ОП.03.__ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
рабочая программа на тему

Назаренко Елизавета Владимировна

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии  среднего   профессионального образования (далее - СПО)

 38.01.01 (080203.01) Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы.

код                                                                                 наименование  профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_16_osnovy_menedzhmenta.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 16.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03.__ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

2015г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии  среднего   профессионального образования (далее - СПО)

 38.01.01 (080203.01) Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы. 

код                                                                    наименование  профессии

        

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Профессиональное училище № 9», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс (41163)21401

Разработчик:

           

Е.В Щипанова, преподаватель ГБОУ РС(Я) «Профессиональное училище № 9»

Ф.И.О.,  должность

Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Профессиональное училище № 9»

Протокол  №     от «__»_                    _2015 г.

Председатель: ___________________С.Ю.Бойко

                                                           подпись

        

                                                        М.П.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………..

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………

9


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, входящей в состав укрупненной группы профессий 030000 Гуманитарные науки по направлению подготовки по профессии 080203.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы.

.        Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям  20190 Архивариус, 21299 Делопроизводитель, 26341 Секретарь руководителя,

26 353 Секретарь-машинистка.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • принимать участие в организации работы подразделения;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;
  • организовывать собственную профессиональную деятельность;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

знать:

  • основные положения современного менеджмента;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • приемы делового общения

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  60  часов;

самостоятельной работы обучающегося_30_ часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     практические занятия

42

     контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

Виды самостоятельной работы:

реферат,

Изучение периодики

Анализ данных

Составление схем и таблиц

Решение ситуационных задач

6

10

6

           4

           2

Итоговая аттестация в форме       дифференцированный зачет        


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы менеджмента» 

Наименование тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. История формирования менеджмента как научной дисциплины. Введение в менеджмент  

22 (16+6СРС)

 Тема 1.1.

Введение в менеджмент

Содержание учебного материала

1

1

Исторические предпосылки для формирования менеджмента. Великие основатели менеджмента.Основные школы менеджмента. Цели, задачи и функции менеджмента.  Принципы менеджмента.

2

Тема 1.2. Различные подходы и  стили управления

Практические занятия:

2,3

1

«Основные управленческие подходы  в менеджменте»

2

2

«Менеджмент в производственной и социальной  сфере»

2

3

«Азиатский и западный стили менеджмента»

2

4

«Основные черты российского менеджмента»

2

Тема 1.2.

Менеджмент организации

Содержание учебного материала

2,3

1

Цели, задачи, законы  действующие в организации. Структура и типы организаций.  Факторы влияющие на работу организации.

2

Практические занятия:

1

 «Внутренняя и внешняя среда организации».

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Примерная тематика рефератов:

  • Формирование и развитие этики менеджмента.
  • Научность, опыт и искусство управления: характер взаимодействия, соотношение и сочетание.
  • Организационные формы управления: разнообразие, выбор и циклы эффективности.
  • Методологические факторы эффективности управления.

6

Раздел 2. Стратегическое и тактическое планирование в организации

14 (12+2СРС)

Тема 2.1

Планирование в менеджменте

Практические занятия:

2,3

1

«Виды планирования в менеджменте»

2

2

«Среднесрочное планирование »

2

3

« Текущее планирование»

2

4

«Другие методы планирования в организации»

2

5

«Анализ и оценка деятельности организации»

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Описание деятельности организации по заданному плану

2

Раздел3. Мотивация деятельности и властные отношения в менеджменте; управление человеком и группой.

54 (32+22СРС)

 Тема 3.1

Мотивация

Содержание учебного материала

2,3

1

Определение мотивации. Исторические предпосылки формирования данного термина. Теории мотивации – теория отношений, процессуальная теория. Модель Портера – Лоулера. Теория потребностей Маслоу. Теория   ERG Альдерфера

2

Практические занятия:

1

 «Применение на практике различных теорий мотивации»

2

Тема 3.2.

Менеджмент и контроль  в организации

Содержание учебного материала

2,3

1

Цели, задачи, этапы контроля. Технология и правила контроля. Значение контроля для деятельности организации. Социально – психологические аспекты контроля.

2

Практические занятия:

1

 «Виды контроля»

2

2

 «Анализ и оценка контроля в организации»

2

Контрольная работа

2

Тема 3.3.

Групповая динамика

Содержание учебного материала

2,3

1

Организационные отношения в системе менеджмента. Департаментализация. Централизованные и децентрализованныеорганизацииВиды структур. Базисные схемы управления

2

Практические занятия:

1

« Различные  стили работы в группах»

2

2

«Виды различных групп »

2

3

 «Организация работ малых производственных групп»

2

Тема 3.4 Управление персоналом

Практические занятия:

2,3

1

 «Основные принципы управления персоналом»

2

2

«Делегирование полномочий»

2

Тема 3.5. Кадровое планирование

Практические занятия:

2,3

1

 «Планирование привлечения персонала»

2

2

«Планирование сокращения персонала»

2

Тема 3.6

Управление конфликтами в организации

Практические занятия:

2,3

1

Практическая работа: «Решение ситуационных задач по конфликтологии »

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение периодики «Менеджмент»

Анализ данных «Контроль в организации»

Составление схем и таблиц « Родовые отношения менеджмента и управления», «сопоставление различных видов групп», «Виды организационных отношений.»

Решение ситуационных задач

«Типы управления»

22

Всего:

90              (60 +30СРС)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы менеджмента»

Оборудование учебного кабинета менеджмента:

  • рабочее место преподавателя;
  • рабочие места обучающихся  (25);
  • комплект учебно-методической документации в соответствии с паспортом кабинета;
  • комплекты учебных карт в соответствии с паспортом кабинета.

Технические средства обучения: ПК, проектор, доска

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: ИНФРА-М, 2013. -344 с.
  2. А.Ю. Нестеров  Менеджмент: Конспект лекций/НФИ КемГУ-Новокузнецк. 2010 г.
  3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 1999. -256 с.
  4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: ИМПЭ, 2012. - 384 с.
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ, 2010. - 480 с.

Дополнительные источники: 

  1. Глущенко Е.В. Теория управления. - М.: Вестник, 1996. - 336 с.
  2. Гроуф Э. Высокоэффективный менеджмент. - М.: Филинъ, 1996. -280 с.
  3. Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте/Пер, с англ. -М.: АО "РААИСАНА", 1996.-288 с.
  4. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 3-е изд. - Н.Новгород: НИМБ, 2001. - 720 с.
  5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: ТОО "Остожье", 1999.-336 с.
  6. еснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2007.
  7. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2008.
  8. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007.
  9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.: "Дело", 2006.
  10. Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2008.
  11. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  12. Современный бизнес: Учеб. в 2 т. Т. 1: Пер. с англ. / Д. Дж. Речмен, М. Х. Мескон, К. Л. Боуви, Дж. В. Тилл. - М.: Республика, 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. cfin.ru
  2. college.ru
  3. aup.ru
  4. vasilievaa.narod.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

принимать участие в организации работы подразделения;

Практические работы,

контрольные работы, тестирование

применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;

Практические работы,

контрольные работы

организовывать собственную профессиональную деятельность;

Практические работы,

контрольные работы, тестирование

знать:

основные положения современного менеджмента;

Собеседование;

отчет о внеаудиторной самостоятельной работе

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Собеседование;

отчет о внеаудиторной самостоятельной работе, тестирование

приемы делового общения

Собеседование;

отчет о внеаудиторной самостоятельной работе

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

        

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

Разработчик:         

Преподаватель ГБОУ РС(Я)

«Профессиональное училище № 9»     _________________  Е.В.Щипанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования  по специальности ...

Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ЖКХ»

Рабочая программа учебной дисциплины Основы менеджмента в сфере ЖКХ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по спец...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента, маркетинга

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента, маркетинга по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело....