Методическая разработка урока учебной практики ПМ 04 Приготовление блюд из рыбной котлетной массы
план-конспект урока на тему

Харитонова Светлана Константиновна

В методической разработке отражены основные аспекты и технологии приготовления блюд из рыбной котлетной массы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

эмблема копия

Коми Республикаса велöдан да том йöз политика министерство

Министерство образования и молодёжной политики Республики Коми

«Печораса промышленнöй да экономическöй техникум»

уджсикасö велöдан канму учреждение

(УВКУ «ППЭТ»)

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Печорский промышленно-экономический техникум»

(ГПОУ «ППЭТ»)

СЕРИЯ «УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

   Урока по  ПМ.04. Приготовление блюд из рыбы

   Наименование раздела: Приготовление блюд из рыбы

  Тема урока ПМ.04.01: Приготовление блюд из рыбной

                                         котлетной массы

        

 

                                                 Разработала: Харитонова  Светлана

                                                        Константиновна                                                        

мастер производственного обучения

                                         по профессии: Повар, кондитер

                                                                        Печора, 2016

Цели  урока:

  • Дидактические:

отработать у студентов практические умения и навыки по приготовлению блюд из рыбной котлетной массы. Закрепить умения и навыки по разделке чешуйчатой рыбы, организации рабочего места и  технике безопасности в учебном кулинарном цехе.

  • Воспитательные:

формирование у студентов умение анализировать, разбивать технологический процесс на отдельные составные элементы.

Воспитывать у студентов самостоятельность, внимательность, способность адекватно оценивать   производственную ситуацию.

  • Развивающие:

формирование у студентов умения самостоятельно находить необходимую для работы информацию, работать со сборником рецептур блюд и кулинарных изделий, составлять технологические схемы, заполнять технологические карты.

Тип урока:  урок выполнения простых комплексных работ.
Формы проведения: интерактивный урок с мультимедиа презентацией.

Межпредметные связи:

ПМ.04. Приготовление блюд из рыбы. МДК 04.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы. Тема 3  Приготовление блюд рыбной котлетной массы.

  • ОП.01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве.
  • ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров.
  • ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места.
  • ОП.05. Основы безопасности жизнедеятельности.

Методы обучения: наглядные (демонстрация мастером трудовых приёмов); практические (выполнение упражнений на отработку навыков).

Объект работы: кабинет вводного инструктажа,  учебный  кулинарный  цех.

Материально-техническое оснащение:

  • Учебное оборудование кабинета вводного  инструктажа:        мультимедийный проектор, компьютер, экран.
  •   Оборудование и оснащение рабочих мест учебного кулинарного цеха:
  • технологическое оборудование мясного и горячего цехов: мясорубка МИМ-60; электрическая плита; жарочный шкаф; холодильный шкаф - ШХ 60;
  • немеханическое оборудование: производственные столы,  электронные весы;
  • посуда: кастрюли ёмкостью 1,0 л,  миски, лотки, сковороды, ложки, лопатки.
  •   Учебно-методическое оснащение: технологические карты по приготовлению блюд,   инструкционно- технологические карты, сборник рецептур блюд.

Литература:   

Основные источники:

  • Анфимова, Н.А., Татарская, Л.Л. Кулинария / учебник; - М.: Академия, 20012.
  •  Харченко, Н.Э  Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий / справочник; - М.: Академия, 2012.
  • Золин, В. П Технологическое оборудование предприятий общественного питания / учебник; - М. Академия, 2012.
  • Соловьева, О.М.  Кулинария /  учебник часть 1, 2.- М: Академкнига, 20012.
  • Усов, В.В.  Организация производства и обслуживания на п.о.п. / учебник - М.; Академкнига,  20011.

Нормативно-техническая документация:

  • 1.ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • 2.ФЗ от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
  • 3. ГОСТ Р 50763-2007. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия.
  • 4.ГОСТ Р 51074. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.

Интернет-ресурсы

  • 1. Онлайн библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.vbbooks.ru.
  • 2.Интернет университет информационных технологий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.intuit.ru.

Информационные ресурсы

  • 1.УМКК «Повар, кондитер»

Требования к результатам освоения темы

 в рамках профессионального модуля ПМ.04.

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Приготовление блюд из рыбной котлетной массы, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Профессиональные компетенции

  • Производить обработку рыбы с костным скелетом.
  • Производить приготовление и подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным      скелетом.
  • Готовить и оформлять простые блюда из рыбы

Общие компетенции

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее    достижения, определенных руководителем.
  •  Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  •  Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  •  Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  •  Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
  • Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

В ходе освоения профессиональной деятельности, в рамках урока обучающиеся должны:

иметь практический опыт:

  • обработки сырья;
  • приготовления полуфабрикатов и блюд из рыбы;

уметь:

  • проверять органолептическим способом качество рыбы и соответствие технологическим требованиям к простым блюдам из рыбы;
  • выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления полуфабрикатов и блюд из рыбы;
  • использовать различные технологии приготовления и оформления блюд из рыбы
  • оценивать качество готовых блюд;

 знать:

  • классификацию, пищевую ценность, требования к качеству сырья, полуфабрикатов и готовых блюд;
  • правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении блюд из рыбы;
  • последовательность выполнения технологических операций при подготовке сырья и приготовлении блюд из рыбы;
  • правила проведения бракеража;
  • способы сервировки и варианты оформления, температуру подачи;
  • правила хранения и требования к качеству готовых блюд из рыбы;
  • температурный режим и правила охлаждения, замораживания и хранения полуфабрикатов и готовых блюд из рыбы;
  • виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования
  • правила проведения бракеража;
  • способы сервировки и варианты оформления и подачи простых блюд и гарниров, температуру подачи;
  • правила хранения, сроки реализации и требования к качеству готовых блюд;
  • виды технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования

Карта урока

1.  Вводный инструктаж (45мин.)

  • Взаимное приветствие, выявление отсутствующих, проверка санитарного состояния студентов, проверка их готовности к уроку.
  • Сообщение темы и целей урока.
  • Ознакомление студентов с критериями оценок за каждый вид работ и.оценочным листом.
  • Повторение, закрепление материала предыдущего урока.
  • Объяснение нового материала.
  • Работа с технической документацией.
  • Составление студентами схемы технологической последовательности приготовления полуфабрикатов из рыбной котлетной массы.
  • Повторение правил  по технике безопасности и санитарных норм.

2. Текущий инструктаж (120 мин.)

  • Расстановка студентов по рабочим местам.
  • Организация рабочих мест.
  • Проверка правильности выполнения задания и соблюдения техники безопасности.
  • Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приёмов и операций.
  • Индивидуальное инструктирование по соблюдению технологического процесса и демонстрация технологических операций.
  • Демонстрация  работ студентов, комментарии.
  • Уборка студентами рабочих мест.

3. Заключительный инструктаж. (15 мин.)

  • Сообщение о достижении целей урока.
  • Разбор типичных ошибок.
  • Выдача домашнего задания.

       Домашнее задание:

  • Повторить тему «Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы».
  • Составить технологическую схему приготовления блюда «Тельное»
  • Самостоятельно закрепить умения и навыки по приготовлению блюд из рыбной котлетной массы.

Ход и содержание урока

Этапы урока

Время,

мин

Дидактическая цель

Действия мастера

Действия обучающихся.

1

2

3

4

5

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ (45 мин.)

1. Организационный момент.

1

  • Формирование организационных навыков и навыков делового общения

Перед началом занятия студенты в произвольной форме разделились на группы по 3 человека.

1. Приветствие группы.

2.Отметка присутствующих.

3.Проверка наличия спецодежды.

4. Проверка наличия дневников производственного обучения.

1. Деление на группы.

2. Приветствие студентов.

3. Староста отмечает отсутствующих.

2. Сообщение темы урока.

1

  • Погружение в тему урока.
  • Развитие навыков рефлексии и адекватного самоанализа.

Сообщение темы урока:

«Приготовление блюд из рыбной котлетной массы».

Сообщение цели урока: отработать практические навыки по приготовлению блюд из рыбной котлетной массы, выполнить практическую работу, соблюдая при этом технику безопасности и личную гигиену.

Мастер п/о обращает внимание студентов на оценочные листы (приложение 1), в которые будут фиксироваться результаты деятельности обучающихся.

На доске плакат с надписью: «Мои ожидания», «Мои результаты». Запишите на стикерах, что интересного вы бы хотели узнать или получить навыки по этой теме. Затем поместите стикеры в раздел «МОИ ОЖИДАНИЯ».

  • Запись темы и плана урока в дневники производственного обучения.

  • студенты заполняют стикеры и помещают их на доску.

3.Актуализация опорных понятий.

8

  • Подготовка к восприятию нового материала.
  • Закрепление теоретических знаний по теме.
  • Фронтальный опрос:

Я предлагаю вам игру «Вопросы на засыпку». Каждой команде, а у нас их .пять, будет задано по 2 вопроса на повторение по теме: «Приготовление блюд из рыбы». Мы выясним, как вы усвоили этот материал. (приложение 2)

(Мастер задает вопросы каждой команде, студенты отвечают, если студенты не справляются, мастер с помощью студентов дает правильный ответ. По окончании игры мастер подводит итоги. Результат заносит в таблицу (приложение 1). правильный ответ – 1 балл).

  • Игра «Отгадайка»

Сейчас  я раздам вам «конверты» с продуктами, а вы по этому набору должны определить название блюда из рыбы. Эта головоломка поможет вам закрепить  уже знакомый  ассортимент блюд из рыбы. Для выполнения этого задания вам даётся  1 минута.  

(Приложение 3).

(По окончанию игры мастер подводит итоги, результаты заносит в таблицу 1.)

 

Студенты отвечают на вопросы

 

Дежурный раздаёт задание. Студенты работают в группах

4. Погружение в тему.

20

  • Формирование знаний по приготовлению блюд рыбной котлетной массы
  • Развитие внимания.
  • Развитие способности анализировать.

Мастер производственного обучения дает информацию по приготовлению котлет и биточков рыбных  (приложение 4).

Рассказ мастера производственного обучения (в сопровождении слайдов):

Мастер п/о: 

 Опираясь на знания, полученные ранее повторим технологию приготовления рыбной котлетной массы состоит из следующих операций (слайд 3)

  • Как производят подготовку хлеба перед замачиванием

  • Для чего массу перед использованием выбивают

  • Какие п/ф можно приготовить из рыбной массы

  • Вспомните размеры котлет и биточков  (слайд 4)

Мастер п/о: 

По технологической схеме разберём последовательность приготовления котлет, биточков (слайды 6, 7)

Мастер п/о: 

Существуют определённые правила подачи котлет и биточков – как должен располагаться гарнир, основное блюдо, соус (слайд 8,9,10), но сейчас на ПОП существует жёсткая конкуренция и чтобы выжить, надо проявлять фантазию. Я предлагаю вам нарисовать свой способ подачи блюда.  

Дежурные раздают информационные листы (приложение 4).

Студенты отвечают:

срезают корки, используют чёрствый пшеничный хлеб

Студенты отвечают:

для уплотнения и насыщения кислородом

Студенты отвечают:

котлеты, биточки, тефтели, тельное, зразы, рулет, фрикадельки

 

Студенты отвечают:

Котлеты – форма: овально-приплюснутая с одним заостренным концом.

длина – 10-11 см.

ширина – 5-6 см

толщина – 1,5-2 см.

масса полуфабриката – 86 г.

Биточки – форма: округло-приплюснутая

диаметр: 6 см.

толщина: 1,5-2 см.

масса полуфабриката – 86 г.  

Студенты слушают. комментируют.

Студенты работают в группах, составляют эскиз блюда

 

5.Обобщение нового материала.

5

  • Формирование навыков по систематизации опорных понятий.
  • Развитие  способности анализировать.
  • Развитие речи.

Мастер производственного обучения  задаёт вопросы по теме нового урока (приложение 5)

 Студенты отвечают:

(приложение 6)

6. Демонстрация трудовых приемов.

10

  • Формирование  навыков при приготовлении блюд из рыбной котлетной массы; правил подачи блюд
  • Развитие творческого мышления

Мастер производственного обучения показывает обучающимся как правильно производить тепловую обработку биточков, котлет, оформление блюда соблюдая технологию, технику безопасности, маркировку инвентаря,  личную гигиену; правильную подачу готовых блюд.

Повторение правил по т/б

Внимательно наблюдают за действиями мастера производственного обучения.

Выполнение практических упражнений по тепловой обработке п/ф.

7. Расчёт рецептуры

5

  • Развитие внимательности, ответственности при работе с документами

Мастер п/о: 

Вам необходимо произвести расчёт рецептуры на 3 порции (слайд  11)

Студенты производят расчёт рецептуры

ТЕКУЩИЙ    ИНСТРУКТАЖ (120 мин.)

7.Закрепление нового материала.

4

  • Развитие мышления.
  • Развитие умения выполнять последовательные действия.

Каждой команде выдаётся задание:

- на слайде представлен алгоритм приготовления блюда «Котлеты, биточки с картофелем отварным».Ваша задача -  найти ошибки и составить правильную технологическую последовательность  (слайд 12). (Приложение 7)

Студенты составляют цепочку технологической последовательности  

8.Выполнение практического задания.

1

  • Закрепление  навыков обработки чешуйчатой рыбы, приготовлению рыбной котлетной массы и п/ф из неё: биточки и котлеты
  • Формирование навыков приготовления блюд из рыбной котлетной массы; правил подачи готовых блюд

Мастер производственного обучения выдаёт производственное задание  для каждой группы. (приложение 6)

Выполняют производственные работы согласно задания.

9.Обход и контроль мастером производственного обучения.

115

1 обход: С целью проверки правильности организации рабочих мест.

2 обход: Контроль за деятельностью обучающихся.

3 обход: С целью проверки правильности выполнения трудовых приёмов

4 обход: С целью проверки правильности выполнения технологического процесса

5. обход: С целью соблюдения техники безопасности.

6 обход: Индивидуальный инструктаж.

7 обход: Контроль качества выполненного задания (слайд 13, 14, 15)

8 обход: Контроль за уборкой рабочих

мест.

1. Организация рабочих мест, подбор посуды и инвентаря.

2. Взвешивание продуктов, согласно задания.

3. Выполнение трудовых приёмов.

4. Выполнение трудовых приёмов по приготовлению блюд

5. Соблюдение правил техники безопасности.

6. При необходимости - исправление ошибок.

7. Оформление и отпуск блюда

8. Уборка рабочих мест.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ (15мин.)

10. Разбор ошибок.

3

  • Развитие навыков адекватного самоанализа.
  • Развитие навыков

рефлексии.

Мастер п/о: В ходе выполнения практического задания были допущены ошибки. Давайте их рассмотрим:

1. При тепловой обработке биточки прилипли к сковороде.

Какая допущена ошибка?

Студенты анализируют ошибки сокурсников.

1.Пылаева Н. – п/ф стали обжаривать на не разогретой сковороде

 

11. Рефлексия.

5  

На доске плакат с надписью: «МОИ ОЖИДАНИЯ», «МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ». Если ваши ожидания оправдались, перевесьте стикеры в раздел «МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ». Если нет – то пусть они останутся там же.

Таким образом мастер производственного обучения может судить, достигли ли обучающиеся поставленной цели.

Проводят самоанализ деятельности, задают вопросы.

Прикрепляют стикеры с надписями на плакат «мои результаты».

11.Подведение итогов.

5

Мастер п/о: все поставленные на урок задачи нами выполнены. Настало время подвести итоги. Оглашение баллов каждого члена команды и всей команды. Заполнение оценочного листа

(приложение 1).

Ознакомление с оценочными листами.

13. Выдача домашнего задания.

2

  • Закрепление изученного материала.

Домашнее задание:

1.Составить технологическую схему приготовления блюда «Тельное»

2.Самостоятельно закрепить умения и навыки по приготовлению блюд из рыбной котлетной массы.

Урок окончен. Всем до свидания!

Записывают домашнее задание в дневник производственного обучения.


Приложение №1.

 

Оценочный лист 

группы

задание

Кол-во баллов

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

«Вопросы на засыпку»

2

«Кот в мешке»

1

Дополнительные вопросы

1

Творческое задание

5

Расчёт рецептуры

1

Работа с алгоритмом

1

Вопросы для обобщения

2

Оценка блюда

5

Итого

18

Шкала оценок: 5 (15 – 18 баллов); 4 (12-14 балла); 3 (9-11 балла).

Критерии оценки блюда

Экспертная оценка блюда: «Котлеты или биточки рыбные»

Требования  к качеству: котлеты и биточки должны сохранить свою форму, не иметь трещин, состоять из однородной, тщательно измельченной и промешанной массы. Поверхность покрыта хорошо поджаренной корочкой. Цвет на разрезе – от белого до серого; изделия сочные, рыхлые. Недопустимые дефекты: неправильная форма, закатка панировки во внутрь изделия, наличие посторонних запахов. Привкус кислого хлеба, подгорелых корочек.  

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

эталон

5 баллов

Форма правильная

Поверхность без трещин, покрыта хорошо поджаренной корочкой

Масса тщательно измельченная и промешанная

Цвет на разрезе  от белого до серого

Консистенция сочная, рыхлая

Приложение №2.

Вопросы «На засыпку»

Команда №1

1.Какие пищевые вещества содержатся в рыбе?

Ответ: в рыбе содержатся: белки, жир, минеральные вещества, вода, витамины А, Д, Е, В2, В12, РР, С, экстрактивные вещества.

Команда №2

2.Как делятся рыбные блюда по способу тепловой  обработки?

Ответ: в зависимости от способов тепловой обработки рыбные блюда делятся на    отварные, припущенные, жареные основным способом, жаренные в большом количестве жира, тушеные, запеченные.

 Команда №3

 3.Почему морскую рыбу считают диетическим продуктом?

Ответ:   благодаря присутствию большого количества йода рыбу причисляют к диетическим продуктам и рекомендуют включать в питание пожилых людей.

Команда №4

4.Что такое пластование?

Ответ: пластование – разделка рыбы на филе.

Команда №5

5.Для чего панируют рыбу?

Ответ: подготовленную рыбу панируют для того, чтобы при жарке она не теряла много жидкости и пищевых веществ, а на её поверхности образовалась поджаристая корочка.

Команда №1

6.Какую посуду используют для приготовления рыбных блюд?  

 Ответ: для приготовления рыбных блюд используют кастрюли, сотейники, рыбные котлы удлиненной формы, противни, сковороды, фритюрницы, порционные сковороды.

Команда №2

7.В какой посуде отпускают рыбные блюда?

Ответ: отпускают рыбные блюда на подогретых мелких тарелках, круглых                  металлических или овальных блюдах, порционных сковородах.

Команда №3

8.Какова температура подачи горячих рыбных блюд?

Ответ: температура подачи горячих рыбных блюд не ниже 650С

Команда №4

9.Сколько составляет масса рыбы на одну порцию?

Ответ: количество рыбы на одну порцию составляет 75, 100, 125 г

Команда №5

10.Какой инвентарь используют для приготовления рыбных блюд?

Ответ: для приготовления рыбных блюд используют различный инвентарь в виде лопаток, дуршлагов, поварских игл и т.д.

 

 

 


 Приложение 3

Задание для игры «Отгадайка»

  1. (Ответ: Рыба отварная)

Звенья осетровой рыбы

Вода

Морковь

Петрушка

Лук

Соль

Лавровый лист

Перец горошком

  1. (Ответ: Рыба жареная с луком по –ленинградски)

Рыба

Соль

Перец

Жир

Мука

Картофель

Лук репчатый

  1. (Ответ: Рыба, тушеная в томате с овощами)

Рыба

Морковь

Петрушка

Сельдерей

Лук репчатый

Бульон

Растительное масло

Томат – пюре

Уксус

Специи (гвоздика, корица)

  1. (Ответ: Рыба, запеченная с картофелем по – русски)

Рыба (с кожей без костей)

Картофель

Соль , специи

Соус белый

Жир

Сыр

  1. (Ответ: Рыба, запеченная в сметанном соусе)

Рыба (с кожей без костей)

Мука

Соль ,перец

Жир

Крупа гречневая

Соус сметанный

Сыр

Приложение 4

Технология приготовления;

Котлетной массы:

Филе рыбы без кожи и костей нарезают на куски, пропускают через мясорубку. Затем замачивают пшеничный хлеб, не ниже 1-го сорта, в молоке или воде, предварительно срезав корку. Для того чтобы масса имела однородный цвет. Измельченное филе и набухший хлеб соединяют и пропускают через мясорубку еще раз. Кладут соль, перец, тщательно перемешивают и выбивают. Из рыбной котлетной массы формуют котлеты или биточки, панируют в сухарях. Обжаривают с обеих сторон до образования румяной корочки 8-10 мин и доводят до готовности в жарочном шкафу в течении 5мин.

Для увеличения вязкости в котлетную массу добавляют сырые яйца.

      Хлеб влияет на вкус и состояние котлетной массы. Благодаря хлебу в котлетной массе удерживается влага, которая размягчает соединительную ткань и придает изделиям пышную, пористую и сочную консистенцию.

    Формование полуфабриката:

Из готовой массы формуют п/ф для биточков: круглая приплюснутая форма, диаметр 6 см, толщина 2 см; для котлет: овально-приплюснутая форма с одним заострённым концом, длинна 7 см, толщина 1.5 см.

    Тепловая обработка:

Жарка основным способом, до гтовности доводят в жарочном шкафу

    При отпуске котлеты или биточки гарнируют, изделия поливают сливочным маслом. Биточки можно полить соусом, к котлетам можно подать отдельно соус или подлить его на тарелку. Гарниры – картофель отварной, пюре картофельное, овощи отварные с жиром, овощи припущенные с жиром, рассыпчатой гречневой кашей, рисом отварным.

    Требования  к качеству: котлеты и биточки должны сохранить свою форму, не иметь трещин, состоять из однородной, тщательно измельченной и промешанной массы. Поверхность покрыта хорошо поджаренной корочкой. Цвет на разрезе – от белого до серого; изделия сочные, рыхлые.

   Недопустимые дефекты: неправильная форма, закатка панировки во внутрь изделия, наличие посторонних запахов. Привкус кислого хлеба, подгорелых корочек.


Приложение 6

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА  

Тема:  «Приготовление рыбной котлетной массы и полуфабрикатов из неё»    Приготовление котлет

Цели и задачи

в процессе

работы

Материально техническое оснащение

Последовательность выполнения технологических операций при приготовлении блюд

Производственное

задание

Технологические операции

Инструктивные указания

  •   Закрепление и формирование умений и навыков по приготовлению блюд из рыбной котлетной массы

Оборудование:

Холодильный шкаф ШХ-60 мясорубка МС 60, электронные весы, производственные столы.

Инвентарь, инструмент, посуда:

Кастрюли 1,0 л, сито,   противень, металлические лопатки, разделочные доски и ножи с  маркировкой  «СР», «СО»

Сырье:

рыба, батон, яйца,  молоко, сухари, мука, растительное масло.

Операция №1

Организация рабочего места.

Операция № 2

 

Операция № 3

Операция № 4

Операция № 5

Операция № 6

Операция № 7

 

Операция № 8

 

Операция № 9

Операция №10

 

Операция №11

Механическая кулинарная обработка рыбы

Готовят рыбную котлетную массу:

1.Рыбу нарезают, пропускают через мясорубку

2. Хлеб, белый пшеничный, замачивают в молоке или воде

3. Соединяют рыбный фарш , белый хлеб,  соль, перец.

4. Хорошо вымешивают и выбивают.

5.Взвешивают.

6.Формуют котлеты  – овально-приплюснутой формы с одним заострённым концом, длинна 7 см, ширина 5 см, толщиной 2 см.

7. Панируют в муке или сухарях

8. Обжаривают основным способом, до готовности доводят в жарочном шкафу.

9. Оформляют блюдо

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА  

Тема:  «Приготовление рыбной котлетной массы и полуфабрикатов из неё»

              Приготовление биточков

Цели и задачи

в процессе

работы

Материально техническое оснащение

Последовательность выполнения технологических операций при приготовлении блюд

Производственное

задание

Технологические операции

Инструктивные указания

  • Закрепление и формирование умений и навыков по приготовлению блюд из рыбной котлетной массы

Оборудование:

Холодильный шкаф ШХ-60 мясорубка МС 60, электронные весы, производственные столы.

Инвентарь, инструмент, посуда:

Кастрюли 1,0 л, сито,   противень, металлические лопатки, разделочные доски и ножи с  маркировкой  «СР», «СО»

Сырье:

рыба, батон, яйца, молоко. сухари, мука, растительное масло.

Операция №1

Организация рабочего места.

Операция № 2

 

Операция № 3

Операция № 4

Операция № 5

Операция № 6

Операция № 7

 

Операция № 8

 

Операция № 9

Операция №10

Операция №11

Механическая кулинарная обработка рыбы

Готовят рыбную котлетную массу:

1.Рыбу нарезают, пропускают через мясорубку

2. Хлеб, белый пшеничный, замачивают в молоке или воде

3. Соединяют рыбный фарш , белый хлеб,  соль, перец.

4. Хорошо вымешивают и выбивают.

5.Взвешивают.

6.Формуют биточки  – круглой приплюснутой формы диаметром 6 см, толщиной 2 см.

7. Панируют в муке или сухарях

8. Обжаривают основным способом, до готовности доводят в жарочном шкафу.

9. Оформляют блюдо


Приложение 5

Вопросы для обобщения нового материала

 

  1. Каким образом разделывают рыбу для приготовления рыбной котлетной массы?

Ответ: рыбу разделывают на филе без кожи и костей.

  1. Для чего с хлеба срезают корку?

Ответ: с хлеба срезают корки для того чтобы масса имела однородный цвет.

  1. Для чего в рыбную котлетную массу добавляют яйца?

Ответ: яйца в котлетную массу добавляют для увеличения вязкости

  1. Для чего в рыбную котлетную массу добавляют хлеб?

Ответ: благодаря присутствию хлеба в котлетной массе удерживается влага,

которая размягчает соединительную ткань и придает изделиям пышную,

пористую и сочную консистенцию.

  1. Какую форму имеют котлеты?

Ответ: котлеты имеют овально- приплюснутую форму с заостренным концом.

  1. Какую форму имеют биточки?

Ответ: биточки имеют округло – приплюснутую форму до 6 см диаметром  

и до 2 см толщиной.

  1. Какова масса п/ф?

Ответ: масса п/ф составляет  86 г.

  1. Какова масса готового изделия?

Ответ: 76 г

  1. Какому виду тепловой обработки подвергаются котлеты и биточки?

Ответ: котлеты и биточки жарят основным способом.

Приложение 7

Эталон правильного ответа к слайду

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Подготовить продукты, посуду.
  3. Промыть и очистить картофель.
  4. Обточить картофель шариками или бочонками.
  5. Сварить и обсушить картофель.
  6. Сформовать котлеты, биточки, запанировать в сухарях.
  7. Обжарить котлеты, биточки основным способом, дожарить в жарочном шкафу.
  8. Подать котлеты, биточки с гарниром, полить растопленным сливочным маслом.
  9. Украсить зеленью, огурцами, лимоном.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональный модуль: ПМ.04: Технология приготовления блюд из рыбы Тема: « Приготовление блюд из рыбной котлетной массы»

Слайд 2

Рыба является необходимым продуктом питания человека. По своему химическому составу она немного уступает мясу домашних животных, а по содержанию минеральных веществ, витаминов и степени усвояемости белков превосходит мясо .

Слайд 3

Схема приготовления рыбной котлетной массы Чистое филе нарезают мелкими кусочками Пропускают через мясорубку Хлеб замачивают в молоке Набухший хлеб, измельченное филе соединяют Пропускают через мясорубку еще раз Добавляют соль, перец Перемешивают Выбивают Формуют полуфабрикаты

Слайд 4

Котлеты Биточки

Слайд 5

Технологическая схема приготовления блюда «Котлеты рыбные с отварным картофелем» Рыба Пшеничный хлеб Вода Соль, перец Сухарная панировка П/о Замачивание Разделка на чистое филе Измельчение Перемешивание Выбивание Формование котлет: овально-приплюснутой формы с одним заостренным концом, т.1,5-2см длиной 10-11см.шириной 5-6см Панирование в сухарях Отпуск при температуре 65-70С Жарка основным способом Сливочное масло Отварной картофель

Слайд 6

Технологическая схема приготовления блюда: «Биточки рыбные с отварным картофелем» Рыба Пшеничный хлеб Вода Соль, перец Сухарная панировка П/о Замачивание Разделка на чистое филе Измельчение Перемешивание Выбивание Формование биточков: округло-приплюснутой формы толщиной 1,5-2см диаметром 6 см Панирование в сухарях Отпуск при температуре 65-70С Жарка основным способом Сливочное масло Отварной картофель

Слайд 7

Блюда из рыбной котлетной массы - Жарка осн. способом, t 1 4 0-160 С ; - Гарниры: отварной картофель, жаренный, припущенные овощи, рассыпчатая каша ; - Соусы: томатный, красный, сметанный с луком ; - Дополнительно: зеленый горошек, зелень ; - При отпуске котлет соус поливают с боку ; - При отпуске биточков соус поливают сверху Если изделия подаются с маслом, то поливаются сверху . Хлеб 200гр.х1кг . Филе, лук - Жарка осн. способом t 150 С - Соус томатный ; - Тушат 10-15 ’; - Гарнир: рас, картофельное пюре ; - t подачи 75С . - Жир 4:1 ; - t 170-18 0С ; - 4-5 ’; - Однородный колер, прозрачный сок ; - t подачи 75С КОТЛЕТЫ ТЕФТЕЛИ БИТОЧКИ ТЕЛЬНОЕ Рыбная котлетная масса

Слайд 8

Схема оформления блюда Картофель Котлета

Слайд 11

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №_____ Наименование блюда: «Котлеты, биточки рыбные» Источник: Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий , 1986г. Рецептура №541 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Рыбу разделывают на филе без кожи и костей, нарезают небольшими кусочками и пропускают через мясорубку. Хлеб не ниже 1-го сорта замачивают в жидкости. Измельченное филе и набухший хлеб соединяют и пропускают через мясорубку еще раз. Добавляют соль, молотый перец и все тщательно вымешивают в фаршемешалках или вручную. Котлеты - в левую руку помещают часть массы, а правой отделяют кусочки, взвешивают их и укладывают рядами на стол, посыпанный панировкой. Формуют котлеты, придавая им овально- приплюснутую форму с заостренным концом (толщиной 2-2,5см, длиной 10-11см, шириной 5-6см). Панируют в просеянных молотых сухарях. Биточки - приготавливают так же, но придают округло- приплюснутую форму до 6см диаметром и толщиной 1,5-2см. Панируют в сухарях. На порцию формуют по 1-2 шт. Обжаривают котлеты и биточки с обеих сторон на противне или сковороде в течение 8-10 минут и доводят до готовности в жарочном шкафу в течение 5минут. При отпуске котлеты или биточки гарнируют, поливают растопленным сливочным маслом или соусом. Гарниры: картофель отварной, пюре картофельное, овощи отварные, овощи припущенные с маслом. Соусы: томатный, сметанный, сметанный с луком.

Слайд 12

Алгоритм приготовления котлет, биточков рыбных, картофеля отварного Подготовить рабочее место. Подать котлеты, биточки с гарниром, полить растопленным сливочным маслом. Сформовать котлеты, биточки, запанировать в сухарях. Сварить и обсушить картофель. Обточить картофель шариками или бочонками. Обжарить котлеты, биточки основным способом, дожарить в жарочном шкафу. Подготовить продукты, посуду. Промыть и очистить картофель. Украсить зеленью, огурцами, лимоном.

Слайд 13

Качественная оценка готового блюда . Внешний вид : изделия должны сохранить свою форму, неиметь трещин. Поверхность изделия покрыта хорошо поджаренной корочкой. Консистенция: сочная, рыхлая. Цвет: на разрезе от белого до серого. Вкус : соответствует данному виду рыбы, без постороннего привкуса, в меру соленый. Запах : рыбы и жира.

Слайд 15

Требования к качеству изделий из рыбной котлетной массы Отлично : Масса однородная без кусочков хлеба и мякоти рыбы. Котлеты – овальной формы, биточки – круглой формы. Поверхность изделий не потрескавшаяся, покрыта хорошо поджаренной корочкой. Масса изделия соответствует норме. Цвет на изломе от белого до серого. Вкус в меру соленый. Без признаков постороннего запаха, запаха кислого хлеба. Хорошо : Наличие частичной деформации изделий. Масса изделий соответствует норме. Удовлетворительно: Наличие частичной деформации изделий, небольшие трещины, незначительный привкус пересола. Масса не однородная, присутствие кусочков хлеба, мякоти рыбы. Неудовлетворительно: Значительные признаки деформации изделий – неправильная форма, с характерными трещинами, неровностями изделий. Признаки кислого хлеба, посторонние запахи. Отклонение массы изделия от нормы. Пересол.

Слайд 16

Требования к качеству блюда «Картофель отварной» Отлично : картофель должен сохранить свою форму, цвет – от белого до кремового, консистенция – мягкая, вкус и запах – свойственные отварному картофелю. Хорошо : наличие частичной деформации картофеля. Удовлетворительно : наличие частичной деформации, незначительный привкус пересола, имеются черные включения. Неудовлетворительно : значительные признаки деформации клубней, посторонние запахи, пересол, отклонения от нормы массы.

Слайд 17

Спасибо за внимание!