Физическая культура и личность
статья на тему

Физическая культура и личность

 

Известно, что разностороннее развитие личности не мыслится без определенного развития ее физического потенциала. Физическая культура - важный аспект общей культуры личности. Это - нетождественное физическому развитию понятие, одна из граней сложного феномена, который отражен в понятии "физическая культура".

Физическую культуру также следует понимать как важную составную часть процесса и результата образования. И дело не только в том, что подлинное гармоничное развитие личности предполагает укреп­ление её здоровья, мускульной силы и выносливости, постоянное поддержание достигнутой физической формы. Общеизвестен положи­тельный характер воздействия физической культуры под руководством добросовестных  и  квалифицированных  педагогов,  тренеров  на становление личности человека. На мой взгляд, одной из центральных характеристик физической культуры является действенное участие данного феномена в процессе формирования и развития одной из основополагающих ориентации не только растущего, но и вообще, всякого человека - ориентации на здоровый образ жизни. Данный вопрос актуален для всего российского общества, а для определенной части молодежи стоит как проблема жизни и смерти, что связано с растущей опасностью алкоголизма и наркомании не только для физического, но и для духовного здоровья нации.

Существовавшие в достаточно большом числе еще в совсем неда­лёком прошлом бесплатные спортивные кружки, клубы, секции при школах, различных организациях, детско-юношеские спортивные школы порой успешно противостояли негативному влиянию окружающей среды на сознание школьников. При должном уровне разъяснительной работы и организации, как в урочное, так и во внеурочное время, физическая культура является одним из организующих факторов для части подрастающего поколения, вносит определенный координирующий момент в свободное время молодых людей. Это особенно важно для школьников в силу недостаточной определенности их внутреннего ценностного мира и противоречивости взглядов на досуговую деятельность, тем более в условиях нашей драматической эпохи. Физическая культура способна помочь человеку с детских лет научиться ценить время, организовывать свой распорядок дня, получить подкрепленное практикой представление о самоконтроле, самокритике.

Командные виды спорта, игры на уроках физкультуры способствуют в определённой степени не только выработке духа коллективизма, сотрудничества, но и, очевидно, закреплению в сознании молодого человека основ системного подхода во взглядах на различные явления окружающей действительности. Индивидуальные виды спорта являются для человека одним из средств заглянуть в себя, выявить, проявить те или иные черты характера, научиться анализировать и не повторять свои просчёты и ошибки. Вообще же спортивные состязания, как известно, способствуют формированию у молодого человека здорового честолюбия, чувства собственного достоинства, стойкости, способности "держать удар" не только на спортивной площадке, приучают его к духу честной конкуренции, что особенно важно в современных условиях.

Не следует, естественно, преувеличивать роль физической культуры в становлении внутреннего мира молодых людей, однако нередко она бывает достаточно эффективным средством направить их энергию в конструктивное русло. Мировоззренческая позиция, слова, поведение учителя физкультуры, тренера иногда становятся для многих более значимыми ориентирами в жизни, чем старания и наставления других педагогов. Таким образом, никак нельзя сбрасывать со счёта воздействие физической культуры на развитие различных сторон личности растущего человека в непростых условиях российской действительности.

Выдающийся французский общественный деятель второй половины прошлого века Пьер де Кубертен оказал существенное влияние на возрождение отношения к Олимпизму, Олимпийскому движению, их сердцевине - спорту как к специфическим средствам, способам и формам для решения, в первую очередь, воспитательных и образовательных задач. Акцентирование внимания на данном аспекте деятельности Кубертена дает возможность глубже осмыслить сущность его олимпийской идеи - приоритет в ней воспитательной, образовательной функции, ее гуманистическую, демократическую направленность. Задумав возродить Олимпийское движение, Пьер де Кубертен стремился, прежде всего, создать воспитательное движение, целью которого являлось формирование у человека способности и потребности к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию не только в спорте. Спорт, физическое воспитание для каждого человека являются одним из источников внутреннего совершенствования независимо от его будущей профессии.

Олимпизм, спорт, физическая культура помогают выявить, осознать и принять молодому человеку общечеловеческие ценности: дружба, равноправие,   право   на   жизнь,   свободу   и   поиск   счастья, самопожертвование, справедливость, красоту. Отечество и некоторые другие. При должной организации физическая культура участвует в развитии у молодых людей высоких моральных и эстетических качеств. Физическая культура, опирающаяся на гуманистическое мировоззрение, должна стать органичной частью, элементом системы образования, дополнять эстетическое, нравственное, духовное воспитание под­растающего поколения.

Информационные источники

 

1.                Аксенов Григорий Михайлович. Педагогические идеи Кубертена и их современное значение : Дис. канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 2003 172 c.

2.                Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов сред. проф. заведений 2-е изд., перераб. – М: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 336 с.

3.                Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Физическая культура" / [Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Кулишенко И.В., Крякина Е.В.]; под ред. Ю.Д.Железняка. - 4-е изд., перераб. - М. : Изд. центр "Академия", 2010. - 272 с.

4.                Сайганова Е.Г. Физическая культура. Самостоятельная работа : учебное пособие. Бакалавриат / Е.Г.Сайганова, В.А.Дудов. – М. : Изд-во РАГС, 2010. – 228 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ognev_v.v.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Огнев Виктор  Васильевич, преподаватель

 физической культуры ГОУ СПО «КПТТ»

Физическая культура и личность

Известно, что разностороннее развитие личности не мыслится без определенного развития ее физического потенциала. Физическая культура - важный аспект общей культуры личности. Это - нетождественное физическому развитию понятие, одна из граней сложного феномена, который отражен в понятии "физическая культура".

Физическую культуру также следует понимать как важную составную часть процесса и результата образования. И дело не только в том, что подлинное гармоничное развитие личности предполагает укрепление её здоровья, мускульной силы и выносливости, постоянное поддержание достигнутой физической формы. Общеизвестен положительный характер воздействия физической культуры под руководством добросовестных  и  квалифицированных  педагогов,  тренеров  на становление личности человека. На мой взгляд, одной из центральных характеристик физической культуры является действенное участие данного феномена в процессе формирования и развития одной из основополагающих ориентации не только растущего, но и вообще, всякого человека - ориентации на здоровый образ жизни. Данный вопрос актуален для всего российского общества, а для определенной части молодежи стоит как проблема жизни и смерти, что связано с растущей опасностью алкоголизма и наркомании не только для физического, но и для духовного здоровья нации.

Существовавшие в достаточно большом числе еще в совсем недалёком прошлом бесплатные спортивные кружки, клубы, секции при школах, различных организациях, детско-юношеские спортивные школы порой успешно противостояли негативному влиянию окружающей среды на сознание школьников. При должном уровне разъяснительной работы и организации, как в урочное, так и во внеурочное время, физическая культура является одним из организующих факторов для части подрастающего поколения, вносит определенный координирующий момент в свободное время молодых людей. Это особенно важно для школьников в силу недостаточной определенности их внутреннего ценностного мира и противоречивости взглядов на досуговую деятельность, тем более в условиях нашей драматической эпохи. Физическая культура способна помочь человеку с детских лет научиться ценить время, организовывать свой распорядок дня, получить подкрепленное практикой представление о самоконтроле, самокритике.

Командные виды спорта, игры на уроках физкультуры способствуют в определённой степени не только выработке духа коллективизма, сотрудничества, но и, очевидно, закреплению в сознании молодого человека основ системного подхода во взглядах на различные явления окружающей действительности. Индивидуальные виды спорта являются для человека одним из средств заглянуть в себя, выявить, проявить те или иные черты характера, научиться анализировать и не повторять свои просчёты и ошибки. Вообще же спортивные состязания, как известно, способствуют формированию у молодого человека здорового честолюбия, чувства собственного достоинства, стойкости, способности "держать удар" не только на спортивной площадке, приучают его к духу честной конкуренции, что особенно важно в современных условиях.

Не следует, естественно, преувеличивать роль физической культуры в становлении внутреннего мира молодых людей, однако нередко она бывает достаточно эффективным средством направить их энергию в конструктивное русло. Мировоззренческая позиция, слова, поведение учителя физкультуры, тренера иногда становятся для многих более значимыми ориентирами в жизни, чем старания и наставления других педагогов. Таким образом, никак нельзя сбрасывать со счёта воздействие физической культуры на развитие различных сторон личности растущего человека в непростых условиях российской действительности.

Выдающийся французский общественный деятель второй половины прошлого века Пьер де Кубертен оказал существенное влияние на возрождение отношения к Олимпизму, Олимпийскому движению, их сердцевине - спорту как к специфическим средствам, способам и формам для решения, в первую очередь, воспитательных и образовательных задач. Акцентирование внимания на данном аспекте деятельности Кубертена дает возможность глубже осмыслить сущность его олимпийской идеи - приоритет в ней воспитательной, образовательной функции, ее гуманистическую, демократическую направленность. Задумав возродить Олимпийское движение, Пьер де Кубертен стремился, прежде всего, создать воспитательное движение, целью которого являлось формирование у человека способности и потребности к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию не только в спорте. Спорт, физическое воспитание для каждого человека являются одним из источников внутреннего совершенствования независимо от его будущей профессии.

Олимпизм, спорт, физическая культура помогают выявить, осознать и принять молодому человеку общечеловеческие ценности: дружба, равноправие,   право   на   жизнь,   свободу   и   поиск   счастья, самопожертвование, справедливость, красоту. Отечество и некоторые другие. При должной организации физическая культура участвует в развитии у молодых людей высоких моральных и эстетических качеств. Физическая культура, опирающаяся на гуманистическое мировоззрение, должна стать органичной частью, элементом системы образования, дополнять эстетическое, нравственное, духовное воспитание подрастающего поколения.

Информационные источники

  1. Аксенов Григорий Михайлович. Педагогические идеи Кубертена и их современное значение : Дис. канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 2003 172 c.
  2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов сред. проф. заведений 2-е изд., перераб. – М: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 336 с.
  3. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Физическая культура" / [Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Кулишенко И.В., Крякина Е.В.]; под ред. Ю.Д.Железняка. - 4-е изд., перераб. - М. : Изд. центр "Академия", 2010. - 272 с.
  4. Сайганова Е.Г. Физическая культура. Самостоятельная работа : учебное пособие. Бакалавриат / Е.Г.Сайганова, В.А.Дудов. – М. : Изд-во РАГС, 2010. – 228 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая культура личности студента как вид общей культуры.

Воспитание здорового студента является приоритетной задачей в нашем колледже. В соответствии с современными требованиями в понятие «здоровый студент» мы обязаны включать не только телесное здоровье об...

Контрольная работа по дисциплине «Психология физической культуры и спорта» по разделам: «Психология личности спортсмена» «Психологическое обеспечение спортивной деятельности».

                  Контрольная работа в виде теста по дисциплине «Психология физической культуры и спорта» по разделам: «Психология личности спо...

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ

В статье рассматриваются задачи и фунцкии преподавателя физической культуры; специфические условиями его работы: физическая нагрузка, психическая напряжен­ность и факторы внешней среды. Описаны с...

Презентация на тему: "Методы формирования физической культуры личности"

Методы формирования физической культуры личности...

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫАннотацияВ статье рассматриваются вопросы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная...

РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ.

В результате научно-технического прогресса дети стали менее активными, а духовные и социальные ценности переоценены. В настоящее время у ребят особое внимание уделяется телевидению, интернету и компью...