статья ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ
статья на тему

Михеева Татьяна Валерьевна

Статья по теме "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в школе" по проекту "Доступная среда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_inkl.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО

ПЕДЕГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт общего образования

 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ

 по проекту "Доступная среда" по  проекту "Доступная среда"

                                                              по проекту "Доступная среда"

 

учитель химии ГБОУ СОШ № 605

с углубленным изучением немецкого языка

Выборгского района Санкт-Петербурга

Михеева Татьяна Валерьевна

Санкт-Петербург

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1.

Введение

3-5

2.

Основные понятия инклюзивного образования в России

6-11

3.

Реализация практики инклюзивного обучения детей с инвалидностью

12-16

4.

Характеристика образовательного пространства

16-20

5.

Выводы

20

6.

Литература

22-23

1. ВВЕДЕНИЕ

Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в г. Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей. Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в Риге в 1854 г. К концу XIX века образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновременно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений и в систему специализированных государственных школ. С 1908 г., благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г. Создаются школы для глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых детей. В 50-е годы началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1981 г. решением коллегии Минпроса СССР было утверждено Положение о специальной школе для детей с задержкой психического развития.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Кроме того, с 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения в школах «надомного» обучения.

Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. До сих пор в образовательной политике российского государства господствующей является ориентация на традиционное образование детей-инвалидов в специализированных учебных заведениях. В развитых странах Запада взят курс на инклюзивное образование детей-инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество.

Развитие инклюзивного образования в России - веление времени и обязанность социального государства, взявшего на себя как член ООН ряд обязательств по отношению к детям-инвалидам. Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями вообще и к образованию этих детей-инвалидов, в частности.

Цель работы: рассмотреть особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации РФ на современном этапе.

Задачи работы:

1) рассмотреть понятие инклюзивного образования;

2) изучить опыт обучения детей с ограниченными возможностями в РФ;

Статистика всех стран мира, в том числе и России, показывает, что количество людей с ограниченными возможностями здоровья не уменьшается, отсюда – актуальность проблемы, вызванной необходимостью решения важных вопросов по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на качественное образование, что является неотъемлемой частью государственной политики и национальной стратегии защиты прав и интересов детей в Российской Федерации. Присоединившись к основным международным договорам в области прав человека (Декларации ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах ребенка) наша страна в целом, и все ее субъекты в частности, взяли на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в том числе права на образование, детей с ОВЗ. Актуальность и своевременность этих действии очевидна, но при этом требуются существенные изменения во всех сферах общественной жизни, начиная с образовательной политики и заканчивая финансово-экономическим обеспечением данного процесса.

«Инклюзивное образование важно для всех членов общества: и для людей с ограниченными возможностями, и для тех, у кого нет проблем со здоровьем», – такое мнение высказал 15 октября 2014 года в Казани на пленарном заседании форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» Президент России Владимир Путин. Он отметил, что коррекционные школы имеют свои плюсы и минусы. В коррекционных школах дети с ограниченными возможностями вырваны из общей среды, им труднее адаптироваться в обществе. Остальные дети, которые не сталкиваются со своими сверстниками с ограниченными возможностями, по-другому воспринимают их, отметил В.Путин. Он также прокомментировал закрытие коррекционных школ. «Закрытие коррекционных школ должно быть сопоставлено с возможностями инклюзивного образования, а этого, к сожалению, нет», – отметил В.Путин.

2.  Основные понятия инклюзивного образования в России

Рассматривая проблему инклюзивного образования, необходимо раскрыть содержание таких понятий, как:

Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями в обучении) — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты. В 23 статье Конвенции утверждается право на особый уход, образование и подготовку детей с особыми потребностями в развитии. В статье отмечается также, что эти дети не должны быть изолированными от общества из-за отрицательных социальных установок. Усилия по борьбе с детской инвалидностью должны концентрироваться на профилактике заболеваний (улучшение качества услуг здравоохранения и образования), раннем выявлении, развитии ребенка и реабилитации.

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – граждане, имеющие особенности в физическом и (или) психическом развитии, вследствие которых возникает потребность в специальных условиях получения образования (особые образовательные потребности).

Особые образовательные потребности – установленная компетентной группой специалистов (комиссией) потребность гражданина в создании для него определенных специальных условий получения образования.

Специальные условия получения образования – совокупность специальных образовательных программ и методов развития и обучения, условий, отвечающих потребностям обучающихся ОВЗ, включая учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения, средства коммуникации и доступность среды обучения (воспитания), а также психолого-педагогических, медицинских, социальных и иных услуг, необходимых обучающимся/воспитанникам с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.

Инклюзивное образование – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ путем организации их учебы в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

Несмотря на интерес педагогов,  психологов, социологов (H.H. Малофеев, Н.И. Скок, Е.Р. Ярская-Смирнова, Т.А. Добровольская и Н.Б. Шабалина, В.П. Гудонис, Н.Д. Шматко и др.) к вопросам интеграции в социальную среду лиц  с различными нарушениями развития, эта проблема остается недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане, о чем свидетельствует малочисленность фундаментальных работ, Противоречивость взглядов на качественную оценку интеграционного процесса и фрагментарность его практического осуществления в современной России. В трудах Т.А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной оформились основные условия и способы социальной интеграции людей с инвалидностью. Н.И. Скок существенно расширила понятийное представление о возможностях инвалидов. Е.Р. Ярская-Смирнова положила начало исследованию понятия «нетипичности» в российской социологии, а также уделила внимание понятию «инклюзивное обучение». Необходимо также заметить, что сущность и содержание этих понятий и процессов, за ними стоящих, также разрабатывались такими учеными, как: Е. А. Ямбург, В.М. Астаковым, Т.С.Зыковой, В.А.Лебединским, Н.В. Цукерманом, Е.С.Худяковой, Э. И. Леонгард, Б. Д. Корсунской, Г. Л. Зайцевой, Н. Н. Малофеевым, Н. Д. Шматко, А. Н. Коноплевой, Т. В. Пелымской, Т. Л. Лещинской и др.

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование (ИО), тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

  Обоснование необходимости инклюзивного образования:

  1. обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;
  2. анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей;
  3. анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми;
  4. в тех случаях, где ресурсы ограничены, результат может быть достигнут без дополнительных ресурсов, если отношение и поведение участников поддерживают методологию инклюзии.

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того, чтобы не «импортировать» систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:

  • дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
  • программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;
  • методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);
  • все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
  • индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
  • инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;

Таким образом, инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии, образования. Причём, изменения при инклюзии, затрагивают в значительно, большей степени массовые школы, нежели специальные . Инклюзия в образовании включает в себя:

1. Признание для общества равной ценности всех учеников.

2. Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной' жизни - и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся:

3. Изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.

4. Анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для- всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности.

5. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы.

6. Различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.

7. Признание того, что инклюзия в образовании - это один из аспектов инклюзии в обществе.

Однако, при всей важности идеи инклюзивного образования, надо понимать, что в существующих условиях оно вряд ли станет доступным для всех детей с нарушениями: прежде всего, оно вряд ли коснется детей с мультинарушениями в тяжелой форме и детей с тяжелыми ментальными нарушениями. Эта категория детей с сенсорными нарушениями в тяжелой форме являются перспективной группой, и они способны и должны получать образование наравне со здоровыми сверстниками при наличии необходимых средств реабилитации.

Параллельно с исследованиями психолого-педагогических условий интеграции детей-инвалидов в общество, учёными, совместно с представительством Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты населения разрабатываются нормативные документы, обеспечивающие инвалидам социальные гарантии и права; социальные программы по охране детства и дальнейшему развитию систем образования детей с ОВЗ.

Таким образом, различные аспекты интеграции исследованы, разработаны и внедрены в разной степени.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Проект «Организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях развития модели адаптивной общеобразовательной школы» представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.

В процессе реализации проекта в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.

Раздел I. Общие данные

Название проекта

Организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Основания для разработки: Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

Заказчик:  учредитель, родители

Разработчик

Директор

Основные исполнители: директор, администрация, педагогический коллектив обучающиеся, технические работники, родители

Сроки реализации:   2014 – 2017 годы

Конечная цель:

Оптимизация модели общеобразовательной школы, обеспечивающей успешную социализацию выпускников в современном обществе

Задачи учреждения:

Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества.

Усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников;

Совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся;

Организация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников школы.

Основные направления деятельности:

Создание условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся и их родителей, а также современного общества.

Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.

Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся во время УВП.

Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся во время УВП.

Расширение материально-технической базы образовательного учреждения

Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ

Принципы реализации проекта:

  • принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
  • принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося;
  • самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
  • принцип интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;
  • принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;
  • принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
  • принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
  • принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
  • принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
  • принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;
  • принцип индивидуализации, включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
  • принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.

Ожидаемые результаты проекта:

-  Построение модели адаптивной школы, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников может меняться по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка).

- Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.

-  Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.

-  Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.

-  Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;

- Укрепление кадрового потенциала школы узкими специалистами, расширение штата сотрудников, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.

Система организации контроля исполнения:

- Управление реализацией проекта осуществляют администрация школы Педагогический совет.

Утверждение плана мероприятий по внедрению проекта.

Решение педагогического совета.

4. Характеристика образовательного пространства

На основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации  общеобразовательной школы  имеет право на осуществление образовательной деятельности по общеобразовательным программам. Учебный план школы на 2015-2016 учебный год скорректирован c учетом запросов родителей, образовательных потребностей обучающихся. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого. Школьный компонент распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на элективные курсы с целью коррекции знаний учащихся, подготовки к государственной итоговой аттестации.

Целевое назначение создания адаптивной образовательной среды - создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.

Школа ориентируется на формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами здоровья, обеспечивает повышение квалификации специалистов, способных успешно работать в инклюзивных классах, а также специалистов осуществляющих обучение таких учащихся на дому.

Важным условием эффективности инклюзивного образования является профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход. Они нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, анализ кадрового состава позволяет сделать вывод о том, что уровень знаний педагогов в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается за счет организации методической работы школы по данному направлению и путем самообразования, через организацию и проведение семинаров, мастер – классов на базе образовательного учреждения.

Материально-техническое оснащение школы позволяет обеспечить организацию обучения детей с ОВЗ по общеобразовательным программам. Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В распоряжении детей спортзал, библиотека, кабинет информатики.

Условий для создания безбарьерной среды в школе пока нет. Школа участвует в программе «Доступная среда», согласно которой планируется улучшение материально-технической базы школы: строительство пандуса, оборудование кабинета психолога и логопеда и т.п. Все учащиеся с ОВЗ обеспечены учебниками.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

  • педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
  • дополнительное образование;
  • психолого-педагогическое сопровождение, направленное на социализацию учащихся;
  • воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.

Таким образом, в ходе реализации проекта обеспечивается содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).

Контроль за реализацией инклюзивного образования в школе проводится по следующим направлениям:

  • обеспечение доступности, качества и эффективности специального образования;
  • состояние здоровьеформирующей образовательной среды;
  • создание и развитие комплексной системы информационного обеспечения;

По направлению реализации проекта в части обеспечения доступности, качества и эффективности коррекционного образования проводится мониторинг результативности учебного процесса, который включает в себя диагностические тесты, контрольные работы изучения уровня развития личности.

5. Выводы

Осознание необходимости и перспективности перехода к инклюзивной форме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья высвечивает ряд проблем, требующих безотлагательного решения:

  • необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию инклюзивной формы образования;
  • отсутствие экономических и финансовых механизмов реализации инклюзивного образования в соответствии с финансовыми нормативами затрат, в которые включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе;
  • недостаточное развитие в образовательных учреждениях развивающей адаптивной среды, условий доступности, безбарьерной среды жизнедеятельности;
  • нехватка специалистов, подготовленных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условия инклюзивного образования;
  • недостаточное методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса, не способное удовлетворить потребности специалистов сопровождения и педагогов, включённых в инклюзивную практику;
  • неготовность общества и самих лиц с ограниченными возможностями здоровья к взаимному принятию.

Приоритетными направлениями работы по организации инклюзивного образовательного процесса должны стать:

  • научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов, участвующих в реализации инклюзивного образовательного процесса;
  • психологическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса (дети, родители, педагоги, тьюторы);
  • проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы;
  • разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду;
  • моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды путем создания гибких образовательных стандартов для детей с разным уровнем стартовых возможностей;
  • разработка региональной программы обеспечения условий доступности получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по месту жительства в вариативных формах;
  • межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;
  • информированность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов о возможности оказания услуг в сфере получения высшего образования;
  • адаптация учебного процесса к особым потребностям студентов-инвалидов (безбарьерность при передвижении, восприятии информации, развитие форм дистанционного обучения и др.);
  • создание системы реабилитационных, социально-психологических услуг, сопровождающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья на всем пути обучения;
  • привлечение общественных организаций к процессу экспертной оценки условий, необходимых для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с целью дальнейшей разработки и реализации образовательных проектов.

6. Литература

  1. «Для чего нам нужно инклюзивное образование?» / В сб. «Программа развития региональных систем образования: на материалах III Байкальского образовательного форума (г. Улан-Удэ, 2–4 июля 2011 г.) // Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг». 2011 г.
  2. «Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС». 2009 г. – «Инклюзивное образование: ключевые понятия». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС».
  3. «Участие общественных организаций людей с инвалидностью в развитии инклюзивного образования». / Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. // М.: РООИ «Перспектива», ООО «Типография Гарант». 2012 г.
  4. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. http://school.msk.ort.rU/integration/index.php7pH:eachersp ¡ г.27., Воронин, Г.Л./ Г.Л.Воронин //
  5. Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - 2005. - № 2. - С. 21-32.
  6. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. -М.: 2000.
  7. Борисова Н. В. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М.: Перспектива; Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 47 с. - ISBN 978-5-8311-0423-3.
  8. Выготский JI.C./ Педагогическая психология 1 2008»;:; ACT; 978-5-17-049976-2.
  9. Гилевич И.М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология: 1995; - № 3. -. С. 39-46;
  10. Голиков Н. Индивидуальная помощь, ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Н. Голиков // Учитель. — 2006.-№ 1.-С. 22-24.
  11. Гудонис, В. П. Незрячий в обществе: социальные меридианы / В.П. Гудонис // Мир психологии. - 2001. -№2. -С. 186-197.
  12. Дайджест по инклюзивному образованию. 2010, июнь. http://orttoHfe2.ucoz.m/publ/rabotaiobrazovanie/dajdzhestpoinkljuzivnomuo
  13. Дементьева Н.Ф Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. / Н.Ф. Дементьева, Г.Н.,Багаева Т.Н. Исаева. М.:Изд-во Ин-та социальной работы, 1996.
  14. Добровольская, Т.А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграции / T.A. Добровольская, Н.Б. Шабалина. - Социологические исследования. - 1991. -№ 5. - С. 3-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Организация профессионально - ориентированного образовательного пространства обучающихся в учебно - профессиональной деятельности"

Целью работы является раскрытие задач по формированию системного дифференцированного педагогического подхода в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных рабочих и служащих сферы сервиса и...

Эффективные методы педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников в образовательном пространстве школы.

На мини-заседании проводится разбор блоков-тем «Стратегия выбора».  Используются интерактивные формы работы: игровые упражнения («Профессия на букву», «Самая-самая&h...

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....

Стать "Особенности обучения иностранному языку в начальной школе"

На мой взгляд, раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной ш...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(из опыта работы учителя)...