ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету «Ансамбль» (фольклорный)
рабочая программа на тему

Вольковец Кирилл Викторович

      Программа по данному предмету является частью комплекса предметов общеразвивающей  общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Сольное народное пение», «Сольфеджио».

         Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в

области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных

профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.

Программа может послужить задачам возрождения фольклорного

творчества, как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fol._ansambl_2.docx54.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДА ЮГОРСКА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

по учебному предмету

«Ансамбль» (фольклорный)

срок реализации – 4 года

Югорск, 2016

«РАССМОТРЕНО»

Методическим советом

МБУ ДО «Детская школа искусств»

Протокол от 11.05.2016 № 5

УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБУ ДО «Детская школа искусств»

____________________ Г.И. Драгунова

   Приказ от  30.05.2016 № 188

Разработчики: 

  • Синева Светлана Львовна, преподаватель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школы искусств города Югроска»
  • Вольковец Кирилл Викторович, концертмейстер муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Югорска»


Структура программы учебного предмета «Ансамбль» (фольклорный)

1.

Пояснительная записка

1.1.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

1.2.

Срок реализации программы учебного предмета

1.3.

Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом школы на реализацию учебного предмета

1.4.

Форма проведения учебных аудиторных занятий  

1.5.

Цель и задачи учебного предмета

1.6.

Обоснование структуры программы учебного предмета

1.7.

Методы обучения  

1.8.

Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета

2.

Содержание учебного предмета

2.1.

Сведения о затратах учебного времени  

2.2.

Годовые требования по классам

2.3.

Учебно - тематические планы по годам обучения (классам).

3.

Требования к уровню подготовки учащихся

4.

Формы и методы контроля, система оценок

4.1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

4.2.

Контрольные требования на разных этапах обучения.

4.3.

Критерии оценки

5.

Методическое обеспечение учебного процесса

5.1.

Методические рекомендации педагогическим работникам

5.2.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

6.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы, аудио и видеоматериалов

6.1.

Список рекомендуемой нотной литературы

6.2.

Список рекомендуемой методической литературы

6.3.

Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов

1. Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

    Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

-  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08. 2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;

    - Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ).

- Устав школы; Лицензия школы на образовательную деятельность; Образовательная программа школы; другие действующие нормативные правовые документы в сфере образования и культуры федерального, регионального и муниципального уровней.  

Программа разработана в 2012 году в  соответствии с: примерными дополнительными общеразвивающими  общеобразовательными программами по видам музыкального искусства для детских школ искусств и на основании опыта разработчика.

На основании п.11 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08. 2013 № 1008 программа ежегодно обновляется.

 Модернизирована программа  в соответствии с Концепцией дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (приказ Департамента образования и молодежной политики от 06.03.2014 № 229).

     Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения. Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание музыкально-песенного, танцевального и обрядового фольклора России.

      Программа по данному предмету является частью комплекса предметов общеразвивающей  общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Сольное народное пение», «Сольфеджио».

         Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в

области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных

профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.

Программа может послужить задачам возрождения фольклорного

творчества, как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

Таким образом, отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, её эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.

      1.2. Срок реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль»

     Срок реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с семи лет до шестнадцати лет, составляет 4 года.

      1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фольклорный ансамбль» составляет  2 часа в неделю.

      1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Фольклорный ансамбль» может проводиться в форме групповых занятий (численностью от 11 человек) или мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

     1.5. Цель и задачи учебного предмета «Фольклорный ансамбль»

        Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального

фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи: 

  • развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению

специфическими чертами народной музыки;

  • получение учащимися необходимых знаний об аутентичных народных

традициях и песенной культуре;

  • создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
  • развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
  • обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере

исполнения, а также навыкам импровизации;

  • освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения;
  • развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимся.

Основные разделы программы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

1.7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Методика работы с фольклорным ансамблем, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры.

Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора.

Содержание уроков основано на изучении традиционного фольклора.

1.8. Описание материально-технических условий для реализации учебного предмета

       Минимально необходимый для реализации в рамках образовательной программы «Музыкальный фольклор» учебного предмета «Фольклорный ансамбль» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, концертный зал с роялем/фортепиано;
  • звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт

дисков, магнитофон, видеомагнитофон, персональный компьютер);

  • библиотеку и помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс).

2. Содержание учебного предмета

     2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фольклорный ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:

Класс

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

34

34

34

34

Количество часов на аудититорные занятия (в неделю)

3

4

4

4

Общее количество часов на аудиторные занятия

по годам

68

68

68

68

Количество часов на внеаудиторные занятия(в неделю)

1

1,5

1,5

1,5

Общее количество

внеаудиторных/самостоя-

тельных занятий по

годам

34

51

51

51

Максимальное

количество учебных

занятий в год

102

136

136

136

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Фольклорный ансамбль»:

  • вокально-хоровые занятия;
  • освоение приёмов игры на этнографических инструментах;
  • постановка концертных номеров и фольклорных композиций;
  • аудио/видео демонстрация записей подлинных исполнителей народных

песен и др.

2.2 Годовые требования по классам

1-й класс.

В результате обучения в первом классе учащиеся должны уметь:

  • правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
  • правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
  • петь простые мелодии легато в небольшом диапазоне (до сексты, реже – октавы);
  • использовать активную артикуляцию,
  • следить за чистотой интонации, не форсировать звук.

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:

2-3 потешки, 1-2 заклички, 6 ансамблевых народных песен в обработке (пение в унисон) игрового характера;

Песни должны быть несложными как по степени технической трудности, так и по художественной сущности. В текстах песен не должно быть незнакомых детям диалектических особенностей.

В конце года учащиеся проходят контрольное прослушивание и могут быть рекомендованы к участию в академическом концерте.

2-й класс.

На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, включаются в работу элементы исполнительства. Несколько усложняется текстовый материал песен: возможен подбор репертуара с несложными огласовками в тексте. В результате второго года обучения учащийся должен:

  • использовать правильную певческую установку;
  • выравнивать звучность гласных, чётко произносить согласные;
  • работать над чистотой интонации и выразительностью звука;
  • в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;
  • стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи.

На данном этапе необходимо начинать разделение голосов на первый и второй.

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:

6-8 ансамблевых песен (пение в унисон, реже – при должном развитии учащихся – с элементами двухголосия);

На переводном экзамене учащиеся исполняют:

ансамблем песенный репертуар на академическом концерте отдела;

3-й класс.

На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению полученных вокально-технических и исполнительских навыков, а также по:

  • развитию и укреплению певческого дыхания и чистой интонации;
  • выравниванию звучания по всему диапазону; выявления звонкости для всех голосов;
  • развитию чёткой дикции, выразительностью слов.

В этот период возможно начать работу над выявлением индивидуального тембра, в основном, в среднем регистре голоса.

В течение года необходимо проработать:

  • вокальные упражнения в пределах квинты;
  • 3-4 песни с сольными запевами;
  • 3-4 хоровые песни (двухголосные).

На переводном экзамене учащиеся исполняют:

композицию из 2-3  хоровых песен.

4-й класс.

Основная работа на четвёртом году обучения состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, чёткой артикуляции, осмысленном выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом. Начинается также работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре.

Кроме того, следует продолжить работу по выравниванию звучания по всему диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими задачами, включая музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а также над развитием навыков публичных выступлений.

В течение года учащийся должен проработать:

  • вокальные упражнения в пределах октавы;
  • 4 разнохарактерные сольные песни (2 из них a capella);
  • 6-8 ансамблевых песен (2-3-хголосные);

На переводном экзамене учащиеся исполняют:

  • 2 разнохарактерные сольные песни (1 a capella);
  • 2 разнохарактерные хоровые песни.

Необходимо предусмотреть обязательное участие в конкурсах и концертах.

На выпускном экзамене учащиеся исполняют:

  • сольную песню;
  • разнохарактерные  песни ансамблем (1 - a capella).

2.3. Учебно-тематические планы по годам обучения (классам)

Календарно-тематические планы по годам обучения отражают

последовательность изучения разделов и тем программы с указанием

распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.

В репертуар предмета «Фольклорный ансамбль» включаются произведения народной песенной традиции различных жанров:

• песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные,

веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);

• песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические,

плачи);

• материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки,

сказки);

• музыкальные игры;

• хороводы;

• пляски;

• лирические протяжные песни;

• эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады).

1 класс

п/п

Тема

Количество часов

1.

Основы вокально-хоровой работы:

певческая установка, навыки пения стоя и сидя.

Постановка дыхания (дыхание перед началом

пения, одновременный вдох и начало пения,

задержка дыхания перед началом пения).

Различный характер дыхания перед началом пения

в зависимости от характера исполняемой песни.

Смена дыхания в процессе пения, развитие

навыков цепного дыхания. Выработка

естественного и свободного звука, отсутствие

форсирования звука. Способы формирования

гласных в различных регистрах. Развитие

дикционных навыков, взаимоотношение гласных и

согласных в пении. Развитие подвижности

артикуляционного аппарата за счёт активизации

губ и языка. Развитие диапазона и интонационных

навыков. Развитие ансамблевых навыков,

выработка активного унисона, ритмической

устойчивости и динамической ровности в

произнесение текста.

В вокально-хоровой работе может быть

использован следующий музыкальный материал:

фрагменты из простейших народных песен,

имитация зовов животных, специальные

упражнения.

15 часов

2.

Малые фольклорные формы устной традиции:

игры и считалки, дразнилки, страшилки, загадки,

скороговорки

12 часа

3.

Музыкальные фольклорные игры (круговые

формы)

10 часов

4.

Прибаутки и потешки в одноголосном изложении

и в сопровождении музыкального инструмента

(балалайка, гармонь)

10 часа

5.

Сказки с элементами музицирования (простейшие

попевки – характеристики героев,

инструментальное сопровождение).

11 часа

6.

Игровые хороводы в одноголосном изложении и в

сопровождении музыкального инструмента

(балалайка, гармонь)

12 часов

7.

Колыбельные в одноголосном изложении

12 часов

8.

Частушки, небылицы в одноголосном изложении и

сопровождении музыкального инструмента

(балалайка, гармонь)

10 часов

9.

Игра на ударных инструментах (ложки, трещотки,

шаркунок).

10 часов

Всего:

102 часов

2 класс

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона,

интонационные упражнения, постановка дыхания,

освоение народной манеры пения.

18 часов

2.

Игры/музыкальные игры (повторение пройденных

и разучивание новых образцов).

12 часа

3.

Материнский фольклор – пестушки, потешки,

прибаутки в одноголосном изложении без

сопровождения.

12 часов

4.

Материнский фольклор – колыбельные в

одноголосном изложении с элементами

обыгрывания

12 часа

5.

Частушки и небылицы в одно-двухголосном

изложении (терцовая втора)

16 часа

6.

Исполнение сказок и музыкальных сказок с

элементами хореографии и распределением по

ролям персонажей

12 часов

7.

Хороводные и плясовые песни в одно-

двухголосном изложении (терцовая втора) с

элементами народной хореографии и

музыкальным сопровождением

12 часов

8.

Зимние календарные песни, колядки в

одноголосном изложении, с распределением по

ролям персонажей

12 часов

9.

Масленичный цикл: песни встречи и проводов

Масленицы, масленичные частушки и игровые

песни. Одно-двухголосное изложение (бурдонное многоголосие)

10 часов

10.

Весенние заклички в одноголосном изложении

10 часов

11.

Игра на ударных и духовых (свирели, окарины)

народных инструментах.

10 часа

Всего:

136 часов

3 класс

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона,

интонационные упражнения, постановка дыхания,

освоение народной манеры пения

18 часов

2.

Музыкальные игры (повторение пройденных и

разучивание новых образцов)

12 часа

3.

Музыкальные сказки с распределением по ролям

персонажей и театрализованной постановкой

12 часов

4.

Хороводные и хороводно-игровые песни в

двухголосном изложении без сопровождения, с

хореографическими элементами

12 часа

5.

Шуточные и плясовые песни в двухголосном

изложении без сопровождения, с

хореографическими элементами

16 часа

6.

Частушки, шуточные припевки, небылицы в

двухголосном изложении с сопровождением и a

cappella, с элементами движения

12 часов

7.

Песни святочного периода – колядки,

подблюдные, христославия, святочные хороводы в

двухголосном изложении без сопровождения

12 часов

8.

Масленичный обряд - Проводы Масленицы.

Песни, частушки, прибаутки и пляски.

Театрализованная постановка

12 часов

9.

Весенние заклички и хороводы в одно-

двухголосном изложении без сопровождения, с

элементами хореографии

10 часов

10.

Освоение импровизационных приёмов на

материале пройденных жанров народной песни

10 часов

11.

Игра на народных музыкальных инструментах.

Ударные («дрова»), духовые (кугиклы и калюки)

10 часа

Всего:

136 часов

4 класс

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона,

интонационные упражнения, постановка дыхания,

освоение народной манеры пения. Работа над

навыками двух- и трёхголосного исполнения

18 часов

2.

Загадки и дразнилки, музыкальные игры

(повторение пройденных и разучивание новых

образцов)

12 часа

3.

Частушки, небылицы, шуточные припевки в двух-

и трёхголосном изложении с сопровождением

12 часов

4.

Хороводные и хороводно-игровые песни в двух- и

трёхголосном изложении без сопровождения, с

постановкой танца. Освоение простого и

переменного шага

12 часа

5.

Плясовые и шуточные песни в двух- и трёхголосном изложении без сопровождения, с

постановкой танца

16 часа

6.

Святочные календарные песни (колядки,

таусеньки, щедровки). Постановка обряда

колядования

10 часов

7.

Весенние календарные песни: весенние заклички в

гетерофонном изложении без сопровождения;

приуроченные хороводы

10 часов

8.

Песни праздников осеннего календаря (Новолетие,

Кузьминки)

10 часов

9.

Скоморошины в двух- и трёхголосном изложении

10 часов

10.

Солдатские строевые песни в двух- и

трёхголосном изложении с постановкой движения

10 часов

11.

Освоение импровизационных приёмов на

материале пройденных жанров народной песни

10 часа

12.

Игра на народных музыкальных инструментах.

Ударные (ложки, трещотки, шаркунок, «дрова»),

духовые (свирели, окарины, кугиклы и калюки). Освоение исполнения в составе малых ансамблей (2-3 человека)

6 часов

Всего:

136 часов

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Результат освоения программы «Фольклорный ансамбль» направлен на

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также

особенностей оформления нотации народной песни;

  • знание характерных особенностей народного пения, вокально-

хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого

исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального

коллектива;

  • знание музыкальной терминологии;
  • умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно,

так и в составах фольклорных коллективов;

  • умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
  • умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов

и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том

числе,  исполнения театрализованных фольклорных композиций;

  • навыки фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
  • практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
  • навыки владения различными манерами пения;
  • навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в

концертном исполнении вокальных произведений различных жанров;

навыки публичных выступлений.

4. Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, её корректировку и проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса;
  • качества теоретической и практической подготовки по учебному

предмету;

  • уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на

определенном этапе обучения.

Формы аттестации - контрольный урок, зачёт, экзамен.

В случае, если по предмету «Фольклорный ансамбль» промежуточная аттестация проходит в форме академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или контрольным урокам.

Виды промежуточной аттестации: академические концерты, исполнение концертных программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы, театрализованные выступления.

Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта

(театрализованного выступления), исполнения концертных программ,

творческого показа.

4.2. Контрольные требования на разных этапах обучения:

Вид аттестации

Форма аттестации

График проведения аттестации (по полугодиям)

Материал к аттестации

Текущая аттестация

Контрольные уроки

1,3,5,7

Песенный материал (согласно календарно-тематическому плану)

Промежуточная аттестация

Академические концерты, зачеты, творческие смотры, прослушивания, публичные выступления

2,4,6,8

Песенный материал (согласно календарно-тематическому плану)

Итоговая аттестация

Экзамен в форме концертного выступления

8

Песенный материал

4.3. Критерии оценки

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,  которые включают в себя методы контроля, контрольные задания, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.

Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в себя индивидуальную сдачу отдельных песен или партий, индивидуальный показ других форм работ (элементы хореографии, игра на этнографических инструментах). Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия. Критерии оценки качества исполнения

Критериями оценки качества исполнения могут являться:

- точное знание слов песни;

- точное знание партии;

- стремление к соответствующей стилю манере пения;

- стремление к соблюдению диалектных особенностей;

- эмоциональность исполнения;

- соответствие художественному образу песни.

По итогам исполнения программы на зачёте, академическом

прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 (отлично)

Выступление участников ансамбля может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом

4 (хорошо)

Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых

3 (удовлетворительно)

Слабое выступление. Текст исполнен

неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного

аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне

2 (неудовлетворительно)

Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие.

5. Методическое обеспечение учебного процесса.

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся над песней, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы участников ансамбля. Урок может иметь различную форму:

  • работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;
  • постановка дыхания;
  • разбор музыкального материала по партиям;
  • работа над партитурой;
  • постановка концертных номеров и т.п.

Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием первоисточников. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.

