ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМ КУРСАМ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ
материал на тему

Добышева Оксана Владимировна

Положение о порядке проведения промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

  Свердловской области

«Талицкий лесотехнический колледж им. Н. И. Кузнецова»

Согласовано на  заседании        УТВЕРЖДАЮ:

педагогического    совета

       протокол № 1 от 14.01.2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

________________С.И.Ляшок

«____»_____________2014г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМ КУРСАМ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ

1. Основные положения

1.1.Промежуточная аттестация является основным механизмом оценки качества подготовки обучающихся согласно требованиям Федерального  государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности и формой  контроля учебной деятельности обучающихся.

1.2.Предметом оценивания на промежуточной аттестации являются усвоенные знания, освоенные умения, сформированные компетенции.

1.3.Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:

- оценка учебных достижений обучающихся в форме оценивания уровня освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- оценка уровня квалификации обучающихся как итоговая оценка освоения ими компетенций в процессе обучения. Оценка уровня квалификации обучающихся осуществляется при ведущей роли работодателей.

1.4.В соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом структура, формы, содержание и фонд оценочных средств промежуточной аттестации являются частью каждой основной профессиональной  образовательной программы и разрабатываются для каждой программы.

1.5. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации включает задания  и оценочные материалы, позволяющие оценить знания, умения и уровень освоения компетенций. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам (междисциплинарным курсам) разрабатывается преподавателями и утверждается назаседании комиссии преподавателей по специальности.   Фонд оценочных средств по  практической составляющей профессиональных модулей разрабатывается преподавателями и утверждается на заседании комиссии по специальности по согласованию с работодателями. 

 

2. Структура и формы промежуточной аттестации 

2.1.Промежуточная аттестация проводится непосредственно после завершения освоения программ профессиональных модулей и/или учебных дисциплин, а также после изучения междисциплинарных курсов и прохождения учебной и производственной практики в составе профессионального модуля.

2.2.В случае если освоение учебной дисциплины или профессионального модуля не заканчивается в конце очередного курса обучения, промежуточная аттестация может не проводиться. Оценивание и  перевод на следующий курс осуществляется по итогам текущего и рубежного контроля.

2.3.Система оценивания (рейтинговая, кредитно-зачетная и пр.), формы и порядок промежуточной аттестации выбираются объединением преподавателей по специальности. Периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами основной профессиональной образовательной программы.

2.4. Основными формами промежуточной аттестации являются:

-         экзамен по отдельной дисциплине (междисциплинарному курсу);

-         комплексный экзамен по двум или нескольким учебным дисциплинам;

-        зачет или дифференцированный зачет по отдельной учебной дисциплине (междисциплинарному курсу);

-         защита курсовой работы (проекта);

-         экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю.

2.5.Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или профессионального модуля.

2.6.Объем времени на промежуточную аттестацию регламентируется ФГОС СПО и рабочим учебным планом по основной профессиональной образовательной программе. График проведения промежуточной аттестации регламентируется колледжем. В отдельных случаях возможно проведение комплексного экзамена (квалификационного) по двум или нескольким профессиональным модулям в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и/или нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок подтверждения квалификации.

2.7.Объем времени, отводимый на промежуточную аттестацию определяется в соответствии с  ФГОС СПО по каждой специальности. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования в каждом учебном году количество экзаменов составляет 8, а количество зачетов – 10 (без учета зачетов по физической культуре).

2.8.Для всех учебных дисциплин и профессиональных модулей, в т. ч. введенных за счет вариативной части ОПОП, обязательна промежуточная аттестация по результатам их освоения.

2.9. Состав учебных дисциплин и МДК, по которым  проводятся экзамены, определяется рабочим учебным планом ОПОП в соответствии с профилем получаемого образования.

2.10.Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированности у него компетенций. Результатом экзамена (квалификационного) является подтверждение сформированности всех профессиональных компетенций указанного модуля и выносится суждение «вид профессиональной деятельности освоен (не освоен)». Экзамен (квалификационный) проводится за счет времени, выделенного на промежуточную аттестацию. Формой экзамена (квалификационного) является выполнение практического задания. 

2.11.Промежуточная аттестация по составным элементам профессионального модуля, если объем обязательной аудиторной нагрузки по ним составляет менее 32 часов не проводится; если модуль содержит несколько МДК, по выбору колледжа возможно проведение комплексного экзамена или комплексного дифференцированного зачета по всем МДК в составе этого модуля.

