Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента, маркетинга
рабочая программа

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента, маркетинга по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_op.05_osnovy_ekonomiki_menedzhmenta_marketinga.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ТЕХНИКУМ»

                                                                                             

                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА , МАРКЕТИНГА

по специальности среднего профессионального образования

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

г. Павловский Посад.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента, маркетинга разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «09» декабря 2016г.  № 1565.

        

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский техникум».

Разработчик:

Дугушкина Т.Г., преподаватель ГБПОУ МО «Павлово-Посадский техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ТОП-50 по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга изучается в профессиональном цикле учебного плана ООП СПО  ТОП-50 на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.1-1.4

ПК 2.1-2.8

ПК 3.1-3.7

ПК 4.1-4.6

ПК 5.1-5.6

ПК 6.1-6.4

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 09

ОК 10

ОК 11

  • участвовать в выборе наиболее эффективной  организационно - правовой формы для деятельности организации ресторанного бизнеса, формировании пакета документов для открытия предприятия;
  • рассчитывать и планировать основные технико-экономические показатели деятельности организации ресторанного бизнеса и анализировать их динамику;
  • анализировать факторы, влияющие на хозяйственную деятельность организации;
  • рассчитывать показатели эффективности использования ресурсов организации;
  • проводить инвентаризацию на предприятиях питания;
  • пользоваться нормативной документацией  и оформлять и учетно-отчетную документацию (заполнять  договора о материальной ответственности,  доверенности на получение материальных ценностей, вести товарную книгу  кладовщика, списывать товарные потери, заполнять инвентаризационную опись; оформлять  поступление и  передачу  материальных ценностей, составлять калькуляционные карточки на блюда и кондитерские изделия,  документацию по контролю наличия запасов на производстве);
  • оценивать имеющиеся на производстве запасы в соответствии с требуемым количеством и качеством, рассчитывать и анализировать изменение показателей  товарных запасов и товарооборачиваемости, использовать программное обеспечение при контроле наличия запасов
  • анализировать состояние продуктового баланса предприятия питания;
  • вести учет реализации готовой продукции и  полуфабрикатов;
  • калькулировать цены на продукцию собственного производства и полуфабрикаты  производимые организацией ресторанного бизнеса;
  • рассчитывать налоги и  отчисления, уплачиваемые организацией ресторанного бизнеса в бюджет и в государственные  внебюджетные фонды,
  • рассчитывать проценты и  платежи за пользование кредитом, уплачиваемые организацией банку;
  • планировать и контролировать собственную деятельность и деятельность подчиненных;
  • выбирать методы принятия эффективных управленческих решений;
  • управлять конфликтами и стрессами в организации;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового общения и  управленческого воздействия;
  • анализировать текущую ситуацию на рынке товаров и услуг;
  • составлять бизес-план для организации ресторанного бизнеса
  • анализировать  возможности организации питания в области выполнения планов по производству и реализации на основании уровня  технического оснащения, квалификации поваров и кондитеров;
  • прогнозировать изменения на рынке ресторанного бизнеса и восприятие потребителями меню;
  • анализировать спрос на товары и услуги организации ресторанного бизнеса;
  • грамотно определять маркетинговую политику организации питания (товарную, ценовую политику, способы продвижения продукции и услуг  на рынке);

проводить маркетинговые исследования в соответствии с целями организации и анализ потребительских предпочтений, меню конкурирующих и наиболее популярных организаций питания в различных сегментах ресторанного бизнеса

  • понятие, цели и задачи экономики, основные положения экономической теории;
  • принципы функционирования рыночной экономики, современное состояние и перспективы развития отрасли;
  • виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства),
  • сущность предпринимательства, его виды, значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу, виды предпринимательских рисков и методы их минимизации;
  • классификацию  хозяйствующих субъектов в рыночной экономике по признакам;
  • цели и задачи организации ресторанного бизнеса, понятие концепции организации питания;
  • этапы регистрации и порядок ликвидации организаций, понятие банкротства, его признаки и методы предотвращения;
  • факторы  внешней среды  организации питания, элементы ее внутренней среды и методики  оценки  влияния факторов внешней среды на хозяйственную деятельность организации питания (SWOT- анализ);
  • функции и задачи бухгалтерии  как структурного подразделения предприятия, организацию учета на предприятии питания, объекты учета, основные принципы, формы ведения бухгалтерского учета, реквизиты первичных документов, их классификацию, требования к оформлению документов, права и обязанности главного бухгалтера организации питания, понятие инвентаризации;
  • виды экономических ресурсов (оборотные и внеоборотные активы, трудовые ресурсы), используемых организацией ресторанного бизнеса и методы определения эффективности их использования;
  • понятие и виды товарных запасов,  их  роль  в общественном питании, понятие товарооборачиваемости, абсолютные и относительные показатели измерения товарных запасов, методику анализа  товарных запасов предприятий питания;
  • понятие продуктового баланса организации питания,  методику  планирования поступления товарных запасов   с помощью  показателей продуктового баланса;
  • источники снабжения сырьём, продуктами и тарой,  учет сырья, продуктов и тары в кладовых предприятий общественного питания, документы, используемые в кладовых предприятия; товарную книгу, списание товарных потерь,  отчет материально - ответственных лиц,
  • учет реализации продукции собственного производства и полуфабрикатов;
  • понятия «производственная мощность» и  «производственная программа предприятия», их содержание, назначение, факторы формирования производственной программы, исходные данные для её экономического обоснования и анализа выполнения, методику расчета  пропускной способности зала и коэффициента её использования;
  • требования к реализации продукции общественного питания;
  • количественный и качественный состав персонала организации;
  • показатели и резервы роста производительности труда на предприятиях питания, понятие нормирования труда;
  • формы и системы оплаты труда, виды гарантий, компенсаций и удержаний из заработной платы;
  • состав издержек производства и обращения организаций  ресторанного бизнеса;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги) организаций  ресторанного бизнеса;
  • основные показатели деятельности предприятий общественного питания и методы их расчета;
  • понятие товарооборота, дохода, прибыли и рентабельности предприя, факторы, влияющие на них, методику расчета, планирования, анализа;
  • сущность, виды и функции кредита, принципы кредитования предприятий, виды кредитов, методику расчета процентов за пользование банковским кредитом, уплачиваемых предприятием банку;
  • налоговую систему РФ: понятие, основные элементы, виды налогов и отчислений, уплачиваемых  организациями ресторанного бизнеса  в государственный бюджет и в  государственные внебюджетные фонды, методику их расчета;
  • понятие бизнес-планирования, виды и разделы бизнес-плана;
  • сущность, цели, основные принципы и функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация и принятие управленческих решений), особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • стили управления;
  • способы организации работы коллектива, виды и методы мотивации персонала
  • правила  делового общения в коллективе;
  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга;
  • понятие сегментация рынка;
  • методы проведения маркетинговых исследований;
  • понятие товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной  политики организации питания (комплекс маркетинга);
  • организацию управления маркетинговой деятельностью в организации

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

86

в том числе:

теоретическое обучение

53

практические занятия

28

самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

Раздел 1

Основы экономики

Тема 1.1

Экономика — система общественного воспроизводства

Содержание учебного материала

4

Понятие экономики. Предмет, методы, функции, структура, взаимосвязь с другими науками. Производство как процесс создания полезного продукта. Факторы производства, их классификация. Производственные возможности общества и ограниченность ресурсов.

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Рынок, понятие и виды, инфраструктура и  конъюнктура рынка, элементы рыночного механизма (спрос и предложение, рыночные цены, конкуренция). Монополия, антимонопольное законодательство. Закон спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Равновесная рыночная цена.  Эластичность спроса и предложения.

Тема 1.2.

Предприятие (организация) как субъект хозяйствования.

Содержание учебного материала

4

Виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства). Признаки отрасли общественного питания, ее  роль и значение в  экономике страны. Понятие организации, краткая характеристика, классификация, цели и задачи деятельности.      Организационно-правовые формы предприятий, установленные ГК РФ, виды и особенности, достоинства и недостатки. 

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Функции и задачи бухгалтерии  как структурного подразделения предприятия.  Организация учета на предприятии питания: объекты учета, основные принципы, формы ведения бухгалтерского учета, реквизиты первичных документов, их классификация, требования к оформлению документов, понятие инвентаризации и правила проведения. Права и обязанности главного бухгалтера предприятия общественного питания

Тематика практических занятий

2

Практические занятия.  Изучение факторов  внешней среды предприятия, элементов внутренней среды  предприятия, методики  оценки  влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия с помощью SWOT- анализа.

2

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Тема 1.3.

Производственные фонды и ресурсы. Издержки производства и обращения  в общественном питании

Содержание учебного материала

6

Ресурсы организации. Понятие основных фондов, их роль в процессе производства, основы классификации, понятие износа, виды оценки, понятие амортизации основных  и методика ее расчета. НМА. Понятие оборотных средств, их роль в процессе производства, принципы классификации.  Показатели эффективности использования ресурсов.

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Товарные запасы,  их виды и роль  в общественном питании. Источники снабжения сырьём, продуктами и тарой. Понятие товарооборачиваемости. Продуктовый баланс ПОП

Понятие и классификация издержек производства и реализации в организациях питания. Факторы, влияющие на уровень издержек в общественном питании.   Выявление резервов снижения затрат на производство и обращение, политика предприятия по снижению издержек. Учет затрат по экономическим элементам в системе управленческого учета Понятие себестоимости продукции в общественном питании. Расходы предприятий, не включаемые в издержки производства и обращения.  

Политика государства в области оплаты труда. Затраты на оплату труда, формирование фонда оплаты труда, определение средней заработной платы. 

Тематика практических занятий

5

Практические занятия. Расчет показателей эффективности использования основных фондов и оборотных средств.

1

Практические занятия. Изучение методики учета сырья, продуктов и тары в кладовых предприятий общественного питания,  документов, используемых в кладовых и на производстве для учета товарно-материальных ценностей и их движения, правил их заполнения.

1

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Практические занятия. Изучение методики  планирования поступления товарных запасов   с помощью  показателей продуктового баланса и методов  анализа  товарных запасов предприятий питания. Расчет  абсолютных и относительных показателей измерения товарных запасов (товарооборачиваемости).

1

Практические занятия. Расчет абсолютных и относительных показателей издержек производства и обращения. Изучение особенностей анализа и  планирования   издержек по общему уровню и отдельным статьям на предприятиях общественного питания.

1

Практические занятия. Изучение форм и систем оплаты труда, гарантий и компенсаций, удержаний из заработной платы. Расчет,  анализ и планирование показателей по труду и заработной плате на предприятиях общественного питания.

1

Тема 1.4. Ценообразование в организациях ресторанного бизнеса

Содержание учебного материала

4

Понятие цены, ее элементы. Классификация цен и система   цен. Методы ценообразования. Ценообразование на предприятиях общественного питания. Виды цен и порядок их утверждения.  Понятие калькуляции в организациях ресторанного бизнеса

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Тематика практических занятий

2

Практические занятия. Изучение методики калькулирования цен на продукцию ресторанного бизнеса. Расчет цен на продукцию и заполнение калькуляционных карточек

2

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Тема 1.5.

Выпуск продукции и оборот предприятий общественного питания.

Содержание учебного материала

4

Понятия «производственная мощность» и  «производственная программа», их содержание, назначение.  Экономическое содержание товарооборота предприятий питания, его классификация. Планирование и анализ товарооборота и оборота по выпуску продукции собственного производства и полуфабрикатов

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Тематика практических занятий

2

Практические занятия. Изучение методики планирования и расчета производственной программы организаций ресторанного бизнеса, исходных данных для её экономического обоснования и анализа выполнения. Расчет и анализ показателей товарооборота организации питания.

2

Тема 1.6.  

Доходы и прибыль в организациях и на предприятиях общественного питания.

Содержание учебного материала

4

Валовой доход организации питания, его сущность и значение, источники образования.    Прибыль: понятие, назначение, функции и виды. Порядок распределения и использования прибыли. Рентабельность: понятие и показатели рентабельности. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Тематика практических занятий

2

Практические занятия. Изучение методики расчета, анализа и планирования валового дохода, прибыли и рентабельности организации  ресторанного бизнеса и факторов, влияющих на их величину.

2

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Тема 1.7.

Основы предпринимательства и бизнес-планирования

Содержание учебного материала

7

Сущность предпринимательства, его виды, значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу. Виды предпринимательских рисков и их страхование

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Порядок регистрации и ликвидации предприятий. Сущность банкротства, его причины и признаки, способы предотвращения

Инновационная деятельность и инвестиционная политика организации: понятие, цели и задачи. Использование кредитов банков в хозяйственной  деятельности. Понятие и принципы кредитования. Виды кредитов, предоставляемых юридическим лицам

Бизнес-планирование и его роль в условиях рыночной экономики. Виды бизнес-планов, структура бизнес-плана, методика составления

Налоговая система РФ. Налогообложение организаций питания. Виды налогов и отчислений, уплачиваемых организацией

Тематика практических занятий

3

Практические занятия. 

Изучение источников финансирования деятельности организации

1

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

 Практические занятия. Методика расчета платежей по кредитам. Расчет эффективности и окупаемости инвестиций

1

Практические занятия. Расчет налоговых платежей  в государственный бюджет  и отчислений в государственные внебюджетные фонды

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение Налогового кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Изучение и анализ информации о состоянии рынка ресторанных услуг Российской федерации, темпах роста, тенденциях развития

3

Раздел 2. Основы менеджмента

Тема 2.1.

Сущность, цели и задачи менеджмента.

Предприятие как объект управления

Содержание учебного материала

4

Понятие менеджмента условия и предпосылки его возникновения. Современные подходы  в менеджменте и принципы управления. Особенности управления  в организациях питания. Цикл менеджмента, характеристика функций цикла  и их взаимосвязь. Организация, планирование,  контроль и мотивация как функции управления. Понятие, назначение и виды

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Планирование, его значение, цели, принципы, методы и этапы. Виды планов в организации ресторанного бизнеса. Миссия организации, понятие и содержание

Система методов управления на предприятиях общественного питания (организационные, административные, экономические, социально-психологические). Управленческое решение: понятие, виды. Методы принятия управленческого решения.  Этапы принятия и реализации решений. Делегирование полномочий. 

Тематика практических занятий

5

Практические занятия. Деловая игра на умение находить правильное управленческое решение в сложных производственных ситуациях методом «мозгового штурма»

2

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Практические занятия. Деловая игра на умение организовывать работу команды, проявлять лидерские качества, принимать управленческие решения «Полет на Луну»

3

Тема 2.2.

Управление производственным персоналом в общественном питании. Система методов управления

Содержание учебного материала

3

Сущность управления персоналом на предприятиях общественного питания. Должностные инструкции и профессиональные стандарты. Определение потребности в персонале, перестановка, обучение, аттестация, мотивация, создание команды на производстве.  

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Количественный и качественный состав трудовых ресурсов организаций питания. Показатели движения кадров. Техническое нормирование труда. Показатели и резервы роста производительности труда в организациях питания. Мотивация труда 

Тематика практических занятий

2

Практические занятия. Изучение методов расчета  и анализа производительности труда. Расчет показателей движения кадров.

2

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Тема 2.3.

Коммуникация как функция менеджмента

Содержание учебного материала

3

Коммуникация как функция менеджмента. Деловое общение, его характеристика, виды, функции и назначение. Правила ведения бесед, совещаний, переговоров. Факторы и  условия повышения эффективности  делового общения. Фазы делового общения. Деловое общение менеджеров с потребителями услуг общественного питания, руководством, подчиненными и коллегами по работе. 

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Управление конфликтами и стрессами. Понятие и классификация конфликтов, способы управления. Стресс: природа и причины. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации

Самоменеджмент.  Планирование работы менеджера:  рабочего дня, рабочей недели, организация рабочего места

Тематика практических занятий

2

Практические занятия. Деловая игра на выработку умения передавать точную информацию «ЧП на предприятии»

2

Раздел 3.

Основы маркетинга

Тема 3.1. Понятие маркетинга, его цели и функции

Содержание учебного материала

4

Цели и задачи маркетинга. Принципы и функции маркетинга, их краткая характеристика. Основные концепции развития маркетинга, их отличительные особенности. Необходимость  совершенствования маркетинга в современных условиях. Содержание маркетинговой деятельности. Управление маркетингом и планирование маркетинговой деятельности в организации ресторанного бизнеса. 

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Понятие комплекса маркетинга и его разработка в организации питания. Товарная политика предприятия. Понятие товара и услуги.  Стратегия  разработки новых товаров (меню). Жизненный цикл товара (услуги),  цикл создания и освоения новых товаров (услуг) на предприятиях общественного питания. Качество товаров и услуг как фактор конкурентоспособности предприятий, причины, оказывающие на них влияние.  Понятие «петля качества».  Стандарты  системы качества ИСО-9000 (ISO-9000). Разработка нового товара (услуги).

Сбытовая политика предприятия. Функции, методы, виды и задачи сбыта. Сбытовая политика  в организации ресторанного бизнеса. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Ценовая политика и ценовые стратегии организации. Разработка ценовой  политики  на предприятиях питания.

Методы продвижения товаров и услуг в маркетинге. Понятие позиционирования на рынке товаров и услуг. Маркетинговые коммуникации. Реклама и ее виды. Средства рекламы.

Тема 3.2. Маркетинговые исследования в общественном питании

Содержание учебного материала

6

Определение спроса и потребностей в услугах организаций ресторанного бизнеса. Емкость рынка. Сегментирование рынка, факторы, влияющие на поведение покупателей, выбор целевого рынка организацией питания.

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Методы и виды маркетинговых исследований. Качественные и количественные методы исследования. Наблюдение за потребителями. Экспертный опрос. Мозговой штурм. Изучение реакции респондентов. Количественные методы исследования. Опросы (анкетирование респондентов). Технология и виды опросов в маркетинговых исследованиях. Выбор конкретных методов  маркетинговых исследований   в организациях питания. Методы прогнозирования в маркетинговых исследованиях

Тематика практических занятий

3

Практические занятия.  Определение фазы жизненного цикла товаров(меню) и услуг предприятий общественного питания, разработка маркетинговых мероприятий для продления ЖЦТ и продвижения организации ресторанного бизнеса на рынке.

2

ПК 6.1-6.5

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11

Практические занятия.  Изучение методов проведения количественных и качественных маркетинговых исследований  в организациях питания. Составление анкеты для изучения потребительских предпочтений

1

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1

Всего:

86

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

      3.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, наглядными пособиями).

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Основные источники издания:

  1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник для сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов М.: Издательский центр «Академия»,2018. – 304 с.
  2. Жабина С.Б., Бурдюгова О.М., Колесова А.В. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: учебник для студентов СПО/ С.Б. Жабина, О.М. Бурдюгова, А.В.Колесова. 3-е изд. Стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336 с.
  3. Липсиц И.В. Основы экономики: учебник для сред. спец. учеб. заведений / И.В. Липсиц. – 3-е изд., перераб.
  4. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А..Менеджмент: учебник для сред. проф. образования / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина. М.: Академия, 2018.  

