Самостоятельная работа как вид учебной деятельности обучающихся
статья на тему

Третьякова Наталья Дмитриевна

Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Изменились механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное обучение.

Меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, личностно-ориентированный подход, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.

  Традиционный подход к организации работы   обучения предполагает, что образование должно происходить в условиях повышенной самостоятельности.  

Как обеспечить реальное развитие обучающихся? Как подготовить их к самообразованию?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_samostoyatelnoy_raboty.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа как вид учебной деятельности обучающихся

§ 1. Сущность самостоятельной работы обучающихся по физике

Общеизвестно, что обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности обучающихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении образования.

Анализ педагогической литературы свидетельствует о различном подходе к раскрытию сущности самостоятельной работы. Понятие «самостоятельная работа» используется авторами в разных значениях в зависимости от того, какое содержание они вкладывают в понятие «самостоятельный»:

  • обучаемый выполняет работу сам, без непосредственного участия преподавателя;
  • обучаемый самостоятельно мыслит, ориентируется в учебном материале;
  • разделение учебную нагрузку на обязательные (аудиторные) занятия и внеклассную работу, последнюю называют самостоятельной.

 Наиболее полное определение самостоятельной работы обучающихся даёт в своих исследованиях Б.П. Есипов: «Самостоятельная работа обучающихся, включаемая в процесс обучения, − это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом обучающиеся сознательно стреляться достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

 Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия обучающихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы.    

Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи:

1) развивать у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, т. е. научить их самостоятельно овладевать знаниями.

2) научить обучающихся самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.

В последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе обучающихся.  Увеличилась роль самостоятельных работ в учебном процессе,  яснее обозначились методика и дидактические средства их эффективной организации. Новейшие исследования психологов и педагогов подняли учение о самостоятельной учебной деятельности на более высокую ступень. Она ныне теоретически обоснована как важнейшее составное звено процесса обучения.

§ 2.  Цели самостоятельных работ

Основная цель самостоятельных работ - обеспечение глубокого и прочного усвоения обучающимися основного программного материала при возможно меньших затратах времени.

Отбор содержания и структуры заданий для самостоятельных работ  направлен на достижение нескольких целей:

- приобретение новых знаний;

- закрепление и уточнение знаний;

- овладение умениями самостоятельно приобретать знания;

- выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

- формирование умений и навыков практического характера;

- формирование умений творческого характера, умения применять знания в решении учебных и практических задач.

Каждая  из  групп, представленных в таблице 1, видов деятельности  обучающихся при выполнении самостоятельных работ включает  в  себя   несколько   видов  работ, поскольку  решение  одной  и  той  же  дидактической задачи может осуществляться различными  способами.  Указанные  группы  тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды  работ могут  быть  использованы  для  решения   различных   дидактических   задач.

Таблица 1

Группы и виды самостоятельных работ по физике

                                     

Группы работ

Вид деятельности

Работы, основная цель которых — приобретение новых знаний и умений и овладение, умением самостоятельно приобретать знания из различных источников

  1. Работа с учебником: изучение нового, работа с таблицами
  2. Наблюдения                                        
  3. Опыты на уроке и в домашних условиях              
  4. Работа с раздаточным материалом  
  5. Изучение устройства и принципа действия приборов по моделям и чертежам  
  6. Вывод формул, выражающих функциональную зависимость физических величин                                
  7. Анализ формул, получение на этой основе выводов о характере зависимости физических величин, входящих в формулы  
  8. Работа с дополнительной литературой

Работы, основная цель которых совершенствование знаний (их уточнение и углубление),  выработка умений применять на практике

  1. Решение задач (вычислительных, качественных, графических, экспериментальных).
  2. Доказательство справедливости формул
  3. Эксперимент:
  • проверка справедливости законов;
  • установление связи между законами, явлениями;    
  • установление количественной зависимости между   величинами;
  • изучение физических свойств веществ;    
  • определение физических величин.
  • наблюдение с целью уточнения условий, в которых  протекает явление.

4.Приведение примеров, отображающих суть  физических законов    

  1. Составление задач на применение новых физических  законов и формул

  1. Выполнение заданий по классификации:
  • приборов, машин, установок, схем, электрических   цепей и т.д.;  
  • состояния вещества;  
  • свойств тел, веществ;
  • явлений;
  • форм движения; видов энергии;
  • элементарных частиц и т.д.
  1. Вычерчивание и чтение схем электрических цепей    

Работы, основная цель которых —  формирование у обучающихся умений и навыков практического  характера

  1.    Решение задач
  2.    Вычерчивание и чтение схем приборов и электрических      цепей
  3.   Построение и анализ графиков
  4.    Сборка приборов из готовых деталей
  5.    Выявление неисправностей в приборах и устранение их
  6.    Изготовление приборов по готовым схемам и чертежам
  7. Измерение физических величин      
  8. Сборка электрических цепей

Работы, основная цель которых —  развитие  творческих способностей обучающихся

  1. Подготовка докладов и рефератов
  2. Разработка нового варианта опыта
  3. Разработка методики постановки опыта
  4. Внесение изменений в конструкцию прибора
  5. Разработка новой конструкции прибора    
  6. Построение гипотез
  7. Выполнение опытов с элементами исследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления для  специальности среднего профессионального образования...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.08.06 Ритмика с методикой тренировки

Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП 08.06 Ритмика с методикой тренировки для специальности 050141 Физическая культура среднего профессионального обр...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Интегральное исчисление») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специал...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Пределы и непрерывность») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно- научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специали...

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...