Моделирование уроков различных типов в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
статья на тему

Аверина Елена Петровна
Создание педагогами комплекса-интерната для инвалидов и лиц с ОВЗ специальных условий для самореализации как обучающегося, так и обучающего педагога, что соответствует требованиям современности, подразумевает собой постоянную мобильность и творчество педагогов СКИПО. Накопленный практический опыт в профессиональном обучении инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате, постоянное обновление содержания, адаптация учебных программ по дисциплинам по всем профессиям учреждения в соответствии с заболеваниями поступающих на профессиональное обучение учеников, обновляемая учебно-материальная база комплекса-интерната делают педагогическое творчество каждого преподавателя и мастера производственного обучения учреждения нормой жизни и деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Методическая статья

Моделирование уроков различных типов

в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ

                                                           Аверина Елена Петровна,

                               методист

                                                    ГАПОУ СО «СКИПО

                                                                для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Создание педагогами комплекса-интерната для инвалидов и лиц с ОВЗ специальных условий для самореализации как обучающегося, так и обучающего педагога, что  соответствует требованиям современности, подразумевает собой постоянную мобильность и творчество педагогов СКИПО.

 Накопленный практический опыт в профессиональном обучении инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате, постоянное обновление содержания, адаптация учебных программ по дисциплинам по всем профессиям учреждения в соответствии с заболеваниями поступающих на профессиональное обучение учеников, обновляемая учебно-материальная база комплекса-интерната делают педагогическое творчество каждого преподавателя и мастера производственного обучения учреждения нормой жизни и деятельности.

Современное профессиональное образование инвалидов имеет своей целью осуществление подготовки востребованных специалистов конкурентоспособных на рынке труда. Это повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы педагогов комплекса-интерната. Следствием этих перемен стал переход от объяснительно иллюстративного метода обучения к деятельностным методам, при котором обучающиеся с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья становится активными субъектами мотивированной, сознательной учебной деятельности.

Именно поэтому наши педагоги должны владеть методами моделирования уроков различных типов с применением разнообразных педагогических технологий.

В педагогической деятельности комплекса-интерната актуальны следующие педагогические технологии:

  • игровые 
  • проблемного обучения
  • с элементами критического мышления
  • профессионального обучения
  • ИКТ
  • Личностно ориентированного обучения
  • Здоровьесберегающие технологии

Все технологии строятся на развитии способности обучающихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.

Таким образом, ведущим и эффективным в образовательном пространстве является деятельностный подход с учётом индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ на основе уровневой дифференциации, личностно-ориентированных подходов в обучении, с элементами  критического мышления.

Моделирование уроков в различных технологиях в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ стало необходимым в соответствии с требованиями нашего времени.

Простым этот процесс считать нельзя, так как преподаватели или мастера производственного обучения комплекса-интерната  так проектируют  каждый свой урок, что становятся применимыми различные стратегии и подходы, методы и приёмы Это позволяет сформировать у подготавливаемых специалистов способность и стремление к постоянному самообучению и саморазвитию, обучаемость и мобильность - это требования рынка труда в наши дни.

Моделирование урока – это  современные подходы в  моделировании современной педагогической деятельности педагога и обучающегося.

 Педагог в первую очередь должен:

  • Правильно выбрать педагогическую цель урока
  • Выбрать формы и методы организации учебно- производственной деятельности
  • Включить  обучающихся в разные виды деятельности на уроке, соответствующие целям и задачам урока

     От того, насколько преподаватель, мастер производственного обучения  правильно, четко, логично и грамотно продумал  структурные элементы урока  напрямую зависит его эффективность и продуктивность. Для этого наши педагоги отбирают нужный оптимальный материал к уроку, планируют деятельность обучающихся на всех этапах урока.

Успешность урока в целом зависит от его моделирования.

     Моделирование урока – это технология преобразования его содержательного компонента в средство для  реализации основных целей.

Технология моделирования учебного содержания базируется на таких основных принципах, как:

  1. приоритет развивающей цели обучения;
  2. согласование образовательных целей посредством содержания;
  3. достижение целей урока через принцип деятельностного подхода в обучении.

     Образовательные принципы деятельностного подхода сформулировал голландский психолог Ван Парререн для того, чтобы:

  1. вызвать у обучающихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности, которая может основываться на личном опыте;
  2. учить диалогично, т.е. в сотрудничестве;
  3. учить диагностично: требуется постоянное наблюдение за учебной деятельностью и учебными достижениями, в случае необходимости осуществляя коррекцию и поддержку;
  4. разделять содержание образования на подходящие единицы и задачи, чтобы обеспечить возможно полную ориентировочную основу их учебной мотивации;
  5. обеспечивать учебное содержание (действие – обучающая модель) на разнородных уровнях;
  6. обучать инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствующем темпе, используя подходящие средства и личностно – ориентированный подход в обучении;
  7. развивать способности к рефлексии и оцениванию самими учениками  своего прогресса;
  8. стимулировать инициативу творчества для того, чтобы обучающиеся инвалиды  овладели предметным содержанием гораздо глубже;
  9. способствовать формированию субъектности, которая выражается в положительном отношении обучающихся к учебным дисциплинам по профессии, в особенности самоопределения учеников с учётом их физических возможностей;
  10. обеспечивать условия для благоприятного микроклимата в учебной группе, ведущего к формированию социально-интегрированной личности обучающегося.

Таким образом, и преподаватели,  и мастера производственного обучения должны обладать или выработать у себя следующие способности:

       - аналитические (результативность каждого урока и его этапа – результат учебной деятельности);

- прогностические;

- проектировочные (сформировать у себя теоретическое мышление);

- психологические;

- организаторские (владеть коллективом учебной группы).

Данные способности являются непременным условием профессионализма преподавателя (мастера п/о).

Моделирование урока – это серьезная работа, которая требует немалых знаний, усилий и на первых порах временных затрат.

Основой моделирования урока является «технологическая карта урока».

Моделируя урок, также необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной учебной группе, разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога на всех этапах урока.
  4. Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся.
  5. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  6. Продумать форму подведения итогов урока.
  7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

     Моделирование уроков и использование различных дидактических моделей их проведения с применением интерактивного оборудования и интернет ресурсов направлены на развитие творческо-поисковой деятельности обучающихся по добыванию и конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений; повышают мотивацию учебной деятельности; способствуют индивидуализации учебного процесса; разработка педагогами СКИПО электронных учебных пособий для инвалидов и лиц с ОВЗ позволяет при моделировании уроков учитывать разнообразные виды учебной деятельности обучающихся, а также представить большой объём учебной информации, чётко структурированной и последовательно организованной; способствуют развитию активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; наличие мультимедийных объектов (аудио-, видеофайлы, различный иллюстративный материал, динамические модели и т.п.) позволяет усилить визуальное восприятие учебного материала, тем самым облегчая его усвоение. Выводы:

  • урок – важнейшая форма развития и становления личности обучающегося с инвалидностью;

  • моделирование - определяющий метод эффективности и продуктивности учебной деятельности при профессиональном обучении  инвалидов и лиц с ОВЗ.

Список использованной литературы

  1. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1984 год
  2. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970 г.
  3. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига, «Эксперимент», 1999 г.—180 с.
  4. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, «Эксперимент», 1998 г.—180 с.
  5. В.М. Петруленко. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. М., «ВАКО» 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"

В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...

Общие направления педагогики поддержки в профессиональном самоопределении инвалидов в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"

Главной целью профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате является формирование личности, которая будет способна на основе полученных знаний, умений, навыков свободно ориент...

План конспект открытого урока физвоспитания в ГАПОУ СО «СКИПО» для инвалидов и лиц с ОВЗ на 1 курсе в группе: оператор швейного оборудования

Тема урока: Лёгкая атлетика. Обучение техники метания мяча на дальность двумя руками. Цель: развитие устойчивого интереса к занятиям легкой атлетикой, коррекция и компенсация нарушений физического ра...

Презентация деятельности методических объединений в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

В учреждении функционируют два методических объединения: 1.Учебно-воспитательное методическое объединение, объединяющее четырёх мастеров производственного обучения групп по профессиям «Оператор шв...

Интегрированный урок с обучающимися в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ" на тему:Физическая культура в профессиональной деятельности

Урок построен на основе здоровьесберегающей технологии обучения, в сочетании с технологий проблемного обучения, личностно – ориентированного обучения и информационно - коммуникативной технологи...

Статья “Основы здорового образа жизни обучающихся ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ», с различными заболеваниями”

Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей, в первую очередь, двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множест...