Методическое пособие к рабочей программе учебной дисциплины «Токарная обработка деталей на универсально токарных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений» общепрофессионального цикла.
учебно-методический материал на тему

Поможет найти ответы по токарной обработке)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

 «Технологический колледж имени Н.Д.Кузнецова»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР

ГБП ОУ «Тк. им. Н.Д.Кузнецова »

________________                                                                

 «___»  ________________20___г.

                                         

Методическое пособие к рабочей программе учебной дисциплины «Токарная обработка деталей на универсально токарных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений» общепрофессионального  цикла.

Рассмотрено

Одобрено методическим

На заседании ПЦК общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин        

Советом «              » 

Протокол № _______

Председатель ПЦК

От «____» __________ 20___ г.

_________________

Разработал преподаватель:

Никитин В. А.

Самара, 2014

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методическое пособие к рабочей программе учебной дисциплины «Токарная обработка деталей на универсально токарных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений» общеобразовательного  цикла создано Вам в помощь для работы на семинарских занятиях,  при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

В методическом пособии указан список литературы, который поможет углубить Ваши знания, перечислены вопросы к семинарам, необходимые для изучения темы.

        В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая проработку вопросов семинарского занятия, написание рефератов, эссе и докладов, создание мультимедийных презентаций.

Автор составитель: Никитин В. А., преподаватель специальных дисциплин

ОБТАЧИВАНИЕ НАРУЖНЫХ КОНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

На обтачивание наружных конических поверхностей в техникумах отводится 30 часов, или 5 занятий.

Можно рекомендовать следующее распределение учебного материала по урокам:

1-ый урок. 1. Измерение и проверка конусов.2. Обтачивание наружных конических поверхностей при помощи поворота верхней части суппорта по заданным линейным размерам.

2-ой урок. Обтачивание наружных конических поверхностей при помощи поворота верхней части суппорта по углу конуса, конусности и уклону.

3-й урок. Обтачивание наружных конических поверхностей при помощи поперечного смещения корпуса задней бабки с настройкой станка по линейным размерам конуса и детали.

4-ый урок. Обтачивание наружных конических поверхностей с применением конусной линейки.

Обтачивание небольших конических поверхностей широкими резцами. Ознакомление с обтачиванием наружных конических поверхностей, чтобы достичь требующейся чистоты поверхности при ручной подаче и точно выдержать заданную конусность.

Начинать изучение данной темы рекомендуется с упражнений по измерению и проверке конусов, чтобы учащиеся в дальнейшем, когда приступят к обтачиванию конических поверхностей, могли правильно контролировать свою работу.

Обтачивание наружных конических поверхностей с применением конусной линейки имеет много преимущества, особенно в тех случаях, когда требуется большое количество деталей с одним углом конуса. Однако в учебных мастерских училищ имеется мало станков, оснащенных конусными линейками, поэтому в большинстве училищ изучение этого способа обработки конусов придется проводить не фронтально, а в порядке очередности по особому графику.

ПЕРВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ

Тема урока:

1. Измерение и проверка конусов.

2. Обтачивание наружных конических поверхностей при помощи поворота верхней части суппорта по заданным линейным размерам.

Учебная цель урока:

1. Научить измерять угол конуса при помощи универсальных углов с точностью отсчета 2 минуты, измерять диаметры и длину конуса, проверять конуса при помощи калибров и шаблонов, проверять правильность конических спряжений.

2. Научить находить угол и направление поворота верхней части суппорта по линейным размерам конуса, поворачивать верхнюю часть суппорта на требующийся угол при помощи градусных делений на опорном фланце поворотной части.

3. Научить настраивать станок для обтачивания наружных конических поверхностей в центрах и в патроне, путем поворота верхней части суппорта производить обтачивание их с помощью ручной подачи и получать требующуюся чистоту поверхности.

4. Научить находить дефекты в работе при обтачивании конусов указанным способом и предупреждать их.

