Обмен, торговля, реклама
методическая разработка на тему

Мурадова Ширван Сахибовна

Урок обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_torgovlya_reklama.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

- образовательные:

- дать определение понятию «бартер»;

- объяснить различие понятий «потребительская стоимость» и «меновая стоимость»;

- выделить основные формы торговли (оптовая и розничная; внешняя и внутренняя);

- объяснить назначение рекламы (двигатель торговли);

- отметить основные уловки рекламы (УТП – уникальное торговое предложение; ссылка на традиционные образы (животные, семья, дети и пр.), авторитеты и пр.);

- развивающая:

- развивать способность оценивать собственные мотивы потребительского поведения (уметь «не попасться на удочку» рекламы);

- воспитательная:

- способствовать формированию точки зрения, что любая деятельность должна быть добросовестной и законной, за любой деятельностью должны стоять высокие моральные принципы, пренебрегать которыми не стоит.

Ход урока:

  1. Проверка д/з: необходимо было выполнить письменно следующее задание:

Выбери любое дело, которое ты желал бы организовать, вступив на тропу предпринимательства. Отметь, какую форму и вид предпринимательства ты предпочтешь. Обоснуй свой выбор. Обозначь своих потенциальных потребителей, а также возможные их запросы. Какими качествами и умениями тебе необходимо обладать, чтобы добиться успехов в  деле?

  1. Объяснение нового материала.

Вопрос к классу: Зачем люди обмениваются?

Ответ:

 - экономия времени (самим не тратить время на производство, а приобрести готовую услугу, или вещь);

- стремление получить товар лучшего качества (тот, кто профессионально занимается тем/иным делом, чаще всего делает его качественнее);

- возможность получить больше разнообразных благ (самому производить все необходимые или желаемые товары утомительно и не всегда под силу).

Вопрос к классу: Избегая преувеличений, подумайте, всякая ли вещь является товаром?

Ответ:

- он должен быть востребован и быть полезным покупателю (например, рубель – средство для стирки и глажки белья на Руси сегодня не востребован, поскольку есть стиральные машины;  рваная и испачканная футболка не будет пользоваться спросом) – это отражение потребительской стоимости;

- и должна быть возможность обменять его на другой экономический продукт или продукты – это называется меновой стоимостью.

То есть товар – это не просто произведенный любой продукт, а тот, который можно использовать для продажи.

Открываем учебник на стр. 170. Учащиеся изучают картину Петра Петровича Верещагина «Рынок в Нижнем Новгороде». Предлагается вспомнить, где находился рынок, торговые ряды в русском городе. В посадской части города (это следует из того, что торговые ряды располагаются за пределами Нижегородского кремля). Рядом храм Рождества Иоанна Предтечи XVII века.

Как назывался рынок в восточных странах? Действительно на Востоке торговля происходила на базаре. Рядом с базаром обязательно должна была быть (и была) мечеть. Дело в том, что в исламе категорически запрещено ростовщичество. Торговля – это ростовщичество в какой-то степени: ты продаешь товар с наценкой (то есть не за его реальную себестоимость). Оттого каждый купец, продавец обязан был уплатить за этот грех пожертвование в пользу мечети, которое духовенство использовало для собственного существования и поддержки беднейших слоев населения. В этом проявлялась взаимозависимость мелкого духовенства, которое содержалось за счет торговцев, и самих торговцев. Их зависимость прослеживается и в политическом аспекте. В дальнейшем, вы будете изучать зарубежную историю Нового времени и коснетесь экономического развития Ирана в конце XIX века. Тогда Иран был ареной иностранных держав на сферы влияния. Иранский шах Насер ад-Дин предоставил Англии монопольное право на скупку, переработку, продажу, экспорт табака по всей территории Ирана на 50 лет. Табак, кальян – это неотъемлемая часть восточного мира. В конце XIX века табак потребляло ¼ часть всего Ирана. Это была главная статья экспорта Ирана, государство получало от него большую часть дохода. Табак возделывали на вакуфных землях (землях духовенства). А как мы уже знаем, духовенство зависело от базари – торговцев, так как те выплачивали в пользу мечети 20 % прибыли. Так вот, разоренные таким нововведение базари, многие из которых сколачивали свой капитал на табаке, разорялись, а вместе с ними и духовенство. Последние объявили фетву – запрещение мусульманам курить табак. Шаху пришлось аннулировал контракт с Англией. Так проявилась солидарность духовенства с базари. Этот пример демонстрирует связь торговли с другими сферами жизни, в частности с политикой.

Сейчас вам предстоит посмотреть видеоролик и ответить на вопрос о том, о каком виде обмена идет речь, и что он из себя представляет. Обмен бывает не только денежный, но и натуральный: обмен одной вещи на другую без денег. Тот обмен называется бартером. Приведите примеры бартерного обмена в истории.

Открываем учебник на стр. 172-173. Рубрика «Жил на свете человек». Отвечаем на вопросы:

Кто такой Адам Смит? Каковы основные идеи экономического учения А. Смита? В чем А. Смит видит выгодность обмена для всех участников этого процесса?

Какие бывают виды торговли?

- внешняя

- внутренняя

- оптовая

- розничная

Приведите примеры каждого вида торговли.

Чтобы товары покупали, о них необходимо сообщить, известить. Причем осветить их качество с самой лучшей стороны. Сегодня этим занимается какой вид деятельности? Реклама, верно.

Реклама существовала еще и в Древнем мире.

Так, в Древнем Египте, Риме, Греции была распространена профессия глашатая,  в задачи которого входило зазывание покупателей, расхваливание товара и продавца. Подобными функциями наделяли римляне даже бога Меркурия – бога-покровителя торговли.

Самым древним из ныне известных рекламных текстов был найден в египетском городе Мемфисе. Он гласил: «Я, критянин, по поручению Богов истолковываю сны. Доверься Тихэ». Тихэ – это греческая богиня случая, удачи. В древнеримской мифологии ей соответствует Фортуна. Кстати, о каких экономических связях свидетельствует данный рекламный тест? О торговле Египта с Грецией в III в. до н.э.

В Средние века роль рекламы выполняли вывески. А еще какую роль они играли? Это было необходимо в виду низкой грамотности населения.  Необходимы были ямные символы, обозначающие либо орудие труда продавца, либо сам товар.

С изобретением печатного станка и реклама стала печатной. Иоганн Гутенберг 1440 г. изобретение печатного станка.

Носители рекламы: Где можно столкнуться с рекламой? Интернет, радио, телевидение, печатные издания.

Особенностью рекламы является УТП – уникальное торговое предложение: указываются выгодные стороны товара, уникальность, отличительные черты от товаров конкурентов. Если нет отличия, то недобросовестные рекламщики их выдумывают (не существует никаких микрогранул в порошке Персил) или же создают особую атмосферу, запоминающийся символ – лейбл, своеобразную «фишку» (например, знак компании Билайн – черно-желтый круг, символизирующий пчелу). Однако, существует закон ФЗ РФ «О рекламе». В других странах он также существует. Согласно этому закону, реклама должна нести достоверную информацию о товаре. Один американский потребитель подал в суд на компанию, рекламировавшую бульонный кубик. Причина иска – предоставление недостоверной информации (товар не в форме кубика, а имел вид параллелепипеда). Потребитель выиграл дело.

Кстати, знакомы ли вам история лейбла – знака BMW? Круг, разделенный на четыре сектора, представляет собой не что  иное, как вращающийся пропеллер: изначально компания производила авиамоторы. Компания ”Баварские моторные заводы” возникла в 1916 г. С началом

Белый и синий – традиционные баварские цвета, на флаге Баварии синяя полоса снизу, а белая – сверху. На производство мотоциклов и автомобилей BMW перешел не по своей воле. После окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха: по Версальскому мирному договору немцам запретили производить двигатели для самолетов, а двигатели в то время были единственной продукцией BMW. Именно поэтому заводу пришлось перепрофилироваться на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих мотоциклов. В 1923 г. в продажу поступили первые мотоциклы, а в 1928 г. – и автомобили.

Существуют разные виды рекламы (на примерах видеоролика):

- мягкие (Аристон - стиральная машина) и жесткие (фольксваген) (по способу воздействия);

- информативные, увещевательные, напоминающие (по содержанию и целям) и пр.

Каждая реклама рассчитана на свою целевую аудиторию: крем возрастной – на женщин от 45 лет, отдых в Черногории – семейных отдых и пр. И в соответствии с целевой аудиторией выбирается носитель рекламы – Интернет (для пожилых этот вариант не подойдет), радио, печатная продукция и пр. Так, например, дорогие ювелирные украшения не будут рекламироваться в метро, так как чаще всего на метро ездят люди со средним достатком.

Задание для учащихся:

Учитывая УТП, целевую аудиторию, место расположения рекламы, вам необходимо разрекламировать совершенно не нужный товар (крылья Гермеса, сломанную стиральную машинку, шампунь для выпадения волос и пр.). Вы должны придумать короткий, емкий, яркий слоган, обозначить целевую аудиторию, обозначить средства распространения рекламы, а также указать УТП: чем ваш товар лучше товара конкурента. Приступаем!

Например:

Наращивание бровей. «Как у Фриды только гуще!»

Лосьон для привлечения комаров: «Все комары на одно лицо!»

Средство для появления угрей, черных точек: «Загадочное многоточие теперь на Вашем лице!»

Домашнее задание: §16, вопрос 5 письменно (Составьте памятку покупателю о том, как себярационально вести при покупке товара).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т Е З И С Ы для беседы за круглым столом с начинающими преподавателями ОЗПЭК им.Саввы Морозова по обмену опытом классного руководства группой 11 сп. 080110 «Банковское дело».

Первое знакомство и собрание в группе. Это самый главный этап в становлении коллектива!!!а) Ознакомление с Правилами поведения в ОЗПЭК и рассказ о традициях в колледже. Цель — настроить ребят к тому, ...

Презентация для учебного материала "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Презентация по теме "Обмен веществ и превращение энергии в клетке" составлена для соответствующей учебной темы по биологии для учащихся НПО. Может использоваться как для учащихся технического профиля,...

Реклама в торговле

Всем известно что реклама это двигатель торговли, но мало кто знает историю рекламы, особенно ее развитие в России. В свой презентации я рассказываю об этом....

Механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания. Пособие для студентов специальности 15.02.05 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» Части 1 и 2

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов Армавирского механико-технологического техникума, обучающихся по специальности 15.02.05 "Техническая эксплуатация оборудования в торговле и о...

Тест по теме: Обмен, торговля, реклама

Тест по теме: Обмен, торговля, реклама...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.10 Реклама и связь с общественностью 42.02.01 Реклама

Данный материал включает в себя следующие компоненты: Паспорт  фонда оценочных  средств, состав КОС для текущего контроля знаний, умений, обучающихся, состав  КОС для промежуточной атте...

Лекция-презентация по теме "Пластический обмен гетеротрофов. Трансляция" (раздел "Обмен веществ и превращение энергии в клетке")

Лекция-презентация по учебной дисциплине "Биология" тема "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"...