ПМ.01. Преподавание в одной из областей доп. образования (в области хореографии), МДК.01.02. Подготовка педагога доп. образования в избр. деятельности ( Народный танец)
рабочая программа по теме

Вавилова Анна Вячеславовна

Раздел ПМ.01. Преподавание в одной из областей доп. образования (в области хореографии), МДК.01.02. Подготовка педагога доп. образования в избр. деятельности (Народный танец) разработан для студентов СПО в соответствии с ФГОС. Преподается 3 года, начиная со 2 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.t.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Народный танец

204

Тема 1.1.

Методика второго года обучения.

Содержание учебного материала

5

1

1

Взаимосвязь и различия классического и народного танцев .Позиции рук, ног, постановка корпуса, выработка необходимых выразительных средств (мягкость, гибкость, танцевальный шаг, прыжок) являются общими задачами классического и народного танцев. Характерные различия классического и народного танцев:

1.Положения и движения рук в народных танцах:

- от плеча до локтя,

- сгибание руки в запястье,

- круговые вращательные движения руки и кисти,

- пальцы собраны в кулак.

2.Положения ног:

- не выворотная VI позиция, скошенный подъем,

- расслабленная стопа

3.Раздел дробных и присядочных движений. Все движения исполняются в характере и манере того или иного народного танца.

2.

Методика построения урока народно-сценического танца. Специфика изучения движения у станка и на середине зала. Составные части урока народно-сценического танца. Особенности построения.

Последовательность изучения танцевальных движений и вариативность в последовательности исполнения. Порядок упражнений у станка, возможные отклонения, причины. Особенности варьирования движений по степени трудности и характеру исполнения.

Развитие на уроке музыкальности, координации, силы, выносливости исполнения.

Отбор танцевального материала с учетом возрастных, физических особенностей учащихся. Значение грамотного составления учебных заданий.

3.

Музыкальное оформление урока народно-сценического танца. Музыкальное сопровождение уроков в хореографическом коллективе, как  важнейший фактор эстетического и художественного воспитания танцора. Значение творческого контакта педагога и концертмейстера. Задачи педагога в подборе и использовании музыкальных произведений. Изучение местных музыкальных традиций и их использование на занятиях коллектива.

Подчинение движения музыкальной фразе. Соответствие характера, стиля, ритма и темпа музыкального произведения в каждом исполняемом упражнении.

Предварительная работа с концертмейстером, подбор музыкального материала для сопровождения урока и этюдной работы.

Воспитание музыкального вкуса, развитие музыкальной культуры. Сопровождение лекционных курсов музыкальными и танцевальными примерами. Применение видеоматериалов, аудиокассет.

4.

Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец. Дальнейшее изучение методики исполнения движений у станка. Закрепление  материала, пройденного на дисциплине «Основы народного танца». Изучение более сложных танцевальных комбинаций для развития координации. Составление танцевальных комбинаций и этюдов на основе пройденного материала.

Русский танец. Белорусский танец. Татарский танцевальный фольклор, обогащение новыми жанрами, новым содержанием. Зарождение и развитие профессиональных форм национальной танцевальной культуры. Красочность, самобытность танцевального «языка» этнических групп различных районов Татарии. Красота звучания, выразительность и национальный характер музыки. Характеристика исполнения мужских и женских танцев. Взаимоотношения танцовщиков в парном танце. 

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Упражнения у станка:

1.Полуриседания и глубокие приседания:

- по I, II, III, IV позициям во всевозможных вариантах,

- по I, II, III, IV позициям с различными переходами из позиции в позицию.

2.Упражнения для развития подвижности стопы:

- с работой пятки опорной ноги,

- с переходом на работающую ногу и добавлением полуприседания в  момент возврата работающей ноги в позицию.

3.маленькие броски:

- сквозные броски,

- с акцентом «к себе» и переходом на работающую ногу.

4.Каблучные упражнения:

- вынесение работающей ноги на каблук от голени опорной ноги,

- большая форма каблучного упражнения.

5.Упражнения с ненапряженной стопой:

- мазки по полу с последующим переступанием на работающую ногу,

- мазки по полу «от себя» и «на себя», по VI позиции.

6.Круг ногой по полу:

- круг ногой по полу носком работающей ноги,

- круг ногой по полу пяткой работающей ноги.

7.Подготовка к «веревочке»:

- развороты из не выворотного положения в выворотное,

- с подниманием на полупальцы опорной ноги.

8.Низкие и высокие развороты:

- низкий разворот (с открыванием ноги вперед, в сторону),

- высокий разворот.

9.Дробные выстукивания:

- комбинированные упражнения 1-го года обучения с русским «ключом»,

- каблучная дробь (пятка, носок).

10.Раскрывание ноги на 90° :

- раскрывание работающей ноги на 90° во всех направлениях,

- раскрывание работающей ноги от голени опорной ноги.

11.Зигзаги:

- сочетание поворотов стопы одинарных и двойных.

12.Большие броски:

- броски с увеличением амплитуды движения,

- броски в сочетании с опусканием на колено.

13.Лицом к станку:

- «качалочка» тройная с двух ног.

14.Прыжковые движения:

- низкие «голубец» в характере украинского танца,

- высокий «голубец» - мужской, изучать к концу года.  

Упражнения на середине зала:

Русский танец:

1.Положения рук танцующих.

2. Положения танцующих и положения рук в массовых танцах.

3.Разновидности дробей.

4.Разновидности «веревочек».

5. «Крутки», «Вертушки»

- «Бегунок» по диагонали(для девушек),

- туры с поворотом на 360°(для юношей)

- дробь с подскоком в повороте

6. «Моталочки».

7. «Молоточки»двойные

8. «Хлопушки»

- двойные хлопки иудары,

- тройные хлопки и удары.

9.Присядки

- 1го вида,

- 2го вида. «Ползунок»

10. «Метелочка»,

11.Закладки.

12.Прыжки

- с одновременным сгибанием одной ноги вперед, другой- назад,

- «Стульчик».

10 Хлопушечный «ключ»

Элементы танца «Кадриль московской области»:

- основной ход,

- основные фигуры,

- положения рук,

- дроби,

- «хлопушки»,

- «припадания»,

- вращения,

 - присядки.

Белорусский танец(по выбору педагога).

Основные элементы Белорусского танца на основе одного из национальных танцев по выбору педагога.

1.«Лявониха»- основные элементы.

- основной ход,

- притопы,

- боковой ход с подбивкой,

- ход назад.

- ход с отбивкой.

- повороты в паре.

2. «Бульба»- основные элементы.

- позиции и положения рук ,ног,

- подскок и переступания на месте (женское движение),

- подскок с тройным переступанием на месте,

- полька с вращением.

- основной ход.

4. «Крыжачок».

- основной ход,

- тройной притоп,

- вращения,

- «ковырялочка»,

- «галоп»,

- «мячик»,

- соскоки по IV позиции,

- присядки с выносом ноги вперед.

Татарский танец.

1.Положения рук в парных и массовых танцах.

2.Ходы и основные движения:

- основной женский ход,

- основной мужской ход,

- «кучеру»- боковой ход,

- «брма»- боковой ход,

- «змейка»,

- «бишек»,

- «чолоштру»-подсечка,

- дробь с каблука,

- вращения,

- присядки,

- «Залида»                                    

34

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Контрольные работы

Тема 1.2.

Методика третьего года обучения.

Содержание материала

5

1

1

Этюдная работа на уроке народного танца. Определение этюда. Основная идея и значение этюдной работы. Принципы отбора хореографического материала для этюдов, комбинирование, стилистическая отделка.

Правильная организация этюдной работы. Последовательность изучения, освоения и закрепления.

Задачи этюдной работы, освоение, обработка простейших положений и движений с последующим усложнением и доведением до состояния технической чистоты и координации. Согласованность движений т выполнение общих и различных заданий. Умение ориентироваться на сценической площадке. Грамотное распределение силы исполнителя.

Виды этюдов- сольные, парные, массовые. Завершающий этап этюдной работы- разучивание сценических танцевальных номеров.

Музыкальное сопровождение этюдов- как часть воспитания художественного вкуса участников коллектива.

2.

Специфика построения и ведения урока в хореографическом коллективе. Построение урока в хореографическом коллективе в зависимости от его задачи. Особенности построения урока в кружке, студии, ансамбле.

Составные части занятий: учебно- тренировочная, постановочная, репетиционная. Характеристика и задачи каждой из них. Взаимосвязь всех частей занятий. Планирование работы коллектива.

Построение урока по принципу постепенного усложнения материала. Подчинение заданий поставленной задаче.

Степень подготовки коллектива к постановочным работам.

Сочетание регулярной тренировки с равномерным  увеличением нагрузки в зависимости от роста выносливости. Разнообразные построения урока (смена характера, переключение работы мышц, постепенное усложнение заданий).

Разнообразие координации движений корпуса, ног, рук, головы.

Последовательность урока. Распределение по времени составных частей урока. Включение всего коллектива в общий ритм занятия.

Показ движений преподавателем. Своевременная формулировка замечаний, поправляющих и предупреждающих ошибку. Умение держать весь класс в поле зрения. Умение заинтересовать участников коллектива, поднять настроение.

Репетиционная работа. Требовательность и терпеливость в достижении цели.

3.

Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец.

Все движения изучаются по принципу постепенного усложнения и с учетом степени подготовленности коллектива. Рекомендуется чередовать движения по степени трудности и характеру.

Русский мужской танец.

Молдавские народные танцы. Их жизнерадостный характер и темперамент. Отражение труда, быта, характера людей в молдавских народных танцах «Молдовеняска», «Хора», «Жок». Основные элементы молдавских танцев.

Узбекский танец. Особенности манеры исполнения. Своеобразие рисунка рук.

Грузинский танец.Контраст в исполнении женских и мужских танцев. Основные движения женского и мужского грузинских танцев. Особенности костюма, обуви и музыкального сопровождения.

Лабораторные работы

-

Практические работы

Упражнения у станка.

1.Полуприседания и глубокие приседания:

- по VI и  IV прямой позициям.

2.Упражнения для развития подвижности стопы:

- в сочетании с маленькими бросками,

- в сочетании с ударными движениями.

3.Маленькие броски:

- с проскальзыванием на опорной ноге,

- броски по I прямой позиции с акцентом «от себя» с подскоком на опорной ноге.

4.Каблучные упражнения:

- с добавлением «ковырялочки»,

- в сочетании с ударными движениями.

5.Упражнения с ненапряженной стопой:

- мазки по полу в сочетании с двумя переступаниями,

- мазки «от себя», «к себе» с подскоком на опорной ноге,

- «веер».

6. Круг ногой по полу:

- с добавлением полуприседания на опорной ноге,

- с поворотом пятки опорной ноги,

- «восьмерка».

7.Подготовка к «веревочке»:

- перевод ноги вперед,  назад,  с прыжком,

- с опусканием на колено после прыжка.

8.Низкие и высокие развороты:

- высокий разворот,

- с подъемом на полупальцах опорной ноги.

9.Дробные выстукивания:

- дробь с синкопами,

- сдвоенная дробь.

10.Раскрывание ноги на 90°:

- в сочетании с ударами пяткой опорной ноги,

- в сочетании с двумя ударами пяткой опорной оги,

- с опусканием на колено.

11.Большие броски.

12.Присядки.

Упражнения на середине зала.

Русский  танец

(для юношей)

1.Присядки

3.Хлопушки

4.Большие прыжки.

5. Вращения.

(для девушек)

1.Вращение на движении «молоточки»

2. «Вертушка» из «дробной дорожки» с притопами

3. «Вертушка»из дроби с подскоком и притопом,

4. «Вертушка»из «ковырялочки» с подскоком в повороте и «блинчика».

Молдавский танец (по выбору педагога).

1.«Молдавеняска».

2.«Хора».

3.«Жок».

Узбекский танец.

1.Движения кистей.

2.Движения рук.

3.Движения головы.

4.Движения плеч.

5.Ходы.

6.перегибы корпуса.

7.Повороты.

Грузинский танец.

1.Положения рук.

2.Движения рук.

3.Движения кистей.

4.Ходы.

5. «Гасма»- скользящие движения.

6. «Чаквра»- ударные движения.

7. «Бруни»- повороты

Башкирский танец.

1.Основной женский ход.

2.основной мужской ход.

3. «Веревочка».

4.Положения рук, ног.

5.Положение головы.

6. Разновидности шагов.                

28

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Контрольные работы

Тема 1.3.

Методика четвертого года обучения.

Содержание учебного материала

3

1

Постановка народного танца(без развернутого драматургического действия). Создание народных танцев разнообразного рисунка, без развернутого драматургического действия.

Основа танцев- народность. Художественное отображение образа народа, раскрытие основных черт его характера средствами танца.

Использование различных источников для обогащения знаний по танцевальной культуре народа, танец которой намечен к постановке.

Изучение танцевального фольклора данной народности.

Изучение танцевального материала. Сочинение композиции танца в соответствии с основными законами постановочной работы.

Сохранение характерных особенностей, традиционных построений ,положений рук, корпуса, головы, манеры исполнения.

Учет состава коллектива и исполнительских возможностей.

Взаимообусловленность между композиционным построением(рисунок танца) и танцевальными движениями.

Возможность включения в танец технически сложных движений.

2

2.

Ансамбли народного танца- новое направление профессионального искусства. Народное творчество- основа творчества любительских и профессиональных коллективов. Общие и отличительные черты песни и танца в танцевальных группах народных хоров. Народный танец на профессиональной сцене. Ансамбли народного танца, ансамбли песни и танца, танцевальные группы народных хоров. История создания ведущих коллективов.

Ведущие балетмейстеры профессиональных коллективов: Моисеев И., Устинова Т., Вирский П., Надеждина Н., Князева О., Горденко М. и др.

3.

Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец.

Русский танец. Постановка развернутого этюда, сочиненного педагогом или из репертуара ансамблей народного танца.

 

Испанский танец. Испанский народный танец как основа испанского сценического танца. Выражение национального характера в народном танце. Влияние классического балета на манеру исполнения испанского сценического танца. Выстукивания zapateado.

Основные отличия исполнения мужского и женского танцев. Требования предварительной   подготовленности учащегося к изучению испанского сценического танца.

Венгерский танец. Венгерский народный танец как основа венгерского сценического танца. Первое появление венгерского танца на сцене.  Венгерский народный танец, его связь с народной музыкой и песней. Отличия женских и мужских танцев. Основные отличия исполнения движений венгерского танца в спокойном (adagio и andante) и быстром (allegro) темпе.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

Упражнения у станка.

1.Полуприседания и  глубокие приседания:

- по всем позициям в быстром темпе.

2.Упражнения для развития подвижности стопы:

- многократным переводом рабочей ноги с носка на пятку,

- в сочетании с каблучным движением.

3.Каблучные упражнения:

- в сочетании с «веревочкой».

4. Упражнения с ненапряженной стопой:

- в сочетании с двумя переступаниями на полупальцах по I  прямой позиции,

- двойные мазки по полу,

- двойной мазок по полу в сочетании с ударами пяткой опорной ноги.

5.Круг ногой по полу:

- круговое движение ногой по воздуху с вытянутым подъемом,

- круговое движение ногой по воздуху с сокращенным подъемом.

6.Подготовка к «веревочке»:

- с добавлением пируэта.

7.Низкие и высокие развороты:

- с перегибом корпуса от ноги.

8.Дробные выстукивания в характере испанского танца:

- испанские выстукивания,

- с последующим выпадом на ногу и двумя переступаниями по IV позиции,

- выстукивания на 1/6 и 1/8.

9.Раскрывание ноги на 90 °:

- в сочетании с прыжком,

- в сочетании с пируэтом,

- с перегибом корпуса.

10.Большие броски:

- с растяжкой.

Упражнения на середине зала.

Русский танец. 

Постановка развернутого этюда, сочиненного педагогом или из репертуара ансамблей народного танца.

Испанский танец.

1.Положения и движения рук.

2.Положения ног.

3.Основной ход.

4.Простейшие выстукивания.

5.Основные движения.

Венгерский танец(по выбору педагога).

«Понтозоо».

1.Положения рук.

2.Ходы и основные движения:

- ход вперед с выбросом и разворотом ноги,

- шаги с приставкой в IV позиции двумя полуприседаниями,

- ключ,

- мужская хлопушка.

«Чардаш».

27

Контрольные работы 

-

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3. 

Систематическая проработка литературы по народному танцу; самостоятельное конспектирование тем, изученных на уроке; работа над исполнительским мастерством; работа над техникой исполнения движений различных национальностей; работа над манерой и техникой исполнения танцев в заданном характере; освоение методики исполнения элементов у станка и на середине зала; самостоятельное составление упражнений у станка и на середине зала, этюдов; самостоятельная работа над развитием четкости и музыкальности исполнения.

102

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- Работа над техникой исполнения дробей, силой бросков,

- Работа над исполнением прыжков,

- Учить танцевальные этюды,

- Прочитать книгу А. Лопухова, И. Ширяева, А. Бочарова «Основы характерного танца». Охарактеризовать раздел «упражнения у палки». Определить основу методики преподавания современного урока народно-сценического танца?

- Ознакомиться с методикой народно-сценического танца в методическом пособии К. Зацепиной, А. Климова, К. Рихтера, Н. Толстой, Е. Фарманянц «Народно-сценический танец»,

- Ознакомиться с разделом «Виды русского народного танца» книге А. Климова «Основы русского народного танца»; «Введение: образность хореографического фольклора и его структура»,

- Ознакомиться с описанием характерных танцев (украинских, венгерских, испанских, узбекских и др.) в книге «Народные танцы» Ткаченко Т.С.,

- Перечислить порядок очередности исполнения упражнений у станка в народно-сценическом танце,

- Проанализировать хореографический материал урока народно-сценического танца и определите степень трудности исполнения,

- Охарактеризовать методику составления учебных заданий народно-сценического танца с учетом возраста исполнителей,

- Проанализировать влияние методики классического танца на методику исполнения упражнений у станка народно-сценического танца,

-Составить комбинацию у станка в характере русского танца,

- Проверить координацию движений в упражнениях у станка,

- Изучить положения рук в подготовке к началу движения в русском танце,

- Отработать технику исполнения вращения в беге по диагонали. Закрепить технику вращения, освоить его разновидности и методику изучения,

- Выучить танцевальные шаги русского народного танца и методику их исполнения,

- Освоить методику изучения движения «веревочка», ее разновидности,

- Освоить «хлопушки» – основной и распространенный элемент мужского народного танца, технику исполнения. Изучить методику техники исполнения «присядок»,

- Пранализировать контрастность движений рук и ног в татарском танце,

- Изучить положение рук и корпуса в парном татарском танце,

- Отработать технику исполнения движений с прыжками, вращениями, присядками в характере татарского танца,

- Охарактеризовать основные, традиционные белорусские танцы: «Крыжачок», «Бульба» и др.,

- Проанализировать положение рук и корпуса в парном белорусском танце,

- Выучить позиции и положения рук в украинском танце,

-Составить комбинацию на середине зала в характере украинского танца,

- Изучить методику исполнения «выхилясник» в украинском танце и определить отличие от «ковырялочки» в русском танце,

- Отработать технику исполнения элементов танца в испанском характере,

- Изучить методику исполнения основных элементов венгерского народно-сценического танца,

- Освоить элементы мужского венгерского танца «Понтозоо», отработать технику исполнения «хлопушек», характерный синкопированный ритм,

- Сочинить сольную композицию на основе элементов русского танца,

- Подобрать движения группы «вращений» для исполнения этюда в лирическом характере,

- Осуществить запись собственной композиции танцевального этюда,

- Ознакомиться с книгой Богатковой «Танцы разных народов,

- Отработать элементы танца в характере венгерского танца «Чардаш».

Учебная практика

Виды работ

                                                                                                                                                                                                              Всего:

204


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...

ПМ.01. Преподавание в одной из областей доп. образования (в области хореографии), МДК.01.02. Подготовка педагога доп. образования в избр. деятельности (Основы детского сюжетного танца)

Раздел ПМ.01. Преподавание в одной из областей доп. образования (в области хореографии), МДК.01.02. Подготовка педагога доп. образования в избр. деятельности (Основы детского сюжетного танца) разработ...

Методическая разработка: По МДК 01.13 Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танец по теме: «Техника латиноамериканских танцев»

Профессиональный модуль – ПМ.01 Преподавание в области хореографииМДК 01.13.  Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танецТема занятия: «Техник...

Доклад "Особенности подготовки педагога дополнительного образования в области хореографии в БРПК"

В следствии быстро меняющихся условий жизни, появления инновационных технологий, стремительного общественного прогресса, развития науки и техники появляются новые цели образования и воспитан...

МДК 01.01. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ

Преподаватель: Цыремпилова С.ЭМДК.01.01. Методика преподавания по                     программам доп...

МДК 01.02 «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ»

Рабочая программа учебной дисциплины МДК 01.02 «Подготовка педагога дополнительного образования  в        области хореографии» составлена на основе ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МДК 02.02 ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: вокальная подготовка направлено на работу над чистотой интонац...