ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)
рабочая программа по теме

Пикатова Дина Лазаревна

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

ПМ. 02 Обработка деталей на металлорежущих станках
различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных,
копировальных, шпоночных и шлифовальных)

 

(УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА)

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО)  

151902.03 Станочник (металлообработка)

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей «Красносельский» Санкт-Петербурга.

 

Разработчики:

 

Пикатова Дина Лазаревна, преподаватель

Серова Светлана Павловна, мастер производственного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа98.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный  лицей  «Красносельский»

Санкт-Петербурга

 

Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического Совета

Государственного бюджетного образовательного учреждения

начального профессионального образования

ПЛ «Красносельский»

Протокол № 7 от «30» августа 2012 г.

Утверждаю

председатель Педагогического Совета  

Директор ГБОУ

__________________________________

 «____»___________________________201_

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02 Обработка деталей на металлорежущих станках
различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных,
копировальных, шпоночных и шлифовальных)

(УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА)

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ  

2012

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО)  

151902.03 Станочник (металлообработка)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей «Красносельский» Санкт-Петербурга.

Разработчики:

Пикатова Дина Лазаревна, преподаватель

Серова Светлана Павловна, мастер производственного обучения

Рассмотрено на заседании Методической комиссии ОУ ________________________________

«___»____________20_______

Рекомендовано на заседании Методического совета ОУ(если есть)

«____»____________20______

Рассмотрено на заседании Совета образовательного учреждения ОУ(если есть)

«____»_____________20_____

Эксперт (ы) от работодателя _____________________________________________________

___________________________________________________________________________

«____» ___________201_________

«____»____________201________

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02 Обработка деталей на металлорежущих станках
различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных,
копировальных, шпоночных и шлифовальных)

профессия

151902.03 Станочник (металлообработка)

Содержание

1. Паспорт программы профессионального модуля                                    4

2. Результаты освоения профессионального модуля                                   6

3. Структура и содержание профессионального модуля                             9

4. Условия реализации профессионального модуля                                    60

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального            65

   модуля

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02

ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида

и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)

1.1.        Область применения примерной программы

        Программа профессионального модуля– является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС  третьего поколения по профессии НПО 151902.03 станочник (металлообработка)

        

        В части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВДП) 151902.03 Станочник (металлообработка) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК)

150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка, укрупненная группа.

151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): по обработке деталей на металлорежущих станках различного вида и типа и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).

        1.ПК 2.1. Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных,

токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных, и шпоночных станках.

        2.ПК 2.2. Осуществлять наладку обслуживаемых станков.

        3.ПК 2.3. Проверять качество обработки деталей.

        Программа профессионального модуля ПМ.02 может быть использована : в профессиональной подготовке рабочих по профессии 18809 Станочник широкого профиля.

        Уровень образования необходимый для реализации данного профессионального модуля: основное общее образование, опыт работы не требуется.

1.2.        Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

Иметь практический опыт:

- Обработки деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных);

- Осуществлять наладку и настройку обслуживаемых станков;

- Осуществлять техническое обслуживание станков;

- Проверять качество обработанных деталей.

        Уметь:

- выполнять работы по обработке деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных станках с применением нормального и специального режущего инструмента, универсальных и специальных приспособлений, с соблюдением последовательности обработки и режимов резания в соответствии с технологической картой с применением СОЖей, соблюдая правила охраны труда;

- выполнять обработку отверстий различных видов, размеров и точности по разметке, шаблонам, упорам, кондукторам на токарных и сверлильных станках;

- Нарезать наружные и внутренние крепёжные и ходовые резьбы «на проход» и « в упор» на токарных и сверлильных станках;

- Фрезеровать плоские, фасонные поверхности, пазы, канавки с использованием различных способов установки и выверки на столе станка и в приспособлениях;

- Выполнять фрезерные работы с применением делительных приспособлений: фрезерование шестерен, зубчатых реек, спиралей многогранников, однозаходных резьб;

- Шлифовать плоские, цилиндрические, фасонные поверхности;

- Выполнять установку крупных деталей сложной формы, управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола;

- разрабатывать технологический процесс обработки деталей на металлорежущих станках;

- Определять режимы резания по справочнику, рассчитывать по формулам;

- Оформлять технологическую документацию;

Должны знать:

- Общие сведения о проектировании технологических процессов изготовления деталей;

- Виды и способы получения заготовок;

- Принципы базирования и установки заготовок при обработке;

- Назначение и устройство наиболее распространенных приспособлений;

- Назначение, конструкцию, геометрию режущего инструмента, правила заточки резцов, свёрл.

- Основы технического нормирования;

- Основные направления автоматизации производственных процессов.

1.3.        Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 879 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 351 час, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 234 часа;

самостоятельной работы обучающихся – 117 часов.

учебной  и производственной практики – 528 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Станочника (металлообработка) 3-го разряда, в том числе профессиональными (ПК) и общими компетенциями (ОК).

ПК 2.1. Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночно-фрезерных станках.

ПК 2.2. Осуществлять наладку и настройку обслуживаемых станков.

ПК 2.3. Проверять качество обработки деталей универсальным и специальным измерительным инструментом.

ПК 2.4. Применять рациональные приёмы работы и способы организации труда и рабочего места.

ПК 2.5. Соблюдать требования охраны труда, внутреннего распорядка пожарной безопасности.

ПК 2.6. Экономно расходовать энергию, бережно обращаться с оборудованием.

        

        Выпускник освоивший основную образовательную программу по профессии начального профессионального образования (ОПОП.НПО) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

        ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

        ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов её достижения, определенных руководителем.

        ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты работы.

        ОК 4. Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

        ОК 5. Использовать информационные коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

        ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

         ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.02. по профессии НПО 151902.03 Станочник (металлообработка)

Коды профессиональных компетенций.

Наименование разделов профессионально модуля.

Всего часов.

Объем времени отведенного на освоение МДК.

Практика.

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося, в часах.

Самостоятельная работа обучающегося, часов.

Учебная, часов.

Производственная, часов.

Всего.

В т.ч. лаб. практич.

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1-3

Раздел 1. Технология токарных работ

358

82

22

30

246

Раздел 2. Обработка заготовок и деталей на фрезерных станках.

191

68

18

21

102

Раздел 3.  Обработка заготовок и деталей на сверлильных станках.

76

28

8

18

30

Раздел 4.  Обработка заготовок и деталей на шлифовальной группы.

108

30

8

18

60

Раздел 5. Технологические процессы обработки типовых деталей на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовальных станках.

92

26

14

30

36

Производственная практика (итоговая, концентрированная)

54

54

Всего

 879

234

70

117

474

54

3.2. Содержание обучения  по профессиональному модулю ПМ

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем.

Содержание учебного материала:
лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа.

Объем часов.

Уровень освоения.

1

2

3

4

ПМ 02

Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа( сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных, и шлифовальных)

82

МДК 01.02

Технология обработки на металлорежущих станках

Раздел 1. Технология токарных работ

Тема 2.1

Основные сведения о технологическом процессе

Содержание:

Производственный и технологический процесс. Типы производств. Основные элементы технологического процесса. Исходные данные построения технологического процесса. Заготовки деталей машин, способы их получения. Припуски на обработку. Базирование заготовок. Последовательность разработки технологического процесса. Технологическая документация. Назначение и содержание маршрутной и операционной карт.

8

2

Практическое занятие:

Расчет коэффициента серийности, определение типа производства. Изучение образцов технологической документации и рабочих чертежей деталей.

1

Тема 2.2.

Технология обработки наружных и цилиндрических и торцевых поверхностей

Содержание:

Виды наружных, цилиндрических и торцевых поверхностей, технические требования на обработку. Способы установки на станке заготовок, приспособления для установки. Обтачивание гладких и  ступенчатых поверхностей. Приемы. Резцы. Режимы резания. Контроль. Виды брака. Меры предупреждения.

Подрезание торцов, уступов. Способы. Технические требования. Резцы, Способы обработки. Режимы резания. Контроль.

Вытачивание наружных канавок. Виды и назначение. Технические требования канавочные резцы. Приемы. Режимы. Контроль.

Отрезание металла. Отрезные резцы. Приемы. Режимы. Контроль.

Правила охраны труда при обработке наружных цилиндрических и торцевых поверхностей

Лабораторная работа

Изучение исходных данных для разработки технологического процесса изготовления деталей «Ступенчатый вал»

1

Практическое занятие.

Оформление технологического маршрута обработки деталей «Ступенчатый вал»

1

Самостоятельная работа

Тема 2.3.

Технология обработки цилиндрических отверстий

Содержание:

Виды и методы обработки цилиндрических отверстий.

Технические требования. Сверление и рассверливание. Свёрла. Приемы и режимы резания.

Технология центрования. Виды центровых отверстий. Центровочные сверла. Технические требования. Режимы.

Зенкерование отверстий. Назначение. Точность. Припуски. Режимы. Зенкеры.

Технология развертывания отверстий. Назначение. Точность. Развертки. Виды. Припуски. Режимы

Растачивание сквозных и глухих отверстий. Точность, расточные резцы. Припуски. Режимы. Контроль отверстий.

Вытачивание Внутренних канавок.

10

2

Лабораторная работа: 

Выбор способа, последовательности инструмента для обработки отверстий различных размеров и точности.

1

Практическое занятие:

Оформление технологического маршрута обработки деталей.

«Втулка».

1

Самостоятельная работа

Тема 2.4.

Технология обработки крепежных резьб.

Содержание.

Виды и профили резьб. Основные элементы, методы нарезания крепежной резьбы метчиками и плашками, конструкция, геометрия, установка на станке

Режимы обработки, применение СОЖей, методы и средства контроля.

6

2

Лабораторная работа: 

Определение диаметра стержня под наружную резьбу и диаметра отверстия под внутреннюю по таблицам и расчетным путем.

Проверка на свинчиваемость, поэлементный и комплексный контроль.

1

Практические занятия: 

Оформление технологического маршрута детали «Винт».

1

Самостоятельная работа

Тема 2.5

Технология обработки конических изделий

Содержание:

Виды конических поверхностей. Элементы конуса. Технические требования на изготовление. Способы обработки конусов- поворотом верхних салазок суппорта, угловым резцом, в смещенных центрах, при помощи конусной линейки. Развертывание конических отверстий. Конические развертки. Растачивание. Измерение и контроль конусов.

8

2

Лабораторная работа:

Выбор способа обработки конической поверхности наружной и внутренней. Расчет наладки и настройки станка Выбор метода контроля и инструмента.

1

Практическое занятие:

Оформление технологического маршрута обработки деталей. Конусная оправка.

1

Самостоятельная работа

Тема 2.6.

Технология обработки фасонных поверхностей

Содержание:

Определение и виды фасонных поверхностей. Технические требования на изготовление деталей. Способы обработки комбинированием 2-х подач по копиру с помощью специальных приспособлений.

Обработка фасонными резцами. Типы фасонных резцов. Контроль фасонных поверхностей. Режимы резания.

8

2

Практические занятия: 

Оформление технологического маршрута обработки деталей «Ручка» (со сложной фасонной поверхностью)

1

Самостоятельная работа

Тема 2.7.

Технология отделки поверхностей (финишная обработка)

Содержание:

Назначение, сущность и точность выполнения отделочных операций- полирования, доводки, тонкого точения, обкатывания, раскатывания, накатывания.

Приемы, режущий и вспомогательный инструмент, режимы. Правила охраны труда при выполнении отделочных работ

6

2

Лабораторная работа

Изучение образцов притирочных материалов и притиров.

Выбор для обработки конкретной детали по справочнику материала, величины зерен порошков паст, режимов обработки, СОЖей.

1

Тема 2.8.

Технология обработки деталей со сложной установкой.

Содержание:

Определение и виды сложных установок на токарном станке. Обработка деталей в 4-х кулачковом патроне, на планшайбе, угольнике. Способы установки, выверки, закрепления и уравновешивания заготовок. Обработка деталей в люнетах. Применение подвижных и неподвижных люнетов. Приемы обработки требования охраны труда при обработке со сложной установкой. Обработка эксцентриковых деталей.

6

2

Лабораторная работа:

Расчет толщины подкладки под кулачек 3-х кулачкового патрона. Разбор техпроцесса обработки коленчатого вала в люнетах. Выбор наиболее рационального способа обработки.

1

Самостоятельная работа

Тема 2.9.

Технология обработки резьб резцами

Содержание:

Область применения обработки резьб резцом. Настройка кинематической цепи станка

Схемы образования впадины при нарезании резьб различных профилей. Установка профильных резцов. Количество проходов и режимы резания. Многозаходные резьбы. Настройка кинематической цепи и способы деления на заходы.

Применение СОЖей при нарезании резьбы резцом.

Правила охраны труда.

8

2

Лабораторная работа:

Подсчет сменных зубчатых колёс для нарезания однозаходных резьб.

Проверка на сцепляемость. Проверка шага винта. Выбор и расчет режимов резания. Выбор схемы нарезания ходовых и крепежных резьб.

Самостоятельная работа

Тема 2.10. Технологические процессы обработки типовых деталей

Содержание:

Общая классификация деталей. Классификация деталей обрабатываемых на токарных станках, технологические особенности их обработки в единичном, серийном производстве: рациональное использование оборудования и инструмента. Основное (машинное) и вспомогательное время. Выбор рациональных режимов обработки. Экономическая точность и целесообразность применяемого процесса обработки. Основные направления повышения производительности труда, качества продукции, снижения себестоимости. Рациональная организация труда и обслуживания рабочего места станочника. Современные направления в отечественной и зарубежной металлообработке.

12

1-2-3

Практические занятия:

Оформление технологической документации (Учебной карты) на обработку деталей

  1. Вала с участками сложной формы
  2. Пустотелого вала
  3. Втулки со сложной поверхностью
  4. Стаканов
  5. Дисков
  6. Фланцев
  7. Деталей со сложной установкой (коленчатых валов, патрубков, корпусов)

7

Зачет.

Самостоятельная работа.

Раздел 2.

Сведения о фрезерной обработке.

68

Тема 2.11

Фрезерные станки и принадлежности к ним.

Содержание:

Классификация фрезерных станков. Основные виды работ. Узлы и механизмы консольно-фрезерных станков. Кинематические схемы универсальных, широкоуниверсальных, шпоночно-фрезерных, копировально–фрезерных станков. Органы управления. Механизмы отсчета величины перемещений. Наладка и настройка станка. Правила ухода и проверки на точность фрезерного станка. Приспособления для установки и закрепления заготовок. Конструкция. Методы установки и выверки. Организация рабочего места. Правила охраны труда.

14

2

Лабораторная работа.

  1. Изучение технических характеристик фрезерных станков.
  2. Разбор кинематических схем горизонтального и вертикального консольно-фрезерного станка.
  3. Выбор способа наладки станка на автоматические циклы.

3

Самостоятельная работа

Тема 2.12

Фрезерование плоских поверхностей

Содержание:

Технические требования. Схемы фрезерования. Типы фрез. Конструкция и геометрия. Режимы резания методы и средства контроля.

10

2

Лабораторная работа:

  1. Изучение и оценка качества обработки образцов при различных схемах фрезерования.
  2. Выбор типа, размеров фрез, режимов резания.
  3. Расчет настройки станка.

2

Практическое занятие:

Составление карты наладки станка на обработку плоской поверхности и маршрутной карты.

1

Самостоятельная работа

Тема 2.13

Фрезерование уступов, пазов, канавок. Отрезание.

Содержание:

Виды уступов, пазов, канавок, технические требования на обработку. Фрезы, Конструкция, геометрия. Универсальные и специальные приспособления для установки и закрепления заготовок. Фрезерование уступов, сквозных, открытых, закрытых, прямоугольных пазов, шпоночных и профильных пазов и канавок. Отрезание и разрезание металла. Режимы обработки. Методы и средства контроля, требования охраны труда.

1

Лабораторная работа:

  1. Изучение и определение типов пазов, фрез для их обработки. Выбор размеров и режимов резания.

1

Практическое занятие:

Составление маршрутной карты на обработку прямоугольного паза, шпоночного паза, паза «ласточкин хвост» и «Т»-образного паза.

Самостоятельная работа.

Тема 2.14 Фрезерование фасонных поверхностей.

Содержание:

Определение и виды фасонных поверхностей. Технические требования на обработку, фрезерование фасонных поверхностей замкнутого контура с помощью ручного управления по разметке круглого поворотного стола, по накладным копирам с помощью копировальных приспособлений.

