Программа кружка "Выразительное чтение"
рабочая программа на тему

Кумукова Галина Васильевна

авторская программа для младших воспитанников по улучшению техники чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazit_chtenie.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа с. Аксарка

структурное подразделение – интернат

Утверждено

 на заседании ШМО Протокол №1

от « ___» _______ 2017 руководитель ШМО

________________

Рабочая программа

                 кружка

«Выразительное чтение»

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста

Руководитель кружка:  Кумукова Г.В.

2017-2018

                                Пояснительная записка.

    Данная программа рассчитана на детей младшего школьного

    возраста.  

В её основу заложена идея вооружения воспитанников культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем  умение писать.

Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению.

Выразительное чтение в условиях школы есть художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее.

Ясная и правильная передача мыслей автора  - первая задача выразительного чтения.

Настоящая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания в области родной речи, совершенствовать свою речь.

Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Поэтому особое внимание на  занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на  развитие речи воспитанников, на воспитание у них чувства языка.

    Возрастные особенности учащихся начальных классов

    позволяют использовать произведения детских авторов:

    сказки, стихи, басни.            

Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практической части, предполагающей работу над отдельными произведениями.

Всего 68 часов (2 часа в неделю)

Основные цели и задачи кружка

                      «Выразительное чтение»

Цель: вооружение  детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Задачи:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

-чтение наизусть стихотворных и прозаических произведений;

-развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной культуре, интереса к произведениям зарубежныхавторов.

Технология реализации образовательной программы. Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Основным предметом изучения и овладения на занятиях кружка является выразительность чтения.

Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.

Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения над интонацией.

Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.

Важным приёмом является личный пример. Учитель влияет на учеников прежде всего своим примером. Его речь должна быть ясной, чёткой и выразительной. Недаром А.С.Макаренко считал речь основным элементом педагогической техники.

На занятиях кружка должна быть создана атмосфера доброжелательной критики. Постоянный анализ, обсуждение итогов помогает добиться желаемого результата.

Методы реализации программы.

•    частично-поисковый;

•    литературные игры;

•    диалог;

•    практическая работа;

•    логические упражнения (ребусы, кроссворды и т.д.).

                   Формы проведения занятий.

Коллективные и групповые занятия, викторины,    

конкурсы чтецов, экскурсии, утренники,

театрализованные представления.

Календарно – тематический план.

                             Тема

Кол –во  часов

Дата

теор

прак

1

Вводное занятие

1

2-4

Выразительное чтение любимых стихов.

1

2

5-7

Выразительное чтение стихов ко дню Учителя.

3

8-10

Сказки А.С.Пушкина.  

1

2

11-13

Ролевая игра по «Сказке о мёртвой царевне» А.С.Пушкина. Отдельные отрывки.

1

2

14

Чтение любимых стихов и рассказов о животных.

1

15-16

Рассказы о животных В.Бианки и Н.Сладкова.

1

1

17-18

Рассказы о животных Е.Чарушина.

1

1

19-21

Рассказывание, как один из видов декламации. Рассказывание народных сказок КМНС

1

2

22-24

Рассказывание русских народных сказок.

1

2

25-26

Интонационно-мелодические типы исполнения стихов. Русские народные песни.

1

1

27-28

Песни народов КМНС

1

1

29-30

Речь монологическая и диологическая. Чтение по ролям сказки «Волк и семеро козлят».

1

1

31-32

Логика речи. Ролевая игра по сказке «Колобок».

1

1

33-35

Выразительное чтение стихов к Новому году.

3

36

Выразительное чтение сказки «Скатерть – самобранка».

1

37

Выразительное чтение стихов и рассказов о зиме.

1

38 -29

Сказки зарубежных писателей.

1

1

40-43

Работа над литературным монтажом «День защитников Отечества».

1

3

44-47

Характерные особенности стихотворной речи. Стихи к 8 Марта.

1

3

48

Выразительное чтение сказки «Коза-дереза».

1

49-50

Работа над рассказами Н.Носова.

1

1

51

Юмореска – один из жанров художественного слова. Чтение юмористических произведений.

1

52

Чтение стихов и рассказов о весне.

1

53-57

И.А.Крылов – мастер басни. Характерные особенности при рассказывании басни. Чтение басен И.А.Крылова.

1

4

58

Выразительное чтение сказки «Бычок - смоля- ной бочок».

1

59-62

Стихи и рассказы о войне, о Победе.

4

63

Самоподготовка произведения по выбору. Декламирование.

1

64

Чтение стихов и рассказов о лете.

1

65-68

Подготовка к отчетному выступлению. Отчётное выступление кружка.

3

1

21

47

68

                  Предполагаемые результаты.

Воспитанники должны уметь выразительно читать художественные произведения, научиться исполнительскому мастерству.

Кроме того, дети должны научиться общению друг с другом, а также с посторонними, научиться оценивать художественные достоинства литературных произведений, что помогает им свободно владеть словом.

Литература.

1.Т.Ф.Завадская. «Искусство чтения в художественном развитии подростка».

2.Б.С.Найдёнов. «Выразительность речи и чтения»

3.В.Н.Яхонтов. «Театр одного актёра».

4.Н.М Янгасова Ненецкие сказки

     5.Хантыйские и ненецкие народные сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по чтению

Рабочая программа по чтению для 2 класса УМК "Гармония"...

рабочая программа по чтению

Рабочая программа по чтению для 2 класса УМК "Гармония"...

Программа "Круг чтения"

Программа предназначена для внеклассной и образовательной работы со студентами Колледжа. Ежемесячные мероприятия дают возможность более многогранного развития личности, воспитывать чувство любви к род...

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения

Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

Детское чтение в эпоху цифровых технологий. Чтение без принуждения?

Сегодня учителю начальных классов, одна из главных предметных задач которого научить читать, пополнить ряды юных читателей, приходится специально увлекать ребенка чтением, решать новые педагогические ...