Статья “Основы здорового образа жизни обучающихся ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ», с различными заболеваниями”
статья на тему

Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей, в первую очередь, двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта. Адаптивный спорт оказывает глубокое многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически. Это длительный процесс формирования личности, аккумулирующий в себе ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения. Это накопление индивидуального опыта социальной жизни в спорте. Само понятие «вовлечение» в спорт уже тесно связано с социализацией, так как в процессе общения происходит освоение и присвоение опыта данной общности людей, сохранение и передача его своим детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с  ОВЗ»

Статья

  “Основы здорового образа жизни обучающихся ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»,

с различными заболеваниями”

                                           

                                                              преподаватель

физической культуры Гераськин А.А.

Саратов

апрель

 2017


     Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей, в первую очередь, двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта. Адаптивный спорт оказывает глубокое многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически. Это длительный процесс формирования личности, аккумулирующий в себе ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения. Это накопление индивидуального опыта социальной жизни в спорте. Само понятие «вовлечение» в спорт уже тесно связано с социализацией, так как в процессе общения происходит освоение и присвоение опыта данной общности людей, сохранение и передача его своим детям. Влияние Спортивные игры, практикующиеся в СКИПО, оказывают влияние  на формирование личностных особенностей обучающихся, занимающихся различными видами спорта. Особенно ярко социализация учеников проявляется в системе спортивных соревнований среди инвалидов и лиц с ОВЗ, которые можно рассматривать как форму их социальной активности, в процессе которой создаются такие социальные ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание, эмпатия и др.

    Спорт для инвалидов - это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, это активная творческая деятельность, где инвалиды, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию бодрости и силу духа. Это придает поведению, характеру, образу жизни новый колорит, который позволяет нашим обучающимся повысить самооценку собственного «Я», чувствовать себя полезным гражданином своего общества, т.е. социализироваться в нем.

     В настоящее время в Российской федерации сделан законодательно крупный шаг вперед в развитии спорта среди инвалидов, поддержанный Росспорткомитетом. Теперь в Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 года) прописано очень важное требование к исполнительным властям и органам местного самоуправления: «Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    В ГАПОУ СО ”СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ” особое внимание уделяется  основам здорового  образа жизни обучающихся. Статистические данные учреждения  свидетельствуют о  том, что число  учеников,  имеющих как инвалидность , так и  иные различные  отклонения в состоянии  здоровья, постоянно от года к году увеличивается. За последние годы  отмечено  увеличение числа учеников, имеющих  несколько диагнозов, в том числе обучающихся с девиантным поведением. В связи с этим, особый упор в своей работе я делаю на использование  на уроках здоровьесберегающих технологий, а также проведение занятий с  инвалидами и лицами с ОВЗ  в спортивных  секциях и участие их в соревнованиях различного уровня.

Основной целью в своей работе считаю:
Формирование волевых качеств личности и повышение у обучающихся интереса к регулярным занятиям физической культурой.

     Реализация этих целей способствует дальнейшему формированию  у обучающихся культуры  здоровья и содействует  всестороннему  развитию личности.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами, методами, средствами  и личный примером:

  • Главный принцип -  общение с обучающимися с соблюдением педагогического такта и этики общения, при этом учитываю личностные особенности учеников, их характер, устои и обычаи;
  • Средства - это физические упражнения, подобранные с учётом заболеваний и состояния психики и  здоровья в целом  ( как результат совместной работы с медиками, врачом психиатром и  психологом учреждения);
  • Метод - это процесс взаимодействия педагога и обучающегося.
    К стратегическим  методам преподавателя физкультуры относятся:
    1) Метод воспитывающей среды:
    Организация жизнедеятельности  во  взаимодействии с окружающими
    (Спортивная секция, спортивная  команда).
    2) Метод воспитывающей деятельности - Вовлечение инвалидов и лиц с ОВЗ во все  разнообразные  виды  спортивной  деятельности.
    3) Метод осмысления учеником себя человеком в реальной  жизни - это  взаимодействие с его окружающим  миром (самооценка) -  Я и мир.

    Проведя анализ  социального  здоровья  обучающихся  в ГАПОУ СО “СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ” за  2016-2017 год, мной  были  получены  следующие  данные  (метод устного опроса учеников):
    Хорошее самочувствие  - 1,3% случаев;
    Среднее  самочувствие  - 31, 3 %
    Плохое   самочувствие   - 5,3%
    Затрудняюсь  ответить   - 12%.

     Половина опрошенных обучающихся  всерьёз задумывается  о  своем здоровье, но только или в результате своей  болезни (41,3%) или болезни близких(29%)
     Социально -  экономические условия  жизни  семей  наших учеников  в основном  ниже  или  около прожиточного  минимума, что не позволяет  им   посещать платные  спортивные и реабилитационные  центры.

      С 2013 года в комплексе-интернате  построен новый спортивный комплекс: спортивная площадка для игровых  видов спорта, 16 тренажеров  для инвалидов, раздевалки, трибуна  для болельщиков. Все  это  обеспечивает высокий уровень внеурочной спортивной и реабилитационной работы в  комплексе-интернате. Для охвата обучающихся  систематическими  занятиями  адаптивной физкультурой разработаны  планы и рабочие программы, адаптированные для инвалидов, которые помогают решать  следующие задачи реабилитации:

при ДЦП – улучшение трофических процессов в мышцах, предотвращение  развития  атрофии и контрактуры суставов, профилактика или коррекция  нарушения  осанки и походки. Обучающиеся с ДЦП занимаются в секции  пауэрлифтинга (15 учеников),  где  достигли  высоких  результатов  на районных, областных  и Российских соревнованиях среди спортсменов- инвалидов с ПОДА. В секции мини-футбола занимаются  обучающиеся с заболеванием органов слуха и  F 70 (всего 18 человек). Тренировки способствуют  улучшению  функционального  состояния сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышают  адаптацию  организма к физическим  нагрузкам. Воспитанники секции  являются  неоднократными   победителями городских, областных и Российских соревнований, а также

 в комплексе-интернате проводятся регулярные спартакиады среди обучающихся и сотрудников, спортивные соревнования открытого типа с приглашением социальных партнеров из образовательных и социальных учреждений  Саратова и Саратовской области.


Зимняя спартакиада 2017г

C:\Documents\Admin\Рабочий стол\фото\SAM_2413.JPGC:\Documents\Admin\Рабочий стол\фото\SAM_2414.JPG

C:\Documents\Admin\Рабочий стол\фото\SAM_2419.JPGC:\Documents\Admin\Рабочий стол\фото\SAM_2423.JPG

C:\Documents\Admin\Рабочий стол\фото\SAM_2427.JPGC:\Documents\Admin\Рабочий стол\фото\SAM_2431.JPGC:\Documents\Admin\Рабочий стол\фото\SAM_2445.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"

В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения...

Общие направления педагогики поддержки в профессиональном самоопределении инвалидов в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"

Главной целью профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате является формирование личности, которая будет способна на основе полученных знаний, умений, навыков свободно ориент...

Моделирование уроков различных типов в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Создание педагогами комплекса-интерната для инвалидов и лиц с ОВЗ специальных условий для самореализации как обучающегося, так и обучающего педагога, что соответствует требованиям современности, подр...

Интегрированный урок с обучающимися в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ" на тему:Физическая культура в профессиональной деятельности

Урок построен на основе здоровьесберегающей технологии обучения, в сочетании с технологий проблемного обучения, личностно – ориентированного обучения и информационно - коммуникативной технологи...

Туризм как средство воспитания здорового образа жизни обучающихся

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»(МБОУ ДОД «СДЮТЭ»)...