Фрезерование фасонных поверхностей незамкнутого контура – фасонными фрезами, набором фрез и с помощью копировальных приспособлений.

Режимы резания. Методы и средства контроля.

8

2

Лабораторная работа:

  1. Расчет наладки круглого стола на фрезерование фасонной поверхности замкнутого контура.
  2. Расчет настройки станка на режимы резания.

1

Практическое занятие:

Оформление маршрутной карты обработки деталей «кулачек»

1

Тема 2.15

Обработка деталей на фрезерных станках с применением делительных приспособлений.

Содержание:

Виды работ, выполняемых с применением делительных приспособлений.

Назначение и виды делительных приспособлений, их классификация. Методы деления – непосредственное, простое, дифференциальное.

Устройство и кинематические цепи делительных головок различных типов. Делительные столы.

Наладка станка на фрезерование: многогранников, прямых канавок на цилиндрах прямозубых цилиндрических колес, реек, конических колес, винтовых канавок, кулачковых муфт.

Методы и средства контроля обработанных поверхностей

14

2

Лабораторная работа:

Расчет на непосредственное, простое деление.

Наладка делительной головки на эти виды деления.

Расчет элементов эвольвентного зацепления.

Расчет гитары сменных колёс на фрезерование зубьев кулачковых муфт.

Расчет деления на неравные части.

Расчет на дифференциальное деление.

3

Практическое занятие:

Наладка УДГ на простое деление.

Наладка УДГ на дифференциальное и непосредственное деление.

2

Тема 2.16

Типизация технологических процессов фрезерной обработки.

Содержание:

Классификация деталей обрабатываемых на фрезерных станках.

Методы фрезерования - множественное, последовательное,  параллельное, непрерывное, универсальное и специальные приспособления.

Пути повышения производительности труда, качества продукции и снижения себестоимости.

Основное (машинное) и вспомогательное время, пути их сокращения.

Многостаночное обслуживание.

Выбор рациональных режимов резания. Групповой метод обработки.

14

2

Практические занятия.

Оформление технологической документации (учебной карты на обработку деталей):

  1. Направляющая с пазом «ласточкин хвост».
  2. Упор с «Т»-образным пазом.
  3. Шестерня.
  4. Призма  с угловым пазом.
  5. Рычаг.
  6. Плита.
  7. Развертка цилиндрическая.
  8. Муфта кулачковая.

8

Самостоятельная работа

Тема 2.17

Сверлильные станки.

Содержание:

Классификация сверлильных станков. Основные узлы и механизмы вертикально - сверлильных станков, их устройство и назначение. Кинематические схемы и органы управления, система смазки. Наладка и настройка станка. Работы выполняемые на них. Радиально-сверлильные станки. Основные узлы и механизмы. Кинематика станка. Назначение. Способы установки крупногабаритных заготовок с использованием подъемно-транспортного оборудования.

9

2

Лабораторная работа:

Изучение технических характеристик сверлильных станков.

Разбор кинематических схем вертикальных и радиально-сверлильных станков. Расшифровка марок станков.

2

Самостоятельная работа

Тема 2.18

Инструменты и приспособления к сверлильным станкам.

Содержание:

Инструменты используемые на сверлильных станках. Особенности их конструкции и геометрии. Режимы резания. Износ и стойкость инструментов. Вспомогательные инструменты для закрепления режущих инструментов. Приспособления для закреплении заготовок - тиски, призмы, упоры, угольники, кондукторы, специальные приспособления.

9

2

Лабораторная работа:

  1. Выбор типа и размера инструмента для обработки указанных отверстий.
  2. Выбор режимов резания по справочнику расчет числа оборотов шпинделя и фактической скорости.
  3. Определение основного (технологического) времени.

2

Самостоятельная работа

Тема 2.19

Технология обработки различных отверстий на сверлильных станках.

Содержание:

Технология сверления сквозных и глухих отверстий, рассверливание, зенкование, зенкерование отверстий с уступами, по разметке, в кондукторах. Цекование отверстий. Развертывание. Нарезание внутренней резьбы. Измерение и контроль обработанных отверстий. Последовательность обработки отверстий 7-12 квалитета точности.

10

2

Практические занятия:

  1. Определение последовательности обработки отверстий различной точности 7-12 квалитета.
  2. Выбор типа и размера инструментов.
  3. Оформление технологического маршрута.
  4. Расчет машинного времени.

3

Самостоятельная работа

Тема 2.20

Шлифовальные станки и работы выполняемые на них.

Содержание:

Сущность и назначение шлифования. Особенности процесса резания. Шлифовальные круги. Режимы резания износ и правка кругов. Требования охраны труда. Классификация шлифовальных станков. Краткая характеристика. Основные углы и механизмы круглошлифовальных, плоскошлифовальных, внутришлифовальных и бесцентрово-шлифовальных станков. Типовые детали обрабатываемые на них. Уход за станками. Требования охраны труда при работе на этих станках.

10

2

Лабораторная работа:

  1. Чтение кинематической схемы шлифовального станка.
  2. Изучение образцов шлифовальных кругов.
  3. Расшифровка марок станков   их технологических параметров.
  4. Выбор и расчет режимов резания.
  5. Расшифровка марок шлифовальных кругов.

3

Самостоятельная работа.

Тема 2.21

Шлифование наружных цилиндрических конических поверхностей.

Содержание:

Методы шлифования. Основные операции выполняемые на круглошлифовальных станках. Способы установки обрабатываемых деталей. Наладка и настройка станка. Сравнительная характеристика методов шлифования. Процесс шлифования гладких ступенчатых валов. Шлифование наружных конических поверхностей. Методы обработки: Поворотом стола на заданный угол поворотом передней бабки, поворотом шлифовальной бабки и т.д. Бесцентровое шлифование. Технологические особенности. Режимы резания. Методы и средства контроля обработанных поверхностей. Требования охраны труда.

8

2

Лабораторная работа:

  1. Выбор метода шлифования для данной конкретной детали.
  2. Расчет режимов резания.
  3. Выбор формы, материала и зернистости шлифовального круга.
  4. Расчёт наладки и настройки станка на шлифование конусов.
  5. Определение класса шероховатости

2

Самостоятельная работа.

Тема 2.22

Шлифование отверстий и торцов.

Содержание:

Технологические особенности обработки отверстий и торцов на внутришлифовальных станках. Методы шлифования. Выбор диаметра круга и шпинделя круга. Установка и крепление обрабатываемой детали. Применяемые приспособления. Режимы резания. Методы и средства контроля. Требования охраны труда.

4

2

Лабораторная работа:

  1. Разбор технологического процесса обработки отверстия и торца детали на внутришлифовальном станке.
  2. Выбор режимов резания по справочнику.
  3. Контроль отверстий (выбор метода и средства).

1

Самостоятельная работа:

Тема 2.23

Шлифование плоских поверхностей и пазов.

Содержание:

Шлифование плоских поверхностей на круглошлифовальных и плоскошлифовальных станках - периферией и торцом круга. Способы достижения точности. Приспособления для установки деталей. Режимы резания. Методы и средства контроля обработанных поверхностей. Охрана труда.

4

2

Лабораторная работа:

  1. Выбор метода шлифования для данной конкретной детали.
  2. Оценка чистоты обработки (определение класса шероховатости).
  3. Определение плоскостности обработанной поверхности.

1

Самостоятельная работа.

Тема 2.24

Шлифование фасонных поверхностей и профильное шлифование.

Содержание:

Назначение и технологические особенности безцентрового шлифования. Способы установки обрабатываемых деталей. Способы шлифования – продольной и поперечной подач, шлифование до упора. Наружное бесцентровое шлифование. Настройка станка. Выбор ведущего и шлифовального круга. Режимы резания. Схемы внутреннего бесцентрового шлифования. Режимы. Контроль. Правила охраны труда

4

2

Лабораторная работа:

  1. Изучение образцов деталей прошедших бесцентровое  шлифование.
  2. Определение предпочтительного метода шлифования для заданных конкретных условий.
  3. Контроль и оценка качества обработки, выявление дефектов (прижоги, закалочные пятна, шлифовочные штрихи и т.д.).

Самостоятельная работа.

Тема 2.25

Основные направления механизации и автоматизации производственных процессов.

Содержание:

Социальное и экономическое значение механизации и автоматизации производства. Устройства комплексной механизации и автоматизации. Понятие о манипуляторах и промышленных работах. Загрузочно-разгрузочные приспособления. Транспортные устройства. Системы управления станками. Системы автоматического контроля. Автоматические линии

Практическое занятие.

Экскурсия на предприятие.

6

2

1

Самостоятельная работа

Тема 2.26

Технологические процессы обработки типовых деталей на токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных, сверлильных, шлифовальных станках.

Содержание: Подготовка курсовой работы.

Общие принципы разработки технологических процессов обработки типовых деталей

на токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных, сверлильных, шлифовальных станках – максимальная производительность труда при наименьшей себестоимости в сочетании с высоким качеством обработки. Концентрация и дифференциация операций.

Выбор последовательности обработки, оборудования, инструментов, приспособлений, режимов резания, соблюдение правил охраны труда. Порядок оформления с маршрутной, операционной технологической документации в соответствии со стандартами единой системы технологической документации (Е.С.Т.Д.)

Подготовка курсовой работы

20

3

Практические занятия:

Разработка технологических процессов и оформление технологической документации в соответствии с исходными данными:

а) чертежом детали

б) количеством штук в партии

на следующие детали:

  1. Валы, оси с косыми смазочными  отверстиями (токарный, сверлильный станок).
  2. Вкладыши (токарная, шлифовальная обработка).
  3. Втулки переходные (токарная, фрезерная, шлифовальная обработка)

4,5 Зенкеры, фрезы - токарная, фрезерная, шлифовальная обработка.

  1. Зенковки – токарная, фрезерная, шлифовальная.
  2. Развертки – токарная, фрезерная, шлифовальная обработка.

8,9,10. Калибры плоские, конусные – токарная, фрезерная, шлифовальная обработка.

     11. Кольца поршневые – токарная, фрезерная обработка.

     12. Корпуса фильтров – токарная, сверлильная обработка.

     13. Червяк – токарная, шпоночно-фрезерная операция.

     14,15. Пуансоны и матрицы –токарная, фрезерная, шлифовальная

     16. Шатуны двигателей – фрезерная обработка, сверление.

     17. Шестерни – токарная, фрезерная обработка.

     18. Ходовые винты – токарная обработка

14

Самостоятельная работа

№ п/п

Самостоятельная работа

Количество часов

Уровень

Раздел 1

Изучение и конспектирование на тему:

30

2

1

Получение заготовок литьем, обработкой давлением, прокаткой.

1

1

2

Подготовка заготовок к механической обработке

1

1

3

Методы определения припусков

2

2

4

Виды брака, причины, меры предупреждения при подрезке торцов, уступов, вытачивании канавок, отрезании.

1

2

5

Подготовка формы тех. Карты для разработки маршрута обр. «Вал ступенчатый»

1

2

6

Особенности сверления глубоких отверстий. Выполнение рисунков сверл для глубокого сверления.

1

1

Справочник станочника

Вереина Л.И.,

стр. 233

7

Виды брака, причины, меры предупреждения при сверлении, центровании заготовок, растачивании отверстий, зенкеровании и развертывании

2

2

8

Подготовка документации к разработке технологического маршрута обработки деталей, втулка.

1

Справочник станочника

Вереина Л.И.,

стр. 241

9

Систематизация видов обработки отверстий по точности, классам шероховатости и величине припуска (в  виде таблицы), режимам резания.

2

2

10

Контроль размеров внутренних навыков, схема измерения.

1

2

11

Высокопроизводительные инструменты и методы выполнения крепежных резьб. Виды брака, причины, меры предупреждения при обработке крепежных резьб.

1

2

Интернет

12

Выполнение схемы устройства конусной линейки. Виды брака, причины, меры предупреждения при обработке конусов.

1

2

Материал конспектов

13

Оформление технологического маршрута обработки деталей «Ручка со сферой» комбинированием 2-х подач ( в единичном производстве)

1

2

Материал конспектов

14

Обработка с помощью специализированных приспособлений для фасонных поверхностей.

1

2

Материал конспектов

15

Виды брака, приемы, меры предосторожности.

1

2

Материал конспектов

16

Составление таблицы для выбора материала притиров, абразивного материала,  зернистости.

1

Справочник станочника

Вереина Л.И.,

стр. 150

17

Конспектирование и изображение схемы обработки эксцентриков на оправке.

1

18

Выполнение схемы цепи подачи при нарезании резьбы резцом, установки черновых резцов при нарезании ходовых резьб, деление хода многозаходных резьб.

2

2

Материал конспекта

19

Отечественный и зарубежный современный опыт рациональной организации рабочего места станочника (с использованием современных средств информации, в том числе «Интернет».

3

1

Интернет

20

Систематизация технологической документации на изготовление  типовых токарных деталей.

3

2

Материал конспекта

Подготовка к зачету.

Раздел 2

Обработка заготовок и деталей на фрезерных станках

21

21

Выполнение кинематических схем горизонтальных и вертикальных консольно-фрезерных станков, условных обозначений элементов на кинематических схемах, схем проверки станка на точность.

4

Устройство металлорежущих станков

Вереина Л.И.,

стр. 191

22

Виды брака, причины, меры предупреждения при обработке плоских поверхностей, пазов, отрезании, фасонных поверхностей.

3

2

Материал конспекта

23

Систематизация фрез по:

  1. Конструкции
  2. Способу крепления      в виде таблицы
  3. Назначению

4

Справочник станочника

Вереина Л.И.,

стр. 416

24

Расшифровка марок станков фрезерной группы по типам, размерам, классам точности, способу управления, назначению.

3

2

Справочник станочника

Вереина Л.И.,

стр. 380

25

Подбор материала и написание реферата на тему: «Современные средства оснащения фрезерных станков, расширяющие их технологические возможности с использованием сведений из «Интернет», периодических журналов и выставок.

4

1

Интернет

26

Систематизация технологической документации на изготовление типовых фрезерных деталей .

2

Материал конспекта

Раздел 3

Обработка заготовок и деталей на сверлильных станках.

12

27

Выполнение кинематических схем вертикально-сверлильного и радиально-сверлильного станка, их основных узлов и механизмов, схем агрегатных станков.

4

Устройство металлорежущих станков

Вереина Л.И.,

стр. 302-319

28

Выполнение схем и отдельных узлов и элементов приспособлений для установки и закрепления деталей в том числе многопозиционных приспособлений.

4

Устройство металлорежущих станков

Вереина Л.И.,

стр. 349

29

Конспект на тему: виды износа и поломок сверл, способы их устранения.

3

2

Материал конспекта

30

Реферат на тему: Современные комбинированные инструменты к сверлильным станкам.

2

2

Интернет

31

Выполнение конспекта со схемами на тему: Заточка свёрл методами «сверлильщиков-новаторов».

3

2

Интернет

32

Систематизация показателей экономической точности и шероховатости различных методов обработки отверстий на сверлильных станках.

2

2

Материал конспекта

Раздел 4

Обработка заготовок и деталей на шлифовальных станках.

18

33

Выполнение кинематических схем круглошлифовальных, плоскошлифовальных, внутришлифовальных и бесцентрово-шлифовальных станков.

4

2

Устройство металлорежущих станков

Вереина Л.И.,

стр. 269-310

34

Систематизация шлифовальных станков по технологическим характеристикам.

2

Устройство металлорежущих станков

Вереина Л.И.,

стр. 1269-310

35

Выполнение схем различных методов шлифования на круглошлифовальных станках, таблицы припусков, режимов резания.

3

Черпаков

Шлифовщик высокой квалификации

36

Составление таблицы возможных дефектов обработки при круглом, плоском, внутреннем, бесцентровом шлифовании, причины возникновения и способы устранения.

3

2

Материал конспекта

37

Выполнение схем профильного шлифования.

2

2

38

Методы правки шлифовальных кругов и инструменты для их выполнения.

2

2

39

Подбор материала и написание реферата на тему: Основные виды и материалы современных абразивных инструментов

4

С использованием «Интернета»

Раздел 5

Технологические процессы обработки типовых деталей на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовальных станках.

30

2-3

40

Подготовка к дифференцированному зачету – выполнение курсовой работы по индивидуальному заданию и её защита.

Задание: Разработка технологического процесса обработки детали на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовальных станках.

Исходные данные: чертеж детали и количество штук в партии.

Содержание:

Текстовая часть:

  1. Описание и назначение детали.
  2. Краткая характеристика типа производства
  3. Технические требования на изготовление детали
  4. Описание материала (механические и технологические свойства)
  5. Выбор заготовки и способа её получения
  6. Описание оборудования (станков, на которых выполняется обработка детали)
  7. Описание используемых универсальных и специальных приспособлений
  8. Режущий инструмент (конструкция, геометрия, способы восстановления)
  9. Методы и средства измерений
  10. Технологическая документация (маршрутная или операционная карта)
  11. Выбор  и расчет режимов резания
  12. Возможные дефекты обработки, причины, меры предупреждения.
  13.  Правила охраны труда при выполнении предусмотренных технологическим процессом операций на токарном, фрезерном, сверлильном, шлифовальном станке.
  14.  Описание одного из инновационных методов (технологий) обработки на станках, прогрессивного инструмента, высокопроизводительного приспособления, организации рабочего места и формы работы.

Общий объем 15-20 листов.

Графическая часть на 3 листах.

  1. Рабочий чертеж детали формат ( А4-А3)
  2. Кинематическая схема (механизма станка, приспособления) (А3-А2).
  3. Технологическая карта (А1)

30

3

С использованием:

  1. Материалов конспектов
  2. Вышеуказанной литературы
  3. Интернет

Учебная практика

Раздел 1

Технология токарных работ

246

Тема 1

Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей

Ознакомление с учебной мастерской, организацией рабочего места, правилами внутреннего распорядка, требованиями охраны труда и пожарной безопасности.

Ознакомление учащихся с общим устройством токарного станка, технологической оснасткой, инструментом.

Демонстрация работы станка, показ выполнения токарных работ и обслуживания оборудования.

Упражнения  в управлении токарным станком и его отдельными механизмами.

Упражнения в снятии пробной стружки.

Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей с установкой в патроне и центрах.

Вытачивание канавок.

Отрезание прямыми и обратными резцами.

Токарная обработка гладкого и ступенчатого валика 11-12 квалитета точности.

Контроль обработанных поверхностей универсальным инструментом и калибрами-скобами.

42

Тема 2

Обработка цилиндрических отверстий.

Ознакомление учащихся с последовательностью переходов при обработке отверстий, выборе режущего инструмента и его установка на станке. Демонстрация, рациональных и безопасных приемов обработки, организации рабочего места. Упражнения учащихся и выполнение работ.

Подбор, установка и закрепление сверл в            и сверлильном патроне. Подготовка торца. Сверление и рассверливание сквозных и  глухих отверстий. Центрование отверстий, выбор центровочных свёрл. Зенкерование и развертывание сквозных отверстий. Растачивание сквозных и глухих отверстий, обработка уступа. Заточка сверл и расточных резцов. Контроль обработанных отверстий штангенциркулем, нутромером, калибрами-пробками.

Обработка втулок со сквозным и ступенчатым отверстием по 11-12 квалитетам точности. Контроль.

36

Тема 3

Обработка крепежных резьб.

Ознакомление учащихся с порядком проверки подготовки заготовок для наружных и внутренних резьб, установки и креплении инструмента, с плашко – и метчикодержателем, резьбонакатными и резьбонарезными головками.

Показ приёмов нарезания наружных и внутренних крепежных резьб, контроль резьбовых деталей. Разбор заданий на учебно-производственные работы. Требования к качеству обработки. Требования охраны труда и организации рабочего места.

Упражнения учащихся – определение диаметра стержня, отверстия для нарезания резьбы. Выбор смазочно-охлаждающей жидкости. Установка и крепление метчиков, накатных роликов.

Упражнения в нарезании наружной и внутренней резьбы. Контроль качества обработки на свинчиваемость и калибрами.

Учебно-производственные работы – обработка винтов, гаек, болтов, шпилек, нарезание резьбы на них со свободным выходом инструмента и в «упор». Контроль.

24

Тема 4

Комплексные работы № 1

Ознакомление с чертежами обрабатываемых деталей, техническими требованиями на их изготовление, технологической документацией.

Учебно-производственные работы – обработка жесткого вала с резьбой и простой втулки с наружной и внутренней резьбой по 11-12 квалитета точности.

18

Тема 5

Обработка конических поверхностей. Ознакомление учащихся с методами обработки конических поверхностей. Показ рациональных и безопасных приемов обработки.

Упражнения учащихся: наладка станка на обтачивание конической поверхности установкой верхнего суппорта на угол уклона. Предварительное и окончательное обтачивание конусной поверхности.

Наладка станка и обтачивание

конусной поверхности  в смещенных центрах обработка и рассверливание отверстий уступами. Растачивание конических отверстий. Развертывание конусных отверстий под установку Инструментов.

Обработка конических поверхностей с помощью конусной линейки. Проверка конических поверхностей комплексным и поэлементным методом.

Учебно-производственные работы. Обработка деталей: «конусная оправка», «переходная втулка», «пробка», «катушка» изученными способами. Точность 11-12 квалитет. Контроль обработки.

24

Тема 6

Обработка фасонных поверхностей Ознакомление учащихся с профилями и методами обработки фасонных изделий фасонными резцами, способами их установки. Показ рациональных и безопасных приемов обработки фасонным резцом, методом 2-х подач, с помощью специализированных приспособлений.

Упражнения учащихся. Контроль профиля универсальными и специальными измерительными инструментами. Заточка и доводка фасонных резцов простого профиля.

Учебно-производственные работы: обработка детали «ручка» с простой фасонной поверхностью и детали «ручка» со сложной фасонной поверхностью. Контроль.

18

Тема 7

Отделка поверхностей (финишная обработка).

Ознакомление с методами отделки поверхностей, применяемыми материалами и инструментами. Показ приемов полирования, тонкого обтачивания и растачивания, притирки, обкатывания и раскатывания, накатывания, рифлений. Показ рациональных и безопасных приемов труда.

Упражнения учащихся.

Учебно-производственные работы: обработка деталей «ручка с накаткой», «ручка с полированной сферой», «пробка конусная». Контроль.

12

Тема 8

Обработка деталей со сложной установкой на токарном станке.

Ознакомление с видами сложных установок на токарном станке, с применяемыми приспособлениями. Показ рациональных и безопасных приемов установки, выверки и обработки заготовок. Организация рабочего места.

Упражнения учащихся: обработка деталей по разметке в 4-х кулачковом патроне, на планшайбе, на угольнике. Балансировка, обработка деталей с применением неподвижного люнета. Обработка эксцентриковых деталей с использованием различных способов установки и закрепления.

Учебно-производственные работы. Обработка нежестких валов, винтов e:d ˃10. Обработка детали корпус, кулачек.

18

Тема 9

Нарезание резьбы резцом.

Ознакомление учащихся правилами и  последовательностью настройки кинематической цепи станка при нарезании резьб резцами, способами их заточки и доводки, установки их на станке. Ознакомление со схемами обработки различных резьб, методами и средствами контроля резьб и резцов. Показ рациональных и безопасных приемов наладки станка и обработки различных резьб.

Упражнения учащихся в наладке и настройке станка, нарезании наружной треугольной, трапецидальной, прямоугольной резьбы по различным схемам обработки.

Упражнения по нарезанию резцом внутренних резьб.

Показ рациональных и безопасных приемов нарезания многозаходных резьб, настройки и наладки станка.

Упражнения учащихся.

Контроль наружных и внутренних резьб поэлементно и комплексно.

Учебно-производственные работы:

Изготовление резьбовой пары винт-гайка с трапецидальной резьбой.

24

Тема 10

Комплексные работы  № 2

Ознакомление учащихся с чертежами и техническими требованиями на изготовление деталей, технологической документацией, требованиями охраны труда.

Учебно – производственные работы – изготовление деталей со сложными поверхностями – конусная оправка (конической и резьбовой), сложная втулка, «Фланец», «Сложный диск» по 9-11 квалитету.

Проверочные работы

  1. Выполнение токарных работ 2, 3-го разряда по чертежам и технологическим картам.
  2. Выполнение наладки и настройки станка на обработку конкретной детали.
  3. Контроль качества обработанной детали.
  4. Выполнение требований рациональной организации рабочего места и охраны труда.

18

             12

Раздел 2

Обработка заготовок и деталей на фрезерных станках

102

Тема 11

Упражнения в управлении фрезерным станком

Ознакомление с назначением и общим устройством фрезерного станка, принадлежностями к нему, правилами обслуживания и требованиями охраны труда. Показ выполнения работ на горизонтально-фрезерном станке.

Упражнения учащихся. Наладка и настройка станка. Управление механизмами скоростей и подач. Уход за станком и рабочим местом.

12

Тема 12

Фрезерование плоских поверхностей. Ознакомление с режущими инструментами, приспособлениями, методами фрезерования горизонтальных, вертикальных, наклонных поверхностей. Показ рациональных и безопасных приемов фрезерования.

Упражнения учащихся. Фрезерование плоских поверхностей цилиндрическими и торцевыми фрезами, набором фрез с использованием универсальных приспособлений для установки и  закрепления заготовок. Фрезерование наклонных поверхностей и скосов угловыми фрезами. Проверка штангенциркулем, угломером, шаблоном, угольником.

Учебно–производственная работа.

Обработка плоских поверхностей по 11-12 квалитету точности с самостоятельной наладкой станка. Контроль обработанных поверхностей.

18

Тема 13

Фрезерование уступов, пазов, канавок. Отрезание.

Ознакомление учащихся с типами пазов и канавок, применяемыми приспособлениями, режущим инструментом, методами контроля. Показ рациональных и безопасных приемов фрезерования.

Упражнения учащихся.

Фрезерование сквозных прямоугольных пазов дисковыми и концевыми фрезами, фрезерование профильных пазов: «Т – образных», «ласточкин хвост», треугольных и т.д. Фрезерование шпоночных пазов. Отрезание и разрезание заготовок, прорезание пазов и шлицев.

Учебно-производственные работы.

Обработка уступов, пазов канавок различных типов с самостоятельной наладкой станка на каждый вид фрезерования. Отрезание металла. Точность обработки 11-12 квалитет. Контроль обработанных поверхностей  

18

Тема 14

Фрезерование фасонных поверхностей.

Ознакомление учащихся с видами фасонных поверхностей, применяемыми приспособлениями, режущими инструментами и методами контроля.

Показ рациональных и безопасных приемов обработки фасонных поверхностей замкнутого контура с применением круглого стола, с ручной и механической подачей по разметке и по накладному копиру. Фрезерование замкнутых канавок на цилиндрической поверхности.

Учебно-производственные работы.

Обработка фасонных поверхностей замкнутого и незамкнутого контура с самостоятельной наладкой станка на каждый вид обработки. Точность обработки 11-12 квалитет.

Контроль обработанных поверхностей.

12

Тема 15

Обработка деталей на фрезерных станках с применением делительных приспособлений.

Ознакомление учащихся с делительными приспособлениями – делительными головками непосредственного, простого деления, универсальными делительными головками (УДГ) и принадлежностями к ним.

Ознакомление учащихся с наладкой делительных головок на выполнение различных видов работ – фрезерование многогранников, прямых и винтовых канавок, зубчатых реек и колес, торцевых зубьев кулачковых муфт и инструментов. Показ рациональных и безопасных приемов фрезерования.

Упражнения учащихся по выполнению вышеперечисленных работ.

Учебно-производственные работы.

Фрезерование многогранников гаек, упоров зубьев цилиндрических и конических колёс, реек, шлицев, винтовых канавок свёрл, зенкеров, фрез, с самостоятельной наладкой станка и делительного приспособления на каждый вид фрезерования. Контроль обработанных поверхностей.

24

Тема 16

Комплексные работы № 3

Изучение исходных данных – рабочего чертежа и количества штук в партии (5-8 штук).

Разбор технологической (операционной) карты.

Обработка деталей по 9-11 квалитету точности. Самостоятельная наладка и настройка станка и делительного приспособления. Контроль обработанных поверхностей  и деталей в целом.

Рациональная организация рабочего места. Выполнение правил охраны труда.

18

Раздел 3

Обработка заготовок и деталей на сверлильных станках.

42

Тема 17

Упражнения в управлении сверлильным станком.

Ознакомление учащихся с устройством вертикально – сверлильного и радиально-сверлильного станка, их назначением, основными узлами и механизмами, управлением, правилами обслуживания и ухода за станком, организации рабочего места и правил охраны труда. Показ рациональных и безопасных приемов труда.

Упражнения учащихся.

Управление механизмами станка. Наладка и настройка станка, уход за станком.

12

Тема 18

Инструменты и приспособления  к сверлильным станкам.

Ознакомление учащихся с назначением и устройством вспомогательного инструмента для установки и закрепления режущего инструмента.

Ознакомление учащихся с назначением и устройством приспособлений для установки и закрепления заготовок и деталей на сверлильных станках с использованием подъемно – транспортного оборудования, управляемого с пола.

Показ рациональных и безопасных приёмов установки  и пользования вспомогательным инструментом и приспособлениями , увязки грузов для подъема и перемещения при работе на радиально – сверлильных станках. Ознакомление учащихся с режущими инструментами, особенностями конструкции, геометрии, износа, комбинированным режущим инструментом.

Упражнения учащихся.

Установка сверлильных патронов, патронов для нарезания резьб, оправок для разверток, закрепление заготовок в универсальных приспособлениях, кондукторах, в том числе кантуемых на круглых поворотных столах. Заточка сверл в том числе методами сверловщиков-новаторов, контроль заточенного инструмента. Правила охраны труда при заточке. Выбор шлифовального круга и смазочно-охлаждающих жидкостей.

12

Тема 19

Обработка различных отверстий на сверлильных станках

18

Ознакомление учащихся с основными видами работ, выполняемых на сверлильных станках – сверлением, рассверливанием, зенкерованием, растачиванием, зенкованием, развертыванием, раскатыванием, цековкой, нарезанием внутренних резьб, вырезанием дисков из листового материала. Показ рациональных и безопасных приемов выполнения этих работ.

Упражнения учащихся.

Сверление, рассверливание сквозных и  глухих отверстий, расположенных в прямоугольной и угловой системе координат, по разметке и по кондуктору, шаблонам и упорам. Зенкерование и развертывание цилиндрических и конических поверхностей, нарезание резьбы «на проход» и «в упор» диаметром от 2 до 42 мм. Зенкерование и цекование отверстий.

Контроль обработанных отверстий

Раздел 4

Обработка заготовок и деталей на шлифовальных станках.

60

Тема 20

Шлифовальные станки и работы выполняемые на них.

Ознакомление учащихся с общим устройством круглошлифовального станка, принадлежностями к нему, с приемами и методами шлифования. Показ рациональных и безопасных приемов управления станком, установки деталей, правки шлифовального круга.

Упражнения учащихся.

Установка заготовок, проверка и выверка правильности установки и закрепления. Наладка и настройка станка. Управление движением станка, шлифовальной, передней, задней бабкой. Установка упоров и приспособлений. Снятие пробной стружки. Правка шлифовального круга по периферии и торцам.

12

Тема 21

Шлифование наружных цилиндрических и конических поверхностей.

Показ рациональных и безопасных приемов.

Упражнения учащихся. 

Установка заготовок, пробное шлифование, предварительное и окончательное шлифование гладкого и ступенчатого валика по диаметру с подторцовкой. Шлифование наружных конусов при помощи разворота стола и поворотом передней и шлифовальных бабок, бесцентровое шлифование. Контроль параметров конусов.

Учебно-производственные работы. Выполнение шлифовальных работ 2-го разряда. Точность обработки 10 квалитет.

12

Тема 22

Шлифование отверстий и торцов.

Ознакомление учащихся с устройством внутришлифовальных станков, особенностями управления ими, приемами обработки цилиндрических и конических отверстий, правки шлифовального круга, методами и средствами контроля отверстий. Показ рациональных и безопасных приемов труда и рациональной организации рабочего места.

Упражнения учащихся.

Установка и крепление приспособлений, шлифовального круга. Предварительное и окончательное шлифование сквозных, ступенчатых, глухих отверстий. Контроль предельными калибрами и микрометрическим нутромером.

Установка передней бабки для шлифования.

Шлифование конических отверстий. Пробные и окончательные проходы. Проверка калибрами.

Учебно-производственные работы.

Шлифование цилиндрических и конических отверстий по 10-му квалитету.

12

Тема 23

Шлифование плоских поверхностей и пазов.

Ознакомление учащихся с общим устройством плоскошлифовального станка, приспособлениями для установки заготовок и деталей подготовкой станка к работе, способами обработки и контроля. Показ рациональных и безопасных приемов шлифования плоских поверхностей.

Упражнения учащихся.

Подготовка станка к работе. Подготовка и крепление шлифовального круга, магнитной плиты, её включения и выключения, проверка правильности установки. Размагничивание деталей. Правка шлифовального круга. Шлифование узких и широких поверхностей ручной и механической подачей стола. Шлифование прямоугольных и угловых пазов. Контроль параллельности, перпендикулярности, плоскостности угольником, шаблоном, индикатором, угломером.

Учебно-производственные работы.

Шлифование плоских поверхностей и пазов партии деталей с точностью 10-8 квалитета.

12

Тема 24

Бесцентровое шлифование наружных и внутренних поверхностей.

Ознакомление учащихся с общим устройством бесцентрово-шлифовального станка, приспособлениями для установки заготовок и деталей, подготовкой станка к работе, способами бесцентрового шлифования наружных и внутренних поверхностей, контроля. Установка и крепление ведущего и шлифовального круга. Правка кругов. Показ рациональных и безопасных приемов.

Упражнения учащихся.

 Шлифование наружных и внутренних поверхностей на бесцентрово-шлифовальных станках. Выбор размеров ведущего и шлифовального круга. Установка заготовок на опорном ноже. Проверка точности размеров, формы и шероховатости поверхности.

12

Тема 25

Комплексные работы № 4

Ознакомление учащихся с чертежом и техническими требованиями на обрабатываемые детали, с технологической документацией, требованиями организации рабочего места и охраны труда.

Учебно-производственные работы.

Изготовление деталей с выполнением токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовальных работ 3 разряда по 11-8 квалитету точности, с самостоятельной наладкой станков и применением высокопроизводительного инструмента и приспособлений. Контроль качества обработанных деталей. Выполнение требований организации рабочего места и охраны труда.

24

Проверочные работы (дифференцированный зачет)

12

В результате учебной практики , являющейся частью профессионального модуля УП.02 учащиеся должны уметь:

1

Выполнять все виды работ станочника широкого профиля 3 разряда.

2

Обеспечивать качество работ в соответствии с техническими требованиями и контролировать обработанные детали.

3

Применять разнообразные приспособления и инструменты.

4

Соблюдать требования организации рабочего места и охраны труда.

Производственная практика.

54

Самостоятельное выполнение работ станочника широкого профиля 3-го разряда на рабочих местах предприятия.

Выполнение работ по технологической документации, применяемой на производстве, по нормам квалифицированных рабочих соответствующего разряда с учётом ученических переводных коэффициентов.

Виды работ.

1

Валы длиной свыше 1000 мм – обдирка, точение.

2

Валы, оси – сверление косых смазочных отверстий.

3

Вкладыши – точение, шлифование на оправке.

4

Втулки переходные с конусом Морзе – токарная обработка.

5

Звездочки – токарная и фрезерная обработка.

6

Зенкеры, зубчатые колеса – токарная и фрезерная обработка.

7

Зенковки конусные – шлифование конуса и режущей части.

8

Кондукторная плита – фрезерование.

9

Корпуса фильтров – сверление отверстий во фланцах.

10

Ножи шлифовальных ножниц – шлифование плоских поверхностей.

11

Направляющие приспособлений – фрезерование, шлифование.

12

Оправа –токарная, фрезерная обработка, сверление.

13

Развертки цилиндрические – фрезерование зубьев, шлифование хвостовой части.

14

Резцы – фрезерование поверхностей.

15

Патроны сверлильные – токарная обработка.

16

Плашкодержатель – токарная обработка, сверление.

17

Рукоятки фигурные – токарная обработка, отделка.

18

Пуансоны и матрицы – токарная обработка, шлифование плоскости, фрезерная обработка, шлифование контура.

19

Собачка – фрезерная обработка, шлифование плоскости.

20

Центры токарные – токарная обработка под шлифование.

21

Пиноль задней бабки – токарная, шпоночно-фрезерная обработка, шлифование.

22

Шатуны двигателей – фрезерование масляных прорезей.

23

Червяки – токарная и фрезерная обработка.

24

Ходовые винты ручных тисков – токарная и фрезерная обработка.

25

Штампы – сверление отверстий под направляющие колонки.

26

Штуцеры – токарная, фрезерная обработка.

27

Упоры многогранные – токарная, фрезерная обработка, шлифование.


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы модуля предполагает наличие:

  1. Учебного кабинета профессионального цикла «Технология металлообработки»
  2. Учебно-производственной станочной мастерской.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

«Технология металлообработки»

  1. Действующие станки (мелкие)

- токарный

- фрезерный

  1. Модели узлов и механизмов станков.
  2. Комплекты режущих инструментов.
  3. Комплекты контрольно – измерительных инструментов.
  4. Планшеты и витрины для демонстрации деталей и технологических процессов обработки.
  5. Комплекты плакатов по обработке деталей на токарных, фрезерных, сверлильных, шлифовальных станках.
  6. Справочники, альбомы, рабочие тетради, бланки технологической документации, информационные стенды по охране труда, работе кабинета.
  7. Рабочее место преподавателя.
  8. Механическая плакатница.
  9.  Комплект учебно-методических материалов – чертежи деталей.
  10.  Магнитная доска.
  11.  Методический шкаф со стеллажами учебников.

Технические средства обучения.

  1. Телевизор
  2. Компьютер.
  3. Интерактивная доска.

Оборудование мастерской и рабочих мест.

  1. Станки:
  • токарные
  • фрезерные
  • сверлильные
  • шлифовальные
  • заточные
  1. Рабочее место мастера производственного обучения.
  2. Комплекты режущих инструментов.
  3. Комплекты измерительных инструментов.
  4. Наборы приспособлений к токарным, фрезерным, сверлильным и шлифовальным станкам.
  5. Планшеты по технологии обработки типовых деталей.
  6. Плакаты, таблицы, схемы, справочный материал.
  7. Стенды с инструментами по охране труда при работе на обрабатывающих и заточных станках.
  8. Магнитная доска.
  9.  Плакаты, справочные таблицы.
  10.  Стеллажи для хранения:
  • индивидуальных заданий и наборов инструментов для учащихся и документации
  • заготовок
  • средств защиты
  1.  Схемы устройства и управления станками.
  2.  Комплект учебно-методических материалов – чертежей деталей, технологическая документация, схемы смазки станков, режимы резания.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

  1. Информационное обеспечение обучения.

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники

  1. Вереина Л.И., Краснов М.М. «Устройство металлорежущих станков». Учебник НПО – Москва. Издательский центр «Академия», 2010 г.
  2. Вереина Л.И., Краснов М.М. «Справочник станочника». Учебное пособие для НПО – Москва. Издательский центр «Академия», 2008 г.
  3. Багдасарова Т.А. «Технология токарных работ». Рабочая тетрадь – Москва. Издательский центр «Академия», 2010 г.
  4. Черпаков Б.И. «Металлорежущие станки». Учебник НПО – Москва. Издательский центр «Академия», 2004 г.
  5. Багдасарова Т.А. «Основы резания мелаллов». Учебник НПО – Москва. Издательский центр «Академия», 2010 г.
  6. Багдасарова Т.А. «Токарное дело». Учебник НПО – Москва. Издательский центр «Академия», 2010 г.
  7. Багдасарова Т.А. «Технология фрезерных работ». Учебник НПО – Москва. Издательский центр «Академия», 2010 г.
  8. Черпаков Б.И. «Шлифовшик высокой квалификации». Учебное пособие для НПО – Москва. Издательский центр «Академия», 2009 г.
  9. Вереина Л.И.. «Фрезеровщик: Оборудование и технологическая оснастка». Учебное пособие для НПО – Москва.  Издательский центр «Академия», 2008 г.
  10.  Куликов О.Н., Ролин Е.И. «Охрана труда в металлообработке». Учебник НПО – Москва. Издательский центр «Академия», 2008 г.

