Статья " Воспитание деятельно - волевых качеств у суворовцев"
статья на тему

Урядов Станислав Евгеньевич
В кадетских корпусах воспитывались достойные граждане Великой России. Кадетскому образованию, его сохранению и развитию во все времена придавалось большое значение. Для воспитания гармонично развитой личности помимо традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой, в корпусах работало большое количество кружков, мастерских, творческих коллективов, спортивных объединений. Воспитание суворовцев, построенное на жесткой дисциплине, традициях взаимоотношений равных, и старших, и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей, выполнением всех основных требований внутреннего порядка, привитии с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям. Все это приводит к тому, что с раннего возраста у воспитанников Уссурийского суворовского военного училища формируются деятельно-волевые качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_voli_u_suvorovtsev_-_kopiya.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание деятельно - волевых качеств у суворовцев»

Введение

Актуальность. 

Россия меняется. Изменения затрагивают все сферы жизни и деятельности нашего общества. Меняется мир, международная обстановка и внутренние социально- экономические условия. Появляются новые институты гражданского общества, создается демократическое государственное управление и местное самоуправление. Совершенствуются механизмы их функционирования и взаимодействия. Для претворения в жизнь этих задач необходимо качественное развитие среднего образования в нашей стране.
Воспитание и обучение молодежи в любом экономически развитом государстве является одним из определяющих элементом в деятельности, его важнейшей функцией.

Первостепенной задачей сегодня нужно считать приобщение подрастающего поколения  к нашей истории, духовной культуре, формирование  у молодых людей высоких патриотических чувств, верности конституционному и воинскому долгу по защите Отечества.

В этих условиях в суворовских училищах России, воспитатели и педагоги  ищут новые эффективные пути воспитания и обучения детей.

Дореволюционная система кадетских корпусов (до революции 1917 г.) хорошо зарекомендовала себя в деле воспитания будущих защитников Отечества. В стенах этих учебных заведений всегда царил особый жизненный уклад. Выпускников кадетских корпусов отличали мужество и крепость духа.

Как известно, современное суворовское движение невозможно без учета опыта прошлого, без осмысления того, как подобные проблемы решались в кадетских корпусах в  дореволюционной России. Проблема эта на современном этапе представляет  особый интерес. Это связано с обращением к накопленному воспитателями опыту подготовки высококвалифицированных и прекрасно образованных офицеров – главной силы русской армии.

Научных работ по исследуемой проблеме немного. Можно выделить три этапа по изучению различных аспектов воспитания и образования в кадетских корпусах.

Первый — связан с созданием и развитием военно-учебных заведений в досоветский период (1731-1917 гг.). На данном этапе разработкой данной темы занимались: И.И. Бецкий, Н.Г. Чернышевский, Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев и другие.

Второй (советский) – характеризуется заметным снижением интереса к исследованию данной проблемы (1917-1991 гг.). В данный период разработкой занимались: Александров В. И., Алпатова Н.И., Михайлов А. А. и т.д.

Третий - начался в 1991 году и продолжается по настоящее время.

Объект исследования: процесс воспитания деятельно-волевых качеств у воспитанников Уссурийского суворовского военного училища.

Предмет исследования: педагогические условия и средства, используемые для воспитания деятельно-волевых черт у воспитанников.

Цель исследования: определить, раскрыть и теоретически обосновать содержание и развитие работы по формированию кадетских корпусов в России, воспитанию деятельно-волевых качеств у суворовцев.

Для достижения цели исследования необходимо выполнить следующие работы:

        1. Провести исторический анализ, кадетских корпусов в дореволюционной России, выяснить их место и роль в подготовке военных и гражданских кадров на различных этапах отечественной истории.

          2. Изучить особенности, характерные черты и основные направления учебно-воспитательного процесса в Уссурийском суворовском военном училище  на современном этапе.

          3. Определить сущность воспитывающей среды училища и её влияние на формирование деятельно-волевых черт характера у воспитанников.

 При написании этой работы мною были использованы следующие методы научного исследования: изучение и анализ педагогической литературы, статей, нормативно-правовой базы, обобщение.

I. Исторический аспект.

§1 История кадетских корпусов в дореволюционной России.

Кадет (фр. — младший, несовершеннолетний) — так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин.

С царствования Анны Иоанновны и начинается история кадетских корпусов - заимствованной у Запада формы воспитания военной молодежи для служения Царю и Отечеству в офицерских чинах. В 1731 г. Государыня подписывает Указ об учреждении “Корпуса Кадетов Шляхетных Детей”.

С этого момента и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.

Провозглашенный в 1689 г. императором, Петр I в первую очередь позаботился о создании в России регулярного войска с грамотным командным составом и защите империи от внешних врагов. Петр понимал, что, привлекая на службу в армию иностранных наемников и обучая русских дворян военному делу за границей, решить полностью проблему подготовки военных кадров для российской армии нельзя. Необходимо готовить в самой России командный состав для руководства воинскими формированиями. Существовавшая к началу XVIII в. система подготовки офицерских кадров была не в состоянии полностью обеспечить армию офицерами.

 При Петре I в России школами, готовящими офицеров для армии, служили созданные им два гвардейские  Преображенский и Семеновский полки для пехоты и Лейб-Регимент — для конницы.

В 1701 г. Петр I основал в Москве “Школу математических и навигацких наук” (с 1715 г. — Академия морской гвардии, впоследствии преобразованная в Морской кадетский корпус), которая, по словам самого Петра, была “нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии и инжинерству”. В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии принимались даже 20-летние; комплект учащихся был определен в 500 человек, причем те из них, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались на собственный счет, а все прочие получали от казны «кормовые» деньги».

В учебную программу школы входили русская грамота, арифметика, геометрия и тригонометрия, с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию, в школе также обучали фехтованию. Ученики из нижних сословий обучались в школе грамоте и счету, предназначались на службу в писари, в помощники к архитекторам и в разных должностях в адмиралтействе. Ученики из дворян по окончании полного курса школы выпускались во флот, в инженеры, в артиллерию, кондукторами к генерал-квартирмейстеру и к архитектурным делам.

Примерно в это же время возникают специальные инженерные и артиллерийские школы. В 1721 году создается особая школа при Санкт-Петербургском лабораторном доме, в которой обучались состоящие уже на службе артиллеристы. В том же, 1721 г., по указу Петра учреждаются гарнизонные школы для солдатских сыновей. По указу 1744 г. в этих школах обучали “словесной и письменной науке, пению, солдатской экзерциции, арифметике, артиллерийской и инженерной науке”. По достижении 16-ти лет большинство учеников определялось на службу в армейские полки и гарнизоны.

И все же все перечисленные выше военно-учебные заведения не могли в должном количестве и в надлежащем качестве обеспечить в 20-х годах XVIII в. подготовку офицерских кадров для армии и флота России. 

Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 г. откликнулась на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П. И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус. Императрица сама приняла деятельное участие в подготовке указа об учреждении кадетского корпуса: «…учредить Корпус Кадетов, состоящий из 200 шляхетских детей, от тринадцати до семнадцати лет, как Российских, так и Лифляндских и Эстляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, токож и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради иметь при том учителей чужеземных языков, истории, географии, юриспруденции, танцеванию, музыки и прочих полезных наук дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять...»

Разработкой проекта положения о корпусе занимался граф Миних. В основу первого устава корпуса были положены уставы Прусского и Датского кадетских корпусов. Первоначально в июне 1731 г. в Санкт-Петербурге по указанию Миниха были открыты классы, образно названные “Рыцарской академией”. Вслед за этим последовал указ императрицы от 29 июля 1731 г. об учреждении Корпуса кадет шляхетских.

Руководство Шляхетским корпусом кадетов осуществляли главный директор и директор кадетского корпуса. В 1734 г. в корпусе вводится должность «обер-профессор» (прообраз будущей должности «инспектор классов»). Задачей обер- профессора было наладить в корпусе учебный процесс и обеспечить контроль за работой преподавателей и проводимыми в корпусе занятиями и мероприятиями. Впоследствии во всех кадетских корпусах России вторым после директора корпуса лицом стал инспектор классов. Обер-профессор вел журнал успеваемости кадетов и оценивал возможности и способности их в каждый конкретный период времени, с тем, чтобы можно было заранее определить возможные перспективы использования того или иного кадета после выпуска.

В ноябре 1731г. был утвержден устав корпуса, основные положения которого заключались в следующем:  

1. все кадеты проживают вместе на территории корпуса, и над ними устанавливается надзор со стороны воспитателей;

2. корпус состоит из двух рот сотенного состава;

3. кадеты размещаются в комнатах по 6-7 человек, из которых один назначается старшим;

4. из числа офицеров (капитан или поручик) назначается дежурный на неделю, он безотлучно находится с кадетами;

5. в корпус принимаются только дети дворян, обученные грамоте;

6. кадеты обучаются строевой подготовке, принимают участие в парадах, учатся нести караульную службу;

7. надзиратели должны воспитывать в кадетах учтивость, пристойную покорность и умение повелевать, бороться с ложью и другими непристойными пороками;

 8. в процессе учебы кадеты руководствуются расписанием занятий на неделю;

9. каждую треть года в корпусе должны проводиться частные, а в конце года — публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета и других высокопоставленных государственных чиновников.

 Состоялось открытие кадетского корпуса 17 февраля 1732 года. 56 юных воспитанников стояло в строю в день открытия корпуса. Общая численность их корпуса была определена в 200 человек. По просьбе Миниха число воспитанников вскоре было увеличено до 300. Корпус был разделен на три роты. Таким образом, в корпусе насчитывалось 223 российских кадета, 27 эстляндских, 16 лифляндских и 16 детей офицеров-иностранцев, находившихся на службе в русской армии, в возрасте от 13 до 18 лет. В кадеты принимались только с разрешения Правительствующего Сената, графа Миниха или кабинета министров.

Опираясь на опыт Дании и Пруссии, в программу обучения кадетского корпуса наряду со специальными военными предметами были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Преподаванию последних уделялось особое внимание. В корпусе изучались «российская словесность» (язык и литература), история (в том числе история Древней Греции и Рима, курс которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных французских и немецких переводах, но и на латинском языке), геральдика и генеалогия, кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам, юриспруденции, новым и древним языкам.

К моменту учреждения кадетского корпуса в России не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических разработок по преподаванию большинства предметов, определенных к изучению в кадетском корпусе, учебников также не было. Программы обучения не существовало. Учебно-воспитательный процесс в корпусе налаживался с большими трудностями. В корпус принимались кадеты разного возраста и без экзаменов. Большинство из поступивших плохо знало иностранные языки или не знало их вовсе, а учебников на русском языке не было вовсе. В Петербурге нельзя было достать большинства книг и приборов, необходимых кадетам для обучения. Педагогического опыта обучения гражданским и военным дисциплинам одновременно не было. Все делалось впервые. Выстроенная в первые годы существования кадетского корпуса система обучения кадетов в дальнейшем по своему значению стала служить примером для программ вновь создаваемых кадетских корпусов и других учебных заведений.