На репетициях фольклорного ансамбля и на индивидуальных занятиях, входящих в вариативную часть курса, преподавателем должен решаться целый ряд задач:

формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося;

воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания;

  • овладение различными певческими стилями;
  • работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки, диалекта, особенностей формообразования).

Правильная организация учебного процесса, успешное   всестороннее

развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Особенности работы с фольклорным ансамблем, предусмотренные данной программой, заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций. Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к первоисточникам (аудио прослушивание, видео-просмотр, непосредственный контакт с носителями традиции). Важны также навыки работы с нотными и текстовыми расшифровками песенного материала.

Самая главная задача для участников процесса – научиться петь не строго заученными партиями, а создавать свою, каждый раз новую версию исполняемой песни в стилевых рамках заданного материала. Необходимо научиться музыкально-поэтической, а также комплексной импровизации, в рамках жанровых и стилистических особенностей песенного образца.

Значительное место в освоении программы занимает работа над изучением диалекта того или иного певческого стиля, поскольку диалект влияет на формирование певческой и тембральной позиции.

Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой деятельности коллектива.

6. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и

видеоматериалов

6.1. Список рекомендуемой нотной литературы

1. Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области Пенза,1953

2. Бондарева Н. Русские народные песни Алтайского края. М.,

1995

3. Ведерникова Н.М. Фольклор Калужской губернии. ООО

Издательство «Родник», 1998

4. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. Белгород,

«Везелица»,1993

5. Власов А.Н. «А в Усть-Цильме поют». Сборник.

Издательство «ИнКа»,1992

6. Гилярова Н.Н. Музыкальный фольклор Рязанской области.

2-е издание. - Рязань: ОНМЦ, 1994

7. Гилярова Н.Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской

области. М., 1985

8. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья.

Семейский распев. «Советский композитор»,

1989

9. Ефименкова Б.Б. Северная причеть. М., «Советский

композитор», 1980

10.Мехнецов А.М. Лирические песни Томского Приобья. Л.,

«Советский композитор», 1986

11.Мехнецов А.М. Хороводные песни, записанные в Томской33

области. Л. «Советский композитор». 1973

12.Померанцева Э.В. Фольклор Ярославской области. Ярославское

издательство,1958

13.Потанина Р.П. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири.

Новосибирск, «Наука», 1981

14.Рубцов Ф.А. Русские народные песни Смоленской области в

записях 1930-1940-х годов. Ленинград.

Всесоюзное издательство «Советский

композитор», 1991

15.Савельева Н.М. Календарные и свадебные песни села Верещаки

Брянской области. Сборник. Брянск, 1993

16.Савельева Н.М. Сумские песни. М., МГК им. Чайковского, 1995

17.Тархова А., Мальков Н. Песни села Канаевки. Пенза, 2006

18.Терентьева Л.А. Народные песни Куйбышевской области.

Куйбышевский государственный институт

культуры, 1983

19.Фёдоров А.И. Хороводные и игровые песни Сибири.

Новосибирск, «Наука», 1985

20.Христиансен Л.Л. Уральские народные песни.

21.Щуров В.М. Русские песни Алтая. Выпуск 1. Песни Убино-

Ульбинской долины. М., «Композитор», 2004

22.Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследования.

М., «Советский композитор»,1987

6.2. Список рекомендуемой методической литературы

1. Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор

Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск,

«Наука», Сибирское предприятие РАН, Серия

книг «Памятники фольклора народов Сибири и

Дальнего Востока»

2. Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М., «Музыка», 1991

3. Вендина Т.И., Попов И.А. Атлас русских народных говоров, 2004

4. Карачаров И.Н. Песенные традиции бассейна реки Пселл.

Белгород, «Крестьянское дело», 2004

5. Костюмы Курской губернии, Курск, 2008

6. Красовская Ю.Е. Человек и песня. Библиотечка «В помощь

художественной самодеятельности» № 14. М., «Советский композитор», 1989

7. Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы), «Мнемозина»,2002.

8. Колотыгина И.А. Песни Ставропольского края. Исторический

очерк // Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ

им. Гнесиных. Вып. 15. – М., 1974. – С. 65 - 78

9. Мельник Е. Варженские певицы и их песни. М., «Советский

композитор», 1986.

10.Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание

центра Планетариум. М., 1994.

11.Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М., 1998

12.Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М.,1975

13.Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии.

Ростов, 2004

14.Толстая С.М. Полесский народный календарь. М., «Индрик», 2005.

6.3. Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов

аудио и граммофонные записи этнографических исполнителей и коллективов

1. Антология. «Музыкальный фольклор СССР», «Фирма Мелодия», 1989.

Пластинка 1 «Народная музыка южной России», пластинка 2 «Песни русского казачества» 34

2. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный

фольклор средней полосы России и Поволжья, «Фирма Мелодия», 1990

3. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Русская народная

музыка Севера и Сибири, ВТПО «Фирма Мелодия», 1990

4. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный

фольклор западной России, «Фирма Мелодия», 1990

5. «Антология народной музыки. Душа народа». «Фирма Мелодия», 2009

6. Песни Вятской губернии и Белорусского Полесья. (Аудио приложение к

книге М. Л. Копыловой «В поисках костяной иглы») , 2005:

Экспедиционные записи Вятской губернии «Календарь» и «Свадьба»

7. Из коллекции Кабинета народной музыки Воронежской государственной

академии искусств, выпуски 1-8, «Фольклорный ансамбль села Фощеватово

Белгородской области», «Фольклорный ансамбль села Плёхово Курской области», «Фольклорный ансамбль Русская Буйловка Воронежской области»,

«Фольклорный ансамбль села Глуховка Белгородской области», «Фольклорный ансамбль сел Пузево и Гвазда Воронежской области», «Фольклорный ансамбль «Воля» Воронежского государственного института искусств»

8. Из собрания фонограмм архива Института русской литературы

(Пушкинский Дом) РАН, «Эпические стихи и притчи Русского Севера», 1986

9. Из собрания фонограмм архива Института русской литературы

(Пушкинский Дом) РАН, «Музыкальный эпос русского севера», 2008 год

10. «На Петра хлеб пекла». Исторические концерты Фольклорной

комиссии. (Песни Русско-Белорусско-Украинского пограничья). - 2009, APE

11. «Конь бежит колокол звенит». Песни Архангельской, Псковской и

Витебской земель, 1999

12. Народный календарь. Песни народных праздников и обрядов.

Выпуски 1 и 2. «Фирма Мелодия», 1989

13. Традиционная музыка русского северо-запада «Музыка Русского Поозерья», LiveMusicTradition, 2005 35

14. Традиционное искусство Поозерья. «Вечериночная музыка».

«Мелодия», 1990

15. «Казаки – некрасовцы на концерте в Московской консерватории».

«Мелодия», 1984.

Записи фонотеки отдела РНХ музыкального колледжа им. Гнесиных:

1. Западнорусский певческий стиль: песни Брянской, Калужской, Псковской и Смоленской областей

2. Казачья певческая традиция: Дон, Кубань, Некрасовцы, Оренбургские

казаки, Терцы

3. Северный певческий стиль: песни Архангельской, Вологодской,

Ленинградской, Мурманской областей

4. Сибирская певческая традиция: песни Кемеровской, Новосибирской,

Омской, Свердловской областей и Красноярского края

5. Средне-Волжский певческий стиль: Пенза, Саратов, Ульяновск, Уфа

6. Среднерусский певческий стиль: песни Ивановской, Костромской,

Московской и Тульской областей

7. Уральская певческая традиция: заводской фольклор

8. Южнорусская певческая традиция: песни Белгородской, Воронежской,

Курской, Липецкой, Рязанской областей

Другие аудио и видеоматериалы:

- цикл видео фильмов «Мировая деревня» и «За околицей»;

- телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта» ТМК «Россия-

Культура»;

- экспедиционные записи отечественных фольклористов: Гиляровой Н.Н,

Кабанова А.С., Красовского А.В., Медведевой В.Н., Мехнецова А.М., Пушкиной С.И., Щурова В.М. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа учебного предмета ПО.01УП.01 (домра) по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Программа учебного предмета "Трехструнная домра" является частью дополнительной предпрофессиональной программы в облпсти музыкального искусства "Народные инструменты"....

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО

Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального иск...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль        ...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-специальность Скрипка

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-Специальность Скрипка...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыкальный фольклор» Предмет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ФОРТЕПИАНО

Программа предмета «Музыкальный инструмент» на фольклорном отделении ДШИ разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализац...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Мой мир музыки» для детей с ограниченными возможностями здоровья (Расстройствами Аутического Спектра) по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиан

Адаптированная дополнительная общеразвивающаяобразовательная программа в области музыкального искусства«Мой мир музыки»для детей с ограниченными возможностями здоровья(Расстройствами Аутич...