Классный час-тренинг «Слагаемые семейного счастья»
классный час на тему

Парфирьева Инна Владимировна

данное занятие позволяет формировать у студентов адекватные брачно-семейные представления, развивать способности к браку, умение понимать другого человека, сотрудничать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas-trening_slagaemye_semeynogo_schastya.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

           Классный час-тренинг «Слагаемые семейного счастья»

Цели тренинга:

- формирование у студентов адекватных брачно-семейных представлений;

- формирование способности к браку, умения понимать другого человека, сотрудничать, общаться.

Оборудование: бланки с тестами, карточки с вопросами.

Этапы тренинга

I. Сообщение правил работы

Будь активным!

Слушай!

Предлагай!

Уважай мнение других!

II. Активизация группового взаимодействия и мыслительной деятельности

1. Упражнение «Найди пару»

Задание: с закрытыми глазами, трогая кисти других людей, выбрать того с кем будет наиболее комфортно.

Согласно древнему преданию, люди в далеком прошлом были однополыми, но потом чем-то прогневали богов, и те в наказание разделили их на две половины. С тех пор эти две половинки вынуждены все время искать друг друга, искать того единственного человека, который поможет им слиться воедино и осуществить  сокровенную мечту - мечту о счастье.

Найти такую «свою» половину непросто. Кто-то из  встретившихся на вашем пути разочарует вас, но поиск приносит и радость. И в один прекрасный день,  возможно, когда вы меньше всего этого будете ожидать, такой человек появиться.

- Почему вы выбрали именно  этого человека? Почему остановились на этой руке?

2. Упражнение «Слепой и поводырь» В паре  выбираются «слепой», которому завязываются глаза, и поводырь, который берет на себя роль сопровождающего, ведущего.

Задание: проведите «слепого» по помещению, «покажите» ему всю комнату, в которой мы находимся. Доверьтесь поводырю, идите за ним. Затем  поменяйтесь ролями.

- Легко ли, ничего не видя, идти за ведущим вас человеком, даже зная, что это близкий человек?

- Легко ли взять на себя ответственность за чужого человека?

- Что вы испытывали, когда шли следом, но с закрытыми глазами?

- Какие чувства возникали у вас, когда за вами шел «слепой» человек?

- Каким образом можно использовать полученный вами опыт в семейной жизни?

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Тест «Обязанности в семье» /работа в парах/

Каждый участник в паре заполняют бланк: отмечают знаком кто, что должен делать.

жена

муж

вместе

мытье посуды

мытье автомобиля

домашний ремонт

ремонт одежды

уход за садом, огородом

домашняя уборка

покупка продуктов

приготовление еды

стирка

заработок

принятие решений о покупках

уход за ребенком

воспитание детей

прогулка с  ребенком

планирование отпуска

организация отпуска

ведение домашней бухгалтерии

Обсуждение полученных результатов: 

- Возникли ли споры между вами по поводу различия мнений?

- Какая пара оказалась самой психологически совместимой? (В такой паре большинство ответов совпадает, присутствует уровень личностно-характерологической и функционально-ролевой совместимости)

Вывод: рано или поздно все супруги делают логический и оправданный шаг: они согласовывают свои действия друг с другом, не надеясь на телепатию.

С выстраивания такой системы личной ответственности и взаимной подстраховки и начинается нормальная, бесконфликтная жизнь на принципе «мне надо - я сделаю».

От того, насколько слажено будет работать ваш семейный механизм, и будет зависеть благополучие вашего семейного союза.

Но не только неправильно распределенные обязанности приносят дискомфорт в семейную жизнь. Спор или конфликт может возникнуть из-за любого пустяка. Важно суметь превратить все в шутку, вовремя улыбнуться, спустить пар, достойно выйти из трудной ситуации.

  1. Ситуации «Я  ты» /работа в парах/

Каждая пара анализирует ситуацию. Время подготовки – 2 минуты.

