Проблемы среднего профессионального образования
материал на тему

Вечканов Анатолий Николаевич

Проблемы среднего профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_srednego_professionalnogo_statya.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Проблемы среднего профессионального  образования.

Вечканов Анатолий Николаевич.

Место работы:   Государственное бюджетное образовательное учреждение Шатковский агротехнический техникум. Мастер производственного обучения по вождению автотранспортных средств. Нижегородская область р.п. Шатки.

 E-mail для контактов: lyubow.vechkanowa@yandex.ru

        Еще полвека назад советская система образования справедливо считалась одной из лучших в мире. В СССР наряду с системой высшего образования (ВУЗами) неплохо функционировала развитая система техникумов, дающая своим студентам среднее профессиональное образование (СПО).

       Выпускники техникумов были широко востребованы в народном хозяйстве в качестве высококвалифицированных рабочих, а также командиров производства низшего и среднего звена. Переход российского высшего образования с 2003 г. на исторически чуждую России трехступенчатую Болонскую систему [1] почти убил отечественную систему СПО. Ведь молодежь прекрасно понимала, что лучше после окончания средней школы за четыре года учебы получить диплом бакалавра (то есть диплом о высшем образовании), чем через три года учебы в техникуме получить диплом всего лишь о среднем профессиональном образовании.                Ведь разница в продолжительности учебы для получения диплома ВУЗа и техникума составляла всего лишь один год! Отметим, что в «доболонские» времена продолжительность учебы в ВУЗе превышала таковую в техникуме на два года, то есть почти вдвое!

         Окончательно добить систему российского СПО помешала, как ни странно, очередная серьезная неприятность – демографическая яма, в результате которой в последние годы резко сократилось число выпускников школ. В результате конкурс в ВУЗы значительно снизился, что в первую очередь ударило по платным ВУЗам, так как теперь большинство абитуриентов могло небезуспешно претендовать на бюджетные места. В итоге многие платные ВУЗы оказались на грани закрытия из-за существенного уменьшения набора новых студентов. Для того, чтобы выжить, большинство платных ВУЗов были вынуждены ввести у себя отделения СПО. Особо привлекательной система ВУЗовского СПО оказалась для лиц с неполным средним образованием. Ведь вчерашние девятиклассники, поступив на отделение СПО, а затем, после его окончания, на высшее профессиональное образование (ВПО), сберегают целый год для получения диплома специалиста или магистра по сравнению с лицами, идущими по традиционному пути получения вузовского диплома. Здесь возникает серьезная трудность, связанная со сравнительной некомпетентностью преподавателей ВУЗов, так как они привыкли иметь дела с совершеннолетней молодежью, а здесь приходится учить пятнадцатилетних подростков. Вчерашние девятиклассники, почуяв ВУЗовскую свободу, зачастую «идут вразнос», так что отработанные методы обучения сравнительно взрослых студентов, в значительной мере перестают срабатывать.

       В связи с вышеизложенным, особую остроту приобретает вопрос о совершенствовании методик преподавания для студентов СПО.

       В Великобритании – стране с древними университетскими традициями, существует две системы получения высшего образования, английская и шотландская. Английская система характерна постоянным тщательным контролем за студентами в течении всего времени их обучения в университете. За каждым студентом закреплен куратор из профессорско-преподавательского состава, который все время обучения следит за учебными успехами своего подопечного и помогает ему в решении возникающих проблем. При шотландской системе контроль процесса обучения студентов весьма ослаблен. Студенты фактически сами решают, какие курсы посещать и когда их сдавать. В итоге, выпускники английских университетов получают в результате обучения лучшие знания, но не формируются как личности. Выпускники же шотландских университетов в ходе обучения формируются как личности, но получают существенно худшие знания. Думается для подростков, которыми являются студенты СПО, более подходит английская система получения образования. Одним из способов непрерывного контроля процесса обучения может быть повсеместное введение рейтинговой системы. Преподавателям известно, что значительная часть студентов в течение семестра учатся, мягко говоря, с прохладцей. Интенсивно учиться такие студенты начинают лишь во время сессии, переваривая при этом громадное количество материала за сравнительно короткое время. Естественно, после сессии большая часть изученного таким экспрессным путем материала прочно забывается.  

       Применение же рейтинговой оценки текущих знаний студента позволит стимулировать его постоянное (то есть в течение всего семестра, а не только во время сессии) внимание к изучению соответствующего предмета. Использование рейтинговой (бальной) системы может включать в себя следующие приемы. 1) Использование в занятиях со студентами режима диалога, в ходе которого ответы студентов оцениваются в баллах. 2) За пропуск студентом занятия ему выставляется определенное количество отрицательных баллов, которые он может, в принципе, компенсировать, защитив перед преподавателем пропущенную тему. 3) Изучение дисциплины разбивается на ряд блоков, по каждому из которых проходит рубежный контроль, например, в виде тестов. При этом тест считается пройденным, если студент получил не менее половины от максимального числа баллов. Если же студент по результатам теста набрал менее половины возможных баллов, то ему ставится отрицательная оценка, равная разности между реальным числом баллов, набранных студентом в ходе теста, и половиной от максимального числа баллов. Например, тест содержит пять вопросов, при этом каждый вопрос оценивается в два балла. Таким образом, максимальная оценка за тест составит 10 баллов. Студент, набравший в ходе тестового испытания 5 и более баллов, считает сдавшим тест. Итоговая же оценка студента, набравшего в ходе теста 4 балла, составит 4–5 = –1 балл, набравшего 2 балла – 2–5 = –3 балла. 4) В конце семестра студент подвергается итоговому контролю, оцениваемому по тому же принципу, что и рубежные. 5) Баллы, заработанные студентом за пункты (1)–(4) складываются, и в зависимости от величины набранной суммы студенту выставляется соответствующая конечная оценка по дисциплине. При этом следует делать текущие результаты рейтинговой системы максимально открытыми, доступными для студентов. В этом случае может проявиться эффект соревнования, в ходе которого студенты могут стремиться пробиться в первые ряды.

      Ведь когда наша страна была могучей сверхдержавой, советские идеологи полагали, что эффективной заменой конкуренции, являющейся двигателем прогресса в западном мире, является социалистическое соревнование. То, что в течение ряда десятилетий советская наука, техника и экономика были вполне конкурентоспособными, доказывает высокую эффективность эффекта соревнования. Противники рейтинговой системы считают ее главным недостатком постоянный тестовый контроль знаний. Действительно, отношение российского общества к такому способу контроля знаний скорее негативно. Это основывается, прежде всего, на тестировании школьников в рамках ЕГЭ, которое у нас в стране не ругал только ленивый.

       Думается, что эффективность использования тестов для проверки знаний зависит, прежде всего, от искусства и умения преподавателя правильно составлять тестовые задания [2]. Рассмотрим приведенный выше пример тестовой проверки студенческих знаний по отдельной теме. Существует пять тестовых заданий по пять вопросов в каждом. Высококвалифицированным преподавателем вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы студент, выучив ответы на все 25 вопросов, тем самым полностью изучил весь материал тестируемой темы. Другим способом, позволяющим заметно увеличить эффективность процесса обучения, является оптимальное чередование изучаемых дисциплин. Так, в большинстве ВУЗов, имеющих отделения СПО, студенты СПО уже в первом семестре изучают одновременно математику, физику и химию в качестве базовых дисциплин, фактически следуя школьной программе. Между тем понятие химической связи базируется на строении атома, которое изучается в физике. Понятия скорости и ускорения, которые изучает физика, невозможно дать без знания дифференциального исчисления, а работы и потенциала – без интегрального, изучаемых в математике. Поэтому, чтобы соблюсти логику изложения материала в этих дисциплинах, а также исключить процесс дублирования материала, было бы целесообразно дать в первом семестре всю математику, во втором – всю физику, а к изучению химии приступить только в третьем семестре. Весьма эффективными являются интерактивные методы обучения [3], включающие в себя подачу материала в режиме диалога, деловые игры, круглые столы и др. Однако такие занятия могут быть достаточно эффективными только в случае, когда студенческая аудитория не превышает 20-30 человек. Когда же в аудитории присутствует сотня и более пятнадцатилетних подростков, то аудитория становится совершенно неуправляемой и эффективность занятий катастрофически снижается. Между тем платные ВУЗы, занимающиеся СПО, с целью экономии фонда заработной платы и в силу вузовской инерции, практикуют поточные лекционные занятия, эффективность которых для студентов СПО, особенно 1 курса, крайне невысока.

       Другим способом, активизирующим стремление к учебе, является вовлечение студентов в исследовательскую деятельность. Только тема исследования должна быть достаточно интересной, так что результатами работы студенту можно было бы похвастаться не только своим коллегам, но и в дружеской компании. Так, студенты экономических специальностей с большим интересом исследуют вопрос, какую сумму на наши деньги составляют 30 серебряников, полученных Иудой на предательство Христа.

         Студенты же юридических специальностей, интересующиеся спортом, с удовольствием сопоставляют особенности американской и советской юриспруденции, исследуя вопрос, как великий американский боксер Кассиус Клей мог быть лишен титула чемпиона мира на национальное преступление (он отказался служить во Вьетнаме). Между тем примерно в это же время советский боксер Виктор Агеев был лишен звания мастера спорта за хулиганский проступок, оставшись, тем не менее, чемпионом Европы. Почти все предложенные выше меры усиления эффективности процесса обучения пригодны и для студентов ВПО, но особенно актуальны для студентов СПО с неполным средним образованием в силу: (1) их подросткового возраста; (2) привычкой к постоянному контролю при обучении в школе; (3) тем, что в систему СПО поступают, как правило, не самые лучшие представители подростковой молодежи.

Литература

 1. Гуськова С.А. Тенденции развития современного образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3. С.135-140. 2. Доленко Г.Н. Некоторые пути интенсификации образования в высшей школе // Материалы научно-методической конференции «Технологии в образовании» [25-27 марта 2014 г]. Новосибирск: СибУПК. 2014. С.101-107. 3. Труфанова Л.И. Новые подходы и методы в обучении высшей школы //Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4. С.64-66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы среднего профессионального образования

Современное общество диктует необходимость обучать, что должен знать и уметь человек, приступающий непосредственно к реальной профессиональной деятельности. Модернизация системы образования Росии треб...

О проблемах математической подготовки учащихся среднего профессионального образования

В статье указаны основные проблемы математической подготовки учащихся среднего профессионального образования. Те аспекты, на которые нужно обратить внимание преподавателю учреждения СПО при подборе эф...

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Актуальные проблемы среднего профессионального образования.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения ими профессии, специальности  в соответствии с собственными интересами, способностями и социа...

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Проблемы среднего профессионального образования

Аксиома о том, что народное творчество составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры России и является основой формирования национального самосознания, – не ...