Дополнительные источники (печатные издания)

1. Батраева, Э. А.   Экономика предприятия общественного питания : учебник и
практикум для СПО / Э. А. Батраева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2017. — 390 с.  

Интерет ресурсы:

  1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (действующая редакция, 2016г) http://www.consultant.ru
  2. http:// www.Management-Portal.ru – справочная система
  3. http:// www.Economi.gov.ru 
  4. http:// www.Minfin.ru  - сайт Министерства финансов РФ
  5. http://www.aup.ru – административно-управленческий портал

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания:

  • понятие, цели и задачи экономики, основные положения экономической теории;
  • принципы функционирования рыночной экономики, современное состояние и перспективы развития отрасли;
  • виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства),
  • сущность предпринимательства, его виды, значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу, виды предпринимательских рисков и методы их минимизации;
  • классификацию  хозяйствующих субъектов в рыночной экономике по признакам;
  • цели и задачи организации ресторанного бизнеса, понятие концепции организации питания;
  • этапы регистрации и порядок ликвидации организаций, понятие банкротства, его признаки и методы предотвращения;
  • факторы  внешней среды  организации питания, элементы ее внутренней среды и методики  оценки  влияния факторов внешней среды на хозяйственную деятельность организации питания (SWOT- анализ);
  • функции и задачи бухгалтерии  как структурного подразделения предприятия, организацию учета на предприятии питания, объекты учета, основные принципы, формы ведения бухгалтерского учета, реквизиты первичных документов, их классификацию, требования к оформлению документов, права и обязанности главного бухгалтера организации питания, понятие инвентаризации;

-виды экономических ресурсов (оборотные и внеоборотные активы, трудовые ресурсы), используемых организацией ресторанного бизнеса и методы определения эффективности их использования;

  • понятие и виды товарных запасов,  их  роль  в общественном питании, понятие товарооборачиваемости, абсолютные и относительные показатели измерения товарных запасов, методику анализа  товарных запасов предприятий питания;
  • понятие продуктового баланса организации питания,  методику  планирования поступления товарных запасов   с помощью  показателей продуктового баланса;
  • источники снабжения сырьём, продуктами и тарой,  учет сырья, продуктов и тары в кладовых предприятий общественного питания, документы, используемые в кладовых предприятия; товарную книгу, списание товарных потерь,  отчет материально - ответственных лиц,
  • учет реализации продукции собственного производства и полуфабрикатов;
  • понятия «производственная мощность» и  «производственная программа предприятия», их содержание, назначение, факторы формирования производственной программы, исходные данные для её экономического обоснования и анализа выполнения, методику расчета  пропускной способности зала и коэффициента её использования;

-требования к реализации продукции общественного питания;

-количественный и качественный состав персонала организации;

-показатели и резервы роста производительности труда на предприятиях питания, понятие нормирования труда;

  • формы и системы оплаты труда, виды гарантий, компенсаций и удержаний из заработной платы;
  • состав издержек производства и обращения организаций  ресторанного бизнеса;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги) организаций  ресторанного бизнеса;
  • основные показатели деятельности предприятий общественного питания и методы их расчета;
  • понятие товарооборота, дохода, прибыли и рентабельности предприятия, факторы, влияющие на них, методику расчета, планирования, анализа;
  • сущность, виды и функции кредита, принципы кредитования предприятий, виды кредитов, методику расчета процентов за пользование банковским кредитом, уплачиваемых предприятием банку;
  • налоговую систему РФ: понятие, основные элементы, виды налогов и отчислений, уплачиваемых  организациями ресторанного бизнеса  в государственный бюджет и в  государственные внебюджетные фонды, методику их расчета;
  • понятие бизнес-планирования, виды и разделы бизнес-плана;
  • сущность, цели, основные принципы и функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация и принятие управленческих решений), особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • стили управления;
  • способы организации работы коллектива, виды и методы мотивации персонала
  • правила  делового общения в коллективе;
  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга;
  • понятие сегментация рынка;
  • методы проведения маркетинговых исследований;
  • понятие товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной  политики организации питания (комплекс маркетинга);
  • организацию управления маркетинговой деятельностью в организации ресторанного бизнеса.

Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов.

Не менее 75% правильных ответов.

Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям,

полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии

Текущий контроль

при проведении:

-письменного/устного опроса;

-тестирования;

-оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.)

Промежуточная аттестация

в форме дифференцированного зачета в виде:

-письменных/ устных ответов,

-тестирования

Умения:

  • участвовать в выборе наиболее эффективной  организационно - правовой формы для деятельности организации ресторанного бизнеса, формировании пакета документов для открытия предприятия;
  • рассчитывать и планировать основные технико-экономические показатели деятельности организации ресторанного бизнеса и анализировать их динамику;
  • анализировать факторы, влияющие на хозяйственную деятельность организации;
  • рассчитывать показатели эффективности использования ресурсов организации;
  • проводить инвентаризацию на предприятиях питания;
  • пользоваться нормативной документацией  и оформлять и учетно-отчетную документацию (заполнять  договора о материальной ответственности,  доверенности на получение материальных ценностей, вести товарную книгу  кладовщика, списывать товарные потери, заполнять инвентаризационную опись; оформлять  поступление и  передачу  материальных ценностей, составлять калькуляционные карточки на блюда и кондитерские изделия,  документацию по контролю наличия запасов на производстве);
  • оценивать имеющиеся на производстве запасы в соответствии с требуемым количеством и качеством, рассчитывать и анализировать изменение показателей  товарных запасов и товарооборачиваемости, использовать программное обеспечение при контроле наличия запасов
  • анализировать состояние продуктового баланса предприятия питания;
  • вести учет реализации готовой продукции и  полуфабрикатов;
  • калькулировать цены на продукцию собственного производства и полуфабрикаты  производимые организацией ресторанного бизнеса;
  • рассчитывать налоги и  отчисления, уплачиваемые организацией ресторанного бизнеса в бюджет и в государственные  внебюджетные фонды,
  • рассчитывать проценты и  платежи за пользование кредитом, уплачиваемые организацией банку;
  • планировать и контролировать собственную деятельность и деятельность подчиненных;
  • выбирать методы принятия эффективных управленческих решений;
  • управлять конфликтами и стрессами в организации;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового общения и  управленческого воздействия;
  • анализировать текущую ситуацию на рынке товаров и услуг;
  • составлять бизес-план для организации ресторанного бизнеса
  • анализировать  возможности организации питания в области выполнения планов по производству и реализации на основании уровня  технического оснащения, квалификации поваров и кондитеров;
  • прогнозировать изменения на рынке ресторанного бизнеса и восприятие потребителями меню;
  • анализировать спрос на товары и услуги организации ресторанного бизнеса;
  • грамотно определять маркетинговую политику организации питания (товарную, ценовую политику, способы продвижения продукции и услуг  на рынке);
  • проводить маркетинговые исследования в соответствии с целями организации и анализ потребительских предпочтений, меню конкурирующих и наиболее популярных организаций питания в различных сегментах ресторанного бизнеса

Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям

Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д.

Точность оценки, самооценки выполнения

Соответствие требованиям инструкций, регламентов

Рациональность действий  и т.д.

Текущий контроль:

- экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим  занятиям;

- оценка заданий для самостоятельной  работы,

Промежуточная аттестация:

- экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим работам по учебной дисциплине ОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯк практическим работам по учебной дисциплинеОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Основы экономики архитектурного проектирования и строительства

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 28 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.09 Основы экономики, менеджмента и маркетинга по специальности 36.02.01 «Ветеринария»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.09 Основы экономики, менеджмента и маркетинга по специальности 36.02.01 «Ветеринария»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.09 Основы ЭкономикИ Организации по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электроо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ общепрофессионального цикла по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИобщепрофессионального цикла по программе подготовки специалистов среднего звенапо специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных ...