МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО по теме «Клепка» для профессии23.01.07 Машинист крана (крановщик)
методическая разработка на тему

Шахбанова Валентина Ивановна

Вметодической разработке освещены вопросы по клепке листовой стали, выборе заклепок, видам и причинам брака при клепке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klepka.docx344.93 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ  СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО по теме «Клепка»

для профессии23.01.07 Машинист крана (крановщик)

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\shop_items_catalog_image7870.jpg

Белгород, 2018г

Оглавление

1.Пояснительная записка.

2.План проведения  урока.

а) Тема урока.

б) Цели урока.

в) Тип урока.

г) Метод проведения урока.

д) Наглядные пособия и ТСО.

е) Межпредметные связи.

ж) Ход урока.

3) Закрепление нового материала.

4) Рефлексия

5) Задание на дом.

6). Заключение

Пояснительная записка

к  методической разработке урока по предмету слесарное дело, профессия 23.01.07 Машинист крана (крановщик).

        Тема  «Клепка» является важной при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик). В результате изучения темы урока обучающиеся должны усвоить  назначение, применение, виды заклепок, материал для их изготовления, чтение чертежей заклепочных соединений, уметь производить выбор заклепок, определять виды и причины брака при клепке, а также знать методы устранения брака. Особенность темы урока состоит в том, что при ее изучении можно опираться на знания обучающихся по химии: химические свойства металлов, кристаллические решетки металлов; по физике: механические и физические свойства сталей, деформация. Урок построен по структуре сообщения преподавателем новых знаний. Объяснение материала ведется в форме беседы с привлечением знаний обучающихся по темам слесарного дела. В процессе объяснения демонстрируется презентация, образцы и виды клепаных соединений. Закрепление  полученных знаний  на уроке  производится по вопросам, требующим репродуктивного метода, тестам по данной теме, составление и заполнение таблицы для систематизации изученного материала. В конце урока проводится рефлексия. Для задания на дом обучающимся предложено выполнение презентаций и выбора размеров заклепок с учетом толщины соединяемых листов стали.

План урока

Профессия 23.01.07 Машинист крана (крановщик).

Учебная дисциплина: Слесарное дело

Тема: Клепка

Цели:

Обучающая – формирование у обучающихся знаний и первоначальных практических профессиональных умений в рамках учебной дисциплины.

Требования к знаниям:

  • правила подготовки изделий под сварку;
  • назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;
  • средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;

Требования к умениям:

  • выполнять правку и гибку металла;

Развивающая – развить познавательный интерес, привить навыки самостоятельной работы при освоении общих и профессиональных компетенций по избранной профессии:

  1. Ценностно-смысловой компетенции: способность разбирать практические ситуации на основе собственных позиций, способность принимать решения;
  2. Общекультурной компетенции: владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
  3. Компетенции социального взаимодействия: способность работать в команде; способность организовать работу в группе; способность контролировать свои эмоции;
  4. Коммуникативной компетенции: способность слушать и выделять главное в речи; способность давать ответы на поставленные вопросы; способность обосновывать свои высказывания;
  5. Компетентности «готовность к самообразованию» способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;
  6. Технологической компетентности: способность осваивать новые технологии и технологически мыслить в различных ситуациях при подготовительно-сварочных работах.

Воспитательная – формирование профессионально-личностных качеств, профессиональной грамотности и стремления к приобретению профессиональных навыков.

Задачи:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 1.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять неисправности в работе крана.

ПК 2.2. Производить подготовку крана и механизмов к работе.

Урок: сообщения новых знаний

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная

МПС (межпредметная связь) – математика, физика, охрана труда, материаловедение.

Наглядные пособия и ТСО:

1.Оборудование и материалы

  • Слесарные тиски
  • Разметочными инструментами
  • Чертилки
  • Металлическая щетка
  • Угольника.
  • Шаблон.
  • Щетка-сметка.Рукавицы
  • Обжимка, натяжка.
  • Листовой  материал
  • Спецодежда (куртка х /б)
  • Заклепки
  • Молоток с круглым или квадратным бойком
  • Компьютер.

Место проведения занятия учебной практики – учебный класс

Ход урока

1. Организационный момент

-подготовка обучаемых к уроку;

-проверка посещаемости урока.