Ход урока

  1. Организационная часть – 5 мин.
  2. Вводный инструктаж по теме и по измерению и проверке конусов – 15 мин.
  1. Сообщить содержание и план проработки темы, ее значение в токарных работах.
  2. Сообщить содержание и учебные задачи урока.
  3. Показать и объяснить приемы измерения угла конуса угломерами, измерения длины и диаметров конуса, проверки конуса калибрами и шаблонами, проверки плотности сопряжения наружной и внутренней конических поверхностей.
  4. Сообщить содержание и порядок проведения упражнений по измерению и проверке конусов.
  1. Упражнение учащихся по измерению и проверке конусов – 45 мин.
  1. Измерить угол конуса угломером с точностью отсчета 2 минуты
  2. Измерить угломером угол между основанием и образующей конуса, найти угол конуса.
  3. Измерить диаметры и длину конуса, найти уклон и угол уклона.
  4. Проверить наружный конус придельным калибром, включая плотность прилегания внутренней конической поверхности калибра к наружной конической поверхности детали.
  5. Настроить малку по конусному калибру пробки.
  1. Вводный инструктаж по обтачиванию наружных конических поверхностей при помощи поворота верхней части суппорта по линейным размерам конуса – 20 мин.
  1. Напомнить определение величины угла поворота верхней части суппорта по линейным размерам конуса. Продемонстрировать на примере.
  2. Определение направления поворота верхней части суппорта в зависимости от положения конуса детали. Показать на станке.
  3. Объяснить и показать приемы поворота верхней части суппорта на требующийся угол в нужном направлении, отсчет целых градусов и его долей с возможной точностью, проверку величины угла поворота путем обтачивания пробного конуса и внесение необходимых поправок.
  4. Показать приемы обтачивания конуса с помощью ручной подачи резца, доведения его до нужных размеров, обратив внимание на равномерность подачи.
  5. Сообщить, как выбираются режимы резания при обтачивании конусов длинным способом. Напомнить о необходимости изменения скорости вращения винта подачи верхних салазок суппорта в зависимости от изменения скорости вращения шпинделя.
  6. Разъяснить содержание и порядок выполнения упражнений по обтачиванию наружных конических поверхностей при помощи поворота верхней части суппорта: разобрать чертеж детали, наметить последовательность ее обработки и примерные режимы резания.
  7. Разъяснить дополнительные правила техники безопасности при выполнении заданной работы.
  8. Охарактеризовать возможные виды брака при данной работе, его причины и способы предупреждения.
  9. Проверить усвоение вводного инструктажа.
  1. Упражнения учащихся по обтачиванию наружных конических поверхностей способом поворота верхних салазок суппорта – 240
  1. Разобрать чертежи деталей.
  2. Проверить заготовку и установить ее на стенке.
  3. Определить по линейным размерам конуса на чертеже угол поворота верхней части суппорта и направление поворота по положению конуса детали на станке.
  4. Повернуть верхнюю часть суппорта на требующийся угол и закрепить в нужном положении.
  5. Уточнить режимы резания и настроить станок на работу.
  6. Произвести пробное обтачивание конической поверхности и довести угол поворота верхней части суппорта до получения требующегося угла конуса.
  7. Произвести пробное обтачивание конических деталей в заданном количестве с проверкой их калибром.
  8. Сдать готовые детали мастеру, вычистить и привести в порядок рабочее место.

9). Заключительный инструктаж – 10 мин. К занятию подготовить:

  1. Плакат с определением элементов конуса и их взаимозависимости;
  2. Таблицу тангенсов угла;
  3. Набор конических деталей с наружными и внутренними конусами для проведения по измерению и проверке конусов;
  4. Набор угломеров, калибров и шаблонов для измерения и проверки конусов;
  5. Чертежи и заготовки деталей, необходимые для проведения упражнений, по обтачиванию наружных конических поверхностей при помощи поворота верхней части суппорта;
  6. Калибры для проверки конусов, изготовленных учащимися в процессе выполнения упражнений;
  7. Плакат с формулами для определения угла поворота верхней части суппорта, величины поперечного смещения корпуса задней бабки и настройки конусной линейки.

Методические указания мастеру

Необходимо, чтобы в порядке выполнения домашнего задания учащиеся к данному уроку повторили по спецтехнологии материал об элементах конуса и обтачиванию наружных конических поверхностей способом поворота верхней части суппорта.

Урок целесообразно начать с упражнений по измерению и проверке конусов. Первоначальные умения по измерению и проверке конусов они получили на уроках спецтехнологии. При выполнении упражнений на данном занятии требуется восстановить эти умения, твердо овладеть ими, чтобы не допускать ошибок и брака в работе.

Особое внимание следует обратить на измерение угла конуса универсальным угломером. Возможны случаи, когда угол конуса непосредственным измерением определить не удается, но легко измеряется угол между одним из оснований конуса и его образующей. Определение угла конусом этим способом (косвенным измерением) обязательно нужно включить в упражнения подобрав соответствующие детали.

Очень важно также включить в упражнения проверку конусов предельными калибрами и проверку плотности сопряжения наружных и внутренних конусов. Объектами проверки здесь могут быть хвостовики сверл, зенкеров, разверток и переходные втулки.

Для проведения упражнений по измерению и проверке конусов целесообразно опять разбить группу на пары, чтобы в каждой паре один учащийся проверял другого, меняясь друг с другом ролями.

Определение угла поворота верхней части суппорта по линейным размерам конуса после повторения материала по спецтехнологии и проведенных упражнений по измерению конусов не будет для учащихся представлять затруднений, поэтому при проведении вводного инструктажа можно коллективно разобрать один пример и этим ограничится.

Значительно труднее повернуть суппорт на ненайденную величину угла, так как в большинстве случаев угол представляет не целое число градусов, а обязательно с минутами. Необходимо показать учащимся, как путем пробного обтачивания конуса верхняя часть суппорта устанавливается, наконец, в нужное положение.

