Статья на тему: Усвоение обучающимися учебного материала на занятиях профессионального цикла по профессии «Оператор швейного оборудования» в группах с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Зарубина Любовь Леонидовна

Для усвоения обучающимися учебного материала, через развитие его познавательного интереса,

полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях, наряду с традиционными методами реализации взаимосвязи теории с практикой занимает бинарная модель обучения: взаимодействие двух педагогов – преподавателя профессионального цикла с мастером производственного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zarubina.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Зарубина Любовь Леонидовна

ГБПОУИО ЧТПрИС Россия г.Черемхово

Усвоение обучающимися учебного материала на занятиях профессионального цикла по профессии  «Оператор швейного оборудования»  в группах с ограниченными возможностями здоровья

Усвоение обучающимися учебного материала без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Цель нашего проекта: разработать учебно-познавательные задачи и задания по темам  программы профессионального цикла, адаптированные к работе в группах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из задач нашего проекта, это изучить приёмы и методы применяемые для усвоения_учебного материала обучающимися в группах с ограниченными возможностями здоровья.                  

Для усвоения обучающимися учебного материала, через развитие его познавательного интереса,

полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях, наряду с традиционными методами реализации взаимосвязи теории с практикой занимает бинарная модель обучения: взаимодействие двух педагогов – преподавателя профессионального цикла с мастером производственного обучения.

На бинарном занятии реализуются многие принципы обучения, но приоритетными являются следующие:

– профессиональная направленность, когда содержание учебного материала имеет профессиональную направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов: материаловедения, специальной технологии и производственного обучения;

–применение тех или иных знаний по предметам в производственной деятельности;

– взаимосвязь теории с практикой.

Методика бинарного занятия отличается от методики традиционного тем, что преподаватель и мастер одновременно ведут урок по какой-либо завершающей теме. Я остановлюсь на этом варианте, так как именно такие уроки мной и мастером проводились неоднократно.

Педагогическая сущность урока – совмещение изучения взаимосвязанного материала специального предмета (технологии изготовления швейных изделий) и производственного обучения.

В бинарной структуре занятия органически сочетаются личности преподавателя, мастера производственного обучения и обучающихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения.

При проведении бинарного занятия достигаются следующие основные цели:

  1. Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебно-производственной деятельности.
  2. Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника “преподаватель – мастер производственного обучения – обучающиеся”, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.
  3. Воспитание у обучающихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных производственных ситуациях; в условиях, когда необходимо принять оперативно и взвешенно единственно верное решение.
  4. Направленность взаимосвязи теоретического обучения и производительного труда, которая обеспечивается не путем увеличения объема знаний и умений, а средствами формирования политехнического способа мышления.

Сочетание обучающей деятельности преподавателя и мастера при проведении бинарного урока

Деятельность преподавателя

Деятельность мастера

Целевая установка обучающихся на урок

Опрос обучающихся по материалу предыдущих уроков

Проверка качества освоения ранее отработанных трудовых приемов и операций

Изложение теоретических вопросов изучаемой темы. Ответы на вопросы обучающихся

Объяснение способов использования теоретических знаний по теме при выполнении учебно-производственных заданий. Демонстрация способов выполнения изучаемых трудовых приемов

Контроль качества восприятия теоретического материала урока и показанных мастером трудовых приемов

Контроль осознанности выполнения обучающимися практических упражнений, правильности применения теоретических знаний на практике

Текущее инструктирование обучающихся в процессе их упражнений по отработке изучаемых трудовых приемов и способов выполнения операций

Проведение заключительного инструктажа

Наиболее эффективно проводить бинарный урок при завершении темы, как обобщающий, закрепляющий урок. При совместной работе педагоги наглядно видят пробелы в знаниях обучающихся.

Опыт показывает, что такие уроки способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами. Бинарные уроки помогают обучающимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку обучающимся предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике. Такие уроки отличаются наглядностью при обобщении изученной темы.

За два года было проведено два открытых бинарных урока по темам: «Обработка воротников», для первого курса и «Изготовление юбки», для второго курса.

Рассмотрим пример бинарного урока.

План-конспект бинарного урока

Тема: Технология изготовления швейных изделий.

Тема урока: Технологическая последовательность обработки юбки.

Тема учебной практики:   Изготовление юбки.

 

Цели: 

Образовательная: повторить и обобщить знания по теме «Изготовление юбки», ориентировать обучающихся на применение теоретических знаний при выполнении практических работ. 

Развивающая: восприятие учебного материала, развивать умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки. Закрепить умение работать с инструкционно-технологическими картами.

Воспитательная:  воспитывать у обучающихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных производственных ситуациях; в условиях, когда необходимо принять оперативно и взвешенно единственно верное решение.

Коррекционные: развивать мыслительную деятельность и внимание, наблюдение, воображение, активизация эмоциональной и логической памяти.

Метод обучения:   бинарный урок.

