"Развитие эмоциональной отзывчивости детей среднего дошкольного возраста по средствам слушания музыки"
учебно-методическое пособие

Мартынова Виктория Алексеевна

Методические рекомендации для развития эмоциональной отзывчивости по средствам слушания музыки для среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produkt_gotovyy.docx224.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

логотип_медвежонок-02_1 (1).jpg

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ

Составитель:

Музыкальный руководитель

Мартынова Виктория Алексеевна

Нижневартовск, 2025

АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации предназначены для музыкальных руководителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, в оказании помощи по развитию эмоциональной отзывчивости средних дошкольников в процессе слушания музыки.  

В методических рекомендациях рассматриваются методические и практические подходы по развитию эмоциональной отзывчивости средних дошкольников в процессе слушания музыки.

Предложенные методические рекомендации позволят музыкальному руководителю и воспитателям применять и использовать отобранные музыкальные произведения, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости и сделать музыкальное и другие занятия интересней.

Содержание

стр.

Пояснительная записка…………………………………………………………

4

1. Методические рекомендации

6

1.1 Развитие эмоциональной сферы среднего дошкольника………….

6

1.2. Алгоритм организации процесса слушания музыки на музыкальных занятиях…………………………………………………………

7

1.3. Методы и приемы работы над музыкальным произведением,

направленные на развитие эмоциональной отзывчивости детей…………..

9

1.4. Критерии отбора музыкального материала по слушанию

музыки…………………………………………………………………………...

16

2. Технологические карты музыкальных занятий по развитию эмоциональной отзывчивости детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки……………………………………………………

21

  1.        2.1. Технологическая карта музыкального занятия1…………………..

21

       2.2. Технологическая карта музыкального занятия 2…………….

23

  1.        2.3. Технологическая карта музыкального занятия 3…………………...

27

  1.        2.4. Технологическая карта музыкального занятия 4……………..........

30

  1.        2.5. Технологическая карта музыкального занятия 5…………………..

33

  1.        2.6. Технологическая карта музыкального занятия 6…………………..

36

  1.        2.7. Технологическая карта музыкального занятия 7…………………..

38

       2.8. Технологическая карта музыкального занятия 8…………………..

40

Заключение………………………………………………………………………

43

Список использованных источников………………………………………….

43

Приложения……………………………………………………………………..

46

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной музыкальной педагогике проблема развития эмоциональной отзывчивости дошкольников средствами слушания музыки расценивается как приоритетное направление и рассматривается в основном в связи с эстетической, интеллектуальной и социальной активностью детей.

Музыка представляет собой тот вид искусства, который направлен непосредственно на чувства и эмоции человека. Детские эмоциональные проявления часто требуют расширения и корректировки, в этом направлении неоценимую роль может играть музыка, передающая огромную палитру различных чувств и эмоций. Эмоции в психической жизни ребёнка являются центральным звеном. В процессе эмоционального развития происходит формирование эмоциональной отзывчивости; в её становлении решающую роль играют условия, в которых ребёнок живёт и воспитывается.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» отмечается, что современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий.

Профессиональный стандарт педагога диктует, чтобы современный музыкальный руководитель способствовал развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников. По мнению исследователей, одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости дошкольников является слушание музыки. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности.

Цель и задачи методических рекомендаций:

Цель: формирование представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на эмоциональную отзывчивость детей в процессе слушания музыки, исходя из характера и образа музыкального произведения.

Задачи: Обучающие:

1. Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями: эмоциональная отзывчивость и сопереживание.

2. Закреплять представления детей о способах выражения различных эмоций и чувств человека в процессе слушания музыки.

3. Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения. Уметь выражать свои впечатления от музыки в движениях, мимике.

2. Развивать навыки самооценки и самоанализа своего эмоционального состояния.

Воспитатывающие:

1. Воспитывать умение сопереживать и желание помочь другим.

2. Воспитывать чувство толерантности.

Практическая значимость методических рекомендаций заключается в возможности их применения в педагогической практике, музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных организаций, приступающих к работе по развитию эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки.  

1. Методические рекомендации

1.1. Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка

Эмоции неразрывно связаны с личностным развитием дошкольника, его самосознанием, самоидентичностью и целостным отношением к окружающему миру. Вот почему так важно развивать эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку.

Данная задача решается в двух направлениях.

Первое направление – сформировать понимание и представление о различных эмоциональных состояниях и переживаниях человека.

Алгоритм понимания эмоциональных состояний дошкольником:

I этап:Происходит осмысление эмоциональной действительности в форме переживания ситуации. При помощи педагога у воспитанников формируется умение различать эмоциональное состояние (радость, грусть, злость, удивление и т.д.).

II этап:Формируется умение передавать свое и чужое эмоциональное состояние посредством его называния, понимания и описания. То есть, ребенок может рассказать об эмоциональном состоянии.

III этап:Ребенок уже осознанно приходит к переживанию самого чувства. Формируется умение не только назвать и описать собственное эмоциональное состояние, но и передать его в движениях, мимике и интонации.

Деятельность музыкального руководителя по данному направлению:

– беседы о различных эмоциональных состояниях (радости, страхе, грусти, злости, используя образы музыкальных произведений);

– упражнения-этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций, для различения сходных и противоположных эмоциональных состояний;

– рисование под музыку различных эмоциональных переживаний и изменение содержания рисунка путем различных цветовых решений;

– прослушивание музыкальных произведений и определение эмоциональных характеристик каждого произведения;

– проведение интегрированной образовательной деятельности, которая включает использование различных видов детской деятельности: изобразительной, музыкальной, речевой, конструктивно-модельной.

Второе направление – развитие личностного эмоционального постижения и осмысления произведения искусства.

Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Посредством сопереживания, соучастия происходит развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника.

Деятельность музыкального руководителя по этому направлению:

–  рассматривание и прослушивание произведений искусства (картины, музыкальные произведения);

– творческие диалоги по сравнению или сопоставлению произведений искусства;

– проведение музыкально-литературных гостиных, бесед, игровых обучающих и творческих ситуаций на художественно-эстетические темы.

1.2.Алгоритм организации процесса слушания музыки

на музыкальных занятиях

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. Без восприятия музыки нельзя представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, или игру на инструментах, их необходимо прослушать.

Этапы слушания музыки

Практические рекомендации

1.Привлечение внимания детей к музыке, их настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него

Встреча с музыкой должна стать для ребенка по-настоящему интересным событием, таящим в себе некоторую «интригу». Краткое и образное вступительное слово музыкального руководителя способствует заинтересованности, активации внимания детей, их настрою на слушание. Для этого используют загадки, стихи, проблемные ситуации, игры со звуками, игры-путешествия, рассказы без окончания

(окончанием станет музыкальное произведение) и т.п.

После первого прослушивания следует выдержать паузу, всего несколько секунд. Детям необходимо понять,что произошло с ними, важно « задержаться в музыкальном восприятии».

.Повторное слушание и последующий анализ, разбор впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности

Начинать с анализа тех впечатлений, которые получили дети. Обратить внимание, с какими событиями в их жизни ассоциируется эмоциональное переживание музыки, поискать аналогии. Не надо стремитьсядовиваться точности в ответах о средствах музыкальной выразительности, сосредоточиться больше на характере образа, музыкальном содержании. Пробудить фантазию ребенка, активизировать его воображение.

3. Закрепление представлений о прослушанном в музыкальном опыте детей, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание прослушать его еще раз

На этом этапе целесообразно использовать дидактические игры, задать детям вопросы, активизировать самостоятельность в придумывании своих игр. Слушание музыки может стать частью проектной деятельности, например: создать «Волшебную книгу музыки», лото «Путешествие в мир музыки». При самостоятельной деятельности у детей возрастает интерес к музыке,

естественнее происходит ее запоминание.

4.Создание условий для выражения детьми результатов музыкального восприятия в деятельности - игровой, художественной, двигательной, речевой

Слушание музыки требует организации. Предложить детям составить коллективный рассказ о том, что произошло в музыке, или нарисовать музыкальный образ – в любой технике. Возможно создание двигательных импровизаций под музыку, исполнение на музыкальных инструментах. Сочиненные детьми сюжеты могут стать игрой. Важно, чтобы ребенок «увидел» музыку, приобщился к ее созданию, перешел от восприятия к исполнительству и творчеству, чтоспособствует повышению уровня эмоциональной отзывчивости на музыку

Данный алгоритм может дополняться подэтапами, новыми этапами, не нарушающими общий ход музыкального восприятия. Каждый этап должен оснащаться новыми педагогическими приёмами, отличаться разнообразием этих приемов с учетом музыкального опыта ребенка и его индивидуальных особенностей

1.3. Методы и приемы работы над музыкальным произведением,

направленные на развитие эмоциональной отзывчивости детей

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно-эмоциональное развитие -это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Эмоциональное развитие включает:

–развитие эмоционального реагирования;

–развитие эмоциональной экспрессии;

–развитие эмпатии;

–формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

–формирование словаря эмоциональной лексики.

В работах известных педагогов-музыкантов О.П. Радыновой, и др. в качестве незаменимого средства рассматривается музыка, подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы личности.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста предполагает:

– во-первых, адекватное проявление своего эмоционального состояния на услышанное ребенком музыкальное произведение;

– во-вторых, способность целостного восприятия музыкального произведения.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей адекватно проявлять свои эмоции, необходимо развивать у них способность осознанно воспринимать музыкальное произведение.

Использование разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой обогащаются знания детей об эмоциях, накапливаются опыт слушания и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку.

Для организации методов и приемов обучения в формировании педагогического процесса целесообразно применять педагогические технологии:

– осознание и осмысление содержания музыкального произведения неразрывно связано с ключевым условием музыкальности - непосредственным переживанием музыки; можно сделать вывод о том, что музыкальность человека в первую очередь заключается именно в наличии эмоционального отклика на музыку;

– эмоциональной отзывчивостью считается способность погружения, проживания настроения и образов музыки, а также масштаб и обилие эмоций, которые переживаются при восприятии музыки;

– важнейшим признаком музыкальности дошкольников среднего возраста является эмоциональная отзывчивость детей на музыку, которая проявляется у них в способности анализировать музыкальные произведения, определять в музыке средства музыкальной выразительности, от которых зависит яркость эмоций в процессе слушания, у детей возникает сопереживание, сочувствие в соответствии с содержанием музыкального образа. Таким образом, в процессе слушания музыки у детей формируется и развивается главная составляющая музыкальности - эмоциональная отзывчивость;

– исходной точкой музыкальной деятельности, прежде всего исполнительства является слушание, на основе которого возникают и развиваются все остальные;

– важную роль в слушании музыки имеет организация процесса восприятия, а также музыкальный репертуар, используемый педагогом, потому что именно они влияют на развивающие возможности музыки.

На музыкальных занятиях рекомендуется использовать перечисленные ниже методы и приемы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников в процессе слушания музыки: наглядные, словесные, практические, приемы музыкальной игры, а также метод взаимосвязи разных видов искусств, комплекс методов и приемов уподобления характеру звучания музыки, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений.

Рассмотрим методы, приемы, используемые для побуждения дошкольников к эмоциональному отклику на происходящее и для воспитания у них сознательного отношения к процессу обучения:

Метод моделирования художественно-творческого процесса используется с целью развития способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретации музыкального произведения. Суть метода заключается в том, что при слушании музыки ребенок, в опоре на свою фантазию, воображение и музыкальный опыт, вместе с педагогом создают замысел и определяют какими способами его можно воплотить (в слове, музыке) сопоставляет, сравнивает, выбирает и создает.

Метод беседы используется с целью речевого развития, помогает лучшему пониманию, усвоению и восприятию прослушиваемого музыкального произведения. Суть метода заключается в том, что при слушании музыки ребенок обращается к собственному эмоциональному опыту, сопоставляет его с эмоциями в музыкальном произведении и определяет эмоциональное содержание музыкального произведения.

В процессе беседы с детьми, особое значение имеет тон речи музыкального руководителя, его эмоциональная окраска, а в качестве словесного приема необходимо использование различных стихотворений и сюжетов из сказок.

Метод проблемного обучения, используется с целью развития познавательной активности, способности находить решения в различных проблемных ситуациях, способствует развитию у детей умственных способностей, умению логически мыслить, анализировать и размышлять, развивает творческое, креативное мышление, воображение, учит самостоятельности поиска ответов и способов решения, способствует речевому развитию и более осмысленному и прочному усвоению знаний, а так же повышает активность музыкальной слушательской деятельности.

Метод взаимосвязи разных видов искусств, используется с целью повышения у детей интереса к различным видам творческой деятельности, воспитания любви к музыке, для усиления впечатлений от прослушанной музыки, а также помогает взаимодействию внутреннего мира ребенка с искусством.

Суть метода заключается в том, что к исполняемому музыкальному произведению подбираются созвучные по настроению стихотворения, близкие по смыслу репродукции картин, иллюстрации, игрушки, олицетворяющие персонажей пьесы. Для усиления впечатлений от прослушанного произведения и создания настроения, соответствующего характеру исполняемой пьесы, перед прослушиванием музыки необходимо прочитать детям отрывок стихотворения, созвучного музыке, но показывать им иллюстрации картин не рекомендуется, чтобы не отвлекать внимание детей от музыки.

Целесообразнее будет знакомить детей с представленными образцами литературы и живописи, после неоднократных прослушиваний музыкальных произведений (контрастных или близких по содержанию), когда музыка будет уже на слуху и у детей сложится представление о музыкальном образе.

Наглядные пособия необходимы для удержания внимания детей на музыкальном занятии и для более глубокого понимания дошкольниками музыкальных образов. Без наглядного материала, дети начинаются отвлекаться, и у них быстро пропадает интерес к деятельности.

Важно, чтобы содержание музыкального произведения было доступно дошкольникам для понимания и вызывало у них эмоциональный отклик. В процессе слушания детьми музыкального произведения, можно предложить им изобразить графически на бумаге или воображаемым мелком в воздухе – ритмический рисунок.

Данный метод способствует развитию у дошкольников творческого воображения, музыкального и художественно-образного мышления, облегчает понимание содержания музыки средствами разных видов искусства, развивает музыкальное восприятие и активизирует проявление эмоциональной отзывчивости на музыку.

Словесное уподобление характеру звучания музыки. Суть метода заключается в том, что после прослушивания музыкального произведения следует описание характера музыки, приводятся сравнения, образные высказывания, рассуждения о том, какие чувства, эмоции и настроение хотел выразить композитор в своей музыке (прием эмоционально-выразительных пояснений характера музыки и ее содержания), при этом музыкальный руководитель должен увлечь детей беседой о музыке.

Важно дать понять дошкольникам, что музыкальное искусство всегда выражает чувства, настроение и переживания, которые дети должны уметь различать. Данный метод помогает дошкольникам осознать содержание и характер музыкального произведения, побуждает детей к осознанию выразительности музыкального образа, активизирует проявление у них эмоциональной отзывчивости на музыку.

Сведения о музыке даются в опоре на ее «живое» звучание (наглядно-слуховой метод) или в аудиозаписи, когда музыкальное произведение дается в сравнении, при сопоставлении различных интерпретаций. Музыкальное произведение должно быть исполнено так, чтобы вызывать в детях эмоциональный отклик и сопереживание, «заразить» детей чувствами, которые хотел выразить композитор, а музыка должна быть прочувствована и осмыслена детьми. Одно и то же музыкальное произведение можно исполнить по-разному, например, вальс можно сыграть: спокойно, лирично, нежно, а можно – трепетно и более взволнованно.

Мимическое уподобление характеру звучания музыки. Суть метода в том, что во время звучания музыкального произведения музыкальному руководителю важно внешне проявить свою заинтересованность и увлеченность музыкой, сосредоточенное внимание (серьезное выражение глаз или улыбка – в зависимости от характера музыки). Проявление значимости для взрослого ценности и красоты способствует пониманию его значимости ребенком, который «заражается» отношением к музыке взрослого, его чувствами.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки (поли сенсорные ассоциации), при котором цвет используется как средство, помогающее осознать изменения настроения и характер музыки. В процессе слушания детьми музыкального произведения, можно показывать цветные карточки определенного цвета, соответствующие настроению музыки, объясняя при этом значение слов-образов, характеризующих музыку.

Этот прием способствует формированию у дошкольников представления о характере музыки, выразительной роли цвета при выражении определенных чувств и настроений, развивает «словарь эмоций».

Моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки. С раннего возраста ребенок знакомится с музыкой и выражает слушание музыки через движения. Например, двигательные игры-уподобления предполагают передачу особенностей настроения и характера музыки во время звучания музыкального произведения, а также изменений, которые происходят в процессе развития музыкального образа, с помощью движений рук, образных и простых танцевальных движений, элементов ритмопластики.

Слушая музыкальное произведение, дети видят образы, связанные с музыкой мышечно (моторно), то есть у них ощущаются заложенные в музыку движения музыкального образа, восприятие музыки у детей сопровождается разными двигательными реакциями.

Старший дошкольник уже способен «достраивать» звучащую музыку визуальными образами, в соответствии с постоянно меняющимся характером и настроением музыки, может согласовывать свои действия и творчески выражать свои переживания в движениях. Процесс слушания музыки сопровождается двигательными реакциями детей, поэтому движения под музыку могут быть использованы в качестве приемов, помогающих легче «войти в образ», глубже прочувствовать настроение и характер музыки (напевный, спокойный или четкий, отрывистый, задорный).

Часто, детям требуется повторное прослушивание музыкальных произведений, чтобы было легче связать свои действия с характером музыки. При этом дошкольники проявляют увлеченность, у них развиваются:

–музыкальное восприятие;

–эмоциональная отзывчивость на музыку;

–музыкальное и творческое воображение;

–удовлетворяется потребность детей в движениях, формируется положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке.

Ритмически упорядоченные движения под музыку формируют у детей чувство ритма и являются лучшим средством развития эмоционального отклика на музыку. Этот метод способствует более глубокому слушанию музыки, более активному переживанию детьми своих впечатлений в процессе слушания музыки.

Методы и приемы музыкальной игры используются для поддержания у детей интереса к музыке, положительного эмоционального настроя, игры придают занятиям «живость», помогают раскрытию творческих способностей у дошкольников. В процессе игры от ребенка требуется внешняя и внутренняя эмоциональная вовлеченность, а также – сосредоточенность внимания на постоянно меняющемся характере музыки (интонации, динамика, ритм и темп музыки), что находит свое проявление в эмоционально-двигательной активности.

Музыкальные игры развивают у детей мимику, пластику движений, выразительность жестов, музыкальное восприятие, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости на музыку. В дошкольной педагогике игра рассматривается как путь приобщения детей к миру музыкальной культуры.

Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений (О.П. Радынова). Суть его заключается в сравнении двух музыкальных произведений контрастных по характеру, с постепенным сглаживанием контрастов музыкальных образов в пределах одного жанра; сравнение нескольких пьес с одинаковой тематикой; сравнение нескольких музыкальных произведений по настроению и характеру (сравнение музыкальных интонаций и музыкальной речи); различной интерпретации одного и того же произведения (его звучание в исполнении разных музыкантов на фортепиано и в исполнении оркестра); усложнение музыкальных пьес в части смены настроения и характера музыки в разделах двух и трехчастной форм; сравнение произведений разных жанров.

Данный метод способствует осознанному слушанию музыки, активизирует у дошкольников слуховое внимание, развивает у них музыкальное мышление, эмоциональную отзывчивость на музыку, творческое воображение дошкольников.

Таким образом, вышеперечисленные методы и приемы педагогической деятельности, позволят достичь желаемых результатов.

1.4. Критерии отбора музыкального материала по слушанию музыки

Традиционно принято считать, что ребенку-дошкольнику лучше давать слушать программную музыку. Она понятнее по содержанию, т.е. доступнее детям.

Именно музыкальное восприятие является тем «каналом», который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт. От того, какая музыка окружает ребенка, зависит становление у него музыкального вкуса, интереса к музыкальной деятельности.

Качество исполнения музыкальных произведений должно быть достаточно высоким, иначе, получая «некачественную» музыку, дети будут получать негативные эмоции. Основными требованиями при отборе музыкальных произведений для слушания детьми являются требования художественности и доступности.

Художественность предполагает отбор разнообразных музыкальных произведений – образцов музыкальной классики и современности. Гармония музыкального образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки – именно в этих критериях может быть охарактеризовано данное требование.

Доступность традиционно трактуется следующим образом:

• содержание музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными образами, что предполагает использование преимущественно программной музыки;

• музыкальное произведение должно иметь контрастную форму;

• музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка;

• подбор музыкальных произведений должен соответствовать возможностям детского восприятия.

При отборе музыкальных произведений стоит пользоваться рядом принципов.

1. Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход – разным детям предлагается разная музыка.

Избирательное отношение ребенка к музыке может проявляться по-разному – от предпочтения какого-либо конкретного инструмента до музыки определенного композитора.

2. Принцип учета деятельностной природы ребенка, который предполагает, что музыкальный репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия – в рисунке, слове, игре. Кроме того, музыка может допускать интерактивное включение ребенка – его непосредственные эмоциональные и двигательные реакции уже по ходу прослушивания. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребенка.

3. Принцип учета эмоционального опыта ребенка выражается в подборе музыкальных произведений, соответствующих эмоциональному состоянию и переживанию ребенка. В том случае, если педагог знает, чем живет ребенок, что его волнует и радует, музыка может стать источником обогащения его эмоционального и жизненного опыта. Ребенок получает возможность «прожить» в музыке те события, которые вызвали в нем сильные эмоциональные переживания.

Самый простой способ реализации данного принципа на практике – подбор произведений, в названии которых уже заложено соответствие детскому эмоциональному опыту. Например: «Новая кукла» из «Детского альбома» П. Чайковского, «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» Р. Шумана и др.

Однако более глубокое понимание данного принципа позволит подобрать произведение, передающее нюансы детских переживаний.

4. Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком. Реализация данного принципа возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей отношения ребенка к процессу слушания музыки. Есть дети, для которых в музыке главное – зрительный ряд, есть дети-музыковеды, которых интересует и биография композитора, история создания произведения. Есть дети, которые воспринимают музыку только эмоционально, и выражение в слове результатов прослушивания для них неприемлемо. Поэтому и музыкальный репертуар, и технология организации восприятия музыки должны осуществляться с учетом данных особенностей.

5. Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки. Данный принцип определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой – многомерной природой музыки. Поскольку процесс слушания музыки организуется для решения разных задач, то и палитра музыкальных произведений, которые может слушать дошкольник, становится практически безгранична.

Подбирая специальный музыкальный репертуар для слушания музыки, можно решатьследующие задачи, связанные:

• с процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта;

• с развитием психических процессов – мышления, воображения, креативных способностей дошкольника;

• с развитием художественного восприятия музыки, со становлением умений ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений;

• с приобретением знаний о музыке, расширением музыкального кругозора.

Музыкальный репертуар для обогащения

эмоционального опыта ребенка

Процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, всвязи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.

Для характеристики эмоций ребенка-слушателя воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В. Н. Холоповой, которая выделяет:

•эмоции как чувство жизни;

•эмоции как фактор саморегуляции личности;

• эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыке эмоции;

•природные эмоции музыки.


2. Технологические карты музыкальных занятий по развитию эмоциональной отзывчивости детей

среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки

Технологическая картамузыкального занятия 1. «Музыка и эмоции»

Этапы

Содержание деятельности

Цель/Задачи

Содержание педагогического взаимодействия

Методы и приемы

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность дошкольников

1

Организационный

Вход в музыкальный зал.

Развивать эмоциональную сферу детейв процессе музыкальной деятельности

Раз, два, три, четыре, пять-Мы идем с тобой играть!

Руки выше поднимаем,

Спинку лучше прогибаем

А теперь наклон вперед!

Кто носочки достает?

Поднимаем руки вверх-

Обнимаем дружно всех

маршируем под первые две строчки

прогибы назад (можно 2-3 раза наклоны вперед, ноги не сгибаем, стараемся достать пальчиками носочки- 2-3 раза

поднять руки и затем развести их в стороны как будто обнимая окружающих-2-3 раза

Моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки

2

Основной

Слушание музыки

Развивать музыкальную восприимчивость, умение эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

Знакомство детей с художественными произведениями – образцами классической, музыки.

Скажите, ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в наш красивый светлый зал?

Сейчас я вас познакомлю с куклой, у которой очень интересное имя - Веселинка. Она всегда весёлая, улыбается (показ куклы в красивом платье яркого цвета).

Ребята вы уже знаете, что настроение может быть разным. Когда весело светит солнышка, какое у вас настроение? А как можно передавать радостное настроение?

   Сегодня я вам сыграю музыкальное произведение, а вы подумаете какое оно по характеру.

Слушание П.И. Чайковский «Новая кукла»

А вы знаете, ребята, у Веселинки есть подружка, но она часто грустит и плачет. Её зовут Грустинка (показ куклы в синем платье).  Сейчас мы с вами вспомним музыкальное произведение, которое может изобразить настроение этой куклы.

Слушание «Болезнь куклы» П.И.Чайковского(закрепление)

Ребята, назовите имена подружек, с которыми вы познакомились.

Ребята, у этих двух подружек есть и третья подружка, её зовут Злючка (показ куклы в платье тёмного цвета). Давайте спросим куклу, где она была?

 (кукла топает тогами)

Она, наверно, обиделась, что мы её спросили не очень вежливо. давайте исправим свою ошибку.

 (кукла отворачивается)

Ребята, скажите пожалуйста: «Вы хотите быть похожими на эту куклу?»

Я предлагаю послушать музыкальное произведение, а вы мне ответите, какое настроение передаёт это произведение.

Слушание «Злюка» Д. Кабалевского

Ребята, кто бы из вас хотел быть похожим на Веселинку?  А на Грустинку? А на Злючку?

Ответы детей.

Дети –весёлое

Ответы детей

дети по очереди говорят какого характера данное произведение: весёлое, радостное, бегающее, жизнерадостное

Веселинка, Грустинка.

Где ты была?

Скажи пожалуйста, где ты была?

Нет

Резкая, сердитая

Дети поднимают руки

Дети не поднимают руки

Словесное уподобление характеру звучания музыки

Метод взаимосвязи разных видов искусств

Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений

Пение, игра.

Формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни

Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру-песенку сл. Ю. Островского, муз. Е.  Тилечеевой. Разучиваем текст песни, поем вместе с детьми, а на проигрыш куклы в руках у детей на выбор шагает или бегает.

Играют и исполняют песню

Метод контроля и стимулирования

3

Заключительный этап

Итог занятия

Цель и поставленные задачи выполнены

Ребята, давайте с вами поможем нашим куклам, ведь они тоже очень хотят остаться в нашей группе, чтобы вы с ними играли. Для этого мы в их платье внесём красивые, яркие цвета, завяжем их косички красивыми ленточками, чтобы им было веселее и радостнее.

Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, что мы слушали, кто к нам приходил в гости и какие эмоции мы с вами сегодня разбирали.

Вы пришли сегодня с хорошим настроением в музыкальный зал. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас всегда!  

Дети завязывают ленточки на куклы

Технологическая карта музыкального занятия 2. «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского

Этапы

Содержание деятельности

Цель/Задачи

Содержание педагогического взаимодействия

Методы и приемы

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность дошкольников

1

Организационный

Вход в музыкальный зал.

Развивать эмоциональную сферу детей через музыкальную деятельность.

Две весёлые овечки

Две веселые овечки

Разрезвились возле речки.

Вверх до неба, вниз до травки.

Вверх до неба, вниз до травки.

А потом кружились

И в речку свалились.

Ручками похлопаем хлоп-хлоп-хлоп.

Ножками потопаем топ-топ-топ.

Телом всем подрыгаем дрыг-дрыг-дрыг.

Весело попрыгаем прыг-прыг-прыг!

Мы похлопаем в ладошки

И зубами постучим.

Поморгаем мы глазами,

Как тигрёнок порычим.

Пошагаем весело,

А теперь присядем.

весело прыгают

встают на ножки, тянутся вверх, а затем приседают, опуская руки вниз кружатся падают на пол

хлопают, топают, прыгают, моргают, рычат, шагают, приседают

Моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки

2

Основной

Слушание музыки

Пение

Развить музыкальную восприимчивость, умение эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни

Посмотрите, дети, кто к нам в гости пришел, такой желтенький, пушистенький, неуклюжий. Кто же это такой?

Правильно, это птенчик! Чей же это детеныш, как вы думаете?

Давайте посмотрим на картину, она называется «Птичий двор», чьих птенцов мы там с вами увидим кто-нибудь видел когда-нибудь живых птенцов? Где вы их видели, расскажите, пожалуйста, нам очень интересно. Ой, что-то наш птенец хочет рассказать, только он пока не может говорить громко, он ведь еще совсем маленький и он один, а нас вон как много. Давайте прислушаемся…

Наш птенец рассказал, что он очень скучает по своим еще не вылупившимся братикам и сестренкам. Как вы думаете, ребятки, а где живут невылупившиеся птенцы?

Композитор Модест Петрович Мусоргский не только знал, где живут невылупившиеся птенцы, но и сочинил про них целую историю, да не простую, а музыкальную. Хотите ее послушать?

Давайте устроимся поудобнее и будем слушать музыку, а слушая, представим себе, какие это птенцы, что они делают, какое у них настроение.

Вам понравилась музыка, ребятки? О чем она рассказала? Как вам кажется, что делают эти невылупившиеся птенцы?

Правильно, наши невылупившиеся птенцы танцуют, им весело А музыка, под которую они танцуют, так и называется: «Балет невылупившихся Птенцов».

Ребята, а сейчас давайте выучим с вами песенку про цыплёнка. (Песенка Цыпленка – музыка В. Алексеева Слова М. Фроловой)

Посмотрите-ка друг на друга, вы ведь тоже все разные, непохожие. А как мы с вами узнали, что птенцы разные, непохожие?

Как нам музыка показала это? Давайте еще раз послушаем, и пусть каждый представит своего птенца в яйце, а потом расскажет нам про него свою историю. Вот и наш птенец тоже хочет рассказать про свою сестренку или братишку.

(Повторное слушание музыки.)

Наш птенец очень рад, ведь благодаря музыке и вашим рассказам у него столько братьев и сестренок появилось.

Птенчик

Это птенец курочки, цыпленок

Ответы детей

В яйце

Слушают музыку

Танцуют, им весело

Поют песню

Дети рассказывают про представленных птенцов

Метод взаимосвязи разных видов искусств

Метод проблемного обучения

Метод моделирования художественно-творческого процесса

Метод взаимосвязи разных видов искусств

3

Заключительный этап

Итог занятия

Цель и поставленные задачи выполнены

Молодцы ребятки! На этом наше занятие подошло к концу. Вы все молодцы!

Метод контроля и стимулирования

Технологическая карта музыкального занятия 3. М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Этапы

Содержание деятельности

Цель/Задачи

Содержание педагогического взаимодействия

Методы и приемы

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность дошкольников

1

Организацион-

ный

Вход в музыкальный зал.

Развивать эмоциональную сферу детей через музыкальную деятельность.

Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг! Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Мы за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся. Мы по кругу пойдём. Хоровод заведём. С добрым утром, глазки! Вы проснулись? С добрым утром, ушки! Вы проснулись? С добрым утром, ручки! Вы проснулись? С добрым утром, ножки! Вы проснулись? Глазки смотрят. Ушки слушают, Ручки хлопают, Ножки топают. Ура, мы проснулись!

ходьба по кругу

Моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки

2

Основной

Слушание музыки

Музыкально-ритмические движения

Пение

Развить музыкальную восприимчивость,умение эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке

Развивать двигательные качества и умения, развивать координацию движений

формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни

Здравствуйте, дети. Сегодня мы познакомимся с русским композитором М. П. Мусоргским. И будем слушать его фортепианный цикл «Картинки с выставки».

Портрет композитора.

Одним из друзей Мусоргского был художник Виктор Гартман.

Портрет В. Гартмана.

10 картин Виктора Гартмана вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, и зажили новой жизнью.

Сегодня мы с вами совершим экскурсию по выставке картин.

Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского

Итак, мы на выставке. А вот и первая картина. Она называется «Старый замок». Давайте послушаем, как композитор М. П. Мусоргский изобразил этот замок в музыке. Садитесь на стульчики.

Звучит пьеса «Старый замок»

Картина «Старый замок»

А как вы думаете, в этом замке кто-нибудь живет или он заброшенный, нежилой?Почему вы так думаете, как музыка рассказала об этом?

Да, музыка звучит загадочно, волшебно, будто все замерло, заснуло. Мелодия грустная. Вы знаете сказку о спящей красавице? В ней рассказывается как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много-много лет. Вместе с принцессой заснули все, кто был в замке на балу. Замок погрузился в оцепенение, все замерло на сотни лет. Может быть это и есть тот самый замок.

А нам пора идти дальше. Мы переходим в другой зал, к следующей картине.

Эта картина называется «Балет невылупившиеся птенцов». Давайте послушаем как композитор М. П. Мусоргский изобразил это в музыке.

Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов»

Картина «Балет невылупившихся птенцов». Что изображает эта музыка?

Правильно. Какая это по характеру музыка?

Сейчас музыка будет звучать еще раз. Давайте потанцуем под эту музыку, будто мы маленькие птенчики и хотим поскорее вылупиться из скорлупки, постучим своими клювиками, помашем крылышками

А нам пора идти дальше. Мы переходим в другой зал, к следующей картине.

Ребята, здесь находится картина, название которой мы с вами попробуем придумать сами, после того как прослушаем музыкальную пьесу на фортепиано.

Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках»

а картине изображена избушка на курьих ножках.

И все мы знаем, что живет в этой избушке…

Какой изобразил ее композитор?

А теперь давайте под музыку попробуем изобразить Бабу-Ягу.

Звучит музыка. Дети изображают бабу Ягу.

Ребята, а сейчас давайте с вами выучим песенку про бабу Ягу.

(Песня бабы Яги слова и музыка И. М. Головач)

В нем никого нет, он заброшенный, пустой

Дети: Музыка застывшая, грустная, тихая, медленная, таинственная

Музыка изображает, как птенцы появляются на свет

Дети: лёгкая, суетливая

(Звучит пьеса. Дети танцуют.)

Дети высказываются о своих впечатлениях и придумывают название пьесе.

Баба Яга.

Злющая, свирепая

Метод беседы

Метод взаимосвязи разных видов искусств

Метод моделирования художественно-творческого процесса

Метод моделирования художественно-творческого процесса

3

Заключительный этап

Итог занятия

Цель и поставленные задачи выполнены

Сегодня мы с вами побывали на выставке художника Виктора Александровича Гартмана. А помог нам в этом русский композитор М. П. Мусоргский.

- Вам понравилась музыка, которую сегодня слушали?

-Какая картина больше всего вам понравился?

Сегодня мы увидели, что и картину можно изобразить с помощью музыки. Нужно уметь внимательно вслушиваться в музыку, и она разбудит вашу фантазию, расширит и обогатит ваш внутренний духовный мир.

Ответы на вопросы, положительные эмоции, анализ выполненных заданий.

Словесный,

Метод контроля и стимулирования

Технологическая карта музыкального занятия 4. «Различные эмоции»

Этапы

Содержание деятельности

Цель/Задачи

Содержание педагогического взаимодействия

Методы и приемы

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность дошкольников

1

Организацион-

ный

Вход в музыкальный зал.

Развивать эмоциональную сферу детей через музыкальную деятельность.

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, утро,

Здравствуй, день,

Нам здороваться не лень

Ручки как у вас лежат?

-ХО-РО-ШО!

Ножки как у вас стоят?

-ХО-РО-ШО!

Спинки как у вас сидят?

ХО-РО-ШО!

Ну, разок, ну другой посмотрите за собой!

Мы тихонечко сидим

И нисколько не шалим,

Мы разок, мы другой

Посмотрели за собой

Руки над головой скрестили, пальцы развели.

Качаем руками над головой

Правая рука в сторону

Левая рука в сторону

«пружинка»

Дети кладут руку на руку

Дети ставят рядом ножки

Выпрямляют спинку-

Головой вправо и влево

Пальчик подносят к губам, грозят пальчиком

Поворачивают голову налево, вправо, прямо

Моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки

2

Основной

Слушание музыки

Музыкально-ритмические движения

Пение

Развить музыкальную восприимчивость, умение эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

Развивать двигательные качества и умения, развивать координацию движений.

формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни

Настроение у нас бывает то грустное, то радостное, улыбнулось тебе солнышко и хочется улыбнуться в ответ. Сломалась игрушка любимая, и настроение становится грустным, печальным. Музыка тоже может передавать настроение, выражать чувства, переживания, нежность, волнение, грусть и радость, как в пьесе Бетховена «Весело – грустно». Эту пьесу написал замечательный, выдающийся, великий немецкий композитор Л. Ван Бетховен. (показать портрет) С неё мы и начнём знакомство с творчеством Бетховена. Послушайте эту маленькую детскую пьесу. Прислушайтесь и вы услышите, как меняется настроение в музыке.

Звучит «Весело – грустно» Бетховен.

Какой характер пьесы?

Да, грустная музыка была певучая, плавная, медленная. Весёлая же наоборот лёгкая, шутливая, беззаботная, звучит отрывисто, легко и нежно. Сейчас возьмите карточки голубые и жёлтые.

 Когда будет звучать радостная музыка, покажите жёлтые карточки, а когда грустная, покажите голубые.

Повторное слушание пьесы.

Людвиг Ван Бетховен родился и вырос в Германии.

Он написал очень много прекрасных произведений и прославился на весь мир. Сейчас вы послушаете его произведение, которое называется «Ода радости»

Звучит «Ода радости» Бетховен

Какой характер у этой пьесы?

Музыка как будто окрыляет, воодушевляет человека. Даёт радость. Какие движения танцевальные соответствуют характеру этой музыки

Попробуйте сейчас подвигаться под «Оду радости»

Ребята, а сейчас давайте с вами выучим песенку про детский сад (Ах, как хорошо в садике живётся! Слова и музыка С. Г. Насауленко.)

Весёлая и грустная

Показывают карточки

Дети показывают карточки по характеру музыки

Радостный, торжественный, величественный.

дети импровизируют: хлопки в ладоши, шаги, руки над головой, повороты, кружение с поднятыми руками.

Разучивают песню

Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений

Метод взаимосвязи разных видов искусств

Моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки

3

Заключительный этап

Итог занятия

Цель и поставленные задачи выполнены

Музыка бывает радостная и грустная. У нас сегодня какая больше звучала: весёлая или грустная?

У Бетховена жизнь была нелёгкой с детства, и он привык бороться с трудностями, побеждать их. Это же он рассказывал в своих произведениях. На следующем занятии мы продолжим с вами знакомство с музыкой Бетховена.

Больше веселая

Словесный

Технологическая карта музыкального занятия 5. «Зима»

Этапы

Содержание деятельности

Цель/Задачи

Содержание педагогического взаимодействия

Методы и приемы

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность дошкольников

1

Организацион-

ный

Вход в музыкальный зал.

Развивать эмоциональную сферу детей через музыкальную деятельность.

Дети под музыку входят в зал. Музыкальное приветствие.

Кричите там, где это нужно,

Кричите громко, дружно!

- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему?

- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой.

 Привет!

- При встрече через много лет вы крикнете друзьям.

Привет!

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго.

Привет!

И вы запомните совет: дарите всем друзьям.

Привет!

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы.

Привет!

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение поэта С. Есенина

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает,

Со звоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою,

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным,

Стучит по ставням свешенным,

И злится все сильней. (С. Есенин)

Привет! Руки поднять и опустить через стороны

Руки поднять и покачать из стороны в сторону

Вытянуть и сжать свои руки в рукопожатии, затем поднять«улыбка»

Руки развести в стороны.Ребятаприветствуют друг – друга

Моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки

Метод взаимосвязи разных видов искусств

2

Основной

Слушание музыки

Музыкально-ритмические движения

Пение

Развить музыкальную восприимчивость, умение эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

Развивать двигательные качества и умения, развивать координацию движений

формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни

Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года стихотворение С. Есенина?

Совершенно верно, ребята, о зиме. Зима, хоть и суровое, но в то же время сказочно – красивое время года, Ребята, скажите мне, пожалуйста, нравится ли вам зима? Чем она вам нравится?

Конечно, зимой мы можем покататься на лыжах,играть в снежки, лепить снеговика. (слайд на экране) и конечно, только зимой к нам приходит самый любимый и волшебный праздник Новый год! (слайд на экране)

Об этом чудесном времени года сочиняли стихотворения не только поэты, но и писали картины художники (показ слайда). А еще, о зиме сочиняли и продолжают сочинять красивые песни и музыкальные произведения.

 Ребята, скажите мне, пожалуйста, а кто сочиняет музыку? Правильно, музыку сочиняет композитор. Сегодня мы с вами познакомимся с выдающимся итальянским композитором А. Вивальди (слайд на экране) Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение «Зима».

Слушание «Зима» А. Вивальди (слайд – шоу)

Какая по характеру музыка?

Ребята, скажите мне, пожалуйста, сколько музыкальных инструментов вы услышали в музыкальном произведении? Правильно, музыкальных инструментов было много. А вы знаете, когда играет много музыкантов – это уже… оркестр.

Музыкальное произведение играл симфонический оркестр. Но ведущим музыкальным инструментом была – скрипка. И это не случайно! Любимый музыкальный инструмент А. Вивальди – скрипка.

А сейчас, я предлагаю нашим девочкам, превратится в лёгких снежинок, которые танцуют под эту замечательную музыку.

Танцевальная импровизация девочек

А нашим мальчикам, я предлагаю стать музыкантами. Вам нужно выбрать подходящий музыкальный инструмент и украсить звучанием музыку. Музыкальная импровизация мальчиков.

Ребята, а сейчас давайте с вами выучим песенку про зиму. (Пришла зима Н. А. Хахулина.)

О зиме

Ответы детей

Композитор

Сначала немного тревожная, колючая, а потом она становится теплее и нежнее.

Дети: много

Оркестр

Выполняют движения

Поют песню

Метод беседы

Метод взаимосвязи разных видов искусств

Моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки

3

Заключительный этап

Итог занятия

Цель и поставленные задачи выполнены

Наше занятие подходит к концу. С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились?

Ответы детей

Словесный

Технологическая карта музыкального занятия 6. «Марш»

Этапы

Содержание деятельности

Цель/Задачи

Содержание педагогического взаимодействия

Методы и приемы

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность дошкольников

1

Организацион-

ный

Вход в музыкальный зал.

Развивать эмоциональную сферу детей через музыкальную деятельность.

Здравствуй, дружочек

Взрослый обращается к детям

Здравствуй, дружок!

Скорей становись со мною в кружок.

Друга зови, и я позову,

Руку ему протяну.

Здравствуйте, наши ладошки

Хлоп, хлоп.

Здравствуйте резвые ножки!

Топ, топ!

Эй, язычки, просыпайтесь!

Цок, цок.

Здравствуйте, глазки!

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Дети стоят в одну линию, держась за руки.

Дети подходят к ведущей с двух сторон и образуют круг

Движения выполняются по тексту

Моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки

2

Основной

Слушание музыки

Музыкально-ритмические движения

Пение

Развить музыкальную восприимчивость, умение эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке

Развивать двигательные качества и умения.

формировать качественное звучание при пении всего произведения.

Музыка эта зовет на парад,

Люди шагают за рядом в ряд,

Трубы гудят, барабаны бьют

Музыку эту как зовут?

Правильно Марш. Дети, вы хотите совершить необычное путешествие?

Дети усаживайтесь, и приготовимся к встрече с музыкой.

Это умный человек,

Он переживёт свой век.

Музыку он сочиняет,

Настроенье поднимает.

Не купец, не экспедитор.

Кто же это?

Дети посмотрите, у меня в руках портрет. Как вы думаете кто это?

Да, это композитор, Шостакович Дмитрий Дмитриевич-это великий русский советский композитор, пианист, и преподаватель.

Сегодня мы прослушаем музыкальное произведение, которое он написал, а называется оно?

Правильно! Марш, с французского языка переводится как «шествие», «движение вперёд», движения войск в строю, шествий, парадов. В России марш получил распространение при Петре I, в начале XVIII века.

Давайте сядем по удобней, желаю вам приятного путешествия.

Слушание Д.Д Шостаковича «Марш».

Ребята, послушали внимательно произведение. Скажите мне пожалуйста какое оно?

Правильно задорное, игривое, а как вы думаете, какой характер у произведения?

Ребята, а какое настроение у вас вызывает музыкальное произведение?

Скажите, пожалуйста, какие эмоции у вас вызывает произведение?

Ребята поделитесь, пожалуйста, а какие чувства передает музыка?

Ребята, как вы думаете, о чем рассказывает музыка?Молодцы вы правильно услышали, музыка рассказывает о марше, о его характере, а как рассказывает музыка?

Давайте еще раз прослушаем марш Дмитрия Дмитриевича. А вы можете по маршировать, а кто еще не научился я могу помочь.

Ребята, а сейчас давайте выучим песенку про марш солдатиков. (Марш игрушечных солдатиков слова Н. Метеличенко музыка И. Васильевой)

Марш

Да

Композитор

Марш

Задорное,энергичное, игривое

Озорной

Шутливое

Радостные

Позитивные

О марше

Поют песню

Метод взаимосвязи разных видов искусств

Метод моделирования художественно-творческого процесса

Метод взаимосвязи разных видов искусств

Словесное уподобление характеру звучания музыки

3

Заключительный этап

Итог занятия

Цель и поставленные задачи выполнены

Ребята вы помните, как называется это произведение?

Верно, произведение называется Марш. Подскажите мне, пожалуйста, а кто композитор этого произведения?

Правильно Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Наше увлекательное путешествие закончилось. Какие вы все молодцы! Я надеюсь, вам было интересно и весело!

Дети: марш

Дети:Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Словесный

Технологическая карта музыкального занятия 7. «Утро»

Этапы

Содержание деятельности

Цель/Задачи

Содержание педагогического взаимодействия

Методы и приемы

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность дошкольников

1

Организацион-

ный

Вход в музыкальный зал.

Развивать эмоциональную сферу детей через музыкальную деятельность.

Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят! Становитесь все сюда. Все на месте?

- Ну, здравствуйте, ребята!  (взрослый)

Каквашенастроение? взрослый

Пора нам заниматься

Мы будем все стараться! 

Будем танцевать 

И песни распевать.

Прошу, ребята вас, 

За мною повторять!

Ребята, когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но бывает и по-другому: хмурые тучи обволокли небо, льёт дождь или (зимой) злится метель.

Многие композиторы и поэты восхищались этим чудесным временем суток- утром. Ведь утром природа особенно прекрасна: солнце пробивается сквозь горизонт, лениво освещая Землю. Каждая травинка, поблескивая каплей росы, встрепенулась и потянулась к свету…

Звучит музыка дети заходят.Исполняется по ролям: взрослый дети.

Да, да, да

-

Моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки

2

Основной

Слушание музыки

Пение

Развить музыкальную восприимчивость, умение эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

формировать качественное звучание при пении всего произведения.

Сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Одновременно он был и дирижёром, и пианистом, писал оперы, балеты, симфонии, музыку для кинофильмов и театральных спектаклей.

Послушайте пьесу «Утро» С. Прокофьева и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру.

Слушание пьесы “Утро”.

Да, в пьесе С. Прокофьева «Утро» изображается картина восхода солнца. В ней все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи солнца пробиваются в сумерках – сначала неуверенно, робко.

Как звучит произведение в начале?

В самом начале пьесы музыка звучит неторопливо, сонно, лениво, волшебно поблескивает свет.

А в средней части как звучит произведение?

А уже чуть позже, в средней части пьесы можно представить себе картину рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из-за горизонта и поднимается вверх. Но вот солнце выглянуло из-за дымки и засияло ярко всем на радость.

Ребята, а сейчас мы с вами разучим песню которая называется «Добрый день»

Я.Дубравин «Добрый день»

Музыка спокойная, светлая

Спокойно

Светло

разучивают песню

Словесное уподобление характеру звучания музыки

Метод беседы

3

Заключительный этап

Итог занятия

Цель и поставленные задачи выполнены

Ребята, вам понравилась пьеса С. Прокофьева «Утро»? На этом наше занятие закончилось. Вы все молодцы!

отвечают: да

словесный

Технологическая карта музыкального занятия 8. М. И. Глинка«Жаворонок»

Этапы

Содержание деятельности

Цель/Задачи

Содержание педагогического взаимодействия

Методы и приемы

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность дошкольников

1

Организацион-

ный

Вход в музыкальный зал.

Развивать эмоциональную сферу детей через музыкальную деятельность.

Мама, мама

Что, что, что

Гости едут

Хорошо

Здравствуй, здравствуй,

Здравствуй, здравствуй.

Папа …

Баба… (бабушка)

Деда… (дедушка)

Дети встают парами, ладошки соединяют вертикально

2 пружинки

3 хлопка по ладоням друг друга

Рукопожатие,

3«поцелуйчика» Рукопожатие, обнимаются.

2

Основной

Слушание музыки

Пение

Развить музыкальную восприимчивость, умение эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

Ребята мы сегодня с вами познакомимся с романсом, который называется «Жаворонок». Но для начала скажите мне, пожалуйста, жаворонок, это кто?

Правильно, ребята! Эта птица.

Ранней весной, когда на полях лежит снег, но уже кое-где образовались темные проталины (там, где стаял снег, прилетают и начинают петь весенние гости – жаворонки. По размеру жаворонки чуть больше воробья. Голос у них очень мелодичный и красивый.

Ребята, а вы видели где-нибудь жаворонка?

Полевой жаворонок питается различными насекомыми и их личинками, пауками, червями, семенами и зеленой частью растений.

Удивительно красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы старались изобразить радостную песню в своих музыкальных произведениях.

Вот как раз сегодня, ребята, мы с вами и послушаем романс, который называется «Жаворонок».

А скажите мне, пожалуйста, а как называют человека, который пишет музыку?

Романс жаворонок написал великий русский композитор М. И. Глинка. Это русский композитор 19 века. Больше всего композитор любил писать вокальную музыку песни и романсы. Отличие песни от романса можно сформировать таким образом, что романс – это небольшое вокальное лирическое музыкальное произведение. Лирическое – значит автор (композитор) выражает свои чувства и переживания в этом музыкальном произведении. Романсы и песни Глинки — гордость русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни.

Прослушивание музыкального произведения «Жаворонок»

  Ребята, мы с вами прослушали это замечательное музыкальное произведение. А теперь скажите, какой был характер музыке? Темп?

И, правда, ребята. Светлая грусть звучит в романсе «Жаворонок» - одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики.

Ребята, а сейчас давайте выучим песенку про маленькую птичку

(Маленькая птичка слова Н. Найденовой, музыка Т. Попатенко)

Ответы детей

Да, в лесу

Композитор

Слушают произведение

Спокойный, грустный, светлый, медленный.

Поют песню

Метод моделирования художественно-творческого процесса

Словесное уподобление характеру звучания музыки

3

Заключительный этап

Итог занятия

Цель и поставленные задачи выполнены

Итак, в заключение мы можем сказать, что «Жаворонок» — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. Воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. На этом наше занятие подошло к концу.

Ответы на вопросы, положительные эмоции

Словесный

Заключение

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей, связанная с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Результатами использования «Методических рекомендаций по развитию эмоциональной отзывчивости детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки» являются:

– сформированный интерес к восприятию музыки;

– эмоциональная реакция на музыкальное произведение и желание рассказать о своих музыкальных впечатлениях;

– знание жанровой принадлежности музыкальных произведений (марш, песня, танец);

– развитые музыкальные способности в соответствии с возрастными характеристиками: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, способность к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память.

Список использованных источников

  1. Варич Е.Н. Развитие самооценки детей среднего дошкольного возраста Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва, 2008. 219 с.
  2. Гогоберидзе А.Г. Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку. / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008. С.185-207.
  3.  Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений [Текст] /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: Академия, 2005.177 с.
  4. Груздова И.В. Музыкальная игра в художественно-эстетическом воспитании детей: учебно-методическое пособие [Текст] / И.В. Груздова. Тольятти: Редакционно-издательский центр ТГУ, 2008. 43 с.
  5. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / И.В. Груздова. М.: 1998. 28 с.
  6.  Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер. 2014. 464 с.
  7. Каплунова И., Новоскольцева И. - Праздник каждый день (старшая группа) – конспекты музыкальных занятий – издательство «Композитор•Санкт – Петербург», 2016 г.
  8.  Матвеева Р.А. Классическая музыка в системе развития и воспитания детей дошкольного возраста: вопросы теории и практики: диссертация и автореферат…канд.искус. [Текст] / Р.А. Матвеева. 2008. 183 с.
  9. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики [Текст] / В.Г. Ражников. М.: Знание, 1980. 96 с.
  10. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание. 1994 № 2-24. 30 с.
  11. Радынова О.П., Палавандишвили, М.Л., Катинене, А.И. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: Учеб.пособие для студ. фак-овдошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 446 с.
  12. Радынова О.П.Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз.руководителя дет. сада. М.: Просвещение, 1990. 160 с.
  13. Тарасенко Т.В. Реализация проекта «Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста средствами искусства» [Текст] / Т.В. Тарасенко, С.А. Воробьева // Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 72-75.
  14. Цукерман Г.А. Обучение учебному сотрудничеству. Вопросы психологии [Текст] / Г.А. Цукерман. – М.: Вита-пресс, 2011 г. – 88 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013г.

Полезные ссылки

1. Вокальный архив А. Кондаковаhttp://www.notarhiv.ru/vokal.html, в котором собраны разнообразные народные песни, музыкальные произведения разных композиторов.

2. Электронные сборники русских народных песен с нотами для голоса, текстами (словами) https://ale07.ru/music/notes/song/npr/npv8.htm.

3. Классические произведения в современной обработке:

https://musify.club/release/shedevri-mirovoi-klassiki-v-sovremennoi-obrabotke-2015-614006

4. Характеристика репертуара для слушания музыки:

https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/07/s.izuch_.-har-ka_repertuara_dlya_slushaniya.doc.

Приложение 1.

Дидактические игры по развитию эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки

  1. Ромашки настроения - игра на определение характера музыки.

Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная). Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная; Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки.

Методика проведения:

 Вот – ромашковый букет

У меня - милее нет.

Как нежны мои милашки –

Желтоглазые ромашки.

Педагог включает музыкальное произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора. Дети самостоятельно определяют ее характер и поднимают соответствующую карточку, соответствующую характеру музыки.

2.        Игра «Лото настроений».

Оборудование: наборы картинок с изображением детей с различной мимикой (например, веселый, грустный, сердитый) по количеству детей.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Лото настроения.

Музыкальный руководитель дает прослушать произведение в записи, предлагает детям отыскать в своем наборе карточку с эмоцией, которую рисует, изображает музыка. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.

3.        «Грустно-Весело».

Цель: знакомить детей с музыкой, различной по характеру (веселой, грустной). Учить различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движении.

Ход игры: Детям раздаются карточки с веселым или грустным клоуном. В связи с тем какая музыка играет грустная или веселая дети показывают карточку.

4.        Дидактическая игра на развитие эстетического словаря «Копилка».

Ход игры: предлагается ребятам сложить ладошки «чашечкой» и собрать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово подходит, ладошки закрывать- слово в копилке, а если слово не соответствует настроению музыки, разводят ладошки, чтобы оно туда не попало. Заканчивать игру повторением всех слов, попавших в копилку.

5.        «Волшебная шляпа».

Ход игры: назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор. Поле прослушивания двух и более музыкальных произведений показать детям яркую шляпу и сказать, что она не простая, а волшебная. Кто её надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше всего понравилась. Шляпу надевают на ребёнка. Когда его рассказ закончится, он передаёт шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда высказались все желающие.

6.        «Угадай-ка».

Ход игры: выбирается ведущий, который выходит за дверь, а дети выбирают эмоцию и жестами, и мимикой пытаются показать её.

7.        «Эмоции и цвет».

        Задача: Согласование музыки, эмоции и цвета.

Ход игры: у каждого ребёнка в руках розданы цветограммы (квадратики трёх цветов: жёлтый, синий, чёрный). По указанию музыкального руководителя дети должны передать эмоции соответствующее характеру музыкального произведения и цвету квадратика.

  Исполняется «Полька» М. Глинки

 Радость (каждый ребёнок улыбается и поднимает жёлтый квадрат).

  Исполняется «Болезнь куклы» П.И. Чайковского

 Грусть (каждый ребёнок изображает грусть и поднимает синий квадрат).

  Исполняется «В пещере горного короля» Э. Григ

 Злость (каждый ребёнок изображает злость и поднимает чёрный квадрат).

 Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю плохое настроение положить в мешочек чёрного цвета, грусть в мешочек синего цвета, весёлое настроение в мешочек жёлтого цвета. И давайте с вами постараемся, чтобы мешочек синего и чёрного цвета никогда не открывался и завяжем их крепко – крепко, а мешочек жёлтого цвета всегда был бы для нас открыт. Согласны?

 Дети: да! (дети раскладывают квадратики по мешочкам соответствующих цветов).

8.        «Музыкальные цветы».

 Игровой материал: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:

-добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);

-грустная, жалобная;

 -весёлая, радостная, плясовая, задорная.

 Раздаточный материал: у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.

 Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора. Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Приложение 2.

Перечень музыкальных произведений по слушанию музыки, систематизированных по эмоциям для детей

среднего дошкольного возраста

Эмоции

Музыкальные произведения

Радость

П.Чайковский «Итальянская песенка»;

С.Прокофьев. Симфония1 «Классическая» (1часть) – отрывок;

А Хачатурян. «Шуточная» из сюиты из музыки к пьесе Лопе де Вега «Валенсианская вдова»;

Печаль

И. Брамс. Симфония №3 (4часть);

А. Дворжак. Симфония №9 (2часть) – отрывок;

Тревога

П. Чайковский. «Болезнь куклы»;

П. Чайковский. Увертюра к опере «Пиковая дама» - отрывок;

Л. Бетховен. Симфония №5 (1часть) – отрывок;

Страх

М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках (Баба-яга)»;

П. Чайковский. Сцены из балета «Щелкунчик»;

Гнев        

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» - отрывок;

П. Чайковский. Музыка из балета «Щелкунчик» («Мышиный король»);

А. Дворжак. Симфония №9 (1часть) – отрывок;

Классические произведения

Классические произведения в современных обработках

А.К. Лядов «Колыбельная»

А.И. Хачатурян «Танец с саблями». Обработка:ВанэссаМэй. Активная ссылка:  https://ru.hitmotop.com/song/70287344

А.Л.  Вивальди цикл «Времена года», «Весна»

И.С. Бах – «Прелюдия и фуга Сm». Обработка: Sanpal.

Активная ссылка: https://www.realrocks.ru/sanpal/music/955025/

А.Л.  Вивальди цикл «Времена года», «Зима»

Л.В. Бетховен «К Элизе». Обработка: Федор Рубцов. Активная ссылка: https://www.realrocks.ru/roubtsov_fedor/music/1502108/

А.Л.  Вивальди цикл «Времена года», «Лето»

Л.В. Бетховен «Симфония 5». Обработка: Tonyann. Активная ссылка: https://gtxmusic.com/mp3/tony-ann-symphony-5-1-beethoven-s-lament/

А.Л.  Вивальди цикл «Времена года», «Осень»

Л.В. Бетховен – «Лунная соната». Обработка: Алексей Ладыгин. Активная ссылка: https://zvyki.com/song/1722483/Aleksej_Ladygin_gitara_-_Lunnaya_Sonata_L.V.Bethoven/

Д.В. Кожухин «Кто придумал песенку»

Н.А. Римский-Корсаков – «Полёт шмеля». Обработка: Федор Рубцов. Активная ссылка: https://www.realrocks.ru/roubtsov_fedor/music/1484467/

 Г.В. Свиридов «Колыбельная»

П.И. Чайковский «Болезнь куклы». Обработка: Илья Кручинин. Активная ссылка: https://dydka.net/s/136021105-Ilya_Kruchinin_-_P._I._CHajkovskij_Bolezn_Kukly/

Г.Б. Струве «Моя Россия»

П.И. Чайковский «Танец феи драже». Обработка: Сергей Ness. Активная ссылка: https://cooldj.club/song/90582-p.i.chajkovskij/73672381-tanec-fei-drazhe-sergey-ness-remix/

Г.Б. Струве «Музыка»

С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта». Обработка: Sanpal. Активная ссылка: https://www.realrocks.ru/sanpal/music/966223/

Г.В. Свиридов «Парень с гармошкой»

С.С.  Прокофьев «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта». Обработка: Ванесса Мэй. Активная ссылка: https://ru.hitmotop.com/song/63168262

Д.Д. Шостакович «Марш»

С.С. Прокофьев «Марш» из оперы «любовь к трём апельсинам». Обработка: Юрий Шашкин. Активная ссылка: https://get-tune.cc/song/330975-yurij-shishkin/20366492-s.prokofev-marsh-iz-opery-lyubov-k-trem-apelsinam/

Д.Д. Шостакович «Веселый марш»

Фр. Шопен – «Вальс 2». Обработка: Алексей Ладыгин.

Активная ссылка:  https://www.realrocks.ru/ladyginaleks/music/1103943/

Д. Львов-Компанеец «Полька»

 Э. Григ «В пещере горного короля». Обработка: Александр Пупышев. Активная ссылка: https://zvyki.com/song/160463769/Aleksandr_Pupyshev_-_V_pecshere_gornogo_korolya_Rok_obrabotka/

Приложение 3.

Словарь эстетических эмоций В.Г. Ражникова

РАДОСТНО
весело
легко
ослепительно

искрясь
празднично


звонко
игриво

звучно
задорно

бодро
ярко
живо

ГРУСТНО
тоскливо

печально

расстроенно

скучно

уныло

ТОРЖЕСТВЕННО
величественно

открыто

победно
восторженно


эффектно

грандиозно
оптимистично

ЭНЕРГИЧНО
мужественно
уверенно

решительно
твердо

смело
отважно

гордо
настойчиво

сильно

МАСШТАБНО
широко

бесконечно

огромно

объемно

наполненно

ТЯЖЕЛО
напряженно

грузно

мощно
неловко


неуклюже

насыщенно

ПОЭТИЧНО
возвышенно

мечтательно

чарующе

трепетно

лирично
сердечно

душевно
напевно

НЕЖНО
ласково
мягко

доверчиво
любовно
благородно

любезно

трогательно
мило

радушно
приветливо
приятно

СПОКОЙНО
доброжелательно

мирно

наивно
добродушно

прозрачно

светло

ГРОЗНО
драматично

трагично

зловеще

траурно

ВЗВОЛНОВАННО
обеспокоенно

маясь

тревожно

РАЗДРАЖЕННО
беспощадно

злобно
гневно
сердито

страшно
резко

ужасно

агрессивно

грубо

ШУТЛИВО
затейливо

шаловливо

забавно

насмешливо

юмористически


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора"

Важнейшим средством духовного развития ребенка, повышения уровня его нравственной и эстетической культуры является музыка, и особенно – вокально-хоровое воспитание. Выразительное и эмоциональное испол...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА

Среди многообразия задач музыкального развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.Особая роль ...

ВКР: Художественная литература как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста

В  ВКР раскрыто содержание опытно – экспериментальной работы по  обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художест...

ВКР: Игрушка как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32204463","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 178px; width: 127px; float: left;"}}]]       По...

ВКР: Дидактическая игра как средство формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32204463","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 178px; width: 127px; float: left;"}}]]...

Дипломная работа студента по теме "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии". Научный руководитель: Матата Л.В.

Дипломная работа "Развитие связой речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии" опытно -экспериментального характера по специальности 44.02.01 раскрывает методологиче...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВКР

Важность развития речи у детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что речь обеспечивает необходимое общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами по...