Режимы резания и обтачивания конических поверхностей определяются теми же условиями, что и при цилиндрическом обтачивании. Следовательно, здесь у учащихся затруднений тоже не будет.

Осложняет дело ручная подача. Нужно стремится к тому, чтобы фактическая величина ручной подачи как можно больше приближалась к выбранной. Здесь, как и при сверлении, необходимо скорость вращения рукоятки винта соразмерить со скоростью вращения шпинделя станка.

Кроме величины большое значение имеет равномерность подачи, чтобы получить надлежащую чистоту поверхности детали. С ручной подачей учащиеся выполняли первые упражнения по обтачиванию наружных цилиндрических поверхностей, подрезанию торцов, сверлению и рассверлению. Это даст возможность сейчас значительно повысить требования к плавности и равномерности подачи, к чистоте обрабатываемой поверхности.

При оценке качества выполнения работы основными показателями должны быть соответствие размеров детали требованиям чертежа, плавность и равномерность подачи (чистота поверхности).

В процессе выполнения упражнений учащимися мастер должен следить за правильностью приемов работы, равномерностью подач и выполнением правил техники безопасности. Следует обращать внимание на приемы, относящиеся не только к данной теме.

Мастер должен систематически работать над улучшением всех приемов работы учащихся, включая приемы измерения заточки резцов, их установки, установки и крепления заготовки и т.д.

Под постоянным контролем мастера должны быть и режимы резания и общая интенсивность работы учащихся. Учащиеся часто снижают режимы резания из-за неумения отрегулировать и наладить станок. Мастеру нельзя проходить мимо таких явлений и допускать необоснованное снижение темпов работы.

ВТОРОЙ УРОК ПО ТЕМЕ.

Тема урока: Обтачивание наружных конических поверхностей при помощи поворота верхней части суппорта по заданному углу, уклону или конусности по образцу и широким резцом.

Учебные цели урока:

  1. Научить находить длину и направление поворота верхней части суппорта по углу конуса, уклону и конусности.
  2. Закрепить уклоны поворота верхней части суппорта на требующий угол.
  3. Научить выполнять обтачивание конуса, выдерживая заданную величину угла конуса, конусности или уклона и другие размеры деталей.
  4. Научить проверять точность поворота верхней части суппорта по образцу.
  5. Совершенствовать приемы обтачивания конусов с помощью ручной подачи.

Научить обрабатывать небольшие

Ход урока

  1. Организационная часть – 5 мин.
  2. Вводный инструктаж – 20 мин.
  1. Сообщение темы и учебных задач урока.
  2. Проверить умение учащихся определить угол поворота верхней части суппорта по углу конуса, по уклону конуса, по конусности.
  3. Объяснить и показать приемы поворота верней части суппорта по образцовому конусу, устанавливаемому в центрах станка при помощи индикатора. Обработку широким резцом.
  4. Объяснить и показать, как проверяется угол конуса обрабатываемой детали при помощи малки, настроенной по образцовому конусу.
  5. Объяснить, как получить заданные размеры конуса по его длине, диаметру одного основания и конусности (уклону, углу конуса).
  6. Объяснить содержание и порядок выполнения упражнений в течении данного урока.
  7. Проверить усвоение данного инструктажа.
  1. Упражнения учащихся – 300 мин.
  1. Настроить станок для обтачивания наружной конической поверхности при помощи поворота верхней части суппорта по углу конуса (уклону, конусности) и произвести обтачивание заданного количества деталей.
  2. Настроить станок по образцовому конусу и произвести обтачивание заднего количества конических деталей по образцу.
  3. Сдать выполненные работы мастеру, вычистить и привести рабочее место в порядок.
  1. Заключительный инструктаж – 10 мин.

Задание на дом: повторить по учебнику обтачивание конусов при помощи поперечного смещения корпуса задней бабки и широким резцом.

К занятию приготовить:

  1. Комплект образцов конических деталей для настройки по ним станка и обтачивания по ним деталей;
  2. Налог малок для проверки угла конуса при обтачивании по образцу;
  3. Чертежи и заготовки деталей, необходимые для выполнения упражнений, а также материальный и проверочный инструмент;
  4. Набор индикаторов с принадлежностями, необходимые для закрепления их в резцедержателя.

Методические указания мастеру

Поворот верхней части суппорта по заднему углу конуса, конусности или уклону, после того как учащиеся выполнили эту работу по линейным размерам конуса, затруднений представлять уже не будит. Поэтому достаточно вызвать одного-двух учащихся и предложить им определить угол поворота по углу конуса, по конусности или уклону.

Настройку суппорта по образцовому конусу необходимо показать и объяснить с исчерпывающей ясностью. Для проверки угла поворота верхней части суппорта нужно пользоваться только индикатором и не тратить время на изучение устаревших методов работы.

Когда на чертеже указывается уклон конуса, конусность или угол уклона, то обычно дается диаметр только одного основания. Диаметр второго основания получается сам. Учащимся это необходимо объяснить, чтобы они не искали на чертеже второго диаметра и становились в тупик.

Обтачивание по образцовому конусу нужно выполнять в центрах, так как в патроне его будит трудно выверять.

Желательно, чтобы в течении урока каждый из учащихся выполнил обтачивание конуса по чертежу по образцовому конусу и широким резцом.

Совершенствование плавности и равномерности ручной подачи при обтачивании конусов и на данном уроке является одной из главных учебных задач. Это учащиеся должны помнить.

Темой следующего урока будет обтачивание наружных конических поверхностей при помощи поперечного смещения корпуса задней бабки, поэтому необходимо предложить учащимся повторить этот материал по учебнику.

ТРЕТИЙ УРОК ПО ТЕМЕ

Тема урока: Обтачивание наружных конических поверхностей при помощи поперечного смещения корпуса задней бабки с настройкой станка по линейным размерам конуса и детали.

Учебные цели урока:

  1. Научить определять величину поперечного смещения корпуса задней бабки по линейным размерам конуса и детали, а также направление смещения по положению конуса на станке.
  2. Научить производить смещение конуса задней бабке на требующую величину, пользуясь шкалой, нанесенной на опорной плите бабки, а также при отсутствии указанной шкалы.
  3. Научить пользоваться лимбом винта поперечной подачи и индикатором для отсчета величины поперечного смещения задней бабки.
  4. Научить выполнять обтачивание конусов при помощи смещения задней бабки, с применением автоматической продольной подачи и наиболее производительных режимов резания.
  5. Научить находить дефекты в обработке конусов данным способом, их причины и предупреждать их.

Ход урока

  1. Организационная часть – 5 мин.
  2. Вводный инструктаж – 25 мин.
  1. Сообщить содержание и учебные задачи урока.
  2. Разъяснить случаи применения и значение обработки конусов смещением задней бабки.
  3. Проверить, умеют ли учащиеся определять величину и направление смещения задней бабки. Вызвать к доске и сделать один пример на определение величины смещения бабки по линейным размерам детали.
  4. Объяснить и показать приемы поперечного смещения корпуса задней бабки, пользуясь следующими способами измерения величины смещения:

А) при помощи шкалы, нанесенной на опорной плите бабки;

Б) при помощи измерения измерительной линейкой расстояния между рисками на корпусе задней бабки и опорной плите ее;

В) при помощи измерения измерительной линейкой смещения заднего центра относительно переднего при сдвинутых центрах;

Г) при помощи лимба поперечной подачи;

Д) при помощи индикатора;

5. Показать приемы уточнения смещения задней бабки после пробного обтачивания конусов.

6. Разъяснить последовательность обработки цилиндрических иконических поверхностей детали при данном способе.

7. Объяснить способы предупреждения брака при данном способе обработке конусов.

8. Предупредить о выполнении правил техники безопасности при выполнении упражнений.

9. Объяснить содержание и порядок выполнения упражнений с примерами использования имеющихся возможностей для достижения высокой производительности труда.

10. Проверить усвоение вводного инструктажа.

III. Упражнения учащихся – 259 мин.

  1. Разобрать чертеж детали и проверить заготовки.
  2. Определить величину поперечного смещения корпуса задней бабки.
  3. Проверить совпадение переднего и заднего центра станка до смещения бабки, добиться полного совпадения и заменить положение риска на корпусе задней бабки относительно шкалы, нанесенной на опорной плите.
  4. Переместить корпус задней бабки в поперечном направлении в нужную сторону на найденную величину, пользуясь шкалой на опорной плите.
  5. Измерить величину произведенного смещения бабки измерительной линейкой, пользуясь рисками на корпусе бабки и на опорной плите ее.
  6. Проверить эту же величину измерительной линейкой, сближая передний и задний центры станка.
  7. Восстановить первоначальное положение корпуса задней бабки и переместить его в поперечном направлении на ту же величину при помощи лимба поперечной подачи.
  8. Восстановить первоначальное положение корпуса задней бабки и снова сдвинуть его на ту же величину при помощи индикатора.
  9. Произвести обтачивание заднего количества деталей, обточив сначала цилиндрические поверхности на всех деталях.
  10. Сдать обработанные детали мастеру, вычистить и привести в порядок на рабочее место.

IV. Заключительный инструктаж – 10 мин.

К занятию подготовить:

  1. Образцы деталей с конусами, обработанными на токарном станке при помощи поперечного перемещения задней бабки;
  2. Образцы шаровых центров;
  3. Индикаторы;
  4. Чертежи заготовки деталей, необходимые для выполнения упражнений.

Методические указания мастеру

При производстве вводного инструктажа главное внимание надо обратить на практический показ приемов смещения бабки и отсчета величины смещения разными способами.

