Компетенция и компетентность в системе начального профессионального образования
статья по теме

Агирова Назифа Исмельевна

 

Проектирование содержания и организация профессиональной практики обучающихся

ПрКомпетенция и компетентность в системе начального профессионального образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование содержания и организация профессиональной практики обучающихся

Мастер производственного обучения

Охтова Э.З.

Мастер производственного обучения

Агирова Н.И.

 

Санкт-Петербург                                                                                                                          2011 год

Проектирование программ профессиональной подготовки учащихся – один из видов деятельности современного мастера производственного обучения и преподавателя.

Ключевые слова

проектирование, компетентность, знания, содержание образования, уровни изменения учебного процесса, профессиональное обучение

Актуальность исследования основ проектирования программ связана с необходимостью разработки единой логики в проектировании, как для разработчиков, так и для потребителей этого научно-методического продукта в системе профессионального образования. Проектирование представляет собой целостный процесс возникновения и отбора замыслов, на основе возникающей проблемы в образовании, их трансформации в основу проекта, с учетом научных знаний, с учетом возможных рисков его реализации и постановку новых целей. Проектирование основных образовательных программ осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования  (ФГОС ВПО).

Проектирование программ на основе компетентностного подхода, который заложен в основу ФГОС ВПО  имеет ряд особенностей:

 Наиболее перспективным механизмом (методом) реализации идей для проектирования образовательных программ, является метод «трансформации», т.к. он позволяет обеспечивать развитие на всех уровнях изменения учебного процесса, происходящее под воздействием инновационных преобразований современных целей образования в направлении развития компетентностей обучающихся.

 «Точная постановка цели в обучении – это одновременно и содержание обучения, и качество его усвоения учащимися, выраженное столь определенно, что они становятся общепонятными и управляемыми стандартами».

Эффективность процесса обучения во многом зависит от умения мастера производственного обучения активизировать познавательную деятельность учащихся. Одним из показателей эффективности организационного учебного процесса является развитие творческих способностей учащихся. Формирование этих качеств способствует широкое применение на уроках производственного обучения различных  ситуаций, требующих от учащихся творческого поиска различных способов их выполнения.

Чтобы определить, чему необходимо уделять внимание при проектировании содержания, рассмотрим, какие изменения происходят в следующих компонентах учебного процесса – целях, самом содержании, стратегии обучения, оценке и ситуации происходящего в аудитории при трансформации.

 Заключая, подчеркнем, что при проектировании содержания образования в рамках Федерального образовательного стандарта необходимо исходить из необходимости формирования практико-ориентированного мышления, использования  идей проектности, самостоятельности, возможности выбора предметов и выстраивания индивидуального маршрута учащегося.  Задачей производственной практики является закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений обучающихся по изучаемой профессии, развитие общих и профессиональных компетенций, освоение современных производственных процессов, адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности организаций различных организационно-правовых форм.

  Производственная практика обучающихся  проводится в организациях на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и каждой организацией, куда направляются обучающиеся.

 И.Я.Лернер отмечает: «Творчество ученика в учебном процессе рассматривается, как умение самостоятельно решать известные задачи новым для него способом».

В связи с этим остро встает вопрос о создании в ходе учебного процесса благоприятных условий для ;      

•        формирования у учащихся  навыков  организации труда;

•        увеличение объема самостоятельных умственных и практических действий;

•        навыков самоконтроля.

Поставленные задачи требуют нового подхода и новых методических решений, совершенствующих методику обучения.

Важно, что с переходом на новые Государственные образовательные стандарты, количество часов, отведенное на самостоятельную работу, возрастает в среднем на 30%, что является одним из основных факторов, обеспечивающим более высокое качество обучения.

Согласно ГОСТов второго поколения самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий.

Известно, как велика роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса, это один из видов творческой деятельности.  Хотя известно, знание, которое приобретается в процессе самостоятельной деятельности, усваивается значительно лучше, по сравнению с тем, которое сообщается мастером как готовое.

 Поэтому при подготовке к занятиям следует определить, с какой целью выполняется самостоятельная работа. Такими целями должны быть:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

 На современном этапе развития общества государство предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: профессионализм, компетентность, высокий интеллектуальный уровень, а потому выдвигает ряд требований к образовательной системе:

Приобретение учащихся глубоких и разносторонних знаний.

Развитие их аналитических способностей и критического мышления.

Развитие способностей самоанализа и осознание собственных возможностей и т.д.

Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки подрастающему поколению, но и в развитии его мышления.

Одним из основных способов реализации поставленных задач является организация самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельный учебный труд – жизненно необходимое умение для приобретения перечисленных выше способностей, объективный фактор развития и самореализации личности.

 Следует помнить и понимать, что только хорошо организованная самостоятельная работа учащихся будет способствовать подготовке выпускника, отвечающего требованиям государственных образовательных стандартов не только к уровню их подготовки по учебным дисциплинам, но и к уровню общей образованности.

 Цель программы заключается в создании условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.

Современный этап развития среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии ПМР. В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций. Общество предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: высокий профессионализм,  компетентность, высокий интеллектуальный уровень, возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности. Поэтому задача образования состоит в том, чтобы научить его успешно учиться всю жизнь.          Список литературы:

1.Закон Российской Федерации от 10. 07.92. «Об образовании»

2.Болонский процесс: Середина пути. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. 379 с.

3.Ситуация на рынках труда и профессионального образования Самарской области: информационно-аналитические материалы. Самара: Изд-во НПО,2005. 52с.

4.Читаева О.Б. Структура государственных образовательных стандартов НПО второго поколения/ЯТрофессионольное образование. Приложение «Педагогическая наука практике. Новые исследования». 2005. №1. СЛ4-21.

5.Читаева Ю.А. Разработка модели компетенции/ЯТрофессиональное образование. Приложение «Новые педагогические исследования». 2005. .№3.-С.95-102.

6. Ярошенко Н.Г. Проблемы проектированиясодержания среднего профессионального образования в условиях введения нового поколения ГОС СПО//Среднее профессиональное образование, 2004, Ш2. 2-6.



Предварительный просмотр:

ГОУ НПО Профессиональное училище № 70,

Мастер производственного обучения Агирова Назифа Исмельевна

Компетенция и компетентность в системе начального профессионального образования

Компетенция - способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.

Основные составляющие понятия компетенции.

Знания - осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить.

Умение - предполагает целенаправленное выполнение действия, задания.

Отношение - под ним понимается к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитию и карьере.

Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным и управленческим опытом работник начинает обладать тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы.

Следует обратить особое внимание на необходимость использования термина «компетенция», а не компетентность, поскольку предлагаемый подход основывается именно на компетенциях, понимаемых как совокупность знаний, умений, отношений и опыта, которые эффективно используются как в знакомых, так и новых трудовых ситуациях, а не на компетентности учащегося, понимаемой как адекватное поведение в училище. Различают три основных типа компетенций:
1. Профессиональные 2. Мобильные 3. Ключевые.

Так как рассматривается компетентностный подход в аспекте общеобразовательных дисциплин, более подробно рассматриваются мобильные и ключевые компетенции.

Мобильные - социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.

Ключевые - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям, к ним относятся:

· грамота и счет;· использование теоретических знаний в практических целях;· умение учиться; · умение осуществлять поиск и интерпретацию информации;

· умение сотрудничать и работать в команде;

· умение решать проблемы;

· ответственность за собственное обучение;

· коммуникативные умения;

· ответственность за качество труда и обучения;

· инициативность, творчество и т.д.

Здесь важно подчеркнуть, что данные компетенции актуально развивать не только в профессиональном курсе, но и общеобразовательном.

Обучение, основанное на компетенциях - под обучением, основанном на компетенциях, понимается «обучения на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности Глоссарий ЮНЕСКО, 2004.»

Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях

Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях, принципиально отличается от традиционного.

Основные характеристики

Обучение, основанное на компетенциях

Традиционное обучение

Методы обучения

Активные, ориентированные

на обучающегося, основанные

на самостоятельной и

практической деятельности,

включая проектную работу.

Мастер становится организатором

процесса обучения и консультантом

в ходе выполнения работ учащимися;

он заинтересован быть в курсе изменений

 и тенденций развития предметной области.

Лекции, демонстрации, объяснение.

Мастер является транслятором

знаний, излагающим

информацию, предложенную

учебникам; у мастера отсутствует

стимул обновлять программу

обучения, повышать

собственную квалификацию.

Оценка

«Умеет/еще не умеет делать что-то» -

 оценка освоенных компетенций.

Может быть проведена с участием

внешних экспертов.

Отметки, зачеты, «неуды», оценка

посещаемости занятий.

По оценкам учебных заведений, приступивших к реализации модульных программ, основанных на компетенциях, преимущества данных программ для учебного заведения очевидны. Но как показывает опыт, разработка и реализация компетентностного подхода представляет серьёзные трудности для мастера

Организация учебного процесса и методы обучения.

Как было сказано выше, основная идея предполагаемого подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. По моему мнению, использовать такой подход в преподавании общеобразовательных дисциплин просто необходимо, чтобы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки. При организации учебного процесса необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться»

Означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стили обучения. Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение.

Принципы методики обучения

Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение, которых является результатом обучения.

 Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым

Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность. Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать.

Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики «трансляции знаний».

 Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов.

Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение.

Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе.

Всё вышесказанное представляет ту методическую, дидактическую, педагогическую и ценностную базу, на которой строится процесс обучения, основанный на компетентностном подходе.

Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:

· 20% услышанного;

· 40% увиденного;

· 60% увиденного + услышанного;

· 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими

Эффективная организация учебного процесса должна:

· быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень;

· привлекать обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения;

· иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем;

· быть основана на активных методах обучения и опыте;

· учитывать в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся;

· использовать обсуждения и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательной среды;· показывать, где могут практически использованы приобретаемые умения и знания;· использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта;· обеспечивать возможность для поведения самооценки, использования полученных умений, а также обратную связь с мастером.

Заключение

В заключение работы следует заметить, что данный подход к обучению относится только к профессиональным областям обучения, общеобразовательные предметы преподаются традиционными методами и остаются в рамках традиционного подхода, хотя, на современном этапе развития образования остро стоит проблема введения компетентностного подхода и обучению общеобразовательным дисциплинам (ФГОС 2008). То есть, анализируя все выше сказанное, можно сделать следующий вывод - между теорией и практикой существует разрыв.

Как показывает опыт, вопрос соотношения теории и практики - это самый острый вопрос, который связан с однозначной ориентацией компетентностного подхода на освоение компетенций, то есть на осуществление трудовой деятельности и на комплексное целостное освоение необходимых компетенций. Создается впечатление, что теоретическому обучению не уделяется достаточного внимания. Такой подход требует ломки стереотипов, а это - самое трудное. Любые инновации вызывают сопротивление, поскольку возникает необходимость устоявшиеся мыслительные и поведенческие стереотипы. Я считаю также, что внедрение такого подхода не должно быть односторонним, в этом процессе должны принимать участие все те, кто состоят в педагогическом сообществе: преподаватели, мастера, учащиеся, родители, социальные партнеры. Только взаимодействие и взаимопонимание приведет к желаемому результату.

По моему мнению, преподаватель общеобразовательных дисциплин может содействовать эффективному обучению уже на этапе проектирования модульного курса, в сотрудничестве с мастером ПО. Ключевыми принципами педагогического планирования являются:

· участие;

· обратная связь;

· реальность;

· внимание.

Литература

Глоссарий ЮНЕСКО 2004

Концепция развития образования в Российской федерации до 2010г

Приоритеты развития образования в Российской Федерации.

 Разработка модульных программ, основанных на компетенциях. Методическое пособие. М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенде...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

Планирование (факультатив - оздоровительные системы) для групп начального профессионального образования.

Планирование (факультатив - оздоровительные системы) для групп начального профессионального образования....

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования

XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...