В первые годы существования корпус испытывал недостаток в преподавателях,  которые могли бы обучать кадетов предметам, обозначенным в учебной программе. Подготовка первых преподавателей, принятых на работу без всяких проверок, в большинстве случаев не соответствовала необходимым критериям.

В первое время преподавание в корпусе велось по так называемой индивидуально-типовой системе обучения, взятой за образец из стран Запада. Так кадет возраста двенадцати или тринадцати лет изучал тот или иной раздел учебного предмета по индивидуальному плану и персональному расписанию занятий. Каждому кадету на текущий месяц своим офицером-воспитателем выдавалось расписание занятий с указанием, в котором часу, какой предмет и у какого преподавателя ему надлежит изучать. Также устанавливался порядок изучения учебных предметов. Как правило, кадет занимался одновременно двумя-тремя предметами, посещая классы по расписанию и самостоятельно изучая заданный ему материал. Преподаватели материал на уроках объясняли довольно редко, и требовали запоминать изучаемый материал путем зубрежки.

Большое внимание в корпусе уделяли строевой подготовке. По сути дела, она являлась самой настоящей муштрой, а зачастую использовалась для “воспитания” особо нерадивых воспитанников. Интересный исторический факт:- Когда императрице об этом стало известно она, отметив, что “ежедневная военная экзерциция может вредно отразиться на прохождении наук”, повелела обучать кадетов строю не более одного дня в неделю, а вновь поступивших в корпус — не чаще двух раз в неделю.

        В первые годы корпус не мог дать всем молодым людям, поступившим в него на учебу, полного и разностороннего общего образования. Однако постепенно, усилиями главных директоров корпуса, качество обучения и воспитания было приведено в соответствие с теми высокими требованиями, которые закладывались при его создании. Более строгим и тщательным стал отбор преподавателей и офицеров. К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться учителя с университетским образованием и профессора Академии наук.

 В годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1747-1761) Шляхетский кадетский корпус был переименован в Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. В корпусе поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами, стало меньше муштры. Создается Общество любителей российской словесности (одним из основателей которого был кадет А.П. Сумароков) и самодеятельный театр. В этом театре А.П. Сумароков ставил свои пьесы, а кадет Ф.Г. Волков, один из основателей русского драматического театра, получил первые навыки актерской игры.

15 декабря 1752 г. в Санкт-Петербурге учреждается Морской кадетский корпус. При общей реформе военно-учебных заведений в 1860-х годах «Морской корпус» был переименован в «Морское училище» и получил в 1867 году новый устав. В 1891 год восстановлено прежнее наименование — «Морской кадетский корпус». В начале XX века название учреждения ещё несколько раз менялось.

В царствование Петра III (1761-1762) был издан подготовленный И.И. Шуваловым закон об объединении всех существовавших тогда военно-учебных заведений, включая Морской кадетский корпус, в одно расширенное заведение на 920 воспитанников, разделенных на 8 рот, с одним кавалерийским эскадроном для подготовки офицеров как для армии и артиллерии, так и для флота. Но постановление это было отменено взошедшей на российский престол Екатериной II. 

Еще в 1758 г. П. И. Шувалов представил Елизавете Петровне проект “учреждения корпуса для артиллерии и инженерства”, основная цель которого заключалась в предоставлении будущим офицерам основательного общего образования, а также теоретических и практических знаний по военной специальности.

25 октября 1762 г. по указу Екатерины II (1762 — 1796) на базе Соединенной артиллерийской и инженерной школы создается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус (с 1800 г. — 2-й кадетский корпус) для подготовки офицеров для артиллерийских и инженерных частей. Корпус создавался по инициативе и при непосредственном участии генерал- фельдцейхмейстера П.И. Шувалова.

П.И. Шувалов сам создал Соединенную артиллерийскую и инженерную школу и стал её руководителем. В первое время в школе обучались 135 дворянских детей. К преподавательскому составу школы П.И. Шувалов предъявлял высокие требования, лично утверждал в должности каждого из учителей, для чего сам присутствовал на экзаменах и практических занятиях воспитанников школы. Такими мерами он добился высокого качества преподавания в школе математики и военных наук. 

Новаторские идеи императрицы Екатерины II в области образования и воспитания подрастающего поколения проводил в жизнь тайный советник, затем генерал-поручик Иван Иванович Бецкий.

 Сам И.И. Бецкий возглавлял Сухопутный кадетский корпус с 1766 по 1787 гг. Он стал автором нового устава кадетского корпуса, который был утвержден Екатериной II 11 сентября 1766 г.

 Бецкий разработал «твердые правила, по которым было назначено принимать, воспитывать и обучать юношество благородное», требовал, чтобы «воспитание в кадетском корпусе было более практическим, нежели теоретическим, а учиться юношеству больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков».

В уставе говорилось, что воспитание в кадетском корпусе “имеет целью:

а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и

б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину”.

Сказано было в приложении к уставу: «Надо взрастить младенца, здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость».

С точки зрения Бецкого, в качестве главных условий правильного воспитания “новых людей” необходимо соблюдать два правила:

- принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом-де возрасте еще возможно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье);

- безотлучное пребывание в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей (опять же изоляция от вредного влияния со стороны “старой породы”).

Кадеты, находящиеся в корпусе, были разбиты на три возраста: старший — от 17-ти, средний – от 14-ти до 17-ти, младший — до 14-ти лет. Два первые возраста составили четыре строевые роты, каждая под управлением капитана и двух субалтерн-офицеров, в обязанность которых входило денно и нощно следить за кадетами.

И.И. Бецкий считал, что внутренний порядок заведения должен был способствовать тому, чтобы кадеты приучались к самостоятельному труду, уходу за собой, а игры на свежем воздухе должны были способствовать их возмужанию и выработке силы и выносливости. В корпусе на высоком уровне было поставлено преподавание английского, немецкого и французского языков. Трехлетняя программа изучения языков предполагала в течение первого года усвоение воспитанниками начальных навыков чтения и письма на соответствующем языке, второй год — овладение грамматикой и техникой перевода, к концу третьего — умение излагать свои мысли письменно, строго соблюдая правила стилистики.

Таким образом, в правление Екатерины II кадетское образование шагнуло далеко вперед. Идеи, направленные на улучшение образования и воспитания в кадетских корпусах были воплощены в новом уставе.

Императором Павлом I (1796-1801) также был внесён свой вклад в систему подготовки молодых людей к службе в российской армии и флоте. В 1798 году им учреждён Военно-сиротский дом и его отделения при гарнизонных полках. В 1829 году Императорский сиротский дом переименован в Павловский кадетский корпус (прекратил свое существование в 1863 г.). Сторонник прусской военной системы, Павел I  желал и в кадетских корпусах установить жесткую военную дисциплину.

По вхождению на престол императора Александра I (1801-1825) в России существовало четыре военно-учебных заведения для подготовки офицерских кадров. Александром I учреждается особый “Совет о военно-учебных заведениях”, первейшая задача которого состояла в унификации всей системы воспитания и образования в кадетских корпусах. Созданием совета, было, положено начало деятельности государственного органа, обязанного координировать составление учебных программ для военно-учебных заведений, выпуск учебных пособий и учебников и осуществление контроля над качеством преподавания и воспитания в кадетских корпусах. В принятую Советом о военно-учебных заведениях учебную программу входили: Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, латынь, чистописание, рисование, арифметика, этика, геометрия, статика и механика, артиллерия, фортификация, история, география, законоведение, а также танцы, верховая езда и дополнительно, музыка (по желанию кадета). Советом устанавливалось, что все предметы должны “преподаваться на русском языке, за исключением случаев, когда не найдется преподавателей из русских, тогда преподавать на том языке, в котором будут сильны ученики”.

Военное начало, заложенное Павлом I, при Александре I в корпусах продолжало укрепляться. Все более очевидными становились различия с системой гражданского образования.

К этому времени в кадетских корпусах сложились коллективы образованных корпусных офицеров, избранных главным образом из числа выпускников тех же корпусов.    В корпусах соблюдалась и поддерживалась строгая воинская дисциплина. Имели место телесные наказания. В кадетской среде прочно укореняются собственные понятия о чувстве чести и долга. Кадеты прочно связаны духом бескорыстной дружбы и после выпуска, за стенами корпуса, в течение долгих лет жизни. Воспитанники разных выпусков встречались между собой как братья.

Император Николай I (1825 -1855) внес свой большой, неоценимый вклад в создание и развитие российских кадетских корпусов. Создается более стройная и рациональная система устройства кадетских корпусов и управление ими.    По указанию Николая I, 11 мая 1826 г., для разработки нового положения о военно-учебных заведениях образуется комитет под председательством инженер-генерала Оппермана. Результатом четырехлетней работы комитета явился проект “Общего положения и Устава для военно-учебных заведений”. По новому положению все военно-учебные заведения делились на три класса. Цель всех учебных заведений едина - подготовка сыновей дворян к военной службе.

Определяется и степень поведения и нравственного достоинства воспитанников. Эту степень принято определять баллами: 12 баллов — поведение отличное, 11 и 10 — очень хорошее, 9, 8, 7 — хорошее, 6, 5, 4 — посредственное, 3, 2, 1 – дурное.

С 1841 года в кадетских корпусах действовал следующий распорядок дня:

6.00 — 7.00 — подъем, умывание, одевание, чистка обуви и одежды, молебен. Завтрак — по утрам кроме булок стали подавать сбитень; обращено большее внимание на улучшение питания воспитанников.

7.00 — 8.00 — приготовление уроков;

8.00 — 11.00 — два урока, между которыми прогулка полчаса на чистом воздухе, несмотря ни на какую погоду; до 10 мороза — без шинелей.

11.00 —12.00 — фронтовые (строевые занятия).

12.00 — 13.00 — гимнастика, фехтование, танцы, пение.

13.00 — 13.30 — прогулка на свежем воздухе.

13.30 — 14.00 — обед (из трех блюд).

14.00 — 15.00 — отдых.

15.00 — 18.00 — два урока, между которыми прогулка.

18.00 — 18.30 — отдых.

18.30 — 20.00 — приготовление уроков.

20.30 — 21.00 — ужин, поверка и молитва.

21.00 — 21.30 — зоря, умывание, отбой.