Перед показом этих приемов нужно обязательно продемонстрировать проверку исходного положения задней бабки, то есть проверить, совпадает ли риска на корпусе задней бабки с нулевым делением шкалы на опорной плите бабки, когда совпадают оси переднего и заднего центров станка.

В дальнейшем следует требовать, чтобы учащиеся обязательно проводили такую проверку перед настройкой станка на обтачивание конусов смещением задней бабки и вносили соответствующую поправку в показания шкалы на опорной плите бабки, если риска на бабке не совпадает с нулевым делением шкалы.
При такой проверке сближение переднего и заднего центров не обязательно, если непосредственно перед настройкой станка на обточку конусов на нем выполнялось обтачивание цилиндрических поверхностей в центрах и конусности не было замечено.

Показывая различные способы измерения величины поперечного смещения задней бабки, мастер основное внимание должен уделить наиболее ходовым способам. Как бы точно не была измерена величина смещения бабки не всегда оправдывается. Несмотря на это учащиеся должны выполнить настройку станка всеми способами, указанными в плане урока.

 Необходимо требовать, чтобы учащиеся сначала, пока не напорчены центровые отверстия, обрабатывали цилиндрические поверхности, обтачивание которых не влияет на центровые отверстия.

 При разъяснении последовательности и способов обработки деталей в процессе выполнения упражнений мастер должен учитывать необходимость изучения и совершенствования наиболее производительных методов работы. Прежде всего, надо, чтобы учащийся обрабатывал не одну деталь, а партию, используя все преимущества серийного производства при имеющихся условиях.

 Нельзя упускать из вида также и режимы резания. Они должны быть близки к наиболее рациональным. Большинству учащихся можно разрешать уже работу твердосплавными резцами.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ

 Тема урока: Обтачивание наружных конических поверхностей при помощи поперечного смещения корпуса задней бабки с настройкой станка по готовой детали и по величине уклона или конусности.

 Учебные цели урока: 1. Научить определять величину смещения задней бабки, если на чертеже указывается уклон конуса или конусность.

2. Научить настраивать станок на обтачивание конусов смещением задней бабки по готовой детали (образцу).

3. Совершенствовать приемы отсчеты величины смещения задней бабки, приемы обтачивания конусов и проверки их.

Ход урока

  1. Организационная часть – 5 мин.
  2. Вводный инструктаж – 20 мин.
  1. Сообщить содержание и учебные задачи урока.
  2. Проверить умение учащихся определять величину поперечного смещения задней бабки по величине уклона конуса или конусности. Вызвать учащихся к доске и сделать по одному примеру на каждый случай.
  3. Показать приемы настройки задней бабки на обтачивание наружного конуса по готовой детали (образцу).
  4. Показать приемы проверки величины уклона или конусности путем измерения.
  5. Объяснить содержание и порядок выполнения упражнений.
  6. Проверить усвоение вводного инструктажа.
  1. Упражнения учащихся – 300 мин.
  1. Произвести настройку станка и обтачивание деталей с коническими поверхностями при помощи смещения задней бабки, определяемого по уклону конуса или конусности.
  2. Произвести настройку станка и обтачивание деталей с коническими поверхностями при помощи смещения задней бабки по готовой детали (по образцу).
  3. Сдать готовые детали, вычистить и привести в порядок рабочее место.
  1. Заключительный инструктаж - 10 мин.

Задание на дом: повторить по учебнику спецтехнологии материал об обтачивании наружных конических поверхностей с применением конусной линейки.

 К занятию подготовить:

  1. Образцы деталей для настройки по ним станков для обтачивания наружных конических поверхностей при помощи смещения задней бабки;
  2. Индикаторы;
  3. Чертежи и заготовки деталей для выполнения упражнений.

Методические указания мастеру

 Обтачивание наружных конических поверхностей деталей, когда на чертежах указывается уклон конуса или конусности, производится довольно часто. Поэтому учащиеся с данным видом работ должны обязательно познакомиться. Объектом работы для упражнений может быть, например, изготовление центровой отправки для обработки на ней шестерен или других деталей. Определение величины смещения задней бабки трудностей для учащихся представлять не будит.

  Настройка станка для обтачивания конусов по образцу путем смещения задней бабки имеет много общего с поворотом поверхностей части суппорта по образцовому конусу. Следовательно, для показа приемов настройки можно использовать самих учащихся.

  В качестве примера работы по обтачиванию конусов по образцу можно взять изготовление шпиндельной оправки для обтачивания на ней различных деталей.

  По обтачиванию деталей по заданному уклону или конусности, когда величина их незначительна, калибры и шаблоны для проверки не применяются. Контроль производится при помощи измерения. Приемы измерения необходимо учащимся показать.

ПЯТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ

  Тема урока: Обтачивание наружных конических поверхностей с применением конусной линейки.

  Учебные цели урока: 1. Научить находить величину и направление поворота конусной линейкой в градусах и в миллиметрах по чертежу конической детали.

  2. Научить настраивать конусную линейку по найденной величине ее поворота.

