Конспект учебного занятия
план-конспект урока на тему

Лапштаева Надежда Алексеевна

План-конспект открытого учебного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план конспект38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение  

профессионального образования Республики Мордовия

«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова»

Методическая разработка

учебного занятия

по дисциплине «Химия»

раздел «Кислородсодержащие органические соединения»

Тема: «Спирты»

Курс I

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Разработал преподаватель химии Лапштаева Надежда Алексеевна.

Рузаевка, 2018 год

Обсуждена и одобрена предметной (цикловой) комиссией

общеобразовательных дисциплин

Протокол

от «___»_______________2018г.

Председатель  П(Ц)К

Т.П. Силантьева _________________

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4

  1. Основная часть. Основные этапы учебного занятия…………………...7
  1. Организационный момент……………………………………………7
  2. Актуализация прежних знаний и умений……………………..…….7
  3. Формирование новых знаний и умений...…………………………...8
  4. Закрепление полученных знаний ……………………………………11
  5. Подведение итогов. Рефлексия ……………………………………...12
  6. Домашнее задание ……………………………………........................12
  1. Заключение………………………………………………………………..13
  2. Список используемых источников……………………………………...14

Введение.

Данная методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Химия» и соответствует требованиям федерального  государственного образовательного стандарта.

В ходе подготовки были соблюдены общие требования к формированию занятия, таких как соотношение принципов наглядности, доступности и научности предлагаемого материала, соблюдение культуры безопасного обращения с веществами и привитие целостного понимания химических процессов, прогнозирование и планирование результатов учебного занятия.

Четко сформулированные цели и задачи занятия, реализуются использованием различных методов, форм и методических приемов обучения.

Предложено учебное занятие – комбинированного вида . В ходе урока предложено  несколько экспериментов, поскольку на данном этапе обучающие получают достаточное количество теоретических понятий, которые в ходе выполнения ими эксперимента исследуются и подтверждаются.

В соответствии с государственным образовательным стандартом, после изучения  темы «Спирты» обучающиеся должны:

Знать/понимать

- понятие «Спирты»

- общая формула одноатомных спиртов

-влияние спирта на человеческий организм

-химические свойства спиртов

-области применения спиртов

Уметь

- давать названия спиртам по номенклатуре ЮПАК

- планировать и осуществлять химический эксперимент, фиксировать и анализировать результат.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- безопасной работы с химическими веществами в лаборатории и в быту.

- возможности управления химическими реакциями, с помощью изменения условий их протекания.

Цель учебного занятия: сформировать целостное понимание о спиртах, о множественности происходящих в природе процессов и их генетической взаимосвязи.

Задачи:

Обучающие:  систематизировать и углубить знания студентов по данной теме;
- закрепить и совершенствовать знания и навыки в решении расчетных и экспериментальных задач; 
- способствовать повышению интереса к изучению химии и других естественных наук;
- помочь формированию правильного отношения к собственному здоровью и понятию «здоровый образ жизни»;
- способствовать развитию коммуникативных качеств студентов, умению работать их в коллективе и индивидуально;
- создать условия для роста творческой активности студентов 

Развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитывающие: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, содействовать развитию интереса к изучению химии.

Планируемые результаты.

Предметные: знать химические свойства спиртов (горение, взаимодействие с натрием, дегидратация, окисление, реакция этерификации); уметь составлять уравнения химических реакций с участием спиртов, знать области

применения метанола и этанола;

Личностные: уметь управлять своей познавательной деятельностью, самооценка.

Метапредметные:. использовать знаковое моделирование; осуществлять

сравнение и классификацию, устанавливать аналогии, создавать обобщения,

проводить эксперимент и наблюдение, делать выводы; получать

информацию из различных источников, структурировать и преобразовывать

ее из одной формы другую; планировать свою деятельность и

прогнозировать ее результаты; выражать и аргументировать свою точку

зрения; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Межпредметные связи: физика, биология, экология.

Формы деятельности: фронтальная, групповая

Технологии  обучения: деятельностный подход, технология проблемного обучения, эксперимент.

Ресурсы:

Основные: ПК преподавателя, интерактивная доска, программное обеспечение, презентация, УМК дисциплины «Химия»

Дополнительные: раздаточный материал.

Оборудование: дидактический материал: тестовые задания,

проверочная работа; пробирки, штатив, спиртовка, пробка с газоотводной

трубкой, раствор этилового спирта, медная проволока, концентрированная

серная кислота, раствор уксусной кислоты, бромная вода, натрий;

мультимедиапроектор; презентация к уроку; компьютер; экран.

Тип урока:  комбинированный

Место проведения: кабинет химии.

Продолжительность: 45 минут.


 I.Основная часть. Основные этапы учебного занятия.

  1.  Организационный момент.

Приветствие обучающихся

Доклад старосты об отсутствующих на учебном занятии.

Определение готовности к учебному занятию.

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на моем уроке. Нам предстоит сегодня узнать много интересного и важного. Но для начала давайте мы с вами вспомним и обобщим наше предыдущее темы.

1.2 Актуализация прежних знаний и умений.

I. Химический диктант

  1. Предельные углеводороды имеют общую формулу СnH2n+2(+)
  2. Вы согласны с утверждением, что полимер является исходным веществом реакции полимеризации? (–)
  3. Молекулярная формула пропана C3H8(+)
  4. Непредельные углеводороды гомологического ряда первого представителя этилена имеют общую формулу Сn Н2n + 3(–)
  5. Изомеры – это вещества, которые имеют один и гот же качественный и количественный состав, но отличаются по строению и свойствам? (+)
  6. Молекулярная формула ацетилена С2Н4(–)
  7. Теорию химического строения органических веществ создал А.М. Бутлеров? (+)
  8. Реакция в которой от молекулы органического вещества отщепляется молекула водорода называется реакцией замещения? (–)

 (слайд 1)

2. Составьте молекулярные формулы по названиям веществ:

C:\Users\дом\Documents\img1.gif (слайд 2)

3. Составьте структурные формулы по названию углеводорода:

А) 4 – метилпентин – 2
Б) 3 – метилгекcен – 2
В) 2 – этил – 4 – метилгексан

Ответить на вопрос к какому классу органических соединений относятся данные углеводороды?

C:\Users\дом\Documents\img2.gif 

C:\Users\дом\Documents\img3.gif

C:\Users\дом\Documents\img4.gif

        (слайд3)

Теперь обменяемся тетрадями и быстренько проверим работу своих соседей, поставим оценку.

        1.3   Формирование новых знаний и умений.

-Теперь вашему вниманию предлагаю послушать небольшую сказку.

Жил- был в таблице Менделеева водород. Он очень любил путешествовать, он был дружелюбен ко всем своим соседям. Пошел водород в гости к кислороду, посидел с ним. Образовалась вода. Через некоторое время стало им скучно, и отправились они на поиски новых друзей. Шли они, шли, а навстречу им идет углерод. Они подружились, и образовали вещество – спирт (С2Н5ОН).   Стали они известны в химическом мире, помогали всем, были очень дружелюбны и вступали в реакции со многими веществами. Они сыграли немалую роль в развитии других миров.

И на самом деле ,всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты, полученные при  помощи химических реакций, мы одеваемся непосредственно в ее результаты: ацетатный шелк, искусственную шерсть, изделия из кожзаменителя и многое другое. Остановимся! Сколько еще вокруг всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая химия дает нам жизнь. Да, да, да - жизнь! Ведь, благодаря именно этой химии мы можем проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто делать уколы, где в качестве антисептика мы выбираем этиловый спирт. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с представителями класса одноатомных спиртов. С их характерными свойствами,  влиянием на организм человека. Изучение любого класса органических веществ подразумевает знакомство не только с номенклатурой, строением и изомерией представителей данного класса соединений,  но и подробное рассмотрение свойств, способов получения и областей применения. Мы это сделаем на примерах отдельных представителей одноатомных предельных спиртов.

