Программа внеурочной деятельности "Лингвистический анализ текста" 5 класс
рабочая программа на тему

Кривчик Светлана Викторовна

Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Цель программы:углубление сведений о тексте как предмете лингвистики;  развитие лингвистических способностей учащихся и их познавательной самостоятельности; обеспечение сформированности у учащихся языковых знаний, умений и навыков, необходимых для получения дальнейшего образования; создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся благодаря совершенствованию лингвистических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskiy_analiz_teksta.5_kl._programma.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

          Согласовано

Заместитель директора по УВР

 ________      

«    » __________  201    года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

   «Лингвистический анализ текста»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) основное общее образование, 5 класс                   

                     (начальное общее,  основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов  34                                                                           

Учитель    Кривчик Светлана Викторовна                                        

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

1.Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Программа  курса «Лингвистический анализ текста» для 5 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

Цель программы:

- углубление сведений о тексте как предмете лингвистики;

- развитие лингвистических способностей учащихся и их познавательной

самостоятельности;

-обеспечение сформированности у учащихся языковых знаний, умений и навыков, необходимых для получения дальнейшего образования;

-создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся благодаря совершенствованию лингвистических навыков.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

Образовательные:

  • углублять и расширять знания и представления о литературном языке, о выразительных средствах языка;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст;

Развивающие:

  • развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
  •  повышать уровень культуры речи;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • формировать и развивать у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Место курса в учебном плане

В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 5 класса предложен курс «Лингвистический анализ текста». Курс рассчитан на 34 часа: 1 ч. в неделю, 34 учебных недель.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:

- научности;

- наглядности;

- индивидуального подхода к учащимся;

- последовательности и систематичности в изложении материала;

- преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- связи теории с практикой;

- доступности;

- занимательности.

   Планируемые результаты:

- умение производить лингвистический анализ художественных текстов;

- содержательно- композиционный (указать тему, основную мысль, её развитие, микротемы, их связь между собой, абзацное членение текста, характер отношений между предложениями внутри абзаца);

- типологический (указать ведущий и сопутствующий типы речи, объяснить их назначения в этом тексте);

- стилистический (показать системность использования языковых и изобразительно-выразительных речевых средств);

- умение создавать собственные тексты, используя при этом изученный теоретический материал;

- умение совершенствовать написанное, добиваясь большей точности словоупотребления, образности, выразительности;

-подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку;

- подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации.

2.Общая характеристика курса.

Школьная практика последних лет показывает, что на уроках русского языка вне поля зрения остаётся важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. К сожалению, не видят дети в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. Поэтому в последнее время разрабатываются факультативы, кружки, направленные на интеграцию двух школьных предметов – русского языка и русской литературы. Необходимо систематически и целенаправленно обращать внимание на языковую сторону изучаемых художественных произведений, дать определённые знания об особенностях художественной речи, отличиях прозы и поэзии, об основных жанрах литературных произведений, разнообразных тропах и фигурах речи, являющихся средством выразительности поэтического текста.

В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. На занятиях широко используется наблюдение над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется практическая работа с различного вида словарями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с техникой и методикой лингвистического анализа. Доля самостоятельности в подборке материала растет, так же обстоит дело и в оформлении материала. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но и эстетическое чувство.

Программа курса включает в себя вопросы по разделам грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистики. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется обилием вызывающего интерес у учащихся материала и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся. Большая часть времени будет использована для отработки практических умений и навыков на занятиях, посвящённых изучению предложенных тем.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

· осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

· достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

· способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

· умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

· умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 Метапредметные результаты:

· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

· адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

· свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

· умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

· соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

· Предметные результаты:

· овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка; нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

· опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

· извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

· понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

· осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

               Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Текст как речевое единство

3

2

Выразительные средства языка

3

3

Употребление имён существительных в речи

8

4

Употребление имён прилагательных в речи

10

5

Употребление глаголов в речи

10

Итого

34

4. Содержание курса.

            Раздел 1. Текст как речевое единство (3ч)

 Основные признаки текста.

Тема текста как показатель его смысловой цельности.

Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка.

Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. 

Лингвистический анализ текста (ЛАТ) как составная часть анализа художественного произведения.

Этапы лингвистического анализа текста.    

               

  Раздел 2. Выразительные средства языка (3ч)

Выразительность речи.

Использование различных частей речи для создания выразительности. Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

       

         Раздел 3. Употребление имён существительных в речи (8ч)

         

Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

Работа с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов).

Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах.

Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов.

         Раздел 4. Употребление имён прилагательных в речи (10ч)

 Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи.

Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. Эпитет и языковые средства его создания. Постоянные эпитеты. Использование прилагательных в создании эпитетов.

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов.

Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного.

Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных.

Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов.

         

Раздел 5. Употребление глаголов в речи (10 ч)

         

 Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи.

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте.

Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как троп и языковые средства его создания.

Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

Использование глаголов-синонимов в речи.

Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи. Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также использование глаголов будущего времени вместо настоящего и прошедшего.

Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы. Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей.

Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.

                                             

                                           

5.Список литературы.

  1. Антонова Е.С.   Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов, М.2011.
  2. Ефремова, Л.А. Васнецов [Текст]/Л.А.Ефремова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 128 с. – (Галерея гениев).
  3. Конькова, О.С. Элементы лингвистического анализа художественного текста [Текст]/О.С.Конькова// Начальная школа. – 2005. –№12. – С.10-15.
  4. С.И. Львова «Уроки словесности. 5-9 классы». – М.: Дрофа,2000
  5. Т.И.Павлова, Л.Н.Гунина. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах, Легион, Ростов-на-Дону, 2013.
  6. Т.И.Павлова, О.В.Романенко, Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка, Легион, Ростов-на-Дону, 2013.

Словари русского языка:

  1. Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994.
  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996.
  3. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
  5. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976.
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012.
  7. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.
  8. Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. – М.: Просвещение, 1961.
  9. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.
  10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978..

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей _________

от _________2016 года №

_________________ подпись руководителя МО            

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________    

____________201   года

                               Дидактический материал к занятиям.

1. Вы уже познакомились с изобразительно-выразительными средствами, знаете, для чего они служат, а теперь без труда выполните следующие задания.

А) Допишите предложения и приведите примеры тропов.

Метафора-

Сравнение-

Фразеологизм-

Б) Прочитай внимательно предложения и подчеркни сравнительные обороты как обстоятельства. Обрати внимание на то, они выделяются с обеих сторон запятыми.

  Я волновался, как кипяток в закрытой кастрюле. Нежная и тихая печаль странной дружбы ласкала его душу, как отдалённая музыка. Только лёгкая грусть, словно дымкой, обволакивала его сердце.

В) Прочитай предложения и подчеркни метафоры.

  Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. Грязное бельё тумана заволакивало серые силуэты крыш, брезжил рассвет. Лишь у Васьки синим чертополохом цвела радость.

Г) замените данные слова фразеологизмами.

   Разрушить                                                               обманывать

2.

А) Подготовьте небольшое сообщение на тему «Употребление имён существительных в художественной речи», пользуясь планом и вашими записями в тетради. Приведите свои примеры.

1. Для чего используются имена существительные в переносном значении?

2. При создании каких тропов используются имена существительные?

3. Для чего служат существительные-синонимы и существительные-антонимы в художественных текстах?

Б) Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите и укажите тропы, фразеологизм. Подберите к выделенным словам синонимы и антонимы.

      Весело пр..бираться по у..кой доро..ке между двумя стенами высокой ржи. Стройные столбики к..л..сков тихо бьют по лицу, васильков кругом – яблоку негде упасть.  Вот и лес.  Тень и тишина кругом. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные шелковые косы берёз шевеля(т,ть)ся.  Могучий дуб стоит, как боец, возле красавицы-липы

3.

Подчеркните эпитеты. Обратите внимание, что прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис. 

А) Внимательно прочитайте текст.  Озаглавьте его. С какой целью использует автор прилагательные? Подчеркните

Вечерняя заря переливалась особенно яркими красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно-зелёной, и по этому зелёному фону, как расходящиеся столбы, поднялись из-за горизонта два светло-жёлтых луча. Через несколько минут лучи пропали. Зелёный свет зари сделался оранжевым, а потом красным. Самое последнее явление заключалось в том, что багрово-красный горизонт стал тёмным, словно от дыма.

 

Б) Вы уже узнали, что прилагательные используются при описании природы. Выберите подходящие прилагательные для описания сегодняшнего дня. Составьте сними предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

День: ясный, пасмурный, тёплый, холодный.

Небо: ярко-синее, ясное, угрюмое, высокое, мутное, серое, низкое, синее, тёмное, туманное.

Воздух: прозрачный, туманный, сырой, лёгкий, морозный.

Снег: глубокий, хрупкий, последний, тёмный, рыхлый, зернистый, ноздреватый, пушистый.

В) Попробуйте нарисовать иллюстрацию к своему сочинению.

4.

Вспомните, что вы знаете об эпитетах. Для какой цели они употребляются в художественных текстах? Прочитайте текст. Что нового вы узнали об эпитетах?

   Результатом многолетнего изучения труда учёных явился «Словарь эпитетов русского литературного языка» (авторы К.С.Горбачевич и Е.П.Кабло). в нём отражены эпитеты из произведений шестисот писателей и поэтов.

   Словарь наглядно показывает, что есть такие имена существительные, которые имеют огромное количество эпитетов. Так, например, слово музыка имеет 280 эпитетов: божественная, лёгкая, ликующая, зажигательная, задумчивая, задорная, грубая, возвышенная, беззаботная, грациозная, гармоничная…

А) Попробуйте самостоятельно подобрать эпитеты к словам

Глаза (в словаре-480 эпитетов)

Жизнь (334)

Язык (324)

5. 

Некоторые имена прилагательные в русском языке с течением времени превратились в существительные, так как перестали обозначать признак, а стали называть предмет: часовой, столовая, ванная, закусочная, пирожное, парикмахерская, кладовая, запятая. Эти существительные могут сочетаться с прилагательными, например, новая столовая, удобная кладовая, лишняя запятая и т.д.

А) Приведите примеры таких существительных и составьте с ними словосочетания

Многие слова в современном языке употребляются и как существительные, и как прилагательные: больной, слепой, родной, знакомый и др.

Б) Выразительно прочитайте текст М.Цветаевой. В роли существительных или прилагательных употреблены пары слов? Подчеркните антонимы. Как при этом меняется лексическое значение слов?

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную:

Золотой- полушку медную.

6.

Золотой дождь.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики.

И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит – закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад.

Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

                                                                                                                                    Н.Сладков.

 Лингвистический анализ текста.

- О чем текст?

- Как вы поняли, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употребляется в тексте?

- Как вы думаете, зачем автор называет листопад «золотым дождем», почему бы не сказать просто?

- Как удалось писателю создать такой образ, каким волшебством он обладает, что мы понимаем, о чем идет речь?

-- Дайте научное объяснение, почему зеленые летом листья осенью меняют свой цвет?

-- Как вы считаете, автор не знает этого?

-Почему появилось такое необычное и, на первый взгляд, неуместное слово «потекли»? --Почему не «закапала»?

-- Почему автор использует такие разные глаголы для передачи действия листочков?

-- Не противоречит ли это образу дождя? Ведь осенний дождь монотонный, нудный, тоскливый и однообразный.

-- Почему во всех этих предложениях стоят на первом месте глаголы, раз автор нам рисует образ, картину «золотого дождя»?

-- Представьте себя фотографами и кинооператорами (по вариантам). «Снимите» картину «Золотой дождь». У кого она будет представлена полнее?

-- С помощью слов какой части речи автор показывает изменения в осеннем лесу?

- Кто заметил особенности, «изюминки» этой картины?

-- Обратите внимание на существительное капля. Подберите глаголы, обозначающие действия, которые может совершить капля.

-Почему ж у Сладкова капля щелкнет? 

 -- Следовательно, автор нам дает не только зримую, но и звуковую картину.

-Прочитайте этот текст выразительно вслух, негромко, вслушиваясь в звуки текста.

-  Какова роль глагола в этом тексте?

7.

1.Выразительное чтение текста.

Великолепенви.. зимней природы ноч..ю. В темном небе, вмя..кой туче спит луна. Тихо в лесу. Лунный свет осыпал х..лодным блеском всю мес..ность.

Чернеют елоч..ки под шапками снега. Инеем украсились бере..ки. Рябинка нар..диласьвбелый праз..ничныйнаря... На ней, нахохлившись, спят сн..гири.

Огромный старик Дед Мороз идет по лесу. Весь он белый, взвездах, в белой шапке, в пуховых сапогах. Б..родав серебряных сосульках. Все ли в порядке в снежном царстве? Все сн..жинки зажглись в..селымиог..ньками. Мороз хлопнул в ладоши, и пошёл хлоп..ями мя..кий сне...

  1. К какому стилю вы бы отнесли данный текст?
  2. С помощью каких художественных средств достигается образность этого текста?
  3. Найдите в первом абзаце предложение с однородными членами. Выполните его синтаксический разбор.

8.

1. Прочитайте текст. 

2. Найдите словосочетания, описывающие город, которые показались вам необычными, произвели на вас впечатление, заставили вас удивиться. 

3. Какое из словосочетаний: построенное по модели сущ. + прил. или прил.+ сущ. – является более выразительным и точным? 

Доктор возвращался домой… Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду. Тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами. Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины.

 (Ю.К. Олеша)

9.

1. Прочитайте выразительно текст, определите его тему и основную мысль.

2. Что привлекло вас в тексте?

3.Найдите слова с переносным значением, определите их роль.

 Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.      (М.М.Пришвин).

10.      1.Прочитайте выразительно отрывок из повести И.С.Тургенева «Муму».

2.  О чем в нем рассказано?

3. Как относится Герасим к собачке?

4.Какими средствами языка это отношение передано?

Дело было к вечеру. Герасим шел тихо вдоль реки и глядел в воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим маленьким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл армяком, сбегал на кухню за чашечкой молока. Потом он взял ее за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь… Собачка страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Все люди в доме полюбили ее и кликали ее Мумуней.

11.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой,пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И.Бунин)

1.Задания для анализа.

Ответ необходимо оформить , как монологическое высказывание, используя знания о типах речи.

2.Что знаете об авторе?

3. Какие цветовые образы осени возникают в воображении.

4. Нарисуйте словами цветовую партитуру стихотворения.

5. Какие художественные средства помогли автору создать образ Осени.

6. Выразительно прочитайте стихотворение.


12.

Осенняя росинка

Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи собирают упавшие зерна на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.

(М.Пришвин)

1.Какие слова показались вам необычными, незнакомыми? Догадались ли вы, что они означают? Каково их лексическое значение?

2.Почему именно эти глаголы использовал писатель? Постарайтесь подобрать синонимы.

3.Грустная или веселая картина представляется вам, когда вы читаете эти строки? Почему?

4.Как, по-вашему, почему иная росинка … весь день просверкает на листе?

5.Представьте, что вам нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся для рисунка? Почему?

13.

А) Внимательно прочитайте пословицы. Попробуйте объяснить, какую мысль передаёт каждая из них. Подчеркни глаголы- антонимы. С какой целью они здесь употребляются?

 Дело веди, а безделье гони. Здоров на еду, да хил на работу. Больше знай, да меньше болтай. В умной беседе ума наберёшься, а в глупой свой растеряешь. Человек от лени болеет. А от труда здоровеет.

Б) В данной записи зашифрованы фразеологизмы. Запиши их, указывая к каждому из них слово – синоним или близкое по значению словосочетание. В случае затруднения обращайтесь к словарю фразеологизмов.

               копья        в трубу

        себе руки        пробный шар

Ломать   спину        пускать     пыль в глаза

        шапку        слезу

        с потолка        на задних лапах

        себя в руки        гоголем

Взять       на заметку        ходить        по струнке

        в переплёт        по мир

В) Закончите фразеологизмы, объясните значение.

Дрожит        до небес

Знать                                             сложа руки

Сидеть        в собственном соку

Вариться        на чистую воду

Держать        как сыр в масле

Выводить                                     вокруг пальца

Катается        из мухи слона

Возносить        как осиновый лист

Водить        в ежовых рукавицах

Делать        как свои пять пальцев

14.

А) Подготовьте небольшое сообщение на тему «Употребление глаголов в художественной речи», пользуясь планом и вашими записями в тетради. Приведите свои примеры.

1. Для чего используются глаголы в переносном значении?

2. При создании каких изобразительных средств используются глаголы?

3. Для чего служат глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в художественных текстах?

4.Для чего используются глаголы настоящего времени при описании событий прошлого, а также будущего времени вместо настоящего и прошедшего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.

                  Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».  ...

программа внеурочной деятельности для 4 класса

предлагаю  программу внеурочной деятельности, составленную для учащихся 4 классов...

программа внеурочной деятельности для 4 класса

предлагаю  программу внеурочной деятельности, составленную для учащихся 4 классов...

программа внеурочной деятельности для 4 класса

предлагаю  программу внеурочной деятельности, составленную для учащихся 4 классов...

программа внеурочной деятельности для 4 класса

предлагаю  программу внеурочной деятельности, составленную для учащихся 4 классов...

программа внеурочной деятельности для 4 класса

предлагаю  программу внеурочной деятельности, составленную для учащихся 4 классов...

Анализ рабочей программы «Я - гражданин России» по внеурочной деятельности учителя начальных классов.

Анализ рабочей программы «Я - гражданин России» по внеурочной деятельности учителя начальных классов....