Создание положительного эмоционального фона на уроках физики
статья по теме

Эмоциональное воздействие - один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Положительные эмоции мобилизуют внутренние ресурсы человека.Важно учитывать это в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_po_obmenu_opytom.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание положительного эмоционального фона на уроках физики».

   

В учебной деятельности учащихся большую роль играют эмоции.

Эмоциональное воздействие - один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении учителя передаются  учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость преподавателя предметом неотразимо действует на учеников.

          Об одном из таких учителей рассказал А.С.Макаренко в очерке  «Преподаватель словесности»:

         «…В его мимике было столько эмоций и правды, столько ума, то восхищенного, то осуждающего, то сомневающегося, столько сдерживаемой силы души, что мы не способны были оторваться от его лица. Читая нам, он сам жил горячо и глубоко, хотя и не хотел показывать нам эту свою настоящую человеческую жизнь…

 А, передавая «Слово о полку Игореве», он плакал свободно и доверчиво, и мы  одновременно преклонились и перед его стариковской слезой, и перед силой «Слова». Он умел так рассказывать о нём, что его слёзы глубоко волновали нас…

          Читал он просто, без приёмов декламаторских, но он умел незаметно вложить в каждое слово столь чувства, такую убеждённость, что древнее слово неожиданно хватало за сердце…»

          Конечно, наибольшими возможностями обладает художественная литература. Другие учебные предметы не содержат такого эмоционального заряда, и учитель, который хочет взволновать детей, должен искать для этого особые пути.

          «Ботанике… необходим восторг»,- писал Тарас Шевченко.  «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»,- утверждал  А.С.Пушкин.

Физике тоже необходим и восторг, и вдохновение. Часто они побуждают ребят к высказываниям, к активному участию в событиях урока, увеличивают напряжение их сил, положительно влияют на внимание. А оно  у наших учащихся, как правило, в силу особенностей возраста, неустойчиво, рассеяно. Это требует применения разнообразных и часто нетрадиционных видов и форм  учебной  работы, позволяющих создавать положительный эмоциональный фон урока и тем самым управлять вниманием учащихся, увеличивать  их трудоспособность.

         Один из путей – стараюсь строить объяснение нового материала как рассказ о научном открытии. В центре внимания – учёный, исследователь, описание его борьбы за научную истину, его поисков и сомнений, трудностей и побед. Слушая такой рассказ, дети проникаются сочувствием к учёному, к его поискам, и это сочувствие перерастает в интерес к научной проблеме.

          Например, когда изучаем тему «Строение атома» и идёт объяснение опытов, которые ставил Резерфорд, учащимся сообщается, что учёный над этой проблемой работал 5 лет. Удивление и сочувствие вызывает то, что опыты настолько просты, но и гениальны, а учёный затратил на это столько много времени.

          Хорошо зарекомендовало себя и вовлечение учащихся в решении какой-то физической проблемы. «А как бы вы сделали?» Иногда даже выдаю комплект приборов и желающих приглашаю к столу. У многих сразу появляется интерес, им хочется попробовать. Есть случаи, когда кто - то верно мыслит, тогда говорю «Ты только что сделал открытие». Это влияет на эмоциональный настрой учащихся, повышается интерес к изучаемой проблеме, им хочется узнать, что же было дальше.

          Создание положительного эмоционального фона на уроках происходит с того момента, когда учитель входит в класс. Настроение учителя передаётся ученикам. Войдёте ли вы в класс с улыбкой на лице или суровым видом, от этого будет зависеть эмоциональный фон урока.

           «В школах, которые я знаю, по-моему, мало смеются. Многое, что можно было бы выучить, смеясь, учат со слезами-горькими и бесполезными».

                                            Джанни Родари.

 Где-то на задворках педагогического процесса пробиваются сквозь толстые пласты серьёзности, деловитости и просто скуки крохотные, слабые ростки юмора.

           Юмор - верный помощник учителя. Юмор помогает снять утомление, бороться со скукой. Именно в трудные минуты юмор - незаменимый помощник. Обычно мы видим физику строгой, официальной, последовательной, состоящей из опытов, наблюдений, рассуждений, выводов, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что нередко забывается, на что не обращают внимания, но что делает физику привлекательнее, гуманистичнее, человечнее, что оживляет её. Творцы физической науки оставили нам не только открытия и законы, но и богатейший материал: шутки, розыгрыши, парадоксы, смешные истории.

            Интересные забавные эпизоды из жизни учёных-физиков, их умение шутить и воспринимать юмор формируют более правильное представление о них, как о людях, которым присущи обычные человеческие качества, достоинства и слабости, позволяют лучше понять ту обстановку, в которой работали учёные.

     А уж учёные шутить умели.

Стараюсь при удобном случае рассказывать забавные и поучительные истории. Например, когда изучаем рентгеновские лучи, сообщаю, что они первоначально назывались икс-лучами  и однажды Рентгену, открывшему эти лучи, пришло письмо с просьбой прислать… несколько икс-лучей и инструкцию, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к учёному у него не нашлось времени. Рентген был человек с юмором и ответил так  «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще, пришлите мне вашу грудную клетку».

          Или при изучении темы «Спектры» привожу в пример следующую историю. Физик Кирхгоф однажды рассказывал о созданном им спектральном анализе. «Спектр Солнца свидетельствует, что там есть золото»,- заметил он. «Что за польза от такого открытия? Ведь золото с Солнца не достанешь!»- возразил один из слушателей. Вскоре Кирхгофу за его открытие присудили золотую медаль. «Ну, вот я и достал золото с Солнца!»- пошутил он.

            Восприятие и осмысление шутки, юмористической ситуации связаны с активной работой мысли.

            Положительный эмоциональный фон на уроке способствует его успешному проведению, даёт возможность поддерживать интерес к предмету, создаёт доброжелательные отношения между учителем и учеником.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эмоционального фона на занятиях физической культурой

Физкультура должна формировать у детей интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, в том числе самостоятельно. На уроках физкультуры ребёнок получает элементарные зн...

Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике

В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...

«Интеллектуальная разминка, как эффективный способ вхождения студентов в языковую среду и формирование положительной учебной мотивации на уроках иностранного языка»

В статье содержаться материал, рассказывающий о способах вхождения студентов, в языковую среду,а так же  способы формирования положительной мотивации на уроках иностранного языка....

. Роль социальных сетей в создании положительной учебной мотивации при изучении физики

Данный проект показывает, что социальные сети – действительно удобный инструмент, дополняющий стандартные средства обучения и при этом являющийся серьезным фактором позитивной мотивации. Во...

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТА КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ

Одним из основных резервов совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе профессионального образования учреждений ПОО является установление тесной взаимосвязи общего и профессионального ...

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»

Методическое пособие«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»     Автор-с...