(Запись темы урока на доске и в тетрадях учеников)

-Спиртами называют производные углеводородов, в которых один или несколько атомов водорода замещены на гидроксогруппу (ОН)

Общая формула  спиртов  R-OH

Простейший спирт называется метиловый, соответственно в метане один водород замещен гидроксильной группой.

По  номенклатуре ЮПАК спирты надо  называть исходя из соответствующего углеводорода к которому добавляется окончание -ол

Название спирта = название углеводорода + -ол

СН 3ОН- метанол

С 2Н5ОН  - этанол

Если в состав спирта входит уже три атома углерода, то тогда гидроксильная группа может занимать два разных положения, например она может быть у первого или второго углеродного атома, в подобных случаях после суффикса ол необходимо указывать номер атома углерода при котором располагается гидроксильная группа.

 При составлении названия спиртов по номенклатуре ИЮПАК главную цепь выбирают так чтобы она обязательна включала тот углерод при котором расположена гидроксильная группа при этом главная цепь нумеруется таким образом, чтобы группы гидроксилов получали наименьшие номера. Попробуем назвать вещество формула которого изображена на рисунке

 СН– СН- СН–ОН   - пропанол-1

СН3 –СН–ОН                -пропанол-2

          СН3 

Спирты которые содержат только один гидроксил называют одноатомными.

Спирты, которые содержат несколько гидроксильных групп  называются. многоатомными спиртами

 Спирты имеют характерный запах, всем знаком запах винного или этилового спирта, существует большая опасность в том, что аналогичный запах имеет метиловый спирт, который является смертельным ядом. И еще мало кто знает, что так называемый кошачий запах связан с тем, что в этот запах основным компонентом входит изопропиловый спирт.

Теперь рассмотрим химические свойства спиртов.

Химические свойства спиртов определяются наличием в их молекулах

гидроксильных групп –ОН

А) действие индикаторов на раствор спирта

Опыт 1: в 2 пробирки налить по 2-3 мл раствора этилового спирта и

добавить несколько капель растворов лакмуса и метилового оранжевого.

Что наблюдаете?

Ответ: Цвет индикатора не изменился.

Почему не происходит изменение окраски индикатора?

Ответ: Спирты не обладают ни кислотными, ни щелочными свойствами.

Б) Взаимодействие спиртов с активными металлами.

Опыт 2: В пробирку добавить 2-3 мл раствора этилового спирта и добавить

небольшой кусочек натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

Ответ: Выделяется газ.

2СН3 ─ СН2─ ОН + 2Na → 2СН3 ─ СН2─ ОNa + H2↑

этиловый спирт этилат натрия

Эта реакция – качественная реакция на предельные одноатомные спирты.

В) Горение этилового спирта.

Этанол служит прекрасной добавкой к моторному топливу, так как повышает

октановое число бензина. Кроме того эта реакция используется в хорошо

известных вам спиртовках. О какой реакции идет речь?

Ответ: Реакция горения

Опыт 3: Горение этилового спирта.

Спирты горят некоптящим, почти бесцветным пламенем:

C2H5OH + 3O2 → 2CO2 ↑ + 3H2O

Г) Окисление спиртов.

Спирт используется как обеззараживающее средство», следовательно он

может проявлять окислительные свойства. Эту реакцию можно

использовать как качественную на метанол и этанол, так как их альдегиды

имеют характерные запахи:(запах зеленого яблока)

Опыт 4: в пробирку налить не более 1 мл раствора этилового спирта, спираль из медной проволоки нагреть в племени горелки до появления черного налета и опустить в пробирку со спиртом. Что наблюдаете? Что получилипри взаимодействии этанола и оксида меди (II) при нагревании? Что

ощущали?