  3. Научить отключать поперечные салазки суппорта от винта поперечной поперечной подачи и соединять их ползунком конусной линейки.

  4. Научить производить обтачивание наружных конических поверхностей с помощью конусной линейки.

Ход урок

  1. Организационная часть – 5 мин.
  2. Вводный инструктаж – 20 мин.
  1. Сообщить содержание и учебные задачи урока.
  2. Путем беседы выяснить принцип, достоинства и недостатки обтачивания наружных конических поверхностей с помощью конусной линейки.
  3. Рассмотреть устройство конусной линейки у одного токарного станка.
  4. Проверить умение учащихся находить величину поворота конусной линейки в градусах и в миллиметрах. Сделать по одному примеру.
  5. Показать приемы настройки конусной линейки по требующейся величине поворота ее, отключение поперечных салазок суппорта от винта поперечной подачи, соединения их с ползуном конусной линейки, поворота верхней части суппорта для осуществления поперечной подачи.
  6. Показать приемы обтачивания наружной конической поверхности с помощью конусной линейки.
  7. Разъяснить содержание и порядок выполнения предстоящих упражнений.
  8. Разъяснить правила техники безопасности при работе с конусной линейкой.
  9. Объяснить возможные случаи неполадок в работе, брака изделий, их причины и способы предупреждения.
  10.  Проверить усвоение вводного инструктажа.
  1. Упражнения учащихся – 300 мин.
  1. Разобрать чертеж, проверить заготовки.
  2. Определить величину поворота конусной линейки.
  3. Тщательно протереть конусную линейку, повернуть ее на найденную величину и закрепить в новом положении, хорошо смазать ползун.
  4. Отключит поперечные салазки суппорта от винта поперечной подачи и соединить их с ползуном конусной линейки.
  5. Повернуть верхнюю часть суппорта для осуществления поперечной подачи.
  6. Произвести обтачивание заднего количества деталей с наружной конической поверхностью при помощи конусной линейки.
  7. Сдать готовые детали мастеру, вычистить и привести в порядок рабочее место.
  1. Заключительный инструктаж – 10 мин.

К занятию подготовить:

  1. Станок с конусной линейкой;
  2. Образцы деталей с конусами, обработанными при помощи конусной линейки;
  3. Чертежи и заготовки деталей для проведения упражнений;
  4. Упоры на другие принадлежности, необходимые для повышения производительности труда при обтачивании конусов с помощью конусной линейки.

Методические указания мастеру

  В организации данного урока может возникнуть большая трудность, если токарные станки не будут снащены конусными линейками. Однако нет таких училищ, где бы не нашлось возможности оснастить 2 - 3 станка конусными линейками.

  При недостаточном количестве приспособленных станков лучше объединить материал пятого и шестого уроков и прорабатывать его параллельно. Часть учащихся (можно по 2 человека на станок) поставить изучать обтачивание конусов с помощью конусной линейки, остальные займутся обтачиванием конусов широким резцом.

  При обтачивании конусов с помощью конусной линейки основным будит настройка конусной линейки, отключение поперечных салазок от винта поперечной подачи и соединение их с ползуном конусной линейки, то есть настройка станка.

  Если на одном станке последовательно будит обучаться несколько учащихся, то нельзя допускать, чтобы второй учащийся продолжал работу, начатую первым, производил обтачивание деталей на настроенном уже станке. Необходимо, чтобы каждый учащийся сам и самостоятельно настроил станок, а потом привел его в первоначальное состояние.

  Чтобы избежать слепого копирования предыдущей настройки, целесообразно каждый раз менять задание, подготовив заблаговременно необходимые чертежи и заготовки.

  Обтачивание конусов с помощью конусной линейки применяют обычно в тех случаях, когда требуется обработать большое количество одинаковых деталей. В данном случае, учитывая вышеизложенные трудности, можно ограничиться обработкой одной детали, чтобы при небольшом количестве приспособленных станков пропустить через них всех учащихся за два дня. При невозможности этого можно оставшихся учащихся ознакомить с данным видом работ при прохождении растачивания конических отверстий.

  Мастеру необходимо внимательно проверить настройку станка каждым учащимся и только после этого разрешать работу по обтачиванию конуса на данном станке. Обработка цилиндрических поверхностей должна выполняться на других станках, чтобы лучше использовать станки, имеющие конусные линейки.

  Необходимо следить так же за тем, чтобы ползун и направляющие конусной линейки и поперечных салазок суппорта были хорошо смазаны (во избежание заедания).

Итоговый контроль по дисциплине

           ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

1.Процесс резания на токарных станках.

2. Движение подач и вспомогательное движение, их назначение.

3. Способы обработки наружных цилиндрических поверхностей при черновом, получистовом и чистовом обтачивании.

4.Применяемые резцы и установка резцов в резцедержателе.

5. Элементы режима резания при точении заготовки.

6. Скорость резания; обозначение, единицы измерения.

