Мастер-класс "Школа будущего"
методическая разработка на тему

Усова Наталья Анатольевна

Мастер-класс «Школа будущего» направлен на формирование у студентов  мотивации педагогической деятельности, профессиональной  направленности через включение их в проектную деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс  по педагогике  «Школа будущего»

 

Эпиграф к занятию:

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,

 надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Барбюс А.

Цели и задачи:

-учить использовать в профессиональной педагогической деятельности технологию проектной деятельности;

 -актуализировать знания и представления о сущности образовательной среды, поддерживать интерес к истории педагогики;

 -развивать рефлексивные способности, способствовать формированию активной жизненной позиции, умению работать в команде;

 -формировать мотивацию педагогической деятельности, профессиональную направленность.

Оборудование:

компьютерная презентация, ватманы, карандаши, маркеры, карточки с заданиями, карточки с высказываниями, музыка.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент. Знакомство-приветствие.

 Добрый день, уважаемые студенты! Я рада вас приветствовать.

Нашу встречу мне хотелось бы начать с необычного знакомства-представления.

Каждый из вас назовет по очереди свое имя и одним словом охарактеризует себя или назовет прилагательное, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, «Я - Катя. Я - симпатичная» или  «Я - НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ».

(Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс).

2.Вступительное слово

              Тема моего мастер – класса «Школа будущего», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

Соответствуют ли ваши представления о моей цели мастер-класса, и реализуются ли ваши цели участия в нем, мы узнаем по окончанию мастер-класса.

«Школа будущего – мечта или реальность?»

Данный вопрос во все времена интересовал человечество, начиная со времен глубокой древности.

Сегодня на  мастер-классе мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос и поразмышлять о том,  как будет выглядеть школа  через 100-200 лет. А для этого нам с вами предстоит совершить небольшое необычное  путешествие, путешествие в будущее. А совершим мы наше путешествие на ракете,  за которой вы сидите (парты расставлены в виде ракеты, на них высказывания педагогов  о школе)

Итак, отправляемся в путь. Закрыли все глаза и мысленно представили себя в космосе. На нашем пути нам предстоит осуществить несколько остановок.

3. Основная часть.

1) Первая  станция «Историческая»

На этой станции мы совершим исторический экскурс в прошлое и настоящее. Если  мы обратиться к истории педагогики, то узнаем, что   лучшие умы прошлого и настоящего размышляли над вопросом: «Каким должно быть обучение и воспитание подрастающего поколения, какую миссию она должна выполнять?» Это и:

Ян Амос Коменский

С его именем связано становление научной педагогики. В его трудах представлен проект  системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о классно-урочной системе обучения и т.д.

Иоганн Генрих Песталоцци

Создатель детских приютов, его цель - сделать детство школой радости и творчества.

Л.Н.Толстой

Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы. Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности.

К.Д.Ушинский

В духе идеи народности ставил и разрешал К.Д. Ушинский  вопрос о школе, о её роли и её задачах.

Ушинский был уверен, что школа, построенная на основе идеи народности, может способствовать изменению условий жизни народа, а хорошо поставленное народное образование будет влиять на поднятие уровня экономической жизни. К.Д. Ушинский отмечал, что для организации народного образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу

А.С.Макаренко

Ядро учения А.С.Макаренко - теория воспитательного коллектива.  

В.А.Сухомлинский

Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности – таков мотив педагогического учения В.А.Сухомлинского, создателя «Школа радости»

Шалва Александрович АМОНАШВИЛИ

«Школа жизни»- школа педагогики сотрудничества.

Виктор Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова

Разработали методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовали алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов.

Когда-то взгляды этих выдающихся педагогов были просто  проектами, затем стали реальностью.

Образовательные проекты современной школы «Школа России», «Школа 2000-2100», «Начальная школа ХХI века»,   «Гармония»        также воплощают идею педагогов и психологов прошлого времени Выготского, Каменского и др., а сейчас являются реальностью:

«Школа России» - сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников.

«Школа 2000-2100» - объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.).  

«Начальная школа ХХI века» - направлена на  реализацию одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержания и методики обучения младших школьников в массовой начальной школе.  

«Гармония» – направлен на разработку таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

«Школа будущего – мечта или реальность?», можем мы теперь ответить на этот вопрос?

2)Вторая станция  «  Размышление »

На этой станции  мы поразмышляем о будущем.

  • Мое представление об учителе будущего:

                Я попрошу вас закончить предложения.

  • Учитель будущего будет такой же, как и сегодня, и десять, и пятьдесят лет он….
  • Учитель будущего будет отличаться от сегодняшнего учителя, он….

Вывод: Мы видим, что  все-таки наиболее важные «вечные» педагогические ценности, качества педагога не зависящие от социальных и политических перемен остаются; а также появляются новые качества, формирующиеся под влиянием новых социальных условий.

  • Мое представление об обучающихся  будущего:

               Я попрошу вас закончить предложения.

  • Обучающейся  будущего будет такой же, как и сегодня, и десять, и пятьдесят лет он….
  • Обучающейся будущего будет отличаться от сегодняшнего учителя, он….

Вывод: Ребенок всегда остается  ребенком, однако, его интересы, ценности, взгляд на жизнь, отношение к миру могут меняться в зависимости от тех перемен, которые происходят в обществе.

3)Третья станция « Школа  2210»

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как будет выглядеть школа будущего? Нет? А мы попробуем представить себе такую школу...

Я предлагаю теперь Вам  создать модель новой школы, проект «Школы будущего». Для этого Вы объединитесь в несколько групп, и каждая группа должна защитить свой проект.

Образ школы может быть представлен в любой творческой форме: стихах, рисунках, сказках, былинах и т.д. Проект может быть фантастическим, но при этом, все же, отражать основные тенденции и условия культурного развития общества.

В своем проекте необходимо раскрыть  следующие вопросы:

  1. Должно ли измениться образование?
  2. Какой учитель должен прийти в новую школу?
  3. Какими должны быть обучающиеся?
  4. Должна ли измениться роль родителей в новой школе?
  5. Как изменятся в будущем школьные оценки?
  6. Что можно сказать об интерьере школы будущего?
  7. Нужна ли форма? Какая?
  8. Какие предметы необходимы?
  9. Какие бы вы исключили из расписания?
  10. Какие бы ввели?
  11. Какие методы обучения и воспитания  будут использовать педагоги?

Экспертами Ваших проектов будете Вы сами (другие группы)

Работа в группах, обсуждение проектов.

4. Рефлексия. Подведение итога.

Прошу занять свои места за рабочими столами.

Сегодня на мастер-классе я пыталась научить вас создавать проект (замысел) «Школы будущего», опираясь на взгляды выдающихся педагогов, приложив  при этом свои  представления о сущности образовательной среды, творческие способности, свое профессиональное мастерство. Сейчас это проект,  а через несколько (десятков-сотен-тысяч) лет, подобная школа, возможно, будет существовать,  и тогда-то считайте нас великими предсказателями или чем-то вроде того.

Технологию проектной деятельности вы должны реализовать  в своей будущей  профессиональной деятельности. Метод проекта дает возможность обучающимся связать теоретические знания и практические умения через вовлеченность в реальную общественную жизнь, которую можно, сделать лучше собственными усилиями. Именно педагог способен формировать будущее мировоззрение общества, а это можно сделать, реализуя проектную деятельность в школе. Вы будущие учителя, а  настоящих учитель, учитель – профессионалов должен уметь  размышлять  сам и уметь научить мыслить своих подопечных, детей, ведь дети – это наше будущее.

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Барбюс А.

Приём недописанное предложение

В заключении  я  попрошу вас закончить предложения, это будут ваши чувства, эмоции здесь и сейчас о проведенном мастер-классе.

В целом мастер класс прошёл… .

На занятии я научился… .

Больше всего мне понравилось… .

Уважаемые студенты! Рада, что мастер-класс состоялся! Всем большое спасибо за работу, за предложенные  интересные варианты проектов школы будущего. Мне было с вами легко и интересно работать.

Используемые источники:

1.  http://provizitki.ru/vizitki/business-card.html

2.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

3. Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы. - Волгоград, 2008.

                                                 

Мое впечатление о мастер-классе.

В целом мастер класс прошёл….……………………………………………..

На занятии я научился………………………………………………………. .

Больше всего мне понравилось…………………………………………………..

Цель мастер-класса……………………………………………………

Что  Вы ждете от мастер-класса………………………………………


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС «ШКОЛА БУДУЩЕГО»

Слайд 2

«ШКОЛА БУДУЩЕГО-МЕЧТА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

Слайд 3

1-я станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

Слайд 4

Ян Амос Коменский С его именем связано становление научной педагогики. В его трудах представлен проект системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о классно-урочной системе обучения и т.д.

Слайд 5

Иоганн Генрих Песталоцци Создатель детских приютов, его цель - сделать детство «школой радости и творчества».

Слайд 6

Л.Н.Толстой Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы. Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности.

Слайд 7

К.Д.Ушинский В духе идеи народности ставил и разрешал К.Д. Ушинский вопрос о школе, о её роли и её задачах.

Слайд 8

А.С.Макаренко Ядро учения А.С.Макаренко - теория воспитательного коллектива.

Слайд 9

В.А.Сухомлинский Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности – таков мотив педагогического учения В.А.Сухомлинского, создателя «Школа радости»

Слайд 10

Шалва Александрович АМОНАШВИЛИ «Школа жизни»- ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Слайд 11

Виктор Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова Разработали методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовали алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов.

Слайд 12

Современное образование «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. «Школа 2000-2100» - объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический , личностно-ориентированный и др.). «Начальная школа ХХ I века» - направлена на реализацию одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержания и методики обучения младших школьников в массовой начальной школе. «Гармония» – направлен на разработку таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ:

Слайд 13

2-я станция «Размышление»

Слайд 14

Мое представление об: Учителе будущего Учитель будущего будет такой же, как и сегодня, и десять, и пятьдесят лет, он…. Учитель будущего будет отличаться от сегодняшнего учителя, он…. Ученике будущего Ученик будущего будет такой же, как и сегодня, и десять, и пятьдесят лет, он…. Ученик будущего будет отличаться от сегодняшнего ученика, он….

Слайд 15

3-я станция «ШКОЛА 2210»

Слайд 16

В проекте необходимо раскрыть следующие вопросы: Должно ли измениться образование? Какой учитель должен прийти в новую школу? Какими должны быть ученики? Должна ли измениться роль родителей в новой школе? Как изменятся в будущем школьные оценки? Что можно сказать об интерьере школы будущего? Нужна ли форма? Какая? Какие предметы необходимы? Какие бы вы исключили из расписания? Какие бы ввели? Какие методы обучения и воспитания будут использовать педагоги?

Слайд 17

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее . Барбюс А.

Слайд 18

СПАСИБО ВСЕМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Моё будущее в моих руках!?"

Как жить? В этой работе можно найти ответ на этот вопрос. Ученица строит программу своей жизни. Она продумывает, какую работу она выберет, в каком доме и где она будет жить, сколько у неё будет детей ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Здоровьесберегающее образование в ГОУ СПО МО "ШМУ" как фактор конкурентоспособности будущих специалистов.

Тест-исследование: "Как вы относитесь к своему здоровью". Самооценка уровня бережного отношения к своему здоровью студентов училища на основе "Тест-исследования".  Определение конкурентоспособнос...

Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» ...

Фантазии будущего ресторатора о творчестве в сфере общественного питания

Формирование профессионала с определёнными психологическими и нравственными качествами, необходимыми в повседневной деятельности как повара, так и официанта...Этот труд связан со специальными знаниями...

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия» Тема: "Моя будущая профессия - юрист"

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия» Тема: "Моя будущая профессия - юрист"Автор: Догузова Лана, студентка гр.21 Ю, специальность 40.02.01 Право и организация социаль...

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия», Тема:Моя будущая профессия – юрист. Мое представление о ней…

Всероссийский конкурс с международным участием  «Моя будущая профессия»Тема:Моя будущая профессия –  юрист. Мое представление о ней…Автор: Гагиева Фатима, студентка гр.21 Ю, специальность 40...