Ответ: Спираль из медной проволоки становится блестящей, ощущается

специфический запах «зеленого яблока». Образуется медь и этаналь

(уксусный альдегид)

взаимодействие этанола с оксидом меди (II):        

                                   t0 C                   O

C2 H5 ─ OH + CuO   → CH3 ─ C       +   Cu + H2O

                                                          H

           этиловый спирт              уксусный альдегид

Д) Дегидратация спиртов

Дегидратация – это отщепление молекулы воды.

  Внутримолекулярная дегидратация спиртов (с образованием алкенов)

                            H    H

                            │    │             t0 >1800 C

                H ─ C ─ C ─ H           →        CH2 = CH2↑ + H2O

                            │    │                                   этилен

                            H    OH

                  этиловый спирт

Е)     Реакция этерификации

Реакция этерификации – это взаимодействие спиртов с карбоновыми кислотами с образованием сложных эфиров и воды.

C2H5OH + CH3COOH  =  CH3COO- CH3 + H2O

Этанол      уксусная к-та  этилацетат

Применение спиртов

На многих производствах спирты применяются в качестве растворителей . В химической промышленности они используются для различных синтезов . Метиловый спирт в больших количествах идёт на получение формальдегида, используемого в производстве пластмасс уксусной кислоты и других органических веществ . В настоящее время разрабатывается много новых технологических процессов на основе использования метилового спирта как исходного продукта, поэтому значение его в промышленном производстве нужных народному хозяйству, веществ и материалов будет всё более возрастать . Перспективным считается использование метилового спирта в качестве моторного топлива т. к. добавка его к
бензину повышает актановое число горючей смеси и снижает образование вредных веществ в выхлопных газах . Этиловый спирт в больших количествах идёт на производство синтетического каучука . Окислением спирта получают пищевую уксусную кислоту . Путём его дигидратации готовят диэтиловый (медицинский) эфир, с взаимодействием с хлороводородом получают хлорэтан, для местной анестозии. Спирт применяется при изготовлении многих лекарств . В парфюмерии он идёт на изготовление духов и адеколонов .

1.4 Закрепление и обобщение новых знаний

Таким образом, мы с вами познакомились с основными представителями класса спиртов. Рассмотрели их основные свойства и применение.

Теперь попробуем на основе полученных знаний составить синквейн.

                    Составить стих из пяти строчек (Синквейн):

1-я строчка: ключевое слово

2-я строчка: два прилагательных

3-я строчка: три глагола

4-я строчка: предложение

5-я строчка: слово, ассоциирующее с ключевым словом.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы

  • Что вы изучили?
  • Чему вы научились?
  • Что вам понравилось?

-Выставление оценок

1.6   Домашнее задание.

Учебник Рудзитис Химия. 10 класс

§

Вопросы для самоподготовки.

                                         Спасибо за работу.


II.Заключение

В ходе урока достигнута главная цель ‒ созданы условия для получения и обобщения знаний по свойствам, получению и применению предельных одноатомных спиртов, а также для применения знаний и умений в новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала.

Данная методическая разработка содержит богатый научный материал, дающий возможность развивать у обучающихся навыки творческого мышления, прививающие интерес к предмету.

Необычная форма проведения позволяет развивать навыки общения, сотворчества, умения работать в коллективе. Рекомендуемые методы позволяют развивать у обучающихся самостоятельность, ответственность, организованность, достоинство, интеллектуальные способности.

Методическая разработка урока может быть рекомендована для:

- внедрения в практику других преподавателей;

- участия в конкурсах.


                        III. Список  использованных источников.

  1. Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. – сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 72 с.
  4. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
  5. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, – М. «Русское слово», 2013г.
  6. Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Основы общей химии – М. Просвещение, 1989 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/635252/
  2. school-collection.edu.ru;
  3. infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5. Австралия.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5.  Австралия.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»...