Доклад к методическому совету «Преподаватель и информационная культура»
учебно-методический материал по теме

Доклад к методическому совету «Преподаватель и информационная культура»

 

Информационная культура преподавателя является в настоящее время необходимым условием успешной педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_metodsovetu.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ ТО «Тульский технико-экономический колледж имени А.Г.Рогова»

Доклад к методическому совету

«Преподаватель и информационная культура»

Формирование информационной культуры сегодня следует рассматривать как одну из приоритетных задач профессиональной подготовки и переподготовки преподавателя, который должен владеть информационной культурой применительно к трем сферам деятельности: учебной, педагогической и исследовательской. И чем выше уровень информационной культуры, тем успешнее деятельность. Развитие информационной культуры становится продуктивным только в том случае, если оно реализуется как самоформирующийся процесс, как важный аспект профессионального саморазвития. Профессиональное самосовершенствование личности, осознающей и соизмеряющей свои потребности и возможности, является основой информационной культуры.

Информационная культура преподавателя является в настоящее время необходимым условием успешной педагогической деятельности. Формирование информационной культуры возможно только в процессе профессионального саморазвития.

В условиях открытой, насыщенной информационной среды современный преподаватель должен знать:

  • дидактические условия эффективного применения информационных технологий в общем и профессиональном образовании;
  • современные программные средства и возможности их использования в образовательном процессе;
  • основы проектирования учебного процесса в среде информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выбирать программные средства для решения учебных задач;
  • использовать Интернет для поиска необходимой информации;
  • анализировать возможности программного обеспечения для организации образовательного процесса.

Резкое увеличение объема информации, ее форм, видов и источников, стремительное распространение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники привело к необходимости определения таких личностных качеств, которые будут обеспечивать целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Совокупность этих личностных качеств определяет информационную культуру личности, как одну из составляющих общей культуры человека, объединяющей информационное мировоззрение и систему знаний и умений. Расширение информационных потребностей человека приводит к творческому содержанию деятельности, так как способность оперирования абстрактной информацией определяет манипулятивность сознания, способность к синтезу и систематизации, а значит к продуцированию знания.

Особую актуальность информационная культура приобретает для современного педагога. Информационному обществу необходим новый тип педагога – личности, обладающей творческим потенциалом, способной к профессиональному саморазвитию и критическому восприятию все увеличивающегося потока информации. Сегодня профессионально значимые качества преподавателя основываются не столько на критериях объема и полноты знания конкретного предмета, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные учебные и педагогические задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. В последнее время стремительно растет наукоемкость преподавательской деятельности, появилась необходимость работы с большими потоками информации, включения фундаментальных знаний в структуру педагогической деятельности, повышения уровня образовательной подготовки педагогов.

Развитие и саморазвитие информационной культуры большинства преподавателей во многом происходит стихийно. При этом проблемы для преподавателей различных уровней образования могут быть определены во всем спектре информационной и компьютерной безграмотности: от неумения пользоваться современными информационными технологиями даже на элементарном уровне поиска до отсутствия навыка использования информационных технологий для решения профессиональных задач; от отсутствия четкого целеполагания и системности в деятельности до неумения структуризации излагаемого материала и его представления с использованием информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная культура преподавателя

Материал посвящен проблемам формирования информационной культуры преподавателя СПО...

Доклад для методического совета колледжа на тему: Формирование в рамках ФГОС фондов оценочных средств по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям.

ФГОС СПО формулируют приоритеты подготовки специалиста, усиливая ориентацию на конечные результаты, в частности на формирование профессиональных и общих компетенций, необходимых для будущей трудовой д...

Доклад на заседании методического совета на тему: "О ходе организации проведения курсового и дипломного проектирования"

Курсовое и дипломное проектирование играет важную роль в подготовке будущих специалистов.Для  эффективного проведения занятий преподателями  цикла общепрофессиональных и специальных экономич...

Доклад к педагогическому совету «Речевая компетентность – составляющая общей культуры»

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 10pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif...

Доклады на педагогических советах и советах мастеров

Мастер!Он всегда в дороге - в заботах, поисках, тревоге,И никогда покоя нет.И сто вопросов на пороге, и нужно верный дать ответ.Он сам себя всех строже судит.Он весь земной, но рвется ввысь.Не счесть,...

Доклад на методическом совете

Тема : "Стажировка педагога как важный фактор его профессионального совершенствования"...