Моя педагогическая философия
материал на тему

Дьяконова Селена Геннадьевна

Хороший ли я педагог? Какое место я занимаю в профессиональном образовании? 

Ответ на эти и другие вопросы в  размышлениях на тему  "Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Плохой учитель преподаёт истину,

                                                                                                                       хороший  учит её находить…

                                                                                                                                             (А. Дистервег)

Уроки, семинары, педсоветы…Тетради, оценки, отчёты, зачёты… Встречи, радости, удачи, проблемы… Это обычные дни современного преподавателя. Чаще всего нет времени остановиться, подумать, посмотреть спокойно со стороны на свою деятельность, может что-то переосмыслить, пофилософствовать. Для меня сейчас такой момент наступил.

 Почему я выбрала профессию преподавателя? Случайно? Можно, конечно, подумать, что просто таким образом сложились жизненные обстоятельства. А может, все-таки нет?..

Одновременно с окончанием образовательной школы я закончила с отличием детскую музыкальную школу по классу фортепьяно. Поэтому, как все мои родственники, так и я сама думали, что я поступлю в музыкальное училище. Но всё изменилось, когда к нам в школу пришёл преподаватель из Иркутского института иностранных языков с профориентацией. Моим выбором тогда была не столько сама профессия учителя, а иностранные языки. Со временем меня стали увлекать такие дисциплины как педагогика, возрастная психология.

Время пролетело стремительно, и я уже оканчивала университет – квалификация «Учитель английского и испанского языков» по специальности «Филология».  И снова в передо мной стоял выбор: пойти работать в школу или выбрать иную профессию, связанную с языками? Я снова стояла на перепутье… И вот однажды, возле аудитории к нам подошёл мужчина и спросил: «Не хотим ли мы, почти выпускники, подработать преподавателями в колледже?». Это был директор машиностроительного колледжа. Так и началась моя педагогическая деятельность в сфере среднего профессионального образования.

 Я стала осознавать, на какой путь я ступила, стала понимать, каким важным человеком в жизни общества я могу стать. Во мне начал просыпаться будущий преподаватель. Ты всегда находишься в окружении молодого поколения, знаешь все новинки и в музыке, и в кино, и в технике, и в моде. К тому же, ты сам должен соответствовать всему новому, современному – иначе будешь ученикам неинтересен.

Мир настолько стремительно развивается, что мы, порой, оглядываясь назад, думая: «Как же мы жили без того или иного?» Конечно, есть много положительного в прошлом, но, как сказал выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи: "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Поэтому, перед нами, педагогами, встают очень серьёзные задачи на современном этапе.

 Сегодня интернет пришел во все образовательные учреждения России. К сожалению, не все учреждения и не все педагоги «пришли» к Интернету. Не все готовы использовать в работе новые программно-технические комплексы, ЭОРы, УМК, не все готовы к использованию Интернет-технологий в учебном процессе.

На своих занятиях со студентами я стараюсь рационально и правильно применять информационно-коммуникационные технологии. Это значительно помогает воспитанию не только функциональной грамотности учащегося, но и формирует их учебные, познавательные и мобильные качества. Надеюсь, что помогаю мои студентам приобретать способность жить и адаптироваться в реальном времени и жизни.

В процессе своей работы я также поняла, что компьютер в учебном процессе – не механический педагог, а средство, усиливающее и расширяющее возможности обучающей деятельности преподавателя. На уроках английского языка с помощью ресурсов сети Интернет мы со студентами решаем целый ряд дидактических задач; используем материалы глобальной сети в формировании навыков и умений чтения текстов, переводов, ответов на вопросы и так далее... В процессе подготовки своих занятий я часто использую материалы Интернета, адаптируя их к конкретной теме урока. Особое внимание уделяю совершенствованию письменной речи студентов и пополнению их словарного запаса.

Из своего опыта работы вижу, что именно обучение с применением информационно-коммуникационных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал к изучению иностранного языка, способствует развитию познавательного интереса обучающихся.

У всех на слуху сегодня слова “самопознание”, “саморазвитие”, “креативность”. Это не случайно, это не мода. На любом жизненном этапе эти слова остаются значимыми. Приобщая студентов к национальной культуре стран изучаемого языка, я учу их любить свою Родину, беречь природу, уважать старших, заботиться о своем моральном и физическом здоровье, ведь еще со времен античности известно: не для школы, а для жизни мы учимся.

На мой взгляд, преподаватель английского – это преподаватель-универсал, который должен не только превосходно знать язык, но и быть достаточно эрудированным, чтобы уметь поддержать беседу на различные темы.

Преподаватель должен быть мудрым. Вспомним слова В.А. Сухомлинского: «Ребенок должен быть убежден, что успехам он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя, радость успеха может померкнуть».

Преподаватель должен быть доброжелательным и отзывчивым. Приветливое слово, искренняя улыбка и атмосфера на уроке становится особенной. Работая в техникуме в разных группах, я поняла, что одному нужна хорошая оценка, второму – разнообразные интересные творческие задания, а кому-то – просто доброе слово, тёплый взгляд, признание. Важно убедить ученика поверить в себя, в то, что он на многое способен.

Преподаватель - это человек, который находится в вечном поиске методов, средств и подходов для вовлечения студентов в изучение предмета, в жизнь. Мне в этом помогает самообразование. В связи с этим с большим интересом посещаю курсы, семинары, мастер-классы, конференции, читаю печатные издания, использую Интернет ресурсы.

Отлично понимаю, что преподаватель должен быть современным; он не имеет права быть ограниченным, отстраненным от веяний современного общества, равнодушным к событиям сегодняшнего дня. Преподаватель должен идти в ногу со временем, осваивая новые педагогические, инновационные и информационные технологии, быть гибким и восприимчивым к требованиям современного образования.

Естественно, система образования становится иной, соответствующей своему времени и запросам общества, и педагог сегодня не просто человек, который наполняет подростка знаниями. Конечно, и сегодня мы планируют свои уроки, но это уже не план-конспект, а сценарий! Благодаря современным методикам я могу предположить развитие своего урока, но как студенты придут к открытию, точно угадать трудно: в одной группе урок пройдет по одному сценарию, а в другой – совсем иначе.

Сегодня я, как современной преподаватель, должна научить студентов мыслить самостоятельно, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. И еще, как говорил Константин Кушнер, «задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими». Эти слова всегда будут актуальны.

Завершая своё эссе хочу коснуться вопроса воспитания. Понимаю, что педагогу не обязательно любить студента, но не любить тоже нельзя. Понимаю, что педагог не должен быть «доброй мамой», но быть злым и ругать детей считаю недопустимым.  Поэтому стараюсь войти в доверие к каждому учащемуся, но очень аккуратно, не вторгаясь в его личное пространство и держа дистанцию. Понимаю, что не верить детям нельзя, но в беседах с ними я должна уметь отделять зёрна от плевел, должна помочь найти правильный путь в решении их проблем.  

Я горжусь своей профессией, ведь преподаватель – это удивительная профессия единения противоположностей в целое, это профессия, помогающая формировать будущее, это – основа основ общества Homo sapiens. Осознаю, что впереди огромное количество работы по освоению нового и интересного, но моя профессия не любит ленивых! Преподаватель всегда работает «на опережение». Без этого современное образование представить просто невозможно. Так было всегда и всегда так будет!  Поэтому для меня профессия «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» – это не просто профессия, это образ жизни, это смысл жизни, это – сама Жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Что значит быть учителем? На этот вопрос не так легко ответить. А еще сложнее ответить на вопрос, что значит быть учителем в современном мире. ...

Эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Эссе было написано для портфолио....

Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"

Думаю, что только педагог, который все время оттачивает свое мастерство, работает над собой, вырастит себе достойную смену....

Самопрезентация "Моя педагогическая философия"

Самопрезентация "Моя педагогическая философия" на "Учитель - года" в стихотворной форме....

Эссе «Моя педагогическая философия»

Хороший учитель, как считал В.А. Сухомлинский, - прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружит...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышление на  тему "Моя педагогическая философия"...