Методика обучения студентов учебно-исследовательской деятельности
статья на тему

Башкирова Ольга Александровна

При написании учебно-исследовательской работы у студентов развиваются умения анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать и классифицировать, доказывать и опровергать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения студентов учебно-исследовательской деятельности

В концепции современной модели образования выпускник среднего профессионального образовательного учреждения должен быть информирован, коммуникабелен, уметь самообразовываться и самостоятельно организовывать свою деятельность. Педагог в настоящее время в образовательном процессе выполняет функцию технолога, который руководит процессом добывания знаний, исследователя, воспитателя, тьютора. В учебных программах акцент делается на внедрение исследовательских и проектных методов, вовлекающих студентов в практическую и учебно-исследовательскую деятельность. Исследование занимает центральное место в образовании, это возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы овладения новыми знаниями в условиях стремительного увеличения информации, возможность сохранения и раскрытия в каждом ребенке его индивидуальности, неповторимости, творческого дара.

У студентов, приступающих к учебно-исследовательской работе, как показывает практика, наибольшие трудности в овладении навыками самостоятельной работы возникают вопросы методологического характера.

Началом любого исследования является творческий замысел, а концом – оформление результатов исследования в виде напечатанного текста.

Нередко студенты, сочиняя текс исследования, надеются на свою интуицию и те знания, которыми они обладают к этому времени. Но этих знаний недостаточно, поэтому студенты должны оперировать научными фактами.

Следовательно, формирование навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности – это не единовременный акт, а процесс, который начинается еще со школьной скамьи и продолжается в профессиональном образовании. Самостоятельная работа на простейшем уровне состояла в подготовке сообщений, рефератов, докладов, доя которых подбирались материалы из различных источников.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность осуществляется так:

  1. Определяется проблема и масштаб исследования.
  2. Разрабатываются средства и формы для сбора данных (анкеты, таблицы, схемы и т.п.).
  3. Проводится сбор информации методами анкетирования, опроса, наблюдения, анализируются полученный данные.
  4.  Представляются результаты в форме отчета, доклада, реферата, обзора и т.д.

Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности:

1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования. При выборе темы большое значение имеют социальная, культурная, экологическая, экономическая и прочая значимость. Намеченная идея может быть осознана только после рассмотрения в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т. д. То есть идея может потянуть за собой целую серию взаимосвязанных проектов, составляющих единую тему которую целесообразно рассматривать, анализировать, последовательно изучать, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты.

2. Выявление и формулирование общей проблемы. Перед студентами ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых ведет к следующему шагу – формулированию общей проблемы на основе частных. Обсуждение актуальности и новизны исследования помогает решить сформулированные проблемы.

3. Формулировка гипотез. Студенты с помощью педагога формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске нужной информации. Например, гипотеза может соответствовать одному или нескольким проблемным вопросам, обсужденным ранее. Обычно гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Когда проблема определена, предмет, объект исследования намечены, гипотеза сформулирована, можно приступать к написанию введения к будущему исследованию. Для него могут быть рекомендованы приведенные в таблице обороты речи.

Актуальность проблемы

Одной из актуальных проблем... в настоящее время является... Огромную важность приобретают вопросы... Особое значение приобретает вопрос... Социальная значимость темы определяется...

Среди проблем, связанных с... внимание исследователей в последние годы

привлекает вопрос.

Интерес к проблеме... обусловлен...

Вариант решения

Известны следующие способы... Широкое применение получили...

Проблеме... посвящено значительное число публикаций...

В последние годы проблеме... уделялось большое внимание в таких работах,

как.

Освещение проблемы... нашло отражение в монографиях, статьях, диссертациях.

Достоинства автора используемого источника

Предложенный метод выгодно отличается от... позволяя повысить. улучшить. устранить.

К числу достоинств описанного подхода следует отнести... Преимуществом предложенного способа является... Концепция, сформирования коллективом авторов учебника, позволяет. открывая следующие возможности...

Недостатки предложенного варианта решения

Недостатком известных способов решения... является... Использование. связанно с серьезными трудностями. Несмотря на. существуют определенные препятствия. Предложенный авторами подход наряду с достоинствами имеет и ряд недостатков...

Там не менее предполагаемое решение не позволяет...

Однако подход к решению вопроса... описанный в... не дает нужного ответа, неоправданно сужает возможности.

Предложенный в... способ отрицательно сказывается на...

Определение целей исследования

Цель настоящей работы... Цель данной работы состоит в...

Прежде чем приступить к исследованию, сформулируем поставленные цели...


4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по обозначенной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. В этом случае работа осуществляется в малых группах (из 3-4 человек). Студенты и педагог должны определить методы исследования (изучить первоисточники, провести анкетирование и интервью и т. д.), скоординировать их во времени.

5. Сбор данных. На этапе сбора данных студенты проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. При этом они определяют способы обработки данных (например, статистические данные проверяют с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диаграмм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.). Так же определяют способ оформления результатов (научная статья в газету, журнал; предоставление работы на научно-практическую или научно-исследовательскую конференцию регионального или государственного уровня либо на сетевую конференцию; видеофильм; презентация в Интернете и пр.).

6. Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут быть представлены педагогу, преподавателям смежных дисциплин, а также другим студентам группы в той форме, о которой они договорились на предыдущем этапе исследования (публичная презентация, отчет на сетевой конференции, организация ролевой игры и т. п.).

7. Проверка гипотез. Если представленные данные удовлетворили группу и педагога, наступает следующий этап исследования: гипотезы по обозначенной проблеме вновь представляются всей группе, из них выбираются лишь те, которые имеют достаточно доказательные данные. В некоторых случаях, например в исследованиях естественнонаучного направления, для доказательности выдвинутых гипотез недостаточно только теоретических данных, требуется их экспериментальная проверка, порой многократная.

8. Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности собранных данных на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями, делаются обобщения. Все они фиксируются. Если мнение студентов по какому-то вопросу расходится, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая преподавателя. Каждый имеет право на собственную аргументированную точку зрения.

В создании основной части работы могут помочь обороты речи, приведенные в таблице.

Описание предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения

Предполагаемая... форма... базируется на...

Предполагаемый подход основан на...

Предлагается метод, который...

Далее будет предложен один из методов...

Настоящая работа посвящена...

Мы предлагаем...

Мы полагаем, что оптимальный вариант решения проблемной ситуации... должен быть основан на. Наша точка зрения такова...

Особенность(новизна) предлагаемого варианта решения

Особенность предполагаемого способа состоит в следующем. Отличительная черта предлагаемого метода... заключается в следующем... Характерным признаком, отличающим наш способ... является... Новизна предлагаемого подхода состоит в... Новизна. проявляется в…

Принципиальное отличие и новизна предложенной модели заключается в...

Технические средства, оборудование

В ходе исследования использовалась следующая аппаратура... Технической базой проведения исследования послужила система... Для этого применялось следующее оборудование... С целью... был использован аппарат...

Метод исследования

В данной работе использован метод … применена методика. Используемый метод основан на...

Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как... Сочетание наблюдения и тестирования позволило...

 

Применение таких методов, как... дало возможность...

В состав методов, обеспечивших проведение данной научно-исследовательской работы, входили...

Экспериментальная проверка

Эксперимент показал, что... Эксперимент... проводился в... Опытным путем показано... Испытания проводились... Опыты подтвердили, что... Наши эксперименты доказали, что... Цель эксперимента...

9. Применение заключений, выводов. Студенты делают заключение о возможности применения полученных выводов (в жизни своего города, поселка, страны, человечества) и формулируют новые проблемы для настоящего и будущего времени, например, с помощью элементов, предложенных в таблице.

Заключение по поводу полученных результатов

Результаты исследования (тестирования, наблюдения) показали следующее... Из полученных результатов видно, что...

Основные результаты исследования заключаются в том, что...

Главным результатом проведенного исследования следует считать...

Полученные результаты. позволяют утверждать следующее.

С учетом изложенного основными результатами... можно считать: 1... 2... и

т. д.

Выводы

Итак, можно сделать вывод о том, что...

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что...

Проведенные исследования позволяют сделать следующий вывод...

Подводя итоги, можно констатировать...

В заключение отметим, что...

Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что... Из проведенного анализа следует вывод о том, что... Таким образом, можно сделать следующий вывод... Следовательно, приходим к выводу... Дальнейшее использование... предполагает...

Преимущества предложенного решения

Преимущество этого способа заключается в...

Следовательно, преимущество состоят в...

Анализ показал следующие преимущества метода...

Предлагаемый способ позволяет повысить/ ускорить/ снизить…

Такой подход позволяет считать, что...

Рекомендации

Система может быть рекомендована для…

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что...

Разработанный метод может быть рекомендован для... Этот метод может найти применение для… Бесспорно, не менее важным является...

Для того чтобы изложить свое исследование, необходимо проявить языково-стилистические умения. Работа с литературой включает следующие методы:

  1. Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором для написания учебно-исследовательской работы.
  2. Реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.
  3. Конспектирование – детальное изложение главных положений и главных идей работы.
  4. Аннотирование – краткое, предельно сжатое изложение основного содержания литературных источников.
  5. Цитирование – дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте фактических и статистических данных, содержащихся в литературных источниках.

Для правильного оформления учебно-исследовательской работы необходимо ориентироваться на ГОСТ 7.1-2003 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», в котором дано подробное описание правил оформления цитат, библиографического списка.

Обобщим вышесказанное. Учебно-исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет студентам:

• овладеть существенными научными понятиями, представлениями;

• самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;

• точно описывать, группировать и анализировать факты, явления с применением общепризнанной технологии;

• приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;

•  выстроить доказательство и давать опровержение.

При написании учебно-исследовательской работы у студентов развиваются умения анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать и классифицировать, доказывать и опровергать. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики фактов, понятий, процессов и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности студентов

Программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" по новым ФГОС, третьего поколения, СПО....

Методика обучения студентов учебно-исследовательской деятельности

Статья посвящена методике обучения студентов учебно-исследовательской деятельности....

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики...

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье мы ставим своей целью разработать систему управления учебно-исследовательской деятельностью студентов учреждений СПО...

Проектная учебно – исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов

В системе профессиональных компетенций учителя должна иметь место и исследовательская компетентность. В связи с этим особую значимость приобретает учебно – исследовательская, проектная и творче...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности

Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанны...