Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеология. Фразеологизмы». «Этот удивительный мир фразеологизмов".
план-конспект урока на тему

Светлана Алексеевна Родионова

Методическая разработка урока русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17.06.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеология. Фразеологизмы».    «Этот удивительный мир фразеологизмов»

Цели:

  образовательные:

  • познакомить учащихся с фразеологией -  разделом науки о языке;
  • употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;
  • развивать речевые, орфографические, пунктуационные навыки;

развивающие:

  • развитие познавательного интереса
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.

воспитывающие:

       воспитывать интерес к слову  и прививать любовь к русскому языку.

                                                   …………составляют народную физиономию языка,
                                                    его оригинальные средства и его… богатство»
                                                                                                             
В.Г.Белинский                                                                                                      

                                                                        Ход урока:

1. Организационный момент (2мин).

2. Актуализация знаний. Повторение.

а) вступительное слово учителя.

Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попутешествуем. Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:

Засучив рукава

Сбиться с ног

С ног на голову

Водить за нос

 (Это фразеологизмы)

Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока. «Этот удивительный мир фразеологизмов». Допишите название темы урока в ваши тетради.

б) повторение

Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?

(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).

Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского .Прочтите его и подумайте, какое слово необходимо дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы) Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).

Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.

Как я уже сказала, мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию .Чтобы в неё войти, постарайтесь быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой. Итак, начинаем. 

З а д а н и е №1 (устно)

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Молодцы. Быстро нашли ответы .Как видите, это позволило нам быстро войти в волшебную страну Фразеологию. Перед нами указатель: «город Тружеников». Очень хочется войти в него, но чтобы их открыть, необходимо, как в любой сказке, что-то отгадать или выполнить какое-нибудь задание.

З а д а н и е № 5 (первая половина задания устно, вторая -- письменно).

Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк .А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как ...(заяц)

-- Здоров, как …(бык)

-- На ухо наступил… (медведь)

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж)

Вот какой зоопарк есть в Городе Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р, Болтливый, как сорока; Немой, как рыба). Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).

Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания?(Пунктуации)

4Физкультминутка 

Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побьем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь - руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

III. Изучение нового материала.

         - Все вы, наверное, знаете много пословиц и поговорок. (Учитель просит учеников вспомнить, какие пословицы они знают)

         - Так вот эти пословицы и поговорки являются фразеологическими оборотами или фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется около пятидесяти фразеологических оборотов. Давайте приведем несколько примеров.

        Учитель приводит пример, а учащиеся объясняют, что значит этот фразеологизм.

         Валится из рук; голыми руками взять; мастер на все руки; не покладая рук; дать руку на отсечение; лёгкая рука.

   - Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы, поговорки) возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие появились в связи с историческими событиями (Словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, загадок. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется фразеологией.

- Источники фразеологизмов различны. Одни пришли к нам из народной речи. В них выразилась народная мудрость. Другие - из мифов и легенд, а третьи создали писатели и поэты.

Шиворот-навыворот.

В настоящее время эти слова кажутся безобидными, обозначая, что кто-то одел что-то наоборот, наизнанку. Но во времена Ивана Грозного это выражение связывалось с наказанием. Так одевали пойманного вора и возили по городу.

Ахиллесова пята.

Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали вражеские стрелы. У него было лишь одно слабое место – пятка.

Задание: закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди туда – не знаю куда, …

Скоро сказка сказывается, …

Это всё присказка, …

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Словарная работа.

            Учитель дает ученикам задание – заменить фразеологические обороты словами-синонимами. (Это задание выполняется под диктовку учителя. Один ученик выполняет его у доски, остальные – в тетрадях.)

                     В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; куры не клюют; кожа да кости.

2. Фразеологические загадки.

           Отгадайте, о чем идет речь.

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.
  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.
  • Её набирают в рот, когда молчат.
  • Его держат за зубами.

V. Рефлексия.

 Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Причастие. Причастный оборот.Презентация к уроку русского языка 7 классе

Презентация позволит в интересной форме повторить определение причастия, признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий. Семикласники смогут вспомнят правила  поста...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Презентация по русскому языку 7 класс на тему "Междометие как часть речи"

Данная презентация - это материал, который поможет учителю представить такую сложную тему как междометие. Поможет разобраться с написанием сложных междометий и с постановкой знаков препинания при межд...