Форма обучения: групповая.

Продолжительность урока: 270 минут без учета времени на перемены.

 УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

МТО: компьютер, проектор, доска.

Оборудование: швейные машины 97-А Кл, утюг с паром, гладильная доска.

Инструменты, инвентарь: ножницы, ручные иглы, булавки, мел и мыло, ткань, детали кроя, сантиметровая лента, линейка.

Наглядные пособия: инструкционно-технологические карты, образцы обработки юбки.

Ход урока

  1. Организационная часть (5мин)

  1.  Проверить внешний вид обучающихся, уточнить явку на занятие по списку, раздача материала, инструмента, документации, назначить дежурного по мастерской.
  2.  В группе создано три бригады, у каждого выбран свой бригадир, бригадир отчитывается о состоянии готовности обучающихся к обучению и об отсутствующих.

  1. Актуализация знаний и практического опыта учащихся:

2.1. Проверка знаний учащихся по спецтехнологии.  Презентация 1

 1. Сообщить тему и цель урока (слайд 1.1) (5 мин)

 2. Проверка знаний учащихся по предыдущим темам разных предметов: Материаловедение, Оборудование, Технология изготовления швейных изделий, Учебная практика.

Проверку знаний с помощью игры «Блицтурнир» (слайд 1.2)

За каждый правильный ответ обучающиеся берут жетон.

  1. Назовите оборудование для прочного соединения швейных деталей между собой (Швейная машина).
  2. С какой стороны должно лежать изделие при работе на швейной машине? (Слева).
  3. На каком ходу должна стоять швейная машина при заправке нитки?    (На холостом).
  4. В какую сторону надо вращать меховое колесо? (На себя).
  5. В каком положении должна находиться лапка после работы на швейной машине? (Опущена).
  6. Что образуется при переплетении долевых и поперечных нитей? (Ткань).

  1. Какого происхождения хлопчатобумажная ткань? (Натурального).
  2. Какого происхождения синтетическая ткань? (Химического).
  3. На какой стороне ткани печатный рисунок ярче? (На лицевой).
  4. К какому виду одежды относится юбка? (Поясному).
  5. Какие детали кроят первыми: большие или маленькие? (Большие).
  6. Как называется шов, используемый для сметывания деталей? (Смёточный).

Подводим с учащимися итог игры.

 3. Рассказать об истории появления юбки.

  • Юбку можно назвать одним из древних видов одежды. Прообраз      современной юбки – набедренная  повязка    первобытного человека. Много тысячелетий до нашей эры носили набедренные повязки из шкур. (слайд 1.3.) 
  •  Когда человек научился изготавливать ткань появилась одежда. Долгое время, вплоть до XV века, носили цельнокроеное прямое свободное мешкообразное платье-тунику, спадающее мягкими складками. Древние гречанки и римлянки обходились без юбок, их одежда состояла в основном из хитона или туники и плаща. Но носили её не только женщины, но и мужчины. К 1143-1180 г.г Надевалось по два платья одновременно - верхнее и нижнее. Верхнее шилось из богатых тяжелых тканей - бархата, парчи. Нижнее - из тканей полегче. (слайд 1.4.) 
  • В XV веке платье стало отрезным - разделилось на лиф и собственно юбку. Произошло это из-за моды на приталенную, облегающую одежду, которая начала требовать точного кроя и четкой посадки на фигуре. Впервые юбка начала крепиться непосредственно на талии, место "крепления" закрывал опускавшийся ниже лиф. Только в 15 веке женская одежда стала отличаться от мужской. (слайд 1.5.) 
  • К 16 веку нашей эры юбка стала преимущественно женской одеждой. Изменение длины, ширины и формы юбки оказывает существенное влияние на формирование модной линии. В это же время появляется шлейф. (слайд 1.6.)  
  • В 16 веке появились юбки необъятной ширины и тогда под юбку стали одевать каркас из обручей. (слайд 1.7.) 
  • В 17 веке одежда стала более удобной, свободной. А эффект широких бедер создавался надетыми юбками. (слайд 1.8.)  
  • К 18 веку вернулась юбка в виде купола. Опять сооружались каркасы, на них натягивают ткани. (слайд 1.9.)  
  • К середине 19 века металлический каркас был заменен на кринолин: льняной чехол, проплетенный конским волосом, который был вскоре заменен на проволочный. Они стали доступны всем. (слайд 1.10.)  
  • В русских деревнях женщины носили понёву — поясную одежду, напоминающую юбку, сшитую из нескольких полотнищ ткани. Её надевали прямо поверх рубашки. Понёва крепилась на талии с помощью пояска, продернутого в верхний подогнутый край ткани. Повседневные поневы выглядели скромно — их отделка состояла из нескольких полосок тесьмы. Праздничные же понёвы были богато украшены вышивкой, вставками из кумача, узорной тесьмой, кружевом, блестками. (слайд 1.11.)
  • Развитие юбки в хх веке (слайд 1.12,13)

 Основные конструкции юбок (слайд 1.14.)

Юбки карандаш. 15

Юбки расклешенные к  низу.16

Юбки с воланом. 17

Юбки  с запахом. 18

Юбки с драпировкой. 19

Юбки «Годе». 20

Юбки макси. 21

Юбки миди. 22

Мини- юбки. 23

Определить правильно требования к юбке (слайд 1.24.)

Учащимся представлены свойства одежды, нужно определить группу.

Эстетические и Экономические - Красота, соответствие современным требованием моды;

учет особенностей человека, внешности и возраста. Доступность одежды  

 (недорогая себестоимость).

Эксплуатационные - Удобство в носке, прочность, износоустойчивость; устойчивость к деформации.

Гигиенические - Обеспечение нормальной жизнедеятельности; создание благоприятного

микроклимата; защита от внешних воздействий, легкий уход за одеждой.

  1. Повторение материала. Презентация 2.

Технология обработки юбки (слайд 2.1.)

Детали кроя: название срезов.

 

Последовательность обработки прямой юбки (слайд 2.2.)

  1. Подготовка деталей кроя к сметыванию
  2. Подготовка юбки к примерке
  3. Проведение примерки, исправление дефектов
  4. Обработка вытачек
  5. Обработка боковых срезов
  6. Обработка застежки в  шве юбки тесьмой-молнией
  7. Обработка пояса, обработка верхнего среза юбки притачным поясом
  8. Обработка  нижнего среза юбки
  9. Обработка петли и пришивание пуговицы

Закрепление материала:

Учащимся раздаются карточки, они должны расставить последовательность обработки юбки по эскизу. (слайды 3-5)

  1. Повторение обработки узлов в юбке.
  1. Рассказать об основных приемах выполнения обработки юбки. (слайд 2.3-13)

  1. Показ обработки кармана «С отрезным бочком». (слайд 2.14.)
  1. Отрезная боковая деталь изделия выполняется цельнокроеной с мешковиной из ткани верха.
  2.  Вторая деталь выкраивается из основной или подкладочной ткани.
  3. Притачивают к припуску входа в карман мешковину, шов заутюживают на нее и настрачивают на расстоянии 0,1-0,2 см от края.
  4. Перегибают ткань по линии входа и отворачивают мешковину на изнаночную сторону.
  5. По краю входа в карман прокладывают отделочную строчку. Боковые части совмещают с передней половиной изделия,
  6. скалывают булавками по контрольным точкам и линии входа в карман, карман заметывают.
  7. С изнаночной стороны уравнивают мешковины, сметывают и стачивают между собой,
  8.  швы обметывают. Приметывают отрезные боковые части к полотну изделия по талиевому и боковому срезам и притачивают.
  9. Готовый карман приутюживают, нитки наметки удаляют.

  1. Техника безопасности, в форме игры «Лотерея» (слайд 2.15.)

Вопросы:

  1. Требования безопасности при выполнении ручных работ.
  2. Требования безопасности при выполнении машинных работ.
  3. Требования безопасности при выполнении влажно-тепловых работ.

 5.  Текущий инструктаж

  1. Проходить по рабочим местам, следить за правильным выполнением упражнений, проводить индивидуальные инструктажи по выполнению задания.
  2.  Следить за соблюдением правил техники безопасности.

6.  Заключительный инструктаж

  1.  А теперь все вместе вспомним, что мы сегодня делали на производственном обучении. Сегодня вы сшили юбки, теперь поменяйтесь изделиями и определите дефекты.

Оценка: 5 - без ошибок, 1 ошибка; 4 – 2,3 ошибки; 3 – 4,5 ошибок; 2 – 6 и более ошибок.

(слайд 2.16.)

  1. Давайте повторим технологическую последовательность обработки юбки (учащимся предлагается неправильная последовательность обработки юбки, они должны расставить последовательность правильно). (слайд 2.17.)
  2. Подведение итогов. (слайд 2.18.)

Каждый бригадир выступает с сообщением, как бригада справилась с работой, какие допустили ошибки и оценивает работу группы.

  1. Выставление оценок.(слайд 2.18)
  2. Рефлексия.(слайд 2.19)
  3. Сообщить тему следующего урока:

Обработка брюк.

  1. Задание на дом:

Повторить  технологию обработки юбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках учебной практики.

Активизация обучающихся в процессе учебной практики способствует самостоятельному и творческому выполнению ими работ под руководством мастера производственного обучения. Сам процесс учебной практики н...

Статья на тему: «Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»

«Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СД.01 «ПОШИВ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...

Профессиональное обучение и трудоустройство как основа успешной социализации выпускников с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются вопросы профессионального образования и воспитания обучающихся с ОВЗ и проблемы их трудоустройства....

Цикл занятий с экспертами конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидность и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»

Краткосрочные курсы по программе «Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»...