программа внеурочной деятельности для 4 класса
рабочая программа

Гарбузюк Юлия Александровна

предлагаю  программу внеурочной деятельности, составленную для учащихся 4 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рассмотрено

на заседании методического объединения, протокол №1

от  «29» августа 2019 г.

руководитель МО _________

Принята

на Педагогическом совете школы протокол №1

от «30» августа 2019 г.

Утверждаю:

Директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ №238

от «30» августа 2019 г.

Рабочая программа

курса

«Шахматы»

                                   

4 Г класс

2020-2021 учебный год

   Составитель:  Гарбузюк  Юлия  Александровна

                                    Учитель начальных классов

                                                        Нижневартовск, 2020

Пояснительная записка.

      Программа  курса внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению “Шахматы”  предназначена для обучающихся 4 Г класса МБОУ «СШ №21».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы И.Г. Сухина  и  направлена на развивающие  функции  обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. В программе приводится примерный  перечень различных дидактических  игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала,  приводится  перечень шахматных игр, также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Цели курса внеурочной деятельности:

            1. Заложить основы гармоничного развития детей и расширить их

                представление об окружающем мире.

           2. Приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям,

               искусству и спорту, используя богатые игровые ресурсы шахмат.

           3. Стимулировать социально-личностное развитие ребенка и его

               творческие способности.

Задачи курса внеурочной деятельности:

      1. Вызвать у детей интерес к шахматам.

      2. Обучить детей основным приемам игры в шахматы.

      3. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.

      4. Обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное

          развитие.

      5. Расширять кругозор ребенка.

      6. Формировать познавательную активность.

      7. Развивать способность к самооценке и самоконтролю.

      8. Учить планировать свою игру и работу.

Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
  • формирование основ шахматной культуры;
  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
  • умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы – характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе и во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные УУД:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
  • овладение способом структурирования шахматных знаний;
  • овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
  • овладение способом поиска необходимой информации;
  • умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
  • овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
  • умение строить логические цепи рассуждений;
  • умение анализировать результат своих действий;
  • умение воспроизводить по памяти информацию;
  • умение устанавливать причинно – следственные связи;
  • умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

  • находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
  • умение донести свою позицию до других;
  • умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

  • Формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека ( физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
  • Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  • Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
  • Выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
  • Развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

Планируемые результаты

  • Владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат»;
  • Понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
  • Знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
  • Уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
  • Принимать участие в шахматных соревнованиях.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности.

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Теоретические основы и правила шахматной игры (13 часов)

Беседа, презентация, чтение литературы, игра в шахматы

Сведения из истории шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила проведения.

Практико – соревновательная деятельность (21 час)

Презентация, беседа, парные игры, конкурсы, соревнования.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы, решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

По плану

факт

1.

07.09

Вводное занятие

2

14.09

Повторение пройденного материала

3

21.09

Повторение пройденного материала

4

28.09

Повторение пройденного материала

5

05.10

Виды преимущества в шахматах.

6

12.10

Виды преимущества в шахматах.

7.

19.10

Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи

8.

26.10

Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона. Ладья против коня

9.

09.11

Основы эндшпиля. Матование двумя слонами. Матование слоном и конем.

10.

16.11

Основы эндшпиля. Матование двумя слонами. Матование слоном и конем.

11.

23.11

Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.

12.

30.11

Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.

13.

07.12

Пути поиска комбинации.

14.

14.12

Пути поиска комбинации.

15.

21.12

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.

16.

28.12

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.

17

11.01

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.

18.

18.01

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.

19.

25.01

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.

20.

01.02

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.

21.

08.02

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.

22.

15.02

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.

23.

20.02

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.

24.

01.03

Шахматная комбинация. Тема разрушения королевского прикрытия.

25.

15.03

Шахматная комбинация. Тема разрушения королевского прикрытия.

26.

22.03

Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

27.

01.04

Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

28.

05.04

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

29.

12.04

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

30.

19.04

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.

31.

26.04

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.

32.

17.05

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.

33.

24.05

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.

34.

24.05

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.

Итого:  34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.

                  Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».  ...

Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса

Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....

Программа внеурочной деятельности "Лингвистический анализ текста" 5 класс

Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...