2.12.Экзамен (квалификационный) проводится после освоения  обучающимся МДК и практик по соответствующему профессиональному модулю. Освоение МДК и практик является допуском к экзамену (квалификационному). Результаты освоения практики фиксируются в характеристике с места практики. В характеристике указываются виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики, качество выполнения работ, рекомендации работодателя.

2.13.Итоговая оценка по практике фиксируется аттестационной комиссией в аттестационном листе (приложение 1). В состав аттестационной комиссии обязательно включаются представители, работодателя, чем обеспечивается независимость оценки освоения профессионального модуля.

2.14. Результат освоения профессионального модуля  фиксируется в документе образовательного учреждения, в который входят оценки всех составляющих профессионального модуля (приложение 2).

 

3. Документы, регламентирующие промежуточную аттестацию

3.1. Объединение преподавателей по каждой специальности осуществляют выбор системы оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся. На уровне объединения преподавателей по специальности для промежуточной аттестации разрабатывается ряд нормативно-правовых и организационно-содержательных документов:

- программы промежуточной аттестации по каждой основной профессиональной образовательной программе;

- приказы по допуску обучающихся к промежуточной аттестации;

- приказы об утверждении результатов освоения отдельных элементов ОПОП СПО.

3.2. Перечень рубежных и завершающих видов аттестационных испытаний обучающихся, а также условия перевода на следующий курс обучения  определяются ОПОП.

3.3. Программа промежуточной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы по каждой специальности.

При разработке Программы промежуточной аттестации определяются:

- вид промежуточной аттестации: рубежная или завершающая;

- объем времени на подготовку и проведение промежуточной аттестации;

- сроки проведения промежуточной аттестации;

- необходимые фонды оценочных средств;

- условия подготовки и процедура проведения промежуточной аттестации;

- формы проведения промежуточной аттестации;

- критерии оценки уровня и качества подготовки обучающегося на определенном этапе освоения профессиональной образовательной программы.

3.4.Программы промежуточной аттестации обучающихся должны бытьмаксимально приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

 

4. Фонды оценочных средств

4.1. Система промежуточной аттестации должна позволить собрать всю необходимую информацию об уровне освоения компетенций, зафиксированных в качестве целевого ориентира в ФГОС и образовательной программе. Промежуточная аттестация проводится на соответствие индивидуальных образовательных достижений поэтапным и конечным требованиям ФГОС СПО, создается фонд оценочных средств по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю, который включает задания и оценочные материалы ко всем контрольным точкам (формам) промежуточной аттестации, позволяющий оценить знания, умения, уровень общих и профессиональных компетенций.

4.2. В период промежуточной аттестации оцениваются: соответствие знаний и умений обучающихся требованиям ФГОС СПО, умение применять теоретические знания в процессе решения практических задач.

Для разработки инструментария оценки задаются:

-          способ определения состояния компетенции (решение ситуации), предполагающий проявление компетенции;

-          критериальную  систему измерения степени сформированности компетенции в системе контроля и шкалу оценки;

-          способ достижения цели, т.е. проблемные и деятельностные технологии обучения.

         4.3. Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольно-оценочных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений и компетенций на разных стадиях обучения обучающихся, а также для аттестационных испытаний на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС СПО по завершению освоения конкретной ОПОП.

4.4. Контрольно-оценочные средства направлены на оценивание образовательного уровня обучающегося. Образовательный уровень оценивается количественно. Здесь может использоваться балльно-рейтинговая система или традиционная пятибалльная.  Оценивание происходит по традиционной схеме «преподаватель-обучающийся».  Контрольно-оценочные средства оценивают уровень квалификации. Это оценка соответствия предъявляемых компетенций квалификационным требованиям,  выносится квалифицированными экспертами (работодателями). С целью повышения оценки допускается повторная сдача зачета, экзамена, но не более чем по трем учебным дисциплинам (МДК) за весь курс обучения.

4.5. Объектами оценки на экзамене (квалификационном) выступают:

- продукт практической деятельности. Критерий -  эталон качества. Оценка продукта.

- процесс практической деятельности. Критерий - соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному. Поэтапный контроль процесса выполнения задания.

- объем профессионально значимой информации (МДК).

4.6. Элементы оценочной деятельности:

-       определение объекта оценивания;

-       формулировка цели  оценивания (как цель деятельности);

-       разработка критериев оценки  (степени соответствия установленным требованиям),  прозрачных и понятных как преподавателю, так  и студенту;

-       подбор средств оценки (стандарты, нормы и т.п.);

-       выбор процедуры  (технологии) оценивания.

4.7.Фонд оценочных средств по ОПОП в колледже состоит из трех частей:

-       средства для текущей аттестации;

-       средства для промежуточной аттестации;

-       средства для итоговой аттестации выпускников.

4.8. Принципы создания и использования ФОС:

-       соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения;

-       четкость формулирования критериев оценки;

-       объективность процедуры и методов оценки;

-       высокая квалификация специалистов-оценщиков;

-       четкость рекомендаций действий по оцениванию.

4.9. Структура фонда оценочных средств:

-       совокупность оценочных материалов, предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на  определенных этапах обучения (на входе у студентов первого курса, приступающих к освоению ОП, после первого курса, на ключевых этапах обучения на старших курсах, после практик, на этапе подготовки к защите дипломной работы и др.);

-       методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на всех этапах проверки (описание процедур входного контроля уровня сформированности общих компетенций обучающихся первого курса в начале освоения ОПОП; материалы для проверки компетенций на разных стадиях освоения ОПОП по направлениям подготовки);

-       методические материалы, определяющие процедуру оценивания, а также инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов, статистического анализа данных, графической визуализации и интерпретации, форматы представления их пользователям;

-       наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций (критерий оценки соответствия должны быть одними и теми же для всех участников оценивания) и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;

-       рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов с обучающимися, рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио;

-       программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно-оценочных процедур;

-       банк статистической информации и программы мониторинга достижений;

-       структура портфолио и доступность статистической информации пользователям (интерфейсы по категориям пользователей: обучающиеся, преподаватели, администрация, работодатели и др.);

-       методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена;

-       рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.).

4.10. Наиболее востребованным способом оценки в колледже является методика проектной деятельности, целью которой является формирование технологической грамотности, сознательного и творческого выбора оптимальных способов преобразовательной деятельности, умение мыслить системно и комплексно,   формирование   технологической   образованности,   обеспечивающей возможность вхождения человека в будущую профессиональную деятельность.

 

 

Приложение 1

 

Пример  формы аттестационного листа по практике

(заполняется на каждого обучающегося)

аттестационный лист по практике

 

_________________________________________________________________,

ФИО

обучающийся(аяся) на _____ курсе по профессии НПО / специальности СПО

________  _________________

код и наименование

успешно прошел(ла) учебную / производственную практику по профессиональному модулю _________________________________________

наименованиепрофессионального модуля

в объеме ______ часов  с «___»_____20__ г. по «___»_______20__ г.

в организации _____________________________________________________

__________________________________________________________________

наименование организации, юридический адрес

Виды и качество выполнения работ

Виды и объем работ, выполненных обучающимся во время практики

Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации ____________________________________________________

 

Итоговая оценка по практике________________________________

 

Дата «___»._______.20___                      Подпись председателя 

аттестационной комиссии

___________________/ ФИО/

Подпись представителя работодателя

___________________/ ФИО, должность/

 

 

Приложение 2.

Пример свидетельства об освоении профессионального модуля

(заполняется на каждого обучающегося)

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОСВОЕНИИ профессионального модуля

_________________  _______________________________________________

код и наименованиепрофессионального модуля

ФИО ____________________________________________________________

обучающийся на _______ курсе по профессии НПО / специальности СПО _________________________________________________________________

код и наименование

освоил(а) программу профессионального модуля ________________________

наименованиепрофессионального модуля

в объеме ______ час.с «__»._____.20__ г. по «___»._______.20__ г.

Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля (если предусмотрено учебным планом).

Элементы модуля

(код и наименование МДК, код практик)

Формы промежуточной аттестации

Оценка

МДК 0n.01 ________

 

 

МДК 0n.0m________

 

 

УП

 

 

ПП

 

 

Результаты выполнения и защиты курсового проекта (работы) (только для СПО, если предусмотрено учебным планом; если защита проекта входит в экзамен квалификационный – пункт переносится ниже).

Тема   __________________________________________________________

Оценка _______________________.

 

Квалификационная работа/итоговое испытание _________________________

__________________________________________________________________

Оценка___________________________________________________

 

Итоги экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю

Коды проверяемых компетенций

Показатели оценки результата

Оценка (да / нет)

 

 

 

 

 

 

Заключение: вид профессиональной деятельности освоен и соответствует_______

квалификационному разряду по профессии/специальности ___________ ________________________________________________________________

Дата ___.___.20___              Подписи членов экзаменационной комиссии