«Характеристика и пищевая ценность домашней птицы, утиной и гусиной печени»
учебно-методический материал на тему

Манджиева Кермен Довжеевна

Цель урока: Создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций

Задачи:

1. Обучающая - - освоить профессиональные  компетенции ПК -1.3.

Организовывать подготовку домашней птицы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции, систематизировать знания.

2. Развивающая - создать условия для формирования общих компетенций: ОК 2-8,  развивать профессиональные интересы; применять полученные знания на практике.

3. Воспитательная – ОК 1; 6; 8; 9, создать условия для формирования общих компетенций:  воспитание чувства уважения к обычаям и традициям калмыцкого народа; воспитание чувства ответственности за приготовление качественной продукции; воспитание культуры поведения и умения работать малыми группами, чувства взаимопомощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tkno1_ptitsa.doc601.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение РК

«Торгово-технологический колледж»

Дата проведения: 21.09.2016г          Группа №153    БПОУ РК «ТТК»

План – конспект урока

 

ПМ -01 МДК 01»Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции».

Тема урока: «Характеристика и пищевая ценность домашней птицы, утиной и гусиной печени».

 

Цель урока: Создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций

Задачи:

  1. Обучающая - - освоить профессиональные  компетенции ПК -1.3.

Организовывать подготовку домашней птицы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции, систематизировать знания.

  1. Развивающая - создать условия для формирования общих компетенций: ОК 2-8,  развивать профессиональные интересы; применять полученные знания на практике.
  2. Воспитательная – ОК 1; 6; 8; 9, создать условия для формирования общих компетенций:  воспитание чувства уважения к обычаям и традициям калмыцкого народа; воспитание чувства ответственности за приготовление качественной продукции; воспитание культуры поведения и умения работать малыми группами, чувства взаимопомощи

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, практический.

Форма проведения:  урок с применением ИКТ

Оснащенность урока: проектор, слайды в режиме MicrosoftPowerPoint, учебник И.П.Самородова «Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции», листы с заданиями.

Время проведения урока: 80 минут

Формы работы учащихся: коллективная, групповая

Прогнозируемый результат:

Овладение профессиональными компетенциями:

ПК 1.3 Организовывать подготовку домашней птицы  и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

Развитие и овладение общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационный момент

Активация учащихся.

Цель: Активизировать внимание обучающихся. Психологический настрой на урок. Мотивировать обучающихся к учебной деятельности

Задача: проверка готовности учащихся к дальнейшему изучению материала.

 

Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, давайте отметим отсутствующих.

Приготовьте, пожалуйста, конспекты.

Приветствуют преподавателя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

ОК1,ОК2

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

 Цель: Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности (посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала)

Задача: создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Запишем тему урока «Характеристика и пищевая ценность домашней птицы, утиной и гусиной печени». (Слайд1)        

Цель нашего урока: изучить основные характеристики и пищевую ценность домашней птицы, утиной и гусиной печени. (Слайд 2).

Ребята, на  ПОП, кроме мяса и рыбы, поступают домашняя птица и пернатая дичь.

 Какие виды  птиц вам знакомы?

С глубокой древности заслуженной славой на Руси пользовались блюда из птицы. Домашнюю птицу держали десятками, а то и сотнями. (Слайд 3). Знает ли кто сегодня, как давно на русских дворах появились куры и гуси? Лишь про индеек можно с уверенностью сказать, что завезены они к нам в начале XVII века. Испокон веку служила домашняя птица верную службу нашим предкам. Сохранились любопытные воспоминания о прихотях и причудах некоторых из наших предков, любивших вкусно поесть.

Отпрыск графа В. Мусина-Пушкина, дабы блюда на его столе отличались изысканнейшим вкусом, приказывал выкармливать индеек на трюфелях и домашней птице, предназначенной на убой, в корм давать вместо овса и круп лущеных кедровых и грецких орехов и на пойло вместо воды — сливки и рейнское вино. 

