Роль волевых качеств
план-конспект занятия

Буданова Марина Александровна

Предполагает расширение знаний подростков о себе, своих возможностях и способ­ностях; развивает умений ориентироваться в мире взрослых, занимать ак­тивную жизненную   позицию, преодолевать трудности адаптации в со­временном обществе.

Способствует  развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.2._rol_volevyh_kachestv.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Роль волевых качеств

характера человека в его жизни.

I. Мотивационный блок.

Поделитесь впечатлениями от прошлого занятия.

Ребята получают лист, который передается от ученика к ученику, и отмечают на нем свои впечатления.

Блок анализа домашнего задания.

Ребята зачитывают свои сочинения-размышления (по желанию).

Ребята приводят пословицы, поговорки, афоризмы по теме прошлого занятия.

Информационный блок.

Римский юноша Муций, пытаясь убить этрусского царя Порсену, осаждавшего Рим в 508 году до нашей эры, попал в плен. Разгневанный царь приказал развести огонь в жертвеннике, чтобы пытать юношу и узнать его сообщников. Муций гордо подошел к жертвеннику и положил правую руку в огонь. Продолжая разговаривать с царем, он держал руку в огне, пока она не обуглилась. Потрясенный поступком молодого римлянина, показавшего силу воли своей нации, Порсена отпустил его и снял осаду с Рима. Образ Муция, прозванного Сцево-лой (левшой), вошел в мировую литературу, как пример воли, которая побеждает все.

Таких примеров можно привести великое множество.

(Ребята приводят примеры волевого усилия человека, известные им из литературы, из жизни собственной семьи.)

II. Проблемный блок.

На листе написаны высказывания великих людей о качествах человеческого характера. Воспитанникам необходимо определить качества характера, которые зашифрованы в этих высказываниях и доказать их значимость.

  • Человеком с настоящим характером является тот, кто умеет ставить перед собой цели и делает все, чтобы достичь их.
  • Отклад не идет в лад.
  • Упорство - есть мозг государственного человека, меч воина, секрет изобретателя, магическое слово ученого. (Леббок.)

  • Не может воздержаться только тот, кто вперед уверил себя, что это невозможно. (Л.Толстой.)

Воспитанникам предлагается самим определить этапы волевого действия. Они сравнивают то, что у них получилось, с тем, что записано на доске.

Этапы волевого действия:

  1. Осознание цели.
  2. Стремление к ее достижению.
  3. Осознание путей достижения цели.
  4. Осознание  подкрепляющих или опровергающих мотивов своего желания достичь цели.
  5. Борьба мотивов достижения цели.
  6. Выбор решения.
  7. Осуществление решения.

Волевым человек станет, если:

  • он осознает уровень развития своей воли,
  • он понимает, что лень - главный враг воли,
  • он систематически упражняет в себе волевые качества,
  • он пытается самоутвердиться,
  • он работоспособен.

IV. Блок самоанализа и самооценки.

Воспитанникам предлагается с помощью теста изучить степень развития силы воли.

Необходимо выбрать и отметить в таблице знаком + или - один из трех ответов.

1 - Да;        2 - Не зиаю;        3 - Нет.

  1. В состоянии ли вы завершить вовремя начатую работу, если она вам неинтересна?
  2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно делать что-то трудное, непосильное и неприятное?
  3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, способны ли вы объективно ее оценить?

  1. Если вы на диете, можете ли вы легко ее придерживаться?
  2. Можете ли вы встать раньше обычного времени или лечь спать позже, если это было не запланировано?
  3. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  4. Быстро ли вы отвечаете на письма?
  5. Не отменяете ли вы посещение стоматолога из-за болезни?
  6. Будете ли вы принимать горькое лекарство?
  7. Являетесь ли вы человеком слова?
  8. Не боитесь ли вы в одиночку ехать в незнакомое вам место?
  9. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
  10. Можете ли вы вовремя не вернуть книгу в библиотеку?
  11. Отложите ли вы выполнение уроков ради просмотра телепередачи, которая вам нравится?
  12. Сможете ли вы не ссориться, несмотря на нанесенную обиду?

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Результат

Да

Нет

Не знаю

Суммируйте полученные ответы по балльной системе: «да» - 2 балла; не знаю - 1, «нет» - 0.

0-12 очков.

С силой воли у вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что вам легче и интереснее, даже, если это в чем-то может повредить вам. К своим обязанностям вы относитесь часто спустя рукава. Вы эгоистичны и это влияет на ваши волевые качества. Вам пора изменить свое отношение к миру и окружающим, от этого вы только выиграете.

13 - 21 очков.

Ваша сила воли имеет средние пределы. Если вы встречаетесь с препятствием, то преодолеваете его, но если увидите обходной путь, то тут же им воспользуетесь. Неприятную работу вы выполняете, но постоянно при этом ворчите. Лишние обязанности вы на себя не берете. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте свою волю.

22 - 30 очков.

С силой воли у вас все в порядке. Вас не страшат трудности, но иногда нужно проявлять такие качества, как гибкость, доброта, снисходительность. Это вам поможет в достижении цели.

V. Блок самоанализа и самооценки.

Ребятам предлагается ответить на вопрос: «Результаты сегодняшнего занятия для меня».

Творческое домашнее задание (по выбору).

  1. Объясните фразу: «Сильные волей переплывают море жизни, слабые в нем купаются».

  1. В'XIV веке во Франции жил философ Буридан. Данте Алигъери описал историю, которая, якобы, была связана с ослом Буридана.

«Однажды Буридан уехал по своим делам. Уезжая, он оставил в конюшне достаточно сена в яслях для своего осла. Сено лежало справа и слева от стойла. Охапки сена были абсолютно одинаковы. По возвращению Буридан увидел, что»...

Что увидел Буридан? Продолжите рассказ и дайте ему свое толкование.

  1. Проанализируйте свои волевые возможности и опишите их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Для решения задач исследования проблемы формирования готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности предпологается осуществление внутри дисциплинарной и междисциплинарной интеграции разли...

Статья " Воспитание деятельно - волевых качеств у суворовцев"

В кадетских корпусах воспитывались достойные граждане Великой России. Кадетскому образованию, его сохранению и развитию во все времена придавалось большое значение. Для воспитания гармонично развитой ...

Развитие волевых качеств музыканта- исполнителя

Для того,чтобы удачно выступить на концерте, или сыграть на экзамене и зачете, ученику-музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности, состоящее из трех параметров : физическо...

"Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя"

Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя...

Методическая разработка по теме: «Подвижные игры как средство воспитания волевых и физических качеств студентов»

Настоящие методические рекомендации предназначены преподавателям по физической культуре СПО. В них раскрыты вопросы содержания подвижных игр, организация и методика их проведения. Игры классифицирован...

«Особенности и методика воспитания эмоционально-волевых качеств у детей, при помощи различных видов спорта»

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема эмоционально-волевых качеств близка каждому человеку, в том числе важную роль она играет в жизни спортсменов. Эмоционально-волевые качества нео...

Проблемы развития волевых качеств детей среднего школьного возраста на занятиях хореографии

В работе описывается понятие воли, раскрываются особенности изучения данной темы в отечественной психологии. Описаны основные направления классификации волевых качеств, а также особенности их формиров...