Рабочая программа (модифицированная) дополнительного образования – Спортивной секции «ОФП» для обучающихся 15-18 лет
рабочая программа на тему

Смагин Николай Иванович

Предназначена для использования в работе преподавателей физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sektsiya_ofp-1._programma.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московский образовательный комплекс им. В.Талалихина

 

«Согласовано»

ЦМК физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Председатель_______________

                       Чернова Л.Л.

Протокол №___«__»_______2014 г.

«Утверждаю»

Директор __________ Н.М. Снопко

«____»_______________2014 года

Рабочая программа

(модифицированная)

дополнительного образования –

Спортивной секции «ОФП»

для обучающихся 15-18 лет

                                                                                                                                 Срок обучения – 1 год

Руководитель – Смагин Н.И.

преподаватель физической культуры

                                                                 

                                                                      Москва, 2014

     

Пояснительная записка

 В   настоящее время проблема сохранения и поддержания здоровья  учащихся вышла на государственный уровень. Наблюдается пристальное внимание к общей физической подготовке учащихся, организации здоровьесберегающей деятельности   в образовательных учреждениях.

    Одним из ключевых направлений здоровьесберегающей деятельности является организация оптимального двигательного режима; пропаганда здорового образа жизни и ценности здоровья человека,  приобщение обучающихся к проблеме сохранения своего здоровья, формирование валеологической грамотности. Этому способствует  внедрение программы кружка «ОФП» в образовательный процесс.

Тематическое планирование кружка общей физической подготовки составлено в соответствии с программой А.П.Матвеева «Физическая культура для старших классов» М., «Просвещение», 2007.

        Цель программы: общее физическое развитие учащихся; укрепление здоровья и закаливание; формирование и развитие установок активного, здорового и безопасного образа жизни; приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил ТБ, инструкторских навыков.

      Задачи:

  1. развитие познавательного интереса к занятиям физической культурой; овладение системой знаний о физическом совершенстве человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий;
  2. формирование  умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из  базовых видов спорта, умением использовать их в соревновательной деятельности;
  3. физическое развитие обучающихся, активное включение их в здоровый образ жизни, укрепление и сохранение индивидуального здоровья.

          Программа кружка предусматривает теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Основные задачи теоретических занятий - дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.  Каждое практическое занятие состоит из трёх частей:  подготовительной,  куда включаются общеразвивающие упражнения; основной, в которой выполняются упражнения из разных разделов программы (гимнастика, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры); заключительной, где подводятся итоги занятия и объявляется домашнее задание.

Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями.

Спортивные соревнования в кружке проводятся в соответствии с планом школьных и районных соревнований.

Инструкторские и судейские навыки приобретаются в процессе проведения кружковцем одной из частей практического занятия с группой и судейства соревнований.

     Здоровьесберегающая и образовательная деятельность могут и должны работать по принципу взаимодополнения. Остальные принципы будут являться  производными.

    Программа адресована подросткам переходного периода, раннего юношеского возраста  15-18 лет.

Психологические особенности юношеского возраста.

   Самосознание в юношеском  возрасте – это самосознание, характеризующееся познанием своего Я  не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. На основе результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируется  обобщенная самооценка  личности. К этому времени  складываются  представления о сферах жизнедеятельности человека и качествах его личности, в которых  проявляются психологические особенности мужчин и женщин.

    В юношеском  возрасте складывается обобщенное эмоционально-ценностное отношение  к себе.

   Еще одно новообразование, возникающее  в конце  переходного периода, Л.И.Божович называла “самоопределением”, т.е. осознание  себя, с субъективной точки зрения, в  качестве  члена общества и в новой общественно значимой  позиции.  Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда  человек стоит перед необходимостью решать  проблему  своего будущего.  Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей  жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается  на уже устойчиво сложившихся интересах  и стремлениях субъекта, предполагает учет своих  возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся  мировоззрение юноши и связано с  выбором профессии. Но подлинное  самоопределение, как отмечала Л.И.Божович,  не заканчивается в это время,  оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого  человека, возникает значительно позже и является  завершающим последним этапом  онтогенетического развития личности ребенка.

      В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием  самого себя – своих  возможностей  и  стремлений, но и пониманием  своего места в человеческом обществе  и  своего назначения  в жизни.

      Следующее  важное  новообразование юношеского возраста описано отечественными психологами  К. Обуховским и В.Э. Чудновским как  потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. В юности, когда человек впервые сталкивается с проблемой сознательного выбора жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

       В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества.  Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности.

     Состав группы постоянный, набор свободный, без конкурсной основы. Число обучающихся – до 15 человек.

     Режим занятий.

Программа предусматривает 240 часов в год, 6 часов в неделю. Периодичность занятий – 3 раза в неделю по 2 часа.

      В процессе занятий по программе обучающийся  должен:

  • овладеть системой знаний о физическом совершенстве человека,   основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из  базовых видов спорта;
  • уметь использовать знания  в соревновательной деятельности;
  • уметь отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий;
  • уметь оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
  • уметь выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений.

     В результате занятий должны быть развиты основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, а также достигнуты  личностные результаты: способность к саморазвитию и самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы, связанные со здоровым образом жизни.

    Способом  проверки общей физической подготовки учащихся станет ежегодный мониторинг физического развития обучающихся системы среднего профессионального образования, соревнования.

Тематический план работы

Тема

Количество часов теория

Количество часов практика

Итого

1. Правила обеспечения жизнедеятельности при занятии физическими упражнениями. История физической культуры. Техника безопасности.

4

4

2. Виды физической подготовки, которые обеспечивают наибольший эффект, на оздоровление человеческого организма.

4

4

3. Профессионально- прикладная подготовка.

2

2

4. Оценка физической подготовленности организма.

2

2

5. Гимнастика.

36

36

6. Легкая атлетика.

28

28

7. Спортивные игры.

60

60

8. Упражнения на тренажерах.

76

76

9. Настольный теннис.

28

28

Всего.

12

228

240

Содержание программы

Физическая культура и спорт в России.

Понятие о физической культуре и спорта в России. Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим школьника.

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.

Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Закаливание. Правила поведения на стадионе, катке, в спортивном зале.

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь на занятиях в кружке физической подготовки.

Гимнастика.

Строевые упражнения. Построения и перестроения. Шеренга, колонна, размыкание. Расчет по порядку. Рапорт. Ходьба в ногу.

Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (мячами, скакалками, гимнастическими палками) на гимнастических снарядах (стенках, скамейках). Прыжок через козла.

Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперед. Кувырок назад. Стойка на лопатках. «Мост».

Лазанье, перелезание, висы, упоры, равновесие, преодоление полосы препятствий.

Легкая атлетика.

Ходьба обычная и с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Высокий старт. Бег на короткие дистанции до 30 метров и в медленном темпе до 500 метров.

Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в высоту, с высоты. Прыжок способом «согнув ноги» и способом «перешагивание».

Метание. Броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность.

. Волейбол

Волейбол - один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силою и ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательных систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

Баскетбол

Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.

В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

В возрасте 15-18 лет необходимо учить подростков согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому начальный курс баскетбола представлен «Школой технико-тактической подготовки». Отличительной особенностью элементов школы является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки, входят составной частью в игровые действия, и отдельно не рассматриваются.

Футбол

Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Тактические варианты игры. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Перспективы развития тактики игры. Тактика игры в нападении (атакующие комбинации флангом и центром). Тактика игры в защите (зонная, персональная опека, комбинированная оборона). Планирование спортивной тренировки. Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Периодизация тренировочного процесса. Сроки, задачи и средства тренировочных этапов и периодов. Дневник спортсмена. Правила игры. Организация и проведение соревнований. Разбор правил игры. Права и обязанности игроков, роль капитана. Обязанности судей, способы судейства. Замечания, предупреждения, удаления игроков с поля. Система розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о соревнованиях. Заявки, их форма и оформление, представление заявок. Назначение судей.

Место занятий, оборудование и инвентарь.

Футбольное поле для проведения занятий и тренировок, требования к его состоянию. Тренировочный городок. Подсобное оборудование: щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и их применение.

Настольный теннис

Настольный теннис - вид спорта, в центре внимания которого находится индивидуальная техника. Чтобы добиться успехов, надо овладевать умением играть с соперниками, обладающими различной манерой игры. Поскольку настольный теннис характеризуется противоборством соперников, необходимо чередовать тактические и технические тренировки с соревнованиями.
В процессе теоретических, практических занятий и соревнований занимающиеся должны получить знания и навыки, необходимые спортивному судье, чтобы оказывать помощь в проведении соревнований.
В процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований педагог-тренер воспитывает у занимающихся чувство ответственности перед командой, коллективом, добивается от них добросовестного отношения к своим обязанностям, уважения к старшим, организованности и дисциплины.
Своевременное, хорошо организованное проведение занятий, высокая производительность к выполнению движений, аккуратная явка на занятия, строгое выполнение правил на соревнованиях, личный пример руководителя способствуют воспитанию занимающихся.

Контрольные испытания, соревнования.

Выполнение упражнений и сдача нормативов, соревнования между членами кружка.

Методическое обеспечение.

Программа  предусматривает теоретические и практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Основные задачи теоретических занятий- дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о правилах и организации проведения соревнований. Об инвентаре и о правилах поведения  на спортивных сооружениях.

  При подборе средств и методов практических занятий руководитель кружка должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая  атлетика, гимнастика, подвижные игры,  и т.д.)

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятий.

Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей: подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения; основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, проводятся подвижные и спортивные игры; заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятий и объявляются домашние задания. Учебно- тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала.

  Спортивные соревнования в кружке с выходом  на соревнования повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически, можно  с приглашением родителей.

Для работы данного кружка необходимо оборудование, которым укомплектована каждая общеобразовательная школа ( мячи, скакалки, гимнастические снаряды и т.п.), кроме этого индивидуально у каждого ребенка должно быть: спортивная форма, спортивная обувь,  лыжный комплект (лыжи, ботинки, лыжные палки), коньки.

Календарно-тематический план

занятий

Наименование разделов, тем по программе, тем отдельных занятий

Количество часов

1

2

3

1.

Правило обеспечения жизнедеятельности при занятии физическими упражнениями, как без предметов, так и с отягощениями. Техника безопасности

2

2.

Виды физической подготовки, которые обеспечивают наибольший эффект, на оздоровление человеческого организма

2

3.

Профессионально-прикладная подготовка

2

4.

Упражнения на тренажерах

2

5.

Беговая и прыжковая подготовка

2

6.

 Упражнения на перекладине и  навесных брусьях

2

7.

Двусторонняя игра в футбол

2

8.

Упражнение на тренажерах

2

9.

Настольный теннис

2

10.

Упражнения на тренажерах

2

11.

Двусторонняя игра в волейбол

2

12.

Упражнения на тренажерах

2

13.

Гимнастические упражнения с предметами

2

14.

Упражнения на тренажерах

2

15.

Двусторонняя игра в баскетбол

2

16.

Кроссовая подготовка

2

17.

Упражнения на тренажерах

2

18.

Упражнения с предметами

2

19.

Упражнения на тренажерах

2

20.

Двусторонняя игра в футбол

2

21.

Настольный теннис

2

22.

Упражнения на тренажерах

2

23.

Гимнастические упражнения с предметами

2

24.

Двусторонняя игра в волейбол

2

25.

Бег на выносливость

2

26.

Упражнения на тренажерах

2

27.

Двусторонняя игра в баскетбол

2

28.

Гимнастические упражнения с предметами

2

29.

Двусторонняя игра в футбол

2

30.

Упражнения на тренажерах

2

31.

Настольный теннис

2

32.

Упражнения на тренажерах

2

33.

Двусторонняя игра в волейбол

2

34.

Кроссовая подготовка

2

35.

Упражнения на тренажерах

2

36.

Двусторонняя игра в баскетбол

2

37.

Гимнастические упражнения с предметами

2

38.

Упражнения на тренажерах

2

39.

Настольный теннис

2

40.

Упражнения на тренажерах

2

41.

Настольный теннис

2

42.

Двусторонняя игра в футбол

2

43.

Упражнения на гимнастической стенке

2

44.

Двусторонняя игра в волейбол

2

45.

Упражнения на тренажерах

2

46.

Двусторонняя игра в баскетбол

2

47.

Упражнения на тренажерах

2

48.

Гимнастические упражнения на перекладине и навесных брусьях

2

49.

Кроссовая подготовка

2

50.

Упражнения на тренажерах

2

51.

Двусторонняя игра в футбол

2

52.

Упражнения на тренажерах

2

53.

Правило обеспечения жизнедеятельности при занятии физическими упражнениями, как без предметов, так и с отягощениями. Техника безопасности

2

54.

Виды физической подготовки, которые обеспечивают наибольший эффект, на оздоровление человеческого организма

2

55.

Двусторонняя игра в баскетбол

2

56.

Упражнения на тренажерах

2

57.

Двусторонняя игра в волейбол

2

58.

Упражнения с гантелями

2

59.

Упражнения на тренажерах

2

60.

Двусторонняя игра в волейбол

2

61.

Упражнения со штангой

2

62.

Кроссовая подготовка

2

63.

Упражнения на тренажерах

2

64.

Настольный теннис

2

65.

Кроссовая подготовка

2

66.

Упражнения на тренажерах

2

67.

Двусторонняя игра в футбол

2

68.

Гимнастические упражнения на перекладине и навесных брусьях

2

69.

Настольный теннис

2

70.

Двусторонняя игра в баскетбол

2

71.

Упражнения на тренажерах

2

72.

Настольный теннис

2

73.

Двусторонняя игра в баскетбол

2

74.

Гимнастические упражнения на перекладине и навесных брусьях

2

75.

Кроссовая подготовка

2

76.

Настольный теннис

2

77.

Двусторонняя игра в футбол

2

78.

Кроссовая подготовка

2

79.

Упражнения на тренажерах

2

80.

Упражнения на гимнастической стенке

2

81.

Двусторонняя игра в волейбол

2

82.

Упражнения на тренажерах

2

83.

Двусторонняя игра в баскетбол

2

84.

Упражнения на тренажерах

2

85.

Гимнастические упражнения на перекладине и навесных брусьях

2

86.

Кроссовая подготовка

2

87.

Упражнения на тренажерах

2

88.

Двусторонняя игра в футбол

2

89.

Упражнения на тренажерах

2

90.

Двусторонняя игра в баскетбол

2

91.

Упражнения на тренажерах

2

92.

Двусторонняя игра в волейбол

2

93.

Упражнения с гантелями

2

94.

Упражнения на тренажерах

2

95.

Упражнения со штангой

2

96.

Кроссовая подготовка

2

97.

Упражнения на тренажерах

2

98.

Двусторонняя игра в волейбол

2

99.

Настольный теннис

2

100.

Кроссовая подготовка

2

101.

Упражнения на тренажерах

2

102.

Двусторонняя игра в футбол

2

103.

Гимнастические упражнения на перекладине и навесных брусьях

2

104.

Настольный теннис

2

105.

Двусторонняя игра в баскетбол

2

106.

Упражнения на тренажерах

2

107.

Настольный теннис

2

108.

Двусторонняя игра в баскетбол

2

109.

Гимнастические упражнения на перекладине и навесных брусьях

2

110.

Упражнения на тренажерах

2

111.

Настольный теннис

2

112.

Двусторонняя игра в футбол

2

113.

Кроссовая подготовка

2

114.

Упражнения на тренажерах

2

115.

Настольный теннис

2

116.

Упражнения на тренажерах

2

117.

Кроссовая подготовка

2

118.

Настольный теннис

2

119.

Упражнения на тренажерах

2

120.

Оценка физической подготовленности организма

 (тестирование)

2

Итого

240

   Список  используемой литературы:

1. Программа А.П.Матвеева «Физическая культура, старшие классы» - М.:   Просвещение, 2007.

2. Л. В. Былеева. Подвижные игры. -  М.,  2008.

3. Ю.И.Портных. Спортивные игры. -  М., 2009.

4. Оборонно-спортивные кружки. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2009.

   5. В.Казанская.Подросток.Трудности взросления     

  6. Вавилова Е. Н. Укрепление здоровья детей. – М.:  Просвещение, 2008.

  7. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 2008

  8. Михайлов В., Палько А. Выбираем здоровье! Москва, Молодая гвардия,   2009

   9. Теленчи В. И. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса дополнительного образования "Героические страницы Москвы"

Данная рабочая программа является авторской, хотя формально создана на основе уже действующих.  Программа курса направлена на формирование знаний и представлений о героях и выдающихся москвичах, ...

Рабочая программа педагога Дополнительного образования Моздокского ЦДТ Дзебоевой Светланы Борисовны.

Образовательная программа "Вокал" расчитана на 8 лет.Направленность программы - художественная.Цели программы: развитие творческих способностей обучающихся и осуществление нравственно - эстетического ...

Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Материалы в автомобильном дизайне»

Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых в дизайне автомобилей....

Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Автомобильные материалы автомобилестроения»

Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте и обслуживании автотранспортных средств.Уровень программы – базовыйСроки реализации – 4 месяцаВозраст об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «ТЕХНИКИ ПРОДАЖ»

Программа курса «Техники продаж »   поможет обучающимся  понять, как работает процесс продажи, создать сценарий собственных действий от первоначального контакта с клиентом д...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Бытовые холодильники»

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Бытовые холодильники"...