Дополнительные источники

  1. Зайцев С.А. «Токарное дело». Учебник НПО – Москва. Издательский центр «Академия», 2010 г.
  2. Ганенко А.П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД). Учебник для НПО – Москва. Издательский центр «Академия», 2008 г
  3. Адаскин А.М. Металловедение (металлообработка): Учебное пособие. для НПО – Москва. Издательский центр «Академия», 2007 г.

  1. Общие требования к организации образовательного процесса.

Теоретические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах. Учащиеся должны быть ознакомлены с требованиями к результату обучения, приобретенному практическому опыту, освоению профессиональных и общих компетенций, с условиями прохождения производственного обучения и производственной практики.

Освоение программы профессионального модуля базируется на изучении учебных дисциплин общепрофессионального цикла:

  • Технические измерения
  • Техническая графика
  • Основы электротехники
  • Основы материаловедения
  • Общие основы металлообработки и работ на металлорежущих станках
  • Основы поиска работы и трудоустройства

Учебная практика проводится рассредоточено в учебных мастерских и на предприятиях города.

        Производственная практика по профессии проводится концентрированно после освоения всех разделов модуля на предприятиях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

        Программа профессионального модуля ПМ02 должна систематически дополняться учебным материалом о новой технике, технологии, передовых методах труда, которые внедряются в отечественную и зарубежную практику производства, исключать из содержания обучения устаревшие сведения, терминологию и стандарты, заменяя их новыми; широко использовать современные информационные средства.

        Консультационная помощь учащимся осуществляется в виде групповых и индивидуальных консультаций, как в письменной так и в устной форме, по специальному графику.

        Результаты изучения программы модуля ПМ02 оцениваются проведением зачетов и дифференцированных зачетов:

  1. По междисциплинарному курсу МДК «Технология обработки на металлорежущих станках» проводится дифференцированный зачет в виде подготовки курсовой работы после 4 семестра.
  2. Дифференцированные зачеты по учебной и производственной практике проводятся в виде выполнения практической работы.

  1. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Требования к квалификации педагогических (инженерно – педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:

  • Наличие высшего профессионального образования по направлению, соответствующему профилю модуля «Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа».
  • Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной деятельности.
  • Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях или курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
  • Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
  • Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы обязателен.
  • Мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

5.        Контроль и оценка освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности.

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1

Выполнять обработку деталей на:

токарных,

фрезерных, сверлильных, шлифовальных, копировальных, шпоночно-фрезерных станках.

  • Применение рациональных приемов работы и организации рабочего места
  • Соблюдение требований охраны труда и внутреннего распорядка
  • Бережное обращение с оборудованием
  • Соблюдение технологической дисциплины
  • Выполнение технических требований, предъявляемых к выполнению различных видов обработки, режимов резания, установленных норм времени.
  • Выполнение обработки деталей на токарных,

фрезерных, сверлильных, шлифовальных, копировальных, шпоночно-фрезерных  станках по 8-11 квалитетам.

  • Умение устанавливать сложные детали на угольниках, призмах, тисках, круглых поворотных столах, универсальных делительных головках с выверкой по индикатору.
  • Управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола

Знание:

  • Принципов проектирования технологических процессов
  • Назначение устройства и правил применения универсальных и специальных приспособлений
  • Геометрии, правил заточки и установки нормального и специального режущего инструмента
  • Элементов и видов резьб
  • Характеристик шлифовальных кругов
  • Способов обработки различных поверхностей

Текущий контроль

  • Наблюдение и оценка выполнения практических работ, целевые наблюдения
  • Тестирование устное и письменное
  • Оценка выполнения учебно-производственных, комплексных работ, проверочных работ, курсовых работ
  • Экспертная оценка зачетных работ (промежуточная аттестация).

Текущий контроль:

  • Фронтальный и индивидуальный контроль
  • Оценка выполнения практических лабораторных и самостоятельных работ
  • Многовариантные контрольные работы. Тестирование.

ПК 2.2

Осуществлять наладку обслуживаемых станков.

  • Освоение навыков управления технического обслуживания настройки станка
  • Точность и скорость установки приспособлений режущих инструментов, упоров
  • Умение наладки станка на обработку сложных поверхностей
  • Освоение навыков проверки на точность обслуживаемых станков

Знание:

  • Устройства токарных,

фрезерных, сверлильных, шлифовальных, копировальных, шпоночно-фрезерных станков, их кинематических схем и принцип действия

правил наладки и проверки на точность.

Текущий контроль:

  • По результатам наблюдения (целевые)
  • Пооперационная оценка выполнения практического задания
  • Тестирование (разных уровней сложности, письменное и устное) фронтальный и индивидуальный опрос
  • Оценка выполнения практических, лабораторных, самостоятельных работ
  • Оценка выполнения курсовой работы

ПК 2.3

Проверять качество обработки деталей

  • Правильность выбора метода контроля и контрольно-измерительного инструмента
  • Правильность пользования контрольно-измерительным инструментом
  • Умение оценивать годность изготовленной детали в соответствии с техническими требованиями чертежа

Знание:

  • Требований точности размеров (квалитеты)
  • Требования точности формы и взаимного расположения поверхностей
  • Требования качества обработки (параметры и классы шероховатости)
  • Влияние физических явлений (температуры, вибраций и т.д.) на точность и качество (чистоту) обработки и их связь с режимами резания.

Текущий контроль:

  • Тестирование разных уровней сложности
  • По результатам наблюдения
  • Оценка выполнения лабораторных, практических работ, учебно-производственных и комплексных работ.

Текущий контроль:

  • Тестирование устное и письменное разных уровней сложности
  • Контрольные работы лабораторные и практические работы
  • Самостоятельные работы

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Осознание и понимание основных функций профессии «Станочник» через:
  • Повышение качества освоения предметов общеобразовательного, общепрофессионального и профессионального цикла
  • Проявление творческого подхода  к выполнению самостоятельных работ
  • Участие в конкурсах «Лучший по профессии»
  • Декадах металлообработки
  • Подборе и оформлении информационных материалов по профессии, в выпуске газет, информационных листов и т.д.
  • Участие в технических конференциях, КВН, профессиональных праздниках «Юных мастеров», «Дне лицеиста» и тд.
  • Наблюдение и оценка работ по теории и практике при проведении учебно – воспитательных работ профессиональной направленности (ведение портфолио достижений обучающегося)

ОК2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем

Обоснование выбора методов и способов решения профессиональных задач

ОК3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы

Организация выполнения самостоятельных заданий по теории, учебной и производственной практике. Самооценка эффективности и качества их выполнения. Использование возможности коррекции собственной работы.

ОК4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Организация эффективного поиска в справочной, учебной литературе, периодической печати (журналах, газетах). Использование электронных средств информации и «Интернет».

Оценка выполнения самостоятельных работ, рефератов, докладов, презентаций.

ОК5.

Использовать информационно-коммуникационные технологи в профессиональной деятельности.

Наличие навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Оценка выполнений практических заданий, самостоятельных работ, тестирование.

ОК6.

Работать в команде эффективно общаться с коллегами, мастерами, преподавателями.

Умение взаимодействовать с обучающимися, мастерами, преподавателями в ходе выполнения групповых (бригадных) заданий по учебной практике, лабораторным, практическим, самостоятельным работам. Самоанализ, самооценка и коррекция результатов собственной работы.

ОК7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Формы проведения промежуточной аттестации.

Зачеты и дифференцированные зачеты могут проводиться в различных формах:

  • Как суммарная оценка всех видов выполняемых работ.
  • В виде многовариантных контрольных работ.
  • Подготовки рефератов.
  • Подготовки и защиты курсовых работ
  • Практических работ
  • Самостоятельных работ

и т.д.

в счет часов, отведенных на освоение междисциплинарного курса МДК или учебной практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)

Содержание   1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ     2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  3. СТРУКТУРА и ...

Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по профессиональному модулю ПМ.02 «Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа»

Методические указания по выполнению самостоятельных работ были созданы Вам в помощь для работы во внеурочное время.Наличие положительной оценки каждого вида    самостоятельной работы не...

ПМ.02. Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных

I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств. 41.1. Область применения. 41.2. Система контроля и оценки освоения программы ПМ... 111.2.1. Формы промежуточной аттестации по ОПОП при освоении ...

ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) раз...

ПМ. 02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) раз...

ПМ.02 "Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа"

Рабочая программа профессионального модуля  – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии  НПО15.01.25  Станочник (метал...