При императоре Александре II все существовавшие к этому времени кадетские корпуса были переименованы в военные гимназии или расформированы. Во вновь созданных общеобразовательных военно-учебных заведениях вместо воинской дисциплины было введено правильное, согласно тогдашним требованиям педагогики, воспитание под руководством воспитателей, без участия унтер-офицеров из старших кадетов. Это явилось следствием влияния на императора военного министра Милютина, который считал, что “соединение в одном заведении общего образования и воспитания детей с образованием специально-военным юношей — противно как педагогическим началам, так и требованиям военной службы.

Уже к началу 80-х гг. проявились негативные черты нововведений, предпринятых по инициативе военного министра Милютина. Непривычные к строгости и суровости военного распорядка и не имеющие необходимых знаний, выпускники военных гимназий не соответствовали в полной мере требованиям ни гражданской, ни военной службы. Императору Александру III (1881-1894 гг.) пришлось ликвидировать те промахи, которые были допущены его предшественником в области военного образования, в подготовке офицерских кадров. 22 июля 1882 года император Александр III  повелел:  все военные гимназии именовать впредь кадетскими корпусами.

При императоре Николае II были учреждены еще 9 кадетских корпусов.  Корпуса имели военную организацию и строгие нормы поведения кадетов, во многом определявшие формирование личности будущего офицера российской армии. Каждому кадету надлежит быть благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно повиноваться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны.

      В обязанности кадета входило строго и точно соблюдать воинскую дисциплину и порядок в корпусе. Он обязан также точно и добросовестно исполнять все служебные обязанности, возложенные на него во внутренней, строевой и хозяйственной службах. Кадет обязан вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках. Он должен помнить, что по его поведению за пределами корпуса будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит. Оружие, снаряжение, обмундирование и прочие, состоящие на нем казенные вещи кадет обязан беречь и содержать всегда в полной исправности.

 В 1917 году в 31 кадетских корпусах России (включая Морской и Пажеский) обучалось более 10 тысяч воспитанников. После февральской революции кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства без изменения программ обучения. Революция, действия новой власти (большевиков) разрушили систему кадетского образования. Сотни кадет, оставшихся преданными монархии и России, погибли в это смутное время.

В эмиграции члены педагогического персонала и кадеты, объединившись, создали на территории Югославии  Донской Императора Александра III кадетский корпус, и Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус. Последний просуществовал до 1944 года. Во Франции до 1964 года функционировал корпус-лицей имени императора Николая II. Кадетские традиции приобрели за рубежом особое значение, ибо они олицетворяли далекую и потерянную Родину. Бывшие воспитанники кадетских корпусов России и зарубежья, достойно пронесли по жизни верность России и чувство кадетского братства. 

Таким образом основой для становления и развития кадетского движения,  возрождения кадетского образования на рубеже ХХ и ХХI веков, явилось российское кадетское образование, возникшее в первой половине ХVIII века.

§2 Современные будни Уссурийского суворовского военного училища.

Свою историю Уссурийское СВУ отсчитывает свою историю с 1943 года когда постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года для устройства, обучения и воспитания детей воинов  Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, наряду с другими училищами, было создано и Курское суворовское военное училище.

        Формирование училища началось в г. Курске в сентябре 1943 года.

        Укомплектование училища  постоянным составом (офицерами, сержантами и преподавателями) и переменным составом (воспитанниками) началось в октябре 1943 года.

        Воспитанниками училище было укомплектовано за счет детей Курской, Московской, Тульской, Рязанской областей и г. Москвы. При этом было принято из Курской области 222 человека,  Московской – 135, Тульской – 60, Рязанской – 64 и других областей – 23 человека. Всего было принято 504 воспитанника. Все они были распределены по классам училища следующим образом: в младший подготовительный класс – 57, в старший подготовительный класс – 105, в первый класс – 100, во второй класс – 100, в третий класс – 98 и в четвертый класс 44 человека.

        Мальчики, принятые в училище, подразделялись по возрасту: 8 лет – 34, 9 лет – 45, 10 лет – 135, 11 лет – 137, 12 лет – 64, 13 лет – 84, 14 лет – 5 человек и по социальному положению: детей генералов – 11, офицеров – 182, детей партизан Отечественной войны – 18, рабочих – 91, колхозников – 180, служащих – 22 человека. В числе принятых в училище было 86 мальчиков, родители которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны, 13 мальчиков принимали непосредственное участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками и 8 мальчиков были участниками партизанской борьбы. Многие из принятых в училище потеряли родителей на фронтах Отечественной войны, уже, будучи в училище.

        В сентябре 1945 года и в августе 1946 года были проведены дополнительные приёмы воспитанников. В эти два приёма были приняты мальчики в старший подготовительный класс. При этом принимались мальчики, проживающие на территории г. Курска и области, и мальчики г. Москвы.

        В дополнительном приёме в 1945 году из г. Москвы зачислено также 10 воспитанников, прибывших из Югославии.

        Начиная с 1948 года училище начало ежегодно проводить выпуски окончивших училище и наборы мальчиков в 1-й класс в установленном порядке.

        Первым начальником училища был назначен ветеран Советской Армии, участник Великой Отечественной войны генерал-майор Козырев Виктор Михайлович.

        Формирование училища было полностью закончено к 1 декабря 1943 года. Училищу было присвоено наименование «Курское суворовское военное училище». И с 1 декабря 1943 года начались нормальные занятия с суворовцами.

        Основными трудностями в учебной работе в 1943/44 учебном году являлись: отсутствие элементарного учебного оборудования, отсутствие учебных кабинетов, различный уровень знаний воспитанников одних и тех же классов, частые срывы приготовления уроков из-за перебоев подачи электроэнергии в училище.

        Уже по итогам первых месяцев работы было установлено, что знания суворовцев крайне низкие и в усвоении материала предыдущих классов имеются большие пробелы. Большинство суворовцев с трудом усваивали преподаваемый программный материал. Объяснялось это главным образом тем, что значительная часть принятых в училище детей проживала на временно оккупированной территории и имела от одного до двух лет перерыва в учёбе.

        1943/44 учебный год, первый год своего существования, училище закончило 20 июля со следующими результатами: программный материал по всем предметам был пройден полностью, из 504 воспитанников 468 (92,8%) успешно освоили программный материал, и перешли в следующие классы.

К началу 1944/45 учебного года училище подготовилось несколько лучше. К концу августа полностью был закончен ремонт зданий и мебели. Силами преподавателей и офицеров было изготовлено некоторое количество необходимых наглядных пособий. Училище получило небольшое количество учебного оборудования для физического и биологического кабинетов, которые и были открыты к началу учебного года. Уже в процессе второго учебного года был создан кабинет русского языка и литературы.                                В результате усилий, приложенных всем коллективом училища, особенно во второй половине учебного года с учётом осенней переэкзаменовки, успеваемость повысилась до 96%.

Постепенно улучшилась учебно-материальная база училища. В 1957 году, по решению Советского правительства, училище было переведено в город Уссурийск и получило наименование Дальневосточного суворовского военного училища, с 1.12.1965 года – Уссурийское суворовское военное училище.

Училищем было выпущено свыше 10 тысяч человек (проведено 67 выпусков суворовцев). Многие удостоены высоких правительственных наград, дослужились до генеральских чинов, стали выдающимися деятелями науки и культуры. Большинство выпускников училища посвятили свою жизнь службе в Вооруженных Силах СССР, России. Это они, пройдя закалку в стенах родного училища, за героизм и мужество, разумную инициативу, умелое руководство соединениями, частями и подразделениями, за освоение новой техники и оружия награждены орденами и медалями Советского Союза, Российской Федерации и иностранных государств. Более 30 выпускников стали генералами. Среди выпускников более 50 – докторов и кандидатов наук.

Званием Героя советского Союза награжден  Игорь Владимирович Запорожан, выпускник I роты суворовцев. Звания Героя Российской Федерации удостоены Сергей Юрьевич Медведев, выпускник 5 роты,  Дмитрий Анатольевич Сафин.  Евгений Николаевич Колесников, выпускник 5 роты, и Виталий Леонидович Мариенко, выпускник 1 роты, удостоены этого звания посмертно. Они до последнего дыхания выполнили свой воинский долг и клятву Родине.

Уникальность образования полученного в стенах Уссурийского СВУ заключается в совокупности реализуемых идей и специфических особенностей, среди которых:

- приоритетность воспитания, опирающегося на культурно-образовательную, ценностно-смысловую и социальную среду училища, насыщенную общечеловеческими ценностями и нормами морали, заповедями и традициями, символами и ритуалами патриотического смысла;

- оптимальное сочетание отвечающего современным требованиям общего среднего образования и дополнительного образования, предоставляющего широкий спектр дополнительных образовательных услуг, множество вариантов организации занятости и активного досуга воспитанников;

- постоянное пребывание в детском коллективе, вызывающее необходимость выстраивания отношений и коммуникаций разного содержания и характера в различных ситуациях, способствующее становлению социального и личного опыта ребенка;

- жизнедеятельность, сочетающая в себе, на гуманистической основе, демократические начала и авторитарные аспекты;

- использование в училище военизированной составляющей как важнейшего механизма становления мужского характера;

 - непрерывность образования, обеспеченная профессиональной диагностикой и ориентацией, предпрофильной подготовкой и профильным образованием, а также воспитанием потребности в постоянном самообразовании;

- постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое воспитателями и преподавателями, педагогом - психологом и педагогом- организатором, оказание им адресной профессиональной поддержки и помощи психологического, социального и медицинского характера;

- сочетание в училище двух институтов самоуправления воспитанников: института младших командиров и института школьных советов, что развивает лидерскую позицию, умение принимать решение и брать на себя ответственность за его выполнение.

Программа обучения в училище рассчитана на 7 лет:

- основное общее образование (5 - 9 классы);

- среднее (полное) общее образование (10 - 11 классы) – профильная подготовка

          Каждый учебный год делится на четыре учебных четверти, продолжительность которых, а также продолжительность и сроки каникул устанавливаются годовым календарным графиком на основе общепринятых норм. Ежегодная учебная нагрузка воспитанников определяется учебным планом и индивидуальным вариантом образовательного маршрута. Училище работает в режиме 6-дневной учебной недели. Учебный день в училище  распределяется следующим образом:

        -  первая половина дня -  учебная, организованная на основе расписания уроков;

        - вторая половина дня включает занятия в системе дополнительного образования, факультативы, групповые и индивидуальные консультации, самоподготовку, воспитательные мероприятия классного и внеклассного уровня.

Важным направлением деятельности училища является дополнительное образование детей, которое расширяет культурное пространство самореализации личности суворовцев.

Образовательная программа училища построена на интеграции основного и дополнительного образования. Программы дополнительного образования способствуют гармоничному развитию личности и реализации военной направленности образовательного учреждения.

