Общие направления педагогики поддержки в профессиональном самоопределении инвалидов в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
материал по теме

Аверина Елена Петровна

Главной целью профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате является формирование личности, которая будет способна на основе полученных знаний, умений, навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные решения в быстроизменяющихся окружающих условиях. Это такая организация воспитания обучающихся, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям инвалида и его самопроцессам, проявляемым в самопознании, самонаблюдении, самолюбии, саморазвитии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общие направления педагогической поддержки в профессиональном самоопределении инвалидов и лиц с ОВЗ» Методист Аверина Е.П .

Слайд 2

ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Это такая организация воспитания обучающихся, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям инвалида и его САМОПРОЦЕССАМ, проявляемым в самопознании, самонаблюдении, самолюбии, самоорганизации, самокритике, самоуправлении саморазвитии.

Слайд 3

Что включает в себя педагогическая поддержка?

Слайд 4

Педагогика поддержки Цель- оказать помощь обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ в формировании их автономного внутреннего мира. Критерии оценки открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы.

Слайд 5

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ПОДДЕРЖКИ

Слайд 6

Обучающийся комплек са-интерната не может быть средством в достижении педагогических идей; Самореализация педагога - в самореализации обучающегося; Всегда принимай обучающегося таким, какой он есть, в его постоянном изменении и развитии; Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами; Не унижай достоинства своей личности и личности обучающегося; Соизмеряй свою культуру с культурой обучающихся, воспитание- диалог культур; Доверяй- но проверяй; Признавай право на ошибку и не суди за неё; Умей признать свою ошибку; Защищая обучающегося, учи его защищаться и быть сильным. Принципы поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ педагогами комплекса-интерната

Слайд 7

Условия успешности педагогической поддержки атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, ценностные ориентации, психологический климат.

Слайд 8

НОРМЫ педагогической поддержки Любовь к обучающемуся и безусловное принятие его как личности и индивидуальности; Умение видеть и слышать, обладать терпением и терпимостью, уметь прощать; Приверженность к диалоговым формам общения, умение слушать, слышать и услышать; Уважение достоинства и доверие, понимание его интересов и устремлений; Отказ от субъективных оценок и выводов, готовность оказать любую прямую помощь в решении проблемы; Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, признание равноправия обучающегося в диалоге и решении собственной проблемы; Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне, готовность ничего не требовать взамен; Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию, оценку / самооценку. ПОЛНЫЙ ОТКАЗ ОТ АВТОРИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Слайд 9

ВИДЫ педагогической поддержки (по степени участия педагогов) НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОПОСРЕДОВАННАЯ

Слайд 10

По времени оказания опережающая, своевременная, предупреждающая последствие.

Слайд 11

По длительности единовременная, пролонгированная, дискретная поддержка.

Слайд 13

СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Общие направления педагогики поддержки

в профессиональном самоопределении инвалидов и лиц с ОВЗ

в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

     Главной целью профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате является формирование личности, которая будет способна на основе полученных знаний, умений, навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные решения в быстроизменяющихся окружающих условиях. Это такая организация воспитания обучающихся, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям инвалида и его самопроцессам, проявляемым в самопознании, самонаблюдении, самолюбии, саморазвитии.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность  педагогов комплекса-интерната по оказанию превентивной  и оперативной помощи обучающимся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением в быту и в учебном  процессе, с успешным продвижением в профессиональном обучении и получении знаний  и навыков по профессии,  с жизненным и профессиональным самоопределением.

 Само значение  понятия «поддержка» означает:

1) помочь  другому обрести уверенность;

2) подкрепить то положительное, что есть в личности;

3) удержать от того, что мешает развитию.

Деятельность педагогов в комплексе-интернате ориентирована на  обучающегося  с инвалидностью и  имеет дело не только с внешними проявлениями деятельности учеников, но и с его внутренними мотивами, устремлениями и потребностями. И  задача педагогов состоит в нахождении средств и способов, позволяющих обучающимся раскрыть личностный потенциал, а для этого понять проблемы обучающегося, не навязывая ему свое их видение.

Что включает в себя «педагогическая поддержка»?

·        изучение среды, в которой находится обучающийся;

·        выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность учеников;

·        выявление педагогических проблем обучающегося, с которыми он не может справиться самостоятельно;

·        привлечение к решению проблемы других специалистов учреждения (медицинских работников, социального педагога, воспитателей, коменданта и др.);

·        консультирование преподавателей и других лиц, взаимодействующих с обучающимся;

·        совместный анализ результатов решения возникшей педагогической проблемы.

 Цель педагогической поддержки - оказать помощь обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ в формировании их автономного внутреннего мира.

 Педагогика поддержки – это реальная понимающая педагогика, которая  в отличие от педагогики воздействия  может эффективно решать задачи изменений личностных качеств обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и обучающих педагогов, поскольку они во взаимном взаимодействии гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества. Педагогика поддержки не просто ориентирована на самого обучающегося, она вся зависит от него и определяется им.  

           Критерием оценки  педагогики поддержки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ ПОДДЕРЖКИ

  • Принцип развития личности за счет её собственной активности
  • Ориентация на субъект субъектное взаимодействие
  • Принцип непрерывности
  • Принцип открытости
  • Индивидуализация и гуманизация

Принципы поддержки в комплексе-интернате

  • Обучающийся не может быть средством в достижении педагогических идей;
  • Самореализация педагога - в самореализации обучающегося;
  • Всегда принимай обучающегося таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
  • Все трудности неприятия  преодолевай нравственными средствами;
  • Не унижай достоинства своей личности и личности обучающегося;
  • Соизмеряй свою культуру с культурой обучающихся, воспитание - диалог культур;
  • Доверяй - но проверяй;
  • Признавай право на ошибку и не суди за неё;
  • Умей признать свою ошибку;
  • Защищая обучающегося, учи его защищаться.

Условия успешности педагогической поддержки

     В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, ценностные ориентации, психологический         климат.

Нормы педагогической поддержки

  • Любовь к обучающемуся и безусловное принятие его как личности и индивидуальности; умение видеть и слышать, обладать терпением и терпимостью, уметь прощать;
  • Приверженность к диалоговым формам общения, умение слушать, слышать и услышать;
  • Уважение достоинства и доверие, понимание его интересов и устремлений;
  • Отказ от субъективных оценок и выводов, готовность оказать любую прямую помощь в решении проблемы;
  • Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения;
  • Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, признание равноправия обучающегося в диалоге и решении собственной проблемы;
  • Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне, готовность ничего не требовать взамен;
  • Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию, оценку/самооценку.

     Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики  воздействия с опорой  на назидание, наказание, понуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, вызов родителей и т.д.

     В основу педагогической поддержки может быть положен новый для российской педагогики метод – индивидуальное педагогическое консультирование. Суть его сводится к тому, чтобы уберегать или облегчать процесс преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности. Педагог-консультант не решает проблему за обучающегося, а лишь помогает ему сделать адекватный выбор из представленных разных вариантов решения проблемы и поддерживает самостоятельные действия ученика в осуществлении его личного выбора.

 Виды педагогической поддержки:

  • по степени участия взрослого выделяют 

непосредственную и опосредованную поддержку:

     Непосредственная поддержка практикуются педагогом в процессе его разговора с обучающимся. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи преподавателя, мастера фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ученику, а не к учебной группе в целом.

     Опосредованная поддержка осуществляется педагогом с помощью пословиц или поговорок, напетой фразы из песни … Это способ натолкнуть ученика на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение. Для данного вида характерно обращение к группе обучающихся в целом.

  • по времени оказания: опережающую, своевременную, предупреждающее последействие:

     Суть опережающей поддержки состоит в том, что обучающиеся получают от педагога повод для наблюдений еще до того, как у них возникла проблема. И в тот момент, когда в его реальной жизни возник затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов благополучного его разрешения.  Целью является создание ориентационно-ролевых ситуаций, проживание которых помогает ученикам выработать индивидуальные стратегии поведения в проблеме.

      Своевременная поддержка осуществляются непосредственно в момент возникшей потребности обучающегося. Характерной особенностью этого вида является вопросно-ответная форма обращенности к конкретному ученику и, при экстренной необходимости, привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика, социального педагога, юрисконсульта). Его целью является создание условий для   обучающегося, при которых он самостоятельно или же с помощью специалистов разрешает проблему, доминирующую для него в данный момент времени.

     Поддержка, предупреждающая  последействие, оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное породить проблему. Имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы ученик смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.

  • по длительностиединовременную, пролонгированную, дискретную: 

     Единовременная поддержка оказываются в том случае, когда педагог уверен, что обучающийся способен сам справиться с проблемой, и ему нужен только первоначальный импульс. Характерной её особенностью является использование педагогом не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов обучающегося, вселение в него уверенности в собственных силах.

     Пролонгированная поддержка используется педагогом в том случае, когда обучающийся длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой, несмотря на  практически ежедневные обращения к педагогу. Характерной особенностью является серия встреч педагога и обучающегося. Основная цель – вселить в ученика уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности.

     Дискретная поддержка уместна время от времени, тогда, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого обучающегося.

            Актуальность данной темы педагогического совета заключается в том, что комплексе-интернате  обучающиеся с инвалидностью и лица с ОВЗ получают комплексную поддержку всеми работниками учреждения, работающими в сотрудничестве.

     Например, психолого-педагогическая поддержка инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате охватывает и сферу обучения, и сферу воспитания,

 и сферу общения. При этом педагог психолог в своей работе с обучающимися взаимодействует и с обучающимися, и с родителями, медицинскими работниками, педагогами, администрацией учреждения.

      Педагогическая поддержка предполагает владение педагогическими работниками комплекса-интерната информацией о социальном статусе обслуживаемых клиентов: семейном положении обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, о состоянии их здоровья и использование этих знаний в процессе работы.

     Рассматривая особенности социально-педагогической поддержки, социальный педагог свою работу выстраивает с обучающимися инвалидам  в сотрудничестве со всеми подразделениями учреждения, то есть комплексно.

      При возникновении определенных трудностей в адаптации к условиям проживания, обучения, обслуживания  в комплексе-интернате, трудностей в освоении профессии, трудностей психологического плана, проявлении заболевания, препятствующем быстрому и четкому освоению профессиональных навыков, неуверенности в собственных силах с обучающимся инвалидом проводится разносторонняя работа различными специалистами учреждения  (медиками, педагогом-психологом, социальным педагогом, мастерами и преподавателями).

      Таким образом, работая в сотрудничестве друг с другом, педагоги комплекса-интерната, добиваются положительных результатов и  успешно реализовывают задачи педагогической поддержки обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика поддержки ребёнка в процессе развития и социализации его личности.

Педагогика поддержки ребёнка в процессе развития и социализации его личности....

Педагогика поддержки в среднем профессиональном образовании на уроках теоретического и производственного обучения

Также к статье прилагается памятка, где отображены проблемные ситуации и пути выхода из них....

Система работы, направленная на поддержку особо одарённых детей в объединении "Школа юных автомобилистов" 2016-2017 учебный год

В работе представлена система работы, направленная на поддержку особо одарённых детей в СТО объединении "Школа юных автомобилистов" 2016-2017 учебный год.  Работа включает : методический материал...

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Результатом психолого -педагогической поддержки в профессиональном самоопределении старших школьников является готовность школьника к самостоятельному, ответственному и осознанному выбору дальнейшего ...

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...

Программа по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, а также в помощь мастеру производственного обучения в выявлении и сопровождении обучающихся, обладающих способностями в опр...