Произведения М. Пришвина как тексты-образцы в период подготовки к творческой работе учащихся
статья

Татьяна Ивановна Маршанкина

Писатель Михаил Иванович Пришвин – тонкий прозаик, оставивший замечательные по простоте и силе слова лирические миниатюры – размышления о природе, дружбе, настроение человека и др.

     Высокая оценка языка М. Пришвина, метафоричность  в передаче ощущения и впечатления от природы, особая лирическая интонация его произведения, близость тем к тому, что важно для формирования школьников – всё позволяет искать в творчестве Пришвина материал для интеллектуального и речевого развития детей.

     Через использование текстов Пришвина на уроках можно показать школьникам возможности русского языка.

     Пришвин обогатил наш родной язык многими новыми образами и словосочетаниями.

     Чем же интересен пришвинский текст на уроках русского языка, если иметь в виду развитие собственной речи учащихся?

      Естественно речи – это признак необходим при обучении детей индивидуальному языку.

      Общностью тем – то, о чем пишет зрелый писатель, волнует и детей. Пришвин особенно известен поэтическими книгами о природе, а это всегда близкая тема детям.

      Лиричностью в передаче жизненных впечатлений – ребёнок эмоционален,  он откликается на чувства, учится чувствовать.

      Художественностью – в прозе Пришвина сохраняется  «цвета, краски, зримость – художественного описания» (А. Югов).

     Для школы важна грамотность как результат обучения, но понимая не только как орфографические и пунктуационные  навыки, но и как правильная речь детей.

     Лаконизмом, сжатостью формы – у Пришвина много образцовых поэтических миниатюр и афоризмов, самостоятельных и включённых в самый текст рассказов, повестей и романов, которые могут быть процитированы и как законченные произведения.

     Наблюдая за развитием языковой и речевой компетенции учащихся, учитель может ответить на вопросы:

  1. Интересны ли произведения Пришвина детям?
  2. Как предъявить тексты Пришвина?
  3. Что предпочтительнее в выборе вида работы – изложение или сочинение?
  4. Как сопоставлять  первичный текст (М. Пришвина) и вторичный текст (ученический)?
  5. В какой последовательности обучать на текстах М. Пришвина устным и письменным высказываниям малых форм?
  6. В какой мере влияет изобразительность языка М. Пришвина на язык детских творческих работ?

Предлагается тематика сочинений – этюдов по данному началу:

Вошёл в мокрый лес.

Всё цветёт.

Время летит,  моргнуть не  успел.

Мне принесли белую водяную лилию.

Сирень цветёт.

Ночью выпал снег.

Стояла на красивом месте лавочка.

Удивление покидает мир.

Никогда не поздно посадить деревце.

Осенью в листопад глаза разбегаются.

Опять блистательное утро.

Начальные строки взяты  из миниатюр Пришвина, учитель может использовать произведенияМ.М.Пришвина в качестве текстов образцов на этапе подготовки к творческой работе малой формы, в других – на этапе анализа ученических работ.

В этом случае  ученики, поработав над своими собственными сочинениями, смогут по достоинству оценить язык и стиль мастера художественного слова.

Материалы  для работы – миниатюры из дневника Пришвина.

  1. Слабая лета опала вся, но дуб стоит во всём своём осеннем пожаре. Скоро придёт время, и дуб весь тоже обвалится. Но берёзка осенью, самое близкое человеку дереву, не сразу опадает всей берёзой, а отдельно, и каждое деревце уходит от нас по-своему.
  2. Многие любуются природой, но немногие принимают её к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так обойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.
  3. Мне принесли белую водяную лилию.  Я дождался, когда солнечный луч попал ко мне в окно, и поставил стакан с купавой против луча.

Тогда жёлтое внутри цветка вспыхнуло, как солнце, а белые лепестки сияли так ярко белы, что неровности бросили синие тени, и я понял весь цветок, как отображение солнца на небе.

Долго я смотрел на прекрасный цветок и затосковал по воде.

  1. Тайна жизни вся скрыта в маленьком семени; было маленькое семя, если, это семя раскрыло теперь все заложенные в него возможности, и по срезу огромного ствола я считаю годовые круги.

В этом и человеческая сложная жизнь ничем не отличается от дерева: из нас тот высший человек, кто лучше.

  1. Я, один. Я слышу, как бьётся мой пульс. Я вижу, как я тихо качаюсь от ударов. Я слышу дыханье лилового колокольчика. Я его люблю. Он связан со мной. И через любовь мою к цветку я связан со всем великим миром.
  2.  Я стою и расту – я растение.

Я стою, и расту, и хожу – я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.

Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо много небо – всё небо моё.

И начинается симфония Бетховена, и тема её: всё небо – моё.

  1. Время и летит, моргнуть не успел, а вон акация уже в зелёных стручках, и расцвели все ирисы, и много раскрытых цветов на жасминах.

Погода сегодня оранжерейная после дождика, небо закрыто, и тихо, листик не шелохнётся, и тепло, только если не жарко. День задумчивый и раздумчивый, когда внимание рождает необычайные откровения обыкновенных неоткровенных существ.

  1. Опавшие листья уже запахли пряниками. Редки белые грибы, но зато как найдешь, так и набросишься на них коршуном, срежешь и вспомнишь, что обещался, увидев, не сразу резать, а полюбоваться.

Опять обещался и опять забыл.

 Один грибник приходит с мелкими грибами, другой — с крупными. Один внимательный и, пользуясь силой внимания, видит грибы. Другой мелочи не видит возле себя, и не он направляет на гриб внимание, а сам гриб, большой, как лампа, обращает на себя его внимание.У таких грибников большинство грибов — крупные.

 

  1. Вошел в мокрый лес. Капля с высокой елки упала на папоротники, окружавшие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты - все расположилось в порядке, образующем картину.

И передо мной встал старый вопрос: что это создало передо мной картину в лесу, - капля, упавшая на папоротник?

  1. ...Вчера утром после дождя создалось в природе все для счастья, как в раю. Липы направляют все силы, чтобы закрыть проникающий свет, отгородить наше от вашего. Дуб распускается, на черных кривых сучках его не зеленые листья, а золотые дары. Белка пронеслась поперек дорожки...

Последняя правда, что мир существует таким прекрасным, каким видели его детьми и влюбленными. Все остальное делают болезни и бедность.

  1. Все цветет. Так все роскошно вокруг и так много всего, что душа моя - глиняный кувшин - не вмещает, и все льется через край из моего кувшина.
  2. Есть радость, когда никого не надо и ею насыщаешься сам в одиночку. Есть радость, когда хочется непременно ею поделиться с кем-нибудь другим, и без друга почему-то эта радость не в радость и может даже обратиться в тоску.
  3. Возле опушки южной слегка зеленеет дорожка, и кто бы ни пришел, тоже сразу заметит и скажет: «Зеленеет дорожка». Сколько рождается в этом, и как мала душа моя, чтобы вместить в себя всю радость...

Вот почему я выхожу из себя и записываю сегодня для всех: «Зеленеет дорожка, друзья мои!»

  1. Это счастье никак не связано с у д а ч е й, но часто удача бывает от счастья; даже напротив, только измерив жизнь в глубину своей неудачей, страданьем, иной бывает способен радоваться жизни и быть счастливым. Удача - это мера счастья в ширину, а неудача есть проба на счастье в глубину.

 Первая и самая большая радость, которую я себе доставляю, это доверие к людям. Быть как все. Страдать оттого, что я не как все...

  1. Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто - сам виноват.

Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемое в природе: природа - это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе. Только тогда можно сказать о природе, если найдешь и поймешь себя самого, как нечто небывалое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Произведения М. Пришвина как тексты-образцы в период подготовки к творческой работе учащихся

Писатель Михаил Иванович Пришвин – тонкий прозаик, оставивший замечательные по простоте и силе слова лирические миниатюры – размышления о природе, дружбе, настроение человека и др.

     Высокая оценка языка М. Пришвина, метафоричность  в передаче ощущения и впечатления от природы, особая лирическая интонация его произведения, близость тем к тому, что важно для формирования школьников – всё позволяет искать в творчестве Пришвина материал для интеллектуального и речевого развития детей.

     Через использование текстов Пришвина на уроках можно показать школьникам возможности русского языка.

     Пришвин обогатил наш родной язык многими новыми образами и словосочетаниями.

     Чем же интересен пришвинский текст на уроках русского языка, если иметь в виду развитие собственной речи учащихся?

      Естественно речи – это признак необходим при обучении детей индивидуальному языку.

      Общностью тем – то, о чем пишет зрелый писатель, волнует и детей. Пришвин особенно известен поэтическими книгами о природе, а это всегда близкая тема детям.

      Лиричностью в передаче жизненных впечатлений – ребёнок эмоционален,  он откликается на чувства, учится чувствовать.

      Художественностью – в прозе Пришвина сохраняется  «цвета, краски, зримость – художественного описания» (А. Югов).

     Для школы важна грамотность как результат обучения, но понимая не только как орфографические и пунктуационные  навыки, но и как правильная речь детей.

     Лаконизмом, сжатостью формы – у Пришвина много образцовых поэтических миниатюр и афоризмов, самостоятельных и включённых в самый текст рассказов, повестей и романов, которые могут быть процитированы и как законченные произведения.

     Наблюдая за развитием языковой и речевой компетенции учащихся, учитель может ответить на вопросы:

  1. Интересны ли произведения Пришвина детям?
  2. Как предъявить тексты Пришвина?
  3. Что предпочтительнее в выборе вида работы – изложение или сочинение?
  4. Как сопоставлять  первичный текст (М. Пришвина) и вторичный текст (ученический)?
  5. В какой последовательности обучать на текстах М. Пришвина устным и письменным высказываниям малых форм?
  6. В какой мере влияет изобразительность языка М. Пришвина на язык детских творческих работ?

Предлагается тематика сочинений – этюдов по данному началу:

Вошёл в мокрый лес.

Всё цветёт.

Время летит,  моргнуть не  успел.

Мне принесли белую водяную лилию.

Сирень цветёт.

Ночью выпал снег.

Стояла на красивом месте лавочка.

Удивление покидает мир.

Никогда не поздно посадить деревце.

Осенью в листопад глаза разбегаются.

Опять блистательное утро.

Начальные строки взяты  из миниатюр Пришвина, учитель может использовать произведенияМ.М.Пришвина в качестве текстов образцов на этапе подготовки к творческой работе малой формы, в других – на этапе анализа ученических работ.

В этом случае  ученики, поработав над своими собственными сочинениями, смогут по достоинству оценить язык и стиль мастера художественного слова.

Материалы  для работы – миниатюры из дневника Пришвина.

  1. Слабая лета опала вся, но дуб стоит во всём своём осеннем пожаре. Скоро придёт время, и дуб весь тоже обвалится. Но берёзка осенью, самое близкое человеку дереву, не сразу опадает всей берёзой, а отдельно, и каждое деревце уходит от нас по-своему.
  2. Многие любуются природой, но немногие принимают её к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так обойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.
  3. Мне принесли белую водяную лилию.  Я дождался, когда солнечный луч попал ко мне в окно, и поставил стакан с купавой против луча.

Тогда жёлтое внутри цветка вспыхнуло, как солнце, а белые лепестки сияли так ярко белы, что неровности бросили синие тени, и я понял весь цветок, как отображение солнца на небе.

Долго я смотрел на прекрасный цветок и затосковал по воде.

  1. Тайна жизни вся скрыта в маленьком семени; было маленькое семя, если, это семя раскрыло теперь все заложенные в него возможности, и по срезу огромного ствола я считаю годовые круги.

В этом и человеческая сложная жизнь ничем не отличается от дерева: из нас тот высший человек, кто лучше.

  1. Я, один. Я слышу, как бьётся мой пульс. Я вижу, как я тихо качаюсь от ударов. Я слышу дыханье лилового колокольчика. Я его люблю. Он связан со мной. И через любовь мою к цветку я связан со всем великим миром.
  2.  Я стою и расту – я растение.

Я стою, и расту, и хожу – я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.

Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо много небо – всё небо моё.

И начинается симфония Бетховена, и тема её: всё небо – моё.

  1. Время и летит, моргнуть не успел, а вон акация уже в зелёных стручках, и расцвели все ирисы, и много раскрытых цветов на жасминах.

Погода сегодня оранжерейная после дождика, небо закрыто, и тихо, листик не шелохнётся, и тепло, только если не жарко. День задумчивый и раздумчивый, когда внимание рождает необычайные откровения обыкновенных неоткровенных существ.

  1. Опавшие листья уже запахли пряниками. Редки белые грибы, но зато как найдешь, так и набросишься на них коршуном, срежешь и вспомнишь, что обещался, увидев, не сразу резать, а полюбоваться.

Опять обещался и опять забыл.

 Один грибник приходит с мелкими грибами, другой — с крупными. Один внимательный и, пользуясь силой внимания, видит грибы. Другой мелочи не видит возле себя, и не он направляет на гриб внимание, а сам гриб, большой, как лампа, обращает на себя его внимание.У таких грибников большинство грибов — крупные.

  1. Вошел в мокрый лес. Капля с высокой елки упала на папоротники, окружавшие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты - все расположилось в порядке, образующем картину.

И передо мной встал старый вопрос: что это создало передо мной картину в лесу, - капля, упавшая на папоротник?

  1. ...Вчера утром после дождя создалось в природе все для счастья, как в раю. Липы направляют все силы, чтобы закрыть проникающий свет, отгородить наше от вашего. Дуб распускается, на черных кривых сучках его не зеленые листья, а золотые дары. Белка пронеслась поперек дорожки...

Последняя правда, что мир существует таким прекрасным, каким видели его детьми и влюбленными. Все остальное делают болезни и бедность.

  1. Все цветет. Так все роскошно вокруг и так много всего, что душа моя - глиняный кувшин - не вмещает, и все льется через край из моего кувшина.
  2. Есть радость, когда никого не надо и ею насыщаешься сам в одиночку. Есть радость, когда хочется непременно ею поделиться с кем-нибудь другим, и без друга почему-то эта радость не в радость и может даже обратиться в тоску.
  3. Возле опушки южной слегка зеленеет дорожка, и кто бы ни пришел, тоже сразу заметит и скажет: «Зеленеет дорожка». Сколько рождается в этом, и как мала душа моя, чтобы вместить в себя всю радость...

Вот почему я выхожу из себя и записываю сегодня для всех: «Зеленеет дорожка, друзья мои!»

  1. Это счастье никак не связано с у д а ч е й, но часто удача бывает от счастья; даже напротив, только измерив жизнь в глубину своей неудачей, страданьем, иной бывает способен радоваться жизни и быть счастливым. Удача - это мера счастья в ширину, а неудача есть проба на счастье в глубину.

 Первая и самая большая радость, которую я себе доставляю, это доверие к людям. Быть как все. Страдать оттого, что я не как все...

  1. Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто - сам виноват.

Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемое в природе: природа - это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе. Только тогда можно сказать о природе, если найдешь и поймешь себя самого, как нечто небывалое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Работа над содержанием музыкальных произведений - как средство воспитания творческой инициативы учащегося ( на материале детских песен)

Открытый  урок ( план-конспект)  Семёновой О.А, преподавателя по классу фортепиано МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся    2 класса Кузнецовой Ириной (фортепиано), презентация к уро...

творческая работа -эссе Манжиковой Ольги 2 курса учащейся лицея "Живая память"

Творческая работа-эссе  учащейся  посвящена истории семьи в годы депортации калмыков. При написании работы были использованы  как официальные  источники - это монографии ученых- ис...

Творческая работа по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца». Тема: «Ель и сосна».

Творческая работа по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца».Тема: «Ель и сосна».     Выполнила: ученица 6 «Б» классаДружинина Алевтина.Руководитель: Шкуно...

Творческие работы учащихся

Творческие проекты 1-11 классы...

Развитие творческой активности учащихся общеобразовательной школы в процессе разучивания хорового произведения

В младшем школьном возрасте формируются основные певческие понятия, певческая установка и вокально-хоровые навыки, такие как звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, дикция, ...