В училище реализуются дополнительные образовательные программы по следующим направлениям: оборонно-спортивное, естественнонаучное, лингвистическое, художественно-эстетическое и туристско-краеведческое. Главное предназначение дополнительных образовательных программ: удовлетворение разнообразных интересов воспитанников училища, развитие их интеллектуального и творческого потенциала, формирование общей культуры и осознанного выбора ими будущей профессии военного.

Дополнительные образовательные программы реализуются во внеурочное время силами преподавателей училища и педагогов дополнительного образования. Количество часов отводимых на реализацию дополнительных образовательных программ составляет от 1 до 9 часов в неделю.

Воспитательная работа в училище ведётся на основе единства урочной и внеурочной деятельности, с использованием широкой сети внеклассных занятий, предметных и научных обществ, структур практической, творческой и исследовательской деятельности, интегрированной с учебной деятельностью. Она предполагает получение суворовцами общепринятых компетентностей и универсальных умений, которые они должны закрепить, что в последствии поможет им реализовать себя в жизни. 

§3 Воспитание деятельно-волевых черт характера воспитанников в Уссурийском суворовском военном училище.

«Воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству – посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону и чувств чести, добра и правды. Соответственно таковой цели корпусное воспитание должно в каждом из кадет всесторонне развить благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующие значение в воспитании будущего офицера».  (Положение о кадетских корпусах, 1886 г., ст. 23.)

Следуя вышеизложенному можно дать следующие определение:

Кадетское воспитание – строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях с строгим военным укладом жизнедеятельности и обучения.

Обучение и воспитание в училище, живо проникнутое духом гуманизма и строго согласованное с положением российского государственного Закона "Об образовании", Конституцией РФ, имеет главной целью подготовить воспитанников к служению Отечеству на военном поприще посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех согласованных с общими началами российского государственного устройства верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине, сознательного повиновения власти и закону и чувства чести, добра и правды. Воспитание в училище должно в каждом суворовце всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какую бы воинскую специальность он бы ни выбрал в дальнейшем. 

Система воспитания в училище основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

Во всех одиннадцати приоритетных направлениях воспитательной работы в училище уделяется особое внимание воспитанию деятельно-волевых черт характера воспитанников. В училище регулярно проводятся тематические акции, конкурсы, классные часы, праздники, экскурсии и т. д.. Суворовцы принимают самое активное участие во всех перечисленных мероприятиях.

Выполнение воспитанниками своих повседневных обязанностей (обязанностей суворовца, командира отделения, заместителя командира взвода) с первых дней пребывания в училище также способствует формированию у них деятельно-волевых черт характера.

По отзывам родителей суворовцев их сыновья уже в первый свой каникулярный отпуск дома показывают большую степень организованности нежели до поступления в училище.

Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.

Для правильного ведения воспитательного процесса, обучающиеся в училище, делятся по их возрасту на роты, которыми руководит командир роты, и подразделяются на учебные классы (взводы). В класс (взвод) организационно входит до 20 суворовцев.

Класс (взвод) организационно состоит из 3 отделений. Для управления отделениями и приобретения навыков работы с коллективом, в отделении назначаются командир отделения, 3 командира отделений из числа воспитанников, которые периодически заменяются и заместитель командира взвода. На должность заместителя командира взвода из числа обучающихся на 1 курсе после окончания первого полугодия назначаются наиболее подготовленные и дисциплинированные обучающиеся из числа командиров отделений. Руководство над классом (взводом) вверяется классному руководителю (командиру взвода). Для повышения эффективности учебно- воспитательного процесса во взводе имеется офицер-воспитатель и младший воспитатель, в роте- педагог- организатор и педагог- психолог.

Определяющая и направляющая роль в учебно- воспитательном процессе училища принадлежит педагогам- психологам. Воспитатели и преподаватели училища поддерживают с ними деловые контакты, используют их рекомендации при изучении индивидуальных особенностей воспитанников и организации целенаправленной работы с каждым в процессе обучения и воспитания.

Офицеры-воспитатели служат под общим руководством начальника училища и прямым, непосредственным руководством заместителя начальника училища по воспитательной работе. Офицерский состав училища носит традиционную военную форму. Практически все воспитатели имеют богатый опыт офицерской службы в Вооружённых Силах.

Воспитанники младших классов должны находиться под наблюдением офицеров-воспитателей, которые не должны "обходиться с детьми сурово; наблюдать, чтобы сами подавали пример кротости и умеренности, чтоб время воспитания и учения без пользы не проходило". Вместе с преподавателями они должны приучать воспитанников самим обслуживать себя, внушать им "любовь к добродетели и благонравию, примечать в каждом склонность природную и качество разума, дабы тем, кои понятнее других, способствовать и в прочих науках". От преподавателей и офицеров-воспитателей требуется отмечать, к чему способен воспитанник, какие у него задатки и склонности, наблюдая за воспитанниками во время уроков, игр и на прогулках. Это позволит определить, где с большей пользой можно использовать молодого человека на военной службе.

Офицеры-воспитатели старших классов должны "особливо наблюдать, чтобы кадеты никогда праздны не были, склонять их ласковостью и любовью, дабы сами для себя сыскивали полезные упражнения". От офицеров-воспитателей и командиров требуется обращаться с суворовцами твердо, но в то же время, не внушая им страх, от которого впоследствии трудно избавиться. Зачисленные в училище кандидаты принимают в торжественной обстановке торжественную клятву суворовца.