-подготовка к восприятию нового материала

Ответить на вопросы:

-Перечислить виды разъемных соединений.

-Что называется неразъемными соединениями.

3. Объяснение нового материала

План объяснения нового материала:

-Определение клепки

-Виды заклепок.

-Выбор заклепок.

-Механизация клепки.

Клепка — это получение неразъемных соединений при помощи заклепок, применяемых при изготовлении металлических конструкций (фермы, балки, различного рода емкости и рамные конструкции). Заклепка представляет собой цилиндрический стержень из пластичного металла, на одном конце которого выполнена головка, называемая закладной. В процессе выполнения операции клепки на второй стороне стержня, устанавливаемого в отверстия соединяемых заготовок, образуется вторая головка заклепки, которую называют замыкающей.

Виды заклепок

Выбор размеров заклепок зависит от толщины соединяемых клепкой деталей. Диаметр заклепки должен быть, как правило, равным суммарной толщине соединяемых деталей. Длина стержня заклепки определяется с учетом образования замыкающей головки, усадки стержня в процессе клепки и необходимости заполнения зазора между стержнем заклепки и стенка ни отверстия под нее.

Выбор заклёпок

          Заклепочное соединение - неразъемное соединение деталей при помощи заклепок. Применяется в конструкциях, работающих в условиях ударных и вибрационных нагрузок, при небольших толщинах соединяемых деталей, для скрепления деталей из разных материалов, деталей из несвариваемых и не допускающих нагрева материалов. Заклепочные соединения вытесняются более экономичными сварными и клеевыми соединениями.

Длину заклепок L принимают равной толщине склепываемых деталей с прибавлением  1,5d на образование головки и округляют до L ближайшей стандартной заклепки.

  Независимо от применяемых инструментов и приспособлений склёпываемые детали располагают таким образом, чтобы закладные головки заклёпок находились сверху. Это позволяет вставлять заклёпки предварительно [15].

Необходимое количество, диаметр и длину заклёпок определяют расчётным путём.

Длина l (мм) стержня заклёпки для образования замыкающей потайной головки определяется по формуле l=S+(0,8…1,2)d, где S – толщина склёпываемых листов, мм; d – диаметр заклёпки, мм.

Для образования полукруглой замыкающей головки l=S+(1,2…1,5)d.

По расчётному значение подбирают ближайшее большее значение из числа длин заклёпок, предусмотренных стандартом [13].

Расстояние от центра до края склёпываемых листов должно составлять 1,5d. Диаметр отверстия должен быть больше диаметра заклёпки.

Диаметр заклёпки, мм….

2 2,3 2,6 3 3,5 4 5 6 7 8

Диаметр отверстия, мм…

2,1 2,4 2,7 3,1 3,6 4,1 5,2 6,2 7,2 8,2

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=46960e99d92f6a4a2dc77426603bb8df-38-144&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=fc2871ca0a9847b47f0d91598c198dd6-74-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=59483fc618512ea08b83ba6c5d24ffd0-08-144&n=21

Механизация клепки

Средствами механизации клепки являются пневматические клепальные молотки и клепальные прессы. Пневматические клепальные молотки применяют для заклепок диаметром до 25 мм, они приводятся в действие сжатым воздухом и бывают одноударные и многоударные, а также прямые и угловые (по форме ударника).

Производительность труда и качество работы при механизированной клепке в значительной мере зависят от того, насколько правильно выбраны инструменты — молоток, обжимки и поддержки.

Обжимка при механизированной клепке вставляется во втулку пневматического молотка. Рабочая поверхность обжимки может быть выпуклей или вогнутой. Форма и размеры обжимок к пневматическим молоткам зависят от конструкции склепываемых деталей, от диаметра и типа заклепки, применяемого пневматического молотка и степени доступности к месту клепки.

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\1.png  C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\209.jpg

     

Закрепление изученного материала по тестам

Тест по теме «Клепка»

  1. Определите, какие швы, где применяются?
  1. плотный А) паровой котел
  2. прочно - плотный ' Б) рама трактора
  3. прочный В) резервуар
  1. Какой инструмент служит для придания замыкающей головке необходимой формы?
  1. Поддержка Б) молоток
  2. обжимка
  1. Какой инструмент служит для выбивания стержней срубленных заклепок?
  1. Бородок Б) натяжка
  2. молоток
  1. Заклепки, какого диаметра расклепывают только в холодном состоянии?
  1. 8 мм

Б) 8.... 12 мм

  1. более 21 мм
  1. Как называется метод клепки, если удары молотком наносятся по закладной головке?

А) прямой Б) обратный

  1. До какой температуры нагревают заклепку при горячем расклепывании?
  1. 500 С '

Б) 1000 С

  1. 1500 С
  1. В зависимости, от каких параметров заклепки выбирают массу молотка?
  1. длина заклепки Б) масса заклепки
  2. диаметр заклепки
  1. Рассчитайте диаметр заклепки: <3=20 , где О - толщина одного листа ( в = 1,5 мм).

9. Подберите диаметр отверстия рассчитанной заклепки.

(1

диаметр

заклепки

2

4,0

5,0

6,0

7,0

8,0

диаметр

отверстия

3,6

4,1

5,2

6,2

7,2

8,2

  1. Рассчитайте расстояние между заклепками (шаг).

А) в однорядном шве I = 3с1 Б) в двухрядном шве I = 4с1

11.Рассчитайте длину стержня заклепки с полукруглой головкой:

Ь = Осум + 1,5ё , где Осум - суммарная толщина склепываемых листов.

12.Определите причину смещения обеих головок заклепки.

А) косо просверлено отверстие Б) длинный стержень заклепки

Рефлексия:

1.Сегодня я узнал…..

2.Было интересно…

3.Теперь я могу….

4.Было трудно…

5юУрок дал мне для жизни…

Задание на дом. Сделать презентацию по клепке.

Список используемой литературы

1. Покровский Б.С. Основы слесарного дела , М., Академия, 2015.

2. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2015. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

3. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2015. – 336 с.

Заключение

Тема урока «Клепка» имеет большое значение при подготовке  машинистов кранов, так как они зачастую включаются при выводе крана в ремонт в состав ремонтной бригады.. В настоящее время, при использовании дуального обучения на заводах, эта тема очень злободневна, т к обучающиеся должны знать и уметь выполнять основные виды слесарных операций. Изучение темы предполагает наличие у обучающихся хороших  знаний по  общетехническим предметам, а также физики и  химии. Слесарные работы, выполняемые на предприятиях, включают в себя умение обучающихся работать со сборочными  чертежами. Данный  урок рекомендуется для профессий: станочник, машинист кранов, сварщик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Назначение и классификация программного обеспечения"

Сегодня преподаватели профессиональной школы отмечают падение интереса у студентов к изучаемым дисциплинам. Это касается и такой, казалось бы востребованной дисциплины, как «Информатика». И если практ...

Методическая разработка урока по дисциплине Экономика на тему Спрос и предложение

Открытый урок по дисциплине: «Экономика» Тема урока: «Спрос и предложение» Цели урока:обучающая - сформировать представление студентов о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и...

Методическая разработка урока по предмету "Экономика предприятия". Тема "Факторы прибыли"

В ходе урока учащиеся закрепляют материал о процессе формирования прибыли и в процессе решения практических задач изучают как и под действием каких факторов изменяется прибыль предприятия....

Методическая разработка урока по предмету "Микробиология" на тему: "Понятие о микроорганизмах"

В ходе урока учащиеся изучают разновидности микроорганизмов, их роль в жизни человека....

Методическая разработка урока по "Безопасности жизнедеятельности" по теме "Контроль здоровья. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья"

В представленном материале по проведению урока по теме даются общедоступные диагностические методы оценки своего здоровья и практика их применения, которые дадут возможность учащимся оценивать и контр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Слесарное дело для профессии среднего профессионального образования 190629.07 Машинист крана (крановщик).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Слесарное дело  для профессии среднего  профессионального образования190629.07 Машинист крана (крановщик)....

Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ по дисциплине «Слесарное дело» по профессии среднего профессионального образования 190629.07 Машинист крана (крановщик)

Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ  по дисциплине «Слесарное дело» по профессии среднего профессионального образования190629.07 Ма...