Развитие художественной одаренности
статья на тему

 

Статья знакомит с задачами и спецификой работы преподавателей по обучению и воспитанию художественно - одаренных учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_khudozhestvennoy_odarennosti.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие художественной одаренности

В последнее время появилось очень большое количество публикаций на  тему развития способностей одаренных детей, но, как правило, выпускается из виду воспитательный аспект: ведь известно, что одаренные дети не только необычно способны, но и имеют ряд особенных  психологических свойств: тонкое чувство юмора, большая независимость в суждениях, нестандартные ответы  и решения.

Я хотела бы  остановиться более подробно на теме развития художественной одаренности, так как это направление для меня наиболее близко. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое.

Обучение и воспитание художественно одаренного ребенка отличается некоторой специфичностью.  В искусстве не может быть оценки «правильно – неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон.

Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира.

Результаты многочисленных исследований подтверждают, что художественное развитие всех детей без исключения нуждается в руководстве и требует индивидуального подхода к ним. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда.                                                        

Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи, они всегда нонконформисты – стремятся выделяться из толпы.

Творческих детей отличает неспособность приспосабливаться к общепринятому. И это создает особые трудности в их обучении и воспитании.

Если говорить о художественно  училище, то наряду с общими целями образовательного процесса для художественно одаренных учащихся, одной из важнейших целей образовательного процесса здесь является формирование творческой, гармоничной личности.

В связи с тем, что для училища характерен высокий уровень нагрузки за счет добавления живописи, рисунка, композиции, истории изобразительного искусства как профилирующих предметов, количество стрессоров возрастает.

Используемая училищем модель управления качеством образования предполагает, что познание и творчество в образовательном процессе неразделимы, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому все попытки разделить, учебу и творчество весьма условны.

В  процессе  обучения   мы  разработали  систему заданий  и форм работы, основанных на следующих  приемах обучения: использование при обучении  большого количество  наглядного материала, использование разных схем и символов, рисование карт и диаграмм, внедрение искусства в другие  предметы разных циклов обучения,  зрительное представление  изучаемого  предмета, просмотр видео фильмов, мультимедиа презентаций, использование периферийной стимуляции – например плакаты, кратко обобщающие тематическую информацию, использование пантомимы, компьютерной графики.

Процесс социализации нашего выпускника должен завершиться  выбором своего творческого пути, который предполагает как продолжение обучения по выбранной художественной специальности, так и активное взаимодействие с другими людьми, способными оказать поддержку  в решении возникающих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОСТ в развитии художественно – изобразительного творчества детей дошкольного возраста

В настоящее время не вызывает сомнений необходимость изменения системы образования в области развития детского изобразительного творчества. Образовательный процесс сейчас приобретает новые качественны...

Статья: "Развитие художественно-творческих способностей будущих педагогов". Опубликована в сборнике «Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе СПО» ЧУ «НИИ педагогики и психологии» г. Чебоксары,

В статье описывается опыт профессиональной деятельности по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов Ангарского педагогического колледжа по специальности "Дошкольное образовани...

Презентация "Развитие предметной одаренности обучающихся по предмету физическая культура"

В представленной презентации содержится материал по видам, формам одаренности детей по предмету физическая культура. Данную презентацию учителя физкультуры могут использовать на конференции, педсовета...

«Разнообразие изобразительных техник и материалов, как средство развития художественной одарённости, в системе дополнительного образования»

В этой статье рассматриваются основные виды необычных техник изображения и материалов. Например: акварель по-сырому, с последующим отпечатком плёнкой или процарапыванием пластиковой картой, тра...

Методическая разработка к занятию по программе « Аккордеон. Общий курс» Тема: «Работа над выразительностью исполнения и развитие художественно-творческих способностей учащихся».

Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения начинается уже на первом году обучения. В процессе этой работы активизируются творческие способности, развиваются навыки и...

Инструментарий по выявлению и развитию детской одаренности в условиях дополнительного образования

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навык...

Программа сопровождения развития музыкальной одаренности через обучения азам исполнительской гитарной техники «Что бы слышит голоса детей»

Выявление  музыкально - одаренных детей и  дальнейшее углубленное развитие их  музыкальных способностей является одной из приоритетных  задач  в работе музыкального руководите...