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ СУВОРОВЦА

Мы, юные граждане Российской Федерации, добровольно принимая на себя благородное и почетное звание суворовца, торжественно клянемся:

- верно и самоотверженно служить своему Отечеству;

- быть честным и справедливым товарищем;

- воспитывать в себе лучшие человеческие качества;

- быть образцом в учебе и поведении;

- беречь свою честь и честь суворовского училища;

- быть правдивым и верным данному слову;

- жить, учиться, творить всегда и везде и быть примером для других.

Клянемся, клянемся, клянемся!!!

КОДЕКС ЧЕСТИ КАДЕТА

• Первая и главная обязанность кадета — это верность Отечеству. Без этого качества он не годен для службы.

• Ставь выше всего долг перед Отечеством.

• Будь храбрым. Но храбрость бывает истинная и напускная. Заносчивость, свойственная юности, не есть храбрость. Кадет должен быть всегда благоразумным и обдумывать свои поступки хладнокровно и осторожно. Если ты резок и заносчив, значит, ты не мужествен, и, конечно, все тебя будут ненавидеть.

• Повинуйся дисциплине.

• Уважай начальство и верь ему.

• Бойся нарушить свой долг: этим ты навсегда потеряешь своё имя.

• Кадет должен быть верен и правдив. Без этих качеств кадету почти невозможно оставаться в корпусе. Верен человек, исполняющий свой долг, правдив — если он не изменяет своему слову. Следовательно, не обещай никогда, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

• Никогда не критикуй действий начальства вообще и при ком-либо особенно. Всякое распоряжение начальника по службе, в какой бы форме оно ни выражалось (предложение, просьба, совет), есть приказание.

• С начальством держись официально.

• Помни, что начальник всегда и везде начальник.

• Береги свою честь, честь кадетского корпуса.

• Строго относись к своим служебным обязанностям.

• Одевайся строго по форме и всегда чисто.

• Будь выдержанным (корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.

• Будь наблюдательным и осторожным в выражениях.

• Помни всегда, что ты кадет.

Суворовцы должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти честь суворовца, защищать своё достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести училища в целом. Взаимоотношения между воспитанниками строятся на основе взаимного уважения.

Суворовцы должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях.

Суворовцам запрещается держать руки в карманах одежды, курить, а также сидеть в присутствии старшего без его разрешения. Суворовцы должны строго соблюдать распорядок дня.

Таким образом, основой для формирования  у суворовцев деятельно- волевых качеств являются особенности интернатного воспитания.

С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.

Заключение

В кадетских корпусах воспитывались достойные граждане Великой России. Кадетскому образованию, его сохранению и развитию во все времена придавалось большое значение. Для воспитания гармонично развитой личности помимо традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой, в корпусах работало большое количество кружков, мастерских, творческих коллективов, спортивных объединений.

Воспитание суворовцев, построенное на жесткой дисциплине, традициях взаимоотношений равных, и старших, и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей, выполнением всех основных требований внутреннего порядка, привитии с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям. Все это приводит к тому, что с раннего возраста у воспитанников Уссурийского суворовского военного училища формируются деятельно-волевые качества.  

Литература

  1. Бескровный Л.Г. Военное образование в России в XIX веке. М., 1970;
  2. Большая советская энциклопедия.- Т. 11.- М., 1973 г.
  3. Военная энциклопедия.- т.13.- СПб., 1913 г.
  4. Гурковский  В. А. Кадетские корпуса в России (XVIII — начало XX вв.).-  Журнал "Образование и общество" 2002 № 1, 2.
  5. Зайончковский П.А. Справочник по истории дореволюционной России.- М, 1978.
  6. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.
  7. Михайлов А.А. Руководство военным образованием в России.- СПб.,1997

 

Интернет-ресурсы

  1. Уссурийскоесву.рф- О истории училища, системе обучения и воспитания.
  2. Ussvu/ru – О истории училища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие волевых качеств музыканта- исполнителя

Для того,чтобы удачно выступить на концерте, или сыграть на экзамене и зачете, ученику-музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности, состоящее из трех параметров : физическо...

"Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя"

Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя...

Методическая разработка по теме: «Подвижные игры как средство воспитания волевых и физических качеств студентов»

Настоящие методические рекомендации предназначены преподавателям по физической культуре СПО. В них раскрыты вопросы содержания подвижных игр, организация и методика их проведения. Игры классифицирован...

«Особенности и методика воспитания эмоционально-волевых качеств у детей, при помощи различных видов спорта»

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема эмоционально-волевых качеств близка каждому человеку, в том числе важную роль она играет в жизни спортсменов. Эмоционально-волевые качества нео...

Деятельность воспитателя как руководителя проектной деятельности суворовцев.

Данная работа - попытка систематизировать работу воспитателя взвода суворовцев как руководителя проектной деятельности....

Роль волевых качеств

Предполагает расширение знаний подростков о себе, своих возможностях и способ­ностях; развивает умений ориентироваться в мире взрослых, занимать ак­тивную жизненную   позицию, преодо...

Проблемы развития волевых качеств детей среднего школьного возраста на занятиях хореографии

В работе описывается понятие воли, раскрываются особенности изучения данной темы в отечественной психологии. Описаны основные направления классификации волевых качеств, а также особенности их формиров...