К пернатой дичи относятся: дичь лесная, полевая, болотная, водоплавающая (слайды 4,5,6,7).  Мясо дичи (имеет темную окраску и более плотное по консистенции. Оно содержит больше белков и меньше жира, имеет своеобразный вкус и аромат. 

Записывают тему урока.

Ответ: куры, цыплята, индейки, гуси, рябчики и куропатки.

ОК1-ОК4

3.Воспроизведение опорных знаний. Подготовка учащихся к получению новых знаний.

Цель: актуализация опорных знаний и умений (закрепить, углубить и систематизировать знания по теме, полученные на предыдущих уроках)

Задача: выявить степень усвоения и качество знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Ребята, на предыдущих уроках вы изучили темы, в которых изучали основные характеристики и пищевую ценность  мяса, рыбы.

Вопрос: Что такое пищевая ценность сырья?

Учитель: Домашние куры и петухи являются значимым элементом русской культуры, используются в фольклоре, народных сказках и литературных произведениях, где они являются, в том числе, и главными героями. Давайте вспомним некоторые из них.

Как много веков назад мясо птицы и сегодня не теряет своей популярности благодаря приятному вкусу и целебным свойствам. Стоит ли сомневаться в верности суждений П. Сумарокова, утверждавшего, что «молодые жирные куры и такие, которые еще не неслись, должны быть предпочтительнее прочих для употребления в пищу. Мясо их полезно, легко варится в желудке, производит здоровые соки, весьма питает, увлажняет, прохлаждает и весьма полезно слабым или изнуренным болезнью людям и умножает плодородные соки»?

Ответ: Это основная характеристика пищевых продуктов: количество содержащихся в нем белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов.

Ответ: («Курочка Ряба», «Петушок — золотой гребешок», «Кочеток и Курочка» и др.), в пословицах и поговорках («Цыплят по осени считают», «Цыплята (яйца) курицу не учат», «Прокукарекал — а там хоть не рассветай».

ОК2-ОК6

ПК 1.3

4. Объяснение нового материала

Цель: Организовать осмысленное восприятие новой информации

Задача: создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Учитель: Птицу различают по виду, возрасту, упитанности, способу промышленной обработки и по термическому состоянию.

 К домашней птице относятся куры и петухи, цыплята-бройлеры, индейки, гуси, утки. Давайте зарисуем схему, с подробным ассортиментом домашней птицы. В зависимости от упитанности куры бывают 1 и 2 категории. Петухи/мужские особи массой более 1.8 кг/ относятся ко 2 кат. Цыплята-бройлеры – с хорошо развитой мускулатурой, обычно с белой кожей, возраста 6-8 нед. Мясо индейки очень нежное, никогда не вызывает аллергии /холестерина содержится 74мг на 100 г/, имеет 2  категории в зависимости от пола, возраста и массы. Гуси. Мясо гуся более жирное, чем мясо утки9до 20%) и более жесткое. Утки имеют низкое соотношение массы грудной мышцы и массы тела. Отличаются меньшим ожирением и лучшим развитием грудной мышцы. Могут быть 1 или 2 кат.

Сохранились любопытные воспоминания о прихотях и причудах некоторых из наших предков, любивших вкусно поесть.

Отпрыск графа В. Мусина-Пушкина, дабы блюда на его столе отличались изысканнейшим вкусом, приказывал выкармливать индеек на трюфелях и домашней птице, предназначенной на убой, в корм давать вместо овса и круп лущеных кедровых и грецких орехов и на пойло вместо воды — сливки и рейнское вино.

 По мнению ведущих диетологов мира - куриное мясо важнейшая составляющая здорового питания. Чем же оно так полезно для нашего здоровья? И почему?

Учитель: Правильно, также курица богата фосфором, который укрепляет мышцы, кости и зубы; магний нормализует работу нервных клеток, улучшает память; цинк улучшает работу мозга; витамины  группы В  полезны для нервной и пищеварительной системы, они повышают сопротивляемость стрессу и помогают стабилизировать уровень сахара в крови. 

Куриное мясо - ценнейший источник легкоусвояемого белка. А белок очень важен для организма: наши гормоны, ферменты, иммунная система, мышцы — все это белок. (Слайд 8).

Запишите, 1)мясо домашней птицы содержит большое количество полноценных белков, легкоусвояемого жира. Белков в белом мясе кур и индеек 22-24%, а в темном 20-23% (слайд 7).

2) Жиры птицы имеют низкую температуру плавления, более ценны, т.к. в них много ненасышенных жирных кислот (с возрастом их количество уменьшается).

3)мясо птицы содержит меньше соединительной ткани, чем КРС, оно нежнее и легко усваивается.

4)Мясо птиц мелковолокнистое и после тепловой обработки становится более плотным и легко пережевывается (в детском питании).

Мясо цыплят-бройлеров диетическое, так как содержит меньше жиров, в особенности насыщенных жирных кислот, а также меньше холестерина.

Мясо бройлеров (массой 1 —1,2 кг), как правило, нежное, сочное и нежирное, используется в основном для жаренья целиком и порционными кусками. Цыплята массой 250 — 350 г приготавливают целиком и подают по одной штуке на порцию. Куриное мясо более жирное и ароматное по сравнению с мясом цыплят, поэтому оно используется для приготовления бульонов.

Молодых индеек можно распознать по белой коже и светлому жиру. Они используются для жаренья в целом виде. Если птица старая, то у нее фиолетовые ножки и желтый жир.

Темное мясо гусей — самое жирное среди мяса домашней птицы. Самки намного меньше самцов, а их мясо намного вкуснее, поэтому их используют чаще всего в фаршированном виде, жаренных целиком. Мясо старых гусей жесткое и практически непригодно для приготовления каких-либо блюд.

У уток темное и жирное мясо. В основном используются молодые особи в фаршированном жареном виде.

В кулинарии особое место отводится потрохам домашней птицы. Они незаменимы при приготовлении изысканных и сытных блюд. Желудки и сердце используются для разнообразных отварных мясных блюд и гуляшей. Печень чаще всего подается в жареном виде или как добавка в паштеты и фарши.

Вопрос: Знаете ли вы, что такое фуа-гра? 

Фуа-гра (Франция). Дословно «фуа-гра» переводится с французского как «жирная печень». Пристрастием к гусиной печени славились еще древние египтяне. Они первыми заметили, что если дикие гуси объедались, их печень «набухала», становилась жирной и нежной, а главное, необычайно вкусной. Со временем гусей одомашнили и начали откармливать специально. Добрую традицию переняли римляне, для которых гусиная печень стала настоящим деликатесом. Они откармливали птицу инжиром. С закатом империи правила откорма гусей почти забылись. Но со временем паштеты из печени научились делать во многих районах Эльзаса и юго-западной Франции.

В настоящее время во Франции на производстве деликатеса специализируются многие провинции (широко распространено производство в Эльзасе), но традиционным считается юго-запад Франции, где существует настоящий культ фуа-гра (слайд9).

Фуа-гра содержит ненасыщенные жирные кислоты, поэтому рекомендована как одно из лучших средств снизить «плохой» холестерол. Именно это ее качество является, возможно, причиной долголетия людей на юго-западе Франции. У фуа-гра настолько яркий и насыщенный вкус, что ее, так же как трюфели, запрещено использовать участникам международных кулинарных конкурсов. Ведь даже небольшое количество этого продукта, добавленное в то или иное блюдо, способно дать его автору значительное преимущество перед соперниками.

По французским законам именоваться «фуа-гра» имеет право лишь продукт, содержащий собственно утиную или гусиную печень, а также соль, сахар и некоторые специи (чаще всего — просто черный перец). Не бывает фуа-гра с оливками, грибами, утиным или гусиным мясом, а тем более — со свининой. Исключение сделано только для трюфелей, поскольку эти грибы очень ароматные, максимально допустимое их содержание в продукте — 30%.

Сырая гусиная печень обычно имеет массу — 600 — 700 г, а печень утки — 450 — 600 г. Чтобы из печени приготовить блюдо фуа-гра, требуется минимальная масса 400 г — для гусиной фуа-гра и 300 г — для утки фуа-гра. Пищевая ценность на 100 г: белки

  • 6,2 г; жиры — 56,5 г; углеводы — 5,5 г. Энергетическая ценность: 555,3 ккал. Запишем.

Ежегодное потребление этого деликатеса составляет около 20 тыс. т, но преимущественно во Франции. Растет с каждым годом популярность фуа-гра и на Украине, где промышленное производство гусиных деликатесов началось в 2004 г. под торговой маркой «Фуа-гра». В основу производства положены традиционные технологии мировых стандартов. Зарисуем следующую схему.

По видам готовой продукции в зависимости от содержания печени в продукте выделяют следующие.

Цельная фуа-гра — самый лучший продукт, который представляет собой целую печень гуся или утки, не разрезанную на части, без каких-либо добавок. Это продукт, который на 100 % состоит из фуа-гра.

Блок фуа-гра с кусочками — это продукт, который состоит из перемолотой печени, но с добавлением кусочков цельной фуа-гра. По французским законам содержание кусочков не должно быть ниже 30 %.

Блок фуа-гра — продукт, представляющий собой перемолотую цельную печень.

Консервированная фуа-гра — это продукция в герметично укупоренной таре, подвергнутая термической обработке по утвержденному в установленном порядке, научно обоснованному режиму стерилизации при температуре выше 100 °С, обеспечивающим микробиологическую стабильность и безопасность (промышленную стерильность) при хранении продукции в обычных условиях (вне холодильника).

Фуа-гра блюдо жирное и «тяжелое» для печени, поэтому к нему необходимо подавать легкие, овощные гарниры, грибы и кисло-сладкие соусы.  (Слайд10).

Для справки: во Франции в супермаркетах деликатесов 1 кг готового фуа-гра стоит от 70 до 500 долларов США, а в ресторанах одна малюсенькая порция фуа-гра стоит от 25 евро за блюдо. Но без фуа-гра французы не мыслят Новый год и Рождество — это у них такое же семейно-национальное блюдо, как у нас «махан-шелтягян». «Правильная» фуа-гра весит ровно 600-700 грамм (а нормальная гусиная печень — 700-900 грамм), а хорошо приготовленная фуа-гра никогда не оставит у едока ощущения тяжести в желудке или жира. 

Зарисовывают схему

Ответ:

Куриное мясо усваивается лучше, чем говядина, баранина и свинина. В курином мясе мало жиров и много белка.

Студенты записывают.

Ответ: жирная утиная или гусиная печень

Студенты слушают.

Студенты записывают.

Зарисовывают схему.

ПК-1.3

ОК1-ОК6

5. Закрепление изученного материала.

Цель:

Повторение и закрепление изученного, проверка уровня усвоения изученного материала.

Учитель: Ребята, а сейчас предлагаю  вам разделиться на 2 команды. Я раздам вам листы с вопросами, вы отвечаете на них, а затем вы сами проверяете  ответы.  Критерий оценки:  2 балла за правильный ответ. Пожалуйста, приступайте к выполнению заданий. Вам отводится 5 мин на ответы и 5 мин на проверку.

Вы подробно ответили на поставленные вопросы, следовательно, хорошо усвоили новую тему.

Студенты выполняют задание преподавателя.

ОК1-ОК6

ПК 1.3

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель:

Сформулировать домашнее задание.

Учитель:

Ребята, домашнее задание состоит в следующем: составить таблицу «Сравнительный анализ пищевой ценности различных видов домашней птицы».

Записывают задание в конспект.

ОК 2-ОК 6

ПК 1.3.

7.Рефлексия деятельности.

Цель:

Выяснить, насколько успешно усвоен изученный материал.

Учитель: Закончите предложение «На ПОП поступают домашняя птица и….»

Вопрос: Мясо какой птицы никогда не вызывает аллергии?

Вопрос: Какое мясо предпочтительнее для бульонов и почему?

Вопрос: Охарактеризуйте «Блок фуа-гра с кусочками».

Учитель анализирует результаты.

Студенты отвечают на вопросы.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

ОК2-ОК5

ПК 1.3


Приложение 1

Презентация преподавателя

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

C:\Users\IVAN\Desktop\к ОУ ПМ 01\Слайд3.JPG

Слайд 4

C:\Users\IVAN\Desktop\к ОУ ПМ 01\Слайд4.JPG

Слайд 5

C:\Users\IVAN\Desktop\к ОУ ПМ 01\Слайд5.JPG

Слайд 6

C:\Users\IVAN\Desktop\к ОУ ПМ 01\Слайд6.JPG

Слайд 7

C:\Users\IVAN\Desktop\к ОУ ПМ 01\Слайд7.JPG

Слайд 8

C:\Users\IVAN\Desktop\к ОУ ПМ 01\Слайд8.JPG

Слайд 9

C:\Users\IVAN\Desktop\к ОУ ПМ 01\Слайд9.JPG

Слайд 10

C:\Users\IVAN\Desktop\к ОУ ПМ 01\Слайд10.JPG

Приложение 2

Задание №1

Что характерно для фуа-гра?

Мясо каких птиц содержит больше белка и меньше жира?

Мясо дичи отличается от мяса домашней птицы? 

Задание №2

Чем полезно мясо курицы?

Используется ли мясо птиц в диетическом и детском питании и почему?

Тушки каких птиц фаршируют, используют целиком, практически не используют?

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

Задание №1

Повышенная жирность, т.к. птиц специально кормят кукурузным зерном

Мясо пернатой дичи

Мясо дичи имеет темную окраску и более плотное по консистенции. Оно содержит больше белков и меньше жира, имеет своеобразный вкус и аромат. 

Задание №2

Мясо кур богато белками, который необходим организму человека.

Мясо птиц содержит мало жира, мелколволокнистое, содержит меньше соединительной ткани.

Фаршируют тушки молодых уток, гусей, индеек, практически не используется мясо старых гусей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по профессиональному модулю ПМ 05. «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы», по профессии начального профессионального образования 260807.01 «Повар, кондитер»

Мастер производственного обучения: Суворова НатальяВасильевнаТип урока: Лабораторная работа. Продолжительность: 3часаВид урока: комбинированныйМесто проведения: лаборатория «Технологии приготовления п...

«Приготовление блюд из мяса и домашней птицы»

Рабочая программа ПМ 05 «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы» по профессии  260807.01 «Повар, кондитер»...

Учебно-методический комплекс по ПМ.05 "Приготовление блюд из мяса и домашней птицы"

 Учебно-методический  комплекс  профессионального модуля  ПМ.05" Приготовление  блюд  из мяса  и домашней птицы", разработан в соответствии с рабочей  пр...

урок-конспект по МДК 07.01 по теме: "Характеристика сладких блюд и напитков. Ассортимент, пищевая ценность. Предварительная подготовка продуктов. "

Положительную роль сладких блюд в питании человека академик И.П. Павлов определил так: «Еда, начатая с удовольствием, вследствие потребности в еде, должна и заканчиваться им же, несмотря на удов...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по производственной практике ПМ 05.01. «Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы» ПП. 05. «Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы»

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо производственной практике   ПМ 05.01.«Технология обработки сырья и  приготовления блюд из  мяса  и домашней птицы»ПП. 05. «Технология обработ...

Презентация к уроку "Ассортимент, пищевая ценность, технология приготовления горячих напитков"

Профессиональный модуль «Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента»Презентация к уроку "Ассор...

Классификация, ассортимент и пищевая ценность салатов

В материале представлена классификация, ассортимент салатов...