Курсоваяработа на тему: "Влияние прыжковых упражнений на развитие прыгучести волейболистов среднего школьного возраста".
материал

Маркелов_С.Н.

Физическая культура

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние прыжковых упражнений на развитие прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

ПМ 01. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта

Специальность:  49.02.01  Физическая культура

Форма обучения: заочная

Студентка: Маркелов Сергей Николаевич                                                  

Руководитель: Шипилова Юлия Владимировна

             

Курсовая работа

Защищена с оценкой «_______»

«_____»_____________2017 г.

Руководитель курсовой работы

______________/____________

                                                                                                                         (личная подпись)                 

Тольятти, 2017 г.

Содержание

Введение

3

Глава 1. Проблема развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

5

1.1 Развитие прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

5

1.2  Характеристика средств и методов развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

13

1.3 Прыжковые упражнения как эффективное средство развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

17

Глава 2. Практическое изучение процесса развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

23

2.1 Методика определения уровня развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

23

2.2  Методика использования прыжковых упражнений для развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

24

Заключение

28

Литература

30

Приложения

33

Введение

Актуальность. Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берет на своё вооружение новые тактические комбинации, совершенствует технические приемы. Чтобы их правильно и с наибольшей эффективностью выполнять, начинающим волейболистам необходим достаточный уровень развития специальных физических качеств.

Для волейболиста всегда важны такие качества, как быстрота, сила, ловкость, гибкость, но особенно важным является развитие скоростно-силового качества мышц ног, прыгучести.

Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), чтобы ставить блок и нападать, необходимо хорошо прыгать. Поэтому прыжковая подготовленность игроков должна быть на высоком уровне. Прыгучесть является одним из ведущих качеств в волейболе. И уже на начальном этапе подготовки волейболистов ей необходимо уделять должное внимание.

Это позволяет говорить о необходимости разработки методики развития прыгучести, правильного выбора и умелого применения методов и средств с первых лет занятий волейболом.

Многими специалистами отмечается, что за последние несколько лет в классическом волейболе произошли значительные изменения, а именно:

- усложнилась техника выполнения подачи, которая в настоящее время является эффективным атакующим средством (большинство подач выполняются в прыжке);

- увеличилась доля атак из глубины площадки;

- направленность соревновательной деятельности представителей различных игровых амплуа в последние годы приобретает все большие различия;

Прежде всего, эти изменения связаны с существенными нововведениями в правилах соревнований, что привело к повышению требований, предъявляемых к уровню технической и физической подготовленности волейболистов.

Следовательно, возникает необходимость совершенствования научно-методического обеспечения тренировочного процесса волейболистов, внесения коррективов в структуру и содержание их подготовки.

Объект исследования: процесс развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста.

Предмет исследования: прыжковые упражнения как средство  развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста.

Цель исследования: изучить процесс развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста при помощи прыжковых упражнений.

Задачи исследования:

  1. Подобрать и изучить литературные источники по выбранной теме.
  2. Изучить способы и подобрать контрольные упражнения для определения уровня развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста.
  3. Подготовить комплексы прыжковых упражнений для развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста.
  4. Сделать заключение.

Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников.
  2. Изучение документов и материалов.
  3. Метод проекта.
  4. Метод логического заключения.

Глава 1. Проблема развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

  1. Развитие прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

Рациональное планирование тренировочного процесса, правильное использование средств и методов спортивной тренировки на всем протяжении многолетней подготовки юных волейболистов возможно лишь с учетом анатомо-физиологических особенностей растущего организма. Система многолетней подготовки волейбольных резервов охватывает большой возрастной период, когда происходит биологическое развитие, а также формирование личности человека. Отличительная особенность этого периода заключается в том, что процесс роста и развития происходит на фоне эндокринной перестройки организма, связанной с началом полового созревания, а с половым созреванием связана и интенсивная перестройка всего организма.

В периоды усиленного роста различных органов и систем организма обычно наблюдается замедление процессов их структурной дифференцировки и, наоборот, последние наиболее отчетливо выражены в периоды замедления и остановки роста. Гетерохронность формирования структур организма находится в тесной взаимосвязи с особенностями функций органов в различные возрастные периоды. Между морфологическим ростом и функциональным развитием существует обратная зависимость. Вот почему периоды усиленного морфологического роста обычно являются периодами замедленного развития физических качеств. Знание особенностей детского организма позволит тренерам целенаправленно, дифференцированно, в соответствии с возрастными особенностями применять средства и методы воспитания физических качеств юных волейболистов, будет содействовать дальнейшей оптимизации учебно-

тренировочного процесса с юными спортсменами. [13]

В настоящее время, принято следующее деление детства на такие возрастные периоды: 1) младенческий – от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц – период новорожденности; 2) преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет; 3) дошкольный возраст – от 3 до 7 лет; 4) младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет; 5) средний школьный возраст (подростковый) – от 12 до 15 лет; 6) старший школьный возраст (юношеский) – от 15 до 18 лет.

Средний школьный возраст (как уже отмечалось выше) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся V-IX классов. Этот период еще называют периодом «полуребенка-полувзрослого».

Характерная особенность среднего школьного (подросткового) возраста – половое созревание организма. У девочек этот период сопровождается более выраженными изменениями в организме, он начинается в среднем на 1-2 года раньше, чем у юношей. В это время происходит бурный рост и развитие всего организма. Прежде всего, наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 12-13 лет, у мальчиков на 14-15 лет. Значительно возрастает сила мышц. У девочек мышечная масса особенно интенсивно нарастает в 11-12 лет. [7]

Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объёме (130-150 мл), становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, учащённое сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость.

В данном возрасте происходит процесс активного формирования типологических свойств нервной системы, в результате чего, врожденные генотипические особенности становятся устойчивыми. Складывается индивидуальный тип нервной деятельности. Творческие возможности школьника приобретают устойчивую физиологическую и структурную основ. [19]

В подростковый период дети увеличиваются в длину на 5-8 см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12 лет (их рост в это время увеличивается до 10 см в год), рост мальчиков наиболее интенсивно идет в 13-14 лет, и после 15 лет в росте они обгоняют девочек. Увеличение роста идет, в основном, за счет роста трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки растут медленнее, отчего у подростков часто можно видеть плоскую, а иногда и впалую грудь, что затрудняет дыхание. Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки прибавляют в год 4-8 кг, особенно заметна прибавка в 14-15 лет. Однако темпы роста массы несколько отстают от темпа роста скелета, что сказывается на внешнем виде подростка (фигура вытянута, нескладна, костлява). [21]

Подростковый возраст считается самым трудным с точки зрения организации с детьми этого возраста учебно-воспитательной работы, и в тоже время этот период исключительно важен в отношении психического, физического развития, формирования личности. Это период, когда как раз и происходит переход от детства к взрослости.

Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.

Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности. Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у подростка, тем выше его физические возможности и спортивные достижения. [26]

За счет увеличенного систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС): в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд/мин.

В связи с тем, что сердце выбрасывает за одно сокращение больший объем крови, нарастает величина артериального давления (АД). У девочек в 12 лет АД – 105/60, в 13 лет – 110/60, в 14 лет – 112/60, в 15 лет – 115/65.

Минимальное (диастолическое) АД увеличивается в меньшей степени, чем максимальное (систолическое) давление, поэтому растет их разность, т. е. пульсовое давление. Такие изменения улучшают кровоснабжение различных органов тела.

В целом, происходящие в сердечно-сосудистой системе изменения (урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повышение АД, замедление кругооборота крови) свидетельствуют об экономизации функций сердца.

Жизненная емкость легких у 12-летних девочек равна 1905 мл, а у 15-летних 2530 мл. [10]

У 13-летних подростков существенно улучшается переработка информации и повышается эффективность тактического мышления, уменьшается количество ошибочных решений. В возрасте от 10 до 13 лет у подростков достоверно сокращается время принятия решения и общее время решения тактических задач.

Возраст 11-14 лет является сенситивным для развития скоростно-силовых возможностей. В этом периоде имеется наибольший прирост прыгучести, резкости ударов и бросков. К 14-15-летнему возрасту достигается наибольшая высота и дальность прыжков.

Уже в 12-14-летнем возрасте юные спортсмены четко дифференцируются по целому комплексу психофизиологических особенностей на два различных типа, которые совершенно необходимо учитывать при выборе генетически адекватного вида спорта, стиля соревновательной деятельности и амплуа спортсмена (нападающий или разыгрывающий в волейболе). [1]

Форсирование нагрузок особенно в период полового созревания может привести к тяжелым последствиям. У девочек в возрасте 11-16 лет особенно угнетается секреция половых гормонов, нарушается становление и стабилизация овариально-менструального цикла (ОМЦ).

В связи с отмеченным в процессе физического воспитания требуется тщательное дозирование и индивидуализация нагрузок, контроль за текущим состоянием детей. Постепенное наращивание физических нагрузок в соответствии с возрастными функциональными возможностями развивающегося организма обеспечит рациональное течение адаптационного процесса, сохранение здоровья детей и рост их спортивного мастерства.

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая «взрывная» сила, т.е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время - прыжок. [8]

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т.е. сочетание разбега и прыжка.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлёта.

Скорость и сила - основа прыжка. Для выполнения прыжка необходимо обладать высоко, развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.) [18]

Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости чрезвычайно тяжело: но задача повышения силовых возможностей разрешима. Поэтому для повышения уровня скорости необходимо использовать силовые упражнения. Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходится преодолевать во время движений. Например, показатели прыжка в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног (а именно этот показатель является одним из основных при наборе-отборе детей в группы начальной подготовки волейболистов).

Показатель прыгучести очень важен для игры в волейбол. Чем выше это показатель у спортсмена, тем он больше пользы принесёт для своей команды. Если игрок обладает высокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться у сетки во время игры, то можно сказать с уверенностью, что он поставит защиту и забьёт мяч. [4]

Также прыгучесть необходима при выполнении ударов по мячу, поскольку все опытные игроки делают это в прыжке. Чем выше игрок отталкивается при выполнении удара по мячу, тем сложнее против него выполнять игровые действия в защите.

Волейбол - одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, приём и удар по мячу, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Волейбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью. [14]

Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой волейболистов различают по амплуа:

- центровой игрок - должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;

- крайний нападающий - это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;

- защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.

Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей волейболистов. В основе развития «чувства времени» лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. [6]

Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы принять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учёта вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряжённых усилиях. [1]

Деятельность волейболиста в игре - не просто сумма отдельных приёмов защиты и нападения, а совокупность действий, объединённых общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команда и опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

Каждый игрок должен не только уметь принять мяч, но и активно, своевременно и правильно реагировать на все действия игроков команды противника, партнёров и местонахождения мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариантности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков.

За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил. [12]

Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. За игру спортсмен теряет в весе 2-3 кг. Энергозатраты у спортсменов разного пола и квалификации различны.

Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризирующих деятельности волейболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательные процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс. [9]

  1. Характеристика средств и методов развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

Какими бы мы не обладали природными задатками, высокого уровня развития прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематической тренировке. Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго-специализированной подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость). [11]

Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка. Основными методами воспитания прыгучести являются:

- метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека. [12]

Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:

- изменение возбудимости центральной нервной системы

- восстановление показателей вегетативной системы (пульс, давление),

связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга.

Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опороно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30 %.[22]

- интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха.

- игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком – ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь получается, что спортсмен больше применяет это качество, чем его воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и игрок ее получает, если он активно борется над сеткой, выпрыгивая вертикально вверх за мячом, который отскочил после выполненного нападающего удара противником. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена – насколько он активен в игре. 

- в последнее время нашел применение метод воспитания прыгучести, получивший название – метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена.

Прыгучесть – способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон. [27]

Игрок, умеющий своевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу "на втором этаже". Известно, что сила и высота прыжка во многом зависят от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов.

Одним из основных условий успешного блокирования является умение игроков высоко прыгать с места и после перемещения различными способами. Прыжок для блокирования не тождествен прыжку для нападающего удара, но базой для их совершенствования является общая силовая подготовка, которая должна проводиться регулярно на протяжении 5-8 лет, начиная с этапа начальной подготовки.

Специализированная подготовка направлена на развитие силы мышечных групп, которые обеспечивают проявление прыгучести и скорости сокращения мышц ног (разгибатели бедра, голени, сгибатели стопы). [23]

Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в глубину с высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов. Нужно постоянно помнить, что прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно совершенствуется его сила и быстрота. Поэтому необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. [26]

Также для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешним отягощением (например, метание набивного мяча).

Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, условно можно разделить на два типа:

1. Упражнения преимущественного скоростного характера.

2. Упражнения преимущественного силового характера.

Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них. [17]

Роль упражнений с отягощениями в развитии прыгучести общеизвестна, но при выполнении их не следует забывать о допустимых нагрузках на организм волейболиста в зависимости от его возраста и физической подготовленности.

Доказано, что для развития прыгучести вес отягощения должен составлять 10-40% от веса спортсмена, а для прыжковой выносливости – 40-60%. Упражнения с отягощениями должны быть скоростно-силового характера (выполнение прыжковых упражнений «взрывным» образом). [11]

До возраста 15-16 лет отягощения незначительны (гантели, набивные мячи, резиновые амортизаторы и др.). Непременным условием повышения уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости является оптимальное соотношение параметров физической нагрузки: продолжительность выполнения упражнения (количество прыжков в серии или время выполнения; интенсивность выполнения; длительность и характер отдыха, количество серий).

В специальной прыжковой подготовке рекомендуются:

а) прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена);

б) основные упражнения по технике игры.

Количество прыжков с отягощением в одной серии – 10-20; продолжительность интервалов отдыха – 2-3 мин; количество серий – 5-6.

Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие:

продолжительность одной серии – 10-20 прыжков; интенсивность – без пауз между прыжками; интервал отдыха между сериями – 1-2 мин; количество серий – 5-7 в тренировке. [25]

  1. Прыжковые упражнения как эффективное средство развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

         Развивать прыгучесть следует упражнениями скоростно-силового типа, в первую очередь различными видами прыжков.
Волейболисту в состязаниях приходится прыгать особенно часто (десятки раз за один матч). Однако условия игры не позволяют совершать прыжки с более или менее длинного разбега. Поэтому волейболисту наиболее выгоден прыжок с толчка обеими ногами. Значит, и для развития прыгучести ему лучше всего применять такие упражнения, в которых толчок производится обеими ногами. Больше всего подходят для этой цели прыжки в высоту с места. Подбирая
специальные упражнения для развития прыгучести волейболистов, стремитесь к тому, чтобы они по координации движений тренирующихся были схожи с движениями игроков, выполняющих нападающий удар и блокирование. Важно также, чтобы упражняющийся игрок мог зрительно контролировать высоту прыжка, рассчитывать свои усилия, наглядно оценивать результаты своих действий.
Дополнительными упражнениями для развития прыгучести служат темповые движения со штангой (но не предельного веса) — рывки и толчки двумя руками. Полезен и скоростной бег на короткие дистанции — 20—30 м.
Прыжковые упражнения весьма разнообразны.
 Для тренировки волейболистов можно применять различные прыжки с места без снарядов, прыжки в высоту и в длину с места и с разбега, опорные прыжки через гимнастические снаряды и, наконец, акробатические прыжки.
Упражнения постепенно нужно усложнять дополнительными движениями — сгибанием и разведением ног, поворотами и т. п. Применяли мы и прыжки боком, и прыжки с приземлением на одну ногу, и прыжки через препятствия, и многие другие. Подобные упражнения развивают прыгучесть спортсмена, повышают интерес волейболиста к занятиям, придает им эмоциональность.
         В подготовительном периоде тренировки на каждом занятии, помимо различных прыжков без снаряда, нужно практиковать и прыжки с использованием снаряда — наклонной рамы с подвесными мячами, а через занятие — подвесных крюков и разновысоких реек.
На тренировках основного периода рекомендуется пользоваться всеми специальными снарядами — наклонной тумбой и рамой с подвесными мячами (на двух занятиях из каждых трех), разновысокими рейками и подвесными крюками (на одном из каждых занятий).
Наклонная рама с подвесными мячами. Волейболист, прыгая, должен доставать рукой или головой подвешенные мячи. Прыжки выполняются с места, с разбега в один и два шага, с разбега не более 7—8 м. Тренирующиеся отталкиваются в одних упражнениях двумя ногами, в других— одной ногой.
 [12]

Прыжковая пирамида в сочетании с наклонной рамой позволяет упражнение усложнить. Например, занимающимся предлагают прыгнуть с определенной высоты с пирамиды, а после приземления сразу же сделать прыжок в высоту (отталкиваясь одной или двумя ногами) и достать подвешенный мяч.

Еще одно упражнение. Вскочить на пирамиду с короткого разбега (не более двух-трех шагов), спрыгнуть с нее на особую отметку на полу и сразу же, оттолкнувшись одной или двумя ногами, достать в прыжке мяч.
Перед началом упражнений преподаватель ставит перед игроками определенную задачу, например, прыгая с места, достать одной рукой мяч, подвешенный на заданной высоте. Обучая новичков, преподаватель обязан предварительно показать. Эта линия чертится точно под осевой линией наклонной рамы. Во время прыжка, приземляясь, занимающийся не должен переступать этой линии.
Готовясь к прыжку, спортсмен должен смотреть на мяч, который ему предстоит достать. Этим вырабатывается умение точно рассчитывать прыжок.
 [13]
         Для прыжков с короткого разбега перед меловой чертой на расстоянии 40—50 см делается отметка, указывающая место отталкивания.
Чтобы уплотнить занятия, большую часть упражнений следует выполнять поточно. На наклонной раме, например, упражняться могут одновременно несколько человек, доставая мячи, подвешенные на различной высоте. Преподаватель заранее разбивает занимающихся на подгруппы, учитывая, на какой высоте каждый из них способен достать мяч. Задания могут быть общими для всех занимающихся и индивидуальными для каждого спортсмена.
           Разновысокие рейки. Упражняться на этом снаряде можно и по одному и группами по 3—4 человек. Между стойками проводится меловая черта - осевая линия. Эта линия ограничивает действия занимающихся так же, как средняя линия игровой площадки ограничивает действия волейболиста. Через эту линию ни один игрок не имеет права переступать.
В одиночных упражнениях спортсмен принимает исходное положение, встав на середине между стойками и отступив от черты на 20—30 см гак, чтобы видеть над собой рейку. Для каждого спортсмена определяется первоначальная высота прыжка. Она должна быть на 15—20 см ниже максимальной высоты, достигнутой данным спортсменом в прыжках во время упражнений на раме с мячами. В последующих занятиях нижняя рейка устанавливается на той высоте, на которой игрок сбивал рейку в предыдущей тренировке.
 [10]
       Определять высоту реек надо и в зависимости от цели тренировки. Для выработки, например, прыжковой выносливости рейки следует устанавливать немного выше, чем для совершенствования приемов техники игры. Целью упражнения может быть совершенствование точности движений или необходимость устранить ту или иную ошибку в технике блокирования (когда игрок не умеет рассчитать движение). В этих случаях начинать упражнение с высоко поставленными рейками не рекомендуется.
Волейболист выполняет упражнение так, как будто он блокирует противника. Разница лишь в том, что он не мячу преграждает путь, а сбивает рейки, толкая их пальцами. Сбитая рейка скатывается по наклонной раме и уже не мешает сбивать следующую. Упражняющийся должен без остановок и пауз сбить в прыжках все десять реек, имеющихся на снаряде.
Когда упражняются сразу двое или трое, они становятся между спек так, чтобы не мешать друг другу. По команде одного из занимающихся игроки начинают одновременно и без пауз сбивать одну рейку за другой. Несогласованность движений легко обнаруживается. Если кто-либо сделает прыжок несвоевременно он не достанет рейки. Сдвинутая с места другими спортсменами, она выйдет из плоскости рамы.
Сбивать рейки можно по одной, по две сразу или "через одну". Упражнения лучше всего начинать с поочередного сбивания реек прыжком с места.
Указывать на ошибки и исправлять их надо не во время упражнения, а после него. Если ошибки повторяются или возникают новые, следует остановив игрока и предложить ему повторить упражнение. Если же спортсмен устал или уже проделал упражнение много раз, лучше предложить ему отдохнуть и понаблюдать за упражнениями товарищей. Только после этого можно снова допустить его к снаряду для повторных упражнений. В этом случае ошибки исправляются быстрее.
        Стремясь достать верхние рейки, занимающиеся нередко переходят меловую черту или переносят через нее руки, откидывают голову, неправильно держат туловище, глубоко приседают во время приземления. Последнее наблюдается особенно часто, если спортсмен устал. Надо указать такому спортсмену, что излишне глубокое приседание снижает высоту прыжка.
 [20]
         Упражнения следует постепенно усложнять, увеличивая высоту реек и предлагая спортсменам сбивать их не поочередно, а в разных вариантах. В групповых упражнениях желательно, чтобы вместе и одновременно тренировались те игроки, которые в состязаниях будут выступать в одной и той же команд и вместе ставить групповой блок.
Все эти упражнения развивают у волейболистов прыжковую выносливость, глазомер, улучшают координацию движений, помогают быстро усвоить технику блокирования.
           Подвесные крюки. Между стойками проводится осевая линия. Волейболист становится в 20—30 см от этой линии. Его задача — в прыжке повесить ка один из крюков палочку с кольцом или снять ее с крюка. В дальнейшем упражнение усложняется. Спортсмен проделывает его в прыжке с места и с разбега, перевешивает палочку с крюка на крюк, навешивает и снимает ее в одном прыжке и т. п. Постепенно можно увеличить высоту снаряда. Отталкиваться для прыжка разрешается одной или двумя ногами.
Этими упражнениями спортсмены добиваются точности движений, вырабатывают правильный глазомер, приобретают умение рассчитывать высоту и направление прыжка. Прыгая, спортсмен совершает в высшей точке полета довольно сложное движение, требующее большой точности, расчета и ловкости. Такие упражнения полезны волейболистам.
Рекомендуется придавать упражнениям соревновательный характер. Это намного повышает их эмоциональность и, следовательно, действенность. Можно соревноваться в том, кто выше повесит предмет, кто в одном прыжке сумеет повесить его на крюк, перевесить сразу на другой и вернуть вновь из первый.  [9]
          При перерывах в тренировке или несистематических занятиях прыгучесть быстро ухудшается. Чтобы развить в себе это важное качество, а затем поддерживать прыгучесть на высоком уровне, спортсмену необходимо тренироваться регулярно круглый год.

Таким образом, совершенствование процесса физической подготовки волейболисток в значительной степени зависит от правильного подбора и распределения средств и методов тренировки на разных этапах подготовки. Для этого необходимо иметь объективные данные о силе тренировочного воздействия средств и методов тренировки, направленных на совершенствование (развитие) тех или иных физических качеств, о распределении средств тренировки в рамках конкретного времени. 

Примерные упражнения для развития прыгучести:

1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.

2. Прыжки из глубокого приседа.

3. Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно выше.

4. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).

5. Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.

6. Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.

7. Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.

8. Имитация блокирования на месте и после перемещения.

9. Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.

10. Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач. [18]

Глава 2. Практическое изучение процесса развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

2.1 Методика определения уровня развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

В качестве контрольных испытаний были подобраны следующие тесты:

Первый тест - высота подскока.

Описание теста.

В этом тесте используется приспособление конструкции В.М. Абалакова «экран прыгучести», позволяющий измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке вверх толчком двумя ногами. Лента темного цвета устанавливается к вертикали при помощи длинного шнура, идущего от потолка к стене через три крюка. Лента подвешивается таким образом, чтобы линии были параллельны поверхности площадки. Устройство может быть подвижным, когда нулевое деление каждый раз передвигается к кончикам пальцев занимающегося, в зависимости от роста. [2]

Использовалось стационарное устройство с большим диапазоном показателей. Высота прыжка определяется следующим образом: в начале спортсмен встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх - отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения - стоя на всей ступне, из полуприседа со взмахом рук, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного устройства - отмечается деление, которого он коснулся. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. Результат учитывается в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по разности между конечным (в прыжке) и исходным (стоя с поднятой рукой) показателями. Общее число попыток - 3. Засчитывается лучший результат.

Второй тест - прыжок в длину с места.

Описание теста.

Испытуемый встает на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затем толчком двух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь, приземлится как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка. [3]

2.2  Методика использования прыжковых упражнений для развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста

Современные высокие спортивные результаты в прыжках в длину и в высоту способны показывать только спортсмены, отлично подготовленные, обладающие высоким уровнем прыгучести. Развитие прыгучести должно идти в специальном направлении в соответствии со структурой и характером усилий в каждом виде прыжка.

Упражнения прыгуна можно разделить на общие и специальные. Те и другие выполняются с отягощениями и без них. Используя отягощения, следует учитывать уровень двигательной подготовленности спортсмена. Например, для новичков они не должны превышать 3–4% собственного веса, а для спортсменов разрядников – 4–5%. Не рекомендуется использовать отягощения при прыжках через планку. Упражнения с ними дают в таком количестве, чтобы при прыжках не искажалась основная структура движения (они должны составлять не более 20–25% общего времени занятия). [16]

Здесь приведены лишь некоторые упражнения для развития прыгучести – в зависимости от поставленной задачи их можно усложнить или облегчить. Количество этих упражнений во время тренировок увеличивается, а во время непосредственной подготовки к соревнованиям уменьшается.

Прыжковые упражнения без отягощения.

Почти все общие и специальные прыжковые упражнения без отягощения могут (при достаточном уровне физической подготовленности учеников) применяться во всех возрастных группах (Приложение 1).

Прыжковые упражнения с отягощением.

Упражнения с отягощениями рекомендуется использовать с 13–14 лет, а остальные – с 15–16 лет. Однако если физическое развитие и двигательная подготовленность детей находятся на высоком уровне, упражнения с отягощением можно давать на 1–2 года раньше (Приложение 2). [26]

Чтобы достигнуть хороших показателей в прыжке, ученику необходимо развить наибольшую начальную скорость полета тела и направить ее под выгодным (оптимальным) углом к горизонту.

Наблюдения показали, что ученики плохо выталкиваются вверх, из-за чего траектория полета оказывается низкой. Часто это происходит не столько из-за недостатка физических сил, сколько из-за неумения выталкиваться точно вверх. При обучении этому движению целесообразно использовать ориентир – препятствие определенной высоты, устанавливаемое между бруском для толчка и местом приземления (примерно посередине). В момент прыжка в длину с разбега надо пролететь над препятствием. Это в значительной степени мобилизует ученика, заставляя отталкиваться не только в длину, но и в высоту. [7]

Прыжковые упражнения без отягощения.

1. Прыжки через барьеры, набивные мячи на одной и двух ногах – 3–4 серии по 10–15 прыжков. Высота барьеров зависит от подготовленности группы.

2. Прыжки с ноги на ногу (на мягком грунте, дорожке из матов, песке) – 3–4 серии по 10–15 прыжков.

3. Прыжки вверх по ступенькам лестницы по очереди на каждой ноге. Начинать с 20–30 прыжков, постепенно увеличивая их количество.

4. Спрыгивание с возвышения с последующим выпрыгиванием вверх – 2–3 серии по 8–10 раз.

5. Различные прыжки со скакалкой – до 200 прыжков. Упражнение выполняется сериями по 20–30 раз в подходе.

6. Выпрыгивания одной ногой с места, доставая высоко расположенные предметы рукой, головой, плечом.

7. Прыжки на двух ногах (на мягком грунте) с продвижением вперед и подтягиванием коленей к груди – 3–4 серии по 7–15 прыжков.

8. Выпрыгивания из глубокого приседа на дальность («лягушка») – 2–3 серии по 6–10 прыжков.

9. Выпрыгивания из полуприседа на одной и другой ноге – 2–3 серии по 20–30 прыжков на каждой ноге.

Специальные прыжковые упражнения без отягощения.

1. И.п. – толчковая нога впереди, маховая сзади, руки в положении замаха перед отталкиванием в прыжке в высоту. Выполняя маховое движение и отталкивание, «ударить» маховой ногой по мячу, подвешенному на высоте 130–160 см – 10–15 раз.

2. Выпрыгивая с шага вверх с одной ноги, достать головой, грудью или маховой ногой высоко расположенные предметы – 12–15 раз.

3. С разбега выпрыгивание вверх с последующим приземлением на толчковую ногу. Приземляться желательно на стопку матов высотой от 40 до 80 см. Выполнить 8–10 раз.

4. Выпрыгивание «на взлет» с одного, трех и пяти шагов разбега. Приземление на толчковую ногу.

5. Выпрыгивание вверх с одного и трех шагов разбега «на взлет» с мягкого грунта (дорожка из матов, песок).

6. Прыжки через планку с прямого разбега «на взлет» с приземлением на толчковую ногу. [3]

Прыжковые упражнения с отягощением.

1. Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с отягощением на плечах – 3–4 серии по 8–10 прыжков. Вес груза (мешок с песком, гриф от штанги или специальный пояс) – не более 30–35 кг.

2. Медленное приседание с отягощением и последующее быстрое выпрыгивание вверх – 2–3 серии по 5–7 прыжков.

3. Подскоки на двух ногах с отягощением на плечах. Особое внимание обращать на работу стопы – 2–3 серии по 15–20 прыжков.

4. Подскоки с отягощением на плечах со сменой ног в положении выпада – 3–4 серии по 5–7 раз.

5. Подскоки через скакалку с отягощением на поясе.

6. Прыжки на двух ногах (гимнастическая скамейка между ногами) с гантелями в руках, спрыгивая со скамейки и напрыгивая на нее, – 2–3 серии по 8–10 прыжков. 

Специальные прыжковые упражнения с отягощением.

1. И.п. – маховая нога на возвышении, штанга (груз) на плечах. Подскоки на толчковой ноге – по 10–15 прыжков на каждой ноге.

2. С одного шага разбега метание набивных мячей, цепляя их носком маховой ноги – по 10–15 раз каждой ногой.

3. Серийные прыжки «на взлет» с одного и трех шагов разбега (на предплечьях обеих рук манжеты весом 1–3 кг). Основное внимание обращается на работу рук. Выполнить 12–15 попыток. [15]

4. Прыжки через препятствия.

Заключение

 Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика совершенствования прыгучести волейболистов носит несистематизированный характер: не учитываются задачи этапов подготовки; большинство средств и методов, используемых для совершенствования прыгучести, по своей структуре не адекватны основным; ограниченный выбор средств прыжковой подготовленности снижает тренировочный эффект; отмечается нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках.

 Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к coвершенствованию и других. Однако в дальнейшем развитие качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами. Так, оказываются несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силы (поднимание большого веса) и максимальных показателей – выносливости (бег, марафон).     Однако следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных

Все методы воспитания прыгучести следует применять не в стандартных ситуациях, а в вариативных, изменяющихся ситуациях (метод сопряжённых воздействий) приближённых к игровым. Как показывает практика воспитание прыгучести можно осуществлять в принципе идя двумя путями: за счёт увеличения максимальной скорости; за счёт увеличения максимальной силы.

            Разработанная нами в области скоростно-силовой подготовки и волейбола методика развития прыгучести у волейболистов среднего школьного возраста, занимающихся в секции волейбола, оказалась эффективной, что выразилось в достоверно более высоких результатах во всех применявшихся тестах и более высоких темпах прироста рассматриваемых показателей. Так как высота прыжка после эксперимента увеличилась, так же и длина прыжка возросла. В результате уровень скоростно-силовой подготовки повысился.

Литература

1. Беляев А. В. Волейбол: Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести [Текст]: метод. рекомендации для студентов институтов физ. культуры / А. В. Беляев. – М. : 1978. 17 с.

2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной подготовки в спорте [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1977. 215 с.

3. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988. 331 с.

4. Виера Б. Л. Фергюсон Б. Д. Волейбол. Шаги к успеху [Текст] / Б. Л. Виера, Б. Д. Фергюсон. – М. : изд-во АСТ, 2004. 176 с.

5. Гласнов В. Н. Техника и тактика индивидуального блокирования в волейболе: методические указания к практическим занятиям для студентов 1-3 курсов специализации «Волейбол» [Текст] / сост. В. Н. Гласнов. –Ульяновск : УлГТУ, 2010. 19 с.

6. Гомельский А. Я. Баскетбол: секреты мастерства. 1000 баскетбольных упражнений [Текст] / А. Я. Гомельский. – М. : А Генетю «ФАИР», 1997. 224 с.

7. Жбанков О. В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов [Текст] / О. В. Жбанков // Физкультура и спорт. – 1995. № 3. С. 19-21.

8. Железняк Ю. Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе [Текст] / Ю. Д. Железняк, Г. Я. Шипулин // Теория и практика физической культуры. – 2004. № 4. С. 30-33.

9. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М. : Академия, 2001. 264 с.

10. Зельдович Т. А. Подготовка юных баскетболистов [Текст] / Т. А. Зельдович. – М. : Физкультура и спорт. 1964. 121 с.

11. Ильин Г. И. Методы интенсификации тренировочного процесса прыгунов тройным с разбега [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Г. И. Ильин. –М., 1983. 150 с.

12. Клименко В. С. Гимнастические упражнения для прыгуна [Текст] / В. С. Клименко // Теория и практика физической культуры. – 1939. № 3. С. 26-29.

13. Кудряшов В. А. Физическая подготовка юных баскетболистов [Текст] / В. А. Кудряшов. – Минск : 1980. 60 с.

14. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. Изд. 2-е, испр. – М. : Советский спорт, 2004. 464 с.

15. Ломейко В. Ф. Исследование прыгучести в связи с возрастом и занятиями физическими упражнениями [Текст]: автореф. канд. дис. / В. Ф. Ломейко. – Минск, 1967. 25 с.

16. Масловский Е. А. Сопряженно-игровой метод формирования техники движений с развитием скоростных качеств детей на внеурочных занятиях [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Масловский. – Минск, 1992. 63 с.

17. Матвеев А. П., Мельников С. Б. Методы физического воспитания с основами теории [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. институтов / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. – М. : Просвещение, 1991. 192 с.

18. Солодков А. С., Сологуб, Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Олимпия Пресс, 2005. 528 с.

19. Фарвель В. С. Управление движениями в спорте [Текст] / В. С. Фарвель. – М. : Физкультура и спорт, 1975. 208 с.

20. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В. П. Филин. – М. : Физкультура и спорт, 1974. 232 с.

21. Фомин Н. А., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству [Текст] / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М. : Физкульутра и спорт, 1991, 159 с.

22. Фомин Е. В., Гарипов А. Т., Клещев Ю. Ю. Скоростно-силовая подготовка юных волейболисток: Всероссийская федерация волейбола [Текст] / Е. В. Фомин, А. Т. Гарипов, Ю. Ю. Клещев. – М., 2009. 45 с.

23. Фомин Е. В., Гарипов А. Т., Клещев Ю. Ю. Специальная физическая подготовка юных волейболистов: Всероссийская федерация волейбола [Текст] / Е. В. Фомин, А. Т. Гарипов, Ю. Ю. Клещев. – М., 2009. 35 с.

24. Хрипкова А. Г. Возрастная физиологии [Текст] / А. Г. Хрипкова. –М. : Просвещение, 1978. 286 с.

25. Шалманов А. А. Биомеханические основы волейбола [Текст] / А. А. Шалманов, А. М. Зафесов, А. М. Доронин. – Майкоп : изд-во АГУ, 1998. 92 с.

26. Шелобанова О. В. Эффективнсть применения прыжковых упражнений со школьниками на уроках физической культуры в IV-V классах [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / О. В. Шелобанова. – М., 2000. 26 с.

27. Шилов О. С. Оценка прыжковой подготовленности спортсмена [Текст] / О. С. Шилов, Е. В. Афанасьева // Теория и практика физической культуры. – 1982. № 8. С. 1012.

Приложение 1

Комплекс № 1

Прыжковые упражнения без отягощения.

1. Прыжки через барьеры, набивные мячи на одной и двух ногах – 3–4 серии по 10–15 прыжков. Высота барьеров зависит от подготовленности группы.

2. Прыжки с ноги на ногу (на мягком грунте, дорожке из матов, песке) – 3–4 серии по 10–15 прыжков.

3. Прыжки вверх по ступенькам лестницы по очереди на каждой ноге. Начинать с 20–30 прыжков, постепенно увеличивая их количество.

4. Спрыгивание с возвышения с последующим выпрыгиванием вверх – 2–3 серии по 8–10 раз.

5. Различные прыжки со скакалкой – до 200 прыжков. Упражнение выполняется сериями по 20–30 раз в подходе.

6. Выпрыгивания одной ногой с места, доставая высоко расположенные предметы рукой, головой, плечом.

7. Прыжки на двух ногах (на мягком грунте) с продвижением вперед и подтягиванием коленей к груди – 3–4 серии по 7–15 прыжков.

8. Выпрыгивания из глубокого приседа на дальность («лягушка») – 2–3 серии по 6–10 прыжков.

9. Выпрыгивания из полуприседа на одной и другой ноге – 2–3 серии по 20–30 прыжков на каждой ноге.

Специальные прыжковые упражнения без отягощения

1. И.п. – толчковая нога впереди, маховая сзади, руки в положении замаха перед отталкиванием в прыжке в высоту. Выполняя маховое движение и отталкивание, «ударить» маховой ногой по мячу, подвешенному на высоте 130–160 см – 10–15 раз.

2. Выпрыгивая с шага вверх с одной ноги, достать головой, грудью или маховой ногой высоко расположенные предметы – 12–15 раз.

3. С разбега выпрыгивание вверх с последующим приземлением на толчковую ногу. Приземляться желательно на стопку матов высотой от 40 до 80 см. Выполнить 8–10 раз.

4. Выпрыгивание «на взлет» с одного, трех и пяти шагов разбега. Приземление на толчковую ногу.

5. Выпрыгивание вверх с одного и трех шагов разбега «на взлет» с мягкого грунта (дорожка из матов, песок).

6. Прыжки через планку с прямого разбега «на взлет» с приземлением на толчковую ногу. [3]

Приложение 2

Комплекс № 2

Прыжковые упражнения с отягощением.

1. Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с отягощением на плечах – 3–4 серии по 8–10 прыжков. Вес груза (мешок с песком, гриф от штанги или специальный пояс) – не более 30–35 кг.

2. Медленное приседание с отягощением и последующее быстрое выпрыгивание вверх – 2–3 серии по 5–7 прыжков.

3. Подскоки на двух ногах с отягощением на плечах. Особое внимание обращать на работу стопы – 2–3 серии по 15–20 прыжков.

4. Подскоки с отягощением на плечах со сменой ног в положении выпада – 3–4 серии по 5–7 раз.

5. Подскоки через скакалку с отягощением на поясе.

6. Прыжки на двух ногах (гимнастическая скамейка между ногами) с гантелями в руках, спрыгивая со скамейки и напрыгивая на нее, – 2–3 серии по 8–10 прыжков. 

Специальные прыжковые упражнения с отягощением.

1. И.п. – маховая нога на возвышении, штанга (груз) на плечах. Подскоки на толчковой ноге – по 10–15 прыжков на каждой ноге.

2. С одного шага разбега метание набивных мячей, цепляя их носком маховой ноги – по 10–15 раз каждой ногой.

3. Серийные прыжки «на взлет» с одного и трех шагов разбега (на предплечьях обеих рук манжеты весом 1–3 кг). Основное внимание обращается на работу рук. Выполнить 12–15 попыток. [15]

4. Прыжки через препятствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Влияние специальных силовых упражнений на развитие мощности гребковых движений»

Актуальность. За последние четыре десятилетия в спортивной науке и практике направлению развития физических способностей было уделено достаточное внимание. Разрабатываемые методики, в одном виде спорт...

Развитие скоростно-силовых качеств в многофункциональных тренировках у детей младшего и среднего школьного возраста.

ВведениеВ школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно си...

Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1   РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...

Проблемы развития волевых качеств детей среднего школьного возраста на занятиях хореографии

В работе описывается понятие воли, раскрываются особенности изучения данной темы в отечественной психологии. Описаны основные направления классификации волевых качеств, а также особенности их формиров...