Давайте на короткое время погрузимся в семейный быт и проанализируем простые ситуации.

Задание: дайте свои оценки действиям и поведению мужа, жены, предложите решение.

Ситуации:

1. Вечером жена возвращается домой и видит, что муж стирает белье, но по неопытности он положил в таз вместе ее любимую белую блузку и свои синие тренировочные брюки. Естественно, блузка безнадежно испорчена.

Как ей реагировать?

2. Муж собирается на тренировку, хотя жена просит помочь ей в генеральной уборке и сходить в магазин. На ее взгляд, в квартире кавардак и продукты кончились, он же считает, что все в порядке. Он согласен, что жене выполнить свои планы одной трудно, но на тренировку идет.

Для обид жены — есть основания?

3. Муж клеит обои, а ребенок все время бегает вокруг него, не дает работать. Жена болтает по телефону, на его просьбы занять малыша не откликается. Проходит полчаса, муж начинает раздражаться: «Кончай болтать, займись ребенком!»

 Есть ли у мужа право на раздражение и такие требования?

4. Утром у мамы убежала каша и все ели пригорелую, кроме ребенка, который есть ее отказался и раскапризничался. Папа в этой ситуации высказал свои оценки маминым кулинарным способностям.

Имеет ли он право на такую реакцию? А как правильно?

5. Муж пришел с работы, видит, что жена в кресле читает «Иностранную литературу», на кухне гора немытой еще с утра посуды, а ужина нет...

Как ему реагировать? Есть ли проблемы, возможны ли ссоры?

Вывод: ни в одном из этих случаев нет оснований для ссоры. Для их решения необходимо принятие ответственности на себя и проявление терпимости к другому. А если супруги не проявляют этих качеств, не выполняют семейные обязанности, не помогают друг другу, они совершают грубейшие промахи, ошибки.

Можно наругаться вволю, а можно понять – простить – помочь – поддержать, тогда будет мир, счастье и любовь в семье.

  1. Вопросы «На пороге семьи»

/Пара получает вопрос, на который готовит ответ. Время подготовки – 2 минуты/

Погрузитесь в будущие проблемы, нащупайте болевые точки. Ищите проблемы там, где их пока не видно: лучше решить несколько несуществующих проблем, чем споткнуться потом об одну неожиданную.

Вопросы:

1.  Характерна ли для вас ревность и как вы относитесь к ревности своей и его?

2. Кто будет заниматься уходом за ребенком, на какую помощь рассчитываете? Стирка пеленок, магазины, вставать ночью? Как будете реагировать, если помощь будет недостаточной?

3. В условиях семейной жизни вы планируете встречи с друзьями: насколько часто, где, в какой форме, когда вместе с супругом, когда отдельно?

4.  Как и где хранить деньги? Свои у каждого, или муж отдает деньги жене, или у каждого на карманные расходы (сколько?), а общие лежат на полочке? Другие варианты?

5. Как реагируем, если не вкусно и однообразно? А если наоборот? А если жена старается, а муж не замечает?

Вывод: молодые люди часто вступают в семейную жизнь, не узнав друг друга, и начинают по-настоящему знакомиться только после свадьбы. В этих случаях типично: до свадьбы – мечты, после – разочарование. Чтобы этого не произошло, нужно ещё до свадьбы попытаться узнать друг друга. Один из способов – составление брачного контракта. Обсудив важные моменты семейной жизни, вы узнаете, насколько совпадают ваши мнения.

4. Упражнение «Брачный контракт»

Задание: составьте проект брачного контракта, отразив в нём права и обязанности каждой стороны. /время подготовки – 3 минуты/

Вывод: если вы всерьёз надумали создать семью, вступить в брак, то, чтобы не разочароваться потом, имеет смысл обсудить «законы» сохранения брака и согласовать свои представления о семье.

5. Упражнение «Тезис» 

Задание: участникам раздаются карточки с тезисами о семейной жизни, и предлагается высказать свое мнение, согласиться или опровергнуть мнение автора, прислушаться ли к нему.

Тезисы:

1. Главное качество, необходимое для семейной жизни, - это терпимость к особенностям, недостаткам, привычкам другого. Умейте сдерживать свое недовольство и раздражение. Умейте остановить в гневе.

2. Не пытайтесь переделать супруга прямыми требованиями. Тем более не допускайте никаких замечаний при посторонних, это сильно задевает самолюбие супруга. Если хотите что-то изменить в супруге, сделайте так, чтобы он этого захотел.

3. Не накапливайте обиды, не допускайте осложнений конфликтов. Необходимо постоянно сообщать друг другу о своих чувствах, приятных и отрицательных, даже если для этого вам потребуется усилие.

4. Умейте уступать. Не бойтесь признаться в своей неправоте, недостатках.

Вывод: у каждого свой путь, способ построения семейных отношений. Готовых рецептов не существует, но помните: семейная азбука начинается с местоимения «Мы», а не «Я».

6. Упражнение «Блиц-ответ» /ответы следуют по очереди/

- Что делать, если у супруга плохое настроение?

- Что делать, если муж не ночевал дома?

- Что делать, если муж уделяет мало внимания ребёнку?

Итак, жизнь идет, вы вместе, все хорошо, вы запаслись большим багажом знаний, постарайтесь хотя бы один раз, но воспользоваться этими знаниями. Семейная жизнь полна неожиданностей. Важно вовремя адекватно на них прореагировать. От этого будет зависеть ваша семейная жизнь, ваше семейное благополучие.

7. Тест «Я – готовность к браку». Задание: Оцените свою готовность к браку в баллах (полностью готов – 5 баллов; совсем не готов – 0 баллов).

Я  ГОТОВ

балл

- быть верным супругу

- взаимно доверять, не ревновать

- уважать родителей супруга

- выполнять любые семейные обязанности

- совместно распределять семейный доход

- к материальным трудностям

- противостоять вредным привычкам

 

- На каком уровне готовности к браку (высоком, среднем, низком) вы находитесь?

- Над чем вам ещё необходимо работать?

- К чему вы уже готовы?

Вывод: большинство людей в своей жизни исполняют роли ребёнка, молодого человека, жены (мужа), матери (отца), бабушки (дедушки). Вам также предстоит в будущем вступить в брак и исполнять эти роли. Вы, конечно, свободны сделать выбор: выходить замуж, жениться или нет. Но одинокие люди живут меньше, чаще болеют. Вне семьи нет и не может быть подлинной полноты жизни.

IV. Рефлексия

Изменилось ли что-то в ваших представлениях, отношении к браку и семье?

Чем для вас было полезно это занятие?        

Закончите предложение: «Я сегодня похвалил бы себя за …»

Список  литературы:

1. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. - М.: Народное образование, 2001. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для педагогов "Секрет счастья"

Тренинг для педагогов. Развивает коммуникативную компетентность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе и формирует самопринятие и понимание себя....

Методические рекомендации по проведению открытого классного часа по теме: "Семейный бюджет"

Методические рекомендации содержат материал о необходимости планировать бюджет семьи, правилах и методах планирования....

Методическая разработка классного часа-тренинга «Это должен знать каждый...» (Профилактика инсульта)

Методическая разработка для проведения внеаудиторного мероприятия по формированию ЗОЖ....

Классный час-тренинг «Мы выбираем Жизнь!»

Актуализация темы:Профилактика вредных привычек у подростков – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению психоактивны...

Детско-родительский тренинг "Разговор о счастье"

Данный тренинг поможет установить отношения партнерства между родителем и ребенком, через организацию игровой деятельности и психотехнических приемов; оптимизировать детско-родительские отношения....

Классный час "Слагаемые здоровья"

Пополнить знания учащихся о компонентах здорового образа жизни, обратив особое внимание на организацию режима дня школьника и гигиенические аспекты учебной деятельности...