Инновационные формы контроля - для оценки уровня компетенций.
статья на тему

Лебедева Татьяна Николаевна

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:

•                  оценка уровня освоения дисциплин;

•                  оценка компетенций обучающихся.

Измеримость компетенций как предмета контроля результатов обучения, и задачу оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС необходимо решать, создавая фонды оценочных средств. Фонд оценочных средств - это комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания ЗУН и компетенций на разных стадиях обучения студентов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_innovatsionnye_formy_kontrolya.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема сообщения: Инновационные формы контроля - для оценки уровня компетенций

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:

  • оценка уровня освоения дисциплин;
  • оценка компетенций обучающихся.

Измеримость компетенций как предмета контроля результатов обучения, и задачу оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС необходимо решать, создавая фонды оценочных средств. Фонд оценочных средств - это комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания ЗУН и компетенций на разных стадиях обучения студентов. Оценивать сформированность профессиональной компетенции можно двумя способами:

  • как материальный или интеллектуальный продукт деятельности;
  • как процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс).

Важно знать, что:

ФГОС ориентированы преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, а на выработку у студентов компетенций - динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей.

Традиционная педагогика требует выработки у обучающихся знаний, навыков и умений («ЗУН»). Обучающийся должен, во-первых, обладать необходимой теоретической информацией (знания), во-вторых быть в состоянии применять ее на практике (умения), в-третьих довести это применение до автоматизма (навык).

Под компетенцией же понимают обладание, наряду со знаниями, умениями и навыками, еще и способностью максимально эффективно вести себя в ситуациях, которые порождает профессиональная деятельность и которые не всегда можно предсказать теоретически.

Традиционные методы, позволяющие оценивать знания, умения и навыки, не всегда годятся для определения уровня компетенции.

Вследствие этого, в процессе оценки будущих студентов необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы и методы контроля.


Традиционные средства следует совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для повсеместного применения на практике.

Необходимо осознавать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса

  • образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени сформированности компетенций (соответствующие оценочные средства).

Инновационные формы контроля:

—Тесты разног уровня сложности

Данные тесты позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций.

Ситуационные тесты (имитационные методы учебной деятельности).

Более сложная форма - анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации. Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации - лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Кейс-метод, основное назначение которого:

  • активизация студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышение мотивации к учебному процессу;
  • приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Метод проектов

Данный метод представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательной творческим отчетом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым.

  • Контрольные работы - применяются для оценки знаний по базовым дисциплинам.
  • Эссе - одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых дисциплин и формировании универсальных компетенций выпускника. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений.
  • Рефераты - форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Цель написания реферата - привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.
  • Отчеты по научно-исследовательской работе студентов

(Приложение к протоколу №4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма контроля результатов освоения профессиональных компетенций по междисциплинарному курсу 01.01 Право социального обеспечения Профессионального модуля 01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

Дальневосточный государственный гуманитарно- технический колледж  осуществляет образовательную деятельность с применением различных форм, в том числе с использованием дистанционных технолог...

Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с помощью  современных педагогических приемов Иванова Лариса Анатольевна...

Тесты, как форма контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Тестирование: виды, применение, требования к составлению....

Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся

В настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как обучающийся сможет применить эти знания, наскольк...

Доклад-презентация.Тема "Оценка уровня профессиональной компетенции педагога"

Доклад-презентация.Тема "Оценка уровня профессиональной компетенции педагога"...

ФОС для оценки уровня освоения общих и профессиональных компетенции по профессиональному модулю

Комплект оценочных средств предназначен для оценки уровня освоения общих и профессиональных  компетенций по профессиональному модулю ПМ02. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТО...