому не получили широкого распространения в бытовой сфере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к уроку по теме: "Основные этапы развития информационного общества"
Презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для спец 080110 "Экономика и бухгалтерский учет"...
Методическая разработка учебного заняти по теме "Введение. Этапы развития и становления хирургии"
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ...

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»
Статья написана к научно-практической конференции «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

Этапы развития русской школы классического танца.
Русский балет прошёл длительную историю становления и развития. Какие бы новшества не привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце – одно остаётся неизменным ...

Автоматика - этапы развития
В статье говорится об этапах развития автоматики, истории возникновения систе управления....

Реферат студента Акилова М.С. на тему "Этапы развития ракетной техники, и ее будущее.".
Доклад к городской конференции посвященной 55-летию полета Ю.Гагарина в космос....