7. Центровые отверстия: порядок центрирования заготовок, размеры, формы, установка в патроне.

8. Настройка станка на требуемую скорость резания и подачу.

9. Режущий инструмент, применяемый при работе на токарных станках, его назначение, область применения и элементы.

10. Продольное точение: образование цилиндрической поверхности на токарном станке, применяемый контрольно-измерительный инструмент.

11. Классификация резцов по направлению подачи.

12. Конструкции головки резца, род материала, способ изготовления, вид обработки.

13. Особенность протачивания канавок, отрезания заготовок, применяемые резцы.

 14. Порядок проверки прямолинейности торцевой поверхности.

15. Классификация сверл по конструкции и назначению.

16. Спиральные сверла его элементы.

17. Последовательность обработки отверстий для получения требуемой точности.

18. Назначение, классификация, конструкция метчиков.

19. Назначение и конструкция плашек.

20. Особенности установки сверл с цилиндрическим и коническим хвостовиком, применение специального держателя.

21. Растачивание отверстий: назначение, область применения, схема растачивания отверстий, углы заточки расточных резцов.

22. Особенности заточки резцов в зависимости от их конструкции и характера износа.

 23. Порядок заточки резца на точильно-шлифовальном станке.

24. Контроль правильности заточки резца.

25. Способы обработки наружных конических поверхностей, режимы резания, методы измерения и контроля конических поверхностей.

26. Особенности заточки сверл, требования к качеству.

 27. Заточение поверхности сверла, применение контрольно-измерительного инструмента.

28. Способы обтачивания фасонных поверхностей, конструкция шаблона для проверки фасонной поверхности.

29. Классификация токарных станков.

30. Цифровое обозначение моделей токарных станков, точность станка.

31. Особенности обтачивания фасонных поверхностей в центрах фасонного точения вручную.

32. Классификация токарно-винтовых станков.

33. Наибольшие диаметры и наибольшие длины обрабатываемых деталей.

34. Область применения легких, средних, крупных и тяжелых станков.

35. Схема образования винтовой линии при токарной обработке.

36. Сборочные единицы и механизмы токарно-винторезных станков, их назначение и расположение.

37. Способы нарезания крепежной резьбы с различными профилями (треугольной, прямоугольной и трапецеидальной).

38. Крепежная резьба: нарезание, применение, нарезание круглыми плашками, скорость резания.

39. Возможные неисправности токарно-винторезного станка, их признаки, причины, способы выявления и устранения.

40. Метчики: назначение, применение, материал метчиков, процесс нарезания резьбы метчиком.

41. Операции, выполняемые токарем после окончания работы, станка.

42. Порядок определения точности и качества нарезаемой крепежной резьбы.

43. Виды механической обработки металлов и основные движения заготовок деталей при токарной обработке.

44. Классификация и элементы токарных резцов.

45. Понятие о лезвийном инструменте.

46.Геометрические элементы резца.

47. Устройство и приемы измерения штангенциркулем.

48. Виды, устройство и приемы измерения микрометрическими инструментами.

49. Действия токаря до начала работы.

50. Требования безопасности при выполнении токарных работ.

51. Причины несчастных случаев при работе на токарных станках.

52. Организация рабочего места токаря, подготовка станка к работе и требования к состоянию рабочей одежды токаря.

53. Основные причины несчастных случаев при механической обработке металлов.

54. Органы санитарного надзора, их назначение и роль в охране труда.

55. Рациональный режим труда и отдыха, значение правильного положения тела во время работы.

56. Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения.

57. Санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений.

58. Значение правильного освещения рабочих мест и помещений.

59. Производственные источники воспламенения, их характеристика и причины образования.

60. Сущность токарной обработки.

61. Особенности станков токарной группы классификация, назначение и применение.

62. Принцип работы токарных станков, основные узлы токарного станка, их назначение.

63. Безопасность труда и правила эксплуатации токарных станков.

64. Глазной травматизм и заболевание глаз, меры предупреждения травм глаз.

65. Поражение электрическим током и меры защиты от него.

66. Первая помощь при несчастных случаях.

67. Приемы искусственного дыхания.

68. Основные причины возникновения пожаров на производстве.

69. Производственные источники воспламенения, их характеристика и причины образования.

70. Способы предупреждения и ликвидации пожаров. Средства пожаротушения и их применение.

71. Основные защитные мероприятия от поражения электрическим током.

72. Первая помощь при поражении человека электрическим током.

73. Назначение и принцип действия защитного заземления.

74. Средства защиты работающего от поражения электрическим током.

75. Причины несчастных случаев на производстве и их предупреждение.

76. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

77. Способы оказания первой помощи пострадавшим при кровотечении. Правила наложения жгутов и повязок.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Павлючков С.А. Автоматизация производства (металлообработка).

Рабочая тетрадь. -М. :Академия , 2009

  1. М.А. Адаскин, В.М. Зуев, Материаловедение (металлообработка). "Академия" Издательский центр, 2009
  2. Олофинская В.П. Техническая механика. Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий, 2012
  3. Марцулевич Н.А., Луцко А.Н., Бартенев Д.А. Техническая механика. Часть 2. Сопротивление материалов. Детали машин, 2010

Дополнительные источники:

1. Адаптивное управление станками/Под. ред. Б. С. Балакшина, М.: Машиностроение, 1973. 680 с.

2. Активный контроль в машиностроении. Справочник/Под. ред. Е. И. Педь. М.: Машиностроение, 1978. 352 с.

3. Андрианов А. И. Прогрессивные методы технологии машиностроения. М.: Машиностроение, 1975. 273 с.

4. Бурдун Г. Д., Марков Б. Н. Основы метрологии. М.: Изд-во стандартов, 1975. 318 с.

5. Валовой Д. В., Вавилов А. П., Лапшина Г. Е. Популярный словарь-справочник — ЭК — эффективность, качество. М : Знание, 1977. 208 с.

6. Вульф А. М. Резание металлов. Л.: Машиностроение. 1973. 495 с.

7. Дальский А. М. Технологическое обеспечение надежности высокоточных деталей машин. М.: Машиностроение, 1975. 224 с.

8. Данилов Б. Ф. Кому стоять у станка. Изд. 2-е. М.: Машиностроение, 1978. 116 с.

9. Дашенко А. И., Шмелев А. И. Конструкция и наладка агрегатных станков. М.: Высшая школа, 1977. 350 с.

10. Зазерский Е. И., Жолмерчик С. И. Технология обработки деталей на станках с программным "управлением. Л.: Машиностроение, 1975. 208 с.

11. Иванов А. С. Слагаемые качества. М.: Политиздат, 1975 63 с.

12. Комплексная система управления качеством продукции. Основные принципы разработки и внедрения/Под. ред. А. В. Гличева. М.: Машиностроение, 1977. 67 с.

13. Косилова А. Г., Мещеряков Р. К., Калинин М. А. Точность обработки заготовки и припуски в машиностроении. М.: Машиностроение. 1976. 288 с.

14. Кочетков А. М., Сандлер А. И. Прогрессивные процессы абразивной, алмазной и эльборовой обработки в станкостроении. М.: Машиностроение, 1976, 32 с.

15. Куклин Л. Г. Качество продукции и культура производства. М.: Машиностроение, 1975. 40 с.

16. Марков А. Л., Волосевич Ф. П. Краткий справочник контрольного мастера машиностроительного завода. Л.: Машиностроение, 1973. 311 с.

17. Моталин А. А. Технология механической обработки. Л.: Машиностроение, 1977. 461 с.

18. Маталин А. А., Дашевский Т. Б., Княжицкий И. И. Многооперационные станки. М.: Машиностроение, 1974. 320 с.

19. Мельников Н. Ф., Бристоль Б. Н., Дементьев В. И. Технология машиностроения. М.: Машиностроение, 1977. 327 с.

20. Панин Г. И., Фефелов Н. А. Механизация и автоматизация процессов обработки прецизионных деталей. М.: Машиностроение, 1972. 342 с.

21. Серебреницкий П. П. Пособие для станочников. Лениздат, 1978. 320 с.

22. Стандартизация СССР /Под ред. В. В. Бойцова. М.: Изд-во Стандартов, 1975. 470 с.

23. Технологическое обеспечение качества продукции в машиностроении/Под. ред. Г. Д. Бурдина и С. С. Волосова. М.: Машиностроение, 1975. 289 с.

24. Управление качеством продукции. М.: Московский рабочий, 1974. 22 с.

25. Худобин Л. В., Бердичевский Е. Г. Техника применения смазочно-охлаждающих средств в металлообработке. М.: Машиностроение, 1977., 190 с.

26. Шарин Ю. С. Станки с числовым управлением. М.: Машиностроение, 1976. 150 с.

27. Шихельман Г. Л. Фрезерование на прецизионных станках. М.: Машиностроение, 1971. 128 с.

28. Якушев А. И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. Изд. 5-е М.: Машиностроение, 1979. 344 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 0П.01 "ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" ПО ПРОФЕССИИ 09.01.03 МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы информационных технологийПрофессия 2301103.2  «Мастер  по  обработке  цифровой  информации»...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05. ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ РЕЗАНИЕМ, СТАНКИ, ИНСТРУМЕНТ

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования...

Профессиональный модуль ПМ 01 Токарная обработка деталей и изделий на станках токарной группы

Профессиональный модуль ПМ 01 Токарная обработка деталей и изделий на станках токарной группы...

Программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ 01 Токарная обработка деталей и изделий на станках токарной группы

Программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ 01 Токарная обработка деталей и изделий на станках токарной группы...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика для профессии 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Информатика по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) для профессии  технического профиля:...

Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык (английский язык)" является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

   Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработкеци...