Организация деятельности преподавателя и студентов на уроке
презентация к уроку на тему

Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся» 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация деятельности преподавателя и студентов на уроке» .

Слайд 2

(Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина . 2-е изд. М., 1982. С. 227). « Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся»

Слайд 3

Уроки классифицируют : исходя из дидактической цели (И.Т. Огородников, И.Н. Казанцев) цели организации занятий, содержания и способов проведения урока (М.И. Махмутов ) основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов) дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, A.M.Coxop ) методов обучения (И.Н. Борисов) способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин)

Слайд 4

Выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип) ; уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока) ; уроки обобщения и систематизации (3-й тип) ; комбинированные уроки (4-й тип) ; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип) .

Слайд 5

Урок изучения нового материала Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция объяснение преподавателя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений эвристическая беседа самостоятельная работа с учебником, другими источниками постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.

Слайд 6

Виды уроков , применяемые в рамках этого типа уроков, являются весьма разнообразными: урок-лекция урок-семинар киноурок урок теоретических и практических самостоятельных работ(исследовательского типа) урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

Слайд 7

Приемы активизации познавательной деятельности школьников: придание изложению нового материала проблемного характера использование преподавателем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами использование наглядно-образного материала и технических средств обучения.

Слайд 8

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д ) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

Слайд 9

Тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др .

Слайд 10

Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений); б) урок-лабораторная работа; в) урок практических работ ; г) урок-экскурсия; д ) урок-семинар.

Слайд 11

Урок обобщения и систематизации Урок этого типа нацелен на решение двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения дисциплины в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов. Распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки, на которых учащиеся целеустремленно (отдельно или группами) решают творческие задачи теоретического или практического характера

Слайд 12

Комбинированный урок В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д ) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

Слайд 13

«Просидев без всякой пользы шесть битых часов в классе, пропустив, по всей вероятности, половину объяснений, он должен сам приготовить урок в часы, свободные от классов. Сколько напрасно потерянного времени, сколько тяжелых усилий, и для какого ничтожного результата. Вся небольшая польза, которую приобретает ученик при таком преподавании, далеко не вознаграждает одной привычке к бездействию по целым часам и самому рабскому притворству — необходимому последствию такого препровождения времени в классах» (Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. М.; Л. 1948. С. 216).

Слайд 14

Хороший урок — это тот урок, где царит деловая творческая обстановка, где желания студентов размышлять — бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и пожеланий, не боясь попасть впросак.

Слайд 15

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков Видами урока могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены; курсовая работа и др.

Слайд 16

Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом, выполнение курсовой работы, сдача итоговых государственных экзаменов, защита ВКР.

Слайд 17

Методическая подструктура уроков контроля и коррекции обычно выглядит так: вводная объяснительная часть (инструктаж учителя и психологическая подготовка учащихся к выполнению предстоящей работы — решению задач, написанию сочинения, диктанта, творческой работы и т.п.); основная часть — самостоятельная работа учащихся, оперативный контроль, консультации учителя для поддержания у учащихся спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что они делают; заключительная часть — ориентировка учащихся в предстоящем изучении нового раздела, темы курса.

Слайд 18

Уроки этого типа включают в себя следующие элементы: организационная часть; объяснение задания преподавателем; ответы на вопросы учащихся; выполнение учащимися задания; сдача выполненного задания (или проверка его выполнения); задания на дом; окончание урока . Все это еще раз подтверждает положение о том, что методическая подструктура должна быть гибкой, подвижной, вариативной.

Слайд 19

Возможны и другие типы и структурные комбинации уроков: уроки «погружения» уроки творчества уроки пресс-конференции уроки-диалоги уроки-аукционы межпредметные уроки уроки взаимного обучения учащихся уроки — творческие отчеты, уроки-конкурсы и многие другие. Их главная цель — возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, достижение которой обычно связывается с той или иной степенью импровизации учителя на уроке.

Слайд 20

Однако и педагогам-теоретикам, и учителям-практикам не следует забывать о том, что нередко из-за поиска формы обучения и введением в практику калейдоскопа нестандартных уроков в угоду сиюминутному интересу снижается результативность обучения, уровень серьезной познавательной работы; затраты времени на подготовку таких уроков часто несоизмеримы с их результатами ( Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения. Чита, 2000. С. ПО).

Слайд 21

Организация учебной деятельности учащихся на уроке Формы: фронтальная индивидуальная групповая Наиболее полно эти формы организации учебной деятельности учащихся представлены в работах И.М. Чередова , Ю.Б. Зотова, Х.И. Лийметса , М.Д. Виноградовой, И.Б. Первина , В.К. Дьяченко, В.В. Котова, Н.Э. Унт, М.Н. Скаткина и др . Авторы этих работ едины в том, что именно в организационных формах осуществляется главное дидактическое отношение - связь взаимодействия преподавания и учения.

Слайд 22

Самостоятельная работа учащихся на уроке «Ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности» Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Слайд 23

Можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу реконструктивно-вариативные эвристические творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Слайд 24

Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов; работа с первоисточниками, справочниками, нормативными документами и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

Слайд 25

Упражнения: тренировочные,воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

Слайд 26

Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения. Подготовка докладов и рефератов. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе. Домашние лабораторные опыты и наблюдения. Техническое моделирование и конструирование.

Слайд 27

каждый урок в этой системе должен представлять своеобразную ступеньку продвижения ученика к полному усвоению учебного материала, к овладению опытом поисковой и творческой деятельности. Опытные, творчески работающие преподаватели в системе таких уроков обеспечивают учащихся дифференцированными заданиями в процессе коллективной учебной работы, помогают им овладевать знаниями, умениями и навыками на разных уровнях сложности, опытом самообучения и самообразования. Классно-урочная система обучения отличается большим разнообразием типов и видов уроков. Задача преподавателя в этих условиях заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных уроков, применения которой позволило бы ему обучать детей самоорганизации, умениям и навыкам интеллектуального труда, его научной организации.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.

Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...

Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.

Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...

Как вести себя с преподавателем: памятка студенту

Материал может быть использован педагогом для беседы в период адаптации первокурсников к студенческой жизни....

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Статья раскрывает некоторые аспекты сотрудничества преподавателей педагогического колледжа и студентов старших курсов колледжа в рамках профессионального развития....

"Востребованные идеи отечественного образования. Студентам о технологии коллективных творческих дел И.П. Иванова" Для преподавателей, учителей, студентов.

quot;Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разноо...

Взаимодействие преподавателя и студента на уроках физической культуры

Открытый урок на тему "Взаимодействие преподавателя  и студента на уроках физической культуры"...