Оптимизация учебного процесса в колледже
статья на тему

В статье рассматриваются методы и приемы,которые помогут студентам лучше усвоить теоретический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optimizatsiya_uchebnogo_protsessa_v_kolledzhe_-_kopiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оптимизация учебного процесса в колледже

Обсуждая традиционное образование с коллегами, мы пришли к выводу, что оно является хорошим для одних, но не для других. Почему? Потому, что некоторые занимаются не очень хорошо утром, но показывают хорошие результаты днем. Некоторые хорошо занимаются в шумных условиях с хорошим освещением, другие выполняют работу наилучшим образом в спокойном месте со смягченным освещением. Некоторые отличаются в условиях применения высокоструктурированных, директивных методов обучения; другие учатся намного лучше в неформальной, неструктурированной обстановке. Некоторым необходимо, и они хотят, чтобы им говорили что, когда и как нужно делать; другие демонстрируют самые высокие результаты, работая по собственной инициативе. Короче говоря, каждому присущ личный уникальный стиль научения. Некоторые из этих стилей проявляются в четко различающихся предпочтениях относительно таких переменных, как подходы к изучению материала, способы преподавания и личностные характеристики.

Для оптимизации учебного процесса необходимо знать профиль стиля научения каждого студента, (см. приложение 1) чтобы подстроить свои педагогические приемы под особенности воздействия на учащегося таких распространенных форм обучения как лекции, имитации, обсуждения, проекты, игры, упражнения, опросы, взаимное обучение, независимое изучение и программированное обучение.

Наиболее типичный прием учета индивидуальных стилей научения при изложении нового материала- это подход который называют кругами знаний, предполагающий широкое участие, кооперацию и малые группы. Этот подход ориентирован на взаимодействие лицом к лицу, помощь сверстников и на вознаграждение за совместную, групповую деятельность.

Определяя    структуру    урока,    у    педагога    есть       три    базовые альтернативы, чтобы студенты:

  1. участвовали в борьбе за победу, чтобы определить кто самый лучший (соревновательное научение);
  2. работали независимо над собственными целями научения в собственном темпе и в собственном пространстве, чтобы достичь заранее установленного критерия совершенства

(индивидуалистическое научение);

  1. работали совместно в малых группах, с гарантией, что все члены
    группы овладеют заданным материалом (научение в сотрудничестве).

Рассмотрим общие особенности сотруднического научения.

  • сотрудническое научение требует взаимодействия лицом к лицу между членами группы, обычно состоящей из четырех - шести учеников.
  • отношения между членами группы можно описать как отношения позитивной взаимозависимости, т.е. члены должны сотрудничать в распределении ресурсов и ролей, разделении труда для достижения своих целей.


  • сотрудническое научение устанавливает индивидуальную ответственность за взаимообмен, кооперацию и научение. Используются различные приемы для обебспечения того, чтобы цели и вознаграждения зависели от результатов работы и вкладов всех членов группы.
  • сотрудническое научение предполагает использование навыков межличностного общения и работы в малых группах, которые включают в себя обмен ролями, оказание помощи и т.д.

Приемы организации совместного научения:

  1. «Составная картинка загадка» (авт. Ароне 1972) - изучаемы материал разделяют на независимые блоки. Затем членам группы дают независимые, разные части целого для изучения, и они должны обучить тому, что изучили сами, других членов группы. Ни одному из членов не предоставляется достаточно информации для решения требуемой задачи, но когда вся информация складывается вместе - задача решена, т.е. картинка собрана.
  2. Групповое исследование (авт. Шаран 1992) - это техника сотрудничества, которая сочетает в себе академическую работу и изыскания с принципами кооперации. В соответствии с этой техникой выбирается область исследования, проблему, которая доступна исследованию. Затем учебный материал разбивается на части, далее формируются небольшие исследовательские группы по интересам ~ к той или иной теме. После этого группы составляют план своего исследования, и распределяют свою ответственность. Завершив свои изыскания, члены группы обобщают информацию, подготавливают сообщение и представляют их в виде выступления.
  3. Разграничение достижений команд участников- малые группы представляют собой команды, которые соревнуются друг с другом. Реализация этой техники предполагает пять шагов:

  • изложение нового материала традиционным способом.
  • групповая работа, выполнение заданий.
  • контрольная работа выполняется индивидуально
  • оценка индивидуального прогресса
  • награждение команды.

4.        Командно - игровые турниры проводятся, так же как и
разграничение достижений команд участников за исключением
третьего шага, вместо контрольной работы проводится игровой
турнир, который вращается вокруг вопросов, соответствующих
содержанию.

Насколько       эффективны       эти       кооперативные       приемы? Многочисленные исследования психологов показали, что члены


кооперативных команд, как правило,   превосходят по результатам тех, кто занимается в соревновательных ситуациях.

Продолжая мысль об учете индивидуальных особенностей в процессе обучения, рассмотрим несколько подходов. В каждом из которых, содержится фундаментальная мысль: есть люди, которые учатся достаточно быстро, а есть те, которые учатся медленно. Это несколько контрастирует с мыслью, что есть студенты одаренные, а есть менее одаренные (хорошие и плохие студенты). Данное предположение говорит о том, что способность - это функция скорости восприятия        информации,  формирования понятий и навыков. Если всех обучают по одной программе, то корреляция между способностями и результатом будет достаточно велика. При такой форме обучения, быстро обучающиеся студенты будут показывать высокие результаты и медленно обучающиеся низкие. Если же программа обучения составляется индивидуально под каждого ученика, показатель корреляции способностей и результата резко падает, так как все достигают примерно одинакового уровня развития. Другими словами, если применять оптимальный индивидуализированный подход к обучению все студенты овладеют мастерством решения задач.

Кэрролл создатель персонализированной теории обучения подчеркивает важность предоставления высококачественного образования и времени на обучение.

уровень обучения =   потраченное время

                                   требуемое время

Исследователи рассмотрели множество индивидуальных характеристик и попытались определить наиболее подходящие для каждого определенного сочетания метода обучения (лекции, работа в малой группе, программы, компьютерное обучение, наглядное обучение). Несмотря на некоторые трудности в интерпретации результатов, ученые все же сделали предварительные выводы. Первым является связь между тревожностью и степенью структурированности метода и активности участия самого ученика. Наиболее тревожные студенты лучше работают в рамках тех подходов, которые требуют от них минимум активного участия и предполагают, что центральной фигурой в процессе обучения является учитель. Также была выявлена связь между общими способностями и структурой. Не очень способные студенты лучше работают в рамках высококультурного подхода (таких как программное обучение), при котором они движутся к намеченной цели маленькими шагами в четко определенной последовательности. Это объясняется тем, что при использовании структурированного подхода снижаются требования применительно к использованию когнитивных стратегий и методам обработки информации.


Приложение 1 Профили стиля научения студентов для оптимизации учебного процесса.

тип

студента

характеристики

предпочтения

педагогические подходы

активисты

порывисты, импульсивны, восприимчивы гибки

многообразие, возбуждение, участие, активность

групповые процессы научения,

основанные           на активности

рефлексивные мыслители

осторожны, внимательны, вдумчивы, рассудительны

факты, время на размышление  и рефлексию, возможность подумать

уединенные занятия, домашние     задания на                   чтение, саморегулируемое научение

теоретики

логичны                   и

рациональны,

дисциплинированны,

пытливы,

объективны

рациональность,

связность,

подробное

объяснение,

модели             и

теории

компьютезированное обучение, концептуальные модели.        научные подходы

прагматики

практичны               и приземлены

готовность

пробовать

новые   идеи   и

методы,

практические

решения           и

применения

направляемый опыт, практический   опыт, персональное наставничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение ИКТ в учебный процесс колледжа

В статье говорится о внедрении ИКТ в учебный процесс колледжа. Основное внимание уделено компьютерной системе тестирования, войти в которую можно с сайта колледжа....

Статья "Оптимизация деятельности командиров взводов колледжей милиции по воспитанию нравственной устойчивости учащихся колледжей милиции"

Статья "Оптимизация деятельности командиров взводов колледжей милиции по воспитанию нравственной устойчивости учащихся колледжей милиции" опубликована в Академии управления МВД России на кафедре педаг...

Статья "Использование ИКТ технологий как способ оптимизации образовательного процесса в обучении иностранным языкам"

Использование ИКТ на уроках иностранного языка позволяет оптимизировать учебный процесс и является, одним из эффективных средств обучения. Современные компьютерные обучающие программы дают возможность...

КАБИНЕТ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кабинет английского языка - это не только место проведения аудиторных и внеклассных мероприятий, но и инструментом формирования всех языковых навыков и местом погружения в атмосферу другой культуры....

Оптимизация оборудования учебно-производственного полигона в учебном процессе

По ФГОС третьего поколения необходимо обучающимся освоить профессиональные и общие компетенции. С целью формирования профессиональных и общих компетенций необходимо использовать современные технологии...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к проекту: Оптимизация оборудования учебно-производственного полигона в учебном процессе

Презентация к педпроекту: Оптимизация оборудования учебно-производственного полигона в учебном процессе...